вий кто это такой у славян
Славянский бог Вий
Вий сын Чернобога или Рода?
Мифы о Вие порой так же неоднозначны, как и сам этот бог. В одних его называют одним из сыновей Чернобога, который вскармливал своих детей Тьмой. А вот другие предания рассказывают, будто Вий приходился сыном самому Роду, великому создателю всего живого.
Если верить второй версии, то вместе с Вием на свет появился его брат Дый, что значительно отличается по характеру от тёмного божества. Вий оказался правителем мира Нави, где присматривает за душами умерших, однако порой проявляет себя как почитатель закона Вселенной, стараясь не нарушать гармонии мира живых – Прави.
Убивающий взгляд Вия
Среди легенд и преданий о Вие самым известным является поверье о встрече с ним. Считалось, что никакой человек не выдержит убивающего взгляда Вия, которому слуги вилами поднимали тяжёлые веки. Более того, глаза Вия были настолько всевидящими, что от них не могло укрыться ничто в мире.
Я думаю, что это и объясняет наличие вечно закрытых век: разве можно было допустить, чтобы тёмный бог постоянно контролировал всё и всех? С закрытыми глазами Вий был относительно безобидным.
Проявление Бога Вия для славян
Древние предки славян ведали о страшном могуществе Вия – одним только взглядом он способен уничтожить не только человека, но и целые города или деревни. Одно радует, этот тяжелый взгляд тщательно скрывают густые брови да низко опущенные веки.
Древний Север доныне хранит еще в памяти понимание того, что Вий Бог славян делает полезное дело в Пекле – душам там помогает очищаться. После очищения душа может далее продолжить свой путь. Возвращаться надобно душе в свой Род, откуда пришла. Посему с почтением славяне относились к Вию, чтили Его за помощь душам в их возрождении.
Атрибуты
Большинство атрибутов Вия состоят из железа: лицо, палец, кровать, вилы. Этому есть логичное объяснение.
Железо добывают из земли, а повелитель Преисподней мира считается хозяином земных недр. Отсюда прослеживаются ассоциации Вия с гномами и подобными им хранителями подземелий. Идол его также изготавливали из железа.
Есть описания подземного бога, где он держит свинцовый скипетр и огненный бич. Хотя в оружии Вий не нуждался, так как управлял черной энергией одним лишь своим взглядом. Также атрибутами бога тьмы считают большую черную лохматую собаку с нависшими веками, летучих мышей.
Образ в народном фольклоре
Как сказано в Википедии, русские и белорусские сказки есть подтверждение того, что веки Вия действительно поднимали вилами его помощники. В русской народной сказке «Иван Быкович», которую записал собиратель и исследователь духовной культуры славянского народа Александр Николаевич Афанасьев, есть занятный рассказ, где можно узнать мифическое существо – Вия.
Вий как страж Чистилища
Если в качестве точки отсчета взять более древние, нежели авраамическая религия концепции вселенной, то роль Вия приобретает несколько иные характеристики.
И вот здесь в игру вступает Вий в качестве видящего и чистильщика. Вий анализирует накопленное в течение жизненного цикла осознание и очищает его (возможно, сортирует), делая пригодным для перемещения в конечную точку назначения. В древнеславянской терминологии Рай или Нирвана называется Правь.
Хотя этимологически логичнее было бы чистилище назвать «Правь». Вполне возможно, что здесь путаница терминов вследствие ошибок более поздних христианских летописцев.
Способности [ ]
Вий способен убивать взглядом и наводить сглаз. Но у Гоголя у него другие способности — он не убивает взглядом, а скорее снимает действие всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него.
Символика, обереги и амулеты
Главным символом Вия считается «Всевидящее око». Он представляет собой восьмигранник с зубцами по сторонам снаружи, а в центре фигуры – еще один зубцами внутрь.
Этот знак несет в себе глубокий смысл. Владыка подземного царства видит все, что происходит во всех мирах и в душах людей и строго наказывает за нарушение кармических законов.
Оберег с символом Вия защищает обладателя от происков врагов, помогает повернуть опасность вспять.
Амулет же со знаком царя Преисподней мог носить только человек ведающий, жрец, маг. Амулет мог развить у колдуна гибкую интуицию, магические способности.
Вий — бог-мудрец, стоящий во главе нечисти
Благодаря Н.В.Гоголю об ужасном Вие, появляющемся со свитой всевозможной нечисти, мы узнаём ещё со школьных лет. Когда я впервые прочла об этом чудовище, приказывавшем поднять огромные веки, невольно провела ассоциацию с типичным демоном из мифологии любого народа мира.
Однако у славян Вий был не просто представителем нечистой силы, а тёмным божеством, наделённым особыми полномочиями, сыном одного из самых могущественных тёмных богов иного мира. Почему его называли хранителем душ? Так ли страшна была встреча человека с Вием? Отчего исследователи ищут объяснение имени Вия у древних иранцев и индусов?
Вий – сын Чернобога или Рода?
Мифы о Вие порой так же неоднозначны, как и сам этот бог. В одних его называют одним из сыновей Чернобога, который вскармливал своих детей Тьмой. А вот другие предания рассказывают, будто Вий приходился сыном самому Роду, великому создателю всего живого.
Если верить второй версии, то вместе с Вием на свет появился его брат Дый, что значительно отличается по характеру от тёмного божества. Вий оказался правителем мира Нави, где присматривает за душами умерших, однако порой проявляет себя как почитатель закона Вселенной, стараясь не нарушать гармонии мира живых – Прави.
Знаменитые веки Вия
Описание, которое дал Вию народ, вполне точно приведено у Гоголя, что собирал фольклор и всевозможные старинные придания. Самая заметная черта этого страшного божества – его огромные веки, падающие к самой земле. Они обрамлены ресницами и, что интересно, в украинском языке и сегодня используется слово «вии», что обозначает ресницы. Быть может, имя Вия произошло именно от этого акцента на столь колоритный портрет?
Как же индийское божество оказалось на землях славян? Не стоит забывать о том, что древние народы активно торговали друг с другом всевозможными товарами, при этом передавая из уст в уста самые разные легенды. Те, что поражали воображение наиболее сильно, запоминались и приобретали местный колорит, а имена богов интерпретировались в соответствии с другим языком.
Убивающий взгляд Вия
Среди легенд и преданий о Вие самым известным является поверье о встрече с ним. Считалось, что никакой человек не выдержит убивающего взгляда Вия, которому слуги вилами поднимали тяжёлые веки. Более того, глаза Вия были настолько всевидящими, что от них не могло укрыться ничто в мире.
Я думаю, что это и объясняет наличие вечно закрытых век: разве можно было допустить, чтобы тёмный бог постоянно контролировал всё и всех? С закрытыми глазами Вий был относительно безобидным.
Вий — мудрец с пламенным взором
Очень часто Вия представляют жестоким монстром, однако даже в славянских мифах, где он показан отнюдь не добрым персонажем, показаны разные его стороны. Так, например, именно Вий являлся учителем покровителя магов Велеса. Когда тот был ещё ребёнком, Вий привёл его в Навь, чтобы обучить чёрным искусствам. В итоге Велес стал одним из самых мудрых богов, знающего как светлую сторону, так и тёмную.
Не менее интересно и предназначение Вия. Он находился в Нави не для того, чтобы периодически покидать свой мир и наводить ужас на всё живое. Ещё на заре появления людей великий Род приказал Вию спуститься в подземное царство и очищать в нём души умерших. Один только взгляд Вия был подобен очищающему пламени.
Священным местом Нави было Пекло, где каждая душа проходила очищение – не только от грехов, но и от страданий и привязанностей, тревог и суеты. Лишь пройдя долгий этап освобождения душа могла снова вернуться в Правь. Ссылаясь на это предание, сложно назвать Вия чудовищем или монстром – он больше напоминает служителя верховного божества, выполняя одну из самых важных функций.
Вечный образ Вия
Шли годы, менялась вера, а образ Вия всё равно не покидал народного сознания. Со временем повелитель мёртвого царства перестал быть богом и даже сменил имя. В украинских поверьях есть истории, будто 29 февраля власть над миром принимает Святой Касьян. На что ни глянет он – всё в лёд обращается, как ни вздохнёт он – всё тут же замерзает. А в старинных летописях есть ещё одна отсылка к Вию. Согласно преданиям, половецкий хан Буняк мог убивать одним только взглядом. С лёгкостью мог он даже безоружным уничтожить целый отряд воинов, которые оказывались перед его взором.
Но если мы вновь обратимся к славянской мифологии, то не найдём ни единого упоминания о том, что Вий убивал людей. Пугал – да, но убийцей бог не был. Кстати, даже в гоголевском «Вие» Хома Брут умирает от страха, а вовсе не от смертельного взгляда монстра, появившегося перед ним. С другой стороны, именно за Вием следуют полчища нечисти, которая может нанести вред человеку. Он – своего рода полководец тёмной стороны мира.
Вот таким необычным оказался Вий в сказаниях и самых разных их интерпретациях. Какой же он: мудрый или ужасающий, величественный или отвратительный? Мне кажется, в нём сочетаются все эти качества, ведь сложно найти более противоречивого тёмного бога славянского пантеона. Вот и получается так, что Вия можно назвать одновременно и устрашающим монстром, и очищающим пламенем, и хранителем душ умерших.
Мифический бог – Вий. Образ в народном фольклоре и что гласят легенды славян?
Сила взгляда, веки до пола и связь с Гоголем – так вкратце можно описать славянского Бога Вия.
Подробный рассказ об этом мифическом существе – ниже.
Кто это такой в славянской мифологии?
Вий – царь подземного мира, если взглянуть на него – можно умереть. Глаза божества закрыты большущими веками и ресницами, которые чудище не может поднять без помощи его служителей – нечистой силы.
Этнографы говорят, что именно от этого бога пошло поверье о сглазе и порче — о том, что от недоброжелательного взгляда всё умирает и портится.
Есть предположение, что имя бога произошло от украинской слова «вії», которое переводиться как – «веки». Некоторые считают, что имя Вия от слова «виться» и сравнивают образ божества с растением: ноги овивают корни, а всё тело в засохших кусках земли (Гоголь его описывал также).
В мифологии древних ирландцев есть схожее с Вием божество – Балор. Бог смерти с одним глазом, веки которого тоже поднимали слуги. Балор руководил демонами и от его взгляда также можно было умереть.
Образ в народном фольклоре
Как сказано в Википедии, русские и белорусские сказки есть подтверждение того, что веки Вия действительно поднимали вилами его помощники. В русской народной сказке «Иван Быкович», которую записал собиратель и исследователь духовной культуры славянского народа Александр Николаевич Афанасьев, есть занятный рассказ, где можно узнать мифическое существо – Вия.
Сначала Иван победил несколько многоголовых чудовищ и их жён на реке Смородине, после чего ведьма – мать чудищ отправила царевича к своему мужу – хозяину подземного царства.
Старик лежал с длинными ресницами и бровями и ничего не видел. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:
И читатель в образе старика сразу может узнать гоголевского Вия.
Массовую известность Вию принёс именно Гоголь в своей одноимённой повести. Писатель считал что это мифическое существо — воплощение воображения простого народа и в своём произведении он старался не менять простоту истории о Вие, которую когда-то слышал сам.
Легенды славян
Древние славяне считали Вия сильнейшим и непобедимым чудовищем. Действительно, в мифологии славян не найти ни одного описания о том, что кто-то смог победить Вия.
Вий управлял тьмой и тёмными воплощениями всех стихий.
В слугах у божества была нечисть, без которой он, в прямом смысле не мог смотреть на окружающих – нечисть чёрными калёными вилами поднимала ему веки. По легенде, виной неподъёмных век Вия – проклятье Сварога, которое послали на голову побежденного Чернобога, когда длилась Изначальная Битва.
В славянских мифах описано несколько дорог, по которым можно попасть в Навь – подземное царство. Говорят, после смерти души идут по мосту через речку Смородину. Иногда её называют рекой Берёзиной, Пучай рекой или Огненной. Перейти по мосту через реку, которая разделяет Явь и Навь может только умерший, живому человеку это не по силам.
В былинах описывается перекрёсток межда двумя мирами и входом в подземный мир. Правда, если двери между мирами открыты – любой перекрёсток может стать волшебным. Ещё в Навь можно попасть через Древо Мира, если идти от ствола к корням.
После моста души должны пройти очищение в Пекле (чтобы заново родиться на земле). Очищением как раз и занимается бог Вий.
Строчки из книги «Бог Вий хранитель Душ у славян» подтверждают занятие и предназначение мифического чудища.
«Навь облюбовал Вий, когда Род поручил Ему важное дело – очищать души, пришедшие в Навь.
Чистят души пламенем в особом месте – Пекле. Все мучительное, ненужное, тяжелые воспоминания, привязанности, зависимости от обжигающего огня покидают душу навсегда!
Затем душа еще какое-то время пребывает в очищенном состоянии в Нави, но уже в другом месте, где загробный Судья определяет ей срок пребывания и исхода из Нави. И выходила уже душа, целиком очищенная от Кривды и Лжи, только так она может далее двигаться по пути к Прави!»
Символы и знаки
Знак, который олицетворяет Вия – «Всевидящее Око», что вполне логично – даже несмотря на то, что глаза Вия завешены большими веками и ресницами – от них не скрыться.
Оберег «Всевидящее Око» выглядит так: две окружности друг в друге. По краям окружностей есть небольшие выступы, которые обозначают неприкосновенность. Это говорит о скрытой силе и власти Вия, а также подчёркивает его работу – быть Пастухом душ.
Атрибуты мифического существа
Вий не мог вынести свет Солнца и Луны, его редко можно было увидеть на поверхности земли. Вий выходил только, когда чувствовал, что теряет власть:
Праздники, посвященные божеству
Отдельных праздников, посвящённых Вию славяне не отмечали. Они обращались к мифическому существу, только когда провожали в мир Нави усопших: просили Вия позаботиться о родственнике и вычистить из него всё злое.
Иногда древние славяне – мужчины – проводили специальные ритуалы, посвящённые божеству.
До начала обряда готовили жертвенный костёр (потому что Вий – покровитель пекла), а перед тем как зажечь огонь, участники обряда зачитывали древнее послание к божеству:
«Страшный и беспощадный бог Вий, ты правитель в мире нижнем, мире подземном, мире жарком. Во власти твоей души наших предков, согрешивших и не прощённых.
Нет тебе равных по силе ни под землей, ни на земле. Взгляд твой поражает навсегда, появление твое зовёт за собой беду. Молим тебя, страшный и беспощадный Вий, пощадить нас и предков наших, простить нам и им прегрешения наши вольные и невольные.
И не держи зла ни на них, ни на нас».
Правда работа и Вия, и Касьяна была больше чем, просто присмотр за умершими. Они выискивали ещё и грешников, которые по разным причинам не попали в ад, а должны были бы.
Бог Вий персонаж разных поверий, сказок и повестей, которые дошли до нашего времени. Самые известные из них следующие: «Вий» Николая Васильевича Гоголя, «Бой на Калиновом мосту» и «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» Александра Николаевича Афанасьева.
Видео по теме
Предлагаем посмотреть полезное видео с описанием бога Вия:
Славянский бог Вий
Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.
Вий не может ничего видеть сам по себе, выступает также в роли провидца нечисти (что прослеживается в произведении Н.В. Гоголя); но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, то ничего не сможет утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, насылает мор на вражеские войска, разрушает и обращает в пепел горда и деревни. Вий также считался насылателем ночным кошмаров, видений и привидений.
Н.В. Гоголь в своём произведении «Вий» (в месте где философ Хома Брут остался на ночь в церкви) так описывает сие божество:
«И вдруг настала тишина в церкви: послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжёлые шаги, звучавшие по церкви, взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в чёрной земле. Как жилистые крепкие корни выдавались из него засыпанные землёю руки и ноги. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нём железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.
Известный русский фольклорист А.Н. Афанасьев видит в Вие отражение древнего и могучего божества славян, а именно бога-громовника (Перуна).[4]
Мацей Стрыйковский5 в «Хронике польской, литовской и всей Руси» в 1582 году пишет:
«Плутона же, бога пекельного, которого звали Ныя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего усмирения непогоды».
Религиозный символ Бога Вия
Старик лежит на железной кровати, ничего не видит, длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он тогда двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:
Старый старик устраивает Ивану Быковичу испытание с похищением для него невесты. А затем соревнуется с ним, балансируя над огненной ямой, стоя на доске. Старик этот проигрывает испытание и низвергается в огненную яму (христианскую «Гиену огненную?»), т.е. в самую глубь нижнего мира (Преисподнею). В связи с этим не лишне упомянуть и то, что южные славяне зимой проводили новогодний праздник, где сжигался старый, змеевидный бог Бадняк6 (соотносимый со старым годом), а его место занимал молодой Божич.
На Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе «страшного истребителя, взглядом убивающим человека и превращающим в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд, закрывают прильнувшие веки и густые брови». «Длинные брови до носа» в Сербии, Хорватии и Чехии, а также в Польше были признаком Моры или Зморы. Это существо также считалось воплощением ночного кошмара.[5]
Былинный отец Святогора неспроста отождествлён А. Асовым7 с Вием. Приехавший к слепому (тёмному) отцу Святогора погостить Илья Муромец на предложение «пожать руку» подаёт слепому великану кусок раскалённого до красна железа, за что получает похвалу: «Крепка твоя рука, хороший ты богатырёк».[6]
Болгарская секта богомилов описывает Дьявола, как превращающего в пепел всех, кто посмеет взглянуть ему в глаза.[7]
В русских преданиях, легендах, поверьях образ Святого Касьяна (жившего в X веке и прославившегося проповедованием монашеской жизни и основанием монастырей в Галии), несмотря на всю праведность его жизни, рисуется как отрицательный. В некоторых сёлах он даже не признавался за святого, а самого имя его считалось позорным. Обычно образ Касьяна связывался с адом и присваивали ему демонические черты в облике и поведении.
Наше древнейшее навье божество Вий имеет аналога также у древних ирландцев, у которых оно зовётся Балор. В ирландской мифологии это божество является одноглазым богом смерти, предводитель уродливых демонов-фоморов. Балор поражал врагов смертоносным взглядом своего единственного глаза. Во время битвы веко бога поднимало четверо слуг.
Список использованной литературы:
1) Свято-Русские Веды. Книга Коляды., М.: «ФАИР-Пресс», 2007.
Древнеславянский бог Вий
Среди почитаемых богов древних славян были и старшие, и младшие, и светлые, и темные. Всем им в особо отведенное время предки возносили почести, уделяли обязательное внимание. Считалось, что со всеми божествами надобно жить в гармонии, чтобы не накликать беду.
Бог подземного мира Вий – темный, страшный, сильнейший бог Нави. Но за что почитать, за что благодарить представителя нечистой силы?
Кто это такой в славянской мифологии?
Одним своим испепеляющим взглядом он мог уничтожить человеческую суть, стереть начисто. Ему подсудны души злодеев, воров, убийц и всех остальных грешников, нарушителей законов Прави и Яви. Все умершие проходят через страшного судью, но честных людей он может и отпустить.
У Вия много слуг – младших божеств, демонов, вурдалаков, упырей. Сам он – слишком могучая сила, пребывающая в мире Нави, в Явь он являлся очень редко, поэтому для проявления злодейств он посылал своих мерзких подданных.
Вий — бог чего?
Древние арии большую часть времени пребывали в мире и согласии, вели спокойную размеренную жизнь, отождествляя с темными богами только изредка разбушевавшуюся стихию или общинные, личные беды. Поэтому и темных богов у них было немного.
Вия называли богом урагана, разрушения. Своей темной энергией он мог стереть с лица Земли деревни, села и целые города.
В то же время Вий, как повелитель черных сил, служил законам мироздания, верховному божеству Роду. Находясь в Пекле, он справедливо выполнял свои функции по очищению людских душ от мирских привязанностей. Каждого грешника ждал страшный суд и главным судьей был сам Вий. В этом смысле его сложно назвать монстром, а скорее служителем правосудия.
Как выглядит?
О внешности Вия известно не только из одноименной повести Н.В. Гоголя. Описание встречается в разных источниках древнерусской литературы, в фольклоре восточных и западных славян. Встречаются аналогичные Вию персонажи и в культуре стран Востока.
Выглядит бог Преисподней как огромный уродливый старик, покрытый землей. Ноги и руки его подобны корням дерева, пальцы железные. Лицо тоже покрыто железом, а брови и веки спадали до земли. Чтобы он мог видеть, слуги поднимали ему веки железными вилами. Глаза Вия не поддаются описанию, так как все, кто в них смотрел, уходили в другой мир.
За что отвечает?
Главная задача Вия, порученная ему всевышним отцом Родом – очищать человеческие души.
Древние славяне верили, что справедливость должна торжествовать во всем даже после смерти. Поэтому Вий отвечал за порядок и путь, который проходили мертвые в подземном мире.
Поступающие в Навь души попадали в специальное чистилище – Пекло. Там стирается все – память, переживания, тревоги, зависимости. После чистки судья Преисподней решал какой срок пребывать душе в Нави.
Только пройдя все положенные процедуры, чистый дух мог вновь подняться в светлые миры, вернуться в Правь, в свой Род.
Атрибуты
Большинство атрибутов Вия состоят из железа: лицо, палец, кровать, вилы. Этому есть логичное объяснение.
Железо добывают из земли, а повелитель Преисподней мира считается хозяином земных недр. Отсюда прослеживаются ассоциации Вия с гномами и подобными им хранителями подземелий. Идол его также изготавливали из железа.
Есть описания подземного бога, где он держит свинцовый скипетр и огненный бич. Хотя в оружии Вий не нуждался, так как управлял черной энергией одним лишь своим взглядом. Также атрибутами бога тьмы считают большую черную лохматую собаку с нависшими веками, летучих мышей.
Как проявлялся для славян?
Славяне знали, что встреча с подземным богом была неминуема для всех нечистых людей. Покинув тело, душа попадала во власть богини смерти Мары, которая проводила по мосту через врата межмирья в царство Вия.
Кроме того, проявления бога смерти и разрушений можно было почувствовать и в повседневной жизни, когда он заглядывал в Явь. Его бесоватые слуги испытывали на прочность силу духа славян, насылая беды, и несчастья, видения и кошмары. Если вдруг встречалась на пути большая косматая собака черного цвета – не к добру. О проявлениях свидетельствуют даже народные поговорки «Бес попутал», «чертовщина какая – то».
Иногда приходилось просить у Вия усмирения погоды, прощения для грешного родственника, а при нашествии чужого войска – и гибели всех захватчиков.
Поэтому древние предки относились к подземному богу с почтением, как к неотъемлемой части мироздания.
Считалось, что при общении с владыкой Преисподней крепкому духом, честному человеку бояться нечего.
Имена
Вия называли также Ный, Ний, Навь, Ниам. Имя зависело от географического расположения славянских общин. К примеру, у польских народов был бог Ний, он управлял подземным миром.
Этимологи предполагают, что созвучие названий «Вий» и «Навь», «навии» не случайно. В древней Руси навиями называли мертвецов, всех обитателей мира мертвых. В сохранившейся Радзивилловской летописи начала XXIII века есть иллюстрация, где половчане прячутся в домах от навий.
Кроме этого, ученые отмечают связь между именем Вий и украинским словом «вийка» – ресница. У скифских народов, населявших Северное Причерноморье, был созвучный бог ветра и смерти Вайю.
Мифы и легенды
Русские классики Н.В. Гоголь, А.Н. Афанасьев собирали сведения о Вие из сказок, народных преданий. Советские ученые тщательно изучали летописи и фольклор скифских и западноевропейских племен. Однако нет в раннем славянском фольклоре полноценных мифов и легенд о Вие, есть только обрывочные сведения.
Тем не менее, мифологи считают Вия сыном верховного бога Рода. Он родился вместе с богом – братом, которого назвали Дый (бог ночного неба, благополучия и богатства).
Когда легендарный Род поручил сыну Вию очищать души людей, последний облюбовал нижний мир Навь, где стал хозяйничать. Он владел законами магии, черными энергиями и хотел все до мелочей знать, что творится в других мирах. Его шпионы – птицы, крысы, разная мелкая нечисть доносила ему обо всем, что замечала наверху.
Даже у светлых богов прислужники – вияки Сон и Дрема могли вызнать тайные мысли и доложить Вию. Поэтому его считали всезнающим.
Согласно одному из преданий бог подземного царства однажды привел в Навь молодого Велеса. Именно у Вия бог Велес получил основные знания магии, научился премудростям черного искусства. Он стал потом одним из мудрых богов, владеющих черной и белой магией.
Исследователи часто проводят параллели между Вием и Кащеем. У белорусов есть сказка, в которой Кощею служанка поднимала тяжелые веки, а взглядом персонаж приводил всех в ступор.
В мифологии древних иранцев и преданиях индийских народов есть божество Вайю, похожее на славянского бога Преисподней. Его считали повелителем ураганов, разрушений, смерти.
В христианстве некоторыми чертами Вия наделяли Иуду Искариота. Есть писания, где за предательство Иисуса Христа Иуда потерял зрение из-за разросшихся век, страдал одноглазием.
Кому покровительствует?
Колдуны, маги, волхвы могли просить покровительства Вия, когда требовалась мощь черной энергии для обуздания сил природы. Если человек жил по совести, творил дела во благо, то Вий мог испытывать его на прочность, а потом отпустить из подземного царства.
Могли просить покровительства царя Преисподней в исключительных случаях воеводы, обращаясь к ведающим посредникам, к жрецам. Когда на земли родные шло войско иноземное, когда не хватало своих сил богатырских, только мощь Вия могла стереть надвигающуюся тьму, испепеляя территории, деревни, города на пути. Сгорало все, что оказывалось перед его взором. Но и за ним шла его нечисть и наводя ужас.
Если же просили покровительства владыки Преисподней, то обязаны были почитать его, воздавать дань, соблюдать законы жизни. Оказывал благосклонность злопамятный бог не просто так.
Общение с древнеславянским богом Вием. Ритуалы. Дары.
Жрецы и маги избегали общения с древнеславянским богом подземного мира. Он не любил, когда его тревожили мирскими делами и мог наслать нечисть, беды, проклятья, лишить жизни. Он хранил тайны черной магии и не мог раздавать их понапрасну.
Но ведающие жрецы, которые ходили между мирами и знали силу оберегов и знаков, могли общаться с Вием через ритуалы.
Для чего проводили ритуалы?
При проведении ритуалов использовали специальный алтарь, либо возводили капище. Последнее могло быть в пещере либо вырытой в холме норе.
Ночью зажигали жертвенный костер, дурманящие травы, произносили обращение – просьбу. В жертвенный костер бросали мешочек с шерстью собаки, овцы либо мешок с сеном.
Черному богу – покровителю подносили дары. Это могли быть специальные свечи, мед, особо приготовленная пища, напиток.
Действия эти были очень редкими, старейшинами не поощрялись. За любое обращение могла быть болезнь, дурная расплата.
Символика, обереги и амулеты
Главным символом Вия считается «Всевидящее око». Он представляет собой восьмигранник с зубцами по сторонам снаружи, а в центре фигуры – еще один зубцами внутрь.
Этот знак несет в себе глубокий смысл. Владыка подземного царства видит все, что происходит во всех мирах и в душах людей и строго наказывает за нарушение кармических законов.
Оберег с символом Вия защищает обладателя от происков врагов, помогает повернуть опасность вспять.
Амулет же со знаком царя Преисподней мог носить только человек ведающий, жрец, маг. Амулет мог развить у колдуна гибкую интуицию, магические способности.
Праздники, посвященные богу Вию
Древние славяне специальных праздников богам Нави не посвящали. Чествовать Вия могли только когда провожали в загробный мир усопшего родственника, в этом случае просили владыку Нави принять душу, очистить от всего дурного, отпустить потом обратно в Род.
Однако был на Руси плохой, демонический день раз в три года, 29 февраля. Этот редкий день славяне не любили, считали опасным, бедственным. Старались не выходить из дома, не выпускали скот и птицу из сарая.
С приходом христианства дату 29 февраля посвятили святому Касьяну, отождествляемому с Вием.
Славянский бог Вий – судья и пастух человеческих душ в темном мире Нави. Он – неотъемлемая часть мироздания в понимании древних славян, всезнающий и справедливый.
Он всегда требовал к себе почтенного отношения, и древние славяне относились к нему с должным уважением, испрашивая прощения не только для себя, но и для тех, кто уже ушел из мира Яви.