возлюби ближнего своего это значит

Православная Жизнь

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39)

возлюби ближнего своего это значит. Смотреть фото возлюби ближнего своего это значит. Смотреть картинку возлюби ближнего своего это значит. Картинка про возлюби ближнего своего это значит. Фото возлюби ближнего своего это значит

Как эту фразу понимают наши современники?

возлюби ближнего своего это значит. Смотреть фото возлюби ближнего своего это значит. Смотреть картинку возлюби ближнего своего это значит. Картинка про возлюби ближнего своего это значит. Фото возлюби ближнего своего это значит

Дарья Терехова, 37 лет, преподаватель детской воскресной школы:

возлюби ближнего своего это значит. Смотреть фото возлюби ближнего своего это значит. Смотреть картинку возлюби ближнего своего это значит. Картинка про возлюби ближнего своего это значит. Фото возлюби ближнего своего это значит

Владислав Козачок, 30 лет, пономарь:

— Возлюби ближнего своего? Я так понимаю, что здесь имеется ввиду не только те, кто окружают нас — семья, дети, а все люди, которые нуждаются в нас. Любой сердечный отклик наш человеку — это и есть любовь к ближнему!

возлюби ближнего своего это значит. Смотреть фото возлюби ближнего своего это значит. Смотреть картинку возлюби ближнего своего это значит. Картинка про возлюби ближнего своего это значит. Фото возлюби ближнего своего это значит

Эвелина Каравай, 38 лет, юрист:

— Возлюби ближнего твоего, как самого себя? Вроде бы, знакомая и понятная фраза, но для каждого в ней скрыт свой глубинный смысл. Что значит – возлюбить ближнего? Во-первых, это значит не делать другому того, чего не пожелаешь себе. Во-вторых, если ближний мне брат или сестра, значит я отношусь к нему/ к ней с той же любовью, с той же жертвенностью, что и к себе. Но тут есть маленькое, но существенное «но». А если я к себе плохо отношусь, то как могу к ближнему относиться хорошо?! Значит начать надо с себя. Надо очистить свое сердце и душу. И тогда в ближнем мы увидим не конкурента, не соперника, не врага, а брата или сестру, Образ Божий. Ибо как говорил преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи»!

возлюби ближнего своего это значит. Смотреть фото возлюби ближнего своего это значит. Смотреть картинку возлюби ближнего своего это значит. Картинка про возлюби ближнего своего это значит. Фото возлюби ближнего своего это значит

Марина Горная, 28 лет, инженер:

возлюби ближнего своего это значит. Смотреть фото возлюби ближнего своего это значит. Смотреть картинку возлюби ближнего своего это значит. Картинка про возлюби ближнего своего это значит. Фото возлюби ближнего своего это значит

Сергей Дудка, 38 лет, аудитор:

Толкование Церкви.

Блаж. Феофилакт Болгарский:

Любящий ближнего исполняет все заповеди; исполняющий же заповеди любит Бога, так что эти две заповеди («возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя») соединяются, друг друга поддерживают и содержат в себе все прочие заповеди. Кто, любя Бога и ближнего, будет красть, помнить зло, убивать, прелюбодействовать или блудодействовать? Законник этот сначала пришел с целью искусить, а потом, вследствие ответа Христова образумившись, получил похвалу Христа, как святой

Источник

Что значит: «люби ближнего своего»

Представьте себе: на улице вы увидели, как с каким-то человеком стало плохо или, допустим, к нему пристают негодяи, но вы прошли мимо как ни в чем не бывало – а потом вдруг выясняется, что это был ваш родственник или близкий человек, которого вы просто в тот момент не узнали. Уж как тогда будет стыдно! Суть же этого примера заключается в том, что к другим надо относиться так, как если бы это были близкие нам люди.

возлюби ближнего своего это значит. Смотреть фото возлюби ближнего своего это значит. Смотреть картинку возлюби ближнего своего это значит. Картинка про возлюби ближнего своего это значит. Фото возлюби ближнего своего это значит
Девочка со спичками. Иллюстрация к сказке

В сказке Андерсена «Девочка со спичками» рассказывается про девочку, которая пыталась согреть себя, зажигая спички одну за другой. И с каждой вспышкой ей в ее детском воображении представлялись удивительные картины: теплая печь с блестящими медными шариками и заслонками, жирный новогодний гусь, который поднимается с тарелки и идет к ней, новогодняя елка с игрушками, покойная бабушка – так вплоть до того момента, пока она не замерзла. Ей всего лишь надо было обогреться, а никто не пришел на помощь. У Достоевского есть, кстати, очень похожий рассказ – «Мальчик у Христа на елке»: ребенок замерз, потому что холоден мир людей. Но ведь эти два литературных персонажа – отражение наших реалий, того жестокого отношения к ближним, которое рождается в эгоистичном и безжалостном сердце.

Люди еще бывают способны к героизму и самоотверженной помощи в исключительных обстоятельствах. Помню, как вместе с близким священником, отцом Сергием, и его тремя детьми мы ездили на святой источник в Малинники. На обратном пути, переезжая через железнодорожные пути, машина батюшки заглохла, и тут же закрылся шлагбаум, трезвоня о приближающемся поезде. Автомобиль категорически отказывался заводиться, времени на спасение оставалось не очень-то много. Возле шлагбаума стояли еще две машины, из которых сразу же вышли люди и помогли нам вывезти автомобиль с путей.

Если бы мы были так же внимательны друг к другу в своей будничной жизни! Собственно, христианство призвано преображать наши будни, и Христос проповедовал Евангелие, чтобы оно было реализовано не где-то в экстремальных ситуациях или на войне, куда далеко не всем нам дается попасть, а в наших буднях, в повседневном общении с ближними.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34), – вот слова Спасителя. Конечно, и в Ветхом Завете Господь повелевал любить ближних (см.: Лев. 19: 18, 34). Да и сама наша совесть, данная нам Богом, всегда свидетельствует о необходимости любви. Тем не менее, придя на землю, Господь обрел эту заповедь совсем забытой. Забываем ее и мы. Она и для нас, эта заповедь, всегда новая.

Любовь, принесенная в мир Христом, имеет и действительно новый, более возвышенный смысл – это любовь по примеру Самого Христа, жизнь свою полагающая за ближних.

Все мы, конечно, хотим, чтобы другие люди поступали с нами хорошо: были бы к нам добры, приветливы и услужливы. Вот именно так поступать с другими людьми призывает нас Спаситель: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12). Поэтому перед каждым своим поступком стоит подумать: я хочу сделать для другого человека то и то, а приятно ли было бы, если бы кто-то это сделал мне? Если сердце подскажет «да», тогда нужно делать, если же «нет», следует воздержаться.

А хотите определить, есть ли у вас любовь к вашему ближнему? Если у вас есть что-то очень нужное вам, и, когда это понадобится вашему ближнему, вы с радостью предложите ему, не ожидая взамен чего-либо, то вы любите ближнего. Причем это относится не только к какому-нибудь предмету, но и к самому времени, которого всем так не хватает и которым, конечно, всегда пожертвуешь ради того, кого любишь.

Вот история из жизни знакомых людей. Светлана Н., добрая, отзывчивая женщина, работала завучем в престижном образовательном центре. Ее брат, увлекшись идеалами золотого тельца, допустил серьезные просчеты, не рассчитал свои коммерческие возможности и разорился. К тому же он взял под кредит иномарку баснословной цены. Пропустив положенный в договоре срок, он непомерно увеличил свой долг и оказался в кабальной зависимости. Светлана недавно по состоянию своего здоровья уволилась, средств к заработку не было, и, чтобы спасти брата, она продала собственную квартиру. Долги брата оказались покрыты, но сама Светлана уже вынуждена жить в крайне стесненных условиях.

Конечно, хотелось бы видеть, что Господь воздает за подобные жертвы благополучием и во внешней жизни. Но с позиций духовного мира, не внешняя жизнь имеет первостепенную ценность. По крайней мере, совершенно верно то, что люди безжертвенные носят в самих себе мучение, а жертвенным людям Бог подает утешение, причем утешение куда большее, чем иномарка, взятая под кабальный кредит.

возлюби ближнего своего это значит. Смотреть фото возлюби ближнего своего это значит. Смотреть картинку возлюби ближнего своего это значит. Картинка про возлюби ближнего своего это значит. Фото возлюби ближнего своего это значит
Милосердный самарянин

Подлинная любовь к ближнему познается по той внутренней боли, которая является в сердце, когда мы узнали о скорби ближнего. Отсутствие любви проявляет себя в равнодушии – этой тишине мрачного омута, поглощающего живые и чистые чувства. Если ваш ближний заболел и вы почувствовали скорбь как за себя самого, то вы любите ближнего. Если вы узнали, что у другого человека беда, и тут же подумали, что предпринять для помощи ему, то вы не лишены христианских чувств. Но если, услышав о случившейся неприятности, вы подумали: «Хорошо, что меня в тот момент рядом не было, чтобы нести его тягости», – значит, вы далеки от любви.

Вместе с тем любовь – это не только когда ты сострадаешь скорбящему, но и когда ты радуешься чужой радости. Увы, есть люди, которые готовы попереживать, услышав о бедствии ближнего: «Ой, уж и как тебе тяжело, и как мне тебя жалко-то». Но стоит им услышать о его благополучии, как их лица бледнеют, а сердца наполняются возмущением: «Так вот ты какой». Народная мудрость по этому поводу создала афоризм: трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства.

Допустим, если я слышу, что кому-то дали литературную премию, и с досадой думаю: «А почему не мне?», то это уже эгоизм. Если же, услышав от близкого мне писателя, что он победил в международном конкурсе, я порадовался за него, то, стало быть, и я, слава Богу, не лишен, пусть и малой, крупицы любви. «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15), – говорил святой апостол Павел.

Понаблюдайте за собой, и вы точно поставите диагноз своим собственным внутренним чувствам. Суть же сказанного такова: радость о чужой радости есть верный признак любви к нашему ближнему.

Как еще заметить в себе христианское отношение к ближним? Если вы порадовались о ближнем, что ему, в отличие от вас, скажем, существенно повысили зарплату, что у него наступил в жизни успех, тогда как у вас неприятности, и вы прославили Бога за ближнего своего, то это, можно сказать, первые ростки христианской любви в вашей душе.

Напротив, отсутствие любви к ближним очень хорошо определяется по наличию в душе зависти. Зависть – всегда внутренний бунт: почему другой получил то, чего я не имею? Зависть – это самое очевидное, наглядное выражение эгоизма: всё только мне, а другим ничего. Так согрешил первый ангел, обладавший высочайшим могуществом и славой, но позавидовавший славе Творца и из-за этого всё потерявший. Так постоянно грешат и люди, думая, что кому-то лучше, чем им. В конечном итоге зависть есть самоуничтожение, ибо зависть – это неудовлетворенность заботой Божией о тебе и протест против того реального места, на которое Господь поставил тебя в твоей жизни. Потому среди десяти заповедей последняя направлена как раз против зависти: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор. 5: 21). Итак, зависть – самая наглядная противоположность любви.

Без любви к ближнему невозможно любить Бога, «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20). А без любви к Богу невозможно спасение.

Значит, кто не любит ближних, тот человек погибший?

возлюби ближнего своего это значит. Смотреть фото возлюби ближнего своего это значит. Смотреть картинку возлюби ближнего своего это значит. Картинка про возлюби ближнего своего это значит. Фото возлюби ближнего своего это значит
Авва Дорофей

Не будем отчаиваться. По крайней мере, если любви нет, ее можно взращивать. Каким же образом? Это объясняет преподобный авва Дорофей: «Спаситель говорит: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22: 39). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от этой добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: “Как можно возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли я заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о скрытых в его сердце, которых не вижу и не знаю, как свои?” Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неисполнима. Но положи начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание – тогда увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит вверх на Небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между ними. Не думай и не говори: “Как я могу взлететь от земли и очутиться вдруг на Небе. ” Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует этого от тебя, но берегись, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 39)».

Собственно, путь христианской жизни к этому и ведет, и автор не раз видел, как люди, ранее холодные, жесткие сердцем и беспринципные, воцерковляясь, изменялись даже лицом – в их глазах появлялись добро и любовь. А преподобный Макарий Великий объяснял это так: «Как пчела незаметно для людей строит соты в улье, так и благодать тайно созидает свою любовь в сердце человека, изменяя горечь в сладость, а жестокое сердце – в доброе. И как мастер по серебру, делая резьбу на блюде, постепенно покрывает его узорами и только после окончания своей работы показывает свою работу во всей ее красе – так и истинный Художник – Господь – украшает резьбой сердца наши и таинственно обновляет их, пока мы не переселимся из нашего тела, и тогда обнаружится красота нашей души».

