водитель 5 разряда что это значит в беларуси

ООО «РенталКом»

Аренда, лизинг транспорта и недвижимости.
Компьютерные приложения для аренды и отделов кадров.

Для профессий ВОДИТЕЛЬ изменены квалификационные требования, а квалификационные классы заменены на разряды.

Изменения в модуле «Рабочие инструкции», связанные со вступлением в силу с 1 января 2015 г. ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 октября 2014 г. N 94 «О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В ВЫПУСК 52 ЕДИНОГО ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ». Для профессий «водитель» квалификационные классы заменены на разряды (от 4 до 7) и могут устанавливаться теперь только в рамках каждого квалификационного разряда (2 или 1 класс).

Также, изменены квалификационные требования к характеристикам работ и к тому, что должны знать водители.

Теперь, 4-й разряд должен присваиваться водителям автомобиля при управлении механическими транспортными средствами категории «B» либо «BE»,

5-й разряд — при управлении механическими транспортными средствами категории «C» либо «CE», кроме грузовых автомобилей (автопоездов) всех типов грузоподъемностью свыше 60 тонн (для автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа),

6-й разряд — при управлении механическими транспортными средствами категории «D» либо «DE», автомобилями МЧС, предназначенными для реализации мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, автомобилями скорой (неотложной) медицинской помощи,

7-й разряд — при управлении механическими транспортными средствами категории «CE»: грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 60 тонн (для автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).

Один комментарий на “ Для профессий ВОДИТЕЛЬ изменены квалификационные требования, а квалификационные классы заменены на разряды. ”

Водителям второго и первого классов, не управлявшим транспортными средствами в течение последних 12 месяцев, которым в установленном порядке органами Госавтоинспекции заменено водительское удостоверение, второй или первый класс присваивается на основании вновь полученных разрешающих отметок в водительском удостоверении на право управления определенными категориями транспортных средств в соответствии с требованиями квалификационных характеристик.

Источник

Водитель 5 разряда что это значит в беларуси

Порядок присвоения квалификационных разрядов, классов и особенности организации и оплаты труда водителей автомобиля в новых условиях (Комментарий к постановлению Минтруда и соцзащиты РБ от 27.10.2014 № 94)

В связи с выходом постановления № 94 существенно изменился порядок тарификации водителей автомобилей. Мы попросили консультанта отдела труда, заработной платы и социальной политики Минэнерго РБ Ирину Новикову прокомментировать появившиеся нововведения в трудовом законодательстве. В статье автором рассмотрены вопросы, касающиеся порядка присвоения квалификационных разрядов (с пошаговым алгоритмом действий) и классности водителям автомобиля, оплаты труда в новых условиях, а также некоторые важные моменты, которые необходимо предусмотреть в ЛНПА организации. Материал сопровождается примерами оформления документов по данной теме в рубрике «Полезная документация».

В штатных расписаниях многих организаций независимо от форм их собственности, как правило, предусматривается профессия водителя автомобиля. В связи с этим наниматели сталкиваются с вопросами, связанными с особенностями установления квалификации водителей автомобиля, а также оплатой их труда. При решении указанных вопросов необходимо руководствоваться законо­дательством о труде, а также соответствующими ЛНПА.

Документ:
постановление Мин­труда и соцзащиты РБ от 27.11.2014 № 94 «О вне­сении дополнений и изменений в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (далее – постановление № 94).

Так, в настоящее время квалификация водителей автомобиля определяется квалификационными классами (3, 2 и 1-й классы). Однако такая градация по уровням квалификации для водителей автомобиля не отвечает современным требованиям, предъявляемым международными стандартами к системам квалификации работников. В связи с этим в рамках проводимой работы по тарификации всех профессий рабочих, нетарифицируемых по разрядам, тарификация по разрядам коснулась и водителей автомобиля.

