возможна ли такая ситуация в результате которой длительная умственная нагрузка
Умственный труд, его физиологические особенности. Меры профилактики умственного утомления.
Виды умственного труда:
1. Операторский – управление машиной, технологическими процессами:
Характеризуется большой ответственностью, перенапряжением.
2. Управленческий – руководители предприятий, преподаватели.
Характеризуется большим объемом информации, дефицитом времени, личной ответственностью, широким кругом знаний.
3. Творческий – артисты, композиторы, научные работники. Напряжение внимания, памяти.
4. Труд мед. работников. Характеризуется большой ответственностью.
5. Труд учащихся и студентов. Напряжение основных психических функций (память, внимание, восприятие), наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Физиологические особенности умственного труда: обостряется внимание, память, сопровождается вегетативными изменениями, повышается кровообращения мозга, изменяется биоэлектрическая активность мозга, повышается ЧСС, АД, ЧД, повышается уровень сахара. В начале работы улучшаются внимание, запоминание, скорость выполнения «тестовых задач» и профессиональная работоспособность. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).
Напряженность труда – эмоциональная нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации.
Критерии напряженности: внимание, длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов в 1 ч., эмоциональное напряжение, сменность, продолжительность рабочего дня, наличие регламентированных перерывов и их продолжительность, монотонность нагрузок. Общая оценка напряженности трудового процесса оценивается по 23 показателям.
Условия, способствующие повышению умственного труда:
1. в работу следует «входить» постепенно.
2. необходимо соблюдать определенный ритм работы
3. последовательность и систематичность в работе
4. правильное чередование умственного труда и отдыха
5. упражнение и тренировка
6. комплексы психофизиологических нагрузок
И.М. Сеченов утверждал, что утомление лучше предупредить, чем бороться с ним. Он считал, что своевременный отдых — одно из лучших средств профилактики утомления. В настоящее время известно, что улучшение условий труда, в том числе за счет рациональной организации режима труда и отдыха является оптимальным средством профилактики утомления.
Меры борьбы с развивающимся утомлением:
1. Своевременное назначение отдыха — активного или пассивного, при неглубоком, невыраженном утомлении даже кратковременный отдых, например, 3—5 минут в среднем, дает положительный эффект.
2. Увеличение микропауз — промежутков между отдельными операциями.
3. Регламентация физической и умственной нагрузки; при развитии утомления целесообразно снизить мощность выполняемой работы.
4. Использование функциональной музыки.
5. Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС — например, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа головы, лица, шеи, туловища.
6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика
Возможна ли такая ситуация в результате которой длительная умственная нагрузка
Проблема переутомления очень актуальна в современном обществе. Постоянная и сложная работа, которая требует полной отдачи сил, домашние заботы, отсутствие отдыха и другие жизненные составляющие приводят к тому, что организм человека ослабевает и наступает переутомление.
Причин, вызывающих переутомление много, это:
Частые стрессы, которые сопровождают человека и дома, и на работе;
Отсутствие отдыха при каждодневной, продолжительной работе;
Плохое качество и недостаточная длительность сна;
Отсутствие физической нагрузки при регулярной умственной активности;
Несбалансированное питание и нарушения в режиме питания;
Длительный монотонный и однообразный труд;
Для этого рассмотрим основные симптомы переутомления:
1. Снижение работоспособности;
2. Снижение внимательности;
4. Сложности в переключении внимания;
5. Усталость и апатия;
6. Покраснение глаз;
7. Раздражительность, нервозность;
9. Приступы тошноты обмороки;
10. Отсутствие или повышение аппетита;
11. Нарушение режима сна.
Безусловно, каждый человек устает, но чтобы не было переутомления необходимо:
Правильно организовать свой рабочий день. Можно заранее расписать список дел, которые необходимо сделать за сегодня, главное рассчитать свои силы и не пытаться сделать больше, чем это возможно.
Отдыхать. Чтобы не было переутомления, и работа была продуктивной необходимо делать перерывы на отдых.
Адекватно использовать физические нагрузки. Больше ходите пешком, выбирайтесь в парк на прогулку, найдите время для занятия каким-либо видом спорта. Вы немного смените обстановку, в результате чего улучшится Ваше настроение и самочувствие. А вот заниматься спортом ночь сокращая тем самым сон, не следует, этим Вы только нанесете вред своему здоровью.
Не стоит доводить себя до крайнего состояния, постоянно изнуряя организм работой. Порой лучше выспаться, прогуляться или просто отдохнуть, чтобы потом с новыми силами вновь приступить к работе.
Перегрузки на работе и их последствия для здоровья.
Переутомление возникает в результате чрезмерных регулярных нагрузок, это состояние можно назвать «трудовой невроз». Чаще всего встречается у мужчин 35-45 лет. Это состояние грозит вам, если работа занимает более 10 часов в день, если мысли о ней не покидают и за пределами офиса. В зоне риска люди, совмещающие несколько работ, имеющие ненормированный график, работающие поздно вечером, давно не бывшие в отпуске. Режим, при котором сутки деятельности чередуются с несколькими выходными, тоже не полезен для здоровья.
Систематические переработки, хроническая усталость способны привести к серьезным последствиям для здоровья. Переутомление влияет и на результаты деятельности: усталость понижает интерес к работе, все тяжелее дается решение производственных задач, возрастает недовольство условиями службы, появляется зацикленность на недоделках и недостатках. Начинают преобладать отрицательные эмоции: от повышенной раздражительности до безразличия, апатии.
Проявления переутомления могут быть разными: нарушения сна, головные и мышечные боли, сердцебиение, слабость, подавленность, плохая сопротивляемость инфекциям. Переутомление сначала затрагивает нервную систему, а следом начинают страдать и другие органы и системы организма, могут появиться проблемы в пищеварительной (гастриты, язвы) и сердечно-сосудистой (гипертония, инфаркты) системах.
Последние десятилетия инфаркт все чаще встречается у мужчин среднего и даже молодого возраста. Случаи инфарктов в 30-40 лет – уже не редкость, а довольно распространенное явление. И чаще всего это не врожденные нарушения, а приобретенные из-за недобросовестного отношения к своему здоровью.
Если не задумываться о своем здоровье, то карьера может оборваться на взлете по причинам, совсем не связанным с профессиональной деятельностью. Различного рода интоксикации чаще всего поражают людей, страдающих переутомлением. Протекают они у этих людей в более тяжелой форме и часто заканчиваются летальным исходом. Врачи считают сердечно-сосудистые заболевания «болезнями износа», развивающимися на фоне переутомлений и неврозов. Проблемы, связанные с хронической усталостью и перегрузкой, невозможно решить только визитами к врачам и приемом таблеток. Необходимо корректировать образ жизни, отношение к работе и к себе. Иногда для эффективного решения этих проблем необходима помощь не только невролога или терапевта, но и психотерапевта.
Не»Кароши»й человек
В Петербурге не ведется статистика заболеваний, связанных с переутомлением на работе. Можно только отследить общие тенденции: возрастает количество приобретенных заболеваний у трудоспособных мужчин и женщин связанных с нарушением режима труд-отдых. Чаще с хроническим переутомлением сталкиваются сотрудники, работа которых предполагает большую ответственность, невозможность уйти домой, пока работа не закончена, неполный отпуск, работу в выходные, частые командировки. Также опасна для здоровья работа, связанная с постоянным общением с людьми, с конфликтными ситуациями. Если вы думаете о работе вечером, перед сном, в выходные, во время отпуска, это первый «звоночек», что для сохранения психического и физического здоровья в жизни нужно что-то менять.
Как расслабиться
При легкой, но однообразной физической деятельности утомление возникает и развивается значительно быстрее, чем при разнообразном труде. К тому же, оно имеет, как правило, локальный характер. Устают в основном отдельные работающие органы, обычно руки, спина, зрение или слух. Самая лучшая поза для отдыха, как ни странно, не лежа на диване или сидя в кресле. Физиологи считают, что эффективнее всего мы отдыхаем, сидя на полу, поджав под себя ноги «по-турецки». Эта поза снимает напряжение (и нервное, и мышечное), что позволяет мозгу в это время функционировать без особых усилий. Кроме того, такая поза улучшает работу всех органов нижней половины тела.
Отдыхать от работы нужно регулярно: 5-10 минут несколько раз в течение дня, часовой обеденный перерыв, несколько часов полного переключения на другую деятельность вечером, полноценный сон. В течение рабочего дня нашей нервной системе нужно примерно 5 минут отдыха через каждый час. Длительность от часа до полутора – наиболее комфортный для человека интервал непрерывной работы. Если не отвлекаться от работы более полутора-двух часов, эффективность деятельности резко снижается. Во время этой пятиминутки нужно переключиться, встать из-за рабочего места, хорошо, если есть возможность выйти на улицу.
Ученые подсчитали: чтобы отдохнуть после часа напряженной работы, обычно достаточно 5-10 минут. Если напряженно работать три часа подряд без перерывов, то для восстановления сил понадобится уже целый час. От того, как прошла ночь, зависит, насколько отдохнет мозг, и какой будет работоспособность на следующий день, организму требуется не менее 8 часов сна. Затем – как минимум один выходной в неделю. И, разумеется, нельзя забывать про отпуск. Для здоровья важно, чтобы он продолжался не менее 3–4 недель в году. Можно использовать эти недели подряд, но лучше разбивать отпуск на две части и делать паузу в работе каждое полугодие.
При первых признаках переутомления важно:
Интеллектуальные нагрузки и умственное переутомление
Усталость или утомление – состояние, которое возникает вследствие повышенной нагрузки или при заболеваниях. Обычно это временное состояние, которое проходит самостоятельно после отдыха и не нуждается в коррекции. Однако избыточное утомление на фоне обычных интеллектуальных или физических нагрузок, которое остается после отдыха, можно рассматривать как патологическое состояние «астения».
Умственное переутомление причины
Чувство усталости – это защитный механизм организма от истощения внутренних ресурсов: чем меньше деятельности, тем меньше нужно энергии. Важно, что включается этот механизм задолго до действительного сокращения энергетических ресурсов.
Все причины переутомления разделяют на 3 группы:
1. Реактивная астения
Может встречаться у здоровых людей как ответная реакция на значительную нагрузку, например, состояние после перенесенного заболевания, необходимость часто и быстро переключать внимание, многозадачность (переводчики-синхронисты, авиадиспетчеры), ночной труд (машинисты, сотрудники скорой помощи), интеллектуальные перегрузки длительное время, отсутствие отпусков (топ-менеджеры, управляющие, маркетологи). Такие состояния называют «синдром менеджера» или «синдром выгорания», когда есть взаимосвязь с провоцирующим фактором, универсальность ответной реакции или преходящая усталость (смотри таблицу 1).
Таблица 1. Причины реактивной астении
2. Первичная астения
Другое ее название функциональная или неврастения. Эта неистовая усталость возникает без серьезной органической патологии организма и считается разновидностью невроза, при котором усталость является ведущим признаком. Наиболее часто ее называют «синдром хронической усталости» или СХУ. Наиболее типичная картина СХУ – это чрезмерная утомляемость при привычной повседневной нагрузке. Важно разделять это ощущение от усталости физической или печали. Возможны жалобы на снижение интеллекта, памяти, внимания, но с помощью тестов подтвердить этого не удается. Может подняться температура тела, появляться летучие суставные или мышечные боли, боль в горле или в голове, болезненность лимфоузлов. Для постановки этого диагноза требуется не менее 6 мес неистовой усталости без явных на то причин, остающейся после отдыха и снижающей качество жизни больного. Дополнительно могут присутствовать и другие проявления (смотри таблицу 4).
Таблица 4. Дополнительные симптомы, встречающиеся у пациентов с СХУ
3. Симптоматическая астения
Еще ее называют вторичной или соматогенной, тк возникает она вследствие практически любых заболеваний организма (охватывая инфекции и психические). Это происходит из-за повреждения нейронов мозга или состояний, связанных с основным заболеванием, например онкология, прием лекарств (смотри таблицу 3), заболевания печени и сердечно-сосудистой системы, депрессии (смотри таблицу 2).
Таблица 2. Перечень заболеваний, наиболее часто ассоциированных с астенией
Стресс как причина умственной усталости
Любое длительное утомление — это стресс, что ведет к истощению вегетативной, эндокринной и иммунной систем. При стрессе происходит активизация всех защитных сил организма, позволяющая ему выжить и сохранить внутреннее равновесие. Выделяют 3 стадии стресса:
Хронический стресс ведет к тому, что большие концентрации глюкокортикоидов находятся в крови длительное время. Это может вызвать выраженную нейрональную недостаточность некоторых отделов головного мозга, имеющих рецепторы к глюкокортикоидам, и к дальнейшему ухудшению когнитивных способностей индивидуума.
Умственное переутомление признаки
К какому врачу обратиться при симптомах умственного переутомления?
Для начала необходимо обратиться к терапевту, который, исходя из жалоб, визуального осмотра и данных дополнительных методов обследования, сможет предположить причины заболевания и отправит для консультации в первую очередь к неврологу, психиатру или другим специалистам.
Какое дополнительное обследование необходимо?
Для начала необходимы общий анализ крови с СОЭ и СРБ, ревматоидный фактор для исключения воспаления, ферритин для исключения анемии, затем гормоны щитовидной железы, возможно МРТ головного мозга и обследование сердечно-сосудистой системы.
Таблица 3. Лекарственные препараты, вызывающие чувство усталости
Миорелаксанты
Аналгетики
Антигистаминные р-блокаторы
Диуретики
Снотворные
Бензо диазепины
Противовоспалительные
Интерферон
Умственное переутомление лечение
Не занимайтесь самолечением! Обратитесь к врачу! Лечение умственного переутомления направлено на уменьшение выраженности астении, усилению жизненной активности и увеличению качества жизни пациентов. Выбор тактики терапии зависит от причин его вызвавших:
Медикаментозная терапия включает психотропные (преимущественно антидепрессанты), психостимуляторы, иммуностимулирующие и противоинфекционные средства, общеукрепляющие и витаминные препараты.
Особая роль в лечении пациентов с интеллектуальным переутомлением отводится средствам, оказывающим влияние на холинэргическую систему ЦНС. Основным нейротрансмиттером холинергической системы является ацетилхолин. Главная его психофизиологическая роль заключается в запоминании новой информации и переводом ее из кратковременной памяти в долговременную, а также контроль устойчивости внимания. Поэтому использование лекарств, повышающих биосинтез ацетилхолина, является необходимым в терапии ментальных перегрузок.
В последние годы широко применяется холина альфосцерат, который расщепляется на холин и глицерофосфат непосредственно в ткани головного мозга, и, являясь предшественником ацетилхолина, восстанавливает его баланс в головном мозге. К таким лекарствам относится Глиатилин®(оригинальный холина альфосцерат), содержащий 40,5% холина. Он проникает через гематоэнцефалический барьер и улучшает синаптическую передачу, а так же формирует и поддерживает церебральный резерв.
Интересно отметить, что в нескольких исследованиях у молодых здоровых добровольцев курсовой прием холина альфосцерата перед использованием средства, снижающего уровень ацетилхолина в ткани мозга и, соответственно, ухудшающего память, концентрацию и внимание, не только не приводил к ожидаемому ухудшению когнитивных функций, но и повышал их. Результаты тестов показали, что холина альфосцерат обладает уникальной способностью улучшать умственную работоспособность у молодых здоровых людей и улучшить их базовые интеллектуальные способности.
Так, согласно наблюдениям, после лечения Глиатилином® пациенты отмечали субъективное улучшение состояния: «ощущения свежести в голове», повышение умственной работоспособности, улучшение памяти и уменьшение выраженности рассеянности и забывчивости.
Рекомендуется пероральный прием по 1 флакону 600 мг (7 мл) 2 раза в сутки: утром и в обед до еды, запивая водой. Рекомендованный курс лечения 1-3 месяца.
Дозы и длительность лечения при необходимости могут быть изменены лечащим врачом, что может быть обусловлено клинической картиной, особенностью течения заболевания, возрастом и переносимостью препарата.
Профилактика умственного переутомления
Интеллектуальные функции начинают формироваться непосредственно после рождения и затем их развитие, по мере взросления индивидуума, происходит под влиянием социума. Церебральный резерв — важный фактор их развития, который индивидуален у каждого человека. Так его наличие может уменьшить неблагоприятное влияние различных факторов агрессии (повышенная интеллектуальная нагрузка, возрастные изменения, опухоли, инсульт, черепно-мозговые травмы, дегенеративные заболевания мозга) на ментальную сферу.
Профилактике умственного переутомления и поддержанию интеллектуального резерва способствуют постоянные физические нагрузки, дозированная интеллектуальная активность, трудовая деятельность, эмоциональная насыщенность, активные социальные контакты, контроль нормальной массы тела, воздержание от алкоголя и курения.
Возможна ли такая ситуация в результате которой длительная умственная нагрузка
Умственная работа сопровождается значительными изменениями в организме, часто неблагоприятного характера (В. Г. Крыжановский, В. П. Соловьева, С. А. Косилов, О. В. Обоницкая, Ю. М. Пратусевич, 1964; А. И. Киколов и др.).
Наблюдения за студентами и научными сотрудниками, проведенными В. Г. Крыжановским, свидетельствуют о резком снижении мышечной деятельности при напряженной умственной работе, приводящем к нарушению кровообращения, ухудшению функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Монотонная работа, когда почти полностью отсутствует физическая нагрузка и напряжена вторая сигнальная система, характеризуется появлением тормозного процесса в центральной нервной системе, а также изменением нормальной суточной периодики ряда вегетативных функций (Э. С. Рутенбург, Е. Л. Склярчик, М. Г. Цибина).
Обследование операторов, у которых преобладает умственное напряжение, и газовырубщиков, выполняющих в основном физическую работу, показало, что у первых частота нормальных суточных кривых температуры тела составляет 50%, а у вторых — 77%. И те и другие данные позволили Э. С. Рутенбург и Н. И. Наследовой заключить, что умственная работа вызывает большее утомление, чем физическая.
Недостаточная двигательная активность вызывает ослабление защитных, холинергических и симпатоингибиторных механизмов и приводит к относительному преобладанию симпатического тонуса (В. В. Рааб). В качестве лечебных мероприятий, по мнению автора, следует применять «антисимпатические» воздействия и такие естественные методы восстановления равновесия симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, как физическая работа и эмоциональная нагрузка.
По данным С. А. Косилова, первичные функциональные изменения, происходящие в организме при умственной работе, следует искать в процессах нервной регуляции и особенно в высшей нервной деятельности. Исследованиями Т. Н. Павловой и В. П. Соловьевой установлено, что при умственном труде выраженность изменений во второй сигнальной системе значительнее, чем в первой, и более значительна, чем при физическом труде.
Известны наблюдения конца XIX века русских врачей И. Сикорского, Ф. К. Телятника, А. С. Вирениуса, А. П. Доброславина, Ф. Ф. Зрисмана, Д. Д. Бекарюкова, свидетельствующие о прямой связи различных отклонений в состоянии здоровья учащихся с длительной учебной нагрузкой. Эти наблюдения были подтверждены в более поздних работах М. В. Антроповой, Г. П. Сальниковой и др. На неблагоприятное состояние физиологических систем организма человека в условиях исключительно умственной деятельности указывают К. Георгиев, П. Болевски, Janda, Haider.
В то же время при сочетании умственной деятельности с физической многие авторы не обнаружили резких признаков утомления в течение дня и недели, когда ежедневная суммарная продолжительность труда подростков составляла 4, 6 и даже 8 часов.