вотчина что это такое по истории
Вотчина
Во́тчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Синонимы вотчины — аллод, бокленд.
Во времена Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству (отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность), продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии (митрополиты, епископы) и большие монастыри.
Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Киевской Руси владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё.
В период раздробленности Киевской державы вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. п. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств.
Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности.
В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества (княжеские столы — престолы), которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины («каждо да держит отчину свою») приостановить княжеские междоусобицы.
После того, как значительная часть западных русских земель попала под власть Литвы и Польши, вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних малорусских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи Посполитой наделил короля правом раздавать так называемые «пустыни» за Белой Церковью. Это были земли с малорусским населением, на которых затем сформировалось вотчинное по своей сути землевладение магнатских родов Вишневецких, Потоцких, Конецпольских и других. Крупное землевладение на территории современной Украины было практически ликвидировано в ходе национально-освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого в 1648—1657 годах. Однако затем крупное землевладение было возобновлено на Правобережье, которое осталось под властью Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов. На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины.
В XIV—XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси, где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем государства. Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и сепаратистскими устремлениями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться (например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее). Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву. Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр (законы 1551 года и 1562 года), а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья. В XVII столетии продолжился процесс юридического сближения вотчины с поместьем, который завершился изданием Петром I 23 марта 1714 года указа о единонаследии. С тех пор понятие Вотчина иногда употреблялось в России в XVIII—XIX веках для обозначения дворянской земельной собственности.
С VIII—IX веков вотчина является господствующей формой землевладения в большинстве стран Западной Европы. В процессе формирования вотчины создавался аппарат принуждения (суд, администрация и так далее). Крестьяне сохраняли свою общинную организацию (община, коммуна, альменда), что наряду с обязательным потомственным характером владения отличало вотчину от бенефиция, манора и поместья.
Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена, типа феодальных повинностей крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные).
В России Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью («служба по отечеству»), затем формально и окончательно — Указ о единонаследии 1714 года, объединивший вотчину и поместье в единое понятие имение.
Значение слова «вотчина»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов. Синонимы вотчины — аллод, бокленд. С VIII—IX веков вотчина являлась господствующей формой землевладения в большинстве стран Западной Европы. В процессе формирования вотчины создавался аппарат властного управления (суд, администрация и так далее). Крестьяне сохраняли свою общинную организацию (община, коммуна, альменда), что наряду с обязательным потомственным характером владения отличало вотчину от бенефиция, манора и поместья.
Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена, типа феодальных повинностей крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные).
ВО’ТЧИНА, ы, ж. (истор.). В Московской Руси — родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
во́тчина
1. истор. земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно с правом продажи, залога, дарения ◆ Декабря 12-го, 1796 года, пожалована Алексею Аракчееву грузинская вотчина, 2000 душ. Александр Архангельский, «Александр I», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Село Болдино было настоящая боярская вотчина, три тысячи душ, да беда была в том, что в несчастном разделе, девять лет назад, принял участие и единородный сын отца от первого брака и оттягал большую часть земли и душ себе и своей матери. Ю. Н. Тынянов, «Пушкин», 1935—1943 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. книжн. территория или организация, также в более широком смысле — область, сфера, где кто-либо чувствует себя хозяином, ведёт себя как хозяин ◆ Решение верное, временем оправданное, потому что помощник начал таскаться по бабам, неделю с этой машинисткой, неделю с другой, затем атаке подверглась вотчина комитетчиков — представительство «Аэрофлота». Анатолий Азольский, «Глаша», 2003 г. // «Новый Мир» (цитата из НКРЯ) ◆ Поговаривают, что таймырский промышленный гигант «Норникель», вотчина губернатора, вовсе не горит желанием отчислять кучу денег на решение социальных проблем жителей края. Виталий Цепляев и др., «Конец „матрёшек“», 2003 г. // «Аргументы и факты» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: турбулентность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое вотчина в историческом смысле и современном контексте
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Кому из нас не доводилось слышать фразы типа «Это не моя вотчина» или «Наконец-то Максу вернули его вотчину» и т.д.!
В общем контексте вроде бы все понятно, но многие ли точно знают, что такое вотчина и какое значение она имела для развития феодальных отношений и государства в целом?
Ну что ж, для полноценного раскрытия этой темы нам с вами придется совершить небольшой экскурс в отечественную историю периода примерно от VIII-IX и вплоть до XVIII вв., когда понятия вотчины и поместья были объединены в новом типе землевладения – имении.
«Вотчина» — что это в истории
Чтобы не погружаться в довольно древнюю этимологию этого слова, достаточно обратиться к праславянскому языку, давшему нам два смысловых оттенка слова «отец» («otьсь»): «отчий» (как производное от «отьнь») и «отьчина» (как производное от диалектного «otьkь», которое могло означать и «самец животного», и «опекун, ответчик», и «хозяин, владелец»).
Таким образом, со времен формирования законного права на владение землей вотчина – это «отцовская собственность».
По сути это был передаваемый по наследству комплекс собственности, включающий в себя:
В Западной Европе того периода существовала аналогичная форма землевладения, которая называлась боклендом или аплодом (эти термины нередко использовались и в России как синонимы вотчины).
Крестьяне при этом оставались в своей общинной организации, в роли которой выступали альменды или коммуны (на Руси это были сельские общины).
Вотчина в Древней Руси и после ее распада
Начиная со второй половины VIII века, вотчинное владение землей начало заметно превалировать среди других типов феодальной собственности, и подобное главенствующее положение сохранялось в древнерусском государстве еще почти десять веков.
Одна вотчина могла отличаться от другой по величине и/или экономической структуре, что было обусловлено как ролью владения конкретного вотчинника, так и типом феодальной повинности зависимых крестьян.
Что касается разновидностей вотчинного землевладения, то их до конца XI века было всего три:
Все без исключения вотчинники обладали достаточно обширными правами и привилегиями – они могли вершить суд в пределах своего землевладения, собирать подати и даже внедрять ленную систему в отношениях со своими вассалами.
Обладая правом практически безусловной собственности на унаследованную или благоприобретенную землю, владельцы вотчины могли свободно ею распоряжаться:
После распада Древнерусского государства (так называемый Период раздробленности) вотчинников, обретавших все большее влияние на политическую жизнь отдельных княжеств, начали серьезно ограничивать в правах.
Так, некоторых вотчинников государство обязывало служить именно тому князю, на землях которого находились владения этих собственников.
Другим владельцам земли, особенно если вотчина была родовая (потомственная), запрещалось продавать или менять унаследованную собственность без согласия всех представителей своего рода. Чуть позже земельные собственники были лишены и права вершить суды в своих вотчинах.
Чем поместье отличалось от вотчины
К концу XIV века, когда процесс централизации на Севере и Востоке Руси шел полным ходом, великокняжеская власть заметно окрепла и усилилась. Политические преобразования, введенные Иваном III и продолженные Иваном IV, в первую очередь затронули принципы вотчинного землевладения.
В корне изменился и юридический характер поземельных отношений боярина/князя и его вольнонаемного слуги. Если раньше «вольник» мог в одном уделе быть слугой (работать на князя), а в другом – владеть вотчиной, то сейчас служба на княжеском дворе увязывалась с землевладением.
Эти кардинальные перемены и послужили своеобразным триггером (это как?) для запуска процесса трансформации вотчинных принципов владения землей в систему поместного землевладения.
К чему это привело:
Со временем государственная служба, увязанная с землевладением, стала повинностью, а мысль о том, что землей может владеть лишь тот, кто служит царю, стала неписаным правилом.
Вскоре это правило окончательно восторжествовало и превратилось в основной принцип поместной системы: землевладение – это привилегия служилых лиц.
Вот так и получилось, что в гражданском обществе XVI века практически не осталось землевладельцев-вотчинников, не принадлежавших к служилому классу. И это понятно, поскольку государство стремилось обеспечивать служебную пригодность не столько отдельных лиц, сколько целых служилых родов и фамилий.
Процессы ограничений в вотчинном землевладении шли параллельно с расширением правовых основ, предусмотренных для поместий.
Эти тенденции, когда вотчинные владения постепенно уравнивались с поместными, развивались по нарастающей вплоть до XVIII века, когда и вотчина, и поместье утратили свою правовую базу.
Это произошло в марте 1714 года. На волне своих масштабных реформ Петр I издал еще один важный для Российского государства указ (ныне известный как «Указ о единонаследии»), в силу которого окончательно устранялась разница между поместными и вотчинными землевладениями, объединенными в новый вид земельной собственности, который стал называться имением.
Вотчина в современном контексте
На сегодня исторический смысл слова «вотчина» почти полностью утрачен, хотя сам термин остается в специфике научного употребления.
Что касается обыденной жизни, то обычно под вотчиной мы подразумеваем какую-нибудь территорию, организацию, область или сферу, в которой кто-то ощущает себя знатоком, экспертом, гуру. Или ведет себя по-хозяйски, держится чересчур уверенно.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Сейчас термин вотчина можно применить к зажравшимся чиновникам, которые годами сидят на своих местах и чувствуют себя настоящими феодалами, отсюда и коррупция проистекает. Все ведь друг друга знают, доверяют, потому и взятки брать не боятся, а вот если бы чиновники не засиживались на одном месте, то и с созданием поместных корпораций жуликов и воров возникли бы непреодолимые сложности.
Вечеслав: да, задолбали уже эти либералы. Как только до власти дорвутся — так и начинают ее использовать по полной. А вот те, кто не смог дорваться — критикуют, ибо завидно, что у кормушки не они стоят. Надо какой-то тест на либерализм придумать, что бы таких в чиновники не пускать.
ВОТЧИНА
1) Термин, употребляемый в историч. лит-ре для обозначения комплекса феод. зем. собственности (земли, постройки, живой и мертвый инвентарь) и связанных с нею прав на феод.-зависимых крестьян. Синонимы термина «В.» — сеньория (франц. siegneurie), манор (англ. manor), Grundherrschaft (нем.), а также поместье (см. Поместье, раздел 1). Социально-экономич. значение В. (в указанном смысле этого термина) состоит в том, что она являлась организационной формой присвоения вотчинниками прибавочного труда крестьян, основой господства феодалов в ср.-век. обществе.
Формирование В. длилось в течение всего раннего средневековья, являясь важнейшим проявлением феодализации (см. Феодализм). Господствующей формой землевладения В. становится на б. ч. Зап. Европы с 8-9 вв. Относительная замедленность складывания В. характерна для Скандинавских стран, Сев. Англии, Сев. и Вост. Германии, Польши, Чехии, европ. владений Византии, где свободное землевладение сохраняло большое значение до 11 в., а иногда даже до 12-13 вв. В процессе формирования В. в ней создавался аппарат принуждения (суд, администрация и т. д.), необходимый феодалу для эксплуатации крестьян. Подчиненные вотчинной власти феодала, крестьяне сохраняли, однако, свою общинную организацию (см. Альменда, Община). В историч. лит-ре В. разделяются: по экономич. структуре (в зависимости от преобладания в В. того или иного типа эксплуатации крестьян и роли домена), по величине (на крупные, средние, мелкие), по социальной принадлежности вотчинников (на светские, в т. ч. королевские, и церковные), по юридич. происхождению собственнических прав вотчинника (на В.-феоды и В.-аллоды).
Для истории социально-экономич. отношений наиболее важны изменения в экономич. структуре В. Для ранней зап.-европ. В. 6-7 вв. в Испании, Италии, Юж. Франции характерны: наличие господского (домениального) х-ва, относительно широкое использование в нем рабов (дворовых и испомещенных на землю), изредка привлечение к барщине лично свободных и полусвободных крестьян, к-рые принуждались, однако, к уплате оброков (гл. обр. продуктами). В 8-10 вв. для значительной части В. Сев. и Центр. Франции, Центр. Англии, Зап. Германии, Сев. и Ср. Италии стало «характерным господское х-во, основанное преим. на барщине зависимых крестьян-держателей (в меньшей степени — на эксплуатации беззем. дворовых или малозем. крестьян). Общая площадь домениальных владений в этот период не превышала 1/3 В. Остальную ее терр. занимали крест. держания. Их владельцы, помимо исполнения барщины, платили оброки — продуктами, ремесл. изделиями, реже — деньгами. Доля оброков в доходах вотчинника в целом уступала тогда сумме поступлений с домена. Кроме В. указанной экономич. структуры, в раннее средневековье часто встречались и В. др. типов, в частности мелкие, без доменов, эксплуатировавшие крестьян путем взимания оброков. Для всех В. раннего средневековья характерен низкий уровень производит. сил, соединение с.-х. и ремесленного труда. Произ-во было подчинено потребительским нуждам вотчинника и носило в целом натуральный характер. Основой производств. деятельности в В. являлось крест. х-во, на эксплуатации рабочей силы и с.-х. инвентаря к-рого покоилась экономика В.
В 11-13 вв. — в период роста городов, торговли и широкой внутр. колонизации — в зап.-европ. В. увеличивается доля зем. площади, занятой крест. держаниями. Вотчинники либо взимают с крестьян оброки натурой и сами реализуют часть их на рынке, либо, реже, требуют от крестьян деньги, перелагая, т. о., на крестьян заботу по сбыту продуктов. Барщина резко сокращается. Уничтожаются наиболее суровые формы крест. зависимости. Относит. сокращение в этот период площади домена не исключает возможности его сохранения и даже абсолютного расширения в отд. областях (напр., Юго-Вост. Англия, Центр. Франция), где вотчинники пытаются создать на домене х-во, рассчитанное на рынок. В 14-15 вв., в период дальнейшего роста товарного произ-ва, в зап.-европ. В. побеждает ден. рента (см. Коммутация), постепенно распространяется, особенно на бывших домениальных землях, краткосрочная аренда. В 16-17 вв. для Зап. Европы наиболее типична В. без собственного господского х-ва. Вотчинник сохранял здесь гл. обр. права на получение с лично свободных крестьян фиксированных платежей (в основном — денежных), а также нек-рые сеньориальные монополии. В историч. лит-ре этот тип В. наз. «чистой сеньорией» (нем. «reine Grundherrschaft»). В целом путь разложения В., характерный для зап.-европ. стран, создавал благоприятные условия для развития капитали-стич. отношений. Феод. землевладение было здесь окончательно уничтожено во время бурж. революций.
В зарубежных странах Вост. и Центр. Европы в 11-13 вв. преобладали В., где гл. роль играла продуктово-ден. рента. В 14-15 вв. здесь начинает расширяться барщинное домениальное х-во, рассчитанное на сбыт с.-х. продуктов на внеш. или внутр. рынке. В 16-18 вв. крупная или средняя В., в к-рой б.ч. земли была занята предпринимат. барским х-вом, осн. на барщинном труде крепостных крестьян, стала господствующим типом с.-х. произ-ва в Польше, Чехии, Венгрии, Германии к востоку от Эльбы (в областях «Второго издания крепостничества»). Производившиеся здесь с.-х. продукты шли на экспорт (в Англию, Голландию и др.), а также на внутр. рынок. В нем. ист. лит-ре этот тип В. наз. Gutsherrschaft, в польск. — фольварк. Распространение данного типа В., будучи одним из проявлений феод. реакции, тормозило развитие капиталистич. отношений внутри этих стран: связанное с крайним усилением эксплуатации крестьян, оно вело к упадку крест. х-ва, а потому сужало внутр. рынок и замедляло развитие товарного произ-ва. Указанная структура землевладения исчезла в странах Центр. и Вост. Европы в кон. 18 и в 19 вв. в ходе бурж. преобразований («прусский путь» развития капитализма в с. х-ве). Пережитки феод. землевладения сохранились здесь вплоть до победы нар.-демократич. строя.
Термин «В.» в рус. источниках феод. периода и рус. ист. лит-ре (см. ниже) употребляется для обозначения лишь одного из видов феод. собственности, отличающегося наследств. характером прав землевладельца (сравни зап.-европ. аллод), и противопоставляется поместью как пожалованной зем. собственности (см. Поместье, раздел 2).
Ю. Л. Бессмертный. Москва.
2) Вид феод. земельной собственности в России; владелец В. мог передавать ее по наследству, продавать, закладывать и т. п. Термин «В.» происходит от слова «отчина», т. е. отцовская собственность. В. возникла в процессе формирования частной феод. собственности и превращения родоплеменной знати в землевладельцев-феодалов. В 9-10 вв. в Киевской Руси уже существовали феод. В. князей и бояр. В 11-15 вв. В. стала преобладающей формой феод. землевладения, а количество В. и их размеры значительно увеличились за счет захвата общинных земель, пожалований, заимки, купли, обмена и пр. В. состояла часто из неск. владений, разбросанных на большой терр. и хозяйственно слабо связанных друг с другом. В. владели гл. обр. бояре, «вольные слуги» и др. представители высшего слоя класса феодалов, а также монастыри, церкви, высшее духовенство. Вотчинники обладали рядом привилегий в отношении суда над населением В., сбора гос. податей и т. д. (см. Иммунитет). Характер и степень полноты иммуни-тетных прав зависели от положения вотчинника в системе феод. иерархии. Крупные бояре имели своих мелких феодалов-слуг, обеспечивая их на условиях обязат. службы зем. участками и крестьянами. Особенно широкими правами и привилегиями вотчинники пользовались в период феод. раздробленности Рус. гос-ва, когда они стали государями в В., а население — их подданными. В это время В. называли удельные княжества, унаследованные князем от отца. С сер. 14 в., в связи с ростом великокняж. власти и началом образования централизов. гос-ва, вотчинные права стали постепенно стесняться и ограничиваться. Во 2-й пол. 15 в. владельцы В. лишились права свободного отъезда от одного князя к другому; сузился объем иммунитетных прав, в частности судебных, мелкие вотчинники были ограничены в правах наследования и отчуждения В. Новый этап в истории В. начинается с кон. 15 в. Реакц. боярство ожесточенно сопротивлялось дальнейшему укреплению и развитию централизов. гос-ва. В борьбе с ним великокняж. власть опиралась на дворянство, владевшее землей не на вотчинном, а на поместном праве (см. Поместная система). В кон. 15-16 вв., после присоединения к Моск. княжеству Новгорода, Твери и Пскова, мн. бояре этих земель были лишены своих В., а на их землях помещены дворяне Судебник 1550 ограничил право родового выкупа В. По «Уложению о службе» 1556 вотчинники в отношении несения воен. службы были приравнены к дворянам. Вотчинные права удельных княжат и бояр резко ограничились указами 1551 и 1562. Решающее значение в борьбе с реакц. боярством имела опричнина Ивана IV, в ходе к-рой большое количество В. было ликвидировано, а их владельцы казнены. Во 2-й пол. 16 в. мн. вотчинники, не сумев приспособиться к развивающимся товарно-ден. отношениям, продали и заложили свои В. В кон. 16 в. наиболее распространенным видом феод. землевладения была уже не В., а поместье. В 15-17 вв. различали В. родовые, купленные, жалованные и княжеские; права их владельцев были различны. В 17 в. вотчинное землевладение вновь стало расти. Пр-во, награждая дворян за верную службу, широко раздавало земли в В. В результате развития товарно-ден. отношений, а также консолидации господств. класса происходило фактич. слияние поместья с В. Значит. шаг в сторону юридич. сближения В. с поместьем сделало Соборное уложение 1649. В кон. 17 в. в центр. областях гос-ва вотчинное землевладение значительно превосходило поместное. Указ 23 марта 1714 о единонаследии юридически оформил окончат. слияние В. и поместья. Термин «В.» употреблялся в 18-19 вв. в смысле дворянской зем. собственности.
Лит.: Лакиер А., О вотчинах и поместьях, СПБ, 1848; Сергеевич В., Лекции и исследов. по древней истории рус. права, 3 изд., СПБ, 1903; Владимирский-Буданов М. P., Обзор истории рус. права, 6 изд., СПБ-К., 1909; Готье Ю. В., Замосковный край в XVII в., 2 изд., М., 1937; Веселовский С. Б., Феод. землевладение в сев.-вост. Руси, т. 1, М.-Л., 1947; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси, 2 изд., кн. 1-2, М., 1951-54; Черепнин Л. В., Осн. этапы развития феод. собственности на Руси (до XVII в.), «ВИ», 1953, No 4; его же, Образование Рус. централизов. гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960.