всм что это значит в спорте

Всм что это значит в спорте

ЭТАПЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В СДЮСШОР «МЕТАЛЛУРГ»

Период подготовки, этапы подготовки

Направленность деятельности, задачи

Спортивно-оздоровительный этап (группы СОГ)

Группы СОГ формируются с учетом расписания проведения занятий в общеобразовательных школах, способности к усвоению учащимися программы данного спортивного этапа

— привлечение к занятиям оздоровительными физическими упражнениями детей;

-укрепление здоровья и закаливание;

-коррекция недостатков физического развития;

-обучение основам техники хоккея;

-развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, координированности);

-формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям хоккея и к здоровому образу жизни;

-воспитание моральных и волевых качеств;

— поиск талантливых в спортивном отношении детей.

Переход с этапа спортивно-оздоровительного на этап начальной подготовки учащихся осуществляется по результатам сдачи контрольных нормативов 4-го года занятий. При невыполнении нормативов учащиеся могут перейти на следующий год обучения в составе группы здоровья, где учащиеся проходят обучение по программе Школы, до проведения следующей сдачи нормативов.

Этап начальной подготовки (группы НП)

Группы НП формируются по результатам сдачи контрольных нормативов по общефизической, спортивной и технической подготовки

— привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности;

— укрепление здоровья и закаливание;

-коррекция недостатков физического развития;

-обучение основам техники хоккея;

— определение предрасположенности к занятиям хоккеем, способностей к обучению, выявление способных и талантливых детей;

— развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости), отработка хоккейно-двигательных навыков;

-воспитание моральных и волевых качеств, становление спортивного характера, взаимодействие в команде, начальная специализация.

Переход с этапа начальной подготовки на учебно-тренировочный этап учащихся производится путем выделения здоровых (или практически здоровых) учащихся, проявивших способности к хоккею на предыдущем этапе спортивной подготовки и результатам контрольных нормативов конца 7-го года занятий

Учебно-тренировочный этап (группы УТГ)

Группы УТГ формируются по результатам сдачи контрольных нормативов по общефизической, спортивной, технической и тактической подготовки с учетом индивидуальной и командной статистики

— улучшение состояния здоровья, закаливание;

— физическое развитие и повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом программы Школы;

-устранение недостатков в уровне физической подготовленности;

— воспитание физических, моральных и волевых качеств, освоение технических и тактических навыков с учетом динамики прироста показателей;

— формирование психологической устойчивости в соревновательной деятельности;

— формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке;

— профилактика асоциальных проявлений.

Источник

Этап высшего спортивного мастерства

Задачи учебно-тренировочной и воспитательной работы.

Основными задачами в группах высшего спортивного мастерства являются: дальнейшее повышение разносторонней и специальной физической подготовки; совершенствование индивидуальной атлетической подготовки с акцентом на развитие специальных качеств, достижение высокого уровня физической и тактической подготовленности и стабильности спортивных результатов в сложной соревновательной обстановке, воспитание целеустремленности и настойчивости в достижении высоких спортивных результатов до российского и международного уровня.

В процессе учебно-тренировочной работы и соревнований спортсмены должны приобрести устойчивость к сбивающим факторам, освоить возрастающие объемы тренировочных нагрузок, а также совершенствовать навыки самостоятельного анализа технико-тактических действий, индивидуальной подготовки спортивного инвентаря в зависимости от различных факторов (температура льда, профиль трассы, качество ледового покрытия и т.д.) проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий для получения знания общественного инструктора и судьи по спорту.

Разрядные требования, которые должны выполнить спортсмены:

в группах высшего спортивного мастерства – МС – МСМК

В группах высшего спортивного мастерства объем нагрузки возрастает главным образом за счет увеличения объемов СФП и технико-тактической подготовки и уменьшения ОФП. Программа рассчитана на весь период подготовки спортсменов, входящих в основной состав сборной команды России.

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ

Общая физическая подготовка.

Бег на выносливость, кроссы; чередование ходьбы и бега, бег с ускорением, с последующим использованием инерции и расслаблением; бег на местности в чередовании с физическими упражнениями (висы, лазание, подтягивание, метания, преодоления препятствий, прыжки и т.д.), с использованием подручных средств.

