внимательность что это такое
Внимательность
ВНИМАНИЕ — избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.
Наиболее известно определение, которое дал вниманию Уильям Джеймс: «Каждый знает, что такое внимание. Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто из того, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания — вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими, и является условием, располагающим реальной противоположностью в том спутанном, сумеречном и распылённом сознании, которое по-французски называют distraction, а по-немецки — Zerstreutheit» (James, 1890).
Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно, не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и, причем той их стороной, в которой они выступают, как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания. При этом выражается специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа — содержание внимания определяется в зависимости от того, стороной какого психического процесса оно выступает: если восприятия, то как образ предмета, или явления действительности; если мышления, то как мысль, если припоминания или воображения, то как представление и т. д.
Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Это одно из существенных проявлений внимания.
Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут. Относительная значимость объекта существенно зависит от направленности интересов человека. Внимание является функцией интереса в большей или меньшей мере, именно поэтому внимание связано с потребностями человека, с его стремлениями и желаниями, с направленностью, а также целями, которые он себе ставит в рамках конкретной деятельности и жизни в целом.
Содержание
Виды внимания
В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.
Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе оного лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное.Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания: 1. Неожиданность раздражителя. 2. Относительная сила раздражителя. 3. Новизна раздражителя. 4. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете. 5. Контрастность предметов или явлений. 6. Внутреннее состояние человека.
Оно имеет в своей основе сознательные установки. О произвольном внимании, как правило говорят там, где предмет, на который внимается, сам по себе человека не привлекает. Произвольное внимание т.о. всегда носит опосредованный характер (внутренне опосредованный характер). Оно опосредуется внутренними речевыми и интеллектуальными процессами.Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что», и упорно идти к этой цели.
Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.
Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.
Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.
Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.
Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом.
Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.
Формы внимания
Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:
Свойства внимания
Список литературы
С. Л. Рубинштейн «Основы общей психологии» Д. Н. Узнадзе «Общая психология»
Что такое и как развить внимательность
Внимательность необходима и в работе, и в учебе, и в отношениях. Именно она вкупе с инициативностью помогает людям стать лидерами. А практика внимательности позволяет прочувствовать жизнь и раскрыть её удивительные стороны.
По словарю Ефремовой, у слова два значения: «высокая концентрация внимания» и «обходительность с кем-либо». В первом случае подразумевается психическое состояние. Легко заметить дискомфорт, который мы испытываем, пытаясь сконцентрировать внимание на скучном деле, но некоторые в этом достигают мастерства и прекрасно справляются.
Так что внимательность – это и качество личности, которое формируется в результате тренировки внимания. Люди, обладающие внимательностью, без особого труда умеют прийти в состояние собранности и повышенной концентрации внимания на актуальном объекте.
Без внимательности невозможно изучить ни один объект, ни одну проблему без нее не удастся решить – для всего этого надо сосредоточиться. Учитывая тот факт, что все новое и сложное – трудно, но приносит пользу в долговременной перспективе, развивать внимательность необходимо. Но как развить внимательность у взрослого?
Плохие сети
Лучше начать издалека и вспомнить о синдроме дефицита внимания (СДВГ) – он препятствует внимательности. И самая большая проблема заключается в том, что многие практики, которые стали повсеместно распространенными, дают сходный с СДВГ эффект, – если их устранить, станет намного проще управлять вниманием. Где опасность?
Раскроем проблемы подробнее. В психологии повышенное внимание уделяется относительно новым явлениям в нашей жизни – социальным сетям, мессенджерам. Исследования говорят об огромном влиянии, которое оказывает на нас постоянное подключение к Интернету: уведомления начисто уничтожают сосредоточенность. У людей при постоянно включенных уведомлениях появляются симптомы СДВГ.
Как решить проблему неспособности сосредоточить внимание в этом случае? Отключать информирование о новых событиях, отвлекающие внимание факторы должны быть сведены к минимуму. Испытываете страх упустить важное? Только задумайтесь, какое количество информации на самом деле мы никогда не узнаем: наши подписки, наши друзья и даже новостные ленты «Гугла» – лишь малая часть информационного потока, во многих случаях уже просеянная.
Внимание захватывают разбросанные по странице ссылки, и количество вкладок растет, а расширяются ли реальные знания? Наше время ограничено, стоящую информацию можно получить только путем методичных, сосредоточенных занятий, для которых необходима высокая концентрация внимания.
Пагубное влияние переключения внимания с одной деятельности на другую было проиллюстрировано уже в 1995 году. Многозадачность ведет к росту числа ошибок, снижает точность выполнения задач. Стоит начать выходить в Интернет лишь при необходимости, ограничив количество времени в сети до минимума, и улучшения не заставят себя ждать.
Вывод: внимательность – антоним многозадачности.
Совы и жаворонки
Вторая опасность, ведущая к потере внимательности, – проблемы со сном. Сколько спать и как спать – старый дискуссионный вопрос. В сентябре 2017 года на конгрессе во Франции была оглашена еще одна точка зрения: так как практически три четверти людей с СДВГ имеют нарушения сна, ученые высказали предположение, что именно отсутствие регулярного циркадного ритма ведет к проблемам с внимательностью. Хотя это только предположение, но в любом случае сон в темное время суток лучше для организма.
Связь отдыха и способности концентрировать внимание показало и исследование мичиганцев. Часовой дневной сон – своеобразная «перезагрузка» мозга, отличный повод отдохнуть после обеда и стать работоспособнее. Кстати, кратковременный отдых (релаксация около 10 мин) положительно влияет и на память.
Существенно снижает концентрацию внимания листание ленты днем или чтение книги с мобильного устройства перед сном. В исследовании сравнивались две группы, которые читали настоящую (первая группа) и электронную (вторая группа) книгу. В результате вторая группа испытывала сложности с концентрацией внимания на следующий день, к тому же они дольше засыпали, меньше хотели спать вечером, циркадный ритм у них сдвинулся. Судя по всему, причиной тому мелатонин, уровень которого падает от световых волн с короткой длиной волны.
Вывод: сон и отдых действительно важны для внимательности.
Как ни странно, негативно сказывается на концентрации внимания и долгая сосредоточенность. В исследовании от сентября 2017 года ученые из Канады обнаружили, что время суток практически не влияет на способность к концентрации внимания, но в занятиях должно быть разнообразие. Задачи не должны быть слишком продолжительными, иначе человек просто устает и оказывается не способен сохранять внимательность на высоком уровне.
Несколько факторов, из-за которых возникают проблемы с вниманием:
Даже сезоны года влияют на внимательность. Поэтому если рассеянность периодически овладевает вами где-то в декабре, беспокоиться рано (наименьшая способность концентрировать внимание в ходе эксперимента была выявлена во время зимнего солнцестояния). Легче всего сконцентрироваться удастся в июне.
Как сконцентрироваться
Чем более сосредоточенно и внимательно мы воспринимаем информацию, тем легче затем извлечем ее из памяти. Повышать способность к концентрации внимания можно, используя различные упражнения и игры на внимательность.
1. Самая распространенная тренировка наблюдательности и памяти – игра «Мемори». В неё можно играть, используя минимум подручных средств, – правда, обязательно понадобится партнер. Посмотрите внимательно на предметы на столе, попытайтесь запомнить все, что лежит на нем, а затем отвернитесь. Партнер должен убрать какой-то предмет со стола, а вы должны, повернувшись, понять, какой именно.
2. Гилсбек приводит несколько вариантов игр, позволяющих тренировать внимательность. Среди них:
3. Для детей отлично подходит игра с поиском предметов в комнате – она развивает внимательность, и из этого можно устроить соревнование. Ведущий называет какое-то качество (к примеру, цвет) – кто первым назовет предмет, находящийся в комнате, с этим качеством, выигрывает и становится ведущим.
Так как развить внимательность у ребенка бывает сложно по причине незаинтересованности в обычных играх на фоне интернет-приложений, можно воспользоваться нетривиальным решением. На рынке появляется масса гаджетов, действие которых зависит от уровня концентрации внимания.
Примером может служить Mindflex: в этом устройстве есть вентилятор, мощность которого регулируется в зависимости от концентрации внимания (меньше концентрация – меньше мощность), поток воздуха предназначен для шарика. Шарик же нужно провести через полосу препятствий, ради чего придется потрудиться и взять под контроль свое внимание.
Быть в моменте, забыв про все другое
Как повысить свою производительность и концентрацию в повседневных задачах? Попробуйте метод «pomodoro». Нужно выделить время на конкретную задачу (начинать лучше с 5-10 минут) и не отвлекаться ни в коем случае ни на какие раздражители, пока вы заняты задачей и время не истекло.
Так будет происходить формирование нового поведения, и постепенно «мышца внимания» будет натренирована. Мозг должен привыкнуть к этому, сформировать навык, поэтому сначала будет трудно. Если вдруг произошло отвлечение и вы боитесь потерять мысль – просто держите под рукой блокнот, куда её можно будет записать, чтобы подумать об этом после завершения задачи.
Многие упражнения связаны с вычленением деталей: развитие наблюдательности позволит легко понимать людей, схватывать суть событий и предвидеть последствия происходящего. Повышенная наблюдательность позволяет полностью проживать каждый момент жизни и открывать в ней новое.
Вопросы, как развить наблюдательность и как улучшить внимание, взаимосвязаны, ведь наблюдательность без внимания невозможна. Особенно важна внимательность к самим себе и своим чувствам. Основные упражнения для развития наблюдательности (по Слотиной), подходящие для детей и взрослых:
Практика внимательности позволит не только развить наблюдательность и концентрацию, но и добавит красок в жизнь. Всматривайтесь в детали вещей, описывайте их как можно подробнее. Попробуйте провести детальный анализ своего пальца: заметить на нем поры, узор кожи, форму суставов, цвет ногтей, волоски и т.д.
Задачи, проблемы, отвлекающие факторы, деловые звонки, ленты новостей, просьбы коллег – неотъемлемая часть современной жизни. Мы живем на острие событий, потому что имеем доступ ко всей информации мира. Внимательность необходима для того, чтобы замечать ход своей собственной жизни и полноценно участвовать в ней. То, на что направлен взгляд, в конечном итоге определяет, как мы живем. Умение контролировать взгляд – всего лишь привычка. Автор: Екатерина Волкова
Внимание человека: что это и как оно работает
Каждый из нас буквально ежеминутно и даже ежесекундно пользуется огромным количеством способностей и применяет свой психический потенциал. Благодаря этому мы получаем возможность полноценно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром. И одну из самых важных ролей в нашей жизни играют память и внимание. На тему памяти у нас есть целый курс (дополненный курсом по когнитивистике и многим другим направлениям), поэтому сегодня мы хотим поговорить именно о внимании.
В этой статье мы расскажем о том, что такое внимание и рассмотрим его виды и свойства, а также попытаемся разобраться: как работает внимание.
Что такое внимание? Каким бывает внимание?
Под термином внимание принято понимать направленность человеческого сознания (или психическую направленность) на конкретные объекты и явления, обладающие для человека ситуативной или устойчивой значимостью. Также это понятие означает сосредоточение сознания, которое подразумевает под собой высокую степень чувственной, двигательной или интеллектуальной активности.
Внимание может быть нескольких видов: непроизвольным, произвольным и постпроизвольным, причем особый интерес представляют первые два.
Непроизвольное внимание
Непроизвольным вниманием (также его называют эмоциональным или пассивным) называют концентрацию сознания на каком-то объекте, обусловленную его особенностями. В этом случае отмечается зависимость внимания от привлекающего его объекта, а у самого человека – отсутствие усилий, направленных на сосредоточение. А говоря об эмоциональной составляющей, выделяют связь объекта внимания и эмоций, потребностей и интересов. Здесь также отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение.
Привлекать внимание может любой раздражитель с разной силой воздействия. Когда раздражитель новый, он тоже становится причиной непроизвольного внимания. Огромную роль в появлении непроизвольного внимания играют чувства человека – моральные, эстетические и интеллектуальные. Если, например, объект вызывает восторг или удивление, внимание приковывается к нему на продолжительное время. А с интересом, как с непосредственной заинтересованностью в чем-то и как с избирательным отношением к действительности, связаны чувства. По этой причине интерес признан важнейшей причиной длительного непроизвольного внимания.
Произвольное внимание
Произвольным вниманием (его называют волевым или активным) принято считать осознанно управляемую концентрацию на явлении или объекте. Здесь человек фокусируется не на том, что представляет для него интерес, и не на том, что доставляет ему удовольствие, а на том, чем ему нужно заниматься. Представленный вид внимания непосредственно связан с волей.
Когда человек концентрируется на чем-то, он совершает усилие воли, поддерживающее внимание на протяжении всего процесса. Усилие воли может восприниматься как мобилизация ресурсов или напряжение, необходимое для решения поставленной задачи.
Возникает произвольное внимание тогда, когда у человека есть цель выполнить какую-то работу, требующую сосредоточения. А причиной происхождения этого вида внимания вообще является труд. Важнейшим условием, поддерживающим произвольное внимание, можно назвать психическое состояние. К примеру, если человек утомлен, сосредотачиваться ему сложнее. Также произвольное внимание ослабляется эмоциональным возбуждением, вызванным посторонними раздражителями.
Особенности внимания и параметры, независимо от его вида, очень часто можно расценивать, как характеристику способностей и возможностей человека. Так, тесно взаимосвязаны внимание и память, внимание воздействует на когнитивные способности и их развитие и т.д.
Особенности внимания
Особенности внимания выражаются в его свойствах: объеме, концентрации, распределяемости, устойчивости, колебаниях и переключаемости. Понемногу о каждом из них:
Таковы основные особенности внимания. Следует знать, что развитие внимания (а также тренировка внимания) требует активизации в этом процессе всех его свойств.
И, наконец, получить дополнительное представление о том, как работает внимание, нам помогут теории внимания. Исключительно в ознакомительном ключе скажем понемногу о самых распространенных.
Теории внимания
Итак, к наиболее популярным теориям внимания относятся:
Среди прочих теорий выделяются теории Даниэля Канемана, Уильяма Джеймса, Николая Ланге, Дмитрия Узнадзе, Льва Выготского и других. Все они по-своему интересны и достойны изучения.
Безусловно, вопросы, связанные с темой внимания, не рассмотреть в одной статье. Поэтому советуем вам обратиться к трудам вышеназванных исследователей – тогда и понять, как работает внимание, станет намного проще. Так что развивайте мышление, больше читайте и никогда не переставайте учиться. Желаем вам успехов!
Как развить внимательность и наблюдательность
Отличным упражнением является восприятие и чтение вслух текста, который написан разными цветами. Важно называть сам цвет, а не читать слова, причем сложность состоит в том, что слово «красный» может быть написано синим цветом, и мозг начинает нехило подтупливать в такие моменты. Как раз преодоление такого ступора и диссонанса улучшает внимательность и развивает мозг.
Для этого упражнения понадобятся два карандаша и нехилый рассинхрон рук. Взяв в обе руки по карандашу, требуется одной рукой рисовать круг, а другой треугольник, причем необходимо соблюдать плавность линий и остроту углов. Такое упражнение не только тренирует внимательность, но и поможет развить оба полушария головного мозга.
Тут потребуется предмет с максимальным количеством маленьких деталей, которые необходимо запомнить. Необходимо внимательно посмотреть на него и затем убрать, пытаясь вспомнить все детали, которые присущи этому предмету. Повторять до тех пор, пока все мелочи не будут перечислены.
Картинки подобного рода тренируют помимо внимательности еще и наблюдательность. Обнаруживая отличия, мозг проделывает работу, которая затачивает твою внимательность и развивает способность к обнаружению едва различимых деталей.
Мы привыкли быстро поглощать пищу, не особо сосредотачиваясь на ее вкусе. Это упражнение потребует тщательного анализа того, что ты ешь, начиная от запаха и заканчивая улавливанием самых мелких вкусовых оттенков. Такая тренировка позволит развить внимание не только на визуальном уровне, но и на осязательном.
В представленной таблице из букв, расположенных в случайном порядке, необходимо составлять слова. Обычно такие таблицы бывают тематическими: слова, зашифрованные в них, относятся к какой-то одной теме, например животные, страны, профессии и так далее.
Приступая к делу, которым не очень-то хочется заниматься, но которое требует немалого внимания, стоит создать для себя мотивацию. Например, можно пообещать себе сходить на обед после сдачи отчета, изобилующего большим количеством цифр. Такая система позволит с большим удовольствием выполнять работу, требующую сосредоточенности и внимания.
Вообще, цвет не столь важен, но стоит сделать выбор в сторону более редкого. Идя по улице, обращай внимание на машины выбранного цвета. Такое упражнение научит концентрировать внимание на выбранном объекте или группе объектов.
В этой таблице в хаотичном порядке разбросаны числа от 1 до 25, которые необходимо находить по порядку. Такое упражнение тренирует мозг из множества вычленять главное и концентрировать на этом внимание.
Аналогичное задание можно проделать с числами, уже не расположенными в таблице. Цифры так же находятся в хаотичном порядке, но имеют различные цвета и размеры, что усложняет задачу. Оптимальное время выполнения такого задания составляет 4 минуты.
Если предстоит работа, требующая внимательности для решения серьезных задач, то отдайся ей на все 100. Стоит отключить телефон, выйти из социальных сетей и исключить все факторы, которые могут отвлекать. Лишь полная концентрация на задаче позволит достигнуть положительного результата, а мимолетные отвлечения снижают эффективность работы, и все старания будут напрасны.