винтажное кольцо что это значит
Винтажное кольцо что это значит
С каждым днем мы наблюдаем невероятное количество новых дизайнеров, брендов и разнообразие современной fashion индустрии. При этом интерес к винтажным украшениям не ослабевает, а наоборот усиливается. Если вы никогда не бывали на блошинных рынках, не видели антиквариат, то отличить насколько украшение является настоящим довольно сложно. Его просто не с чем сравнить. Увидев однажды настоящее винтажное украшение, в будущем не составит труда догадаться, что в руках вы держите настоящее сокровище или производство современного Китая.
Ниже я привожу советы, которые помогут вам ориентироваться в этом многообразии по косвенным признакам, даже если вы не видите это украшение вживую и увидели его в Интернете.
Если вы знаете, что такое маркировка украшений и достаточно хорошо ориентируетесь в названиях и стэмпах, но у вас остаются вопросы относительно идентификации, тогда вам помогут советы ниже.
Если вы только начинаете и не знаете, что такое маркировки, тогда посмотрите материалы по каждому бренду «История украшений».
Для оценки стоимости украшений необходимо обладать информацией о спросе и предложении. Внимательно подходите к вопросу покупки дорогих коллекционных украшений, цена является одним из ключевых факторов оценки подлинности.
BOOK PIECE
Часто продавцы отмечают украшения как «book piece», что означает, что украшение опубликовано в одном из каталогов винтажных украшений. Считается, что опубликованное в книге украшение имеет гораздо лучшую инвестиционную привлекательность, т.к. признано экспертами как важный кусочек истории costume jewelry прошлого столетия.
Если вам просто нравится изделие, и вам не так важно к какой эпохе оно относится, тогда купить копию не так уж страшно. Главное осознавать, что это копия, репродукция. Как кувшинки Моне, которые не те самые, а просто картинка, распечатанная из интернета.
Чем антикварное украшение отличается от винтажного (особенности терминологии, которая используется в зарубежных ювелирных магазинах)
Термины «антиквариат» и «винтаж» используются для обозначения старинных ювелирных изделий.
Так что же считается винтажными и что считается антикварными ювелирными изделиями?
Все не новые ювелирные изделия считаются ношенными или использованными, но не все ношенные ювелирные изделия считаются винтажными или антикварными.
Ношенные или использованные украшения
Этот термин охватывает все подержанные ювелирные изделия, независимо от того, можно ли их определить как антикварные или винтажные.
Например, вы обручились четыре года назад и получили совершенно новое бриллиантовое кольцо, но решили отменить свадьбу. На прошлой неделе вы наконец продали свое кольцо ювелиру. Перепродавая кольцо, ювелир классифицировал его как “не новое” или “ношенное”.
Дилеры за рубежом обычно ограничивают этим термином ювелирные изделия, которые были сделаны в течение последних 30 лет.
Можно с уверенностью предположить, что, если дилер говорит об украшении без какого-либо упоминания о его возрасте, это украшение не старинное.
Винтажные украшения
Ювелирным изделиям должно быть не менее 20-30 лет, чтобы считаться винтажными. Это может быть все, что сделано в 1990-х годах или ранее.
Винтаж – это, наверное, самый распространенный термин, поскольку он охватывает периоды, когда ювелирные изделия уже были массового производства.
Антикварные украшения
Этот термин относится к любому ювелирному изделию, которому около 100 лет и больше. Многие произведения ар-деко 1920-х годов теперь считаются антикварными, особенно те, что были сделаны в первом десятилетии двадцатого века.
Когда предмет называется антиквариатом у надежного дилера, вы можете быть уверены, что он старинный.
Остерегайтесь термина «античный стиль», который является еще одним показателем воспроизводства или “новодела”.
Когда слово “стиль” используется при описании украшения, которое кажется старым, но не имеет никаких упоминаний о возрасте, это может означать, что предмет является репродукцией.
Если вы сомневаетесь, обратитесь к эксперту, которому доверяете, и он поможет вам выяснить, с какими украшениями вы имеете дело.
Знайте, что иногда стили и тенденции повторяются, поэтому требуется много опыта и образование, чтобы правильно датировать предмет.
Винтажные украшения: мода с душой
Кто из нас по малолетству не заглядывал в мамину шкатулку, опасливо озираясь на дверь? Тяга к солидным драгоценностям соблазнила даже хоббитов, что уж говорить о нас, юнгах советского детства. Содержимое материнских ларцов (при наличии их в принципе) было, как правило, схожим: пара золотых комплектов с красным камушком, подвеска с прибалтийским янтарем, увесистые финифтяные серьги, бусы «Яблонекс» или браслет из крымского дерева, привезенный из отпуска.
Но иногда в шкатулках попадались странные предметы, идентифицировать которые ребёнку было не по силам: тот самый «винтаж».
Американская винтажная бижутерия (это и другие фото — из коллекции магазина винтажных украшений 20/80, читайте в конце статьи интервью с его хозяйкой Светой Богдановой):
Что считается винтажной бижутерией?
Винтажными считаются подлинные вещи возрастом от 20 до 50 лет (старше 50 относят уже к антиквариату). Эта, к сожалению, слабо оцененная в нашей стране категория включает самые яркие и лучшие маркеры моды прошлого — желательно в хорошем состоянии и годные к ношению. Запомним: не всякое старьё — винтаж!
Винтажными могут быть как драгоценности, так и (гораздо чаще) бижутерия. Эффектный, безупречно сохранённый винтажный образец бижутерии из малотиражной коллекции, иногда от закрывшейся ныне фирмы, может перевесить в цене типовое ювелирное изделие, пускай и аналогичного периода. Винтажные украшения часто сопровождает клеймо фирмы. Цену формирует баланс между состоянием вещи, её художественной ценностью, материалами и степенью растиражированности.
Гигантская брошь в виде собаки с красной эмалью, Франция, 1960-70-е гг.; мексиканец на ослике, Франциско Ребахез (или, в американской традиции, Фрэнк Ребаджез), 30-40е гг.:
Броши и пластики
Любители украшений 1930-80-х годов выпуска давно «полюбили» броши – самый распространенный жанр тех времен. Сейчас этот аксессуар переживает второе рождение, в том числе за счет его «винтажного» флера. И именно броши — возможно самые частые гости разнообразных винтажных бутиков. Ну а кроме привычных нам сережек, браслетов и колье, в винтажных лавках можно набрести на артефакты довольно экзотические. Примеры – различные клипы на платье или пальто, сменные пряжки для ремня, декоративные булавки и даже насадки для обуви с декоративными элементами.
Довоенные клипы для платьев («дресс-клипы»), Дания, 1900-20-е гг. Подобные украшения носили как брошки, зажимы для платков, или украшение для шляп или меха:
Винтажные украшения чаще всего выполнены из латуни, меди и других недрагоценных сплавов, иногда с серебрением или позолотой. Из техник характерны филигрань, подвески, планки с эмалью или патиной, а из вставок — камни, но чаще всего – цветное стекло как имитация камня, пластик, или стразы.
Пластики в винтажных украшениях заслуживают отдельного внимания. Разные фирмы и дизайнеры находили свои идеальные формулы «приготовления» пластиковой основы для украшений. До 1950-х популярным материалом был бакелит, после Второй мировой войны признанный на Западе устаревшим. Бакелит имел «нехорошее» свойство достаточно легко расплавляться, зато позволял наносить интересные резные орнаменты. И пока СССР штамповал бакелитовые лампы (промышленность, естественно, важнее «безделушек»), коллекционеры Запада охотились на бакелитовые броши и клипы для платьев 1930-х годов.
Винтажные украшения из пластика: 1) брошь в виде цикады, бакелит, Франция 1930-50-е гг., 2) коллекционные браслеты из бакелит и люцита 1930-60-е гг.:
Известные бренды украшений «винтажного фронта»
Родина бижутерии — Франция (от фр. bijouterie). Именно там в конце 18 века первыми появились соответствующие мануфактуры. Правда, в середине 1950-х европейская бижутерия была буквально сметена волной роскошных украшений американского производства. Объёмы производства в США были несравнимы со «старой Европой», и сегодня основу винтажного ассортимента на рынках разных стран формирует именно американская брендовая бижутерия.
Ценность бижутерии именитых модных домов буквально взлетела с середины 20 века. Такую бижутерию порой называют «костюмной», и это понятие изобрела в начале 20 века Коко Шанель. Франция в то время подняла налоги на украшения, а на одежду – нет, и Шанель «прописала» бижутерию как неотъемлемый аксессуар к женскому костюму, подобно ремню или галстуку для мужского.
Коллекционные броши из США от фирм Pomerantz и Reja — середина 20 века:
Бижу-мануфактуры основывались и закрывались. Например, компания California Perfume Company из Нью Йорка была основана в далёком 1886 году. А в 1939 году её переименовали в Аvon – знаменитую по сей день компанию с «сетевым» подходом к продаже изделий, эксклюзивные коллекции украшений для которой придумывали лучшие дизайнеры того времени, и даже звезды (например, Элизабет Тейлор). Кстати, другая знаменитость в мире бижутерии Кеннет Джей Лейн (марка KJL)– также одно время сотрудничал с Эйвон.
Винтаж или «винтажный стиль»?
В отличие от подлинно винтажных изделий, «винтажный стиль» подразумевает современные вещи, стилизованные под продукцию определенного времени. Такая «честная стилизация», или «винтаж для рациональных» — крепкое направление бижутерии, представленное многими бижутерными фирмами. Продукция этого рода имеет понятные плюсы: она новая, недорогая и пользуется спросом.
Кроме стилизованных украшений на рынке, к сожалению, попадаются и фальсификации. Фальсифицированное украшение – это подделка под определенный бренд вплоть до наличия клейма. Но есть и хорошие новости: подделка имеет экономический смысл только в случае, если речь идет о сверх популярном сегодня бренде (например, таком как Шанель). Если увлеченный покупатель «выбирает сердцем», а не «по причине известности», то риск столкнуться с фальсифицированным винтажным изделием почти нулевой.
С 1990-х годов и по сегодняшний день сохраняет популярность новое направление – винтажный ресайклинг, точнее – апсайклинг. Английский термин upcycling появился как раз в 1990-х и означает «креативное» повторное использование вещей либо их переделку во что-то новое, более ценное или красивое. Авторы такого рода украшений могут составить новое колье или браслет на основе современной цепочки, но с подвесками, снятыми с утратившими товарный вид украшений прошлых лет. Вещи, потерявшие ценность, разбираются на элементы, в которые «вдыхается новая жизнь» в новом украшении.
Португальская филигрань, 1920-е гг., серебро:
Украшение-талисман «Лапа куропатки», Lucky-Grouse, 1950-60-е гг., компания Miracle:
Где купить винтажные украшения?
Итак, не будем робеть: практика критерий познания. Может вы и не просеивали строительный мусор в сносимых арбатских домиках, но посетить винтажную выставку, например московские – «Блошиный рынок» или «Бижутерия от винтажа до наших дней» — вполне способны (календари ювелирных выставок). Кстати, другие ювелирные выставки чаще всего тоже включают винтажный ассортимент.
Немало винтажных позиций можно приобрести на «Ярмарке мастеров» livemaster.ru в разделе «бижутерия», а также на иностранных ресурсах etsy.com, ebay.com, dawanda.com. Там же нередко предлагаются интересные вещи в технике «upcycling» (смотрите нашу подборку площадок где можно найти дизайнерские и винтажные украшения).
Кто покупает винтажные украшения? Вопросы эксперту
Чтобы разобраться в винтажной теме чуточку глубже, мы попросили прокомментировать нашу статью специалиста.
На наши вопросы отвечает Света Богданова — писатель, культуролог, блогер и хозяйка необычного московского магазина винтажных украшений 20/80, в котором часто проходят интересные лекции и события (страница на фейсбуке).
Кто сегодня покупает винтажные украшения, и для чего люди это делают?
Сегодня винтаж в моде. И это не случайно. Люди устали от ширпотреба, а винтаж — это необычно, изысканно. Кроме того, винтажные украшения будят яркие эмоции, они — воплощенная история культуры и история моды. И среди них легко найти для себя символ, который поможет выразить вам себя.
Например, если у вас романтическое настроение, то кольцо в виде двух рук, держащих сердце (традиционный мотив в ирландской ювелирке) вам вполне подойдет. А если воинственное и вы готовы к решительным действиям, — то геральдическая брошь из далеких 1940-х — то, что поддержит ваш настрой.
Винтаж — это увлечение интеллектуалов и, так сказать, трудовой богемы. Среди моих клиентов, например, есть журналисты, рекламисты, бизнес-леди, финансисты, телевизионщики, актеры.
Где лучше всего искать такие украшения, и как понять, стоит ли изделие тех денег, что запрашивает продавец?
Удивительный миф о винтаже и антиквариате — будто продавцы хотят «задрать» цену и нажиться на покупателе. Как правило, подобные вещи (и украшения в том числе) стоят ровно столько, сколько за них запрашивают. Это по большей части предметы в единственном экземпляре (созданные в доконвейерную эпоху или дошедшие до наших дней в весьма небольшом количестве). Сколько вообще может стоить такая вещица? Как вы думаете?
Когда во время лекций я задаю такой вопрос, мне обычно отвечают: на блошином рынке в США эта брошь стоит один доллар. На это я всегда могу сказать: поезжайте в США, но при этом не забудьте посчитать, во сколько вам обойдутся билеты, размещение, проживание, поездка на блошиный рынок. Конечно, в Москве такие украшения стоят дороже, чем, например, в какой-то американской провинции (где обычно и проходят большие «блошки»). Но ведь и апельсины у нас стоят дороже, чем в Марокко, разве нет? :))
Винтажные и антикварные украшения лучше всего покупать у тех, кому вы доверяете и кто вам нравится как продавец. Но, по-моему, это правило касается абсолютно любых покупок.
«Злачные места», где можно купить винтажные украшения: блошиные рынки, ярмарки, интернет, антикварные магазины, тематические выставки-продажи. Таких мест много.
Какие украшения продаются в вашем магазине, и по какому принципу вы их подбираете?
В моем магазине очень много украшений из Европы. Мне очень нравятся французские и датские украшения, они очень узнаваемые и очень необычные. На российском рынке винтажа очень много представлено украшений из США. У меня же их совсем не много — наверное, не больше четверти всего ассортимента. Мне нравится отличаться:))
А основной принцип при выборе украшений — это, конечно, любовь. Ведь эти украшения несут в себе эмоцию, и сильную эмоцию, концентрированную. Чтобы работать с такими вещами, их нужно очень любить. Что я и делаю:))
Некоторые люди стараются избегать в своем гардеробе любых вещей, которые до них носили другие, особенно украшений — колец, часто из суеверных причин. Как такие страхи сочетаются с модой на винтажные изделия?
Один из самых частых вопросов неискушенных покупателей: энергетика. А как же так, это же кто-то носил… Это вещи, владельцы которых умерли… На это я всегда отвечаю: не знаю ни одного бедного, больного, несчастного любителя антиквариата. Это, как правило, гурманы и сибариты, люди, привыкшие наслаждаться жизнью. Они любят красивые и качественные вещи, и их выбор винтажа и антиквариата не случаен: сейчас просто ничего такого не делают!
Ну, и, конечно, с мистической точки зрения эти вещи — предметы силы, так сказать. Они пережили войны и экономические кризисы, их хранили, их не выбрасывали, не переплавляли. И подобные украшения делают своих владельцев только сильнее. Конечно, если владельцы им соответствуют:))
Нужно ли обладать особым умением «правильно» носить винтажные украшения?
В современном мире, где господствует «фьюжн» и эклектика, жестких правил, как и что лучше носить, быть не может. Поэтому — самое главное правило: слушайте себя. Если у вас улучшается настроение, когда вы надеваете ту или иную вещь, — значит, она «ваша» и вам идет.
Некоторые стилисты утверждают, что носить одновременно металлы разных оттенков — моветон. Я совершенно с этим не согласна. Порой такие «миксы» смотрятся очень ярко и интересно. Но если все же вам сложно «смешивать» сплавы, попробуйте для начала выбрать украшение, которое сделано из двух или трех сплавов. В винтаже такое тоже не так часто встречается, поэтому я рекомендую выбирать модернистские броши из меди, латуни и сплава под серебро. Или, например, украшения от Лиз Клэборн образца 1970-80-х гг. (она очень любила делать броши и браслеты из металлов под серебро и золото).
С такой бижутерией уже легко сочетать, скажем, золотое кольцо и серебряные серьги. Это — тот самый компромисс, который позволит вам найти «свое» сочетание.
Не бойтесь ярких и крупных украшений. Мелкие украшения, к которым нас приучила советская эпоха, на самом деле оптически теряются, не выделяются, и уж тем более никак не помогают нам выразить себя. Чтобы понять, что человек вкладывал в свой образ, нужно все как следует рассмотреть. А если в создании образа участвовали слишком мелкие украшения, то как же можно «прочитать» то послание, которое они несут?
Обычно мне говорят: «Мне нравятся крупные украшения, но я не знаю, с чего начать». В таких случаях я советую попробовать подобной эффектной брошью заколоть шаль, платок или палантин. Еще один предмет одежды, который мало кто украшает, — пальто. Рискните прикрепить массивную брошь на лацкан пальто, — это может помочь вам начать выражать себя через крупные украшения.
Автор статьи Эльвира Свиридова.
С экспертом беседовала главный редактор Ольга Кулейкина.
Винтажные кольца из серебра что это
Характеристики и особенности старинных колец
Старинные кольца — это украшения, которые отличаются дизайном, на их поверхности можно обнаружить клеймо, свидетельствующее о качестве изделия, они хранят информацию о мастере и ювелирном доме. Приобрести такое изделие можно на аукционе, в лавке антиквара.
Символика на кольцах
Старинное кольцо обладает символикой. Носить украшение было позволено не всем. Перстни и кольца украшали руки:
На металл наносили символы, которые наделяли человека сверхъестественными способностями. По поверьям изображения говорили не только о принадлежности человека к тому или иному роду, но и о его занятиях. Кольца с символикой животных ценились военными, магами и царями.
Популярностью пользовались изображения следующих животных и птиц:
Изображение волка характеризовало владельца как свободную личность, которая способна на отчаянные поступки.
Ястреб или орел на кольце наделял человека острым зрением и точностью.
Изображение коня свидетельствовало о свободолюбии человека, его силе.
А вот бык говорил о том, что владелец кольца обладает силой и выносливостью.
Старинные перстни, инкрустированные камнями, указывали на статус владельца и его достаток. Такие украшения изготавливались из золота или серебра. Украшались камнем крупного размера.
Перстни расценивались как символы:
Перстень с камнем был не только украшением. Язычники носили изделия, желая показать свою близость к богам. Императоры — принадлежность к знатному роду. В царской семье, как и во всех благородных домах, украшения с камнями, изготовленные из драгоценного металла, передавались по наследству.
Перстень крупного размера с камнем носили мужчины, женщинам ювелиры предлагали кольца, но монархи не делали исключений, и мужские украшения можно было увидеть на руках у властных женщин.
Как распознать старинный перстень?
Приобрести изделие древних ювелиров непросто. Продавцы нередко выдают за драгоценности старины украшения, которые были состарены искусственным образом. Отличить подделку от антиквариата поможет:
Естественно, что ювелир легко отличит подделку от раритета. Мастер проведет экспертизу и выдаст заключение. Но за экспертизу придется заплатить.
Золото и серебро обладают различными свойствами, из этих металлов, помимо железа, и изготавливались драгоценности. Они могли быть инкрустированы камнями. Благородные металлы не реагируют на магнит, кроме того, на поверхности изделия непременно должно стоять клеймо.
Старинные обручальные кольца
Можно рассмотреть клеймо при помощи лупы: это поможет получить больше информации о кольце. Перстень с налетом старины уникален, такие изделия обладают характерным дизайном, украшения массивные и поэтому стоят дорого.
Покупатели забывают о том, что антиквариат — это недешевое удовольствие, а под видом старинного украшения из серебра или золота можно приобрести подделку из латуни.
Старый перстень мог быть инкрустирован следующими камнями:
Крупные камни — отличительная черта старинных украшений. Полировка минералов проводилась не столь тщательно, поэтому камни имели характерный темный оттенок.
Достоверно определить, какой перстень владелец носит на руке, может только ювелир, поэтому при покупке антиквариата стоит проявить бдительность.
Стоит отметить, что кольца и перстни наравне с монетами и денежными купюрами имеют специфические знаки обозначения, о которых осведомлены антиквары. Информация может заключаться в клейме, а может быть внесена на поверхность изделия в виде небольшой метки или гравировки.
Винтаж
Винтажные кольца сегодня набирают популярность. Можно приобрести драгоценности в магазине, а можно сделать на заказ.
Кольца, которые разменяли 50-летний рубеж смело можно называть винтажными, драгоценности отличаются следующим:
Огранка камней в таких драгоценностях выполнена иначе, поэтому бриллианты и сапфиры имеют характерный блеск.
Еще одной отличительной чертой считается дизайн. Изделия, которые связаны с той или иной историей любви, у женщин пользуются особой популярностью.
Стоимость таких колец не отличается демократичностью, но она и не слишком высока, если, конечно, изделие не выполнено в единственном экземпляре, тогда его цена может быть заоблачной.
Ухаживать за украшениями стоит тщательно, они требуют бережного с собой обращения. Изделия не покрывались защитным слоем, и поэтому их чистку стоит проводить в ювелирной мастерской.
Купить перстень или винтажное кольцо можно в антикварной лавке, магазине или на аукционе. Такие драгоценности отличаются ценой, дизайном и невероятной роскошью.
Винтажное кольцо, перстень или другое украшение несет в себе энергетику владельца, является частью истории и способно стать гордостью любой женщины. Подобные изделия часто переходят в статус фамильных драгоценностей, их передают по наследству и бережно хранят. Налет старины не только ничуть не портит драгоценности, а лишь повышает их стоимость — вот главный плюс старинных украшений.
Ювелирка из СССР. Искусственные камни дороже настоящих.
У многих хранятся, доставшиеся в наследство, из середины ХХ века — кольца и серьги с красивыми прозрачными камнями. Бабушки уверяли внуков, что это — настоящие камни!
В СССР торговля ювелирной продукцией с «рубинами», «изумрудами», «сапфирами», «аметисты» и «топазы» полученными искусственно, приносила огромную прибыль. Стоимость искусственного камня была меньше натурального в сотни раз. Создание искусственных корундов, из которых и делались «драгоценные» камни, сначала велись в интересах военных. Затем искусственные камни начали создаваться для ювелирной промышленности.
Камни без изъянов, нет трещин и вкраплений.
Золотые кольца подчеркивали статус владельца.
Огранка камней велась машинным способом, количество получаемых драгоценностей, было достаточным для удовлетворения спроса. О том, что камни искусственные, в магазинах, торгующих ювелирными изделиями, не распространялись.
Сапфир? «Да», говорили продавцы! На бирке нет указания о вставке.
Ювелирка из СССР. Искусственные камни дороже настоящих.
У многих хранятся, доставшиеся в наследство, из середины ХХ века — кольца и серьги с красивыми прозрачными камнями. Бабушки уверяли внуков, что это — настоящие камни!
В СССР торговля ювелирной продукцией с «рубинами», «изумрудами», «сапфирами», «аметисты» и «топазы» полученными искусственно, приносила огромную прибыль. Стоимость искусственного камня была меньше натурального в сотни раз. Создание искусственных корундов, из которых и делались «драгоценные» камни, сначала велись в интересах военных. Затем искусственные камни начали создаваться для ювелирной промышленности.
Камни без изъянов, нет трещин и вкраплений.
Золотые кольца подчеркивали статус владельца.
Огранка камней велась машинным способом, количество получаемых драгоценностей, было достаточным для удовлетворения спроса. О том, что камни искусственные, в магазинах, торгующих ювелирными изделиями, не распространялись.
Сапфир? «Да», говорили продавцы! На бирке нет указания о вставке.
Винтажные кольца из серебра что это
Кольца антикварные, старинные, винтажные и современные
Винтажными называются кольца, выпущенные более 20 лет назад и имеющие все черты моды своего времени. Как и все винтажные украшения, винтажные кольца отличаются оригинальностью рисунка и выдержанностью цветовых сочетаний. Винтажные кольца представляют собой уникальные изделия, изготовленные дизайнерами прошлого, позволяющие прикоснутся к истории, почувствовать свою сопричастность вечности. Такие кольца могут, как органично сочетаться с остальными украшениями или элементами наряда, так и, наоборот, идти вразрез. Но в любом случае кольцо, как аксессуар, остается главным акцентом, придавая каждому жесту рук выразительности и значимости.
Пожалуй, среди всех украшений кольца являются самым любимым женским украшением. С самого раннего детства девочки обожают украшать пальчики разнообразными изящными колечками. Кольцо – это прекрасный аксессуар, позволяющий подчеркнуть красоту рук, плавность их движений, ненавязчиво дополнить наряд. Руки постоянно находятся в движении: они жестикулируют, держать кофейную чашку, сумочку, пальцы бегают по клавиатуре, скользят по поверхности. Красивые кольца на руках подчеркивают каждое движение, делают их значимыми, придают дополнительный смысл. Но мало кто задумывается о том, что кольца имеют богатейшую многогранную историю.
Кольцо, как украшение появилось еще на заре цивилизации. Предания говорят, что первым кольцом стало звено из оков Прометея, которое громовержец Зевс повелел Прометею носить на пальце после освобождения титана из оков, как символ непокорности и стойкости духа.
Кольца из кости появились еще в эпоху палеолита, в бронзовом веке их начали делать из металла. В стародавние времена кольцо зачастую имело не только декоративное и ритуальное назначение, но часто становилось вполне утилитарной вещью, выполняя определенные функции. Древние египтяне, а затем эгейцы, греки и этруски на указательном пальце правой руки носили перстни с оттисками, заменявшими именную подпись. Древние лучники украшали кольцами указательный, безымянный и средний пальцы руки, таким образом защищая их от порезов тетивой. В музейной витрине часто можно увидеть кольца-наперстки, бывшие в ходу у портных в старину.
Общеизвестна традиция древних носить кольца в знак принадлежности к определенной социальной группе. Так, в Древнем Риме только благородным патрициям было позволено носить золотые кольца, остальные граждане довольствовались украшениями из железа. Во времена империи золотое кольцо мог надеть любой свободный гражданин, вольноотпущенным было позволено носить серебряные украшения.
Старинные кольца могли выполнять роль своего рода пропуска. У многих монашеских орденов и тайных обществ существовали свои особенные кольца. Чены ордена тамплиеров носили специальные кольца, по которым они узнавали друг друга. Для католических епископов перстень – символ власти. Их называют «перстнем Рыбака», и они подтверждают Статус Папы, как наместника Великого Петра на земле. Перстни Пап делались из свинца, бронзы, золота. На перстень был нанесен папский герб — скрещенные ключи или тройная корона. Каждый перстень являлся уникальным.
Пожалуй, одной из самых интригующих легенд, касающихся старинных колец, является история семьи Борджиа. Чезаре Борджиа прославился своими кольцами-тайниками. Верхняя часть кольца откидывалась или отодвигалась, открывая полость для хранения яда. Упоминая о кольцах с секретом, нельзя не вспомнить старинные кольца-головоломки, состоящие из нескольких колец, сплетающихся в причудливом орнаменте.
Наравне с мужчинами на тонких женских пальчиках с древних времен красуются всевозможные кольца. В Риме женское кольцо указывало на то, что женщина уже кому-то принадлежит. Это не было обручальным кольцом в современном понимании, скорее кольцо сообщало окружающим, что женщина находится под защитой и покровительством. При этом надетое на палец кольцо дополнительно сдавливали щипцами так, чтобы его было не просто снять. Эта римская традиция позже прижилась на Востоке. Кольцо изготавливалось так, чтобы его можно было снять, только совершив ряд манипуляций. Если кольцо пытались снять иным образом, оно рассыпалось и женщину обвиняли в измене. В эпоху Средневековья красавицы украшали руки многочисленными разнокалиберными кольцами. К этому времени ювелиры научились изготавливать довольно изысканные и разнообразные украшения, что позволяло дамам подбирать их в соответствии с нарядом и со своим чувством прекрасного.
Древние славянки изначально чаще вплетали кольца в волосы или украшали ими головные уборы. Украшения в те времена носили исключительно ритуальный характер, оберегая владельца от сглаза и порчи. Но, начиная с 9 века, с приходом византийских традиций, кольца становятся одним из излюбленных повседневных украшений.
Известна любовь российских самодержцев к ювелирным украшениям. Существовала традиция награждения деятелей искусства не орденами и медалями, а драгоценными безделушками, в частности кольцами с императорским вензелем.
Следует отметить, что внешний вид колец менялся вместе с развитием человечества. Первые экземпляры, найденные при раскопках, напоминают грубые куски металла, впрочем, иногда украшенные драгоценными камнями. Иногда кольца украшались незамысловатым узором и эмалью. В период позднего Средневековья и эпоху Возрождения кольца стали более сложными по дизайну, более изящными и тщательно выполненными. Их декорируют в техники зерни, филиграни, кабоширования драгоценных камней. В качестве перстня-печатки очень популярно было золотое кольцо с круглой или овальной выпуклостью, на которой гравировался какой-либо религиозный мотив, эмблема, девиз.
В 17 веке предпочтение отдавали большим граненым камням в чеканной или гравированной оправе. Само кольцо покрывали эмалевым узором, филигранью.
Мода на бриллианты 18 века, сделала кольца более лаконичными по форме и отделке, чтобы обработка кольца не заслоняла красоту драгоценных камней. Кроме бриллиантов, ювелиры использовали различные дорогие камни, обрамленные бриллиантовой каймой в форме листьев, цветов, бантов.
Романтизм 19 века ввел в моду кольца с миниатюрными портретами в рамке из бриллиантов или страз. Популярными стали кольца-портреты с черными силуэтными изображениями на золотой фольге, бело-голубые плакетки Веджвуда, резной камень. Большой любовью пользовались кольца-тайнички, в котором можно было спрятать, например, любимый локон.
Период наполеоновских войн в какой-то степени можно назвать временем официального признания бижутерии, как украшений из недорогих материалов. В то время воющая Европа «отдавала золото на железо» — на нужды армии, и сознательные граждане заказывали украшения, в том числе и кольца, из тонкого чугуна.
Двадцатый век меняет форму колец, придавая им прихотливые и затейливые очертания. В моде как растительные рисунки из затейливых переплетений цветов, листьев, змеек, так и новые геометрические формы. Встречаются даже квадратные кольца. Развитие швейной индустрии, а значит, более частая смена модных тенденций требует большего количества аксессуаров, сочетающихся с одеждой разного стиля, что как нельзя лучше отражается на ювелирной промышленности, ее развитии и процветании.
Современная мода предлагает невообразимое разнообразие всевозможных украшений, в том числе колец. Сейчас кольца носят в основном женщины, хотя и многие мужчины не отказываю себе в удовольствии надеть крупный перстень или печатку. Богатство выбора, которое предлагается современной фэшн-индустрией позволяет подобрать кольцо так, чтобы оно наиболее выигрышно подчеркивало красоту рук.
Винтажные кольца часто перекликаются с линиями и формами, кажущимися нам вполне актуальными, поэтому их легко вписать в современные модные образы. Ведь ничто не ново под луной, всё возвращается к нам, претерпев некоторые изменения. Но винтажные украшения при этом имеют дополнительное очарование, когда вспоминаешь о том, сколько времени прошло с тех пор, как они вышли из мастерской ювелира. Надев старинное кольцо, легко представить себя героиней самого романтического романа, изысканной и утонченной, которой при встрече нужно целовать руку.
При выборе винтажного кольца полезно будет иметь представление о различных видах колец, художественных стилях, технике исполнения. Это поможет правильно ориентироваться в мире винтажных украшений и сделать правильный выбор. Начнем с того, что ювелиры делят кольца на простые и сложные. Для сложных колец характерно наличие большого количества вставок из камней, замысловатые плетения креплений, богатые украшения из филиграни и эмали, гравировка, чеканка, чернь. Простые кольца не так броски, менее затейливы. К простым традиционно относятся, обручальные и помолвочные кольца, кольца-печатки, кольца-вензеля. По назначению кольца бывают помолвочными, обручальными (или венчальными), коктейльными, печатками, юбилейными, гороскопическими, кольцами религиозного назначения. Помимо внешнего вида и назначения следует обратить внимание на конструкцию винтажного кольца.
В соответствии с теорией, кольцо состоит из двух основных частей: шинки – декоративно оформленного ободка, оправы для камня (касты), ранта под оправу, накладок и камня-вставки. Декоративная верхушка, (например, камень) — смысловой центр кольца, — это то, что мы видим, когда кольцо надето на палец. Шинка есть у всех колец, а верхушка только у сложных.
Ободок (шинка) бывает сплошным, полым с сечением разных форм: круглым, полукруглым, прямоугольным и др. Наружная сторона шинки может быть гладкой, с рисунком эмалью, чеканной, гравированной, на ней могут быть закрепки для камней. Оправа для камня (каст) может быть одна или несколько. Она может быть различной формы, конфигурации, высоты; рант для оправы может быть разным по форме и размеру. Накладки также могут быть гладкими, чеканными, гравированными, филигранными, иметь места для крепления камней. Камень-вставка (верхушка) бывает круглой, овальной, многоугольной, — это целиком зависит от фантазии ювелира. Она может крепиться к основанию кольца разными способами.
Виды огранки драгоценных камней
Основные виды крепления вставки, которые можно встретить у винтажных колец:
Глухой каст-это самый простой и распространенный способ крепления. Вставка крепится путем равномерного обжатия ее металлом со всех сторон. Таким образом чаще всего закрепляют непрозрачные камни.
Канальная закрепка используется для закрепления небольших камней внутри канала, прорезанного по окружности кольца.
Закрепка паве – это каст с просверленными отверстиями в поверхности кольца, которые держат камни на расстоянии друг от друга. Этот способ крепления используется для закрепления большого количества некрупных камней.
Кармезиновый каст — в центре помещается крупный камень, а вокруг располагаются более мелкие камушки. Такая оправа иногда называется «малинкой».
Ободковый куст (царговый) – в этом случае вставки крепятся с помощью ободка. Используется для закрепления прозрачных камней.
Крапановый куст – камень закрепляется крючками-крапанами.
Одним из определяющих факторов при выборе винтажного кольца являются материалы, из которых изготовлено кольцо. Это может быть сплав золота, серебра, латунь, другие сплавы. В качестве вставок и отделки используются драгоценные и полудрагоценные камни, различных форм и огранок, граненое и гладкое стекло с амальгамой и без, штампованные камни без граней (кабашоны), камни различных форм огранки, разных цветов и размеров, пластмасса.
Кольца из серебра и не драгоценных металлов могут покрываться позолотой. Кроме того, поверхность винтажного кольца может подвергаться оксидированию, химическому окрашиванию. Для придания специальных эффектов поверхность кольца может быть отшлифованная, отполированная или матовая.
Размеры в винтажных колец также, как и современных, определяются диаметром ободка (шинки) кольца или номером.