вспомни что такое ритм и рифма
Занятие 10. Ритм стиха
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы.
Часто для того, чтобы соблюдать ритм, многие писатели прибегают к таким словам-паразитам, как «уж», «бы», «так» и т.д. Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае. Так, например, строка «так уж и мне хотелось бы побыть»- пример того, что часто встречается в стихах начинающих поэтов. Большое количество вводных слов или слов-паразитов говорит об ограниченном языковом запасе пишущего. Прочитайте внимательно свои стихи, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать. И читайте. Читайте, читайте, читайте.
А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Он утащит во лесок,
Закопает во песок.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЯ РИТМА
2.Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов.
3.Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос).
Тем, кто только-только начинает пробовать свои силы в поэзии можно дать ещё несколько советов, помогающих избежать сбоя ритма.
1-ый куплет 1-ая строка 8 слогов
1-ый куплет 2-ая строка 9
1-ый куплет 3-строка 8
1-ый куплет 4-ая строка 9
Второй куплет 8
9
8
9
То же самое во всех последующих куплетах. Конечно, нужно ещё помнить о том, что нельзя использовать в одном стихотворении различные виды рифм (мужская, женская и т.д.)
Со временем, как только у вас выработается музыкальный (или точнее, поэтический) слух вы спокойно обойдётесь без этих советов.
Что такое ритм и рифма в стихотворении? Определение своими словами?
Задание по литературе для 4 класса. 8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своими словами.
Это созвучное окончание строк стихотворения, соседних или разделенных другими строками. Рифма придает стихотворению мелодичность и законченность.
У каждого стихотворения принято выделять ритм и рифму. По ритму мы можем определить стихотворный размер, а рифма делает стихотворение благозвучным и мелодичным.
Ритмом называется повтор неких важных элементов в строке, например ударения в слогах.
Рифмой называют одинаковое или похожее по звучанию окончание строк.
Овладеть ритмом и рифмой должен каждый поэт, потому что без них не будет стихотворения.
Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:
Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.
Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.
Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.
Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.
А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.
Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи ком.
Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.
Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.
Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.
Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.
Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.
Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.
Ритм. Рифма
В поэзии роли ритма и рифмы значительны, так как они являются основными структурообразующими элементами стиха.
Ритм – соразмерность, чередование каких-либо элементов, периодическое повторение звуковых, синтаксических, интонационных элементов в стихотворной речи.
Ритм в стихотворении создается упорядоченным чередованием пиррихиев и ударных мест.
Еще задолго до развития письменности человек воспринимал ритм в окружающем мире, в своем организме (биение сердца, дыхание). С развитием труда ритм начал проявляться с работой человека во всех отраслях (гончарный круг, кузница). Еще в античности люди выяснили, что ритм благотворно влияет на деятельность, ускоряя мышечные процессы. Именно в связи с этим появились рабочие песни, интенсивные и ассоциирующиеся с динамикой (для примера была взята рабочая песня времен СССР):
Распроклятый наш завод
Перепортил весь народ:
Кому палец, кому два,
Кому по локоть рука…
Грудь расшиб себе два раза
У мартыновских печей,
Я ослеп на оба глаза –
Хоть бы голову с плечей!
Управитель наш, подлец,
Всех замучил нас вконец.
Постепенно, с развитием человека, стали появляться песни для народного исполнения, исключающие работу. Затем их стали исполнять на сцене, появились хороводы, танцы. Они сохранили свою ритмичную составляющие, но стали самостоятельными частями фольклора.
Рифма
Рифма — повтор отдельных звуков или звуковых комплексов в окончаниях двух или нескольких строк стихотворения.