Вот почему в жизни каждого из нас так важна аскеза, внутренняя работа над собой. Бог смотрит, прежде всего, на сердце человеческое, и значит, важно уделить внимание внутреннему очищению, чтобы в глубинах нашей души не затаились гордость, своенравие, жестокосердие и чтобы злые, нечистые мысли, словно разъяренные псы, не грызли наше собственное сердце. По внешнему виду мы все добропорядочны и вряд ли похожи на откровенных преступников, но в своей подлинной сути человек таков, каким он является, прежде всего, в своем сердце. Поэтому надо честно всматриваться в глубины собственной души, дабы увидеть тех внутренних церберов, которые превращают нашу душу в мрачный аид. А церберы эти проявляются в нас, когда мы общаемся с ближними.

Освобождая душу от оков страстей, мы освобождаем в сердце место для любви. Чистое сердце относится и к ближним чисто. Когда преодолено себялюбие, только тогда и возможна любовь к другим.

Источник

Толкование на От Марка 12:31

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Марка 12:31 / Мк 12:31

Иоанн Златоуст (

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет

Вот венец всех добродетелей, вот основание всех Божьих заповедей: любовь к Богу, соединенная с любовью к ближнему (ср. Мф. 22:39, Лк. 10:27). Ибо тот, кто любит Бога, не пренебрегает братом своим и не предпочитает ближнему деньги, но проявляет по отношению к нему великую щедрость, помня о сказанном: Так как вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:40). Понимая, что Господь всяческих полагает сделанным как бы для Него Самого то, что делается из попечения о собрате, он трудится с великим усердием и щедро дает милостыню, и видит, глядя на бедняков, не ничтожность внешнего облика, но величие Того, Кто повелел любить ближнего (ср. Мф. 25:31−46).

Ничего иного Христос не требует от тебя, как Он Сам говорит, как только любить Его от всего сердца и творить Его заповеди (ср. Мф. 22:37). Кто любит Его так, как должно, тот, конечно, старается и заповеди Его соблюдать. Ведь если человек искренне расположен к кому, то старается делать все, что может привлечь любовь его возлюбленного. Так и мы, если искренне возлюбим Господа, будем и заповеди Его исполнять и не станем делать ничего из того, что может огорчить Возлюбленного. Это есть Царство Небесное, это есть вкушение блаженства, это есть блага неисчислимые — удостоиться любить Его искренне и должным образом. Искренне же возлюбим мы Его тогда, когда по любви к Нему будем оказывать многую любовь своим ближним (ср. 1 Ин. 4:19−21).

Источник: Гомилии на книгу Бытия.

Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет

Очевидно: чтоб возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя.

Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: сия есть любы, да ходим по заповедем Его, — сказал святой Иоанн Богослов (2 Ин. 1.6). Если ты не гневаешься и не памятозлобствуешь — любишь себя. Если не клянешься и не лжешь — любишь себя. Если не обижаешь, не похищаешь, не мстишь; если долготерпелив к ближнему твоему, кроток и незлобив — ты любишь себя. Если благословляешь клянущих тебя, творишь добро ненавидящим тебя, молишься за причиняющих тебе напасти и воздвигающих на тебя гонение, то любишь себя; ты — сын Небесного Отца, который Своим солнцем сияет на злых и благих, Который посылает дожди Свои и праведным и неправедным. Если приносишь Богу тщательные и теплые молитвы из сердца сокрушенного и смиренного, то любишь себя. Если ты воздержен, не тщеславен, трезвен, то любишь себя. Если ты милостынею к нищей братии переносишь твое достояние с земли на Небо и твое тленное имение соделываешь нетленным, а временную собственность — собственностью вечною и неотъемлемою, то любишь себя. Если ты до того милостив, что соболезнуешь всем немощам и недостаткам ближнего твоего и отрицаешься от осуждения и уничижения твоего ближнего, то ты любишь себя.

Полюбивший правильно самого себя может богоугодно любить ближнего. Сыны мира, недугующие самолюбием и порабощенные ему, выражают любовь к ближнему безразборчивым исполнением всех пожеланий ближнего. Ученики Евангелия выражают любовь к ближнему исполнением относительно его всесвятых заповеданий Господа своего; удовлетворение пожеланиям и прихотям человеческим они признают душепагубным человекоугодием и страшатся его столько же, сколько страшатся и убегают самолюбия. Самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе, человекоугодие есть искажение любви по отношению к ближнему. Самолюбец губит себя, а человекоугодник губит и себя и ближнего. Самолюбие — горестное самообольщение; человекоугодие усиливается и ближнего соделать общником этого самообольщения.

Источник: Аскетическая проповедь.

Климент Римский (†

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет

Братья, станем исповедовать Христа вот в каких делах: в том, чтобы любить друг друга (ср. Ин. 13:35, 15:12, 1 Ин. 3:11), не прелюбодействовать (ср. Исх. 20:14, Гал. 5:19), не хулить друг друга (ср. Прит. 10:18) и не завидовать (ср. Прит. 6:34), но быть воздержанными, милосердными, добрыми (ср. Еф. 4:32, 1 Пет. 3:8). Следует нам сострадать друг другу и не предаваться сребролюбию. Будем исповедовать Его в этих делах, а не в противоположных им. И бояться нам следует не людей, но Бога.

Источник: Второе послание к Коринфянам.

Августин (354−430)

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет

В этой жизни нет более ценного качества, нежели любить то, что достойно любви. Избрать это — мудрость; ничем не отвернуться от этого — крепость; не соблазниться — воздержанность; не возгордиться — праведность. Почему мы выбираем то, что особенно любим, потому ли, что не находим ничего лучшего? Но это — Сам Бог, и если Ему мы предпочитаем или приравниваем кого-либо, то, любя их, мы ничего не знаем о любви к себе. Настолько лучше становится нам, насколько ближе мы подходим к Нему; лучше уже не бывает. Мы приближаемся не ногами, но любовью, и настолько воспринимаем Его присутствие, насколько чиста та любовь, через которую к Нему приближаемся. Ведь в физическом смысле Он никаким местом не удерживается, и, следовательно, к Нему, Который вездесущ и все наполняет (ср. Пс. 138), следует идти не ногами, но нравами. А нравы наши обыкновенно оцениваются не по тому, что человек знает, но по тому, что он любит: добрая или злая любовь рождает добрые или злые нравы (ср. 1 Кор. 15:33).

Беда Достопочтенный (672−735)

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет

Ни один из этих видов любви не бывает совершенным без другого, ибо нельзя любить Бога, не любя ближнего, как нельзя любить ближнего, не любя Бога (ср. Мф. 22:37−39, Лк. 10:27). Потому Господь всякий раз, когда спрашивал Петра, любит ли тот Его, и в ответ слышал, что Он Сам — свидетель этой любви, всегда добавлял: Паси овец Моих, или: Паси агнцев Моих (Ин. 21:15−17), будто ясно говоря этим, что единственное и истинное проявление незыблемой любви к Богу — это ради братьев стремиться разделить заботы тяжелых испытаний.

Источник

Поступай как Христос

возлюби ближнего своего это значит. Смотреть фото возлюби ближнего своего это значит. Смотреть картинку возлюби ближнего своего это значит. Картинка про возлюби ближнего своего это значит. Фото возлюби ближнего своего это значит Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Евангельская заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39), — вызывает у христианина вопрос: «Любить себя, видя грязь своих грехов, сознавая в себе множество немощей, стыдясь «окровавленной ризы» страстей? Как с покаянным чувством совместить любовь к себе?» Не зная ответа на этот вопрос, человек не может правильно относиться к окружающим.

Конечно, в заповеди говорится не о самолюбии, угождении себе, самолюбовании и т.п. Это было бы призывом к саморазрушению в духовном смысле. Речь идет о том, что любой человек желает себе добра, ищет милости, понимания. Вот это он и должен с готовностью дать окружающим его людям. При этом мы призваны любить ближних не за то, что они приносят нам пользу, а потому что каждый человек — это творение Божие, Божий образ.

Господь заповедует любить даже врагов (см. Мф. 5, 44). При этом мы не можем лгать себе и утверждать, что все люди добры. Ведь есть и такие как Гитлер, Чикатило и другие, известные своими злодеяниями. У Булгакова Иешуа про всех говорил: «Он хороший человек». И это ошибка писателя в трактовке любви Божией. Злодей — не хороший человек, и Христос не закрывал глаза на зло, живущее в людях. Апостол Иоанн Богослов свидетельствует, что Христос «не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2, 25).

Спаситель обличал в людях пороки, но не осуждал никого, оставляя каждому свободу выбора: прислушаться и исправиться или продолжать коснеть в своей страсти и ненавидеть Истину. Господь любит и злодея, но не за то, что он порабощен злом, и не за то, что он будто бы «хороший человек». Бог умирает на Кресте за него, поскольку и злодей — человек. А пока злодей живет на земле, он может измениться, раскаяться и отказаться от зла, как благоразумный разбойник, казненный вместе с Христом (см. Лк. 23, 40—43).

Что выберет досаждающий нам человек, нам не дано знать. На этом основана евангельская заповедь ни о ком не судить (Мф. 7, 1). В данном аспекте апостол Павел называет другого человека «чужим рабом» (Рим. 14, 4). Действительно окружающие нас люди за свои прегрешения подотчетны не нам, а Богу, который всем дал заповеди и силы на их исполнение. Господь и спрашивает с каждого человека, а не мы, даже если этот человек как-либо от нас зависит. Мы ведь не способны восставить его от греха. Только Христос, как победитель греха и смерти, может сделать это.

Кто-то возразит: люди, которые нам не нравятся — не наше творение, а Божие. Пусть Господь их и любит. Разве нам недостаточно просто терпимо к ним относиться: не проявлять враждебности, черствости или презрения к человеку, который раздражает, делает что-то назло? Почему так важно именно любить? Ответ на этот вопрос заключен в другой евангельской заповеди — «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Христос призывает нас уподобляться Богу, который любит всех. Значит, и христианин должен стремиться к тому же.

Достигнуть этого сразу, одним волевым усилием невозможно. Следует начать с терпимого отношения к тем, кто нам досаждает и даже умышленно вредит, а не думать, как отомстить им при удобном случае. Но ограничиваться этим мы не можем, ведь цель у нас другая — возлюбить их. Если Господь одинаково благотворит всем, значит и мы должны одинаково по-доброму относиться ко всем, невзирая на лица. Доброе отношение — это не притворные улыбки и расшаркивания с обидчиками. Любовь чужда всякой фальши. Она должна быть разумной и проявляться в желании человеку блага.

В отношениях с окружающими надо всегда руководствоваться искренней доброжелательностью, а не страстью гнева, зависти, злопамятства и т.п. Но не начнет ли наш ближний злоупотреблять хорошим к себе отношением? О том и речь, что проявление любви должно нести другому человеку благо, а не возможность «сесть на шею». Иначе это будет не любовь, а раболепие, которое является таким же грехом, как самолюбие по отношению к себе.

Надо воспитывать в себе любовь к человеку такую же, какую к нам имеет Христос. Он не занимается человекоугодием. Бог исполняет далеко не все наши просьбы. Человек может просить и то, что для него не является благом, да и явное зло может пожелать по страсти. В таком случае осуществить его желание не будет любовью. Господь подает то, что нам полезно, в первую очередь, для вечной жизни, а потом и для жизни временной. И нам следует проявлять рассудительность, чтобы не скатиться в угодливость.

Желая понять, как обрести евангельскую любовь к людям, надо читать жития и поучения святых отцов и подвижников благочестия. Валаамский старец иеромонах Михаил (Питкевич) советовал своей духовной дочери просить у Бога одного только дара любви, ведь «любовь покрывает все» (1 Пет. 4, 8). Об умножении любви можно и нужно просить Христа, как просили Его апостолы. В дни Великого поста мы сугубо просим об этом, читая молитву святого Ефрема Сирина: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему».

Святитель Григорий Двоеслов, толкуя последние слова господина из притчи о талантах (Мф. 25, 29), писал, что «имеющий любовь получит и другие дарования. А не имеющий любви потеряет и то, что, как кажется, у него есть». Как согласны между собой святые отцы и подвижники веры, даже отделенные друг от друга столетиями! Старец Михаил говорит: «Не проси ничего, но проси любви», — а святитель Григорий словно подтверждает: «Имеющий любовь получит все остальное, о чем и не просил». Ведь если человек имеет любовь к другим, то он будет действовать, исходя из любви. Благодаря этому без вреда для себя и своих ближних он сможет пользоваться любыми дарованиями.

В заключение беседы иеромонах Михаил напутствовал: «Когда враг хочет мелочами, досадами разгневать, похитить мир в сердце, скажи только: «Христос воскресе, Христос воскресе, Христос воскресе!» — Этих слов он боится больше всего, они его жгут как огонь, и он убежит от тебя». Тем самым подвижник напомнил, что Христос совершил Свою жертву из любви к каждому человеку, даже к тому, кто сейчас вызывает у нас неприязненные чувства. И мы, как поет Церковь в дни Пасхи Господней, должны прощать ненавидящих нас Воскресением Христовым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *