вот а диалог так хорошо начинался
Учебник «Грамоты»: пунктуация
Знаки препинания при диалоге
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Пунктуационное оформление диалога
Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. О первых трех способах передачи чужой речи мы говорили в предшествующей главе учебника.
Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
Доктор подошёл к мальчику и сказал:
– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.
О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.
В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.
– А так иду, куда ноги идут.
– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.
Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.
Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи
Чичиков обратился к нему с такими словами:
– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. ( Гоголь)
Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».
2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора
«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…
3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора
– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих. (Гоголь)
«Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».
4. Слова автора разрываются репликой
А: – Р, – а. | А: – Р! – а. | А: – Р? – а. |
– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)
Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.
Упражнение № 1
_ _ На какую это планету я попал? _
_ _ Вот как. А разве на Земле нет людей? _
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Упражнение № 2
_ Артиста Воланда можно попросить? _ _ ладко спросил Варенуха.
_ Они заняты, _ _ тветила трубка дребезжащим голосом, _ а кто спрашивает?
_ Администратор Варьете Варенуха.
_ Иван Савельевич? _ _ адостно вскричала трубка. _ Страшно рад слышать ваш голос! Как ваше здоровье?
_ Мерси, _ _ зумлённо ответил Варенуха, _ _ с кем я говорю?
_ Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, _ _ рещала трубка, _ _ есь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мною как вам будет угодно.
Упражнение № 3
_ Чудовищно! _ _ охвалил Борис Сергеевич.
_ Хорошая песня, правда? _ _ просил я.
_ Хорошая, _ _ казал Борис Сергеевич и закрыл платком глаза.
_ Только жаль, что вы очень тихо играли, Борис Сергеевич, _ _ казал я, _ _ ожно бы ещё погромче.
_ Ладно, я учту, _ _ казал Борис Сергеевич. _ _ ты не заметил, что я играл одно, а ты пел немножко по-другому?
_ Нет, _ _ казал я, _ _ этого не заметил! Да это и неважно. Просто надо было погромче играть.
_ Ну что ж, _ _ казал Борис Сергеевич, _ _ аз ты ничего не заметил, поставим тебе пока тройку. За прилежание.
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Знаки препинания при диалоге
Пунктуационное оформление диалога
Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. О первых трех способах передачи чужой речи мы говорили в предшествующей главе учебника.
Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
Доктор подошёл к мальчику и сказал:
– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.
В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.
– А так иду, куда ноги идут.
– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.
Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.
Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи
Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».
2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора
«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…
3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора
– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих. (Гоголь)
« Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».
4. Слова автора разрываются репликой
А: – Р, – а. | А: – Р! – а. | А: – Р? – а. |
– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)
Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.
Упражнение № 1
_ _ На какую это планету я попал? _
_ _ Вот как. А разве на Земле нет людей? _
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Упражнение № 2
_ Артиста Воланда можно попросить? _ _ ладко спросил Варенуха.
_ Они заняты, _ _ тветила трубка дребезжащим голосом, _ а кто спрашивает?
_ Администратор Варьете Варенуха.
_ Иван Савельевич? _ _ адостно вскричала трубка. _ Страшно рад слышать ваш голос! Как ваше здоровье?
_ Мерси, _ _ зумлённо ответил Варенуха, _ _ с кем я говорю?
_ Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, _ _ рещала трубка, _ _ есь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мною как вам будет угодно.
Упражнение № 3
_ Чудовищно! _ _ охвалил Борис Сергеевич.
_ Хорошая песня, правда? _ _ просил я.
_ Хорошая, _ _ казал Борис Сергеевич и закрыл платком глаза.
_ Только жаль, что вы очень тихо играли, Борис Сергеевич, _ _ казал я, _ _ ожно бы ещё погромче.
_ Ладно, я учту, _ _ казал Борис Сергеевич. _ _ ты не заметил, что я играл одно, а ты пел немножко по-другому?
_ Нет, _ _ казал я, _ _ этого не заметил! Да это и неважно. Просто надо было погромче играть.
_ Ну что ж, _ _ казал Борис Сергеевич, _ _ аз ты ничего не заметил, поставим тебе пока тройку. За прилежание.
Блог «Альянс ПРО»
О переводах, обучении переводчиков и копирайтинге
Блог » СТУДИЯ КОПИРАЙТИНГА » Как писать диалоги, которые не утомят читателя
Как писать диалоги, которые не утомят читателя
Диалоги писать легко. Ну, правда — что там сложного? Один сказал, другой ответил — и так далее, пока герои не придут к цели, которую автор им наметил. Всё так. Казалось бы. Однако диалоги, которые люди захотят читать, писать безумно сложно.
В реальной жизни, людям нужно время, чтобы прийти к какому-то мнению. Кроме того, в диалоге обычно присутствуют интонации, жесты, мимика, наконец, элементы прически, которые собеседника отвлекают, если он заскучал.
Если диалог растягивается на целую страницу, то читатель его просто проскакивает и… упускает важные детали.
Так, какая разница между интересной беседой и унылым обменом фразами? Примерно, такая же, как между декабристами и народом. Для начала автор диалогов должен понять, что …
ДИАЛОГИ ИЗ ЖИЗНИ — ЗЛО
От реальных разговоров толку нет. Любой разговор – система сложная. Она опирается на то, что собеседники слышат и видят, на общий контекст – а это масса самой разной информации. Взять и переложить всё это на бумагу просто невозможно.
Не верите? Попробуйте сами: посидите в людном месте, например, в кофейне, и запишите чей-нибудь разговор. Долго не надо, хватит минуты – главное, всё записать на бумаге. Отложите свои заметки, а дня через три прочитайте. Вы увидите, что весь диалог – сплошные обрывки фраз, междометия, банальные отступления от темы. Люди общались и понимали друг друга, но в письменном виде их разговор кажется почти бессмысленным и уж тем более неинтересным (если только вы не напали на «вкусную» сплетню). И как же это откровение помогает сочинять захватывающие диалоги? Оно показывает, что…
ДИАЛОГ — ЭТО «СИГНАЛЫ»
Диалог пишется не для того, чтобы воспроизвести реальность, а чтобы создать иллюзию реальности. Если пытаться «писать, как люди говорят», далеко не уедешь. Хороший диалог начинается с эмоций. Представьте себе реальный разговор и запишите главные впечатления от него. Что этот диалог сообщает, кроме фактов? Может, он говорит о разнице в статусах, о каких-то чертах характера? Какие это люди? Самоуверенные и наглые? Умные и тонкие? Лёгкие и флиртующие?
Что ваш диалог должен рассказать читателю? Составьте список. Это и есть цель, а вовсе не «жизненность» диалога. Чтобы он звучал правдоподобно, он должен передавать задуманные впечатления как можно точнее. Герои при этом не обязаны говорить, как реальные люди.
В книге «Бабки» (Bread) Эд Макбейн прекрасно изобразил сцену допроса, где детектив пытается выяснить, зачем подозреваемая ездила в Германию.
— Вас отправила Diamondback Development?
— Нет.
— Роджер Гримм?
— Я не знаю, кто такой Роджер Гримм.
— Вы возили в Германию деньги?
— Деньги? Что вы имеете в виду? Конечно, я брала с собой деньги.
— Сколько?
— Чтобы хватило на расходы. В дорожных чеках.
— Сколько?
— Не помню. Я думаю, чуть больше тысячи.
— Вы их все потратили?
— Нет, не все.
— То есть у вас ещё остались дорожные чеки, которые вы не обналичили, так?
— Ну… да, наверное. А может, я и всё потратила.
— Так потратили или нет?
— Да, я потратила всё.
Вы помните хоть один реальный разговор, в котором столько вопросов и ответов, и они звучат вот так по очереди:
Никто никого не перебивает, никто не запинается, не поправляет себя. Подозреваемая колеблется только в одном месте: «ну… да, наверное», — и даже тут она слишком «культурно выражается» — в жизни 70% людей обходятся простым «ммм…».
Но это неважно. Главное в диалоге – быстрый темп и настойчивость детектива. Собеседники не перебивают друг друга, потому что отрывистые вопросы лучше передают читателю необходимые впечатления от сцены.
Подозреваемая говорит чуточку больше, чем нужно: «Деньги? Что вы имеете в виду? Конечно, я брала с собой деньги», — потому что показано, как детектив контролирует разговор, и ясно, что он сильная фигура.
Подозреваемая произносит больше слов, и в этом выражается её слабость. Поэтому детектив просто спрашивает «Сколько?», а подозреваемая рассказывает и о сумме, и о дорожных чеках, и потом ещё вынуждена говорить об этом более подробно. Кажется, что фраза «Я думаю, чуть больше тысячи» — произносится впустую, а на самом деле она просто кричит о расстановке сил в диалоге. Все детали разговора 1) сообщают читателю фактическую информацию и при этом 2) передают настроение сцены.
Это и есть «сигналы»: диалог не похож на реальный, но он построен так, что обнажает некий глубинный смысл, и поэтому воспринимается как нечто более естественное, чем реальная речь.
Конечно, знать, что важно выразить настроение, а не просто подобрать слова, — это только полдела. Дальше на сцену выходит…
СОКРАЩЕНИЕ
Наша цель – не буквально изложить, что говорят собеседники, а передать содержание разговора и впечатление, которое должно сложиться у читателя. Из этого следует, что чем меньше диалог, тем лучше.
Слова сами по себе мало что делают. Секрет в том, чтобы вызвать нужное впечатление, подтолкнуть развитие истории, а потом быстренько «сбежать», пока читатель не начал задавать лишних вопросов.
Конечно, это не означает, что диалог обязательно должен быть коротким – он должен быть минимальной длины для своих целей. Сцена допроса, о которой написано выше, занимает 11 страниц – Макбейн хочет показать, как детектив медленно, но верно, выводит подозреваемую на чистую воду. Реальный допрос был бы в разы длиннее, но для книги 11 страниц диалога – это много, поэтому возникает ощущение, что всё по-настоящему. «Взял измором», — удовлетворённо кивает читатель, даже не задумываясь, что этот «измор» в пересчёте на реальное время длился чуть меньше 3 минут.
Диалог может быть любой длины. В нём может быть уйма линий, но вы должны осознавать, зачем они там. С какой целью? Если единственный ответ «Так диалог похож на настоящий», — дело плохо. У Макбейна трёхминутный диалог даёт ощущение напряженного трёхчасового допроса, а всё потому, что он создаёт впечатление, а не воспроизводит реальность.
Совсем другой диалог мы видим в книге Терри Пратчета «На всех парах». Королева Гномов (её реальный пол хранился в секрете, и трон был в опасности) обращается к своему советнику Альбрехту. Она демонстрирует власть, убеждая Альбрехта и читателей, что всё под контролем.
— Расплата явно недостаточна, — фыркнул Альбрехтсон.
— Правда? – сказала Королева. – Я не хочу начинать новую жизнь с кровавой бойни. Правосудие восторжествует. Все мы знаем основных виновников и всегда знали. У нас есть имена, показания. Мир гномов мал, спрятаться негде, и работа почти завершена. Глубинники потеряли многих своих лучших бойцов во время нападения на Железную Герду во время ее путешествия. Что это была за поездка! И замечательное открытие логистики. За поездами будущее, они сближают людей. Подумайте об этом. Люди сбегаются, чтобы посмотреть, как поезд проходит мимо. Почему? Потому что он идет из прошлого в будущее. Лично я очень сильно желаю этого будущего и хочу, чтобы гномы стали его частью, если еще не слишком поздно.
Пратчетт всегда пишет в подобной расслабленной манере, но это уже слишком. Он хочет изобразить правителя, который смотрит в будущее и по праву считает, что оно будет именно таким. Зачем нужно это «Правда?», чтобы приглушить гораздо более яркое «Я не хочу начинать новую жизнь с кровавой бойни»? Что важное добавляют «лично я» и «если ещё не слишком поздно» к «я очень сильно желаю этого будущего и хочу, чтобы гномы стали его частью»? От «очень сильно» есть польза – или оно лишь тормозит читателя?
Следующий фрагмент должен убеждать нас, что враги не избегнут наказания:
«Правосудие восторжествует. Все мы знаем основных виновников и всегда знали. У нас есть имена, показания. Мир гномов мал, спрятаться негде, и работа почти завершена. Глубинники потеряли многих своих лучших бойцов во время нападения на Железную Герду во время ее путешествия».
В заключительной речи правителя самое время говорить про «показания»? Фраза «правосудие восторжествует» говорит о власти, «все мы знаем основных виновников и всегда знали» — тоже, хотя две эти фразы вместе – уже перебор. Ещё до «показаний» ясно: Королева знает, что делать с врагами, она сильная и уверенная. Больше необходимой фактической информации нет. Просто автору захотелось написать диалог – он его и написал.
УБРАТЬ ВСЁ НЕФУНКЦИОНАЛЬНОЕ
Чтобы из диалога вышло нечто большее, чем просто слова, придётся его безжалостно резать, даже если вам всё очень нравится. Каждоё предложение должно работать. Если оно написано просто чтобы развлечь читателя, автор выходит на первый план, он говорит: «Я хочу, чтобы ты насладился моей писаниной», — больше ничего полезного.
Повторюсь, это не значит, что нельзя порезвиться. Просто надо, чтобы всё в диалоге было обоснованным. Если вы шутите, то юмор должен что-то говорить о личности героя или об отношениях с другими героями. Нельзя все диалоги объяснять «знакомством с героями» — для этого много разговоров как раз не требуется. Попробуйте включать впечатления о героях в необходимые диалоги — как именно герои выражают то, что им нужно выразить. Оживляйте скучные моменты, не нужно придумывать что-то специально для развлечения.
Прекрасный способ избежать ненужных диалогов – научиться рассказывать. (О показаниях гномов лучше было бы сообщить читателям именно так). И уж если сокращать диалоги, не забудьте научиться хорошо вести повествование и выражать всё важное компактнее, но ярче.
(с) Оригинал: standoutbooks.com
(с) Перевод: Студия бизнес-новелл «Альянс ПРО» (novel.tran.su), Марина Нестругина, Evgeniy Bartov
Не согласны? Считаете, что приятный диалог имеет право на существование просто ради удовольствия? Напишите в комментариях своё мнение.
10 примеров диалогов между двумя людьми (исправлено)
диалог между двумя людьми это обмен устной или письменной информацией. Это форма общения, которая естественным образом возникает в повседневной жизни..
В литературе это даже считается жанром само по себе. Эта идея основана на том, что многие произведения греческой философии были написаны в форме диалога..
Например, Платон использовал фигуру своего учителя Сократа как персонажа в своих диалогах, и через это он раскрыл свои теории и философские идеи.
Примеры диалога между двумя людьми
Диалоги являются формами общения и как таковые определяются коммуникативным контекстом. То есть способ речи, тон голоса, жесты, все эти элементы разговора зависят от того, где собеседники находятся и кому они направлены..
Формальный диалог
-Официант: Добрый вечер, юная леди, что я могу сделать для вас??
-Клиент: Добрый вечер, вы можете сказать мне, что у вас есть обычный гамбургер?
-Официант: конечно, в нем 200гр мяса, сыра чеддер, бекона, ломтиков томатов и соусов.
-Клиент: Отлично Я хочу один, в сопровождении газировки.
-Официант: очень хорошо. Хочешь десерт с едой?
-Клиент: Я до сих пор не знаю. Я скажу тебе, когда ты принесешь гамбургер.
-Официант: Согласен. Через мгновение я принесу ваш заказ.
-Клиент: Большое спасибо.
Дружеское общение
— Альберто: Привет, Марта, как ты??
— Марта: Очень хорошо! Как ты?
— Альберто: все хорошо. Я давно тебя не видела.
— Марта: Это правда, я путешествовала, я встретила несколько стран в Азии в прошлом году.
— Альберто: Звучит очень интересно! Ты принес воспоминания?
— Марта: Да, я привез брелок из каждой страны, которую я посетил.
Вежливый диалог
— Библиотекарь: Доброе утро, молодой.
— Пользователь: Доброе утро. Мне нужна помощь, чтобы найти книгу.
— Библиотекарь: Какая тема?
— Пользователь: Автомобиль, я хочу исправить свою машину.
— Библиотекарь: Для этого нужна книга механиков.
— Пользователь: Нет, это проблема не механики, а обивки.
— Библиотекарь: я собираюсь проверить, есть ли у нас что-то об автомобильной обивке.
Диалог между друзьями
— Педро: Привет, Эдуардо, ты знаешь, во сколько сегодня начинается матч??
— Эдуардо: Привет! это начинается в половине пятого.
— Педро: Тогда я уйду на час раньше, чтобы прибыть вовремя.
— Эдуардо: Хорошо, мы увидимся там.
Диалог между знакомыми
— Хуан: Привет, я Хуан, как ты??
— Мать Ана: Привет, Хуан, очень хорошо, а ты?
— Хуан: Очень хорошо. Ана дома? Не отвечает на ваш телефон.
— Мать Ана: Он пошел на рынок и оставил свой телефон здесь. Когда я вернусь, я скажу вам позвонить вам.
— Хуан: Большое спасибо, увидимся позже.
— Мама Юлии: нет проблем, вы очень хорошо.
Диалог между друзьями
— Фелипе: Привет, Педро!
— Педро: Привет, Фелипе! Как дела? Что я скучаю, увидев тебя здесь?
— Фелипе: Неделю назад я начал здесь работать. Я еду домой.
— Педро: Вы далеко от своего дома. Где ты работаешь?
— Фелипе: В клинике в двух кварталах отсюда.
— Педро: Ну, я тоже здесь работаю, так что теперь мы будем видеться чаще. Пойдем выпьем и наверстаем.
— Фелипе: Отличная идея, в одном квартале есть бар с хорошими ценами..
— Педро: Хорошо, пойдем и продолжим общаться.
Повседневный диалог
— Педро: Хочешь присоединиться ко мне сегодня??
— Мария: почему? Куда мы идем?
— Педро: В ваше любимое место, торговый центр.
— Мария: Звучит очень хорошо! Мы собираемся купить мой подарок на день рождения рано?
— Мария: мой рождественский подарок?
— Педро: Думаю, мне лучше пойти одному.
Формальный диалог
— Ученик: Учитель, хочу с тобой поговорить.
— Учитель: Скажи мне, что тебе нужно??
— Студент: у меня проблемы с пониманием алгоритмов, которые объяснили последний класс математики.
— Учитель: Это, вероятно, потому что вы отвлекаетесь в классе. Садитесь, мы пойдем вместе, потому что вы должны подготовиться к экзамену.
— Ученик: Спасибо большое, учитель.
Полуформальный диалог
— Мясник: Доброе утро. Как я могу ей помочь?
— Ана: Мне нужно два килограмма мяса, пожалуйста.
— Мясник: Вот они у вас. Что-то еще?
— Ана: Нет. Сколько я ему должен??
— Мясник: Большое спасибо. Счастливый день.
Диалог между незнакомцами
— Можете ли вы сказать мне, как добраться до станции метро?
— Да, конечно. Пройдите в этом направлении три квартала, затем перейдите налево, и вы окажетесь перед станцией..
Вот а диалог так хорошо начинался
Как правильно оформить прямую речь
Рассмотрим примеры.
Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»
Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».
Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»
Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.
Рассмотрим схемы оформления прямой речи:
Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.
В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.
Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.
Доктор пожал плечами, произнёс: « Ох уж этот сквайр» , и скрылся в дверях своей каюты.
Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому !» — и решительно выскочил из комнаты.
«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»
«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».
Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.
Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.
В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.
— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?
— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.
— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?
— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.
Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:
— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!
— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.
— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.
— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.
В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.
Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.
Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.