Рифмовка, Рифма
Название | Примеры |
---|---|
Парная (смежная) ААББ | Запах солнца? Что за вздор! а Нет, не вздор. а В солнце звуки и мечты, б Ароматы и цветы. б |
Перекрестная АБАБ | Как стих сказителя народного А’ Из поседевшей старины, б Из отдаления холодного А’ Несет к нам стынущие сны. б |
Опоясывающая (кольцевая) АББА | Дымен смутный трепет свеч, а На иконах свет заемный. Б Каждый хочет в церкви темной Б От свечи свечу зажечь. а |
Смешанная ааабаааб ббаббавв и т.п. | Ангелы опальные, А’ Светлые, печальные, А’ Блески погребальные А’ Тающих свечей,- б Грустные, безбольные А’ Звоны колокольные, А’ Отзвуки невольные, А’ Отсветы лучей,- б |
Виды рифм, Характер рифмовки
Название | Определение | Примеры |
---|---|---|
Мужская | Ударение в последнем слове строки приходится на последний слог | Тебя люблю я столько лет, И нежен я, и я поэт. |
Женская | Ударение в последнем слове строки приходится на предпоследний слог | С певучим перезвоном Старинных колоколен! |
Дактилическая | Ударение в последнем слове строки приходится на третий слог от конца | Они заботятся мучительно . Себя спасают исключительно. |
Гипердактилическая | Ударение в последнем слове строки приходится на четвертый (и далее) от конца слог | Голуби реют серебряные. |
Задание ЕГЭ с данной терминологией
Задание на рифму встречается в 14 задании, сменяя вопрос «Определите размер».
Внимание! Запомните что значится под термином «рифмовка» и что значится под «видами рифм»! Такие вопросы многих абитуриентов ставят в тупик!
Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа, строфа
Урок 20. Русская литература 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа, строфа»
· Узнаем, чем стихи отличаются от прозы.
· Выясним, что такое ритм и рифма.
· Поговорим о стопе и строфе
Но сначала присоединимся к ребятам, у которых, кажется, возникли какие-то проблемы…
– Почему ты плачешь, Алина? – удивился Артём.
– Да вот, у мамы день рождения, – жалобно ответила Алина. – Мне так хотелось сочинить красивое поздравительное стихотворение! Я мучилась-мучилась, а у меня ничего не выходит!
– Ха, да ведь это легче лёгкого, – хмыкнул Миша. – Сейчас мы тебе не хуже пушкинского стихотворение напишем!
Да я всё прямо сейчас и сочиню! Вот:
Я тебя от всей души поздравляю
И я тебе от всей души желаю
И хорошего настроения.
Будь всегда самой прекрасной!
Алина от удивления перестала расстраиваться и заметила робко:
– Но ведь это же, кажется, не совсем стихи…
– Как не совсем? – удивился Миша. – Ведь всё написано в столбик?
Ведь чем отличается проза от стихотворения?
Вот, например, отрывок из сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Это – сказка в прозе, потому всё написано в строку.
«Можете себе представить, что за праздник устроили в честь её рождения! В гости к маленькой принцессе позвали всех фей, каких удалось найти в стране».
Ш. Перро «Спящая красавица»
А вот отрывок из поэмы Жуковского о спящей царевне – мы недавно эту поэму читали. Стихи пишутся в столбик!
Вот царём Матвеем пир
Знатный дан на целый мир;
И на пир весёлый тот
Царь одиннадцать зовёт
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их…
В. Жуковский «Спящая царевна»
– Но есть и другие отличия, – заметил Артём.
Посмотри-ка на своё стихотворение. А теперь попробуй подобрать к нему мелодию и спеть как песню!
Потому что в стихотворениях обычно есть чёткий ритм.
Ритм – это чередование определённых элементов в тексте.
В стихах обычно чередуются ударные и безударные слоги.
Например, идёт ударный слог, а потом безударный, и это повторяется в строгом порядке: потом опять идёт ударный слог, а потом безударный…
Посмотрим на предложение из прозаической сказки. Поставим в этом предложении ударения в каждом слове.
«Можете себе представить, что за праздник устроили в честь её рождения! В гости к маленькой принцессе позвали всех фей, каких удалось найти в стране».
Это выглядит как-то беспорядочно: сначала ударный слог, потом три безударных, потом ударный, безударный… и так далее.
В прозе обычно нет ритма – если это не какая-нибудь особенная проза.
Теперь посмотрим на первые две строчки стихотворной сказки Жуковского. Расставим ударения.
И сразу можно увидеть закономерность: ударный, безударный, ударный, безударный, ударный – безударный… Слоги чередуются! Это и есть ритм – один из признаков стихотворной речи.
Рисунки ритма могут быть разными.
Посмотрим на две строчки из пролога к поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Расставим ударения. А теперь построим схему:
Здесь уже наоборот – чередуются сначала безударный, потом ударный слог, потом безударный и ударный.
Заметим, что в каждой строке этот рисунок повторяется.
А вот две строчки из баллады Жуковского «Кубок». Расставим ударения в словах. Теперь посмотрим, какая схема у нас получается:
Тут сначала идёт безударный слог, потом ударный, потом безударный. А потом всё это повторяется.
Именно поэтому у разных стихотворений такие разные «мелодии»!
Давайте попробуем выделить те самые одинаковые отрезки ритма, которые повторяются.
Теперь особенно видно, насколько они отличаются. Эти стихи будто делают разные шаги – более короткие или более длинные!
На самом деле – не шаги, а стопы.
Такие повторяющиеся отрезки ритма называются стопами.
В одной стопе обычно два или три слога – больше бывает очень редко.
В первом случае строка у нас состоит из четырёх полных стоп по два слога. И ещё кусочек остался. А во втором случае стопа трёхсложная. Мы видим три полные стопы и ещё неполный кусочек.
В тексте мы тоже можем так выделять стопы, не только в схемах.
У разных стоп есть разные названия, о которых мы ещё поговорим.
А пока что нужно запомнить, что ритм – это чередование ударных и безударных слогов в стихотворной строке.
Отрезок ритма, который постоянно повторяется, называется стопой. В стопе два или три слога.
Я от души поздравляю!
Будь неизменно весёлой!
Счастья, любви и богатства!
Ну, разве я не второй Пушкин, а?! Что? Почему нет? Ведь в стихотворении-то теперь есть ритм: ударный слог – два безударных, ударный – два безударных…
– Так-то оно так, – заметил Артём, – но только ритма недостаточно.
Обычно стихи от прозы отличаются ещё и рифмой.
Вот начало «Сказки о рыбаке и рыбке».
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Стихи тут выглядят немного непривычно – как будто просто в прозу добавили ритм. А вот начало пролога из «Руслана и Людмилы». И здесь некоторые строчки заканчиваются одинаково. Это и есть рифма.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
Рифмой называется совпадение конечных слогов в стихотворных строках.
Здесь первая строка рифмуется с третьей: зелёный – учёный.
А вторая строка – рифмуется с четвёртой: том – кругом.
Нужно заметить, что совпадают не просто какие-то последние слоги, а вся часть слова с последнего ударения. В словах зелёный-учёный совпадают два слога: ёный.
Рифмовать нужно правильно.
Лапка, тапка, бабка – согласные не так важны, как гласные.
Бежит, спешит, дрожит, скажи, ножи – это всё рифмы!
Слова из разных частей речи рифмуются между собой, и это считается самыми красивыми рифмами.
Ну-ка, зарифмуем слово улыбка!
Рыбка, гибко, ошибка, зыбкий, гибкость…
Иногда созвучие может быть слегка неточным, но зато оригинальным. Это тоже ценится.
– Так, – задумалась Алина. – Вот у нас первая строчка заканчивается на слово маму. Как же подобрать рифму? Маму, раму, пижаму, телеграмму, прямо, самой… о, возьму последнее слово! А вот слово поздравляю. Какую рифму подобрать? Таю, стаю, убегаю, повторяю, не такая, желаю… почему бы и нет?
У меня есть две рифмы! Теперь надо написать строчки, которые бы на них заканчивались! Только так, чтобы при этом ещё и с ритма не сбиться!
Я от души поздравляю
Быть нестареющей самой
Вечно тебе я желаю!
– Красота! – захлопала в ладоши Алина. – Только мне хочется поздравление подлиннее. Ну, чтобы в нём было не одно четверостишие. То есть, не один столбик. То есть…
– Не одна строфа! – вклинился Миша. – Столбик в поэзии называется строфой.
Строфа – это такая часть поэтического текста, которая объединяет несколько строк стихотворения.
И строфы могут быть самыми разными по размеру!
Вот отрывок из одной сказки Лермонтова. Это две строфы, и в каждой – по две строки.
В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич, взгляни на меня!»
Фыркает конь и ушами прядёт,
Брызжет и плещет и дале плывёт.
А вот отрывок из стихотворения Пушкина. Это одна строфа, и в ней четыре строки.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
В строфе строки обычно объединяются по смыслу и по рифме.
Посмотрим на начало баллады Жуковского «Кубок». Здесь шесть строк, и это одна строфа. Тут очень интересная рифмовка: первая строка и третья, вторая и четвёртая, а пятая и шестая рифмуются между собой.
По смыслу вся строфа – это речь царя.
«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнёт с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной».
И вот что мы узнали:
Рифма – это совпадение конечных слогов в стихотворных строках.
Строфа – несколько строк, которые объединяются смыслом и рифмой. При этом в строфах может быть разное количество строк.
– Тогда нужно написать ещё одно такое четверостишие, – подхватил Миша. – Или лучше два. Давай попробуем высказать, чего мы желаем маме:
Чтоб неизменное счастье
Вечно с тобой оставалось
Чтобы, как солнце, почаще
Ты нам светло улыбалась!
– А теперь нужен финал! – подхватила Алина. – Давай вот так:
Сбудутся пусть ожиданья,
Светлого лишь настроения!
Я от души поздравляю
В радостный день – День рожденья!
Поздравление получилось просто чудесным – любая мама будет рада такому подарку. И главное – это ведь совершенно точно стихи. Потому что теперь мы знаем, чем стихи отличаются от прозы.
Повторим ещё раз – что есть в стихах, чего нет в прозе?
Там есть ритм – чередование ударных и безударных слогов. Один отрезок такого повтора – это одна стопа.
Ещё в стихах есть рифма – совпадение последних слогов в стихотворных строках.
По смыслу и рифмам строки стихотворения могут объединяться в строфы разного размера.
Презентация «Ритм и рифма»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
2. Белый снег, пушистый В воздухе кружится. И на землю тихо Падает, ложится. 1. Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
Стихотворная Организованность, порядок, лаконичность, краткость Прозаическая Свободно движется от предложения к предложению
Прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами.
В стихе это ударный и безударный слоги. равномерное чередование повторяющихся единиц
На дво-рах и до-мах Снег ле- жит по-лот-ном И от солн-ца блес-тит Раз-но-цвет-ным ог-нем.
Снег валится на поля, Вся белешенька земля.
созвучие окончаний стихотворных строк
От буквы А до буквы Я Шеренга слов стоит. Вся эта дружная семья Зовется (____________). Знает даже лодырь и бездельник: Первый день недели (____________). Бывает дом для человека, А дом для книг – (_____________). Когда порою одиноко, Вдруг в тишину ворвется звон, И голос друга издалека Тебе подарит (____________).
A B A B У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом …
A А В B Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой…
A В В А И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил.
1) Жил-был добрый Царь Матвей, Жил с царицею своей Он в согласье много лет, А детей всё нет как нет. 2) Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя. 3) Я рос, как многие в глуши, У берегов большой реки, Где лишь кричали кулики, Шумели глухо камыши.
Задание: Придумай рифму к имени своего соседа по парте, сочини двустишие.
Задала я вам заданье. Что ж, ребята, до свиданья! Прозвенит сейчас звонок, И закончится урок. Спасибо вам, мои друзья! Всем очень благодарна я.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
Улыбнитесь всем гостям.
И тихонечко садитесь.
— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
(Читают название хором с экрана интерактивной доски).
Экран: «В поэтической мастерской».
— Как вы понимаете его название?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
— Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Номер материала: 423123
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.