Крымоведение что это такое
Мое крымоведение. Знаю ли я Крым?
Мое крымоведение. Знаю ли я Крым?
Не судите строго, эта викторина составлялась для школьников. Но, если Вам интересно, попробуйте ответить на вопросы сами, не прибегая к помощи интернета. Ответы в конце страницы. С уважением, Мила
Вопрос 1.
Эллинская колонизация Крымского полуострова началась задолго до нашей эры, примерно 2600 лет тому назад. Назовите, какому автору принадлежит древнейшее в мировой литературе упоминание о Крыме.
Вопрос 2.
В IX веке в Крыму поселяются племена славян, создавшие здесь свое Тьмутараканское княжество. Какой город Крыма в этот период называли «городом русов», стоящим на берегах «Русской реки»?
Вопрос 3.
В одной из русских летописей записано, что в 1028 году князь Глеб Святославович измерил расстояние между Крымом и Таманским полуостровом. Если вы догадаетесь, в каких единицах записано расстояние, то ответите, как князю удалось сделать это, не имея специальных приборов и измерительных инструментов.
Вопрос 4.
Крупнейшим центром работорговли в средневековом Крыму была Кафа (нынешняя Феодосия). Почему русские рабы на невольничьих рынках Крыма были самыми дешевыми?
Вопрос 5.
В 1475 году этот город – порт в Крыму был захвачен турками и назван ими «гнездом рыб». Как это словосочетание звучит «по – турецки»?
Вопрос 6.
В 1774 году был заключен Кучук – Кайнарджийский мирный договор между Российской империей и Османской империей (Турция). Какие населенные пункты (согласно договору) были признаны первыми российскими землями в Крыму?
Вопрос 7.
Согласно указу императрицы Екатерины II по проекту губернатора Таврического Григория Александровича Потемкина в 1784 году было начато строительство столицы Крыма. Город был назван Симферополем, что в переводе с греческого означает «город – собиратель, город пользы». А что означает название «Севастополь»?
Вопрос 8.
Путешествие российской императрицы Екатерины II в Крым было беспрецедентным по масштабам, числу участников, стоимости и влиянию на судьбы целых территорий. «В рамках подготовки к государственному визиту» на юге России строились целые города: Екатеринославль (Днепропетровск), Херсон, Николаев, Симферополь, Севастополь. А вот какой город в Крыму был конечной точкой путешествия, которое длилось полгода?
Вопрос 9.
Осада Севастополя союзными войсками во время Крымской войны была описана Львом Толстым. Однако и он не упомянул про следующий факт. Был день во время осады, когда союзные войска не обстреливали ни сам город, ни русские позиции, и вообще не вели никаких военных действий в районе Севастополя. Почему?
Вопрос 10.
Во время очередной войны России с Турцией крупный отряд иностранных кораблей прорвался в пролив и высадил десант в Керчи. Интервенты захватили и разграбили город, сожгли причалы, дома и заводы, а экспонаты археологического музея вывезли за границу. Дело было весной 1855 года. Какие страны выступили на стороне Турции в составе антирусской коалиции, кроме (разумеется) Англии и Франции?
Вопрос 11.
Во время Крымской войны снабжение осажденного Севастополя было организовано плохо. Поэтому солдатам приходилось, по их словам, «ходить по ягоду». Какие «ягоды» они собирали прямо под вражеским обстрелом?
Вопрос 12.
Назовите имя знаменитого русского хирурга, принимавшего активное участие в первой обороне Севастополя, и получившего почетное прозвище «солдатский чудотворец». Знаете ли Вы, где похоронен этот замечательный человек?
Вопрос 13.
Легендарный матрос Петр Кошка – один из самых известных героев первой обороны Севастополя (349 дней) в Крымской войне. Совершил множество подвигов, отличался храбростью и находчивостью в бою. Например, во время одной из вылазок, вооруженный одним только ножом, взял в плен троих французских солдат. Допишите шуточное стихотворение:
В Англию из Крыма шлют пакет:
Мы несем огромные потери!
Все матросы русские – как звери,
Но…
Вопрос 14.
Ее жилище – признанный символ Крыма. Однако, часть ее тела можно рассмотреть в еще более известной достопримечательности Москвы. Скажите, кто она?
Вопрос 16.
Первый автомобиль появился в Крыму в 1901 году, и вел его путешествующий по Европе венгерский инженер Геза Ковач. В этот же день было зарегистрировано еще одно, так сказать, рекордное достижение. Какое именно?
ОТВЕТЫ.
Вопрос 1.
Древнейшее в мировой литературе упоминание о Крыме принадлежит легендарному Гомеру. Многие ученые предполагают, что действие некоторых эпизодов из «Одиссеи» происходило у берегов Тавриды (Крыма).
Вопрос 2.
Городом русов назывался тогдашний Корчев (современная Керчь), входивший в состав Тьмутараканского княжества. «Русской рекой» называли в то время (IX – XI вв.) Керченский пролив, соединяющий Черное и Азовское моря.
Вопрос 3.
Дело было зимой. Керченский пролив замерз, и князь Глеб ногами прошел от берега до берега, измерив расстояние в шагах.
Вопрос 4.
Они никогда не смирялись со своей долей и постоянно совершали побеги.
Вопрос 6.
Согласно договору, первыми российскими землями в Крыму в 1774 году были признаны город Керчь и крепость Ени – Кале. Остальной Крым был присоединен к России на 9 лет позже.
Вопрос 7.
Название города русских моряков «Севастополь» можно перевести по разному: «священный город, императорский город, город славы».
Вопрос 8.
Конечной точкой путешествия Екатерины в Крыму стала «Богом данная» Феодосия. А вот до Керчи царский поезд уже не дотянул. Так же поступают обычно и современные туристы.
Вопрос 9.
В этот день Севастополь не обстреливался в связи с похоронами адмирала Нахимова – в знак уважения к великому флотоводцу.
Вопрос 10.
Вместе с Англией, Францией и Турцией в антирусской коалиции в годы Крымской войны участвовала Сардиния.
Вопрос 11.
Русские солдаты под пулями вынуждены были собирать пули.
Вопрос 12.
Русский хирург Николай Иванович Пирогов среди защитников Севастополя пользовался славой солдатского «чудотворца». Одна из сестер милосердия в своих воспоминаниях пишет, как однажды на перевязочный пункт тащили на носилках солдата без головы, а его сослуживцы объясняли, что недостающую часть тела несут следом: «Господин Пирогов как- нибудь привяжет…»
Похоронен Н.И. Пирогов в собственном мавзолее недалеко от города Винницы.
Вопрос 13.
В Англию из Крыма шлют пакет:
Мы несем огромные потери!
Все матросы русские – как звери,
Но…страшнее Кошки зверя нет!
Погиб бывший матрос Кошка уже после войны, спасая детей ценой собственной жизни.
Вопрос 15.
Утки приплыли к местам зимовки через воды Черного и Средиземного морей.
Вопрос 16.
Произошло первое в истории Крыма автомобильное ДТП.
Мое крымоведение. Птица Крым
Очерк 1й. Птица – Крым
«Своей формой Крым напоминает искаженный ромб, а людям с воображением – птицу, которая как бы пикирует с севера на юг, врезаясь в воды Черного моря. Можно представить и лебедя, голова и относительно короткая шея которого (Керченский полуостров) обращены к востоку»
Контур Крыма очерчен морями,
Словно птицы легенд силуэт,
Что взмахнувши однажды крылами,
Вдаль стремится сквозь тысячи лет.
Помнит птица античные храмы,
И как конницы скифов летят…
Многих войн незажившие шрамы
Под ее опереньем горят.
Большекрылая птица сказаний
Будет вечно над морем скользить.
Крепко держит за крылья желаний
Перешейка тончайшая нить.
На что похож из космоса полуостров Крым? Каковы его очертания на географической карте?
Широко известно высказывание чилийского поэта Пабло Неруды о том, что Крым – «это самая великолепная медаль (по другим источникам – орден) на груди планеты Земля».
Действительно, очертания и красота полуострова, разделяющего собой Черное и Азовское моря, дают основания для такого «определения». С севера на юг крымский полуостров вытянут на 207 км, а с запада на восток простирается на 324 км. Крайние точки полуострова (три кита, поддерживающие полуостров) – это мыс Фонарь, мыс Сарыч и мыс Кара – Мрун (Тарханкут). С севера тоненькая «нить» перешейка (иногда всего до 7 км) связывает наш Крым с материком.
Однако скифские жены, услышав о возвращении мужей, которых считали погибшими, не выразили радости. За прошедшие годы вступили они в брачную связь со своими рабами, от этих браков родились и выросли дети. И договорились тогда бывшие жены, и бывшие рабы, защищаться до последнего, ибо знали, что скифы не прощают измены.
Усталые и счастливые, груженные богатой добычей, подъехали скифские всадники к крымскому перешейку. Но тут на пути у них оказался ров (перекоп), а за высоким валом – незнакомые воины, так ожесточенно вступившие в схватку, словно защищали родную землю. Много дней и ночей продолжалась битва, но не удавалась скифам преодолеть Перекоп.
Крым – это сравнительно небольшой «кусочек» земли. Площадь крымского полуострова примерно 27 000 км2, что в 10 раз меньше, чем площадь полуострова Камчатка, и в 22 раза меньше, чем площадь Пиренейского полуострова.
Однако войны за этот лакомый «кусочек» шли беспрерывно на протяжении тысячелетий. Так, только за первую половину 20го столетия по крымской земле прокатились три ужасающих смерча: гражданская, первая и вторая мировая войны. Поэтому благословенная крымская земля на несколько метров в глубину в буквальном смысле слова пропитана слезами и кровью, стоит на костях своих защитников, а во многих местах до сих пор начинена смертоносным металлом, оставшимся с военных времен.
Крымоведение
Вот уже второй год в наших школах преподается новый предмет – «крымоведение». Курс «Крымоведение» представляет собой межпредметную учебную дисциплину, занимающуюся комплексным изучением нашей «малой Родины» — Крымского полуострова, являющегося «орденом на груди планеты Земля».
Крымоведение систематизирует данные о природе, истории, особенностях населения, хозяйства, культуры и социально –политической организации Крыма. При этом главная особенность данного учебного предмета заключается в том, что комплексное изучение полуострова базируется на богатой краеведческой основе.
Изучение родного края происходит поэтапно. В 5м классе дается общий обзор географии и природных условий Крымского полуострова.
Предметом изучения крымоведения в 6м классе является богатейшее культурно-историческое наследие Крыма. Это подразумевает изучение исторического прошлого Крымского полуострова и его народов во всем многообразии их культурных традиций и достижений.
Объектом изучения крымоведения в 7м классе являются муниципальные (административные) районы и города Крыма, географически объединенные в более крупные регионы. Именно поэтому курс 7-го класса называется «Мозаика крымских регионов».
В 8м классе школьники изучают природные условия и ресурсы Крымского полуострова, а также аспекты их рационального использования.
Предметом изучения крымоведения в 9м классе являются особенности социально-политической организации Республики Крым, ее населения, хозяйства и культуры.
Разработка урока по крымоведению 5 класс » Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Тема : Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами
Алиева Хатидже Айдеровна
Тема Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами.
-сформировать общее представление о учебном предмете «Крымоведение» в системе знаний о природе, истории и культуре Крыма;
-познакомить с целями и задачами, содержанием курса;
— развивать интерес к изучению географии родного края.
Оборудование : физическая карта Крыма, видеопроектор, презентация «Знай и люби свой край», тетради, школьные принадлежности
Тип урока : изучение нового материала
Личностные : формирование интереса и мотивации к обучению; осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Республики Крым); представление о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и роли в стране
способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков; умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи
знать предмет, цели, задачи и особенности курса «Крымоведение».
1. Организационный момент
2. Мотивация к учебной деятельности
Первый урок по изучению географии родного края мы проведем под эпиграфом:
«Кто дышит Крымом, тот дышит радостью жизни, поэзии, долголетием. Спешите уходить в Крым…»
Е.В. Марков (1902 г) «Очерки Крыма»
Рассказ учителя сопровождается показом слайдов презентации «Знай и люби свой край»
Посмотрите на карту Крыма – его очертания причудливы, а рельеф разнообразен. Полуостров невелик по размерам, но, сколько ландшафтных контрастов, сколько разных природных неожиданностей ждет здесь на каждом шагу!
Поистине огромный природный музей под открытым небом! И нам посчастливилось жить в этом чудесном крае, который является нашей малой Родиной, нашим родным краем.
3 Актуализация знаний
4. Сообщение темы и задач урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым учебным предметом: «Крымоведение», который будем изучать на протяжении 5лет. Эти уроки помогут в формировании новых знаний по географии, истории, культуре Крыма; заложат основы навыков изучения и исследования своей местности, района, родного края.
5. Изучение нового материала
4.1 Знакомство с учебным предметом «Крымоведение»
Крымоведение – учебная краеведческая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением Крымского полуострова – его природы, населения, культуры, истории и хозяйства.
4.2 Начертить схему связей «Крымоведения» с другими науками и школьными предметами
Крымоведение имеет широкий спектр связей с географией, биологией, историей, экономикой, литературой, изобразительным искусством, археологией и т.д.
4.3 Найдите соответствие:
1. Биология А. наука о Земле
2. История Б. наука о живых организмах
3. География В. наука о прошлом человеческого общества
4. Экономика Г. наука о хозяйстве и хозяйствовании
Вновь у нас физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка
6. Закрепление изученного материала
6.1. Игра «Да» или «Нет»
— Крым- это полуостров? (да)
— Крым омывает три моря? (нет)
— Керченский пролив соединяет воды Черного и Азовского морей? (да)
— Мы живем в Красногвардейском районе? (да)
— В лесах Крыма можно встретить медведя ( нет)
— Самое опасное животное Крыма паук каракурт (да)
6.2 Составить сенкан «Крым»
удивляет, восхищает, вызывает
малая Родина – частица России
7.Рефлексия учебной деятельности
На бумаге А-5 пишут
Сегодня на уроке я узнал………………………………………………….
Нарисовать «У меня сегодня вот такое настроение после этого урока»
Сегодня мы приоткрыли занавес «Крымоведение» и сделали первые шаги в большом путешествии по родному краю.
«Крым, как Солнце, один в этом мире
Крым –это степи в шуршащем ковыле,
Крым-это пики вершин в поднебесье,
Крым-это море, поющее песни….»
Изучайте, восхищайтесь и берегите наш полуостров Крым.
9 . Домашнее задание: найти в школьной библиотеке материал о Крыме.
Презентация по курсу «Крымоведение» на тему: «Предмет, цели и задания курса «Крымоведение» в 6 классе».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока №1 : Предмет изучения и задачи курса «Крымоведения».
иметь представление что – такое Крымоведение;
объяснять связи Крымоведения с другими науками;
осознавать необходимость изучения родного края;
объяснять значения термина «кримоведение»;
понимать различия и особенности источников информации;
принимать и сохранять цели урока;
использовать знаково-символические средства (схема);
формулировать выводы из изученного материала;
осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.
осознавать уникальность природного многообразия Крыма и его ценность как нашего общего достояния;
понимать важность изучения родного края.
Мотивация и целеполагание.
1.Приветствие. Объявление темы урока.
Здравствуйте. Рада снова вас видеть на уроках «Крымоведения». С темой нашего урока сегодня вы уже знакомы: «Предмет изучения и задачи курса «Крымоведения»».
— Давайте разберемся, что же такое Крымоведение? (это наука).
— Чем занимается эта наука? (изучение Крымского полуострова).
— Что же ми можем изучать? (природу, население, культуру, историю, хозяйство).
— Давайте вместе сформулируем понятие.
Крымоведение – учебная краеведческая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением Крымского полуострова – его природы, населения, культуры, истории и хозяйства.
Вспомните, что было предметом изучения «Крымоведения» в 5 классе. Это – особенности географического положения Крыма, государственная символика, природные ресурсы полуострова.
Освоение нового содержания и его применение.
Предметом изучения «Крымоведения» в 6-м классе является богатейшее культурно-историческое наследие Крымского полуострова.
Это подразумевает изучение:
1. исторического прошлого Крыма и его народов;
2. население, численность, этнический состав;
3. многообразие их культурных традиций и достижений.
— Какие города вы знаете, где побывали на каникулах?
— Что можете сказать о Симферополе?
— А чем славится Евпатория?
— Какие же еще города есть в нашем прекрасном Крыму! (ответы детей).
Каждый город в Крыму имеет богатую историю.
Как, вы думаете? Сколько столиц в Крыму?
1. На востоке Крыма есть город Керчь. В древности этот город назывался Пантикапей – столица Боспорского царства, главный город греческих колонистов.
2. Город Феодосия (Кафа) – столица Генуэзских колоний. Это город-порт, город-курорт. В городе много замечательных мест. Интересная картинная галерея Айвазовского. Художник очень любил рисовать море. На его картинах оно спокойное и бурное, ласковое и грозное, но всегда прекрасное.
4. Город Старый Крым (Солхат) – столица Золотой Орды, резиденция эмира. После отделения Крымского ханства столицу перенесли в Бахчисарай. Старий Крым остался культурным и религиозным центром крымских татар.
5. Как называется столица Крыма? Какое название он носил в древности? (Неаполис). Неаполь Скифский – столица скифов, древних народов проживающих в Крыму.
6. Херсонес – столица Херсонеского государства – главный город Римских колоний.
Рабочая тетрадь задание 2 стр.3.
— Объясните, почему в разные времена Крымский полуостров становился зоной пересечения интересов различных народов и государств.
Природные ресурсы (климат, земля, полезные ископаемые)
Торговые пути (морские и сухопутные)
Северная ветвь Большого шёлкового пути.
Находится в центральной части Причерноморья.
Соединяет Европу и Азию.
Рабочая тетрадь задание 2 стр.3.
— Какое важное событие в истории Крыма произошло в марте 2014 года?
— Под каким названием оно вошло в историю Крыма и России?
В соответствии с этим Договором в составе России появились два новых субъекта:
2. город федерального значения Севастополь.
— Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Как вы понимаете эту поговорку?
— Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.
— Если ты хочешь быть патриотом, То ты должен развивать следующие качества:
1.Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, Ее радостные дни и горькие.
2.Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины.
3.Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну,
в которой ты живешь.
4.Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране.
5.Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.
Как вы считаете, для чего необходимы знания о своем родном крае?
— развивает патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
— умение ориентироваться в окружающем мире;
— дает информацию о своем населенном пункте и родном крае;
— помогает адаптироваться к взрослой жизни (в плане выбора профессии например);
— сформировать жизненную позицию;
— позволяет лучше узнать родной край свою «малую родину»;
— получить представление о природных и культурных богатствах родного края;
— формирует любовь к своей местности, своей стране;
— закладывает основы экологической культуры.
3) Самый южный город Крыма, город-курорт (Ялта);
4) Город-порт, город-курорт (Феодосия)
5) Город-здравница. Туда едут лечиться. (Евпатория)
6) Город-герой, ворота Крыма. (Керчь)
Выводы и обобщение.
Как вы думаете, какие народы населяют Крым? (ответы детей)
Молодцы, Крым многонационален. И если вы русский, а Ваши друзья украинцы, татары – это здорово. Ведь у каждого народа своя культура, история и традиции, Вы можете узнать много нового и интересного для себя. Нужно дружить, уважать традиции других народов. Разные народы населяют города нашего Крыма.
Контроль и оценка достижений.
— Мы будем задавать вопросы друг другу – соседу по парте. Если он отвечает то задает следующему ученику, и так дальше. Если ученик не может ответить, тогда вопрос задается всему классу.
1. Небольшое сообщение о любом городе, который посетили.
2. Подобрать пословицы, которые отображают любовь к своей Родине.