Так, в соответствии с постановлением № 94 утверждена новая редакция тарифно-квалификационной характеристики профессии «водитель автомобиля», в которой предусмотрена тарификация водителей автомобиля по 4, 5, 6 и 7-му квалификационным разрядам. Кроме того, по данной профессии в целях недопущения резкого изменения в подходах к определению профессионального мастерства указанных работников сохранено понятие классности, за исключением 3-го класса. Названное постановление вступило в силу с 1 января 2015 г.

В связи с этим до 1 января 2015 г. необходимо было привести все локальные нормативные правовые акты организации, касающиеся организации труда водителей автомобиля, в соответствие с законодательством.

Рассмотрим подробнее особенности тарификации водителей автомобиля, присвоения им классов и некоторые вопросы оплаты труда в свете норм законодательства о труде, регламентирующих данные вопросы.

Присвоение квалификационных разрядов

Напоминаем, что в соответствии со ст. 61 Трудового кодекса РБ (далее – ТК) отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответ­ствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Документ:
постановление Мин­труда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34 «Об утверждении Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)» (далее – постановление № 34).

В законодательстве содержатся понятия, связанные с тарификацией работ и присвоением рабочим соответствующей квалификации (тарификация рабочих), которые определены Общими положениями ЕТКС, утвержденными постановлением № 34 (далее – Общие положения).

Тарификация работ – определение разряда работ по их сложности на основе описания работ, приведенных в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих.

Тарификация работ в организации производится в соответ­ствии с тарифно-квалификационными характеристиками профессий рабочих, содержащимися в ЕТКС, для чего тарифицируемая работа сопоставляется с аналогичными работами, содержащимися в характеристиках и примерах работ тарифно-квалификационных характеристик, а также с примерами работ, дополнительно разработанными в организациях.

Тарификация рабочих – присвоение рабочим квалификационных разрядов, категорий, классов на основании требований тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик профессий рабочих.

Таким образом, при реализации норм постановления № 94 необходимо осуществить тарификацию работ и тарификацию рабочих (водителей автомобиля).

В процессе приведения тарификации водителей автомобиля в соответствие с требованиями тарифно-квалификационной характеристики необходимо учитывать норму ст. 19 ТК, согласно которой в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законо­дательством о труде.

Из указанной нормы следует, что при изменении законо­дательства в части тарификации водителей автомобиля (постановление № 94) нет необходимости признавать присвоение им квалификационных разрядов как изменение существенных условий труда.

С учетом этого присвоение квалификационных разрядов водителям автомобиля следует рассматривать как приведение их квалификации в соответствие с законодательством.

Важно!
В случае если за водителем автомобиля закреплены несколько транспортных средств, то квалификационный разряд присваивается по транспортному средству, которое относится к более высокому разряду (по тарификации работ).

Так, водителям автомобиля необходимо присвоить квалификационные разряды с учетом новых требований квалификационной характеристики. Иными словами, такое присвоение производится с учетом категории транспортного средства, закрепленного за водителем автомобиля.

Алгоритм присвоения квалификационных разрядов

Таким образом, процедуру присвоения квалификационных разрядов водителям автомобиля можно пошагово описать следующими действиями нанимателя.

водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Смотреть фото водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Смотреть картинку водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Картинка про водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Фото водитель 5 разряда что это значит в беларуси

Это надо помнить!
Водителям автомобиля, имеющим право на управление определенной категорией транспортного средства (так называемая «открытая категория»), но не выполняющим соответствующие работы, квалификационная категория по этому признаку не присваивается. Такая «открытая категория» может служить в дальнейшем основанием для повышения его квалификации (присвоения более высокого квалификационного разряда).

Также следует иметь в виду, что во всех случаях после 1 января 2015 г. присвоение квалификационного разряда водителям автомобиля осуществляется с учетом требований Общих положений на основании заключения квалификационной комиссии.

Присвоение классности водителям автомобиля

Отметим еще одну особенность тарифно-квалификационной характеристики профессии «водитель автомобиля» в новой редакции, которая предусматривает требования для присвоения классности (2-го и 1-го классов). Классность в новых условиях рассматривается уже не в качестве уровня квалификации, а в качестве оценки профессионального мастерства водителя автомобиля.

С учетом содержания тарифно-квалификационной характеристики классность водителям автомобиля должна присваиваться квалификационной комиссией в порядке, установленном нанимателем в локальном нормативном правовом акте.

Однако для водителей автомобиля, которые на момент вступления в силу постановления № 94 имеют присвоенные классы, предполагается, что соответствующие классы сохраняются и, кроме того, до 1 января не требуют присвоения.

В дальнейшем, после 1 января 2015 г., водителям автомобиля, имеющим класс, его подтверждение не требуется. А вот водителям автомобиля, не имеющим классности, 2-й класс присваивается в порядке, установленном нанимателем в ЛНПА. Аналогичная процедура действует в отношении и водителей автомобилей, имеющих 2-й класс, и тех, которым присваивается 1-й.

Оплата труда водителей автомобиля в новых условиях

В соответствии с действующими до 31 декабря 2014 г. условиями оплаты труда тарифные ставки водителей автомобиля определяются, как правило, исходя из кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда в зависимости от категории автомобиля и его технических характеристик (для водителей легковых автомобилей – по объему двигателя, для грузовых – по грузоподъемности, наличию дополнительных устройств или видов выполняемых работ).

Важно!
Порядок присвоения водителям автомобиля квалификационных разрядов, вызванный изменениями их тарифно-квалификационной характеристики и описанный в настоящей публикации, не предполагает изменения оплаты их труда.

Соответствующие кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда указываются в локальном нормативном правовом акте организации.

Тарификация водителей автомобиля по квалификационным разрядам, действующая с 1 января 2015 г., не требует обязательного установления им соответствующих тарифных разрядов и тарифных коэффициентов.

Применение в отношении рабочих некоторых тарифных систем оплаты труда (по ЕТС, по тарифной сетке, установленной у нанимателя) предусматривает, что их квалификационные и тарифные разряды совпадают. Но это не означает, что оплата труда водителей автомобиля должна аналогичным образом в обязательном порядке предусматривать формирование их тарифных ставок с применением тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов по ЕТС.

Справочно:
следует различать термины «квалификационный разряд» (характеризует сложность труда) и «тарифный разряд» (применяется в качестве элемента оплаты труда).

С учетом этого на момент вступления в силу постановления № 94 целесообразно сохранить все действующие условия оплаты труда водителей автомобиля, в т.ч. порядок формирования тарифных ставок, надбавок, всех видов премий, а также их размеры. Иными словами, тарификация водителей автомобиля по квалификационным разрядам в настоящее время не увязана с условиями оплаты их труда.

Что необходимо предусмотреть в ЛНПА

Следует также обратить внимание на имеющиеся в ЛНПА записи об оплате труда водителей автомобиля и при необходимости внести в нее изменение.

Так, например, в положении об оплате труда может быть следующая запись: «тарифные ставки рабочих, нетарифицируемых по разрядам, определяются исходя из кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда, предусмотренных согласно приложению к названному Положению».

Новая редакция указанной записи применительно к профессии водителя автомобиля может быть предусмотрена таким образом: «тарифные ставки водителей автомобиля определяются исходя из кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда, предусмотренных согласно приложению к названному Положению».

Отдельно рассмотрим порядок оплаты труда водителей авто­мобиля, имеющих присвоенные в установленном законодатель­ством порядке классы.

Действующими условиями оплаты труда водителям автомобиля предусматриваются, как правило, начисление и выплата надбавки за классность. В новых условиях эта надбавка сохраняется как стимулирующая выплата и выплачивается применительно к имеющемуся у водителя автомобиля классу независимо от категории автомобиля, за которым он закреплен. Присвоенный класс сохраняется при перемещении водителя автомобиля на другое транспортное средство.

В ЛНПА запись о выплате надбавки за классность можно преду­смотреть (сохранить) в следующей редакции:

«Водителям автомобиля, имеющим присвоенный в установленном порядке II класс, ежемесячно выплачивается надбавка за классность в размере 10 %, а имеющим I класс – 25 % от установленной им месячной тарифной ставки с учетом всех повышений. Указанная надбавка выплачивается за фактически отработанное в качестве водителя автомобиля время».

Источник

Присваиваем разряды водителям

Как показала практика применения, после внесения изменения в выпуск 52 ЕТКС у работников кадровых служб появились следующие вопросы: нужно ли при приеме на работу проводить тарификацию водителя, которому ранее не присваивался разряд по данной профессии, либо принять его на работу водителем автобуса 6-го разряда 2-го класса без проведения тарификации?

Согласно изменениям и дополнениями, внесенным в выпуск 52 ЕТКС, введены разряды для профессии «водитель автомобиля» в зависимости от того, к какой категории («В», «BE», «С», «СЕ», «D», «DE») относится транспортное средство.

Разряд присваивает комиссия

При приеме на работу работника после 1 января 2015 г. по профессии «водитель автомобиля», которому ранее не был присвоен разряд, следует иметь в виду, что при присвоении разрядов нанимателю необходимо соблюдать нормы, установленные Общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 (далее – Общие положения № 34).

Вопрос о присвоении квалификационного разряда водителю автомобиля должен быть рассмотрен на заседании квалификационной комиссии организации (производственного структурного подразделения). Квалификационная комиссия может быть как постоянно действующей, так и временной, созданной непосредственно для присвоения квалификационного разряда работнику.

На основании заключения квалификационной комиссии приказом нанимателя работнику присваивается квалификационный разряд и производится в установленном порядке соответствующая запись в трудовой книжке: «Присвоен 6-й разряд по профессии «водитель автомобиля».

Таким образом, следует понимать, что если работник принят на работу для управления транспортным средством категории «D», решением квалификационной комиссии ему сразу будет присвоен 6-й разряд.

Стажировка водителя

Если в течение определенного периода по тем или иным причинам работник не работал водителем автомобиля, при возникновении вопросов по установлению профессиональной пригодности водителя автомобиля наниматель организовывает его стажировку в порядке, установленном Инструкцией о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 23.10.2012 № 46.

Наименование профессии

Наименование профессии в штатном расписании, запись в трудовой книжке и приказ о приеме на работу должны соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь (ст. 19 ТК). В выпуске 52 ЕТКС содержится наименование профессии «водитель автомобиля».

Таким образом, в приказе о приеме на работу, а также в трудовой книжке необходимо произвести запись: «Принят на работу водителем автомобиля».

Так, после 1 января 2015 г. тарифно-квалификационной характеристикой профессии «Водитель автомобиля» предусмотрены требования для присвоения (повышения или снижения) только 2-го и 1-го классов (3-й класс с 1 января 2015 г. исключен).

Присвоение классов водителям

Присвоение классов (повышение или снижение) наниматель производит в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением, в соответствии с законодательством и на основании заключения квалификационной комиссии с учетом требований Общих положений № 34.

Одними из обязательных условий присвоения классов являются соблюдение требований к стажу работы в качестве водителя автомобиля и отсутствие дорожно-транспортных происшествий за определенный промежуток времени. Дополнительные требования по присвоению классов наниматель определяет самостоятельно (например, в Положении о присвоении классов).

В силу специфики работы организации в Положении о присвоении водителям автомобилей классов помимо обязательных условий следует предусматривать дополнительные требования:

1) «для присвоения 1-го класса водителю автомобиля необходимо наличие всех открытых категорий автомобилей»;

2) «для присвоения 2-го класса водителю автомобиля необходимо сочетание категорий «В» и «D» либо «С» и «СЕ», и т.д.

Запись о присвоении класса должна быть внесена в трудовую книжку, например: «Присвоен 2-й класс по профессии «водитель автомобиля».

При переводе водителя автомобиля для работы на транспортное средство другой категории установленные классы, полученные во время работы в качестве водителя автомобиля другой категории, сохраняются.

Сведения о совершенных водителем дорожно-транспортных происшествиях можно получить в органах ГАИ (учитываются все дорожнотранспортные происшествия).

Аналогичный порядок распространяется и на водителей трамваев, троллейбусов и другие профессии, указанные в постановлении № 94.

Документ:

Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 27.10.2014 № 94 «О внесении дополнений и изменений в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий» (далее – постановление № 94; ЕТКС).

Источник

Водитель 5 разряда что это значит в беларуси

Водители автомобиля: перетарификацию провели, вопросы по оплате остались

Читатели, безусловно, помнят, что в январе прошлого года была введена в действие новая тарифно-квалификационная характеристика для водителей автомобиля, в соответствии с которой профессия «водитель автомобиля» стала тарифицироваться по разрядам. Наниматели должны были провести перетарификацию водителей, присвоить каждому из них разряд, сделать соответствующую запись в трудовой книжке. С того момента прошло около года, перетарификацию давно провели и забыли, однако вопросы, связанные с оплатой труда водителей автомобилей в новых условиях, до сих пор у специалистов остаются. Данный материал призван напомнить и разъяснить читателям существующий порядок и способы расчета тарифных ставок (окладов) для данной категории работников.

Водители автомобиля: перетарификацию провели, вопросы по оплате остались

Перетарификация водителей автомобилей проводилась в связи со вступлением в силу постановления № 94, которое коренным образом изменило действовавшую систему их тарификации.

Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 27.10.2014 № 94 «О внесении дополнений и изменений в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (далее – постановление № 94).

Если до этого момента тарификация водителей и выполняемых ими работ осуществлялась по классам, то после введения в дей­ствие постановления № 94 – по разрядам с сохранением классов.

Согласно Разъяснению Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь к постановлению № 94 (далее – Разъяснение) установленные с 1 января 2015 г. водителям автомобилей разряды определяют сложность выполняемой работы по управлению механическими транспортными средствами, а классы устанавливаются в зависимости от опыта их безаварийной работы в качестве водителей автомобилей и соблюдения ими правил дорожного движения.

В новой редакции тарифно-квалификационной характеристики водителя автомобиля были приведены конкретные требования для присвоения соответствующих разрядов и классов.

Требования к присвоению разрядов

Тарифно-квалификационная характеристика водителя авто­мобиля содержит следующие показатели для присвоения разрядов при:

– управлении механическими транспортными средствами категории «В» либо «ВЕ» – 4-й разряд;

– управлении механическими транспортными средствами категории «С» либо «СЕ», кроме грузовых автомобилей (автопоездов) всех типов грузоподъемностью свыше 60 т (для автопоездов – по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), – 5-й разряд;

– управлении механическими транспортными средствами категории «D» либо «DE», автомобилями МЧС, предназначенными для реализации мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, автомобилями скорой (неотложной) медицинской помощи – 6-й разряд;

– управлении механическими транспортными средствами категории «СE»: грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 60 т (для автопоездов – по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа) – 7-й разряд.

Кроме того, для управления автомобилями, оборудованными специальной световой и звуковой сигнализацией, дающей право на преимущество при движении на дорогах, необходим стаж управления механическим транспортным средством в качестве водителя автомобиля, управляющего механическим транспортным сред­ством соответствующей категории, не менее 1 года.

Справочно:
стаж работы в качестве водителя автомобиля подтверждается при приеме его на работу записями в трудовой книжке, а при необходимости – справками с предыдущих мест работы, заверенными копиями приказов или трудовых договоров (конт­рактов). Стаж управления автомобилем подтверждается водительским удостоверением и документами, удостоверяющими владение и пользование автомобилями.

Требования к присвоению классов

Для присвоения 2-го класса требуются:

– непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля, управляющего механическим транспортным средством соответ­ствующей категории, не менее 2 лет;

– отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних 2 лет работы.

Для присвоения 1-го класса требуются:

– непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля 2-го класса, управляющего механическим транспортным сред­ством соответствующей категории, не менее 1 года;

– отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних 3 лет работы.

Согласно примечанию к тарифно-квалификационной характеристике водителя автомобиля порядок и условия присвоения (повышения или снижения) классов водителям автомобилей определяются нанимателем в локальном нормативном правовом акте. При этом классы, присвоенные водителям автомобилей в установленном порядке до 1 января 2015 г., сохранялись.

Перетарификация водителей автомобилей

Практическая реализация новых положений по тарификации водителей автомобилей была осуществлена через их перетарификацию. В соответствии Разъяснением наниматели до 1 января 2015 г. должны были издать приказы о перетарификации с установлением каждому конкретному водителю автомобиля соответ­ствующего разряда в зависимости от управляемого типа и категории механического транспортного средства, без вызова работников на заседание квалификационной комиссии.

Согласно Разъяснению при осуществлении в организациях пере­тарификации водителей автомобилей наниматели должны были использовать таблицу перевода классов, установленных в квалификационных характеристиках, действующих до 1 января 2015 г., на разряды, установленные с 1 января 2015 г. в тарифно-квалификационных характеристиках (см. табл. 1).

водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Смотреть фото водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Смотреть картинку водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Картинка про водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Фото водитель 5 разряда что это значит в беларуси

При закреплении за водителем автомобиля нескольких автомобилей разного типа и категорий механического транспортного средства разряд устанавливается по наибольшему удельному весу выполняемой работы, если иное не определено законодатель­ством.

По результатам перетарификации наниматели должны были внести в трудовые книжки водителей автомобилей запись о присвоении им соответствующего разряда.

В дальнейшем присвоение разрядов и классов должно производиться нанимателем в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или иным локальным нормативным правовым актом, в соответствии с законодательством через соответствующую квалификационную комиссию.

Переквалификацию наниматели провели, однако до сих пор возникают вопросы о правильной организации оплаты труда водителей автомобилей. Давайте рассмотрим эту тему более подробно.

Определение тарифных ставок водителей автомобилей

Напомним, что Указ № 181 предоставил право коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям самостоятельно принимать решения о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – ЕТС) при определении условий оплаты труда работников.

Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государ­ственного регулирования в области охраны труда» (далее – Указ № 181).

Исходя из этого и с учетом Рекомендаций № 67, тарифные ставки (оклады) работников могут устанавливаться на основе:

– тарифной сетки, определенной тарифным (локальным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (далее – ТС);

– без применения ЕТС или ТС.

Определяем тарифные ставки на основе ЕТС

При формировании размеров тарифных ставок на основе ЕТС наниматель может определять их путем последовательного умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей у нанимателя, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда или кратный размер тарифной ставки 1-го разряда, установленный работнику по его профессии (должности), и на коэффициент повышения по технологическим видам работ (п. 9 Рекомендаций № 67).

Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 11.07.2011 № 67 «Об утверждении Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения» (далее – Рекомендации № 67).

Для водителей автомобилей кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда определены в приложении 3 к Рекомендациям № 67, а коэффициенты повышения по технологическим видам работ не предусмотрены.

Что касается тарифных коэффициентов, то по результатам пере­тарификации водителям автомобилей теперь присвоены разряды, а значит, у нанимателя появилась возможность определить тарифные ставки и исходя из тарифных коэффициентов ЕТС. Однако следует заметить важную особенность: тарифные коэффициенты, соответствующие присвоенным водителям автомобилей разрядам, заметно ниже кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда, что влечет снижение тарифных ставок.

Например, 4-му разряду ЕТС соответствует тарифный коэффициент 1,57, в то время как кратный размер тарифной ставки 1-го разряда по легковому автомобилю определен в Рекомендациях № 67 равным 2,08.

Следует обратить внимание, что проведение перетарификации работ в соответствии с нормами постановления № 94 не обязывало нанимателей изменять действующую в организации систему оплаты труда водителей автомобилей. При этом снижение размеров заработной платы, отмена каких-либо видов выплат водителям автомобилей в связи с перетарификацией работ, в т.ч. надбавки за классность, не допускались.

Таким образом, тарифные ставки водителей автомобилей могут определяться исходя как из тарифных коэффициентов ЕТС, так и из кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда.

При определении тарифных ставок водителей автомобилей исходя из тарифных коэффициентов ЕТС наниматель не должен допустить снижения их заработной платы по сравнению с уровнем заработной платы, исчисленной исходя из кратного размера тарифной ставки 1-го разряда. Для недопущения указанного снижения с учетом финансовых возможностей организации наниматель вправе:

– установить водителям автомобилей иной размер тарифной ставки 1-го разряда, более высокий, чем действующий в организации для других категорий работников;

– воспользоваться основаниями для повышения тарифных ставок, предусмотренными подп. 9.5 п. 9 Рекомендаций № 67, установив их в локальном нормативном правовом акте;

– увеличить водителям автомобилей размер надбавки за классность и т.д.

Из практики можно сказать, что на сегодняшний день многие наниматели по-прежнему в расчете тарифных ставок водителей автобусов продолжают использовать кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда. При этом специалисты полагают, что кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда наиболее полно отражают соотношение размеров тарифных ставок водителей автобусов в зависимости от класса и типа автобуса, его габаритной длины, сложности и специфики управления автобусом. Данные кратные размеры приведены в табл. 2.

водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Смотреть фото водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Смотреть картинку водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Картинка про водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Фото водитель 5 разряда что это значит в беларуси

Пример 1

Для оплаты работников в организации применяется ЕТС. Действующая в организации тарифная ставка 1-го разряда установлена в размере 2 500 000 руб.

Водитель 6-го разряда с тарифным коэффициентом по ЕТС 1,9 имеет право на управление автобусами всех классов и габаритов, указанных в табл. 2 (механические транспортные средства категорий «D» и «DЕ»).

Водитель работает на автобусе МАЗ-104, габаритная длина которого 11,985 м, на городском маршруте в г. Минске. Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда для данного автобуса определен по табл. 2 – 2,96. В контракте, заключенном с водителем автобуса, предусмотрено повышение его тарифной ставки в размере 20 %.

Месячная тарифная ставка, определенная исходя из кратного размера тарифной ставки 1-го разряда, составит 8 880 000 руб. (2 500 000 × 2,96 × 1,2).

Месячная тарифная ставка, определенная исходя из тарифного коэффициента по ЕТС, составит 5 700 000 руб. (2 500 000 × 1,9 × 1,2).

В этом случае, чтобы не произошло снижение заработной платы водителя автобуса, наниматель должен увеличить размеры повышения тарифной ставки по контракту с 20 до 50 % и тарифной ставки 1-го разряда с 2 500 000 до 3 116 000 руб. Месячная тарифная ставка составит 8 880 600 руб. (3 116 000 × 1,9 × 1,5).

Определяем тарифные ставки на основе ТС

При определении тарифных ставок водителей автомобилей на основе ТС наниматель может использовать те же приемы и методы их исчисления, что и при определении на основе ЕТС, в т.ч. их повышение в соответствии с финансовыми возможностями организации (п. 10 Рекомендаций № 67).

При разработке ТС наниматель может установить другое количество разрядов по сравнению с ЕТС, увеличить межразрядное соотношение (например, не 7 %, как в ЕТС, а 15 %), предусмотреть иные тарифные коэффициенты по сравнению с ЕТС. Таким образом, разрабатывая свою ТС, наниматель может максимально приблизить тарифные разряды водителей автомобилей к ранее дей­ствовавшим кратным размерам тарифной ставки 1-го разряда.

В табл. 3 приведен пример установления тарифных коэффициентов водителям автомобилей соответствующих разрядов действующей в организации ТС.

водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Смотреть фото водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Смотреть картинку водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Картинка про водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Фото водитель 5 разряда что это значит в беларуси

Пример 2

Коммерческая организация провела перетарификацию водителя легко­вого автомобиля с рабочим объемом двигателя 1,9 л. Водитель имеет право на управление механическим транспортным средством категории «В», и ему присвоен 4-й разряд.

До тарификации его месячная тарифная ставка определялась исходя из кратного размера тарифной ставки 1-го разряда, равного 2,12. Действующая в организации тарифная ставка 1-го разряда – 2 400 000 руб. В контракте, заключенном с водителем автомобиля, предусмотрено повышение его тарифной ставки в размере 30 %. В этом случае его месячная тарифная ставка будет равна 6 614 400 руб. (2 400 000 × 2,12 × 1,3).

После перетарификации месячная тарифная ставка водителя автомобиля определена исходя из тарифного коэффициента 2,00, действующего в организации (см. табл. 3), и составит 6 240 000 руб. (2 400 000 × 2,00 × 1,3).

В целях недопущения снижения заработной платы водителя автомобиля наниматель увеличил размер повышения тарифной ставки, предусмотренный в контракте, с 30 до 38 %. Месячная тарифная ставка составила 6 624 000 руб. (2 400 000 × 2,00 × 1,38).

Определяем тарифные ставки без применения ЕТС или ТС

Тарифные ставки водителей автомобилей без применения ЕТС или ТС могут определяться нанимателем путем установления им фиксированных либо плавающих тарифных ставок (п. 11 Рекомендаций № 67).

Пример 3

Коммерческая организация не применяет в оплате труда ЕТС и ТС.

Водителям автомобилей установлены плавающие тарифные ставки в кратных размерах установленного бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения. Это предусмотрено в Положении об оплате труда работников организации.

Расчет месячной тарифной ставки водителя автомобиля-фургона Mercedes-410 грузоподъемностью 3 т приведен в табл. 4.

водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Смотреть фото водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Смотреть картинку водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Картинка про водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Фото водитель 5 разряда что это значит в беларуси

По результатам перетарификации для отдельных водителей авто­мобилей наниматель может установить персональные условия оплаты труда, которые предусматриваются в контрактах, заключенных с этими водителями автомобилей.

Пример 4

Руководитель коммерческой организации пригласил на работу на служебном легковом автомобиле Lexus LS570 водителя автомобиля Петрова П.П., имеющего право на управление механическими транспортными средствами категорий «В», «С», «D» и «DE», 6-й разряд и 1-й класс.

В контракте, заключенном с Петровым П.П., ему установлены следующие условия оплаты труда:

– месячная тарифная ставка в размере среднемесячной заработной платы по организации;

– повышение месячной тарифной ставки по контракту в размере 25 %;

– надбавка за классность в размере 30 % месячной тарифной ставки.

В декабре 2015 г. среднемесячная заработная плата по организации составила 6 000 000 руб.

Заработная плата Петрова П.П. составит 9 300 000 руб. (6 000 000 × 1,25 + 6 000 000 × 0,3).

Таким образом, произведенная перетарификация работ по профессии «водитель автомобиля» не предполагает изменение дей­ствующих условий оплаты труда водителей автомобилей. Им, как и прежде, могут устанавливаться различные системы оплаты труда, надбавки за классность, профессиональное мастерство, стаж работы, доплаты за работу в ночное время (ночную смену), совмещение профессий, за разделение рабочего дня на части, за работу с вредными условиями труда, премии, бонусы и другие выплаты стимулирующего и компенсирующего характера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *