влияние телефона на психику ребенка
Как мир интернета влияет на психику ребенка
Сейчас невозможно представить мир без интернета. Компьютер, планшет, смартфон стали необходимы для человека, чтобы идти в ногу со временем. Порой дети лучше родителей разбираются в новых технологиях, так как детская психика заточена на новое, на развитие во всех сферах жизни. Задача родителей разумно подойти к проблеме использования детьми компьютерных технологий и влиянию интернета.
Влияние интернета на психику ребенка и подростка
Интернет предоставляет неисчерпаемые информационные возможности, что очень экономит время и силы. Можно, не выходя из дома, присутствовать на мастер-классах, различных уроках, провести запись к врачу через интернет и т.д. Но компьютерное обучение не может заменить общение с учителем, его реакции на ход мыслей учеников, общие обсуждения тем, разговоры, эмоции, объяснения – все из чего складывается урок. Дети нуждаются в разговорах с взрослыми, в их наглядных объяснениях действий с предметами, например, при счете. Поэтому, школьникам в европейских странах разрешено заниматься за компьютером не более 40 минут в день. Конечно, младшим школьникам надо сократить время до 15 минут в день.
Но дома родителям иногда бывает даже удобно, что ребенок долго сидит за компьютером, не пристает с просьбами, разговорами, и в то же время не болтается по улице. «Лучше пусть играет в компьютерные игры, тем более, если сделал уроки» — думают они.
Если разобраться, некоторые компьютерные игры даже полезны: развивают мелкую моторику рук, память, внимание, визуальное восприятие, зрительную координацию, логическое мышление, быстроту реакции. Они учат ребенка добиваться поставленной цели, принимать нестандартные решения в сложных ситуациях. Ребенок учится таким премудростям, как анализ, обобщение и классифицирование, а также совершенствует навыки интеллекта. Но игры на компьютере сопровождаются серьезным нервным напряжением, т.к. требуют моментальной ответной реакции. Из-за такой кратковременной концентрации нервных процессов, ребенок быстро утомляется, испытывает нервное возбуждение и стресс. Поэтому, чем младше ребенок, тем меньше времени он должен проводить с гаджетами: дошкольники — не более одного часа в неделю. Хотя некоторые английские психологи утверждают, что детям до десяти лет компьютер запрещен, так как подавляет интерес к старым добрым играм и общению со сверстниками. Но не все ученые так категоричны. Много зависит от родителей ребенка и от самого ребенка – его психики и здоровья. Если ребенок играет не в «пустые» развлекательные игры, а в серьезные и развивающие, он долго играть не сможет и сам.
К семи годам у детей, особенно у мальчиков, возникает интерес к играм, в которых убивают разными способами. Такие игры совсем не нейтрализуют агрессию, как считают многие, а наоборот, провоцируют ее. Адреналин, вырабатываемый во время такой игры, не нейтрализуется движениями, как это происходит в реальной жизни, а пагубно влияет на психику и физическое состояние организма (повышается давление, начинается потливость, головные боли, иногда судороги и т.д.). Ребенок становится нервным, агрессивным, грубым. Когда же его лишают компьютера в целях наказания, он начинает ненавидеть родителей и ведет себя неадекватно.
Вопиющие случаи все чаще происходят в нашей жизни и многие сами были тому свидетелями. Например, живя с десятилетним внуком на даче, бабушка и дедушка запретили ему играть в игры дни напролет. В результате чего, соседи по даче с ужасом слушали ужасные проклятия, которые выкрикивал взбесившийся внук в адрес стариков. Приехавшие родители, конечно, спасли ситуацию, но надолго ли. Этот случай очень напоминает ломку наркомана. Ведь компьютерная наркомания является угрозой, как для подростков, так и для взрослых во многих странах мира. На первый взгляд, безобидные стрелялки, где ребенок хочет почувствовать себя суперменом, затягивают в виртуальную жизнь, из которой не все могут выбраться. Поэтому, взрослым необходимо следить за временем, проводимым у компьютера, ведь дети увлекаются и не могут остановиться. Вы же не будете кормить ребенка одними конфетами или чипсами, не разрешите гулять ему весь день до позднего вечера. Ребенок должен соблюдать режим, делать уроки, подчиняться дисциплине. Поэтому надо принимать меры: строго ограничивать общение с компьютером, заменяя его чем-нибудь другим. Например, занятиями в секции, общением с друзьями, походами в театр, в гости, приобщением ребенка к помощи по дому. Конечно, для этого нужно родительское время и силы.
Когда двух-трех летнему ребенку дают планшет, то он для него гораздо увлекательнее игрушки, в которую поиграл, и она надоела. У компьютера несоизмеримо больше возможностей, например, развивающие игры для малышей. Но их надо сочетать с реальными играми. Маленькие дети очень быстро становятся зависимыми от гаджетов, особенно, когда родители сами подолгу сидят за компьютером, не находя времени для общения с малышом. В этом возрасте у ребенка развивается речь, и родителям необходимо как можно больше разговаривать с ним. Ведь порой, дети, не умея разговаривать, прекрасно управляются с планшетом. А став постарше, общаются через социальные сети, предпочитая такое общение реальному. Как правило, это дети, которым реальная жизнь неинтересна. Поэтому, после общения с компьютером, с ребенком надо идти на прогулку, чтобы он побегал, попрыгал, полазил. Дальше ребенок будет сам стремиться к реальным движениям, потому что для его организма противоестественно подолгу сидеть в статичной позе. Привыкший к движениям, к прогулкам на свежем воздухе, ребенок сам будет лимитировать время общения с компьютером. Воспитывать такую саморегуляцию необходимо с двух-трех лет, и она останется на всю жизнь. Он сам будет чувствовать дискомфорт, «отупелость» от общения с компьютером.
Приучая ребенка к реальному общению, делясь с ним своими чувствами и переживаниями здесь и сейчас, родители показывают разницу между реальным и виртуальным общением, где отсутствуют прикосновения, интонации и запахи. И пусть дети все равно общаются с ровесниками в соцсетях, для них реальное общение с друзьями будет предпочтительнее виртуального. Прививая ребенку вкус к реальному общению, к реальной жизни, родители уберегут его от погружения в искусственную виртуальную среду и научат использовать компьютер конструктивно: не застревать на играх и фильмах, а использовать всемирную сеть в образовательных целях.
Влияние гаджетов на психику ребенка
Мы не можем остановить прогресс и запретить школьникам пользоваться смартфонами. Но родители ответственны за их психику и должны сделать максимум, чтобы уберечь их от вредного воздействия.
Негативное влияние гаджетов на детей, с одной стороны, очевидно, а с другой – несправедливо преувеличено. Утверждения об этом основаны на исследованиях, которые ежегодно проводятся в России, странах Европы и в США. Поговорим о выявленных фактах и приведем рекомендации ВОЗ для родителей пристрастившихся к доступным технологиям ребят.
Какой вред на самом деле наносят устройства
Гаджеты в жизни детей все чаще появляются в возрасте до пяти лет. При этом канадские ученые выяснили, что чем чаще ребята в возрасте до трех лет проводят за экранами разных устройств, тем больше к пяти годам они отстают в развитии от менее приверженных к смартфонам, планшетам и телевизорам сверстникам.
Вред гаджетов для детей подтверждает и исследование, проведенное в Норвегии. Там участников разделили на две группы. В одной из них дети читали текст с бумажного носителя, в другой – с экрана компьютера. Представители первой группы в итоге запомнили больше деталей.
Говоря про влияние гаджетов на психику ребенка, исследователи Калифорнийского университета отмечают, что респонденты, которые провели на природе без доступа к смартфонам и компьютерам пять дней, были более склонны к эмпатии — способности улавливать эмоции других людей, оценивать их психологическое состояние.
Что делать, если ребенок привязан к телефону
В первую очередь, не паниковать. Многие психологи высказываются о гаджетах неоднозначно: некоторые говорят об их безусловном вреде, другие — о пользе при ограниченном времени использования. Часто родители сами склоняют детей к планшетам и телевизорам, стараясь освободить для себя свободное время. Делать этого нельзя — предлагайте ребенку альтернативу, иначе у него начнет развиваться зависимость.
Как отучить ребенка от гаджетов:
Родители не всегда адекватно относятся к детскому увлечению. Иногда они сами формируют детскую зависимость от телефонов, а в некоторых случаях, напротив, преувеличивают вред их влиянии на психику. ВОЗ рекомендует ограничивать доступ к смартфонам для ребят в возрасте до двух лет. Но в остальном ситуации индивидуальные.
Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» помогает найти реальные причины нарушения психического развития. Не исключено, что изменившееся поведение кроется совсем не в компьютерах. Специалисты нашего Центра проводят комплексные обследования и назначают эффективное лечение, терапию и реабилитацию, помогая детям расти здоровыми, счастливыми и современными.
Влияние телефона на психику ребенка
Использование новейших научно-технических достижений и мобильных технологий является неотъемлемой составляющей современного школьника. По данным статистики операторов сотовой связи, в настоящее время использование мобильных телефонов составляет более 25 % среди абонентов, которые имеют возраст до 18 лет [1; 2].
Исследования показывают, что молодое поколение ежедневно применяет технологии информационно-коммуникационной направленности с использованием гаджетов. Самыми популярными и распространенными являются мобильный телефон и ноутбук, компьютер и планшет. Усугубляет вредное воздействие электронных систем то, что достаточно часто происходит сочетанное использование гаджетов одновременно.
Неконтролируемое использование гаджетов приводит ко все более частой регистрации разнообразных жалоб не только на функциональные изменения со стороны различных органов и систем, но и на возникновение заболеваний [2; 3].
Излучение от экранов и мониторов, современных гаджетов, является одним из факторов, который обеспечивает крайне негативное влияние и вызывает нарушение со стороны органа зрения. Установлено, что при использовании гаджетов появляется комплекс жалоб, укладывающийся в понятие «астенопия», который рассматривают как состояние, предваряющее начальные этапы развития органических офтальмологических патологий. Данный комплекс симптомов проявляется в виде зрительной утомляемости, что обусловлено длительной нагрузкой на зрительный аппарат вследствие продолжительного использования современных гаджетов. Также данное патологическое состояние может возникать как результат длительной письменной работы или как результат нарушения гигиены чтения. Тем не менее исключить использование мобильных устройств и компьютеров в современном мире не представляется возможным. В связи с этим существуют определенные правила работы с экранизированными устройствами для минимизирования их негативного воздействия. Это соблюдение обязательных перерывов после каждого часа работы с мобильным телефоном, планшетом или компьютером, поддержание требуемого по гигиеническим нормам уровня освещенности помещения, сохранение анатомически правильной позы в процессе занятий. Стоит обратить отдельное внимание на цвет и размер шрифта при чтении с экрана. Он должен быть достаточно крупным и хорошо контрастировать с основным фоном [3; 4]. Сохранение правильной рабочей позы влияет не только на сохранение физиологичной осанки ребенка, но и на степень зрительного напряжения. Согласно гигиеническим нормам продолжительная работа школьников за компьютером несет минимальную зрительную нагрузку при условии соблюдения допустимого расстояния от глаз до экрана монитора. Данная норма рассчитывается в зависимости от возраста школьника и составляет в среднем 25–35 сантиметров, что принято считать максимально адекватным физиологическим потребностям ребенка [3; 5].
Правильное формирование костно-мышечного аппарата ребенка и его осанки определяется рядом факторов: формой позвоночника и грудной клетки, взаимным расположением головы, плечевого пояса, пояса верхних и нижних конечностей, а также правильно сформированными навыками тренировки правильной осанки с детских лет. Завершение формирования скелета приходится на период 20–23 года, поэтому в школьном периоде костная система учеников остается несформированной и достаточно эластичной, что приводит к деформации и формированию различных нарушений костно-мышечного аппарата ребенка. Формирование этих навыков приходится на период обучения детей в начальных классах. Современная система образования предусматривает использование школьниками компьютерных программ и пособий, образовательных порталов и электронных библиотек. Наблюдения за динамикой состояния рабочей позы сидя у младших школьников в течение 45 минут показали, что от 55,5 до 59 % времени дети находились в положении с неоптимальной рабочей позой. Именно в это период нагрузка на костно-мышечную систему ребенка велика и при длительном использовании компьютерной техники и электроники может привести к нарушениям рабочей позы и осанки.
В связи с тем что использование информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой частью процесса обучения и подрастающее поколение в большинстве своем использует гаджеты бесконтрольно длительно, с большой вероятностью можно предположить, что гигиенические установки о правильном использовании электронных устройств не выполняются. Все это, несомненно, отражается на здоровье детей. В то же время есть группа детей, которая в меньшей степени обеспечена современными электронными устройствами в силу низкой материальной обеспеченности их семей. Это дети «группы социального риска». Мы сочли интересным изучить состояние данной проблемы среди детского населения.
Цель исследования: изучить влияние современных гаджетов на здоровье детей.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования явились 86 карт истории развития ребенка (форма 112). Документ предназначен для ведения записей наблюдения за развитием и состоянием здоровья ребенка и о его медицинском обслуживании от рождения до 17 лет включительно. Паспортная часть истории развития ребенка содержит также сведения о составе семьи, оценки социального и психологического статуса ребенка. Все остальные записи производятся врачами всех специальностей в порядке текущих наблюдений. При составлении выборки было учтено наличие планового профилактического осмотра школьников узкими специалистами.
В ходе анализа полученной информации учитывались патологии и нозологические формы заболеваний, выявленных как во время профилактических осмотров, так и при внеплановых обращениях к узким специалистам.
Для оценки полученных данных использовали стандартные статистические методы обработки.
Результаты исследования и их обсуждение
При аналитическом исследовании нами были сформированы две группы:
І группа (n = 45) – дети из благополучных семей;
ІІ группа (n = 41) – «группа социального риска».
В «группу социального риска» были включены дети следующих категорий: дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; дети из «неблагополучных», асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации [6].
Также среди ІІ группы были отобраны дети, у которых отсутствовало или было сведено к минимуму воздействие современных электронных носителей: планшетов, мобильных телефонов, персональных компьютеров и ноутбуков.
Дети І группы являлись активными пользователями такой современной техники, как мобильные телефоны, планшеты, персональные компьютеры и ноутбуки.
При изучении полученных данных нами было выявлено, что офтальмологическая патология была зарегистрирована всего у 53 детей, что составило 61,6 %. Из них 33 (73,3 %) ребенка составили дети І группы и 20 детей (48,9 %) ІІ группы (рис. 1).
При сравнительном анализе частоты встречаемости офтальмологических диагнозов в группах были выявлены особенности. Так, миопия слабой степени выявлена у 42 (48,8 %) детей: у 23 (51,1 %) детей І группы и у 19 (46,3 %) – обследованных ІІ группы; миопия средней степени диагностирована у 2 детей (4,4 %) І группы, у детей ІІ группы этот диагноз не регистрировался; спазм аккомодации отмечался у 8 (17,8 %) детей І группы, во ІІ группе – только у 1 (2,4 %) ребенка (рис. 1) [2; 3].
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о более значимом распространении офтальмологической патологии среди детей І группы относительно исследованных ІІ группы. Так, патология зрения в 1,5 раза чаще встречалась у детей из I группы. Самым распространенным офтальмологическим диагнозом среди исследуемой выборки является «миопия слабой степени», проявляющаяся снижением остроты зрения [7]. Одной из причин данной патологии является нарушение гигиены зрения, которая заключается в чрезмерном количестве и излишней длительности зрительных нагрузок [1; 4; 7]. Также к причинам развития офтальмопатологии может приводить неправильное освещение, несоблюдение дистанции при чтении или просмотра телевизора, в том числе монитора компьютера и мобильных гаджетов [2; 3]. Предполагая меньшую доступность современной техники для детей ІІ группы, можно допустить, что ее использование является одним из этиологических факторов в развитии офтальмологической патологии.
Спазм аккомодации статистически достоверно чаще отмечался среди детей I группы, тогда как среди II группы данный диагноз был зафиксирован всего у одного ребенка. Спазм аккомодации является астенопическим состоянием, возникающим в результате длительного сокращения цилиарных мышц. К этиологическим факторам данной патологии, помимо нарушений гигиены зрения, относятся психоэмоциональные расстройства [7]. К таким расстройствам может приводить чрезмерное занятие компьютерными играми, которые способствуют развитию психоэмоциональных всплесков и неврозов у детей и подростков. Это является одним из провоцирующих факторов развития такой патологии, как спазм аккомодации [4; 7].
Как отмечает ряд авторов, в последнее время регистрируется рост ортопедической патологии в виде нарушения осанки и сколиоза [4; 6]. В ходе анализа данных амбулаторных карт нами было выявлено наличие ортопедической патологии у 41 (47,7 %) ребенка. При этом патология опорно-двигательного аппарата регистрировалась у 25 (55,6 %) детей І группы и у 16 (39,0 %) обследованных ІІ группы (рис. 2).
Рис. 1. Распределение офтальмологической патологии среди детей І и ІІ групп, %
Рис. 2. Распределение ортопедической патологии среди детей І и ІІ групп, %
Среди ортопедической патологии наиболее часто (25,6 %) фиксировался диагноз «нарушение осанки», проявляющийся в виде сглаживания шейного и поясничного лордоза и увеличения грудного кифоза [6]. Нарушение осанки было отмечено у 20 (44,4 %) детей І группы; среди обследованных ІІ группы – у 2 (4,9 %) детей. Плосковальгусная установка стоп (ПВС) была диагностирована у 5 (11,1 %) детей І группы и у 14 (34,1 %) из ІІ группы.
На основании полученных аналитических данных можно сделать вывод о большем (в 10,5 %) распространении ортопедической патологии среди детей І группы в сравнении со ІІ группой. Это объясняется более продолжительным и частым использованием компьютерной техники и мобильных устройств среди детей данной группы с несоблюдением анатомически правильного положения тела.
При анализе историй развития ребенка (форма 112) нами было установлено, что у 60 (69,8 %) детей имеется ЛОР-патология: среди детей І группы – у 33 (73,3 %) исследованных, у детей ІІ группы – у 27 (65,8 %).
Среди ЛОР-патологий отмечались: хронический компенсаторный тонзиллит, гипертрофия небных миндалин, искривление перегородки носа. Самым распространенным диагнозом среди двух групп является «хронический компенсированный тонзиллит» 55 (63,9 %): среди детей І группы – выявлен у 30 (66,7 %) исследованных, среди детей ІІ группы – у 25 (61,0 %). Искривление перегородки носа (ИПН) чаще (4,9 %) отмечается у детей ІІ группы, в первой группе – у 2,2 % исследованных. Тогда как гипертрофия небных миндалин (ГНМ) выявлена только у детей первой группы (4,4 %).
Таким образом, статистически значимых различий по распространенности ЛОР-патологий между группами выявлено не было. Это указывает на то, что использование мобильных устройств, гаджетов и компьютерной техники детьми не имеет явно выраженной взаимосвязи с возникновением ЛОР-патологии [2; 3].
1. Данные, полученные в ходе исследования, позволили установить, что негативное воздействие современных гаджетов, компьютерной техники и телевизоров отражается на состоянии здоровья детей.
2. Наиболее распространена офтальмологическая патология, которая была выявлена у 61,6 % исследованных, и ортопедическая патология, составляющая 47,7 % от общего количества детей.
3. Среди офтальмологической патологии на первом месте по частоте встречаемости оказался диагноз «миопия слабой степени», который в 1,5 раза чаще встречался у детей, являющихся активными пользователями мобильных телефонов, планшетов, персональных компьютеров и ноутбуков.
4. Отмечается более высокая частота встречаемости ортопедической патологии среди детей из благополучных семей.
5. В патологии опорно-двигательного аппарата наиболее часто встречался диагноз «нарушение осанки».
6. Меньшая встречаемость офтальмологических и ортопедических патологических изменений регистрируется в группе детей «социального риска», что, на наш взгляд, связано с меньшей доступностью современной техники, менее продолжительным и более редким использованием компьютерной техники и мобильных устройств среди детей данной группы.
7. Полученные результаты необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на формирование установок здорового образа жизни среди школьников.
8. Данная проблема должна решаться с участием врачей педиатров, ортопедов, офтальмологов, гигиенистов, так как профилактика и санитарно-гигиенические условия воспитания и соблюдение гигиенических норм играют решающую роль в правильном развитии и здоровье каждого ребенка.
9. Использование мобильных устройств, гаджетов и компьютерной техники детьми не имеет явно выраженной взаимосвязи с возникновением ЛОР-патологии, так как статистически значимых отличий между группами по оториноларингологической патологии выявлено не было.
Влияние гаджетов на детей
Давайте определимся сколько времени малыш может проводить у телевизора или экрана планшета?
Научные данные о пользе и вреде гаджетов для детей
На что опираться родителям, когда они принимают решение о том, сколько времени их дети могут играть в игры и смотреть телевизор? К счастью, сейчас проводится немало исследований, посвященных влиянию электронных устройств на ребенка.
Прежде всего, стоит иметь в виду, что общение с компьютером, смартфоном, игровой приставкой или планшетом обладает, по мнению ученых, таким же эффектом, что и сидение перед экраном телевизора, и время, проведенное с ними, приравнивается к времени, проведенному за просмотром ТВ.
Общие рекомендации таковы: знакомить своего ребенка с «электронными друзьями» до 2 лет нецелесообразно, так как это ключевой возраст для развития мышления и в это время особенно необходим непосредственный опыт восприятия, а не стереотипный.
По мнению экспертов (представителей британского The Royal College of Paediatrics and Child Health, Американской академии педиатров, Канадского общества педиатров и др.), смотреть телевизор или играть с планшетом детям после 3 лет даже полезно. Но подходить к этому нужно разумно.
По мнению специалистов, телевизор и гаджеты могут быть способом расширения кругозора, увеличения словарного запаса и развития скорости умственных реакций, но полезны они только для ребенка старше 7 лет.
И все же нельзя сопоставить пользу от сидения перед телевизором или планшетом с той, которую дают занятия, позволяющие ребенку вовлечься в процесс целиком, например прогулка, время, проведенное с друзьями, катание на велосипеде, игры с любимыми игрушками, рисование и общение с родственниками.
Как возникает зависимость от гаджетов
Особенность современных планшетов и телефонов — интуитивное управление — привела к тому, что малыши, которые не умеют читать, отлично справляются с ними. Раскрыть секреты устройства телевизионного пульта им тоже не составляет труда. До какого-то момента это вызывает гордость и умиление, но потом родители обнаруживают, что ребенок не может без мультфильмов и игровых приложений. Что делать?
Зависимость от электронных устройств имеет несколько причин, и одна из них — удобство такого детского времяпрепровождения для родителей. Мамам и папам поначалу действительно становится легче от того, что они получают час-полтора свободного времени, пока ребенок смотрит мультфильмы или играет на планшете. Но стоит ли этим злоупотреблять?
Чем вреден такой вид досуга?
Конечно, родители сами выбирают для детей приложения, мультфильмы и телепрограммы и стараются ограничить время игр и просмотра телевизора. Но как делать это грамотно?
Как снизить вред от использования устройств
Устанавливаем режим для гаджетов
Чтобы ребенок легче воспринял ограничения, нужно объяснить их ему заранее, рассказать о причинах их появления и придерживаться созданных вами правил, не делая исключений.
Время просмотра мультфильмов постарайтесь ограничить, ориентируясь на возраст ребенка. Пусть мультфильмы и игры выдаются дозированно и никогда — как поощрение.
Добавьте в игровой процесс реальное социальное взаимодействие — выбирайте для своего малыша игры, предназначенные для двоих, и сами принимайте в них участие.
Уделяем время занятиям с ребенком
Чтобы «оторвать» ребенка от мультфильмов, увлекательных игр на планшете или компьютере, предложите ему еще более интересные занятия. Читайте с малышом книги, рисуйте и лепите вместе, сочиняйте и разыгрывайте истории в кукольном театре. Так вы будете стимулировать развитие его воображения, мышления и памяти, чего не происходит, когда ребенок смотрит телевизор. Кроме того, так он получит опыт интересной жизни, захватывающих впечатлений в реальности, а не в виртуальном пространстве.
Заменяем визуальный ряд аудиорядом
Аудиосказки и радиоспектакли, под которые малыш может собирать конструктор или играть в куклы, — это находка. В том, что касается аудиоматериала, нет никаких временных ограничений. Пока ребенку интересно, он слушает.
Находим важное занятие
В спортивном, танцевальном, музыкальном или художественном кружке ребенок будет не только заниматься чем-то интересным, но и накапливать опыт достижений и свершений. Он поймет, что это куда интереснее, важнее и ценнее, чем очки в игре.
Делаем игру с малышом интересной для родителей
Иногда родители позволяют ребенку часто и подолгу играть на планшете или смотреть телевизор, потому что им скучно проводить время с ним или они переутомлены после рабочего дня. В таком случае имеет смысл обсудить это на встрече с семейным психологом. А пока давайте разберемся, как добиться того, чтобы играть с крохой было действительно увлекательно.
Для этого вам стоит обратить внимание на то, как много пользы в таком виде совместного досуга для ребенка.
Но как быть, если у родителя просто нет времени, чтобы делать с ребенком «его» дела (игры, гуляние, кормление), а потом еще и свои (уборка, готовка, походы в банк и проч.)? Попробуйте объявить все дела общими.
Посмотрим, как это работает. Вам нужно приготовить суп? Прекрасно, ведь вашему малышу тоже будет полезно и интересно смотреть на овощи, узнать их названия, погрызть морковку и спеть вместе с вами песенку. Может быть, он захочет даже стоять рядом и «помогать» — резать игрушечные овощи на своей детской доске. Эта ситуация кардинально отличается от картины, когда мама включает своему ребенку мультфильм, чтобы за время просмотра приготовить ужин.
Зависимость малыша от гаджетов начинается с родителей — и положить конец этой зависимости также могут только они. И начинать, как и в любом воспитательном процессе, нужно с себя: расставлять приоритеты, следить за режимом, искать замену «цифровым удовольствиям». А главное — налаживать теплый и полноценный контакт с малышом.