воспитание джентльмена это воспитание характера так считал

Джон Локк «Теория воспитания джентльмена»

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр детского творчества»

«Теория воспитания джентльмена»

«Дополнительное образование (Хореографическое образование)»

Куимова Анна Александровна

Джон Локк- родился 29 августа 1632 Сомерсет, Англия. Английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Дэвид Юм и Иммануил Кант. Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врождённых идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.(Википедия)

(Литвинова Елизавета Федоровна)

Теория воспитания джентльмена описывается в его работе «Мысли о воспитании и воспитании разума»

«…Человеческая личность может и должна обходиться собственными силами: работой разума над данными опыта, она достигает знания; практического и теоретического; самостоятельно определяет свои отношения к Богу; путем свободного договора устраивать общественные отношения..

Характерно и естественно, что такой взгляд на человеческую природу выработался раньше всего в Англии.

Во всяком случае он требовал коренного преобразования системы воспитания. Этому вопросу посвящены «Мысли о воспитании» Локка. Он ясно формирует здесь задачу воспитания: не подавлять, а развивать творческие силы личности, а стало быть, беречь и уважать ея достоинство, самостоятельность и свободу.

Изд. С.Петербург Издательство газеты «Школа и жизнь» 1913 г

Введение и примечания Эв. Даниэля

1.Педагогическая теория Джона Локка.

Джон Локк (1632 – 1704 г.г.)

В трудах Джон Локка – «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования.

Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека, — джентльмена, умеющего «вести «свои дела толково и предусмотрительно». Это — дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами буржуазного дельца, предприимчивого человека.

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, по мнению Локка, это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Локк, исходя из практики аристократических семейств, рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю.

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. «В здоровом теле — здоровый дух», — подчеркивал он. Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.

Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости.

Свою мораль Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка.

Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».

Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину, — говорит Локк, — что какие бы наставления ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним». Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей.

«Детей нельзя воспитывать правилами, которые ускользают из памяти. Если вы считаете необходимым приучить их к чему-нибудь, укорените это посредством практики всякий раз, как представится случай, и, если возможно, сами создайте случай».

Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, для того чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности», надо замечать различные качества ребенка, «ибо сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы. ».

Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.

Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.

Содержание обучения джентльмена, по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.

Эта программа решительно порывает со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер.

Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерным делом, лакированием и гравированием. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо превращать учение в занятия, которые ребенку неприятны. Учитель должен использовать стремление детей к новому, но в то же время приучить их заниматься и неинтересным. Широко следует использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям. К детским вопросам надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям.

Источник

Воспитание джентльмена

воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть картинку воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Картинка про воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть картинку воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Картинка про воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть картинку воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Картинка про воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть картинку воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Картинка про воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал

воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть картинку воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Картинка про воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал

воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть картинку воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Картинка про воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал

Джентльмены всегда остаются в

меньшинстве. Это их привилегия.

Воспитание джентльмена (Дж. Локк) — воспитательная система, ориентированная на учет индивидуальных особенностей воспитанников, развитие их личности, становление индивидуальности. Джентльмен — высокообразованный и деловой человек, выходец из высшего общества, образование получает на дому при помощи приглашенных педагогов. Джентльмену присущи утонченность в обращении с людьми, качества дельца и предпринимателя. Составляющие системы воспитания: физическое воспитание, выработка характера и воли; нравственное воспитание и обучение хорошим манерам; трудовое воспитание; развитие любознательности и интереса к учению, при этом умственное воспитание должно было иметь как теоретическую так и практичес­кую направленность. В качестве воспитательных средств использовались пример, труд, окружение.

В своем труде «Мысли о воспитании» Дж. Локк уделял большое внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств детей, он уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно писать что угодно, указывая на решающую роль воспитания как основного средства развития личности.

Педагог в своей теории воспитания утверждал, что если ребенок не может получить в обществе необходимые идеи и впечатления, следовательно, надо менять общественные условия. Необходимо развивать физически сильного и духовно цельного человека, который приобретает

С.137

знания, полезные для общества. Дж. Локк утверждал, что добро — это то, что доставляет длительное удовольствие и уменьшает страдания. А моральное добро — это добровольное подчинение человеческой воли законам общества и природы. В свою очередь законы природы и общества на­ходятся в божественной воле — истинной основе морали. Гармония между личными и общественными интересами достигается в благоразумном и благочестивом поведении.

Конечная цель воспитания, по Дж. Локку, — обеспечение «здорового духа в здоровом теле». Дж. Локк рассматривал физическое воспитание как основу всего последующего воспитания. Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны: умственное воспитание должно подчиняться формированию характера. Нравственность человека Дж. Локк ставил в зависимость от воли и умения сдерживать свои желания. Становление воли происходит, если ребенка приучают стойко переносить трудности, поощряют его свободное, естественное развитие, принципиально отвергая унизительные физические наказания (исключая случаи дерзкого и систематического неповиновения). С детьми, считал Дж. Локк, надо обращаться строго, но в меру, приучать к самообузданию и повиновению. При этом не подавлять личность ребенка, воспитывать с помощью примеров, рассуждений, ласковых слов.

Рассмотренная система воспитания Дж. Локка применима к воспитанию детей из состоятельной среды. Педагог был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. Поэтому он оправдывает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, выходцев из высшего общества; ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитание неимущих. В проекте «О рабочих школах» мыслитель предлагает создать за счет благотворительных фондов особые приюты — школы для бедных детей 3—14 лет, где они своим трудом должны окупать свое содержание. Система воспитания и образования Дж. Локка имела практическую направленность: «для деловых занятий в реальном мире».

Цель воспитания, по Дж. Локку, — сформировать джентльмена, дельца, умеющего «вести дела толково и предусмотрительно», принадлежащего к высшим слоям общества. Джентльмен — это человек добродетельный и деятельный, физически крепкий, умеющий владеть собой, обладающий ясностью мысли и жизненно необходимыми знаниями. Программа обучения должна включать латинский и французский языки, арифметику, географию, историю, танцы, фехтование; также ребенок должен приобрести навыки социального поведения — «хорошие манеры и знание света»[13]. Основную задачу Дж. Локк видел в воспитании нравственного, физически и умственно развитого джентльмена.

воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть картинку воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Картинка про воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал

С.138

Что ж, во времена Дж. Локка подобный подход являлся обоснованным. Школа той эпохи не столько развивала, сколько подавляла и уничтожала у ребенка тягу к знаниям, стремление к учебе. Действительно, как уже упоминалось выше, система образования была схоластической, а розга свободно гуляла по спинам воспитанников. При таком подходе к образованию вместо умного, энергичного и любознательного человека получали забитого и равнодушного индивида, обладающего ворохом ненужных, зазубренных аксиом. Возможно, что это и подходило для Средневековья, с его идеологией подавления всяческих свобод и инакомыслия, однако в Новом времени подобная система уже не удовлетворяла запросов общества, а потому Дж. Локк настоятельно рекомендовал родителям воспитывать своих детей дома. Однако не только устаревшая система образования не устраивала Дж. Локка. Он считал, что в школе «толпа дурно воспитанных детей» («стадо») будет плохо влиять на молодого джентльмена.

Проблему домашнего образования можно толковать двояко. С одной стороны, роль воспитания значительно упрощается, так как исключается из развития ребенка такой сильнодействующий фактор, как неблагоприятное влияние среды. Таким образом, создаются идеальные условия для процесса обучения. Молодой человек видит лишь то, что должен видеть, знает лишь то, что должен знать. В результате получается своеобразный «идеальный» продукт воспитания.

Однако данный подход обладает также рядом негативных моментов. Во-первых, эффект новизны какого-либо порока, встреченного молодым человеком в жизни, может перевесить все вос­питание, полученное дома от педагога. Во-вторых, общение со сверстниками — это своеобразная «школа жизни», и часто она оказывается эффективнее всех книжных истин. Нельзя не согласиться с тем, что группа дурно воспитанных людей часто плохо влияет на отдельную личность, но воспитатель должен это учитывать и воспитывать в ребенке чувство собственной неповторимости, индивидуальности. Ребенку также может быть полезно

С.139

общение с дурно воспитанными людьми в том смысле, что это научит его коммуникабельности, умению находить общий язык с представителями самых разных сословий, а это обязательно пригодится в будущем. Безусловно, подобный подход к воспитанию имеет более практико-ориентированный характер.

Источник

Воспитание джентльмена это воспитание характера так считал

воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть картинку воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Картинка про воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал

Джентльмен.

Понятие «джентльмен» возникло на изломе феодальной эпохи, в XVI веке, когда в Англии бурными темпами начало развиваться производство.

Джентльмен в обязательном порядке должен был знать древние языки, в том числе латынь, и слыть истинным ценителем древнегреческого искусства. Эталоны поведения избирались также в далеком античном мире, и джентльмены всеми силами стремились походить на безупречных героев Древней Эллады.

Позже джентльменом стали называть обеспеченного, образованного и воспитанного мужчину, почтенного и уравновешенного (чопорного и невозмутимого).

Клайв Льюис в своём трактате «Просто христианство» отмечал, что в XIX веке «джентльменом» называли каждого мужчину, живущего на доходы с капитала и имеющего возможность не работать, безотносительно к его личным качествам.

Перемены в значении слова «джентльмен» хорошо иллюстрируют определения, которые давались в различных изданиях Британской энциклопедии «Британника».

В восьмом издании «Британника» 1856 года к прежнему определению было добавлено: «Из вежливости так обращаются ко всем, чей статус явно выше обычного торговца, если манеры выдают их утонченность и ум».

После введения всеобщего избирательного права и оформления британского среднего класса слово джентльмен постепенно утратило значение благородного происхождения и стало отличительным признаком людей образованных, обладающих приличными манерами и общественным положением. Поэтому обладание гербом или родословной постепенно перестало быть значимым, на первом месте оказалась способность держаться на равных в приличном обществе.

В лучшем случае от джентльмена ожидают соблюдения высоких стандартов в поведении, соответствующих, согласно восьмому изданию Британники, «тому уровню самоуважения и интеллектуальной утонченности, который выражается в манерах непринужденных и, тем не менее, деликатных». Так смысл слова gentle сместился от указания на благородное происхождение к определению манер, которые ожидаются от людей со столь высоким статусом.

Джентльмен.

С точки зрения образа, сформированного в общественном сознании, джентльмену присущи безупречные манеры и галантное поведение по отношению к женщинам. В частности, он ни в коем случае не посмеет обращаться с ними грубо, в обществе дам будет неукоснительно соблюдать правила этикета.

Теория воспитания джентльмена Джона Локка.

воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть картинку воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Картинка про воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал

Джон Локк родился 29 августа 1632 году в небольшом городке Рингтон на западе Англии, в графстве Сомерсет, близ Бристоля, в семье провинциального адвоката.

Джон Локк учился сначало в Вестминстерской (средней) школе, а потом в Оксфордском университете. Он с увлечением отдавался естественнонаучным занятиям и изучению медицины. По выходе из университета он продолжал самостоятельные занятия медициной. Излечение им лорда Эшли (Шефтсбери) сблизило его с семьей графа. Ему было поручено воспитание сына графа, выполненное им весьма успешно.

В связи с политическими преследованиями Шефтсбери, Джону Локку пришлось дважды жить вне Англии: во Франции (1675-1679) и Голландии (1683-1689).

По возвращении в Англию Джон Локк в 1690 году опубликовал свой труд «Опыт о человеческом разуме». Вскоре появляются «Мысли о воспитании», «Об управлении разумом» и «О разумности христианства».

Джон Локк является первым ученым педагогом нового времени. В своем философском труде «Опыт о человеческом разуме» он доказывал, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске». Из этого вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека.

Джон Локк считал, что знания и идеи происходят, прежде всего, из чувственного опыта. Представления входят в сознание человека через ощущения, органы чувств. Это, по мнению Локка, важнейшее средство познания мира. Но, по его мнению, кроме, внешнего опыта существует внутренний, являющийся собственной деятельностью рассудка. Исходя из этих положений, он указывает на особое значение разума, который оценивает и определяет то, что доставляет человеку счастье и пользу. Отсюда вытекает важность воспитания разума.

Свои педагогические взгляды Джон Локк изложил в книге «Мысли о воспитании», задачей которого он считал воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно.

Воспитание джентльмена.

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, где, по мнению Джона Локка, собрана «пестрая толпа дурно воспитанных, порочных мальчиков всякого состояния».

Джон Локк советует начинать закаливание с самого раннего детства не слишком тепло одевать детей, легко обувать детей, ежедневно мыть ноги их в холодной воде, чтобы ребенок был застрахован от простуды, больше держать их на свежем воздухе; возможно раньше учить их плавать; заниматься с ними физическими упражнениями, которые способствуют выработке мужества и настойчивости.

Необходимо приучать воспитанника к простой, умеренной пище: полезно давать детям молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку и т.п.

Таким образом, достигается дальнейшая цель физического воспитания, сближающая его с воспитанием духовным. Тело приучается сдерживать свои желания и потребности, уступая место требованиям духа: тело делается «способным повиноваться приказаниям духа».

Воспитание духа.

Суть воспитания духа к добродетели состоит в том же, в чем и суть воспитания физического. «Как сила тела заключается, главным образом, в его способности переносить невзгоды и лишения, так и сила духа состоит в том же: всякое начало и основание всей добродетели и всего человеческого достоинства (т.е. достоинства человека, как разумного существа) покоятся на том, чтобы человек был способен отрекаться от собственных желаний, противостоять своим собственным наклонностям и только следовать тому, что указывает, как наилучшее, рассудок, хотя бы вожделение влекло его на какой-нибудь другой путь».

Нельзя потворствовать капризам ребенка, но нельзя и не удовлетворять его законных желаний. По Джону Локку, крупная ошибка в том, что детей не приучают с ранних лет «повиноваться дисциплине и уступать разуму». С ранних лет потакают их всяческим желаниям, капризам, а потом удивляются, откуда дети становятся строптивыми, испорченными и своевольными. Достигается это в раннем детстве через страх и уважение к воспитателю, в более зрелые годы власть воспитателя поддерживается любовью и дружбой.

Искусство воспитания, по Джону Локку, состоит в использовании каждого благоприятного случая для создания специальных ситуаций, побуждающих ребёнка к желаемым повторным действиям, укрепляющим положительную привычку.

Эффективность воспитательному процессу придаст изучение индивидуальных особенностей ребенка, которое ведется посредством наблюдения различных его качеств и поведения.

Воспитание джентльмена.

Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической деятельности воспитанника. Поэтому Локк выступал резко против традиционного классического образования, защищая реальное образование, вооружающее полезными знаниями: джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому и латинскому языкам, географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, истории, законоведению, бухгалтерии, верховой езде и танцам.

Воспитанник должен овладеть каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством. Возможно обучение парфюмерному делу, гравированию и навыкам лакирования.

Необходимость трудового воспитания объяснялась тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знания ремесел может принести пользу в предпринимательской деятельности.

Воспитатель должен разбудить в ребенке интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо, считал Локк, превращать учение в занятия, которые неприятны ребенку.

Учитель, используя стремление детей к новому, в то же время должен приучать их заниматься и неинтересным делом. Следует помнить, что из детского любопытства вырастает стремление к знаниям и надо относится к этому со всем вниманием и уважением, не давая лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельному мышлению. При обучении не должны применяться наказания.

Но воспитанник должен был быть не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к «добродетельной жизни», проявлять интерес к изучению того, в чём он может быть полезен своей стране. Образование выступает, таким образом, и в качестве средства развития важнейших гражданских, нравственных качеств личности.

Теория воспитания джентльмена Джона Локка.

воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть картинку воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Картинка про воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал

Джентльмен и теория воспитания джентльмена Джона Локка.

Источник

Воспитание джентльмена по Локку — Воспитание джентльмена

В цикл, условно названный «Педагогические сочинения», вошли две работы Локка: «Некоторые мысли о воспитании» и «Об использовании разума», ставшие каркасом педагогической традиции XVIII и XX веков.

Для обучения рабочих, сказал Локк, нам нужны трудовые школы и обучение рабочих навыкам. Чтобы воспитать джентльмена, нужно воспитать джентльмена.

И если, согласно Локку, воспитание рабочих происходит коллективно, то воспитание джентльмена происходит индивидуально. По Локку, компоненты джентльменского воспитания включают в себя воспитание твердой воли, обучение хорошим манерам и умение владеть собой. Как мы можем обойтись без них?

Джентльмен — это образованный и деловой человек. В его канон предметов входили латынь, французский, арифметика, география, история, танцы, фехтование, делопроизводство, философия, религия, рисование, рукоделие, садоводство, путешествия (!), музыка, хорошие манеры. Самообладание — одно из важнейших требований к джентльмену. Локк буквально пишет: «Чтобы уметь управлять собой, как в частной, так и в общественной жизни, ничто не может так помочь джентльмену, как знание людей. Хотя последнее приобретается в первую очередь из опыта, а затем из глубокого понимания истории, существуют также книги, которые помогают проникнуть в человеческую природу. Это книги о страстях и их причинах, например, восхитительное, но краткое изложение Аристотеля во второй книге «Риторики».

воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть картинку воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Картинка про воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал

воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть картинку воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Картинка про воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал

Воспитание джентльмена

Из всех людей, которых мы встречаем, девять десятых становятся теми, кто они есть: хорошими или плохими, полезными или нет, благодаря образованию, сказал Локк. По его словам, задача образования — воспитать джентльмена, не простого человека, а джентльмена, который может «управлять своими делами рассудительно и благоразумно». Джентльмен благородного происхождения и «прекрасных манер» должен в то же время обладать качествами бизнесмена и предпринимателя среднего класса.

Джентльмен должен получать физическое, моральное и интеллектуальное воспитание, но не в школе, поскольку школа, по мнению Локка, это учреждение, где собирается «пестрая банда непослушных, беспутных мальчишек всех классов». Истинный джентльмен получает образование дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее знаний и способностей, приобретенных в школе». Локк, основываясь на практике аристократических семей, рекомендовал поручать все дело воспитания джентльмену, хорошо подготовленному, солидному педагогу.

Большое значение, которое Локк придавал физическому воспитанию. Он сказал: «Здоровье необходимо для наших дел и благосостояния» и предложил продуманную научную систему. «Здоровое тело нуждается в здоровом разуме», — сказал он. Поэтому необходимо с раннего детства укреплять организм ребенка, чтобы он мог легко переносить усталость, трудности, перемены. Локк долго рассуждал о важности строгого режима в жизни ребенка, давая советы по поводу одежды, питания, прогулок, занятий спортом.

Локк вывел свою мораль, как мы уже отмечали, из принципа пользы и интереса индивида. Настоящий джентльмен — это тот, кто способен достичь собственного счастья, но не мешать другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» не только для того, чтобы достичь того, чего они хотят, но и для того, чтобы подумать о том, чего они могут достичь. Поэтому поведение мужчины должно быть разумным, он должен уметь направлять свои страсти и быть дисциплинированным. Он должен уметь подчиняться велениям разума. Но в интерпретации Локка, согласно Марксу, «буржуазный разум — это нормальный человеческий разум…».

Локк был противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина также формирует рабский характер». Но в случаях упрямого нежелания ребенка проявлять беспрекословное послушание он допускал телесные наказания.

Локк придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучить детей к ритуалам, а вызвать любовь и благоговение к Богу как к высшему существу.

Содержание образования джентльмена

Согласно Локку, содержание образования джентльмена гораздо шире, чем было принято в его время. Кавалер должен быть обучен чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому, латыни (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также должен получить основные сведения по истории и праву, бухгалтерскому учету, обучению верховой езде и танцам.

Эта программа решительно порывает со средневековыми традициями. Каждый из предметов, предложенных Локком, должен был быть полезен его ученику для подготовки к жизни. Знаниям нужно было придать практический характер.

Локк рекомендовал ученику заниматься каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотницким) или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерией, лакировкой и гравировкой. Он обосновал необходимость трудового воспитания тем, что работа на свежем воздухе полезна для здоровья, а ручные знания полезны для предпринимателя. Работа предотвращает возможность пагубного безделья.

Педагоги, работающие с детьми, должны пробудить его интерес к учебе, развить его любознательность. Недопустимо превращать обучение в деятельность, неприятную для ребенка. Учитель должен использовать желание детей узнавать новое, но в то же время приучать их к занятию, которое неинтересно. Любопытство детей должно быть использовано в полной мере, потому что оно вырастает из их стремления к знаниям.

Система воспитания джентльмена в трудах Локка

Известно, что многие авторы Нового времени развивали гносеологию как основу правильной жизни (иногда гносеология и этика развивались вместе, например, в работах Спинозы). Это означает, что этики ставили некоторые задачи, которые переносились на гносеологический уровень, а затем перестраивались в соответствии с поставленной задачей;

Теория образования, по крайней мере в настоящее время, является прямым повторением процесса познания, изложенного в эпистемологии рассматриваемого автора. Эта прямая последовательность интересна тем, что большинство преподавания сегодня ориентировано не на историческую последовательность приобретения знаний, а на текущее состояние науки, т.е. структурное или системное. Но педагогическая теория XVII-XVIII веков не знала такого рода ограничений, поскольку речь шла о поиске единого универсального способа поиска знаний.

Поскольку Локк отрицал интуицию, которая в то время была тесно связана с понятием врожденных идей, он должен был доказать, что все идеи, наполняющие разум, получены из опыта. Для этого он выделяет два основных источника: внешний опыт и рефлексия. Очевидно, что Локк вводит рефлексию во многом потому, что он не может вывести все содержание сознания из опыта. Размышление служит для объяснения тех феноменов сознания, которые не могут быть объяснены внешним опытом. Можно сделать вывод, что рефлексия связана с интуицией (или врожденными идеями), поскольку ее происхождение и структура остаются неясными.

Примечательно, что в своей теории образования он абсолютно исключает рефлексию из механизмов, действующих в сознании воспитуемого. Другими словами, Локк предпочитает обойтись без рефлексии в своей эпистемологии. Видимо, потому, что даже в гносеологии рефлексия больше связана с внутренними качествами и характеристиками человека, но она порождена опытом и никак на него не влияет. Чтобы проиллюстрировать отсутствие рефлексивных структур, необходимо рассмотреть структуру сознания, которую Локк метафорически называет «пустым пространством».

Локк сталкивается с этими последствиями во второй части своей работы. Точнее было бы сказать в первом, поскольку мысли о добродетельном воспитании являются для Локка первичными и занимают большую часть его размышлений.

Прогрессивность теории Локка для своего времени

Таким образом, мы видим, что непосредственный опыт невозможно сделать единственной основой воспитания (по крайней мере, когда дело касается поощрений и наказаний). На примере приведённых цитат видно, что дать единый рецепт воспитания невозможно. Локк часто повторяет, что если вам удалось внушить ребёнку уважение к себе, любовь к учёбе и т. д. то. Но как удалось, он не объясняет. Точно также в тексте часто появляется интуиция. Потому, что, в конечном счёте, оказывается, что меры наказания и награждения, должны остаются на усмотрение воспитателя, которое всегда субъективно. В своих идеях относительно воспитания Локк приходит к тем же результатам, что и в своей гносеологии.

Локк в своих педагогических рассуждениях уподобил новорожденного tabula rasa (чистой доске), на которой воспитателям надлежит начертать соответствующее содержание. При этом он не отрицал врожденной предрасположенности конкретного человека к тому или иному кругу способностей (что нередко упускают из виду поверхностные толкователи Локка). Вместе с тем он был убежден, что от рождения большинство людей одинаково стремятся к счастью и питают отвращение к несчастью, одинаково наделены разумом и способностями, а последующие различия между ними определяются по преимуществу различием жизненных условий и воспитания. Последователи Локка отрицают, что врожденные факторы могут внести сколько-нибудь существенный вклад в интеллектуальное и нравственное развитие. Решающая роль отводится воспитанию, которое выступает источником всех качеств зрелой личности.

Для своего времени это была весьма прогрессивная теория, позволявшая усомниться в справедливости сословных различий. Сам Локк, однако, не шел в своих рассуждениях так далеко. Напротив, отдельные его высказывания явно противоречат эгалитаристской идеологии. Например, в своем трактате «О воспитании джентльмена» он недвусмысленно пишет: «Джентльмен вправе добиваться своих целей любыми средствами, но только не за счет другого джентльмена».

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Смотреть картинку воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Картинка про воспитание джентльмена это воспитание характера так считал. Фото воспитание джентльмена это воспитание характера так считал

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *