воскобойников доктор живаго кто такой
Доктор Живаго
Персонажи
Поиск персонажей
Отец Ливерия Аверкиевича Микулицына.
Профессор-агроном, отец Антонины.
Мать Ларисы, обрусевшая француженка.
Antonina Zhivago (Antonina Gromeko)
Подросток из Веретенников, шел с Юрием Живаго до Москвы.
Московский адвокат и бизнесмен.
Дворник дома, где живут Тиверзины, где жил одно время Павел Антипов, где бывала и Лара.
Молодой комиссар, был убит при самосуде.
Доктор, был у Свентицких, когда Лара совершила покушение на Комаровского.
Генерал-майор, единокровный брат Юрия.
Пожертвовала свой дом под госпиталь, в котором находились Лара и Юра.
Педагог, «популяризатор полезных знаний».
Одноклассник Юрия по гимназии.
Начальник связи Ливерия Микулицына.
Дочь Юрия Живаго и Марины.
Сын Савелия Тиверзина.
Дочь Юрия Живаго и Марины.
Лицеист, сын товарища прокурора.
Предприниматель-практик, талантлив, умен.
Larissa Antipova (Larissa Guichard)
Сестра милосердия, жена Антипова и возлюбленная Юрия Живаго.
Liveri Mikulitsin (comrade Lesnikh)
Предводитель «Лесных братьев».
Мать Туси Чепурко, готовила свадьбу Лары с Пашой, «хорошая певица и страшная выдумщица».
Глухонемой охотник, который ехал с Юрием в одном вагоне в Москву.
Третья, не зарегистрированная, жена Юрия Живаго.
Maria Zhivago (Maria Vedenyapina)
Дворник в старом доме семьи Живаго, отец Марины.
Жена Савелия Тиверзина и мать Киприяна Савельевича Тиверзина.
Филолог, одноклассник по гимназии и лучший друг Юрия Живаго.
«Доктор Живаго»: краткое содержание
«Доктор Живаго» принес Борису Пастернаку мировую славу и Нобелевскую премию, от получения которой писателя заставили отказаться. Это произведение стало программным. Чтобы составить мнение о романе, воспользуйтесь своеобразным путеводителем по персонажам «Доктора Живаго» и главным сюжетным поворотам.
«Доктор Живаго»: о произведении, главные и второстепенные персонажи
Борис Леонидович Пастернак — философ по духу и поэт по мировосприятию. Эти свойства его натуры нашли отображение в главном герое романа «Доктор Живаго». Книга была окончена автором в 1955 году (начал писать в 1945-м). Впервые роман был издан в Италии (1957), а потом — в Голландии и Великобритании. В России «Доктора Живаго» опубликовали только в 1988 году.
Содержание романа легко структурируется и систематизируется благодаря краткому пересказу основных эпизодов и сюжетных ходов. Чтобы было проще сориентироваться в изложении, изучите систему образов, которые представил Борис Пастернак в романе «Доктор Живаго».
Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC
Главные герои романа – это:
Юрий Живаго
Одаренный молодой человек (пишет стихи), в юном возрасте остается сиротой, его воспитывают приемные родители Громеко. Повзрослев, поступает на медицинский факультет, женится на Антонине Громеко, хотя любит Ларису Гишар, работает врачом.
Юрий всю жизнь пытался разобраться в себе, отыскать свое предназначение. Его волнуют перемены в обществе, в жизни. Размышления, духовное естество, мировоззрение, внутренние терзания и душевные переживания Юрия
Живаго — это художественно выраженное «Я» Пастернака. Юрий — классический тип интеллигента, борющегося с внутренними демонами, мятущегося и терзаемого собственным несовершенством и дисгармонией мира.
Антонина Громеко (Тоня Живаго)
Девушка из еврейской зажиточной семьи. Она воспитана, умна, демонстрирует стоицизм в столкновении с реалиями жизни. Ее красота напоминает героинь Сандро Боттичелли.
В 1912 году она оканчивает юридическое отделение Высших женских курсов, выходит замуж за Юрия. В супружестве проявляет терпимость и понимание. Она знает о любви Юрия к Ларе, о его второй жизни, но прощает ему этот грех.
Лара Гишар (Лариса Федоровна Антипова)
Лариса Гишар — дочь обрусевшей француженки Амалии Карловны и бельгийца-инженера. После смерти отца юная Лара вместе с матерью переезжает в Москву. Амалии Карловне покровительствует адвокат Комаровский (она его любовница). Он открывает для них швейный салон и намекает, что юная девушка за это должна одарить его своей любовью.
Под напором опытного ловеласа Лариса отступает и становится любовницей адвоката. Дальнейшая ее судьба — это смятение чувств и желаний, трагическое переплетение страсти и обязанностей. Жизнь Ларисы была надломлена связью с Комаровским, она утратила честь и достоинство. Однако это не лишило ее решимости и силы духа.
Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC
Виктор Ипполитович Комаровский
Этот герой в романе Пастернака воплощает демоническое начало. Он становится причиной гибели отца Юрия Живаго, грехопадения Ларисы. Комаровский сколотил себе состояние преступным путем, но он обладал связями и влиянием, поэтому удачно избегал наказания.
Павел Антипов (Стрельников)
Павел — красивый молодой мужчина. Получил хорошее образование, отличался острым умом, любознательностью, был активен и готов пожертвовать собой во имя другого человека. Еще в ранней юности он влюбился в Ларису, которая старше его. После женитьбы Павел понимает, что его тяготит материнская опека и нежность жены.
Он приветствовал революцию, поскольку видел в ней шанс более разумно переустроить мир. Однако трагические события революционной действительности приводят к изменениям в его самосознании: Павел становится черствым и жестоким эгоистом. Это подчеркивает его новая фамилия — Стрельников.
Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC
К второстепенным персонажам романа относятся такие:
Евграф Живаго
Сводный брат Юрия. Он искренне восхищается талантами брата. Появляется в жизни Юрия в критические моменты жизни: помогает продуктами, деньгами, устраивает на работу, помогает с жильем.
Евграфу суждено стать хранителем архива доктора Живаго. После смерти Юрия Евграф (генерал-майор) находит его дочь и опекает ее.
Николай Веденяпин
Родной дядя Юрия Живаго, который стал его опекуном после смерти матери. Он рассказал историю гибели отца Юрия, устроил его в семью Громеко. Обладал литературным талантом.
Александр и Анна Громеко
Родители Антонины были зажиточными. Отец — профессор химии, мать, урожденная Крюгер, происходила из семьи фабриканта-железоделателя.
Громеко владели большим двухэтажным домом в центре Москвы — на углу Сивцева Вражка. Они были хлебосольными хозяевами, щедрыми и добрыми людьми, любили музыку (устраивали вечера камерной музыки) и большие компании.
Михаил Гордон
Одноклассник и друг Юрия Живаго. Он стал свидетелем самоубийства его отца и рассказа Тани Безочередовой. Филолог.
Марина
Третья жена Юрия, с которой он сошелся по возвращении в Москву после отъезда Ларисы и Антонины за границу.
Таня Безочередова
Дочь Юрия Живаго и Ларисы. Ее во время войны отыскал Евграф Живаго. Девушка работала бельевщицей. Оставленная матерью в сторожке на железнодорожном разъезде, Таня воспитывалась умалишенной женщиной Марфой, беспризорничала, отбывала наказание в исправительных домах. Евграф Живаго обещает дать ей образование и профессию.
Это произведение критики называют апофеозом гения Бориса Пастернака. История, описанная автором, — литературное воплощение внутреннего мира и судьбы самого писателя и его поколения. Их жизнь — отражение исторических перипетий, которые происходили в России в бурный период революции и двух мировых войн.
Краткое содержание романа приблизит к пониманию замысла и художественной природы образов Пастернака. Однако составить собственное мнение о произведении, проникнуть в его смыслы сможете только после его прочтения.
«Доктор Живаго»: краткое содержание произведения
Роман «Доктор Живаго», читать который следует внимательно, состоит из двух книг. Все части имеют сквозную нумерацию. Эта особенность натолкнула исследователей на идею ритмичности (стихотворности) — композиционную особенность романа.
Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC
Предлагаем прочитать краткое содержание романа Пастернака «Доктор Живаго», чтобы составить общее впечатление о произведении:
Часть 1
Детство Юрия Живаго омрачено смертью матери — Марии Николаевны. Отец давно оставил семью. Опеку над Юрием берет дядя Николай. В поезде, который ехал в Москву, происходит самоубийство: пьяный мужчина выбросился из поезда на ходу. Это был отец Юрия. Свидетелем этого происшествия стал маленький Миша Гордон.
Часть 2
Недалеко от Гишаров живут железнодорожники Антиповы и Тиверзины. После забастовки Павла Антипова арестовывают, а его сына Пашу берут на воспитание Тиверзины. Бойкий мальчик знакомится с Ларисой. Он боготворит ее.
Юра Живаго живет в семье Громенко. Во время одного из домашних концертов они становятся свидетелями отравления Амалии Гишар. Юрий знакомится с Ларисой и влюбляется в нее.
Часть 3
Анна Ивановна Громеко заболевает. Тоня, Юра и Миша Гордон оканчивают университетские курсы. Живаго узнает о сводном брате Евграфе и отказывается в его пользу от наследства. В предновогоднюю ночь Анне Ивановне становится хуже. Юрий успокаивает ее. Женщина отпускает детей на вечер к Светницким, благословляет их на супружество в случае ее смерти.
Лара разорвала отношения с Комаровским и устроилась гувернанткой к Липе — сестре Нади Кологривовой. За три года она скопила приличную сумму, но вынуждена отдать ее брату Роде для погашения карточных долгов. Еще часть занимает у бывшего любовника. Вскоре понимает, что не может рассчитаться с ним.
Перед походом на елку к Светницким, где должен состояться решающий разговор с Виктором, Лариса просит Пашу жениться на ней. В это время свет свечи в их комнате рождает у проходящего мимо Юрия строки стихотворения. На вечере Лариса стреляет в Комаровского.
Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC
Часть 4
Лариса заболела горячкой. Комаровский спасает ее от тюрьмы. От Кологривовых она получает 10 тысяч, выходит замуж за Пашу и уезжает в Юрятин. Юрий занимается врачебной практикой, у него родился сын.
Лариса и Павел учительствуют в Юрятине, у них родилась дочь Катя. Павел и Юрий уходят на фронт. Антипов пропадает без вести, Живаго попадает в госпиталь. Здесь встречает Ларису: она отправилась искать мужа и стала медсестрой. От женщины утаивают, что Павел погиб.
Часть 5
Живаго и Лариса входят в органы самоуправления. Их встречи перерастают в любовь. Юрий открывает ей свои чувства, но вынужден вернуться в Москву к Тоне.
Часть 6
По возвращении домой Юрий Живаго остро чувствует свое одиночество: с Тоней они чужие друг другу, сын его не узнает и пугается, друзья потускнели и исчезли из виду. Он погружен в то, чтобы прокормить семью.
Брат Евграф привозит из Сибири продукты, восторгается стихами Юрия, советует тому перебраться с семьей в Варыкино — имение Тониного деда вблизи Юрятина. Живаго переезжают туда в апреле.
Часть 7
Живаго едут поездом. Юрий узнает, что в крае хозяйничает атаман Стрельников. Его называют Расстрельниковым за жестокость и беспощадность. На одной из станций Живаго принимают за шпиона и отводят к атаману. Стрельниковым оказывается Павел Антипов.
Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC
Часть 8
Тоня узнает о новых хозяевах, которые захватили дедово поместье, — это старый революционер Аверкий Микулицын. Он выделяет Живаго дом и участок. Они занимаются крестьянским трудом, чтобы выжить.
Часть 9
Евграф навещает брата в Варыкино. Юрий встречает в библиотеке Ларису, но не подходит к ней. Он узнал ее адрес и навестил. Женщина познакомила его с дочерью и рассказала, что Стрельников ее муж.
У Ларисы и Юрия начинается роман. Доктор тяготится тем, что обманывает жену, хочет ей открыться, но не успевает: во время похода к любовнице его пленяют «Лесные братья».
Часть 10
Два года Живаго проводит у партизан: лечит их и ведет философские беседы с командиром Ливерием Микулицыным.
Часть 11
Часть 12
Палых приводит в отряд жену и детей, желая уберечь от смерти, но сам убивает их. После бежит из лагеря, а за ним и Живаго уходит на лыжах под предлогом сбора рябины для лекарства.
Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC
Часть 13
Живаго возвращается в Юрятин к Ларисе. У него изменяется отношение к революции, которая поражает его прямолинейностью и тоталитарным контролем. Переболев горячкой, он остается у Ларисы. Они живут семьей, Юрий работает врачом.
Лариса заговаривает о бегстве из Юрятина, потому что туда приехали Тиверзин и Антипов-старший — фанатики революции. Они уничтожат и ее, и тех, кто рядом с ней. Перед отъездом в Варыкино Живаго получает письмо от Тони: она назвала дочь Марией и эмигрирует с детьми во Францию.
Часть 14
В Варыкино Юрий погружается в творчество. Появляется Комаровский, который сообщает об аресте Стрельникова и о том, что Ларисе нужно бежать. Он уговорил Юрия сказать, что тот приедет попозже. Виктор увозит женщину. К Юрию наведывается Стрельников. После разговора по душам Павел застрелился.
Часть 15
Живаго пешком возвращается в Москву. Он поселяется в Мучном городке в комнате Светницких, сходится с дочерью дворника Мариной. У них рождаются две дочери. Вскоре Живаго исчезает (живет недалеко на съемной квартире), но присылает Марине большую сумму денег. Евграф помогает ему финансово, с работой, хлопочет о его выезде к семье.
Однажды утром во время поездки на работу Живаго становится плохо. Он выходит из трамвая и умирает на остановке. Евграф на похороны приглашает Ларису. Вместе они разбирают архив Юрия, женщина признается, что родила от доктора дочь. Вскоре женщина пропадает.
Часть 16
В 1943 году Евграф находит дочь Ларисы и Юрия. О ней также знает Гордон, который в тридцатых отсидел в лагерях. У девушки начинается новая жизнь.
Проникнуться смыслами этого романа не так просто. Для этого нужно детально изучить сюжет, истории жизни главных и второстепенных героев, установить между ними связи, охватить сложные характеры и динамику внутренних изменений, которые происходят с персонажами.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
С кого Пастернак списывал главных героев романа
Маяковский, Цветаева и другие прототипы главных героев романа «Доктор Живаго»
Антонина Громеко / Евгения Лурье
Среди возможных прототипов жены главного героя исследователи чаще всего называют Евгению Владимировну Пастернак (Лурье) — художницу и первую жену Пастернака. Ее внешность описала Елизавета Черняк, жена литературоведа Якова Черняка, дружившего с писателем: «Гордое лицо с довольно крупными смелыми чертами, тонкий нос со своеобразным вырезом ноздрей, огромный, открытый, умный лоб». По мнению Евгения Пастернака, литературоведа и старшего сына писателя, ее сходство с женскими портретами раннего Возрождения было перенесено на Тоню Громеко из «Доктора Живаго», которую Лариса Антипова называет «боттичеллиевской».
Анна Громеко / Александра Лурье
В «Докторе Живаго»: «Они уже не застали Анну Ивановну в живых, когда с подъезда в Сивцевом сломя голову вбежали в дом. Первые часы Тоня кричала благим матом, билась в судорогах и никого не узнавала. На другой день она притихла, терпеливо выслушивая, что ей говорили отец и Юра, но могла отвечать только кивками, потому что, едва она открывала рот, горе овладевало ею с прежнею силой и крики сами собой начинали вырываться из нее как из одержимой. Она часами распластывалась на коленях возле покойницы, в промежутках между панихидами обнимая большими красивыми руками угол гроба вместе с краем помоста, на котором он стоял, и венками, которые его покрывали. Она никого кругом не замечала» (часть III, глава 15).
Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Тамизи Найто, Арсений Вознесенский, Ольга Третьякова, Сергей Эйзенштейн, Лиля Брик. 1924 год © Государственный музей В. В. Маяковского
Павел Антипов / Владимир Маяковский
В образе Павла Антипова Пастернак использовал некоторые черты хорошо знакомого ему Владимира Маяковского.
«Сразу угадывалось, что, если он и красив, и остроумен, и талантлив,
и, может быть, архиталантлив, — это не главное в нем, а главное — железная внутренняя выправка, какие-то заветы или устои благородства, чувство долга, по которому он не позволял себе быть другим, менее красивым, менее остроумным, менее талантливым».
Антипов — Стрельников в «Докторе Живаго» также оказывается наделен «железной внутренней выправкой» и особым даром: «Неизвестно почему, сразу становилось ясно, что этот человек представляет законченное явление воли. Он до такой степени был тем, чем хотел быть, что и все на нем и в нем неизбежно казалось образцовым. И его соразмерно построенная и красиво поставленная голова, и стремительность его шага, и его длинные ноги в высоких сапогах. Так действовало присутствие одаренности, не знающей натянутости, чувствующей себя как в седле в любом положении земного существования и тем покоряющей».
Литературный критик Виктор Франк обращает внимание еще на одну параллель — общую черту в отношении Юрия Живаго к Антипову, с одной стороны, и Пастернака к Маяковскому, с другой. В «Людях и положениях» Пастернак писал о близости своего раннего творчества поэтическому стилю Маяковского: «Чтобы не повторять его и не казаться подражателем, я стал подавлять в себе задатки, с ним перекликавшиеся, героический тон, который в моем случае был бы фальшив, и стремление к эффектам. Это сузило мою манеру и ее очистило» (глава 11).
О готовности «отказаться от своих поисков» и «подавить в себе задатки, с ним перекликавшиеся», говорит и Живаго в разговоре с Ларой: «Если бы близкий по духу и пользующийся моей любовью человек полюбил ту же женщину, что и я, у меня было бы чувство печального братства с ним, а не спора и тяжбы. Я бы, конечно, ни минуты не мог делиться с ним предметом моего обожания. Но я бы отступил с чувством другого страдания, чем ревность, не таким дымящимся и кровавым. То же самое случилось бы у меня при столкновении с художником, который покорил бы меня превосходством своих сил в сходных с моими работах. Я, наверное, отказался бы от своих поисков, повторяющих его попытки, победившие меня» (часть XIII, глава 12).
Кроме того, в словах Лары о ее муже можно найти описание метаморфозы, которая произошла с Маяковским после 1918 года.
«Точно что-то отвлеченное вошло в этот облик и обесцветило его. Живое человеческое лицо стало олицетворением, принципом, изображением идеи. Я поняла, что это следствие тех сил, в руки которых он себя отдал, сил возвышенных, но мертвящих и безжалостных, которые и его когда-нибудь не пощадят».
Эти «возвышенные, но мертвящие и беспощадные силы» не пощадили ни Антипова — Стрельникова, ни Маяковского. Самоубийство Антипова — еще один довод в пользу его сходства с Маяковским.