вопрос что такое реконкиста
Реконкиста
Реконкиста началась сразу же после завоевания большей части Пиренейского полуострова арабами в первой половине VIII века. Завершилась реконкиста в 1492 году, когда Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали последнего мавританского властителя с Пиренейского полуострова.
Что такое реконкиста?
Реконкиста — освобождение испанскими христианами расположенного на крайнем юго-западе Европейского континента Пиренейского полуострова от мусульман: берберов и арабов. Продолжалась около семи столетий раннего средневековья, начиная с восьмого века и заканчивая пятнадцатым
В античные времена между 182 и 19 годами до нашей эры племена, жившие на землях Пиренейского полуострова, лузитаны, кельты, кантабров и другие были покорены Римом. Во втором веке нашей эры в Испанию проникло христианство. После падения Рима в 410 году власть в Испании перешла к варварам-вестготам, создавшим на полуострове свое государство.
Первым вестготским королем, правившим всей Испанией, был Свинтила (621–631). Столицей его королевства являлся город Толедо. В 711 году с юга, из Марокко началось массовое мусульманское вторжение в Испанию. В нем участвовали берберы и (в меньшей степени) арабы.
Мусульмане были призваны в Испанию не поделившими власть с королем вестготов Родерихом христианскими феодалами Агилой, сыном Витицы, смещенного с трона Родерихом; Оппой — архиепископом Севильи и дядей Агилы, и графом дон Хулианом, губернатором Сеуты, города-крепости на африканском берегу Гибралтарского пролива, предоставившим арабам четыре своих корабля
Целью реконкисты было отвоевание христианами у мусульман территории Пиренейского полуострова
Ход реконкисты
711, 19-26 июля — Разгром вестготов мусульманами у реки Гвадалетты в урочище Ханда
711-717 — Толедо, Сарагоса, Севилья, Кордова, все иные города Испании вплоть до Пиренейских гор оказались под властью мусульман
В это же время на севере Пиренейского полуострова, за Кантабрийскими горами и Бискайским заливом христиане-вестготы выбрали своим вождем готского феодала Пелайо, возглавившего борьбу христиан против мавров. В 718 году ( по другим сведениям в 722) Пелайо в битве в долине Ковадонги разгромил высланный против него арабский отряд: «Во времена Анбасы появился на земле Галисии дикий осел по имени Пелайо. С тех пор он начал защищать христиан, которые все еще оставались в Испании, от мусульман. Они овладели Астурией и готовились к походу в земли Франков, потом победили Памплону в Галисии и не осталась больше там немусульманских земель. Но осталась скала, где защищался король по имени Пелайо с тремястами солдатами. Воины Ислама не прекращали нападать на него. Солдаты Пелайо умирали от голода, но не сдавались. У них почти не было пищи, кроме меда, который они добывали у пчел в трещинах скалы. Ситуация для мусульман стала болезненной, и, наконец, они решили уйти, говоря: «Тридцать диких ослов, что плохого они могут сделать нам?»
Битва в долине Ковадонги считается началом Реконкисты
738 — Начало междуусобицы среди мусульманских правителей Испании, продолжавшейся всё время их владычества на полуострове. Шииты и суниты, берберы и арабы, эмиры городов и провинций — все воевали друг с другом.
778 — Король франков Карл Великий перешел Пиренейские горы и отнял у арабов области, расположенные у южных склонов Пиренеев. Он создал в тех краях так называемую Испанскую Марку, которая включала страну басков и Северную Каталонию с Барселоной. Однако вскоре Карл отступил. Арабы вернулись.
791 — Королем Аустрии стал Альфонсо II. Астурия окончательно утвердила своё владычество в Галисии, Леоне и Кастилии.
798 — Захват Альфонсо II Лиссабона
811 — Испанская Марка снова христианская
Конец VIII века — В верховьях реки Арагон, самых малолюдных, труднодоступных и отсталых местностях испанских Пиренеев, создано маленькое христианское государство, ставшее графством Арагон
813 — В Астурии найден ковчег с мощами, которые были приписаны апостолу Иакову. Поклонение мощам — важный эпизод Реконкисты, воодушевивший христиан. Весь IX век шли войны между мусульманами и мусульманами, христианами и христианами, христианами и мусульманами, испанцами и норманнами. Города, области переходили из рук в руки, грабились, уничтожались, отстраивались вновь.
874 — Граф Барселонский Вифредо Мохнатый, добился независимости от франков и приступил к активному противодействию маврам, чьи владения располагались к югу и юго-западу от Каталонии. Возник новый очаг Реконкисты
905 — Часть графства Арагон заняли баски, основавшие королевство Наварру
910 — Астурийское королевство стало называться Леоном (Леон — область, расположенная на северо-западе плоскогорья, в бассейне реки Эслы. Название дано в честь одноименного города)
Первая половина ХI века — южные границы Леона продвинулись до Центральной Кордильеры — горной цепи в центральной части Пиренейского полуострова
1035 — Графства Арагон превратилось в королевство Арагон
1037 — Создание единого королевства Леон и Кастилья
1085 — Король Кастильи и Леона Альфонсо VI захватил Толедо и назначил его столицей государства
1086 — Призванные на помощь эмирами Гранады, Севильи и Бадахоса сахарские берберы в битве при Салаке разбили войско Альфонсо VI
1094 — Образование Португальского графства
1111 — Почти вся мусульманская Испания оказалась под властью африканских береберов
Середина ХII века — очередная усобица в стане мусульманских правителей
1147 — Португальцы отвоевали всю приморскую область до низовьев реки Тахо, включая Лиссабон
1135, 26 мая — Король Галисии, Леона и Кастильи Альфонсо VII коронован императором всей Испании и с 1139 начал активную борьбу против мусульман, контролировавших Южную Испанию
1151 — Вторжение в Испанию Альмохадов — представителей государства в Северной Африке и особого учения внутри ислама, третья и последняя волна мусульманского нашествия
Вторая половина ХII века — ожесточенная борьба с переменным успехом между северными христианскими государствами Испании и южными мусульманскими
1195 — Войско альмохадов нанесло поражение армии короля Кастилии Альфонсо VIII. Альфонсо был осажден в крепости Аларкос. Замок был взят штурмом, но Альфонсо VIII с небольшим отрядом вырвался из окружения. Мусульмане вернулись в Севилью.
1212 — Важнейшая битва Реконкисты при Лас Навас де Толоса (в долине реки Толоса). Победа объединенного христианского войска из Кастильи, Наварры, Арагона, Португалии над мусульманами
1228 — Барселонские графы отвоевали у мусульман остров Мальорку
1230-1252 — Испанцы отобрали у арабов Кордову, Мурсию, Хаэн, Валенсию и Севилью, остров Менорку и Питиусские осторва. У мусульман в руках остался лишь Гранадский эмират
Два века после Гранадский эмират оставался единственным мусульманским государством на Пиренейском полуострове. Он лишь платил дань королям Испании и был важнейшим центром торговли с Северной Африкой
1309 — Христианами взят Гибралтар
1469 — Королева Кастильская Изабелла и король Арагона Фердинад заключили брачный союз. Образовано централизованное государство — Королевство Испания
1492, 2 января — Падение Гранады. Окончание Реконкисты
Результатом Реконкисты стало освобождение земель Пиренейского полуострова от власти мусульман и образование двух централизованных католических, христианских государств — Испании и Португалии
Реконкиста — гром победы.
К моменту вторжения арабов на полуостров никакого понятия «Испания», разумеется, не существовало. Здесь в ту пору располагалось королевство вестготов. О них известно немногое. Скажем, то, что это были не те дикие пришедшие с севера германцы, которые громили античный Рим, а племена, этим самым Римом уже перемолотые и частично окультуренные.
Арабский халифат с центром в Дамаске был могуч и воистину необъятен. Правила им династия Омейядов, все более расширявшая свои владения. К началу VIII века арабами была завоевана вся северо-западная Африка, коренное население которой составляли воинственные племена берберов. Весной 711 года семитысячное арабское войско под командованием Тарика вступило на Европейский континент. До сих пор в школах арабских стран заучивается как образец красноречия обращение Тарика к воинам перед битвой: «О люди, куда бежать? Море за вами, враг перед вами, у вас нет ничего, кроме стойкости и терпения. » Между 19 и 26 июля 711 года состоялось сражение, название которого для слуха испанцев звучит как гул погребального колокола: битва у Гуадалеты.
С 711 по 718 год они заняли почти всю Испанию. В тылу у них, правда, иногда вспыхивали восстания христиан, но в целом кампания разворачивалась удачно. Папе Римскому беженцы принесли скорбную весть: христианству на Пиренейском полуострове пришел конец.
Через несколько десятилетий после завоевания Испании династия Омейядов пала. Ее сменила династия Аббасидов. Столица халифата была перенесена из Дамаска в Багдад. Спасшийся Омейяд по прозвищу Пришелец, или Лишенный наследства, овладел Кордовой и в 756 году провозгласил себя правителем независимого Кордовского эмирата. Звали его Абдаррахман I.
Как говорят историки, в иностранной политике арабы той эпохи не были склонны к кровопролитию на захваченных землях: все сводилось к более или менее регулярному обиранию. Жителей облагали данью, которая, в сущности, и была основной экономической целью арабских военных походов. Исламская подушная подать оказалась гораздо легче обременительных поборов, которые вестготская знать взимала с местного населения. Это примиряло. От подати автоматически освобождались женщины, дети и прочие социально незащищенные элементы. А главное, все принявшие ислам уравнивались в правах с победителями и никакой дани не платили.
Даже многоженство арабов не поражало обитателей Пиренейского полуострова шокирующей новизной: здесь все насмотрелись на свободные нравы вестготской верхушки, где даже представители духовенства открыто появлялись со своими наложницами, не обращая особого внимания на разбирательства, время от времени учиняемые Римом по этому щекотливому вопросу. Если ко всему сказанному прибавить, что Испания того времени была малонаселенной и во многих местностях просто некому было дать отпор неутомимой арабской коннице, мы поймем, каким образом мусульмане в столь сжатые сроки стремительно продвинулись на север.
Однако судьбы народов, как судьбы отдельно взятых людей, предсказывать трудно. За кем следующий решающий ход в великой и увлекательной игре жизни? Может, за тем, кто не расслабляется, отхватив куш, и не падает духом, проигравшись в дым?
Одна небольшая область на севере так и осталась непокоренной — Астурия.
После разгрома вестготских войск их остатки укрылись в астурийских горах. Тут-то вскоре и объявился новый герой, легендарный дон Пелайо. Кто он такой, толком неизвестно. Именно он добился сплочения уцелевших в боях вестготов для борьбы с захватчиками и уже в 718 году нанес арабам сильное поражение в битве при Ковадонге.
Испания, завоеванная арабами, носила имя Аль-Андалус или Андалусия. Столицей Андалусии была Кордова. В ней правил эмир. Но быть кордовским эмиром ох как непросто! Начальники на местах норовили отделиться от Кордовы и стать независимыми эмирами в Толедо или Сарагосе. Христиане подавали голос, а тут еще сложная международная обстановка: то викинги нагрянут с моря и сожгут цветущую Севилью, то франки стянут силы к Пиренеям.
Кстати, именно после страшного разорения Севильи викингами в 845 году кордовский эмир Абдаррахман II принял великое решение: строить флот, способный защитить Андалусию от нападений с моря. Вскоре арабский флот Испании стал одним из сильнейших в Европе. Увы, он на долгие века породил новое бедствие христианского мира — сарацинское пиратство. Христианских пленников арабы повсеместно делали пожизненными рабами на галерах. В дальнейшем, в ходе Реконкисты, богатеющие христианские монастыри взяли на себя труд по выкупу несчастных.
Но вернемся к арабским правителям. Другая беда для них — неоднородность самих арабов, тайное и явное противоборство сирийцев, йеменцев, берберов. Кордовскому эмиру ненадолго удавалось усидеть на своем месте. Как сказали бы в наше время, наблюдалась большая текучесть кадров. Только и было слышно: эмир отозван, смещен, казнен, изгнан, убит прямо в мечети. Естественно, что особый гнев эмира вызывало объединение своих, мусульманских, заговорщиков с христианами. Тут уж карали всех без разбора.
И тут в дело вступает франкский полководец Карл Мартелл. В 732 году под Пуатье произошло грандиозное сражение, настоящая битва народов, где войска эмира были разбиты и отброшены франками, а сам эмир убит. И хотя арабы еще не раз совершали вылазки против христиан, им никогда уже не удавалось ни продвинуться так далеко в Европу, ни тем более закрепиться там надолго.
Испанский философ Ортега-и-Гассет был склонен сомневаться в наличии у своих соотечественников боевого духа. Он не без ехидства отмечал, что у народа, наделенного жаждой ратного подвига, отвоевание собственной страны не растягивается на восемь веков. С этим можно не согласиться хотя бы потому, что испанского народа, как такового, в первые века Реконкисты еще не существовало. Это было иберо-романо-готское население. В качестве народа, наделенного неповторимыми национальными особенностями, испанцы сформировались именно в процессе Реконкисты.
Практически все путешественники по Испании отмечали свободу испанцев от сословных предрассудков: разграничение на крестьян, ремесленников и рыцарей не было в Испании столь очевидным, как в других странах средневековой Европы. Причины следует искать именно во временах Реконкисты, когда все слои общества сражались с мусульманами на равных.
Реконкиста шла своим ходом. Граница христианского мира медленно, но неуклонно передвигалась с севера на юг. Некоторые области по нескольку раз переходили из рук в руки: то христиане платили дань мусульманам, то наоборот. На отвоеванных землях возникали новые христианские королевства: Арагон, Наварра, Кастилия, Леон, Каталония. Случалось, их короли враждовали между собой, частенько для решения спора привлекая на свою сторону того или иного мавританского правителя.
Было бы, однако, глубочайшим заблуждением полагать, что война и вражда — единственное условие сосуществования народов на Пиренейском полуострове в эпоху Средневековья. Здесь вопреки всему за время пребывания арабов сложился на редкость гармоничный уклад жизни, родилась богатейшая андалузская культура. Арабы, евреи, испанцы свободно общались, торговали, заключали брачные союзы. Это продолжалось веками, почти до самого конца Реконкисты. В этой Испании было бы абсурдно говорить о чистоте крови и проявлять религиозную нетерпимость.
Кроме христиан, мусульман и иудеев здесь жили: муваллады — христиане-испанцы, принявшие мусульманство. Мосарабы — христиане-испанцы, живущие в арабских эмиратах и халифате, но сохранившие свою религию, усвоив при этом арабские культуру и язык. Мудехары — арабы, оставшиеся на испанских территориях после отвоевания, сохранившие свою веру, но ставшие носителями не столько чисто арабской, сколько арабо-испанской, андалузской культуры. Наконец, мориски — арабы или муваллады, которые после окончательного изгнания арабов из Испании приняли христианство. Смешивались культуры, смешивались народы.
За примером вернемся немного назад, в начало Х века, в Кордову, где к власти пришел эмир Абдаррахман III. Хороший эмир. Правоверный. Вот только глаза у него голубые и волосы русые. Он их красит, дабы не смущать подданных.
Кстати, этот самый белокурый эмир разорвет формальную зависимость от Багдада, объявив в 929 году о создании независимого Кордовского халифата. Это будет великое царство. Чего стоит одна кордовская мечеть: волшебный лес колонн и переплетающихся арок, в которых человек теряется, как в вечности, со счастливым чувством, будто этого одного ему и хотелось всю жизнь. Огромным уважением пользовался и Кордовский университет. Сюда приезжали учиться из Франции, Англии, Германии. Кордова славилась на весь мир своими библиотеками. Библиотека халифа аль-Хакама II насчитывала не менее четырехсот тысяч томов.
Разные группы населения в целом существовали в гармоничном равновесии. Если это и не был рай земной, то, во всяком случае, некий отсвет небесного града, который, как известно, существует вне религиозных распрей. Собор, мечеть, синагога — вот нормальный городской пейзаж Гранады или Толедо. При отвоевании католики, правда, были склонны открывать в мечетях и синагогах свои соборы. До сих пор в Толедо поражает слух словосочетание: синагога Успения Божьей Матери!
Начиная с XI века Реконкиста неудержимо стремилась вперед. Ввиду явной христианской угрозы мавританские эмиры обратились за помощью к новой политической силе мусульманского мира — воинственному союзу племен сахарских берберов, именующих себя Альморавидами. Они были жестокими и фанатичными правителями. Впервые на земле Испании воцарился воинствующий ислам. Альмохады («объединенные»), сменившие Альморавидов, оказались еще фанатичнее. Они притесняли христиан, устраивали еврейские погромы, жгли бесценные арабские библиотеки.
Христиане противостояли новому вторжению с переменным успехом — им, как всегда, мешали междоусобные распри.
Наконец на призывы испанского короля о помощи откликается Папа. Весной 1212 года понтифик Иннокентий III провозглашает крестовый поход против неверных с отпущением грехов всем крестоносцам. 16 июля в битве при Лас-Навас-де-Толосе самое многочисленное христианское войско наголову разбивает армию Альмохадов. Мощь мусульманской Испании подорвана навеки. Это — поворотный пункт Реконкисты.
XIII и XIV века — разгар Реконкисты. Христианское население Пиренейского полуострова все больше осознает себя испанцами, католиками и верными подданными королей. Можно сказать, что в этот период отвоевание становится сознательным, целенаправленным движением, задача которого — окончательное вытеснение мусульман из Европы. Значительную роль в обороне недавно отвоеванных местностей начинают играть рыцарские ордена.
21 августа 1415 года португальские войска почти без боя взяли Сеуту — ту самую злополучную крепость, с которой начался семьсот лет назад захват Пиренейского полуострова.
А в 1487 году настал черед Малаги.
Рим тем временем требует от христианских правителей Испании более жестких мер по отношению к неверным на вновь завоеванных территориях: что это значит — не хотят целовать крест? Заставить любыми способами!
Но испанские государи колеблются и вовсе не по доброте душевной — им просто кажется противоестественным притеснять добрую половину своих подданных. Но все меняется с воцарением Фернандо Арагонского и Изабеллы Кастильской, вошедших в историю под именем Католических королей. Их брак в 1469 году объединил два крупнейших королевства христианской Испании.
Спустя четыре года после падения Малаги эта пара, в которой ведущая роль принадлежала Изабелле, принялась готовиться к походу на последний оплот мусульманства — Гранаду. Подготовка заняла весь 1491 год. Гранадский эмират, оказавшийся во враждебном кольце христиан, был обречен. Деньги на военную кампанию христианские правители позаимствовали у насмерть перепуганных евреев, обложив синагоги непосильными налогами, а то и попросту обобрав их до нитки. В 1491-м началась затяжная осада, при которой королева Изабелла разделила с воинами все тяготы походной жизни. В январе 1492 года Боабдил, последний эмир Гранады, плача, покинул Альгамбру. Он ушел через неприметную дверь в задней стене крепости. Дверь эту можно увидеть и сегодня. Она заперта с той минуты, как ее порог перешагнул безутешный эмир. А высоко в горах есть селение под названием Вздох Мавра. Оттуда изгнанник в последний раз обернулся на раскинувшийся внизу прекрасный город, а его мать якобы произнесла: «Плачь, как женщина, над тем, чего не мог защитить, как мужчина». Правда, историки сухо комментируют: «Фраза вымышленная».
Кто то должен это добавить
Только вернулась из Барселоны. Вот оно как у них, оказывается, было! Очень интересно.
Сила географии (5)
Заканчиваем знакомиться с книгой Тима Маршалла «Сила географии. Десять карт, которые раскрывают будущее нашего мира».
Изрезанные горами широкие просторы Испании повлияли на национальный характер испанцев. Они до сих пор не договорились, какие слова должны быть у национального гимна. Рельеф мешал торговым связям и осуществлению контроля. Страна объедилилась в шестнадцатом веке, но испанцам так и не удалось выработать сильную национальную идентичность в противовес региональным. Отсюда угроза сепаратизма. Она не одна, это угроза. Есть ещё опасность скатиться обратно в авторитаризм.
Золото Нового Света поставило страну в ряд мировых держав, но не помогло преодолеть региональные различия. Много уходило на разорительные войны, которые Габсбурги вели на континенте. Так много, что пришлось повышать налоги, что привело к восстаниям басков и каталонцев в семнадцатом веке. Империя начала хиреть и терять влияние, сначала в Европе, а в 1826 году и в Латинской Америке. Девятнадцатый век ознаменовался гражданскими войнами и присутствием военных в политической жизни. Строительство железных дорог помогло бы несколько сгладить региональные различия, но дело шло медленно. Старая империя почила с потерей Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппин с в войне с американцами.
Каудильо, ты был неправ!
Попав на земную орбиту, оказываешься на полпути в любую точку мира.
Роберт Хайнлайн
Освоение космического пространства дошло уже до стадии, когда включились частники. На повестке дня встаёт эксплуатация ресурсов Луны и других небесных тел. Договор о космосе 1967 года автор называет безнадёжно устаревшим, а Соглашения Артемиды подписали далеко не все, включая Россию и Китай. Им не нравятся «зоны безопасности», которые можно застолбить за собой страна, исследующая Луну.
Вполне вероятно, что космические державы будут добиваться доминирования в космосе для достижения коммерческих и военных преимуществ. Какие основные положения включает астрополитика? Со стратегической точки зрения пространство можно разделить на четыре области: Землю с прилегающей атмосферой, затем «земной космос», включающий область орбитальных полётов вплоть до геостационарных орбит. Потом идёт «лунный космос», простирающийся до лунной орбиты, а также «солнечный космос», включающий в себя Солнечную систему.
На ближайшую перспективу самым важным остаётся земной космос с низкими орбитами. Там находятся спутники связи, а также прочие объекты, завязанные на военку и земную инфраструктуру. Там можно дозаправлять корабли, летящие к другим планетам, и разместить солнечные панели для генерации электроэнергии. Помимо того, есть определённое число точек либрации, в которых гравитация разных небесных тел компенсируется, что позволяет спутнику экономить топливо. Уже сегодня в этих точках размещены несколько космических аппаратов.
Откровенно слабая глава, написанная до кучи. Трудно объяснить пессимизм автора при наличии многочисленных примеров сотрудничества на земле. У нас уже давно есть целый «общий» материк Антарктида и огромные пространства «общих» морей и океанов. Я понимаю, что поцапаться можно и за пять копеек, но до сих пор обходились без звёздных войн. Клаус Доддз более оптимистичен на этот счёт, и я с ним согласен.
Реконкиста
Реконкиста — весьма затяжной процесс возвращения захваченных арабами в начале VIII века территорий Иберии (Пиренейского полуострова) и параллельный процесс складывания из разрозненных иберийских государств единой Испании. Начался процесс в 722 году, когда король Астурии дон Пелайо нанес первое поражение маврам в долине Ковадонги, и завершился в 1492 году, когда войска уже Испании захватили Гранаду — последний мусульманский анклав на Пиренейском полуострове.
Содержание
Немного истории [ править ]
В 717 году армия арабов под командованием Аль-Самха вторглась в Септиманию (область на юге Франции) и захватила Нарбонну, ставшую основным опорным пунктом арабов во франкских землях. В 721-31 годах аквитанский герцог Эд Великий в одиночку сражался против завоевателей, но в 731 году новый арабский полководец Абд ар-Рахман, пройдя через земли басков и Ронсевальский перевал, атаковал Аквитанию с тыла. Эд был вынужден бежать к своему старому врагу — майордому Австразии [2] Карлу Мартеллу. Совместными силами Эд и Карл Мартелл в 732 году остановили арабов в битве при Пуатье. После этого Карл Мартелл, а затем и его сын Пипин III Короткий последовательно выдавливали арабов из Аквитании и Септимании (попутно подгребая под свой контроль франкские земли), в 759 году была взята Нарбонна, а в 778 году создана Испанская Марка — зависимая от Франкского королевства территория за Пиренеями с центром в Барселоне. В 759 же году династией Омейядов был создан независимый Кордовский эмират, который в 902-03 годах захватил последние византийские земли — острова Балеарского архипелага.
Остатки разгромленной вестготской армии отошли в 712-714 годах в горы Астурии на севере Пиренейского полуострова. К ним затем присоединились многие беженцы — духовенство и знать, ремесленники и крестьяне. Своим вождем они провозгласили выжившего главу телохранителей последнего вестготского короля — Пелагея (Пелайо на современном испанском). В 718 году беглецам удалось разгромить вторгшихся в горы арабов в долине Ковадонга. И в том же 718 году было провозглашено Астурийское княжество — у Пелайо был титул принцепса (князя), позднее оно стало королевством Астурия (позднее — Леон). В 778 году император Карл создал Испанскую марку и разделил ее территорию на 13 графств, графами были назначены воины франкского происхождения, полностью обезлюдевшие земли были заселены выходцами с юга современной Франции, туда же массово ссылались на поселение пленные саксы. В 791—842 годах Альфонсо II Астурийский продвигается на юг и закрепляется на берегах реки Дуэро. В 874 году граф Барселоны Вифредо I Волосатый, не получив в очередной раз помощь от королевства франков, провозглашает независимость от него и делает пост графа наследственным. Третьим центром реконкисты становится созданное басками королевство Памплонское (позднее — Наварра). С 935 года эти три государства с переменным успехом ведут борьбу с Кордовским эмиратом, продолжавшуюся до 1030 года, когда один большой эмират распался на полтора десятка эмиратов поменьше.
В 1037—1109 годах короли Кастилии и Леона Фернандо I Великий и Альфонсо VI Храбрый вели противоборство с Бадахосским, Толедским и Севильским эмиратами, Родриго Диас де Бивар (он же Сид Кампреадор) захватывает Валенсию. В 1110-11 годах Али ибн Юсуф, эмир берберов, сумел объединить под своей властью почти всю мусульманскую часть Испании, отбросив христиан на север, но уже в 1118 году Альфонсо Арагонский захватил Сарагосу — центр Сарагосского эмирата, северо-восточного «угла» мусульманских земель. В 1162 году Альфонсо II Арагонский объединил под своей властью Арагон, Сарагосу и Барселону.
В 1469 году Изабелла I Кастильская и Фернандо II Арагонский заключают брачный союз, объединяющий Арагон и Кастилию в единое королевство — Испанию. После этого в 1482 году начинается завоевание Гранады. 2 января 1492 года эмир Гранады Боабдиль бежал из города, после чего в Гранаду вошли испанцы.
И, кстати, в том же 1492 г. из Испании выслали всех евреев. Ибо мультикультурализм — зло!
Дальнейшего продвижения на юг, в Африку, не случилось, хотя это казалось логичным следующим шагом (первый шаг даже был сделан в 1497 году — была захвачена Мелилья). Причина крайне проста — во всё том же 1492 году экспедиция Христофора Колумба открыла, как казалось Колумбу, путь в Индию. Именно туда и переориентировали завоевательный пыл испанцы. Португалия, захватившая в 1415 году Сеуту, также предпочла двигаться на юг вдоль африканского побережья и в 1497-99 году добралась до Индии. Реконкиста плавно перешла в завоевание заморских колоний.
Что тут есть [ править ]
Где встречается [ править ]
Примечания [ править ]
Словом «реконкиста» так же называют переселение латиносов в те штаты США, которые они отжали у Мексики.