все что находится во взаимной связи должно преподаваться в такой же связи
Презентация «ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК»
В презентации разъясняется методика проведения интегрированного урока. Включая такие уроки в свою работу, вижу заинтересованность и творчество учащихся.
Просмотр содержимого документа
«Презентация «ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК»»
«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин:
— Снижение интереса учащихся к отдельным предметам
— Недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ.
— Специфика отдельных предметов
— Несогласованность, разобщённость этапов формирования у учащихся общих понятий
— Необходимость экономии учебного времени.
Цели интегрированного обучения:
— Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения
— Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.
— Повышение и развитие интереса учащихся к учебным предметам.
Идеи, методы и принципы интегрированного обучения
— В основе интегрированного обучения лежит система интегрированных уроков.
— Гармонично сочетаются разнообразные методы преподавания и изучения, используемые на стыке предметов.
— Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели- развитие мышления учащихся.
Интеграция развивает следующие качества мышления:
Признаки интегрированного урока:
Преимущества интегрированных уроков (для учащихся)
Преимущества интегрированных уроков (для учителя)
Закономерности интегрированных уроков:
Этапы процесса подготовки и проведения интегрированного урока:
Выводы о результатах и значении интегрированного обучения:
Межпредметные связи на уроках английского языка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Межпредметные связи на уроках английского языка»
«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
В последнее время в общеобразовательной школе особое внимание уделяется межпредметным связям, реализация которых способствует более научной организации учебно-воспитательного процесса. На современном этапе развитие теории и практики обучения ― вопрос создания мотивов учебной деятельности школьников по праву считается одним из центральных. Качество обучения во многом зависит от того, насколько мотивировано оно в глазах обучающихся. Такое положение является вполне естественным и неоднократно доказанным, так как любая деятельность, в том числе речевая, начинается с побудительно-мотивационной фазы.
Огромная роль на уроке принадлежит и межпредметным связям. Они, во-первых, представляют фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и развития умений; во-вторых, позволяют обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт и, в-третьих, обеспечивают полноту знаний.
В имеющейся научной литературе подчеркивается важность учета междисциплинарных данных, определены образовательные, воспитательные функции межпредметных связей и самое важное-предложен ряд приемов обучения по их использованию: вопросы межпредметного содержания, комплексные задания, межпредметные задачи, межпредметные тексты, кроссворды межпредметного содержания, межпредметные контрольные работы, домашние задания межпредметного типа и др. Многие из этих приемов с успехом можно применять при обучении иностранному языку.
Изучение английского языка в рамках школьной программы – задача не из лёгких. Однако помимо получения весьма необходимого для современной жизни знания его изучение способствует общему развитию учащихся, формированию личности и расширению кругозора каждого отдельно взятого ученика. Учитывая то, что английский язык имеет обширные связи с другими учебными предметами, одной из основных задач, является задача, заключающаяся в том, как расширить и укрепить данные связи.
Английский язык и литература
Знакомство с известными зарубежными писателями и поэтами, чтение стихов и художественных текстов, перевод и анализ текстов, цитирование пословиц и изречений, формулирование главной мысли и прочее – все это связывает предмет «иностранный язык» с литературой.
Английский язык, история, география
Невозможно изучение иностранного языка без интеграции с географией и историей. Тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера. Ребята знакомятся с историей, географическим положением, климатом, политическим устройством, экономикой стран изучаемого языка, с биографиями исторических и политических деятелей, великих путешественников, композиторов, ученых, спортсменов.
Основная задача преподавателя в этом случае сводится к тому, чтобы представить данную информацию учащимся в интересной и максимально доступной форме.
Английский язык и музыка
Уроки по теме «Времена года». Иллюстративный материал: пейзажи русских художников и прослушивание цикла П.И. Чайковского «Времена года». Музыка формирует эстетическое отношение к действительности, несёт в себе духовное начало, огромный энергетический заряд, эмоциональную насыщенность, что позволяет создать одухотворенную обстановку в классе.
С другой стороны речь и музыка имеют одинаковые параметры: интонацию, ударение, фразовое строение, паузы, высоту тона и темп.
Этапы работы над песнями:
объяснение грамматического материала, на котором строится песня; демонстрация песни;
разбор песни по логическим и смысловым фразам;
пение песни вместе с учителем;
игры, направленные на запоминание текста песни;
Игры, направленные на запоминание текстов песен:
Каждый учащийся называет не только свое слово, но и повторяет слова предыдущих участников игры (Слова песни перед глазами).
Также повторяем текст песни, но построчно.
Объяснение грамматического материала: Personalpronouns, глаголы tobe, tohave в PresentSimple на мелодию песни «В лесу родилась елочка»
2. Песенки-считалочки, а также те песни, в которых присутствует счет
Английский язык и биология
Как известно, на уроках иностранного языка школьники в обязательном порядке учат анатомические особенности строения тела человека, названия различных растений и животных и т.п Например, изучая темы «Животные», «Охрана природы», «Экологические проблемы», мы опираемся на знания из биологии, зоологии, экологии.
Английский язык и математика
Между данными учебными предметами можно провести ряд параллелей: подобно математике, построение сложных синтаксических конструкций развивает у детей логику, изучение грамматики, для объяснения которой используются формулы – абстрактное мышление. Помимо этого, изучая числительные, дети тренируются в простейших арифметических действиях. Основная задача преподавателя в этом случае –сделать изучение грамматики, синтаксиса и числительных интересным и увлекательным занятием.
При работе с младшими школьниками помогают считалочки. Манера исполнения считалочек знакома учащимся с детства, поэтому они легко их запоминают. Благодаря разучиванию считалок на английском языке, у детей тренируется память и развивается чувство ритма.
Английские дразнилки играют существенную роль в общем развитии детей. Обучая их иностранному языку и счету, прослеживается связь со считалочками на родном языке.
Let’s count one, one, one. One from two is one.
One, one, one. Two from three is one.
One potato, two potatoes three potatoes, four,
Five potatoes, six potatoes, Seven potatoes more.
Английский язык и изобразительное искусство
На уроках английского языка дети рисуют, лепят и мастерят различные фигурки, поделки и композиции, так или иначе связанные с культурой, традициями и обычаями англоязычных стран. Творческая работа способствует развитию воображения и духовному росту ребят. Поэтому основной принцип, которым должен руководствоваться любой преподаватель иностранного языка при проведении уроков (особенно это касается занятий с учащимися младших классов и дошкольниками), может быть сформулирован следующим образом: «Как можно больше творчества!»
В начальных классах очень эффективной является работа с раскрасками. Детям очень нравится такая форма работы, и они с удовольствием разукрашивают картинки. Ресурсы интернета здесь безграничны. Я распечатываю учащимся раскраски, которые соответствуют темам уроков. Дети воспринимают мир целостно. Их любимые занятия: раскрашивание, рисование, вырезание из бумаги.
Английский язык и физкультура
Известно, что использование на уроках подвижных игр и физкультминуток повышает интерес школьников к рассматриваемому учебному предмету.
Английский язык и информатика
Связь между данными учебными предметами проявляется прежде всего в том, что многие термины и обозначения из области информатики приводятся исключительно на английском языке (поэтому основная задача преподавателя иностранного языка в этом случае –объяснить учащимся особенности грамотного перевода технических терминов, обозначений и их описаний). Кроме того, необходимо учитывать, что английский язык ― это ещѐ и язык сети Интернет, без которой трудно себе представить современную жизнь.
При овладении лексикой я предлагаю использовать компьютерные технологии на всех этапах обучения.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЛЕКСИЧЕСКИМИ ЕДИНИЦАМИ включает раскрытие их формы, значения и употребления. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. На этапе показа на экране появляются ЛЕ и соответствующие им картинки.
С целью формирования ПРОДУКТИВНОГО ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА выполняется упражнение по заполнению пропуска в высказывании.
Компьютер способствует также формированию навыков САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ у школьников начальных классов. Несмотря на то, что у детей во 2-3 классах только начинают формироваться навыки самостоятельной работы, у каждого из них возникают свои трудности в процессе овладения лексикой, которые ребенок должен уметь самостоятельно преодолевать, выполняя предназначенные только для него серии упражнений. Учитель также может составить комбинированное упражнение для каждого школьника, проанализировав его продвижение в изучении лексики.
Таким образом, компьютер создает условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения лексике, обеспечивая выполнение равных по сложности упражнений всеми школьниками одновременно.
Практически на каждом уроке я использую межпредметные связи, наполняя урок новым содержанием и мотивируя обучающихся к получению знаний.
Наиболее эффективными методами для реализации данной проблемы являются: метод проектов, виртуальные экскурсии ( ) и, особенно, использование ИКТ.
Вывод : изучая английский язык, учащиеся познают мир, расширяют кругозор и тем самым развивают и совершенствуют себя. Преподавание языка многогранно, подразумевает обширные межпредметные связи и ни в коем случае не ограничивается рамками «штудирования» лексики, грамматики и правил чтения. В заключении необходимо отметить, что имеются большие возможности использования межпредметных связей как средства мотивации иноязычной речевой деятельности в условиях школы при правильной организации ознакомления, тренировки применения языкового материала, а также своевременного контроля уровня его усвоения. Эти возможности заложены в самой специфике иностранного языка как учебного предмета.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемФилипп Бухарин
Похожие презентации
Презентация на тему: » Интегрированный урок. «Всё что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Ян Амос Каменский «Великая дидактика»» — Транскрипт:
1 Интегрированный урок. «Всё что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Ян Амос Каменский «Великая дидактика»
4 В основе интегрированного обучения лежит система интегрированных уроков. Гармонично сочетаются разнообразные методы преподавания и изучения, используемые на стыке предметов. Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели- развитие мышления учащихся. Идеи, методы и принципы интегрированного обучения.
5 В 1 классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, ИЗО, технология. Во 2 классе можно интегрировать: чтение русский язык, окружающий мир, ИЗО. В 3 классе: чтение, русский язык, исторические рассказы, окружающий мир, ИЗО. В 4 классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются в начальных классах по новым программам.
6 В первом классе уже существует интегрированный урок-обучение грамоте (обучение чтению и письму). Следует выделить возможные сочетания таких предметов, как Чтение-русский язык Чтение-окружающий мир Чтение – ИЗО Чтение-окружающий мир –ИЗО Русский язык-чтение-ИЗО Чтение-окружающий мир-технология Русский язык-окружающий мир-ИЗО
7 Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. На интегрированных уроках русского языка и природоведения чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей.
8 Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений. Занятия по русскому языку в 3-ем классе начинаются с повторения знаний о предложении. На этом уроке даются сведения о Левитане как о ценителе красоты русской природы.
9 По высказыванию учащиеся делятся своими мнениями. 1) «Природа не терпит ничего безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами ничего мертвого, все дышит, живет, понимает. Она волнуется в бурю, зябнет в снегу, задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз». (С.Левитан).
10 2)Дальше сообщаются сведения о Левитане, как по-особому он любит природу, какая она красивая в его работах, красивая и русская в его душе. 3)Беседа о бережном отношении к природе.
11 4) Сочинение по картинам Левитана «Золотая осень», «Март».
12 При повторении темы «Предложение» ведется разговор о русской белоствольной березе. Дается словесное описание. А затем составляются и записываются предложения по цели высказывания. Одно из них разбирается по членам предложения.
13 На интегрированных уроках русского языка и изобразительного искусства предметом изучения чаще всего становятся произведения живописи. По ходу изложения материала учитель знакомит детей с биографией художника, с историей создания картины. Одновременно, обсуждая и анализируя произведение, внимание детей сосредотачивается на теме, изложением на холсте.
15 Интеграция чтения и окружающего мира в начальных классах. На уроках чтения и окружающего мира есть общая воспитательная цель – воспитывать у младших школьников любовь и бережное отношение к природе, научить эстетически, воспринимать природу. Объектами изучения на этих уроках являются одни и те же явления природы, но аспект изучения, подход к их изучению несколько иной.
16 Пример: по предмету окружающего мира дети знакомятся с перелетными птицами: внешним видом журавлей, дикой утки, ласточки, грача и других, с тем, как и чем, питаются, почему улетают и когда улетают, как готовятся к перелету, как летят, в какой последовательности, когда и где выводят птенцов. По чтению дети в ряде произведений читают об этих же птицах: Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»,
17 Н. Бельева «Журка». Об отлете журавлей, ласточек, диких гусей, грачей говорится в ряде стихотворений:» Тургенева «Осень, И. Исаковского «Осеннее», А.Пушкина «Уж небо осенью дышало»
Статья » Реализация межпредметных связей на уроках общественных дисциплин»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реализация межпредметных связей на уроках общественных наук
«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
В настоящее время школа предлагает относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения образования в высшей школе, поэтому ее задача – создать условия для подготовки учеников к выбору профиля и способа дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. Учащийся, окончив школу, должен обладать такими характеристическими качествами, которые пригодятся ему для самостоятельного решения ряда практических и производственных задач, опираясь на свои накопленные знания.
В средней общеобразовательной школе изучение явлений природы осуществляется через систему учебных предметов, каждый из которых описывает какую-то одну сторону действительности. Глубокое познание отдельных сторон внешнего мира осуществляется только путем расчленения его явления. С другой стороны, расчленение не создает целостности видения мира, то есть дифференцированное изучение действительности является недостаточным. Поэтому следует необходимость осуществления синтеза знаний, при котором обучаемый может увидеть одно и то же явление или факт с различных точек зрения, понять взаимосвязи, которые существуют между разнородными знаниями. Систематически и целенаправленно осуществляемые межпредметные связи являются одним из дидактических средств такой интеграции знаний.
Практическая значимость методики заключается в том, что в нем:
— решается проблема использования в учебном процессе задач, требующих комплексного применения знаний по предметам обучения;
— создан дидактический комплекс для учителей истории и правоведения включающий методические рекомендации межпредметного характера, соответствующие межпредметной структуре знаний и позволяющие формировать у учащихся диалектический стиль мышления;
— на основе системного подхода разработаны образцы проектирования уроков и других форм учебных занятий, тем, разделов школьного курса истории в рамках предлагаемой дидактической системы межпредметных связей.
Работа содержит материал для подготовки учителя к уроку с использованием межпредметных связей.
Автор этой работы надеется, что предложенный дидактический материал поможет учителю в подготовке уроков по истории, а также уроков смежных и других учебных дисциплин.
Реализация межпредметных связей на уроках истории.
Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Установление межпредметных связей в школьном курсе истории и правоведения способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий, законов, хронологии, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся.
Межпредметные связи делятся на две основные группы: 1) синхронные связи, устанавливаемые при изучении аналогичного материала смежных предметов; 2) асинхронные связи а) преемственные, которые опираются на ранее изученное; б) опережающие с учетом материала который будет изучаться позже. Эффективное осуществление межпредметных связей обеспечивается применением системы методических приемов и средств, которая включает:
— объяснение нового материала с опорой на ранее известный учащимся фактический или теоретический материал. Так называемые ретроспективные связи.
( Например: При изучении темы » Великие географические открытия и создание первых колониальных империй » в 8 классе возвращаемся на уроке к изученной в 6 классе теме по географии » Открытие Америки Христофором Колумбом».);
— формирование нового приема или способа учебной деятельности с учетом того, как он формировалсяучителем смежного предмета и как практически осваивался учащимися;
( Например: Составление сложного или тезисного плана, конспекта, сравнительной характеристики формируется на уроках литературы. Эти же умения необходимы на уроках истории, например для составления плана, при изучении деятельности исторической личности. «П. Столыпин – реакционер или реформатор «.
— обучение приемам припоминания и самостоятельного применения, ранее усвоенных знаний и умений, в том числе с использованием логических и графических схем, карт и других наглядных пособий.
( Например, составление опорных конспектов, эмоционально-логических схем на уроках истории и обществознания. )
— постановку учителем вопросов на доказательство, требующее от школьнико вприпоминания главного содержания ранее изученного материала по другим курсам и предметам и его обобщения на основе вновь изучаемого.
История » История ахейской Греции. Мифы как исторический источник», «Религия и культура Древней Индии». Или проведение интеграционных уроков по истории и литературы «
— обобщение знаний на межпредметной основе путем составления различных тематических таблиц (сравнительных, синхронистических.проблемных).
Например, это наиболее хорошо проявляется в составлении синхронистической таблицы, где просматриваются межкурсовые связи:
— припоминание школьниками содержания исторических документов, фрагментов из произведений художественной литературы, изученных ранее или изучаемых синхронно (образные описания исторических событий и их участников) Например. В результате анализа романа « Белая Гвардия» М Булгакова можно прийти к пониманию того, что символом деградации эпохи была Гражданская война.
-применение на уроках истории конспектов, составленных при анализе фрагментов произведений, документов.
( Например: используя отрывки из документов « Письма помещиков об отмене крепостного права, Статей Герцена, Кавелина, Позена, определите какими были позиции русского общества в отношении к отмене крепостного права.)
— проведение интегрированных уроков, стимулирующих применение обобщенных знаний, в том числе теоретических
( Например: Музейный урок » Мой родной город » интегрированный урок по истории и гражданственности. Урок, проведенный в виде экскурсии в краеведческом музее дает возможность с историей и историческими памятниками родного города а также способствует воспитанию гражданских чувств любви к родному краю.)
— использование с целью обобщения, систематизации знаний аудиовизуальных средств обучения, созданных в системе других предметов или курсов истории. Проведение киноуроков на межпредметной основе. Например, использование художественных исторических фильмов и документальных. «Золотой век» при изучении темы : « Англия при Елизавете 1»,» Российская империя» Л. Парфенова при изучении правлении русских императоров « Ярослав Мудрый» и др.
— проведение межпредметных ученических конференций, диспутов, тематических вечеров с докладами и сообщениями учащихся по материалам различных предметов
( Например: конференции по темам : «Донецк, история и современность» «,
— проведение межпредметных экскурсий с последующим выполнением познавательных заданий, требующих обобщения знаний из разных предметов
Например, наиболее показательными являются экскурсии в художественную галерею. Произведения, выставленные в художественном музее можно рассматривать как с исторической точки зрения, так и с художественной проведя, таким образом, параллель между мировой художественной культурой и историей.
Интеграционными темами могут быть:
6класс – «История, культура и литература Древнего Мира»;
7 класс – «История, культура и литература эпохи Средневековья»;
8 класс – «История, культура и литература эпохи Возрождения»;
9 класс – «Стили и направления в искусстве и литературе 18-19 веков»;
10-11 класс – «Пути развития литературы в XX веке»
Алгоритм действий учителя при подготовке и создании межпредметных заданий для учащихся :
Сопоставляем программы по истории и интегрированных дисциплин, находим смежные темы.
Выясняем, с каким видом интеграции имеем дело (наследственная, синхронная или опережающая).
(Точное определение вида интеграции позволит подобрать вариант задания)
В зависимости от вида интеграции и степени важности каждой интегрированной дисциплины составляем межпредметные задачи.
(При проведении межпредметного урока, учитель истории рассчитывает только на свои силы, и методические возможности.От уровня владения учителем материалом интегрированных тем зависеть ход урока и реализация поставленных межпредметных целей.)
Фильм должен быть как можно близким к исторической действительности;
Отрывки кинофильма, которые учитель может использовать на уроке, должны быть надлежащего качества, не содержать ненормативной лексики, не иметь эротического окраски;
Выбранный отрывок должен раскрывать определенный смысл и нести четкую информативность, ведь именно на основе этих факторов будет состоять интегрированное задачи.
Памятка-алгоритм на сравнение исторических событий и явлений
1. Проанализируйте событие или явление, выделите линии сравнения.
2.Определите черты сходства и различия.
3. Если возможно, выделите этапы в явлении, определите, что изменилось в этих этапах, а что
осталось без изменений.
Сделайте все необходимые выводы из проведенного сравнения.
Свои действия оформить в текстовую таблицу:
Выводы: На таких занятиях участники имеют возможность актуализировать и углубить приобретенные знания и умения, активизировать процесс мышления и трудовой деятельности, «раскрасив » его элементами фантазии, пространственного воображения, творчества. Ликвидируется однообразие, меняется атмосфера урока, методика сотрудничества становится главным во взаимоотношениях участников образовательного процесса. И, главное, интеграция обеспечивает формирование целостной творческой личности ученика и тем самым помогает решать главную цель современного образования.
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1984.
Максимова В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема. – Советская педагогика, 1981, №8.
Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. – Л., 1984.
Д.И. Румянцева Межпредметные связи при изучении истории.
Методика розвитку історичного мислення засобами наочності/Д. Л. Десятов; вступ. стаття