Общеразвивающие упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата рук и плечевого пояса ( с акцентом на развитие взрывной силы и с использованием структуры движений, моделирующей стартовый рывок), для развития мышц и туловища (преимущественно скоростно-силового характера и с акцентом на разгибание), для развития мышц.

Упражнения с отягощением (штанга, гири, грузы, ядра – преимущественно весом до 60 кг ).

Элементы акробатики – кувырки вперед, назад, в стороны, перевороты боком, стойка на кистях, мост из положения стоя, различные комбинации элементов с многократным повторением; кувырки вперед и назад, сальто вперед согнувшись, сальто назад в группировке, прыжки с приземлением в горизонтальное положение.

Упражнения на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка, лестница, канат, шест, бревно, брусья, перекладина, конь – опорные прыжки).

Элементы легкой атлетики – бег, прыжки, метания (граната, диск, ядро, копье), прыжки с места и с разбега в длину и высоту, многоскоки, преодоление барьеров, эстафеты.

Упражнения в равновесии – передвижение шагом и бегом по уменьшенной опоре (бревно, доска) с варьированием высоты снаряда, с преодолением препятствий, то же с предметами в руках с изменением направления движения; балансирование на узкой опоре, на доске, с установленной на свободном горизонтальном цилиндре; прыжки в глубину; выполнение акробатических элементов на склонах песчаных карьеров.

Подвижные игры, эстафеты с комбинированными препятствиями, с заданиями на точность движений, с использованием отягощений (переноска партнера, груза и т.д.), с заданиями, требующими нестандартных решений, игры на местности.

Спортивные игры – волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч.

Специальная физическая подготовка.

Имитация стартового рывка сидя на полу (сопротивление создается с помощью амортизаторов); то же сидя на санях. Имитация стартового рывка на тренажерном приспособлении «груз – блок – трос» с отягощениями, равными сопротивлению в реальных условиях старта, с увеличенным отягощением, с уменьшенным отягощением. Имитация «пингвинов» (сопротивление создается с помощью амортизаторов и грузов, закрепленных на руках).

Упражнения на рельсовой откатной эстакаде; то же с отягощением саней.

Упражнения на гладкой откатной эстакаде; то же с отягощением саней.

Продвижение на роликовых санях с помощью «пингвинов» на скорость. Эстафеты с продвижением на роликовых санях с помощью «пингвинов».

Упражнения на статическую выносливость – удержание основного положения саночника лежа поперек скамейки; то же с дополнительным отягощением (на голове и ногах), то же с партнером, который прилагает усилия к разгибанию шеи соупражняющегося; то же но партнер прилагает усилия неожиданно.

Упражнения на развитие мышц шеи – сгибания и круговые движения с сопротивлением партнера, со специальными шлемами-отягощениями разного веса; сгибание и разгибание шеи в положении моста на мате, в стойке на голове; забегания влево и вправо в положение моста.

Упражнения с различными отягощениями (штанга, гири, гантели, веса), близкие по структуре к элементам техники санного спорта. Упражнения на силовых тренажерах, преимущественно моделирующие структуру стартового рывка, с предельными и околопредельными отягощениями, с акцентом на скорость.

Упражнения на гибкость – с акцентом на разгибание стопы и сгибание туловища вперед, то же в парах с активной помощью партнера, то же после бальнеопроцедур; использование вибровоздействий для развития гибкости.

Ледовая подготовка на трассе: совершенствование различных элементов техники санного спорта, спуски по трассе с акцентированием внимания на прохождение различных участков трассы (виражи, прямые участки, сопряженные виражи и т.д.); совершенствование техники прохождения трассы в целом (спуски на время); совершенствование прохождения трассы в условиях, моделирующих соревновательную деятельность; совершенствование техники прохождения трассы с учетом коррекции, вносимых по данным срочной информации микрохронометража отрезков, видеомагнитофонной записи; совершенствование вариантов техники прохождения трассы.

Изучение и совершенствование старта: совершенствование техники старта с акцентом на полное использование силовых возможностей; совершенствование техники старта в летних условиях на площадках с искусственным льдом; совершенствование техники входа в первый вираж на ледяных трассах; совершенствование техники старта с применением средств срочной информации (микрохронометраж отрезков стартового разгона, видеомагнитофонная регистрация).

Дополнительные навыки тактико-тактической подготовки: совершенствование навыков идеомоторной тренировки (мысленного воспроизведения прохождения трассы); совершенствование навыков анализа прохождения трассы и коррекции технико-тактических действий при последующих спусках на основе данных анализа; совершенствование навыка самостоятельного анализа данных срочной информации о прохождении трассы (микрохронометража прохождения различных отрезков, видеозаписи и т.д.).

Этап накопления потенциала подготовительного периода служит задачам дальнейшего повышения уровня общей и специальной физической подготовки, причем на первый план выдвигается специальная физическая подготовка. Общая физическая подготовка служит главным образом педагогическим задачам воспитания. В тактико-технической подготовке применяется весь арсенал средств весенне-летней подготовки.

На специально-подготовительном этапе особое внимание уделяется задаче выработки технико-тактических навыков, которые могут быть затем непосредственно перенесены на ледовую подготовку. На данном этапе средства физической подготовки все более специализируются с учетом особенностей санного спорта.

На формирующем этапе соревновательного периода решаются задачи повышения психологической устойчивости, стабильности технико-тактических действий, дальнейшего совершенствования отдельных элементов и техники в целом. Здесь на первый план выдвигается соревновательный метод подготовки с всесторонним анализом спусков по данным средств срочной информации и внесением на этой основе коррекции в последующие спуски. На завершающем этапе соревновательного периода основной задачей является достижение максимальной готовности к соревнованиям и реализация всего накопленного потенциала.

В переходный период осуществляется психологическая нагрузка путем широкого применения вспомогательных видов спорта, переключения на новые виды физических упражнений, изменение формы проведения тренировок (походы, прогулки и т.д.). Наряду с этим решаются задачи поддержания и совершенствования физической подготовленности, а также осуществляются профилактические мероприятия.

В группах высшего спортивного мастерства используются средства специальной физической подготовки в полном объеме, учитывая, что первостепенной задачей является развитие специальных качеств, которые непосредственно проявляются в реальных условиях соревновательной деятельности. Индивидуализация средств и методов подготовки в зависимости от уровня различных сторон специальной подготовленности является необходимым условием.

Учитывая специфику натурбана, связанного с перегрузками, вибрациями, специфическим положением спортсмена в санях, тренировочные заезды распределяются дробно на протяжении тренировочного дня, причем на первой тренировке дается большее количество заездов по сравнению со второй тренировкой данного тренировочного дня.

Теоретические занятия проводятся в форме лекций и практических занятий. Наряду с этим спортсмены самостоятельно следят за литературой и научными разработками по санному спорту и по общим вопросам спортивной тренировки.

Спортсмены в группах высшего спортивного мастерства должны владеть навыками индивидуальной подгонки саней, подготовки их в зависимости от различной погоды и состояния льда.

В группах высшего спортивного мастерства помимо общепринятых врачебных обследований, углубленные медицинские обследования включают в себя специальные неврологические обследования, направленные на определение степени выраженности специфического синдрома, возникающего у саночников при интенсивных занятиях ледовой подготовкой. В этих обследованиях используются также пробы со специфической нагрузкой.

Данные этапных комплексных обследований характеризуют функциональную подготовленность и состояние здоровья спортсмена после определенного этапа подготовки. Эти данные являются одной из исходных предпосылок для детального планирования последующего этапа тренировки.

Медицинские наблюдения в группах высшего спортивного мастерства являются неотъемлемой частью общей системы управления тренировочным процессом и проводятся врачебно-физкультурным диспансером.

В группах высшего спортивного мастерства значительно повышается удельный объем специальной физической подготовки. В связи с этим в плане применения педагогических средств восстановления особое внимание уделяется чередованию упражнений различного характера и направленности с тем, чтобы не вызывать перегрузки мышечных групп, систем и т.д.

При упражнениях силового характера необходимо создавать щадящий режим для позвоночника. Для этого нужно планировать проведения части силовых упражнений в положении лежа, а после упражнений с подъемом тяжестей давать свободный вис с потряхиванием на перекладине, кольцах, гимнастической стенке. Средства общей физической подготовки (вспомогательные виды спорта) также используются в целях педагогического восстановления.

Из медико-биологических средств восстановления рекомендуется самомассаж, инструментальный массаж, гидромассаж, солевые и контрастные ванны, локальные баровоздействия, парная и суховоздушная (сауна) бани.

Дополнительное введение витаминов осуществляется в зимне-весенний период, а также в период напряженных тренировок. Дозировка и схема витаминизации определяется врачом.

Из психологических средств восстановления применяется аутогенная тренировка, специальная организация культурного досуга (просмотр соответствующих кинофильмов, прослушивание любимой музыки, организация отвлекающих игр, бесед), создание комфортабельных условий быта.

Организм спортсмена довольно быстро приспосабливается к однообразным средствам восстановления. Поэтому следует разнообразить их, варьируя дозировку и методику применения.

Основной задачей психологической подготовки на данном этапе является формирование личности спортсмена, обладающего высокой психической устойчивостью, волевыми качествами, настроем на достижение максимальных спортивных результатов.

Особое назначение приобретает изучение личностных характеристик спортсменов, а так же тестовые испытания. Выявления свойств личности позволяет проводить их коррекцию, формировать и совершенствовать свойства, значимые для спорта высших достижений: умение управлять эмоциями, устойчивость к стрессу в ситуациях повышенной ответственности, высокая соревновательная мотивация, серьезность и ответственность, способность к самоанализу.

На этапе высшего спортивного мастерства в полном объеме используются методы самоубеждения, самоприказов, самовнушения, идеомоторной и психорегулирующей тренировки, проводятся психогигиенические мероприятия, направленные на снятие необоснованных страхов за состояние здоровья в связи с развивающимся при интенсивных занятиях санным спортом специфическим синдромом. Спортсменам разъясняется переходящий характер развивающейся симптоматики и даются рекомендации по действенным мерам профилактики и купирования специфического синдрома.

В группах высшего спортивного мастерства еще больше возрастает значение тесной взаимосвязи психологической подготовки с идейно-воспитательной работой. Учитывая более зрелый возраст спортсменов, здесь значительное место и время отводятся мероприятиям, способствующим формированию мировоззрения активной жизненной позиции, идеологическому и нравственному воспитанию.

Источник

Высшего спортивного мастерства (ВСМ).

БИАТЛОН

Учебная программа

«СДЮСШОР по биатлону»

« УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ ДОД

«СДЮСШОР по биатлону»

_______________ Черных К.С.

«____»_______________ 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Учебная программа для МБОУ ДОД «СДЮСШОР по биатлону» отделения по биатлону составлена в соответствии с Законом «Об образовании». За основу взят Типовой план-конспект учебной программы для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, утвержденный приказом Государственного Комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28.07.2001г. № 390.

Эффективность работы спортивных школ во многом зависит от учебных программ.

В учебную программу заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

— содействие гармоничному развитию личности, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;

— подготовка биатлонистов высокой квалификации, резерва сборной команды округа, области, России;

— воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности юных спортсменов;

— подготовка инструкторов-общественников и судей по спорту.

Основными показателями программных требований по уровню подготовленности учащихся являются:

— выполнение контрольных и контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке, овладение знаниями теории биатлона

и практическими навыками проведения соревнований, успешное выступление в соревнованиях, выполнение спортивных юношеских и взрослых разрядов по лыжным гонкам и биатлону, званий «Кандидата в Мастера Спорта России» и «Мастера Спорта России», организация и проведение соревнований и спортивных мероприятий.

Программа является основным документом при проведении занятий в спортивной школе и рассчитана на непрерывное обучение учащихся в течение 11- 12 лет.

Принцип комплектности программы предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля.

Принцип преемственности программы определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.

Принцип вариативности программы предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

Программа разработана на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ. Нормативная часть программы является официальным документом, в соответствии с которым планируется подготовка спортивного резерва в стране. На основании нормативной части программы в школе разрабатываются планы подготовки учебных групп и отдельных спортсменов с учетом имеющихся условий.

Планы подготовки утверждаются директором школы на основании решения тренерско-педагогического совета. Результаты, показанные учащимися на приемно-переводных испытаниях оформляются протоколами.

Организация и планирование учебно-спортивной работы в школе осуществляются на основании следующих документов:

— годовой план работы школы;

— месячный рабочий поурочный план, месячный план по ОФП и СФП;

— приемно-переводные нормативы по ОФП и СФП и протоколы по ним;

— индивидуальные планы на каждого учащегося групп СС и ВСМ, дневники тренировок учащихся групп УТ, СС, ВСМ;

— текущий контроль за выполнением тренировочных нагрузок;

— журналы учета учебной работы тренеров-преподавателей;

— книга учета разрядников, судей по спорту и инструкторов-общественников, положения и протоколы соревнований, протоколы контрольных тренировок по лыжной и стрелковой подготовке;

— списки учащихся школы по группам, утвержденные приказом на начало учебного года, личные дела учащихся (регистрационные карточки от родителей, медицинские справки);

— протоколы тренерско-педагогических советов;

Весь период обучения в школе разделен на этапы:

Спортивно—оздоровительный этап (СОГ).

Группы на спортивно-оздоровительном этапе формируются как из вновь зачисляемых в спортивную школу обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки (невыполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП, СФП, спортивного разряда, несоответствие результатов, показанных на официальных соревнованиях и другие), но желающих заниматься избранным видом спорта. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовку, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных качеств, на овладение основами техники избранного вида спорта.

Этап начальной подготовки (НП).

На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом, имеющие письменное разрешение врача и заявление от одного из родителей. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники лыжных гонок и стрельбы, выполнение контрольно-переводных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Учебно-тренировочный этап (УТ).

Формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемно-переводные нормативы по ОФП и СФП. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП.

Этап спортивного совершенствования (СС),

Высшего спортивного мастерства (ВСМ).

Этап спортивного совершенствования формируется из спортсменов, выполнивших спортивный разряд 1 взрослый и к концу первого года не менее 50% от численности группы КМС. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.

На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены выполнившие норматив МС, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды: субъекта Российской Федерации, Федерального округа, России и показывающие стабильные высокие результаты во всероссийских и международных соревнованиях на уровне норматива мастера спорта России. Возраст обучающегося на этом этапе не может превышать молодежного возраста (26 лет), если спортсмен продолжает выступать за Учреждение на условиях письменного договора.

При формировании групп спортивной подготовки на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства необходимо согласовывать списки обучающихся (спортсменов) с соответствующими местными и региональными органами управления физической культуры и спорта в целях оптимального вовлечения данных спортсменов в физкультурно-спортивную деятельность по месту жительства в регионе.

Воспитанники Учреждения, переданные и зачисленные для повышения спортивного мастерства в школы высшего спортивного мастерства, училища олимпийского резерва, центры подготовки сборных команд, в школы-интернаты спортивного профиля не входят в численный состав школы, но могут выступать за сборную команду школы, их спортивные результаты учитываются для оплаты труда руководящим работникам и специалистам школы в течение олимпийского цикла.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Учебный год в учреждении начинается с 01 сентября и заканчивается 31 августа. Учреждение организует работу с учащимися в течение всего календарного года, увеличивая объем в каникулярное время. В период каникул Учреждение организует разнообразную массовую работу с учащимися, предоставляя все возможности для полноценного досуга и отдыха. Для обеспечения круглогодичных учебных занятий и активного отдыха обучающихся в период зимних и летних каникул Учреждение организует спортивно-оздоровительные лагеря, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным Собственником и Учреждением, по согласованию с департаментом по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска.

Продолжительность учебного года составляет 46-ти недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях Учреждения и дополнительных 6-ти недель – в условиях спортивно-оздоровительных лагерей. В период активного отдыха учащиеся занимаются по индивидуальным планам.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия (академический час равен 45 минут), работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные (реабилитационные) мероприятия, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, пребывание в оздоровительно-спортивных лагерях и судейская практика обучающихся.

Продолжительность одного занятия в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки первого года обучения не должна превышать двух академических часов, в группах начальной подготовки второго, третьего года обучения и учебно-тренировочных группах – трех академических часов, в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства – четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день – трех академических часов.

Основными формами занятий в школе являются:

— групповые практические занятия;

— индивидуальные тренировки тренера с отдельными спортсменами;

— самостоятельные тренировки спортсменов по индивидуальным планам и по заданию тренера;

— просмотр учебных видеофильмов и кинофильмов;

— участие в соревнованиях различного ранга.

Расписание учебно-тренировочных занятий составляется заместителем директора школы по учебно-спортивной работе по письменному представлению, установленной формы, тренерами-преподавателями до 10 сентября и утверждается директором учреждения до 15 сентября, в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха учащихся, обучения их в образовательных учреждениях, с учетом возрастных особенностей учащихся и установленных санитарно-гигиенических норм. На зимний период работы с 01 ноября по 30 апреля текущего учебного года составляется и утверждается по представлению тренеров-преподавателей расписание занятий с изменениями и дополнениями.

Установленная недельная учебно-тренировочная нагрузка является максимальной, устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки. В зависимости от уровня спортивной подготовленности учащихся разрешается уменьшение недельной нагрузки, но не более чем на два часа в неделю.

Утверждение контингента учащихся, количества групп, тарификационного списка и годового расчета учебных часов производится ежегодно до 15 сентября текущего учебного года по представлению рапортов соответствующей формы тренерами-преподавателями.

Все учебные группы по соответствующим этапам подготовки в отделениях по видам спорта комплектуются в зависимости от возраста обучающихся, от наличия определенного количества учащихся, достаточного для установленной минимальной наполняемости групп, имеющих спортивную подготовку на уровне выполненных программных требований, контрольных нормативов по определению спортивной направленности, соответствующих данной группе и не имеющие медицинских противопоказаний.

Возраст учащихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в учебные группы. При комплектовании учебных групп возраст учащихся не должен превышать более двух лет и разница в уровне спортивной подготовленности более двух разрядов.

Зачисление учащихся в спортивные группы производится на основании регистрационной карточки учащегося, заполняемой одним из родителей и медицинской справки соответствующего образца, которые представляются тренером-преподавателем заместителю директора по учебно-спортивной работе.

Спортивно-оздоровительные группы комплектуются как из вновь зачисляемых обучающихся, желающих заниматься избранным видом спорта, выполнивших приемные контрольные нормативы по общефизической подготовке и не имеющих медицинских противопоказаний, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжить занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта, выполняющих контрольные нормативы по общефизической подготовке. Критериями оценки деятельности тренеров-преподавателей на данном этапе подготовки являются:

1. Стабильность состава занимающихся (не менее 70% на конец учебного года от численного состава на начало учебного года), посещаемость ими тренировочных занятий (не менее 70% от зачисленных в группу).

2. Стабильная динамика индивидуальных показателей развития физических качеств обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта.

3. Уровень освоения знаний в области гигиены и первой медицинской помощи,

а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.

Группы начальной подготовки первого года обучения комплектуются из всех желающих заниматься избранным видом спорта, выполнивших приемные контрольные нормативы по общефизической подготовке и не имеющих медицинских противопоказаний. Группы начальной подготовки второго (третьего) года обучения комплектуются из учащихся прошедших спортивную подготовку не менее одного года обучения и выполнивших контрольно-переводные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Численный состав группы начальной подготовки второго(третьего) года обучения должен составлять не менее 80% от минимального из учащихся выполнивших данные требования. Критериями оценки деятельности тренеров-преподавателей на данном этапе подготовки являются:

1. Стабильность состава обучающихся (не менее 70% на конец учебного года от численного состава на начало учебного года), посещаемость ими тренировочных занятий (не менее 70% от зачисленных в группу), уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта.

2. Динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся.

3. уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.

На учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются здоровые и практически здоровые спортсмены: прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, выполняющие нормативы по ОФП и СФП согласно учебной программы. Учащиеся, не выполнившие контрольно-переводные нормативы в учебно-тренировочные группы не зачисляются, а остаются на повторное обучение в группах начальной подготовки или переводятся в спортивно-оздоровительные группы. В учебно-тренировочные группы соответствующего возраста и спортивной подготовленности могут быть зачислены учащиеся из других спортивных школ или переведены учащиеся из групп начальной подготовки, достигшие определенных спортивных результатов и выполняющие соответствующие нормативы по ОФП и СФП согласно учебной программы.

Отдельные учащиеся, не достигшие установленного возраста для перевода в группу следующего года обучения, но выполнившие программные требования предыдущего года, могут переводиться раньше срока на следующий этап подготовки решениемтренерско-педагогического совета школы при персональном разрешении врача. Перевод оформляется приказом директора школы.

По решению тренерско-педагогического совета, учащиеся не выполнившие программные требования по ОФП и СФП предыдущего года в учебно-тренировочных группах, не отчисляются, а остаются на повторное обучение в соответствующей учебно-тренировочной группе, но не более двух лет. Критериями оценки деятельности тренеров-преподавателей на данном этапе подготовки являются:

1. Стабильность состава обучающихся (не менее 70% на конец учебного года от численного состава на начало учебного года), посещаемость ими тренировочных занятий (не менее 70% от зачисленных в группу).

2. Состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся.

3. Динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями.

4. Уровень освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта.

5. Выполнение нормативов спортивных разрядов.

На этап спортивного совершенствования первого года обучения зачисляются спортсмены, выполнившие соответствующие требования по спортивной подготовке 1 спортивный разряд и к концу учебного года выполнившие (50% от численности группы) норматив КМС. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. Возраст спортсмена на этом этапе не ограничивается (но не старше юниорского или молодежного возраста по виду спорта), если его спортивные достижения стабильны и соответствуют этапу подготовки. Критериями оценки деятельности тренеров-преподавателей на данном этапе подготовки являются:

1. Уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма обучающихся.

2. динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях.

3. Зачисление в училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры подготовки сборных команд.

При соблюдении организационно-методических и медицинских требований в Учреждение может осуществляться набор детей более раннего возраста (начиная с четырехлетнего возраста). Условиями данного набора являются:

— наличие письменного заявления одного из родителей(законного представителя) ребенка;

— наличие разработанной и утвержденной учебной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;

— сохранение набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном учебной программой;

— наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста высшего педагогического образования или квалификационной категории или специальных курсов повышения квалификации;

— ходотайство дошкольного учреждения о проведении учебно-тренировочных занятий по избранному виду спорта с детьми раннего возраста.

Занимающиеся на любом этапе многолетней подготовки могут быть отчислены: в случае ухудшения состояния здоровья на основании заключения ВФД или врачей-специалистов; не освоения минимальных объемов тренировочных нагрузок, утвержденных учебным планом; прекращения занятий по собственной инициативе; грубых и неоднократных нарушениях дисциплины или положений Устава школы (о чем спортивная школа информирует родителей). Отчисление из школы оформляется приказом директора школы. В случае выбытия учащегося (учащихся) из спортивной группы тренер-преподаватель обязан доукомплектовать ее в месячный срок.

Выпускниками Учреждения являются учащиеся, прошедшие все этапы подготовки и сдавшие контрольные нормативы. Выпускникам, выполнившим 1 взрослый разряд, норматив Кандидат в Мастера спорта, Мастер спорта Учреждением выдается зачетная классификационная книжка спортсмена, установленного образца; выпускникам, выполнившим массовые разряды по избранному виду спорта выдается справка, подтверждающая выполнение разряда.

Воспитанники Учреждения, переданные и зачисленные для повышения спортивного мастерства в школы высшего спортивного мастерства, училища олимпийского резерва, центры подготовки сборных команд, в школы-интернаты спортивного профиля не входят в численный состав Учреждения, но могут выступать за сборную команду Учреждения.

По состоянию на 01 июня текущего учебного года проводится предварительное комплектование учебных групп на новый учебный год для годового расчета учебных часов и составления учебного плана. Предварительное комплектование составляется на основании представления тренерами-преподавателями бланков соответствующей формы, в которых отражаются выполнение учащимися контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке.

На основании учебного плана (таблица 3) составляются графики учебного процесса. Общее количество часов, отводимых на каждый вид за­нятия в графике, распределяется по месяцам. Кроме того, необходимо учитывать соотношение различных сторон подготовки лыжников по годам обучения (таблица 4).

На основании учебного плана и программы тренер разрабатывает рабочие поурочные планы (для каждой учебной группы). В поурочном плане записываются: порядковый номер занятия, основные задачи и краткое их содержание, указываются дозировка и интенсивность нагрузки. Немаловажное значение имеет количество соревнований, в которых участвует спортсмен в течение учебного года и их уровень (таблица 5).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *