воспитательная система содержит такие компоненты как
Статья «Компоненты воспитательной системы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Компоненты воспитательной системы
Изучив научные положения о сущности, становлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения (Е.Н. Степанов, Л.И. Новикова, Дереклеева Н.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л., Колесникова И.А. и др.), также ознакомившись с технологией коллективного воспитания, моделью индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С. Анисимов, П.Г.Щедровицкий); моделью психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе (О.С.Газман); позиции которых я принимаю и стараюсь внедрять в свою работу, а также с методической литературой и системами воспитательной работы других педагогов, я убедилась в том, что в современных условиях выполнение задач воспитания нравственных ценностей может быть успешным при психологической установке классного руководителя на системно-смысловой, деятельностный, проблемноцелевой и личностный подходы к воспитанию. Уровень должен соответствовать педагогической культуре классного руководителя, родителей, использованию специального педагогического инструментария для диагностики уровня сформированности нравственных ценностей учащихся, определению уровня воспитанности школьников.
Следует отметить, что в процессе моделирования и построения воспитательной системы необходимо определить основные компоненты.
Таким образом, к основным компонентам воспитательной системы следует отнести:
Реализация 5 компонентов воспитательной системы.
Этот компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, развитии и управлении воспитательной системы класса.
Главную роль здесь играет классный руководитель, который отвечает за результативность воспитательного процесса в классе. Учащиеся класса являются полноправными субъектами жизнедеятельности данного классного сообщества. Планирование КТД в классе, участие в классном самоуправлении происходит с учетом желания и возможностей каждого ребенка.
Не остаются в стороне от классных дел и родители. Они принимают активное участие в жизни класса, помогают в организации и проведении экскурсий, КТД, участвуют в спортивных соревнованиях, их личный пример, родительское слово имеют большую значимость в формировании личности их ребенка.
Это совокупность целей, задач, принципов построения, нравственных ориентиров и жизнедеятельности классного коллектива.
Системообразующий вид деятельности и методы организации совместной деятельности и общения классного сообщества и классного руководителя.
Систематизация воспитательной деятельности по направлениям, формирование годового круга традиционных дел в классе. Воспитательная работа в классе ведется по следующим направлениям:
— организационная работа с ученическим коллективом, в ходе которой решаются вопросы по организации дежурства в классе, питания, обеспечение учебниками, организация учебного труда и т.д.;
— создание атмосферы познавательного комфорта, формирование культа знаний.
3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества, от которого прежде всего зависит успешность реализации воспитательных задач, в свою очередь зависит от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя.
Пространственно-временной компонент складывается из:
Эмоционально-психологической, духовно-нравственной и предметно-материальной среды (каждая воспитательная система имеет свою среду, свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются деловые и личностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации).
Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. Воспитательная система класса не должна быть закрытой. Учащиеся классного коллектива принимают активное участие в совместных делах с представителями других классов.
Диагностико – аналитический компонент включает в себя:
Критерии эффективности воспитательной системы.
Несмотря на то, что в педагогической науке еще существует проблема исследования эффективности учебно-воспитательной работы, тем не менее, мерилом эффективности функционирования воспитательной системы признают следующие критерии: воспитанность учащихся, защищенность и комфортность, удовлетворенность детей и родителей жизнедеятельностью в классе, уровень сформированности классного коллектива.
Аналитико-диагностическая деятельность в классе проводится совместно с психологом школы Евдокимовой О.С. Для диагностики воспитательного процесса в классе как классным руководителем, так и психологом, используются следующие методики: М.И.Шилова «Изучение воспитанности учащихся»; Б.П.Битиносс «Диагностика ценностных отношений школьника», тест А.А.Андреевой «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»; Анкета «Я и моя семья», методики «Тусовка» и «Мишень» и другие.
Воспитательная система классного коллектива
Введение.
Немало можно добиться строгостью, многого – любовью,
но больше всего знанием дела и справедливостью,
невзирая на лица.
В играх детей нередко возникает вопрос: кто самый главный? Как правило, дети заинтересованно и оживленно начинают искать на него ответ и, конечно, вскоре находят. Давайте последуем примеру детей и зададим себе такой вопрос: «А кто самый главный человек в школе?» «Однозначно, директор», – ответило бы большинство из нас. Но все ли так однозначно, если поиском ответа на этот вопрос занят родитель? Ведь из его уст можно услышать и другой ответ: «Для меня самый главный человек в школе – это классный руководитель,» – скажет он и обоснует свою точку зрения десятком аргументов. И, слушая, невольно убеждаешься в его правоте, ведь в плоскости отношений «ребенок – школа» или «семья – школа» нет более ‘ важной персоны, чем классный руководитель.
Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который при первой и последующих встречах с тобой скажет: «А вы знаете, какие замечательные дети в нашем классе!» «А у этих замечательных детей, вероятно, и замечательные родители,» – моментально рождается в родительском сознании продолжение произнесенной учителем фразы.
Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сразу может рассказать практически все об успехах и неудачах твоего ребенка в школьной жизни! Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сможет увидеть, понять и принять особенности твоего ребенка, помочь ему стать самим собой, избежать конфликтов со своим внутренним «я» и с окружающими его людьми!
Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном коллективе, созданий условий для самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе. Однако следует заметить, что классному руководителю сейчас приходится нелегко. В сложный период масштабных политических и социально-экономических преобразований в Российском государстве и обществе нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителям очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном и классном сообществе.
Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.
В нашем учебном учреждении уже построена и успешно функционирует воспитательная система. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Уже известно, что на определенном этапе становления общешкольной воспитательной системы темп системообразования существенно замедляется, если не уделяется достаточного внимания формированию классных коллективов, укреплению межгрупповых связей и отношений, взаимодействию и взаимообогащению общешкольного и классных сообществ детей и взрослых. Важным условием дальнейшего развития воспитательной системы нашего учебного заведения является использование системного подхода на уровне структурных подразделений учреждения. Это и способствует появлению такого феномена, как воспитательная система класса.
Но проблема в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления системного образования и воспитания в среднем и старшем звене. Для решения этой проблемы педагог ставит цель воспитательной системы – поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса должна быть направлена на то, чтобы учащийся в течении многих лет мог развить личностные качества, соответствующие сформированным педагогом, учениками и родителями образу выпускника школы.
1. Понятие и сущность воспитательной системы.
Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она состоит?
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить в виде таблицы. (табл.1)
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса
Компоненты воспитательной системы | Составные части (элементы компонентов) |
I. Индивидно-групповой компонент. | 1. Классный руководитель. 2. Учащиеся класса. 3. Родители учащихся. 4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива. |
II. Ценностно-ориентационный компонент. | 1. Цели и задачи воспитания. 2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества. 3. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. |
III. Функционально-деятельностный компонент. | 1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения. 2. Основные функции воспитательной системы. 3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества. |
IV. Пространственно-временной компонент. | 1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда. 2. Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. 3. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения. 4. Этапы становления и развития воспитательной системы. |
V. Диагностико-аналитический компонент. | 1. Критерии эффективности воспитательной системы. 2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы. 3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов. |
Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно и результативно осуществлять деятельность по моделированию и построение системы воспитания учащихся в классном коллективе.
Таким образом, концепция воспитательной системы класса может быть представлена в следующем виде: (схема 1)
2. Моделирование воспитательной системы класса.
Построение воспитательной системы класса начинается с моделирования. В науке под моделированием принято понимать метод познавательной или практической деятельности, с помощью которого конструируется аналог-заменитель отображаемого либо создаваемого объекта, явления или процесса с целью получения новой информации или преобразования какого-либо фрагмента социальной и природной деятельности. Трудно вообразить построение эффективной воспитательной системы образовательного учреждения или его структурного подразделения без ранее сформированных о ней модельных представлений.
Моделирование воспитательной системы класса – это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.
Главную роль в разработке модели воспитательной системы, несомненно, играет классный руководитель. Именно он является инициатором и организатором совместной деятельности по формированию модельных представлений, и от его профессиональной компетентности зависит педагогическая целесообразность создаваемой модели воспитательной системы. Успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия в данном процессе учащихся класса.
Моделирование воспитательной системы класса – это очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка обуславливают внесение корректив первоначальную созданную модель.
В ходе моей педагогической работы и изучение литературы, мной определены формы, методы и приемы, который классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса. (табл.2)
Основные направления деятельности | Задачи деятельности | Средства реализации задач |
Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе. | 1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива. |
2. Определить уровень сфомированности класса, состояние в нем деловых и межличностных отношений.
3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.
4. Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.1. Анкетирование, игры, методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся. Составление карты интересов и увлечений учащихся класса.
2. Мастерские общения.
3. Тестирование сформированности коллектива, состояние межличностных отношений с помощью игр, социометрия.Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем.
2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.
3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.1. Организационно-деятельностные игры. кл.час “ Класс, в котором я хотел бы учится”
2. Конкурс “Устав класса”, “Мой класс сегодня и завтра”Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка.1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.
2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.1. Праздник именинников, вылазки на природу, экскурсии, поездки на базы отдыха.
2. “Разговор при свечах”, “Волшебный стул”, Любые формы коллективной деятельности.
Лучше всего, заблаговременно знать в каком классе вы будете классным руководителем. Познакомиться с детьми, походить на уроки, посетить внеклассные мероприятия, и еще очень важное, на мой взгляд, это постоянная связь с учителями начальной школы.
3. Концептуальная модель воспитательной системы класса.
Ученик не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Сущность воспитания можно обнаружить там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где педагог руководствуется сознательными намерениями. Действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану (например: план воспитательной работы на учебный год) в соответствии с поставленными задачами.
Этапы развития воспитательной системы.
Мой педагогический стаж 14 лет, и всегда я была классным руководителем, и считаю, что без класса работать в школе не интересно.
Цель воспитательной работы – развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Положительный результат будет тогда, когда процесс обучения и воспитания будет проводиться в системе.
Заключение.
Что же значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы.
Нам доверили ребенка беззащитного, хрупкого, который, перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но, переступив порог школы, он уже ощущает телом и чувствует душой, что здесь его ждут: труд, общение, дружба. И наше дело целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души. Если педагог не только организует жизнь своих учеников, но и сам живет этой школьной жизнью, то он обязательно поймет, как детям живется.
Школа с новым положением ребенка нужна сегодня не случайно. Общество круто разворачивается к человеческой личности.
Главная цель воспитания – Человек.
Хочешь воспитать ребенка? Как воспитать личность, не воспитывая?
Главное – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Это – значит, не быть перед ребенком чем-то высшим, а каждую минуту переживать с детьми, и самому с ними учиться.
В развитии личности ребенка большую роль играет игровая деятельность. Чем богаче и содержательнее будут все мероприятия, тем больше создается возможностей на формировании нравственных ценностей.
Школе надо выработать способы взаимодействия, правила общения, законы жизни, то есть свою этику. Только совместная выработка нравственных ценностей, правил и законов жизни составляют суть воспитания его живую душу и живую этику.
Для воспитателя каждый ребенок конкретен. Отсюда – необходимость точного индивидуального подхода, составление индивидуальных программ.
В каждого ребенка надо верить. Найти в нем ту главную изюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учебе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, придет на помощь. Каждый ребенок чем-то одарен, поэтому стоит за него постоять.
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководства с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя.
Основным успехом является использование в воспитательной деятельности классного руководителя системного и индивидуального подхода, то есть заботливое отношение педагога к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом.
Список литературы:
Виды компонентов воспитательной системы.Проблемно-ценностная беседа «Правда и ложь»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель МОУ гимназии № 15 Каракозова Нина Владимировна
Контрольная работа № 1
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является «живым» системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Индивидуально-групповой компонент воспитательной системы
Первый компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании и реализации воспитательной системы класса.
Данный компонент имеет исключительную важность. Во-первых, именно члены классного сообщества решают какую воспитательную систему создать, как ее моделировать и строить. Во-вторых, смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации потребностей индивидов и групп этого компонента.
Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов.
Считаю приоритетными для построения учебно-воспитательного процесса класса следующие принципы:
принцип развития и творчества личности;
принцип гуманизации и демократизации воспитательных отношений;
принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей и других участников образовательного процесса;
принцип ориентации на общечеловеческие ценности и опоры на национальные и местные традиции;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания учащихся.
Я считаю, что самой значительной и важной составной частью индивидуально-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся школы. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы. Проведя исследования, я имела определенное представление о классном сообществе, родителях и отношениях в семье, взаимоотношениях между детьми, что явилось основой для дальнейшего планирования воспитательной работы.
Проблемы создания и функционирования воспитательной системы класса не могут не волновать родителей. Результаты моих наблюдений свидетельствуют о высокой степени референтности родителей по отношению к своим детям, о большой значимости родительского слова, примера, дела в формировании личности сына или дочери. Количество инициативных, активных учащихся и родителей, их сторонников оказалось достаточно высоким: эти участники воспитательного процесса на протяжении всех лет были моей группой поддержки.
«Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в классе. Моей задачей было объединить в одну команду всех учителей, ведущих учебную и внеклассную деятельность, чтобы максимально согласовать и интегрировать педагогическое воздействие на ученический коллектив.
Считаю, что выполнила задачу объединения учащихся, родителей и педагогов, работающих в классе в единую команду. Мы совместно решали воспитательные задачи в течении нескольких лет.
Ценностно-ориентированный компонент воспитательной системы
Второй компонент воспитательной системы класса – это ценностно-ориентированный, который представляет собой совокупность следующих элементов:
цели и задачи воспитания;
перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Воспитание без цели не бывает, так как существенными характеристиками этого процесса является целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. В теории и практике воспитания различают три основных цели:
Идеальная цель – это некий идеал, к которому стремятся педагог, школа, общество. Для меня такой целью стало формирование конкурентоспособной и жизнеспособной личности выпускника.
Результативная цель – это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника и который планируется достичь за определенный промежуток времени. Сформулировано мною следующим образом: формирование самостоятельной, ответственной личности, способной успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем.
Процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника. Я определила ее так: создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учетом интересов и имеющегося жизненного опыта.
На пути к достижению жизнедеятельности классного сообщества происходят изменения. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе детьми и взрослыми. Они не только в значительной степени регламентируют поведение, деятельность, общение членов коллектива, но и заметно влияют на выбор способов организации педагогического процесса. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного сообщества, являются принципами построения жизнедеятельности и воспитательной системы класса.
Мир детства, как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием. На основе диалога строится целостный учебно-воспитательный процесс.
Мир детства, как и мир взрослости достаточно независимы.
Это необходимый элемент обучения и воспитания, обеспечивающий порядок в классном обществе.
Мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных миров, они составляют единый мир людей.
Человек должен приниматься другими людьми таким, какой он есть, безотносительно к нормам, оценками взрослости и детскости.
Функционально-деятельностный компонент воспитательной системы.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей.
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Как наиболее значимые я выделила следующие функции:
образовательную, или познавательную, направленную на формирование мировоззрения учащихся;
воспитательную, содействующую социализации учащихся (социализация – это процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм).
коммуникативную, способствующую взаиморазвитию членов коллектива в процессе общения;
защитную, связанную, прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;
адаптационную, предполагающую создание условий для развития творческих способностей детей, их самореализацию;
интегрирующую, занимающуюся сплочением классного сообщества на основе общей деятельности;
оценочную, или контролирующую, позволяющую выбрать индивиду адекватные его социальным интересам ценности и нормы.
В соответствии с воспитательной системой я определила свои ведущие роли классного руководителя:
«Проводник по стране знаний»;
Тип воспитательной системы и характерный для нее вид совместной деятельности оказывают влияние и на выбор форм и способов организации самоуправления в классном сообществе.
Ведущим органом в классе, классным руководителем которого я являюсь, есть Совет дела
4. Отношенческо-коммуникативный компонент
состоит из двух элементов:
· отношений в обществе детей и взрослых;
· внутренних и внешних связей воспитательной системы
Отношения проявляются и формируются в общении и деятельности. Являясь внутренней, субъективной основой общения, они отражают внутренние, личностные связи совместной деятельности, взаимодействия.
В педагогике отношения рассматриваются как многоплановый феномен: как субъективный план воспитания, как сущность, как цель, как средство воспитания.
5. Диагностико-аналитический компонент
Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребенка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.
Мерилом эффективности функционирования классной воспитательной системы, на мой взгляд, могут быть признаны следующие критерии:
Уровень интеллектуального развития учащихся;
Уровень воспитанности учащихся;
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива;
Сформированность классного коллектива.
Я думаю, что необходимость включения диагностико-аналитического компонента в перечень основных компонентов системы можно объяснить тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка и формирования классного коллектива ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей сложной и трудоемкой деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.
Для определения основных задач воспитательной работы в классе было необходимо выяснить уровень воспитанности учащихся, ценностные ориентации личности, проблемы взаимоотношений учащихся класса, взаимоотношений в семье. С этой целью в течении нескольких лет я использовала различные диагностические методики.
Анализ показаний ценностных ориентаций учащихся и результатов воспитательной работы давали возможность определить направления, цели и задачи воспитательной деятельности на каждый последующий год.
Данная система воспитания доказала свою состоятельность на практике. Каждый член классного сообщества характеризуется самостоятельностью, ответственностью.
Классный коллектив отличают сплоченность, корпоративный дух, здоровое соперничество.
Контрольная работа № 2
ТЕМА: «Правда и ложь»
Объяснить обучающимся, чем фантазия отличается ото лжи; чем фантазия отличается от правды; почему лгать плохо.
— Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.
— Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить и конечно улыбнёмся друг другу.
— Начинаем наш разговор со сказки:
За высокими горами, за зелёными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесёт». Честный человек её не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснёт. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа. Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай, себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живёт она с нами и ни кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от неё избавиться.
— О чём мы будем говорить?
— Тема нашего разговора «Правда и ложь»
(Обсуждение определений «правда» и «ложь»)
— Попробуем дать определение этим понятиям.
На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою, правда, рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить.
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
— Обсудите и выберите из списка к каждому слову, близкие по значению слова, синонимы.
— Что у вас получилось.
— Что такое правда? Ложь?
— В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:
Правда – это то, что соответствует действительности, истина.
Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.
Игра « Правда или ложь»
Дети выходят к доске, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».
* На березе растут шишки.
* Волк может сидеть на дереве.
* Если у рыбы хорошее настроение, она поет.
*Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом.
* Если дому становиться скучно, он идет гулять.
* ЖИ, ШИ пиши с буквой И.
* ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.
* Наша земля плоская.
* Писатели пишут книги.
* Петух играет на рояле.
* На елке растут яблоки.
* Ложь обычно используется в корыстных целях.
* Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
* Ложь может приносить вред окружающим.
А Фантазия? Это правда или ложь?
(Вопросы для беседы:)
*Чем фантазия отличается от правды?
*Чем фантазия отличается ото лжи?
Некоторые люди путают фантазию и ложь
-В чем отличие фантазии ото лжи?
*Кто людям более приятен: фантазер или лжец, и почему?
* Нужно ли учиться лгать?
* Нужно ли учиться фантазировать? *Всегда ли нужно говорить правду в глаза?
Как вы считаете, хорошо, или плохо фантазировать всю жизнь?
-Каждый из вас слышал и от родителей, от воспитателей, от учителей, что лгать плохо.
Но объясняли ли они вам, почему это делать нехорошо? Пытались ли с вами разобраться, почему люди начинают лгать?
(Ситуации из школьной жизни.)
— Поговорим о ситуациях из школьной жизни.
Как вы поступаете, если:
— потеряли сменную обувь;
— гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?
— разбили красивую вазу?
— А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?
— Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?
(Работа с пословицами)
— О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы с ними уже работали.
— Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.
(Каждой группе даются две одинаковые пословицы)
Красива ложь, да от правды не уйдёшь.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
— Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.
— А вы знаете пословицы о правде и лжи?
4. Подведение итога
— Теперь вы знаете, что ложь бывает разной, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.
(Составление правил честного поведения. )
— Предлагаю вам помочь составить правила честного поведения.
2) Не уверен – не обещай.
3) Ошибся – признайся.
4) Говори только то, что думаешь.
5) Не можешь сказать правду – объясни почему.
6) Поступай только честно.
-Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.
На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою, правда, рядом
Иль вкрадчивая ложь.
На свете честно жить,
Не будем лгать, а будем, лишь
— Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов.