воспитание чувств это значит

Воспитание чувств

Человек рождён наполнять мир любовью. Время действия любви пришло, пришло время расцвета тонких чувств души человека.
Что такое воспитание чувств, зачем и кому их надо воспитывать рассказывает глава из книги «Законы и знания души».

«Законы и знания души», ч.2 «Знания души», вопрос 4
ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ?

25.10.2008
Из урока дела №29:

«…Воспитание чувств – есть познание любви. Любовь Познания подняла нас на голубой купол вечности и открыла нам эру Огня. Познание Любви приведет нас к выполнению воли Бога, приведет к новой жизни и осознанной любви…»

29.08.2008
Из урока дела №11:

«…Воспитание чувств позволяет раскрыть жизненно важные свойства души, защитные свойства подсознания, силу и разум души человека…»

26.08.2008
Из урока дела №8:

«Воспитание чувств – основа воспитания новой жизни. Чувства – проводники мысли. Они не должны захлестывать человека, иначе в них можно захлебнуться.
Чувства приходят и распространяются волнами. Эпицентр чувств – Божественное начало человека. Глубинные тонкие чувства выходят из жемчужины истины, из глубины души.

Поверхностные чувства – слабые отголоски глубинных чувств. Глубинные чувства несут знания души человека. Знания души – это знания Божественных законов. Глубинные чувства – обостренные чувства законов справедливости, законов мироздания, законов мироустройства.

Воспитывать чувства – это учиться пользоваться Божественным началом души.
У человека есть пять физических чувств. Они связаны с определенными органами:
1. Зрение – глаза.
2. Слух – уши.
3. Обоняние – нос.
4. Осязание – кожа.
5. Вкус – язык.

Считается, что есть шестое сверхчувство, определяющее сверхчувствительность, что-то большее, чем пять чувств, присущих обычному человеку. Людей, обладающих сверхчувствительностью, называют экстрасенсами, так как эти люди способны чувствовать и общаться с тонкими мирами. На самом деле шестое чувство – это не одно, а совокупность чувств всего тела человека, то есть каждой клетки тела. Каждая клетка несет информацию обо всем теле. У каждой клетки есть Божественное, мужское и женское начало.

Божественное начало – это глубинные тонкие чувства.
Мужское начало – это законы.
Женское начало – это знания.

В каждой клетке человека есть Бог. Каждая клетка человека способна чувствовать.
Одних чувств, тем более отголосков чувств, недостаточно. Человеку необходима и сила законов, и широта знаний. Одни чувства не работают. Законы дают человеку силу. Знания дают возможность использовать эту силу в правильном направлении. Чувства должны управлять телом и сознанием, а не выплескиваться фонтаном эмоций.

Воспитание чувств – это раскрытие в себе Божественного начала души и Божественного начала каждой клетки.
Душа обычного человека работает через сердце и кровь. Открытая зрелая душа (душа дела) работает напрямую с каждым органом и каждой клеткой. В первую очередь надо научиться чувствовать свои органы, научиться чувствовать их потребности, их радости и их боль. Через чувство, через Божественное начало человек передает своим органам силу законов и широту знаний своей души, дает возможность душе, а не сознанию, руководить телом…»

31.08.2008
Из урока дела №14:

«…Душа может управлять телом и сознанием только через чувства.
Неразвитые чувства не могут нести информацию души. Развивать и воспитывать чувства – первостепенная задача человека. Человек должен научиться управлять своим телом, для этого ему надо развивать тонкие чувства души, а не грубые чувства тела. Развивая тонкие чувства, человек заполняет ими свое информационное поле, не оставляя места в сознании грубым чувствам и желаниям тела.

Усилием воли подавлять грубые чувства нельзя. Этим можно нарушить процессы в организме. Используя тонкие чувства души, человек не оставляет места грубым чувствам тела. Меняются физические ощущения и восприятие окружающего мира.

Человек может быть сыт и согрет любовью, но для этого надо научиться чувствовать душу, научиться любить.

Никакие чувства нельзя подавлять. Негативные чувства надо воспитывать. Позитивные чувства надо развивать».

27.08.2008
Из урока дела №9:

«…Человеку дано чувствовать не только физическое прикосновение или воздействие. Человек чувствует волнение, чувствует радость, чувствует тревогу, иногда чувствует опасность или боль других.
Нет бесчувственных людей, есть люди с неразвитыми чувствами.
Человек чувствует позитивное или негативное к себе отношение. Человек чувствует взгляд, направленный на него. Человек может чувствовать тонкие миры и свою связь с мирозданием. Человек может предчувствовать будущее. Все эти и другие чувства можно и нужно развивать и воспитывать.
Самое важное, что человек чувствует непреодолимое желание любить и быть любимым. Он чувствует потребность использовать Божественное начало своей души. Только единение трех начал ведет к познанию Божественной любви. Для того чтобы научиться любить, нужно научиться пользоваться палитрой тонких глубинных чувств души, окрашивающих жизнь человека сияющими, поющими, танцующими и благоухающими красками любви. Любовь – праздник чувств открытого человека.
Главное – надо научиться пользоваться чувствами, иначе человек теряет контроль над собой».

27.08.2008
Из урока дела №10:

«Воспитание чувств – первоочередная задача исполнителя воли Бога. Воспитывать и развивать чувства можно самостоятельно и можно в группах, но всегда при поддержке высших сил. Без поддержки высших сил человеку очень трудно самому определить направленность чувств и найти правильное применение чувствам.
Вы знаете, что тонкие чувства нужно направлять в единое целое Божественной любви. Великий высший абсолют определит где, кому и когда нужны глубинные чувства вашей души. Только абсолют знает, как использовать чувства во славу Бога и на благо Единой вселенной.

…Как воспитывать и развивать тонкие чувства?
Воспитывать надо чувства, которые уже проявлены. Развивать непроявленные чувства невозможно.

Любовь и радость – чувства, проявленные у большинства людей. Для любого чувства, а тем более для таких чувств, как любовь и радость, необходима правильная направленность. Человек должен любить Бога и все созданное Им и радоваться жизни. Вы знаете, что жить – это любить, жить – это творить, жить – это выполнять волю Бога. Все очень просто – есть радость любви, радость творчества и радость выполнения воли Бога. Больше никакой радости нет. Все остальное – это не радость, а удовлетворение, удовольствие или наслаждение. Наслаждение вместо радости любви. Удовольствие вместо радости творчества. Удовлетворение вместо радости выполнения воли Бога.

Любить Бога – это выполнять Его законы. Радость любви – радость познания Божественных законов справедливости, радость приближения к Божественной истине.
Выполнение Божественных законов – это счастье. Любовь, радость и счастье – антресоль высших тонких чувств.

Любовь всегда должна быть направлена к Богу, и только потом ко всему живому созданному Им, в том числе и к человеку. Любая другая направленность приводит сначала к недовольству, а потом к разочарованию. И недовольство, и разочарование – тяжелые чувства, выпадающие в осадок.

Человек, любящий Бога, с радостью принимает все испытания на своем жизненном пути. Человек, не любящий Бога, всегда разочарован в жизни и не доволен собой. Человек, не умеющий радоваться жизни, всегда разочарован в себе и не доволен жизнью.

Для того чтобы любить Бога и окружающий мир, человеку необходимы чувство собственного достоинства, уважение к другим людям и благодарность к Богу.

Основной закон вечности мироздания: «Не нарушь!». Не нарушь себя, не нарушь других, не нарушь процессы, идущие во вселенной. Не нарушь мыслью. Не нарушь словом. Не нарушь действием.

Недовольство Богом и неблагодарность к Богу – тяжкие грехи, которые совсем не просто отработать.
Разочарование в Боге и отказ от Бога – грехи, которые отрабатывает не одно поколение.
Все тяжелые чувства (не только разочарование, недовольство и неблагодарность) – грехи, которые приходится отрабатывать. Отрабатывает грехи человек в распаде. В единении человек зарабатывает любовь и свободу, так как и любовь и свобода не даются даром.
Грехи – это не только тяжелые чувства. Грехи – это и тяжелые мысли, и неблаговидные поступки. Тяжелые чувства – первичны. Они приводят к тяжелым мыслям и развивают в человеке отрицательные качества, приводящие к неблаговидным поступкам.

К основным тонким чувствам относятся:
1. Любовь. Радость. Счастье.
2. Чувство собственного достоинства. Уважение к людям. Благодарность.
3. Чувство справедливости. Чувство внутренней гармонии. Ощущение красоты.
Они проявляют в человеке такие качества, как верность, преданность, искренность, чистоту, духовную зрелость, повиновение и послушание».

9.09.2008
Урок дела №18:

Мужество – одно из важнейших качеств, необходимых творцу, исполнителю воли Бога. Человек может обладать огромной силой, но не иметь мужества ее использовать. Человек может получать информацию, но не иметь мужества ей следовать. Человек может знать правду, но не иметь мужества смотреть ей в глаза.
Мужество, трудолюбие и настойчивость – основные качества мужского начала души человека. В них проявлена сила Божественных законов.

Тонкие чувства не связаны с сознанием. Они выходят из глубины души и проявляют те или иные качества. Качества не надо развивать. Развивать надо тонкие чувства. Чем сильнее чувство, тем ярче качество. Качества напрямую связаны с сознанием. Использовать качества души надо осознанно.

Для того чтобы проявились основные качества мужского начала, нужно развивать в себе очень важное чувство – чувство ответственности. Творец, исполнитель воли Бога, обязан быть ответственным за свои мысли, слова и поступки перед Богом, перед вселенной, перед людьми.

Серьезность, любознательность, усердие – важные качества женского начала творца. Проявляет их чувство бесконечного доверия ко всем высшим силам, работающим с человеком и раскрывающим знания его души, раскрывающим разум. Женское начало должно быть разумным. Душа человека – понятие тонкое. Душу надо чувствовать, понять ее невозможно. Разум переводит тонкие знания души в понятия материального мира. Для этого необходимы серьезность, любознательность и усердие.

Спокойствие, терпение и терпимость – качества Божественного начала человека. Их раскрывает чувство уверенности в справедливости Божественного устройства мироздания, основанного на любви и всепрощении.

…Воспитание чувств проявляет качества, необходимые для выполнения воли Бога, для построения новой жизни, для единения трех начал в сознании человека.

Оплодотворение духа – есть одухотворение материи, духовное оплодотворение новой жизни. Оплодотворенный разум качественно изменит человека и его жизнь. Символ оплодотворенного разума – живой огонь справедливости в чистой воде новой жизни.
… Оплодотворенный разум приведет вас к единению и сплоченности».

13.09.2008
Из урока дела №20:

«Чувства надо развивать и воспитывать. Качества надо использовать.
Свойства – это то, что всегда присуще данной материи, то, что определяет ее суть.

Основное свойство Божественного начала – способность творить и создавать. Два пути новой жизни (творчество и созидание) – для тех, у кого работает Божественное начало.

Основное свойство мужского начала – способность и готовность к действию. Время действия творца – время действия его мужского начала.

Основное свойство женского начала – способность чувствовать. Развитое женское начало всегда чувствует законы, соответствующие ему. Воспитание и развитие чувств – это всегда и развитие женского начала…

…Мужское начало несет законы и здесь не может быть никаких разночтений.
Женское начало несет знания. Путь познания у каждого свой, и поэтому в океане познания есть бесконечное множество течений. Найти свой путь знаний без воспитания грубых чувств и развития тонких чувств практически невозможно. Потоки знаний пронизывают друг друга и очень легко могут увести человека с нужного пути. Только тонкие чувства могут руководить человеком. Сильное чувственное женское начало – лоцман любви в океане познания…»

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА, ЧУВСТВА И КАЧЕСТВА ТРЁХ НАЧАЛ ЧЕЛОВЕКА

БОЖЕСТВЕННОЕ НАЧАЛО
Основное свойство: способность творить и создавать.
Основное чувство: уверенность в справедливости Божественных законов.
Основные качества: спокойствие, терпение, терпимость.

МУЖСКОЕ НАЧАЛО
Основное свойство: способность и готовность к действию.
Основное чувство: чувство ответственности.
Основные качества: мужество, трудолюбие, настойчивость.

ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО
Основное свойство: способность чувствовать.
Основное чувство: доверие к высшим силам.
Основные качества: серьезность, любознательность, усердие.

Источник

Эмоциональный интеллект: как и зачем воспитывать чувства?

На полном серьезе на просторах инета обсуждается жестокость и немилосердность народных и авторских сказок. Нет, не тех, что Афанасьев для подросших детей и взрослых собирал. Классические сказки, «Пряничный домик», к примеру, сказки Чуковского, «Красная шапочка» и даже «Колобок» (жестокая лиса съела говорящее хлебобулочное изделие, так и видится её хищный оскал, морда, усыпанная крошками, подергивающимися в предсмертных конвульсиях и горящие светом а ля Кинг глаза). Смешно, право. Смешно. было бы. если бы не было так грустно.

В повести Алексина «Третий в пятом ряду» воспитатель от Бога говорит такие слова:
— Они должны уметь плакать. Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого.

— Ходили в кино, на тридэ.
— Была в театре.
— А мы дома танцевали, врубили музыку!
— А вы знаете, что раньше, давным-давно, когда не было электричества, кино, магнитофонов и компьютеров, театр был дорогим удовольствием, но ваши сверстники тоже любили слушать музыку, как же они могли это сделать? Особенно бедные дети. Давайте на минуточку представим, что мы там, где нет магнитофонов, телевизора, кинотеатров, но вы остаетесь такими же детьми, которые любят петь и танцевать.

Я не удивилась, что дети не знают о тяготах житья-бытья людей в позапрошлом веке. Все понятно, это подготовительная группа, на носу школа, надо научиться решать примеры и читать сто пятьдесят слов в минуту. Да, я слегка утрирую, но, поверьте, слегка.

Посмотрели кусочек из мультфильма «Детский альбом», с этой же пьесой и некоторыми другими, вплетенными в канву представления шарманщика.

Понравилось. Обсудили, как дети (заметьте, не бедные дети, но телека и компьютера-то у них все равно нет) радовались появлению музыканта и рисовали потом сценки, представленные артистом.

А потом. Потом я рассказала, что по дворам ходили не только старые шарманщики, но и дети. Бездомные сироты, чтобы добыть кусок хлеба, ходили с шарманкой и каким-нибудь верным другом, зверьком. Дети, даже очень «продвинутые», не знали, кто такие сироты. Я уже удивилась. Детям по 6 лет, очень много детей, с которыми занимаются родители, читают им умные и полезные книги. Но такое изощренное обхождение острых углов, к чему оно?

Потом мы слушали Бетховена, песню «Сурок», именно песню, со словами, не Лемешевым исполняемую, а детским трогательным голоском.

Закончила я, конечно, на позитиве, это святое. Оставила задание воспитательнице: на следующий день прослушать ещё раз » сурка» и нарисовать красками мальчика с сурком.

Когда я взяла в руки их рисунки, я поняла, что выгорание на моей работе мне не светит, потому что мы взаимно лечим друг друга. Я благодарна своим маленьким воспитанникам за то, что они мне дают.

На одном рисунке была девочка, а не мальчик (это понятно, девочка рисовала, они часто себя идентифицируют с главными героями, видимо, песня зацепила). Маленькая девочка с сурком на веревочке и огромное, больше самой девочки сердце. Кстати, именно эта девочка, раскрыв глаза широко-широко, спросила меня: «И даже бабушек и дедушек нет у сироток?!»

Я теперь не буду сильно переживать, что кто-то из этих троих криво рисует палочки и пишет буквы больше себя ростом на доске (нет, не подумайте, я занимаюсь коррекцией всего это «безобразия»). Мы пишем, штрихуем, рисуем спиральки двумя руками на доске, и это очень важно. Но мегаважно то, что они заплакали, когда у мальчика из позапрошлого века «заболела коленка».

Источник

Воспитание чувств

воспитание чувств это значит. Смотреть фото воспитание чувств это значит. Смотреть картинку воспитание чувств это значит. Картинка про воспитание чувств это значит. Фото воспитание чувств это значит

Настоящая любовь – дар Божий, который нужно просить, – возникает постепенно. При этом истинное назначение мужа и жены – продолжение рода человеческого, воспитание душ детей, которые вместе с родителями должны стать наследниками Царства Небесного. Размышляет протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в с. Акулово Московской области.

Одна девочка, которая еще и в школу не ходит, задала мне вопрос: «А почему Бог сотворил человека?» Представляете? Пришлось молиться, конечно. «Господи, помоги! Такой трудный вопрос… Что же ей ответить?» Я говорю:

– Деточка, вот тебе нравится, когда у вас в семье все хорошо, папа и мама добрые и ласковые?
– Да.
– Это значит, что все любят друг друга. А любви не свойственно замыкаться в себе, любовь изливается на другие существа. Наша православная вера именует Бога Любовью. Все три Лица Святой Троицы находятся во взаимной любви. И Господь, живя в этой любви, пожелал, чтобы и другие существа так же находились в любви и согласии, и сотворил человека. Свойство любви и добра таково: «Аще премудр будеши – себе и ближним твоим, аще зол будеши – себе зол будеши» (Притч. 9:12).

Вот в этом-то и есть назначение человека – он создан для любви, любви к Богу. Но Бог – это чистейший Дух, и любовь к Нему – высшее и непостижимое состояние. И чтобы человеческая любовь имела возможность изливаться на подобного ему, Господь сотворил человеку помощницу и продолжательницу рода человеческого. Адам нарек ее Жизнь – мать всех живущих. Поэтому назначение мужского пола – это назначение отца, а назначение женского пола – назначение матери.

Подвиг воспитания в семейной жизни – сложнейший. Кстати, при естественной духовной жизни, да и невольно даже, по тому же изречению уст от Бога, когда супруги живут долго в согласии и в мире, они не называют друг друга «жена» или «муж», а со временем начинают обращаться друг к другу «отец» и «мать». Обратили внимание? «Мать, ты что там делаешь?» Или: «Отец, ты куда пошел?» Это ведь не случайно, это – по сути.

Поэтому семья – малая Церковь. Вселенская Церковь – это та, о которой сказано: «Кому Церковь – не мать, тому Бог – не Отец». Церковь – это матерь наша. И Отец наш – Отец Небесный.

Временно человеку дается состояние влечения для продолжения рода человеческого. Но с возрастом оно проходит. Это имеет особый смысл, потому что данное служение – продолжение рода – выполнено, а дальше – подготовка к будущей жизни. Помните, когда Спасителю задали вопрос: если семь братьев имели одну жену – чьей она будет в Царствии Небесном, то Он ответил, что там «в воскресении ни женятся, ни посягают, но яко Ангели Божии на небеси суть» (Мф. 22:30). То есть угасание этого временного дарования приходит для того, чтобы человек перестраивался к духовной жизни.

Вначале, когда дети маленькие, они не стесняются, живут по своей чистоте как в раю. Потом появляется влечение, поскольку все мы находимся в греховном мире, – но со временем все это отходит, и возникает уже другое состояние. Поэтому и в семейной жизни по-настоящему об этом временном состоянии лучше просто не думать, оно – преходящее. А строить жизнь следует именно по духовному принципу – любви, добра, мира. Как говорят: что старый, что малый. Не только потому, что он какой-то беспомощный: просто и старый и малый человек тянутся к ласке, любви, теплу. И это как раз то, что с младенчества и до старости требуется человеку. И это состояние согласия будет и в Царствии Небесном. Сказано: муж и жена – сонаследники будущей жизни.

Есть в этом отношении потрясающий пример из явлений загробного мира. У одного человека умирает жена, и он остается с малыми детьми. Он год выдерживает траур. Потом – мужчина ведь должен трудиться, а детям нужна забота, да и молод он был еще, – как говорится, чтобы не искушала плоть, он решил второй раз жениться. Будучи вдовцом, он по закону имеет такое право. И у него случается какая-то неприятность. Кстати, если человек не выдерживал испытания, то часто ему посылалась другая скорбь, хотя он хотел вроде бы утешиться, желал личного, земного тепла или, может, даже комфорта. И случилась у него неприятность – то ли растрата, то ли его подвели. И как это часто бывает, около детей успокаиваешься. И он зашел в комнатку к детям – они спали, сел возле них и стал вспоминать свою жену. И вдруг открывается дверь, и входит она, его первая супруга – со свечой. И он, поскольку привык к ней обращаться как к помощнице и советчице, спрашивает:

– Ты знаешь, что у меня случилось?
– Знаю.
– А что мне делать?
– Ничего, – помолись, все пройдет.
И он начинает понимать, что она что-то знает.
– А кто это сделал, ты знаешь?
– Знаю.
– А кто?
– Это тебе не нужно знать, тебе это не полезно.
Тогда он начинает понимать, что беседует с той, которая из иного мира, и ей многое открыто. Он спрашивает:
– А ты знаешь, ведь я женился второй раз. Ты не обижаешься?
– Нет, напротив, ты правильно сделал.

Там уже нет этой ревности – земного характера. Это, как говорил Апостол, скорбь по плоти, а там плоти нет, там – дух. Рядом с душой ее мужа, душами ее детей – любящая душа, которая заботится о них. Для нее этого было достаточно, это было самое главное. Потом вдруг раздались шаги его второй тещи, супруга сказала: «Нас не должны вместе видеть», – и ушла. Интересно, что на полу остался воск от свечи – чтобы он не думал, что ему все почудилось.

Назначение мужа и жены – продолжение рода человеческого, воспитание душ детей, которые должны стать наследниками Царства Небесного. К несчастью, эта сущность почти забыта, некоторые видят только земное, временное, плотское. И из-за этого – все грехопадения, и разврат, и блуд. Почему и семьи лопаются, как мыльные пузыри. Потому что там любви-то нет. Говорят: любовь прошла. По сути своей любовь не может пройти. «Любы николиже отпадает» (1 Кор. 13:8).

Действительно, то, что происходит часто, это – еще не родившаяся даже любовь. Это только какое-то влечение, какие-то новые ощущения. И эти ощущения, новизна проходят, и больше ничего не остается.

Одну рабу Божию полюбил человек, она принимала его ухаживания, но относилась к нему с некоторым недоверием. И, поскольку была верующая, попросила старца, духовного отца из Данилова монастыря, с этим человеком, не очень церковным, поговорить. А ее духовником был отец Георгий Лавров – ныне уже канонизированный исповедник. Она удивилась, что старец очень долго с ним беседовал. И отец Георгий сказал:

– Ну что ж, можно замуж выходить.
– Как это! Я ж его не люблю!
– А ты знаешь, что такое любовь-то?
– Ну как же, я читала!
– То, что ты читала, – это не любовь. Это увлечение, новизна. Она отпылала, и остался холодный пепел. А любовь постепенно возникает, и любовь – это, в общем-то, дар Божий, и его нужно просить.

Действительно, потом она вышла все-таки за него замуж и счастливо прожила всю жизнь.
А другая раба Божия, которая овдовела во время войны, – у нее, правда, уже были дети, – и ей тоже предлагали руку и сердце, не вышла замуж. Я тогда был уже священником, с ней беседовал, и она сказала просто: «Батюшка, если Бог не даст любви – не полюбишь, а без любви – что за жизнь?» И все.

Мы рождаемся в этот мир, кем кому Господь благословил, а дальше нужно трудиться, чтобы и самому, и всем тем, кого нам Бог вверяет, наследовать Царство Небесное. Но вместо того, чтобы исполнять то, что назначено Творцом, человек, забывая о Нем, начинает сам строить свою жизнь. И доходит до безумия, когда начинает говорить: «Почему я мужчина? Почему не женщина?» Это уже есть противление воле Божией. Ведь Господь сотворил сначала Адама, а потом Еву, и тем самым установил некую иерархию. И в Церкви она существует; священство – так установлено Богом – только мужской пол.

Враг рода человеческого старается все опорочить, переделать в противовес воли Божией. Но он не имеет творческой силы, а только копирует. Кто-то очень хорошо сказал, что дьявол – обезьяна Бога. И если у Бога в Царствии Небесном все будут «яко Ангели Божии на небеси» (Мф. 22:30), и даже на земле еще, сказано: «…нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28), то вместо этого равенства во Христе и в будущей жизни бесплотности (как Ангелы бесплотны) враг старается устроить равноправие здесь на земле. Чуть ли не перевернуть плоть – вы знаете это сумасшествие некоторых современных людей. Люди пытаются уйти от Бога и жить по своей воле, по своим разумениям. Но, как говорит святитель Николай Сербский, а своя ли это воля? Свое ли разумение? А получается воля дьявольская, разумение дьявольское – человек просто его принимает.
Однажды я услышал интересное объяснение слова «эмансипация». Обычно говорят: «эмансипированная женщина». Но первоисточник этого слова заключается в уходе детей из-под власти родителей. Это термин Римского права. Выход из-под власти мужа – это эмансипация женщины.

Как осуществлялся выход детей из-под власти родителей? Римское право, а на нем до сих пор зиждется вся юридическая наука, – этот процесс узаконивало, и желающих эмансипироваться детей отец должен был продать постороннему лицу – патрону. Сына нужно было продать трижды, а дочь или внуков – власть простиралась и на них, как и на все потомство – один раз. Оказывается, эмансипированные дети составили ряды пролетариата – это в словаре Брокгауза и Ефрона, можете прочитать. Пролетарии – те дети, которые ничего не имели, потому что, уходя из-под власти родителей, не могли пользоваться их средствами, лишались наследства.

А сейчас ведь полно эмансипированных детей, которые не хотят слушать родителей. Власти родители над ними не имеют. Это узаконивается так называемой «ювенальной юстицией», нынешней эмансипацией, то есть выводом детей из-под власти родителей. Вот оказывается, откуда ноги – или копыта – растут.
Мне иногда говорят: «Батюшка, они хотят жить самостоятельно». Я отвечаю: «Ну что ж, желание самостоятельности само по себе не такое плохое, но тогда пусть попробуют. Пусть для себя готовят, стирают. Ну, зарабатывать они еще не могут, потому что учатся, пусть хотя бы себя обслуживают…» И тут желание свободы кончается. Потому что посуду надо мыть, и стирать, и готовить, а этого никто не хочет. Как сказал в свое время Николай Сербский, свобода – это как хлеб: когда у одного много, то у другого нет. Когда свободны дети, то родители несвободны и находятся в рабстве у детей. То есть иерархия нарушена, перевернута.

И таким образом оказывается, что эмансипация детей и послужила образованию пролетариата. Но до пролетариев нам, современным людям, далеко. Возьмите опять же Брокгауза и прочитайте, что такое пролетарии: это те, которые ничего не имели, но могли иметь детей, и власть их над детьми сохранялась. Так что законы современной ювенальной юстиции не дают людям даже тех прав, что имели в древности римские пролетарии. Это так, к слову о современном состоянии мужчины и женщины.

Женщины, когда желали быть равноправными (это началось во Франции, в конце XVIII в.) стали создавать женские клубы. И начали требовать: раз равенство, то нужно носить мужскую одежду. Правда, Конвент запретил все эти клубы – они тогда еще что-то соображали, а теперь женщины уже почти все ходят в брюках, в мужской одежде. И девочек с детства приучают к равноправию через мужскую одежду. А ношение мужской одежды накладывает отпечаток на характер.

Да, в мужской одежде ходила блаженная Ксения, она юродствовала, к тому же очень любила своего мужа и в память о нем носила его вещи. Но это была святая! Мария Египетская вообще одежды не имела. Некоторые сейчас к этому приближаются, но нужно быть Марией Египетской! Если таких высот достигнуть, то можно ходить, как Василий Блаженный, – тоже не очень одетым. Правда, он это делал и зимой – мы, пожалуй, так недолго проходим.
Все эти примеры дают пищу для размышлений. А размышления-то очень серьезные, потому что на самом деле смешение полов, которое постепенно выползало, теперь прорвалось во всем мире.

Так вот, на самом деле белые платочки и всевозможная форма одежды – это серьезные вещи. Да, для совершенных одежда никакого значения не имеет. Но до совершенства нам далековато.

Так же как и посты. Бывает говорят: «Пост – не главное, главное – духовное!» Ну, да, конечно, – если можешь быть как Спиридон Тримифунтский. Однажды постом в его дом постучался странник. А святителю Спиридону нечем было его накормить, потому что он сам вкушал пищу только в определенный день, а в прочие ничего не ел, и в доме практически не было еды. Тогда святой Спиридон приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, предложив его страннику, ел с ним сам, чтобы того не смутить. Ну, если можешь, как Спиридон Тримифунтский, превратить змею в золото – пожалуй, тогда можно и мясо есть постом.

Святителя Филарета, митрополита Московского, очень почитала одна раба Божия, какая-то аристократическая дама, и она накормила его куриным супом. Он съел, но потом месяц ничего не вкушал, был на хлебе и воде. Если так, то, конечно, иногда можно и курицу съесть постом, и раздетым ходить…
Я – человек-то, можно сказать, старейший, застал послевоенные времена. Когда у нас в городе появилась женщина с накрашенными губами, на нее смотрели как на чучело. Я слышал, как взрослые женщины говорили: как же она ест-то? Помаду ест. А это было недавно.

«Это, – говорят, – не главное». Да, может, и не главное. Но как раз главного-то почти не остается. Конечно, главное – это душа. А в душе что творится? Что, там – смирение, терпение и любовь? Не очень часто встретишь это. Молодое особенно поколение, к несчастью, в большинстве своем не думает о душе и занято земным и временным.

Когда-то я прочитал в Прологе поучения Аввы Памвы (жившего примерно полторы тысячи лет назад) о последних временах. Там сказано, что наступит безверие, татьба, хищения, разные способы изымания средств, при этом люди будут увлекаться играми. Я читал это лет 40 назад, думаю: футбол, что ли? Теперь-то понял. Все же играют, играют, играют. Причем настолько это понятие стало распространенным, что иногда люди, не думая, говорят: «сыграли свадьбу». И разошлись. Потому что – «сыграли», спектакль кончился. То есть даже в земном смысле люди перестали жить серьезной жизнью. Мало осталось понимания того, что человек что-то должен, что у него есть какие-то обязанности.

Одна раба Божия в беседе с молодежью задавала им следующие вопросы. Мужскому полу: «Что вы хотите – иметь жену, иметь детей, иметь квартиру, дачу или же быть мужем, быть отцом, быть хозяином?» И женщинам: «Что вы хотите – иметь мужа, иметь детей, иметь хозяйство, или же быть женой, быть матерью, быть хозяйкой?» Вот в том-то и дело, что иметь или быть. Быть или иметь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *