вокзал для двоих кто сбил человека все таки
Тайны нашего кино
60-е годы прошлого века, Москва. По улице несётся машина Микаэла Таривердиева – молодого, но уже известного композитора. Буквально пару минут назад он уступил место за рулём любимой женщине – известной актрисе. И вдруг она сбивает пешехода, а Таривердиев всю вину в этой трагедии берёт на себя… Эту историю спустя десятилетия сценарист Эмиль Брагинский вместе с Эльдаром Рязановым положили в основу фильма «Вокзал для двоих».
Главные роли в этом замечательном фильме сыграли Олег Басилашвили и Людмила Гурченко. Кандидатуры обоих не вызывали сомнений у Рязанова, но в первый же съёмочный день, на съёмках первой же сцены возникли сложности. Герои Басилашвили и Гурченко, Платон и Вера, должны были пробежать 10 километров к тюрьме при температуре –30 и с тяжёлым аккордеоном. При этом актёры на крупном плане должны были показать разные эмоции – от горя до любви и надежды. И вдруг опытным, профессиональным актёрам это оказалось не под силу. А всё потому, что они познакомились всего за два часа до съёмок и даже не успели привыкнуть друг к другу. Но больше всего у партнёров не ладилось с любовными сценами. Так, из-за эпизода, когда Рябинин в купе целует Веру, чуть не сорвались съёмки всего фильма. Басилашвили не понравился текст, о чём он открыто и заявил режиссёру.
«Со мной не соглашались, и я просто ушёл со съёмки, – рассказал Олег Валерианович. – Думал, что меня убрали, и кто-то будет другой играть, но через два дня последовал звонок… Я пришёл, и Люся (Людмила Гурченко – Прим. ред.) мне дала текст – она сама его написала. С тех пор у нас началась действительно взаимная тёплая дружба».
Помимо Гурченко и Басилашвили, в фильме снялась целая плеяда замечательных актёров. Так, проводника Андрея, хама и спекулянта, сыграл Никита Михалков, эффектного «дядю Мишу» – Нонна Мордюкова, начальника вокзала – сам Эльдар Рязанов.
По сценарию действие фильма происходит в Заступинске – вымышленном городе. На самом же деле все сцены снимали в районе Витебского вокзала Ленинграда, на Рижском вокзале в Москве и на станции Лосиноостровская. А подходящую тюрьму нашли в Подмосковье, в селе Новое Гришино. Здесь, в Икшанской колонии 30 лет назад содержались несовершеннолетние. Между прочим, один из местных воспитанников очень помог Олегу Басилашвили постичь правила жизни за решёткой.
«Я ему благодарен за многое, потому что он меня многому научил, – говорит Олег Валерианович. – Ну вот он и говорит: «А в благодарность произнеси в фильме мою фамилию». И я нашёл место, где я могу его назвать, фамилия его звучит».
Рассказывает шеф-редактор программы Юлия Микитенко: «Помните: «Ануфриков, кончай! – Вставай, вставай…»? Вот это о том самом парне речь и идёт. К сожалению, нам не удалось многое узнать о нём. Известно только, что заключённого Валентина Ивановича Ануфрикова с наступлением совершеннолетия перевели в колонию Зеленограда. Там его освободили условно-досрочно, и он перебрался в Москву. Дальше следы теряются».
Также вы узнаете, как рождались крылатые фразы проводника Андрея. Кто была та самая загадочная актриса, из-за которой Таривердиев чуть было не угодил в тюрьму, но благодаря которой появилась идея фильма? Зачем Александра Пяткова заманивали на работу в тюрьму? А с чьей реальной истории Рязанов и Брагинский списали сцену возвращения Рябинина в тюрьму в последний момент?
Тема: По «ВОКЗАЛ ДЛЯ ДВОИХ» вопросик
Опции темы
По «ВОКЗАЛ ДЛЯ ДВОИХ» вопросик
показывает тут ТВ к 8 марта фильмы о женщинах.
и вот вчера показывали ВОКЗАЛ ДЛЯ ДВОИХ
с Басилашвили и Гурченко.
и поняла я что с детства меня мучает вопрос главный по фильму
так виноват на самом деле Платон. герой Басилашвили. или нет.
за что его посадили?
сам он сидел за рулем и сбил человека? а про себя придумал красивую историю. что типа это жена сбила. а он взял вину на себя.
или правда сидела жена, сбила она. а уж Платон чтоб спасти супругу от суда. оговорил себя под протокол. сказал что это он сбил?
по фильму имхо непонятно.
и по сценарию непонятно.
вот смотрите сценарий.
Вначале Платон говорит Вере что это жена сбила. а он взял вину на себя
Платон отвлекся от грустных мыслей и посмотрел на Веру, как бы возвращаясь в действительность.
– Я тебе сейчас все расскажу! – Платон даже не заметил, что обратился к Вере на «ты». – Мы возвращались с женой с Шереметьевского аэродрома, провожали ее подругу. Она улетала в Алжир. За рулем сидела жена. Жена обожает водить машину, я-то практически ею не пользуюсь. А жена лихо водит. И уже на подъезде к Москве. А было поздно, темно. Как вдруг дорогу стал перебегать какой-то человек. Жена затормозила. но.
– Он был пьяный? – тихо спросила Вера.
– Мы надеялись. Но экспертиза показала – нет, трезвый.
а вот потом Вера говорит Платону,что звонила жене. и жена-то сказала что вообще машину водить не умеет:
Гурченко разбила колени, Басилашвили ненавидели на зоне: «Вокзал для двоих»
Композитор Таривердиев: авария, суд, приговор и амнистия
Если быть точными, то в основу сюжета положены сразу две истории, произошедшие на самом деле. Первая из них случилась с известным композитором Микаэлом Таривердиевым. Однажды он ехал в машине, рядом сидела актриса, с которой у композитора был роман. В какой-то момент он позволил подруге сесть за руль. Этот легкомысленный поступок привёл к страшному ДТП, в результате которого погиб человек, переходивший дорогу. Следуя благородному порыву, Таривердиев решил защитить подругу и взял вину на себя: сказал на суде, что за рулём находился он. Получил два года колонии. Правда, попал под амнистию, так что по-настоящему «сидеть» не пришлось.
Поэт Смеляков: чуть не опоздал на перекличку в колонии
Вторая история связана с не менее громкими именами. Поэт Ярослав Смеляков (его стихотворение «Хорошая девочка Лида» звучало в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика) был осуждён по политической статье и отбывал срок в лагере. К тому времени условия для «политических» смягчились — Сталина уже не было, вот-вот ожидалась амнистия. Так что следили за ними не слишком строго. Но всё же за неявку на утреннюю поверку ждало серьёзное наказание, вплоть до увеличения срока, как за попытку побега. Поэт Смеляков отпросился у лагерного начальства в гости к друзьям — сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид отбывали срок на поселении поблизости. Встретившись, друзья засиделись допоздна, а наутро проспали. Пришлось из последних сил спешить на утреннюю перекличку. Когда Смеляков чуть не терял сознание от усталости, друзья тащили его на себе.
Стеснительный Басилашвили: «Никаких поцелуев!»
Рассказывали, что Эльдар Рязанов очень любил работать с Олегом Басилашвили, даже взял однажды с него расписку о том, что Басилашвили обязуется сниматься в каждом фильме Рязанова. Конечно, расписка была шуточной, но, тем не менее, режиссёр старался снимать своего любимого актёра как можно чаще. Вот и «Вокзал для двоих» изначально задумывался «под Басилашвили». Прежде Олег Валерианович не был знаком с Людмилой Гурченко, их представили друг другу буквально за пару часов до начала съёмок. И надо же было так случиться, что первой сценой, которую снимали, была сцена поцелуя!
Басилашвили сразу сказал «нет». Ну не мог он целоваться с чужой женщиной, которую увидел в первый раз!
Дошло до того, что актёр готов был отказаться вообще от съёмок в фильме. Видя, что Басилашвили упрямится (на самом деле он просто отличался скромностью и даже стеснительностью), Людмила Марковна убедила режиссёра изменить сцену. Диалог героев переписали, поцелуй убрали. А к окончанию съёмок, когда их герои уже успели пережить многое, Гурченко и Басилашвили сделались не просто друзьями, а практически родными людьми.
Отважная Гурченко: поплатилась разбитыми коленями
Очень нелегко далась актёрам финальная сцена — когда их герои, изнемогая, бегут, а потом буквально ползут по заснеженной дороге. Лишь бы успеть, лишь бы не опоздать, хоть полком, но добраться вовремя. Они изнемогали по-настоящему — надо было торопиться, так как зима заканчивалась, и этот снежный морозный день мог стать последним зимним днём. Бежали, спотыкались, падали, поднимались, снова бежали, поддерживая друг друга. Перед ними на санках везли оператора с камерой — в санки впряглась чуть ли не вся съёмочная группа. Всем было тяжело. Но, пожалуй, труднее всего пришлось Гурченко. Хрупкая актриса, падая раз за разом на лёд и снег, так разбила колени, что потом пришлось долго лечить их.
Как зэки чуть не избили Басилашвили
Досталось на съёмках и Басилашвили. Почти месяц он буквально жил в колонии, среди зэков, находился там день и ночь. Зэки сразу невзлюбили чистенького, сытого, благополучного артиста, пытающегося изобразить одного из них. Озлобленные заключённые старались делать «мелкие пакости»: то толкнут, то обругают, то по ногам ударят исподтишка. Олег Валерианович терпел, а чтобы наладить контакт, делился с зэками продуктами. Один из заключённых даже вызвался ему помочь: объяснял, как надо держаться, как себя вести, какие слова говорить, чтобы получилось достоверно. И Басилашвили отблагодарил своего «консультанта», увековечив его фамилию: в сцене, когда Вера будит опоздавшего Платона, он, ещё не проснувшись, бормочет: «Онофренков, кончай!»
Унижение на Каннском кинофестивале
Но все эти лишения, боль в разбитых коленях, издевательства зэков, изнуряющая зимняя дорога,— всё это не было напрасным. Фильм получился настолько пронзительным и трогательным, что его вот уже много лет пересматривает вся страна. Сразу после премьеры Людмила Гурченко получила звание народной артистки СССР. Журнал «Советский экран» провёл опрос и назвал «Вокзал для двоих» лучшим фильмом года. Правда, пришлось пережить и унижения на Каннском кинофестивале, где фильм Рязанова был представлен на основной конкурс. Так совпало, что в те дни весь мир говорил о «шпионском скандале», разразившемся между СССР и Францией. В Каннах, посреди нарядной западной публике, наши артисты сидели в «безвоздушном пространстве» — рядом с ними оставались пустые кресла, никто не хотел общаться с «проклятыми советскими». Как бы там ни было, всё это давно позади, а фильм останется с нами ещё надолго.
Любовная лодка Максаковой и Таривердиева разбилась о быт
Коньяка в тот вечер было выпито немало, и немудрено, что из-за какой-то фривольной шутки вспыльчивый армянин внезапно приревновал Максакову к Григорию Чухраю. Громкого скандала, впрочем, не получилось: Микаэл, как всегда, быстро отошел, после чего компания заказала шампанского…
Щедро расплатившись с официантом, композитор широким жестом пригласил компанию в свою «Волгу», чтобы развести по домам.
Вдова композитора считала его почти идеальным. Фото: © РИА «Новости»
Парню было 16 лет. Он торопился на свидание к девушке, которая ждала его на противоположной стороне улицы и видела аварию. От полученных травм юноша скончался через три дня. Эту историю смаковала вся столичная богема, но в прессе, разумеется, не было ни слова: это же были 60-е годы.
Когда-то Максакова «болела» музыкой Таривердиева. Фото: © «ИТАР-ТАСС»
А еще был случай
Вместе работать над фильмом Рязанову и Таривердиеву довелось лишь однажды. Вышло это случайно. Композитор шел в столовую киностудии и столкнулся с режиссером, который себе под нос напевал:
Рязанов показал ему сценарий. И в итоге родилась культовая новогодняя кинокомедия, с другой музыкой которую мы сегодня себе и представить не можем.
«Вокзал для двоих»: истории со съемок
Какая трагическая история легла в основу фильма? Почему Олег Басилашвили отказывался сниматься в любовной сцене? Побываем за кадром любимой картины!
Пересказывать сюжет фильма «Вокзал для двоих» нет смысла – его помнят все. Однако не каждый знает, что эта картина основана на реальных событиях. Как-то раз композитор Микаэл Таривердиев уступил руль своего автомобиля одной известной актрисе, его возлюбленной. В итоге женщина сбила пешехода, а Таривердиев взял вину на себя. После двух лет судебных разбирательств композитора оправдали. Авторы фильма Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов переделали историю и отправили главного героя в колонию.
В первый же рабочий день снимали финал картины. 30-градусный мороз и глубокий снег вносили свои коррективы в процесс съёмок. Вадим Алисов, кинооператор: «Снег был настолько глубокий, что поставить операторскую тележку было просто невозможно. И я заказал в реквизиторском цехе небольшие сани. Эти сани были для лошадей предназначены, но впряглись в них все, включая Рязанова. А я стоял на них и снимал».
Исполнители главных ролей Людмила Гурченко и Олег Басилашвили познакомились буквально за пару часов до съёмок. Дружба завязалась не сразу. Во время любовной сцены Басилашвили стеснялся Гурченко, был недоволен текстом и спорил с режиссёром. «Я ушёл со съёмки и думал, что меня убрали, а играть будет кто-то другой, — вспоминал Басилашвили. — Но через два дня последовал звонок, я пришёл, и Люся мне дала текст, который она сама написала. Вот она меня угадала. И с тех пор у нас началась действительно взаимная и тёплая дружба».
Любовная сцена главных героев фильма происходит в пустом вагоне. Автомойки, в которую попадает вагон, в сценарии не было. «Мы случайно оказались в вагоне, который въезжал в автомойку, — рассказал Алисов. — И когда мы её проезжали, Рязанов сказал: «То, что надо. Вот это мы должны обязательно снять!»
Сниматься у Рязанова даже в маленьких ролях для актёров всегда было огромным удовольствием. Многие до сих пор называют любимыми роли, сыгранные в этом фильме Никитой Михалковым и Нонной Мордюковой, хотя это всего лишь эпизоды.
Актриса Алла Будницкая сыграла в картине виновницу событий – женщину, сбившую пешехода. Она появилась в кадре лишь однажды, но зрители запомнили её надолго. «Раньше я покупала продукты на одном и том же рынке, — вспоминала Будницкая. — Один раз я подошла к мяснику, сделала заказ, а он в ответ: «Иди отсюда! Как ты могла мужика засадить?! Такого мужика подставила!»
Работа Людмилы Гурченко на съёмочной площадке у всей группы вызывала восхищение. Она полностью погружалась в роль и даже в перерывах была собрана, замкнута и серьёзна. Каждый её взгляд и каждое движение были отточены до мелочей. «Когда Михалков появляется, я говорю Гурченко: «Люся, а вы сможете показать спиной, что вы увидели взгляд, который бросил на вас Михалков?» Она отвечает: «Да, постараюсь». И, может быть, этого никто не видит, но я вижу, что её спина в кадре почувствовала взгляд. Это поразительно!» — восхищался кинооператор Алисов.
Эльдар Рязанов признавался, что этим фильмом он поставил точку в трилогии о любви, в которую вошли его знаменитые фильмы «Ирония судьбы», «Служебный роман» и «Вокзал для двоих».