волжские булгары кто это такие

Булгары. Кто они такие? История возникновения

волжские булгары кто это такие. Смотреть фото волжские булгары кто это такие. Смотреть картинку волжские булгары кто это такие. Картинка про волжские булгары кто это такие. Фото волжские булгары кто это такие

Волжских булгар неспроста называют одним из самых загадочных народов мира.

Языковеды и историки до сих пор ведут споры о том, какое название этого народа является более правильным — “булгары” или “болгары».

В X веке этим племенам, занявшим в ходе миграций немалые территории, удалось создать могущественное государство, Волжскую Булгарию, что имело огромное влияние на землях Поволжья. Культура волжских булгар нашла отражение в традициях соседних народов, что старались перенимать некоторые обычаи. Но как же сформировался этот народ? И почему сегодня о его государстве можно говорить лишь в прошедшем времени?

Карта Царства Булгарского

Название и земли волжских булгар

Знакомство с историей волжских булгар я бы начала с рассмотрения их необычного названия, что и сегодня вызывает немало вопросов исследователей. Современные люди привыкли к слову “болгары”, оно же упоминается в текстах русских летописцев.

Однако в византийских источниках встречается вариант “булгары”. Норма использования какого-либо из этих названий не является жёсткой, но немало историков придерживаются лишь одного конкретного варианта.

Кубрат и его сыновья.

О любом народе многое может рассказать местность его расселения, но как же булгары оказались в Поволжье? На этот вопрос ответ можно найти в записях Мовсеса Хоренаци, знаменитого армянского историка, жившего в V веке. Он рассказывает о “суто” (бунтах и смутах), произошедших у Кавказской горы.

В результате столкновений разных племён булгар несколько общин отделились и направились к землям Армении. Происходило это приблизительно в III-II веках до нашей эры. Нельзя исключать, что именно это событие могло стать причиной переселения части булгар к волжским землям.

Первое государство

Как отмечается в греческих и кавказских источниках, соседями волжских булгар были гунны и авары. Последние занимали господствующее положение в долинах Дуная, где изначально располагались булгарские племена. Из-за натиска тюркских завоевателей власть авар ослабляется, а в 632 году хан Кубрат провозглашает независимость своего народа.

Этот правитель стал объединителем булгарских общин, после чего возглавил государство, названное Великой Булгарией. Благодаря миграции булгар и завоеванию новых территорий оно занимало земли Нижнего Прикубанья и Восточного Приазовья. Увы, могущественная империя булгар так и не сложилась, поскольку после смерти Кубрата его сыновья разделили государство на несколько частей.

Меч Кубрата, основателя Древней Великой Болгарии

Волжская Булгария

Временем расцвета волжских булгар как народа можно назвать домонгольский период, длившийся с X века до первой четверти XIII столетия. В эту пору происходит процесс становления и развития могущественного булгарского государства Волжской Булгарии. Оно имело огромное значение не только для формирования своего народа, но и влияние в экономических, политических и культурных аспектах на соседние племена.

Наиболее точные сведения касательно территории Волжской Булгарии есть в средневековых источниках, однако и они порой противоречивы. Историки и путешественники восточного мира, Ибн Хаукаль, Гардизи в своих трудах отмечали, что в X-XI веках земли булгар находились на границе с территорией проживания славянских народов. Эти данные подтверждают и современные археологи. Их находки убеждают нас, что в те далёкие времена булгарские поселения находились даже на землях Самарской и Пензенской областей.

Рассказывая о становлении Волжской Булгарии, не могу оставить без внимания выдающуюся историческую личность, князя Альмаса. Он стоял во главе молодого государства в X веке, учредив первые законы и налоги для граждан.

В заметках арабского путешественника Ахмеда Ибн Фадлана правитель упоминается как справедливый владыка своих земель. При Альмасе (иногда его называют Алмуш) булгары приняли ислам. Стоит отдать должное, новая религия вошла в прежнюю культуру мирно, в отличие от соседних государств. Несмотря на это, многие булгарские традиции были сохранены, и мусульманские обычаи Волжской Булгарии нельзя назвать традиционными багдадскими.

Чтобы укрепить собственное государство и заручиться поддержкой могущественного покровителя, булгары каждый год выплачивали дань каганату. Тот же Ибн Фадлан в своей книге “Рисале” (“Записка”) писал, что каждая булгарская семья должна была ежегодно передавать соболиную шкурку в качестве обязательного налога.

Прибытие ибн-Фадлана на реку Итиль

Волжские булгары и народ Руси

Влияние каганата не мешало Волжской Булгарии становиться всё сильнее. Значительное развитие и экономическое укрепление государства происходило благодаря торговым отношениям с Русью. Ещё в X столетии был проложен путь “из Болгар до Куябы”, благодаря которому купцы доходили до Киева за двадцать дней.

Впрочем, отношения с булгарами у русских были далеко не всегда доброжелательными. Разница в менталитете, стремление к господству на соседних территориях стали причиной негласного противостояния между народами. Древняя Русь и Волжская Булгария так и не стали союзниками, хотя стремились к общей цели — потеснить хазар. А в летописных источниках 985 года упоминается, что князь Владимир Святославич совершил набеги на булгарские земли.

По мере усиления религиозных различий становилось заметнее и противостояние. Если в X веке волжские булгары стремились к освобождению из-под власти Хазарского каганата, то в последующие столетия их конкурентами стали народы Владимиро-Суздальского княжества.

Волжская Булгария хотела закрепить за собой господствующее положение на Волжско-Каспийском торговом пути, что удавалось ей долгое время. Увы, приход монголо-татарских завоевателей положил конец существованию великого Булгарского государства.

В 30-х годах XIII века Волжская Булгария была завоёвана Монгольской империей, после чего вошла в состав Золотой Орды. Население этого некогда могущественного государства стало ассимилироваться, однако не исчезло бесследно. Волжские булгары стали предками современных болгар, балкарцев, казанских татар, приняв участие в сложном этногенезе. Без сомнения, история и исследователи этого народа ещё сумеют удивить нас новыми фактами и открытиями.

Источник

БУЛГАРЫ: НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ ОЧЕНЬ ИЗВЕСТНОГО НАРОДА (начало)

У.Ф. Батыров, А.Д. Собянин
Опубликовано: “Профи», 1999, № 6-7, с.61-68.
Рубрика: Информационная война.

НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ ОЧЕНЬ ИЗВЕСТНОГО НАРОДА.

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК “ЗАПРЕТИЛИ” НАРОД

Речь пойдёт об одном из крупнейших народов Евразии – булгарах (волжских татарах). От Волги и Камы до Дуная простиралась в VII веке Великая Болгария. После ее падения дунайские болгары потеряли древнеболгарский язык (тюркский) и заговорили на славянском – современном болгарском языке. На Волге и Урале они сохранили язык, но потеряли свое название.

Потом была Революция. Булгары приняли её с радостью, потому что идеи большевиков были созвучны цели Движения Волжских Булгарских Мусульман (Ваисовское движение). Именно булгарские мусульмане установили Советскую власть на Волге и Урале. В благодарность за это и в память о погибшем в 1918 г. Сардаре Ваисове большевики разрешили украсить башню Суюмбики в Казанском Кремле полумесяцем. Но после смерти Сардара Ваисова, которому большевики доверяли всецело, «татаристам» удалось убедить наркома по делам национальностей И.В. Сталина, что Ваисовское движение таит в себе угрозу для целостности РСФСР. В результате в 1923 году имя «булгары» было запрещено, лидеры Движения расстреляны, а рядовые участники сосланы. Была образована Татарская автономия в составе РСФСР, а населению с тех пор стали выдавать паспорта с записями «татарин/татарка».

НЕТ НАРОДА – НЕТ ПРОБЛЕМЫ…

Вне контекста булгарской истории ничего обидного в слове «татарин» нет. Такой же этноним, как тысячи других: уйгуры, китайцы, турки и т.д. Но для булгар оно чужое, потому что так назывались те, кто утопил в крови Булгарию, разрушил её столицу Биляр и самый древний город нашего народа – Булгар.

Итак, булгарскому народу было дано чужое имя. И за каких-то семьдесят лет народ стал исчезать! По статистическим данным за этот период: татары в численном отношении с четвёртого места по стране скатились на седьмое. Статистика переписей за 1979 и 1989 годы вообще не фиксирует даже количественного прироста – как было около семи миллионов, так и осталось. Хотя при существовавших тогда в СССР темпах рождаемости прирост населения должен был бы составить около двух миллионов человек. Куда делись дети, которые родились за это время в “татарских” семьях? Они “ушли” в другие народы, по той же самой причине – не хотели быть потомками завоевателей и разрушителей.

А ведь ещё в 1903 г. выдающийся писатель Гаяз Исхаки написал первую в булгарской литературе фантастическую повесть – «Ике йоз елдансонг инкыраз» («Смерть через двести лет»). В этой книге предсказывается, что страшная болезнь «татаризм», которой булгарский народ заразился во второй половине XIX века, приведёт его к полному исчезновению через двести лет. Тогда Гаяз Исхаки чутко уловил тенденцию, правда, ошибся в сроках. Мы видим, что процесс пошёл гораздо быстрее и может завершиться гибелью народа раньше, чем через двести лет. Нет, люди никуда не денутся, просто будут называть себя русскими. От этих полутатар-полурусских не станет сильнее и русский народ. Никто не становится сильнее от включения слабой крови.

Только через возвращение имени мы вернем сокрытые от нас пласты культуры. Возвращение родной древней культуры усилит крупнейший после русских евразийский этнос, коренное население Волги, Камы и Урала.

Справка 1. Этнические корни Волжского этноса, племена и народы.

ФИННО-УГРЫ: мари, бесермян (бишэрмен), удмурты, мордва и др.

ТЮРКИ: асы (ясы, аланы), сённы (сюнны-хён-хун-гунны), суары, болгары, буртасы (бортасы), биары (билеры-бигеры-биляры), ыскилы (скыды-скиф), берсулы, кыпчаки, нохраты, тэмтеде, кошаны, сарматы, челматы, сабакуле, хазары, мишеры (мещеры-мажгары-мадьяры), нугаи (ногаи), иштэки (остяки), башкиры (башкырды), тюрки (торки, узы), казанлы (кашан-кошан-кушан), ийирки, суасламари (чуваши) и др.

ЛОЖНОЕ ИМЯ – ЛОЖНЫЙ ЭТНОС?

Нам не раз случалось сталкиваться в жизни с ситуацией, когда незнакомые люди никак не могли определить, кто мы по национальности. А услышав: «татарин», – приходили в изумление. В представлении многих татарин – это узкоглазый скуластый кочевник с монгольскими чертами лица. А глядя на нас, те, кто спрашивает, видят перед собой совсем других людей явно неазиатского вида.

Большинство из нас привыкло жить под чужим именем. Хотя внутреннее ощущение неправильности остаётся. Именно это ощущение несоответствия нашей внутренней сути тому образу, который связан с именем «татары», у людей слабых приводит к появлению комплекса неполноценности, всяческому сокрытию своего «татарского» происхождения вплоть до изменения имени (была Зухра Флюровна, а стала Зинаида Юрьевна). Люди сильные молча замыкаются в себе, хотя понимают, что нужно что-то менять. Существует и третья группа – те, кто из чувства неполноценности выпячивает свою татарскость, гордится тем, что «мы, потомки Чингисхана, триста лет держали Русь под сапогом. Пусть мы сейчас маленькие и обиженные теми же русскими, но когда-то были «крутыми» и с русских брали дань».

До сих пор ложное имя заставляло переделывать историю, чтобы объяснить, как булгары превратились в татар. Якобы был какой-то чистый, без примесей, народ булгары, затем пришли не менее беспримесные кыпчаки, то бишь половцы. Сложились, а в сумме получились татары. Страшная нелепость, которая спокойно проглатывается людьми.

И кыпчаки-половцы, и татаро-монголы, и другие тюрки вливались в нашу кровь в разные времена, но основа оставалась одной и той же – булгарской. Изначально булгарский народ на своей исторической земле, в Поволжье и на Урале, складывался из разных племён – и живших здесь, и приходивших извне. Но сохранялась некая самобытная уральская доминанта, дух, который и формировал народ, заставляя его отличаться от других. Кто бы ни вливался в наш народ – кочевые тюрки, оседлые финно-угры, – они воспринимали этот дух, нашу культуру, и становились частью булгарского народа. Кряшены, мишары начинали ощущать себя не отдельными племенами, а частью большого народа.

Не последнюю роль в борьбе сил внутри булгарского этноса играет вопрос о самоназвании – «татары» или «булгары». Если «татары», значит, основа национального характера кочевая (от пришедших в 13 веке татаро-монгол) – Великая Степь. Следовательно, рекомендации А.Г. Дугина обоснованы с точки зрения устойчивости Русского государства. Однако, если принять название «булгары», все резко меняется. Государство булгар еще до Киевской Руси объединяло в себе традицию Леса (раскопки на Урале показывают тысячелетия выплавки металлов и земледелия) и динамику Степи (постоянная подпитка от волн кочевников из Центральной Азии через степную горловину между Каспием и Уральскими лесами). Не менее важен и тот факт, что волжско-уральский этнос существовал без насильственной унификации составных частей. Это означает, что булгары в пору своего расцвета (в 7 веке) не были нацией в европейском смысле, а были большим сообществом финно-угорских и тюркских народов.

Когда Великая Болгария пала под ударами Хазарского каганата, меньшая, но более активная часть булгар ушла в Среднее Поволжье. Булгары стали очередным правящим племенем этого региона, как до них аланы, сюнны, биары, но в культурном смысле достаточно быстро растворились среди других оседлых тюркоязычных племен Поволжья и Урала. Современные булгары – прежде всего, татары и башкиры – преемственны в культурно-психологических своих характеристиках коренному оседлому населению региона.

Характерно, что резкое ослабление контроля Волжской Булгарии над финно-угорскими землями Северного Урала и Западной Сибирью и неспособность бороться с быстро крепнущим Московским государством совпадает с большим притоком северо-кавказского и причерноморского чисто кочевого тюркского элемента, отказом от старой волжско-уральской традиции терпимости к религиозным, культурным и языковым отличиям народов и с попытками ускоренной исламизации.

Справка 2. Этнокультурные общности.

Можно выделить следующие устойчивые культурные зоны Евразии, население которых говорит на тюркских языках:

Итого четыре достаточно разных группы тюркских народов на территории бывшего СССР. При едином тюркском происхождении и постоянном взаимопроникновении четыре группы имеют достаточно различающуюся культуру и стереотип поведения. Данная подборка статей касается только одной зоны – Средней Волги и Урала.

У нас часть истории «вырвана», мы не знаем имён великих предков, а познания родной истории часто ограничиваются подвигом царицы Сююмбике. Для многих наших людей история булгарского народа начинается со взятия Казани в 1552 году. А что было раньше?

Согласно своду булгарских летописей «Джагфар тарихы», русские и булгары являются потомками волго-уральских арийцев – «сакланов» по-булгарски. Эти сакланы более 15 тысяч лет назад сильно смешались с финно-уграми, пришедшими в Волго-Урал из глубин Азии. После этого одна часть сакланов сохранила свой язык и название «сакланы» (склавины/саклабы/славяне), а другая часть восприняла от отюреченных угров тюркский язык и стала называться булгарами. Булгарская знать создает общее для славян, булгар и финно-угров государство Идель – «Семь» (иде) Племен (эль)», которое в 7 веке получает название Великой Булгарии (Болгарии).

Древнейшей верой булгар до принятия ислама было тенгрианство (торе), а любимым объектом поклонения – Биргюн (Буран/Перун). Биргюн – первый дух, созданный во Вселенной Тенгри-Богом, считался покровителем охотников и воинов, почему ему приносились особо богатые жертвы.

В 737г. часть булгар приняла ислам, а в 850-х между нею и булгарами-тенгрианцами началась война. После нескольких лет войны тенгрианцы во главе с булгарским родом берендеев (центром которых был город Берендеичев/Бердичев) вытеснили царя-мусульманина Габдуллу Джилки из Украины в Урало-Сибирскую часть Великой Булгарии. Там Габдулла Джилки основал в 865 году исламское государство Волжская Булгария (Болгарское царство) и стал его правителем-эмиром.

В 988г. булгарская знать Руси принимает христианство, но сохраняет свои родовые фамилии.

И Русь, и Волжская Булгария ожесточённо сражались с войсками татаро-монгольких ханов. Единственное, что разделяло феодалов Руси и Булгарии – их государственные религии. Экстремистские части церкви и мечети пытались как можно сильнее разобщить русский и булгарский народы. Не дурной характер Ивана Грозного, а христианско-экстремистские круги толкнули его на завоевание Волжской Булгарии в 1552. Но мало кто вспоминает, что царь Иван Грозный оставил булгарским царям право править восточной частью Волжской Булгарии со столицей в городе Васыл-Балик (Уфа), и только после его смерти в 1584 году и эта часть Булгарии была присоединена к Московской Руси.

Погром при взятии Казани 2 октября 1552 и насильственное крещение тысяч булгар в 1552-1556 были устроены кругами, возглавляемыми князьями Владимиром Старицким и Александром Горбатым-Суздальским. Но к 1557 Иван Грозный сумел ослабить свою зависимость от экстремистов и тут же сделал крутой поворот в своей политике: объявил о прекращении насильственного крещения, о признании прав булгарских феодалов. Управляющими и судьями булгар становились абызы, избираемые самим булгарским народом. Не менее 15 тысяч булгар поступили на русскую службу и составили ударную силу армии. Этот булгарский корпус в 1558 сокрушил Ливонский орден, а в период Опричнины стал гвардией Ивана Грозного. Царь Иван казнил всех руководителей Казанского похода 1552 года, а в 1575 объявил временным правителем России («Великим князем всея Руси») булгарского бека Саин-Булата.

Для булгар присоединение Волжской Булгарии к Московской Руси было не завоеванием, а воссоединением западной и восточной частей прежней Великой Булгарии. Только теперь вновь объединенную Великую Булгарию стали называть Россией. Поэтому булгары уже в XVI веке, с 1557, начали считать Россию своим государством.

Но после смерти Ивана Грозного христианские экстремисты России вновь стали насильно крестить булгар и объявили булгар «татарами». Была создана прослойка лиц (около 50 тысяч) тех, кто согласился называть себя «татарами» и помогать им «отатаривать» булгар изнутри. Этих подкупленных людей наш народ стал называть «татарчэками» (это слово имеет два значения – «гнус/кровопиец» и «прикидывающийся татарином»).

Булгары в XVII-сер.XVIIIв. несколько раз пытались отделиться от России, но когда в 1770-х Екатерина II объявила о прекращении насильственного крещения, волжские булгары сразу стали самыми преданными гражданами России. Все слова «татаристов» о постоянном стремлении булгар к отделению от России являются ложью. После реформ Екатерины II ничто больше в России не угрожало булгарскому этносу, и булгары вновь стали относиться к России, как к родному государству.

Крупнейший булгарский идеолог и поэт XIXв. Гали Чокрый Булгари писал, выражая заветные чувства своего народа: «Седьмая часть света, которая называется Россией – это Булгария. » Гали Чокрыя мы называем «булгарским Державиным», хотя и сам Державин – далёкий потомок храброго булгарского бека Багрима. Современник Гали Чокрыя – Лев Николаевич Толстой – восхищался булгарским народом, а лидера волжских болгар Сардара Гайнана Ваисова называл своим дорогим братом и лично встретился с ним в Ясной Поляне.

В 1918 И.В.Сталин приблизил к себе татаристов М.Султан-Галиева и Г.Ибрагимова. Два этих «татарчэка» запугали Сталина угрозой восстановления независимого Булгарского государства и уговорили его образовать республику Татарстан. В 1923г. все булгарские организации в России были закрыты, а самоназвание «булгары» – запрещено. В 1930-х всем булгарам России выдали паспорта с записью «татарин», а протестовавших против этого расстреляли или посадили. Никакой особой неприязни к булгарам Сталин не питал – он только по-своему спасал Россию от распада. Однако, чуть позже, Сталин понял, что его ввели в заблуждение, и в конце 1940-х позволил говорить: «Современные татары – это потомки булгар».

«Татаристы» на время притихли. Но в 1970-х, когда глава Татарской АССР Ф.А.Табеев попытался официально вернуть Среднему Поволжью историческое имя – Булгария – то «татаристы» опять запугали Москву выдуманной ими угрозой «булгарского сепаратизма» и добились снятия Табеева.

Когда грянул гром Перестройки, «татарские патриоты» стали тайно готовить разрушение России и отделение Татарстана от РФ. В 1990-х их сепаратизм перестал быть секретом, но странное дело – федеральный центр продолжает поддерживать «татарских патриотов»-сепаратистов и всей своей мощью подавляет попытки верных России булгар получить паспорта с записью «булгар»/»булгарка». В Москве сформировался отряд «федеральных татаристов»!

Люди всего этого сейчас знать не хотят. А ведь предки – это пример для нас, на который мы ориентируемся в своей жизни.

Справка 3. Некоторые исторические события Волжско-Камского региона.

VIII век до н.э. – агадиры (акациры-агачери); I-V века н.э. – в составе империи гуннов; VI век – Тюркский каганат; VII-VIII века – Биарым («Моя страна Биария», Биармия русских летописей, Биармланд скандинавских саг); IX-XVI века – булгары (Волжская Болгария); VII-X века – земли подконтрольны Хазарскому каганату или V-VIII века Большой Венгрии; XIII-XV века – Дешт-и-Кипчак (Джучиев Улус империи Чингисидов); 1552 – взятие русскими войсками Казани, выселение с берегов Волги и Камы булгарского населения и заселение земель вдоль Камы и Волги русскими; XVII-XVIII века – вооруженные выступления против русских и участие в восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачева; 1920 – создание Татарской АССР – первого в истории государства новой татарской нации; 30 августа 1990 – декларация государственного суверенитета Татарстана, подготовка особого договора между РФ и Татарстаном.

Источник

Теплые ветры древних булгар: как предки татар оказались на Средней Волге

Волжская Булгария: волны миграции, влияние на окружающие народы и принятие ислама

Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, посвященных ключевым периодам тюркской истории. Сегодня «Реальное время» публикует первую часть заметок украинского историка о волжских булгарах.

Сувары: от «саван» до «zuard»

Одним из интереснейших аспектов истории Среднего Поволжья является история Волжской Булгарии. Традиционно в центре исследований находилась социальная история булгар и ее взаимоотношения с Русью. Этой проблематике уделено много места в книгах А. Смирнова и Р. Фахрутдинова. Миграционным процессам посвящены статьи Н. Лифанова, Р. Багаутдинова, Ф. Хузина, формированию Волжской Булгарии — статьи И. Измайлова и книга И. Зимони. Целью нашего исследования будут реконструкция процесса сложения конфедерации волжских булгар и миграционные процессы.

Необходимо отметить, что Ибн Фадлан упоминал племена саван (сувар), баранджар, эскел. Алмуш был правителем лишь одного из племен (баранджар). Сувары, по его сведениям, управлялись правителем под именем Ваирга. П. Голден считает, что имя звучало как Буюрук. Правитель баранджар имел тюркский титул эльтебер и находился в родственных связях с ябг (предводителем) у огузов Этреком. Ибн Фадлан сообщал о зависимости Алмуша от хазар. Ибн Русте говорил о разделе булгар на земли Берсула, Эскел и Болгар. Между печенегами и болгарами-эскел упомянуты венгры. Для того, чтобы реконструировать этнические процессы, нам необходимо реконструировать то, что происходило в более древние времена. Необходимо сказать, что сувары и берсула как жители степей зафиксированы в греческих, армянских и сирийских хрониках. Суваров знали как савиров, а берсула как барсилов.

До переселения в Среднее Поволжье они жили на Северном Кавказе. Ибн Хордадбех локализовал за ал-Бабом (Дербентом) страну сувар. Ибн ал-Факих локализовал это владение там же. Масуд б. Намдар упоминал владение Сулвар. Ал-Масуди называл эту страну Джиданом, Гардизи — Дженданом. Ибн Русте упоминал владение Хайзан. Йакут и автор истории Ширвана и Дербента именовали его Шандан. Было не совсем ясное упоминание Константина Багрянородного о саварти-асфалах, живущих около Персии, как о предках венгров. О суварах продолжали говорить только арабские, армянские и еврейские источники. Ибн ал-Факих упоминал ас-савардийа в IX в. Ал-Масуди помещал сийавурдийа по Куре ниже Тифлиса, отмечая, что они часть армян. Иованнес Драсханакертци помещает севордик в гаваре Утик.

волжские булгары кто это такие. Смотреть фото волжские булгары кто это такие. Смотреть картинку волжские булгары кто это такие. Картинка про волжские булгары кто это такие. Фото волжские булгары кто это такие

Одним из интереснейших аспектов истории Среднего Поволжья является история Волжской Булгарии. Фото Максима Платонова

Мовсес Каганкатваци сообщал, что правитель хонов (то есть суваров) Алп-Илутвер (Алп-Эльтебер) призвал в страну епископа Исраэла из Кавказской Албании. Как самостоятельный правитель он принял решение сделать христианство официальной религией своего государства. Ибн Фадлан упоминал о саван (А. Ковалевский считал более правильной форму «суваз»; переход «сувар» в «суваз» возможно объяснить с лингвистической точки зрения) среди волжских булгар. Ал-Балхи, Ибн Хауаль, Мукаддаси, анонимный персидский географ, ал-Марвази, ал-Гарнати, ал-Идриси упоминали форму S.war (в некоторых рукописях Suwar). Йакут ал-Хамави употреблял форму S.wara. В еврейско-хазарской переписке упоминались формы S-war и S-w-r. При этом славянские северяне не упоминались среди них, поскольку славяне обозначены как с-л-виюн. Ал-Бируни упоминал форму sawar. Ибн Хордадбех и Махмуд ал-Кашгари упоминал форму suwar. Клан Zuard был упомянут венгерским Анонимом.

Барсильский сериал

Доминирующая роль в регионе в VI-VII вв. перешла к хазарам, переселившимся вместе с тюркютами из Центральной Азии. Они составили самый западный улус государства тюркютов, который во второй половине VI в. распространил свою власть на оногуров, утигуров и аланов. Благодаря этим завоеваниям в китайских источниках зафиксирован ряд народов Северного Кавказа среди племен теле. В Армянской географии Анании Ширакаци упомянут народ baslc рядом со страной правителя Севера, где живут хазиры. Сведения же Мовсеса Хоренаци о ранней истории барсилов вряд ли соответствуют исторической действительности. Армянский хронист упоминал о них в связи с деятельностью Валаршака, Хосрова и Трдата. В памятнике токуз-огузскому кагану Моюнчуру рядом с Кадыр-Казаром упомянут Беди-Берсил. Необходимо отметить, что если история савиров погружается во тьму после прихода хазар, то история барсилов, напротив, только начинает освещаться. Более того, территория, из которой происходили хазары, названа Барсилия в Азиатской Сарматии. Это коррелирует с данными Анании Ширакаци. Последний локализовал их в Сарматии на Итиле (Волге). Михаил Сирийский называл Берсилию страной алан и локализовал ее на Северном Кавказе. Гардизи упоминал о группе булгар берсула. Ибн Русте указывал, что берсула — это вид булгар.

Ибн Русте и Гардизи упоминал этноним барсил в форме B.rsula. Анонимный персидский географ использовал несколько форм — berchula м brdhas. Ал-Балазури и Йакут ал-Хамави упоминали страну ал-Баршалийа. В греческих источниках упоминался народ barselt и страна Berzilia. Михаил Сирийский упоминал страну Barsalia. Захарий Ритор упоминал о народе b.’, g.r.s.y.q. В Венгрии упоминалась местность Bercel. Тюркская форма — Barsil. В китайской хронике Суйшу упомянут народ Beirujili…

Что касается упомянутых у Ибн Фадлана баранджар, то сведения о них есть и в других источниках. Ат-Табари и Ибн ал-Асир упоминал о баланджарах и банджарах как о противниках персидского шаханшаха Кавада. Эту информацию у него заимствовал Ибн ал-Асир. Ал-Куфи упоминал о городе Баланджар.

волжские булгары кто это такие. Смотреть фото волжские булгары кто это такие. Смотреть картинку волжские булгары кто это такие. Картинка про волжские булгары кто это такие. Фото волжские булгары кто это такие

Булгарские монеты. Фото bolgar.info

Булгары внутренние и внешние

В Худуд ал-Алам страна булгар названа как страна внндр. У венгров одним из двух названий для обозначения булгар было nandor, близкое в вннтр в еврейско-хазарской переписке. У греков эта форма упоминалась в формах onogundur и hunugundur. У армян упоминался народ огхондор-блкар. Анонимный персидский географ отмечал, что в этой стране есть города Булгар и Сувар, а населяют их мусульмане и «борцы за веру». Сообщали, что жители Булгара выставляют 20 тыс. воинов, которые сражаются против любого количества неверных. Кроме того, о булгарах упомянуто в главе о буртасах. Указано, что у буртасов три племени: берчула, ишкиль, блкар. Правителем назван m.s, а население охарактеризировано как мусульмане. Фактически в этой главе содержатся сведения не о буртасах, а о булгарах. Кроме того, в анонимном персидском географическом трактате упомянуты внутренние булгары. На север от них названы гора Рус, на восток — мирваты, на юг — море Гурз. Отмечается, что внутренние булгары очень воинственные и ведут войну с русами. В сообщении о венграх упомянуто, что внндр — христиане, которые живут на юг от венгров. Таким образом, в сведениях о внндр смешаны сведения о Волжской Булгарии и Дунайской Булгарии. Внутреннюю Булгарию же можно отождествить с Черной Булгарией Константина Багрянородного, а буртасам соответствуют сведения главы о барадзасах.

В хронике Захария Ритора на север от Дербента также упоминался народ бургар. По мнению К. Цегледи, бургар было формой этнонима булгар в пехлевийских сочинениях. Близкие формы бургаз и бургар использовал ал-Масуди. Форму булгар употребляли Ибн Фадлан, ал-Гарнати и Махмуд ал-Кашгари. В арабо-персидской традиции, представленной Ибн Русте, анонимным персидским географом и Гардизи, была форма булкар. У ал-Бекри этноним упоминался в форме булкан. В форме bulgari упоминали булгар греческие хронисты. Нестор упоминал этноним булгар как болгары. Каганбек Иосиф использовал форму Bul-g-r. В книге Иосиппон упомянут Булгар как потомок Тогармы. Страна булгар в латинских источниках называлась Bulgaria. Самоназванием булгарских племен на Кавказе и волжских булгар было булгар. Возможной формой в китайском языке П. Пелльо считал Pu-li-a-erh. Французский историк предположил, что этой китайской форме соответствует Булар, а венгерский ученный Л. Лигети считал, что ей соответствует bulgar. Интересно отметить, что венгерский Аноним употреблял форму Bular для обозначения булгар. Монголы употреблял этноним булгар в форме Bolar или Boqar. В мусульманских булгарских надписях и монетах употребляется форма Bular (B.lar). При этом нужно учитывать, что самоназвание менялось со временем. Переход от Bulgar до Bular объясняется консонантом, типичным для среднечувашского.

Как мы можем убедиться из сведений Ибн Фадлана, беренджер были ведущим племенем в Волжской Булгарии. Самым загадочным являлось племя ашкел. Ибн Русте употреблял формы Ashg.l и Ashk.l. Гардизи упоминал форму Ask.l. Анонимный персидский хронист и ал-Бекри упоминали форму Ashk.l. Однако недавнее исследование Ю. Зуева позволило сопоставить ашкел с племенем чигиль. В китайских источниках чигили упоминались как племя асицзе. Тюркская форма этнонима Askal. Феофан Исповедник упоминал вождя кермихионов Askil.

волжские булгары кто это такие. Смотреть фото волжские булгары кто это такие. Смотреть картинку волжские булгары кто это такие. Картинка про волжские булгары кто это такие. Фото волжские булгары кто это такие

Эпиграфические памятники с территории Болгарского городища. Фото Михаила Козловского

Булгаризмы в финно-угорских языках

Но как так получилось, что этноним булгар начал обозначать живущих на Средней Волге? С воцарением династии каганбеков-иудаистов актуальным стал вопрос о торговле. Среди живших по Волге подданных хазар упоминались народы црмис, арису, буртас, с-в-р и булгар. В Повести временных лет как хазарские данники упоминались вятичи, радимичи, северяне, поляне. Согласно археологическим исследованиям, на северо-западе находилось алано-булгарское население. Переселение баранджаров, берсула и сувар могло осуществляться в рамках этой политики, призванной выкачивать ресурсы в виде меха и других продуктов из финских и славянских народов.

Необходимо отметить, что переселения булгарских племен в этот регион происходили в несколько этапов. Археология проливает свет на это. К раннебулгарским памятникам относятся памятники новинковского типа. Они фиксируются в регионе уже во второй половине VII в., и это позволяет утверждать, что переселение происходило еще в раннехазарское время. Сами памятники делятся на несколько этапов. Так называемые зиновьевский и перещепинско-шиловский этапы синхронные, они датируются второй половиной VII в. За ними идет бруснянский этап: конец VII в. — первая половина VIII в. И. Зимони также отмечает, что во время хазарско-арабских войн булгарское население переселялось на север. Булгарские мигранты привели к гибели именьковской культуры (балтской и волжско-финской по своей принадлежности).

В Среднем Поволжье в конце VIII — в начале ІХ в. появились новые этнокультурные группы, которые можно сопоставить с салтовской культурой. И. Зимони отмечал, что булгары напрямую контактировали с поволжско-финскими и пермскими народами. В марийских языках было 480 заимствований чувашского типа, 20 заимствований чувашского типа обнаруживаются в мордовских языках. К. Редеи и А. Рона-Таш считают, что временем начала этих контактов была середина VIII в. Они насчитали 19 булгарских заимствований в языках коми и коми-пермяков. По максимальным оценкам, в прапермский вошел 31 булгаризм. О большом влиянии булгар на язык венгров, пермян и марийцев писал В. Напольских. Он говорил о 200 булгарских заимствованиях в удмуртском, указывал, что примерно половина прапермских булгаризмов вошла в марийские языки и что от трех до пяти имеют параллели в мордовских и венгерском языках. В язык удмуртов вошел арабский термин «харадж», обозначавший дань. Этот термин мог прийти уже от исламизированых булгар, равно как и термин «бесермен», который потом стал обозначать название этноса бисермян.

волжские булгары кто это такие. Смотреть фото волжские булгары кто это такие. Смотреть картинку волжские булгары кто это такие. Картинка про волжские булгары кто это такие. Фото волжские булгары кто это такие

Большетарханский могильник, раскопки 1960 г. Фото hagahan-lib.ru

Татарские археологи, в частности А. Халиков, предполагали, что до булгар в Среднем Поволжье находились гунны и западные тюркюты. Отмечалось, что булгары и прапермяне уже в VI-VII вв. контактировали между собой. Р. Багаутдинов и Ф. Хузин выделяли несколько хронологических этапов переселения. Первый датируется временем распада Великой Булгарии и с этим периодом связывают памятники новинковского типа. Опорным памятником для горизонта Перещепино-Шиловка являются Шиловские курганы. Первая волна переселения датируется серединой VII в. Еще одна группа переселенцев двинулась на Среднюю Волгу во второй половине VII в. С новинковцами исследователи связывают население, пришедшее с Алтая, тюркское по своему происхождению. Население в целом европеоидное со сглаженными монголоидными признаками. Вторая миграционная волна булгар в Среднее Поволжье — это переселенцы из районов Подонья в середине VIII в. Их переселение связано с арабо-хазарскими войнами. Пришедшее население оставило после себя Большетарханский могильник. Эти переселенцы активно контактировали с протовенграми. Третья волна переселенцев связывалась со смутой в Хазарском каганате, которая была вызвана принятием иудаизма. Эти переселенцы оставили после себя Танкеевский могильник. Время миграции — вторая половина ІХ в. Четвертая волна переселенцев мигрировала в конце IX – начале Х в., она была вызвана наступлением печенегов на Хазарский каганат. Мигранты бежали из степей донского региона через верховья Дона в Волго-Камье. И. Зимони видел в переселениях булгар следствие распада Великой Булгарии и влияние арабских завоеваний первой четверти VIII в.

Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *