2. Данные глаголы изменяются по временам и могут употребляться в форме сослагательного наклонения: Светает. Уже рассветало, когда мы выехали. Скоро будет светать, и тогда мы отправимся в путь. Рассветало бы поскорее!
662 Определите, в какой форме употреблены глаголы-сказуемые в этих предложениях.
1) Уже вечерело. 2) Мне не спится. 3) Его знобит. 4) Ей нездоровится. 5) Смеркалось.
Возьмите на заметку!
Нередко личные глаголы могут употребляться в значении безличных. Сравните: Вода подмыла берег. — Водой подмыло берег.
663 1 Установите, в каких предложениях личные глаголы выступают в безличном значении.
1. Глаголы бывают переходными и непереходными.Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на определённый предмет. Этот предмет выражается чаще всего с помощью существительного в вин. п. без предлога: (вин. п. без предлога), (вин. п. без предлога).
2. Все остальные глаголы — непереходные. Например: поехать в Москву (сущ. в вин. п. с предлогом), зависеть от соседа (сущ. в род. п. с предлогом). Глаголы с суффиксом -ся(-сь) — непереходные: улыбаться другу.
664 1. Пользуясь правилом, распределите словосочетания по группам.
Писать статью, читал текст, смотришь видеофильм, войти в дом, строиться в Петербурге, шёл лесом, коснусь плечом, вырвалась на волю, блестело на траве, прослушать передачу, возьмите диск, создаётся журналистом.
2. Выполните морфемный и морфологический разбор выделенных слов.
665 1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Укажите вид глаголов, а также переходными или непереходными они являются.
На долгом своём пути сверху вниз ручей много вид..т — ведь в нём всё отража..тся! Многое узнаёт — много всего в него попада..т! И во всех горных событиях ручей принима..т самое бурное участие: растопля..т снега шлифу..т скалы перекатыва..т камни руш..т деревья вороча..т брёвна.
666 Самостоятельно проверьте, как вы усвоили тему «Глагол», выполнив соответствующие упражнения в мультимедийном приложении к учебнику. Оцените свою работу.
Урок русского языка по теме «Безличные глаголы»; 5-6 кл.
Урок русского языка в 5-6 классе по теме «Безличные глаголы»
Межевов Антон Владимирович,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Вознесенская МСОШ
Здравствуйте, сейчас весна, март. Посмотрите, пожалуйста, на доску, на ней написаны несколько признаков весны. (Слайд 1)
Весной рано светает.
-Какая часть речи присутствует во всех предложениях? ( Глагол ).
-Давайте вспомним определение глагола. (Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или лица и отвечает на вопросы что делать? и что сделать?)
-А какое же лицо действует в наших предложениях?
-Есть здесь действующее лицо? ( Нет ).
-Как же можно назвать глаголы без лица? ( Безличные).
Цель: Сегодня мы с вами узнаем, какие глаголы называются безличными, выясним их значение, будем учиться отличать безличные глаголы от личных.
Мы говорим, что весной все чувствуют себя бодро, приподнято, любуются пробуждающейся природой. Как вы знаете, острее всех, тоньше чувствует природу, и передают её остальным людям поэты.
1. Прочитаем отрывок из стихотворения Плещеева «Весна». (Слайд 3)
-Есть ли в этом отрывке безличные глаголы? ( Повеяло ).
-Почему вы так решили? (действие совершается само по себе, без лица, подлежащего нет)
Молодцы, вот мы с вами и вышли на определение. (Слайд 4) Прочитаем его.
2. Давайте посмотрим, в каких формах могут употребляться безличные глаголы? (Слайд 5)
Уже вечереет – наст. вр., 3 л., ед. ч.
Скоро будет смеркаться раньше – буд. вр., 3 л., ед. ч.
На той стороне подмыло берег – прош. вр., ср. р., ед. ч.
Вывод: безличные глаголы изменяются по временам, в настоящем и будущем времени употребляются только в 3 лице, единственном числе, а в прошедшем времени в форме среднего рода, единственного числа.
3. Обратимся к следующему заданию, посмотрим, чем отличаются безличные глаголы от личных. (Слайд 6)
Дерево темнеет вдали.В лесу быстро темнеет.
Ребёнок не спит. Ему не спится.
Ветер клонит деревья. Его клонило в сон.
-сравните предложения (найдите главные члены предложения);
-установите значение (семантику) представленных глаголов;
Мы с вами нашли ещё один признак – поставить подлежащее в предложение с безличным глаголом невозможно.
Попробуйте составить предложения с двумя безличными глаголами. 1-вариант: состояние природы, 2-вариант: состояние человека, живых существ. (Слайд 7)
1.Приближался рассвет. 2.Вечерело. 3.Весь день идёт дождь.4.Как быстро рассвело! 5.Мне долго не спалось. 6.Сегодня все хорошо работали!7. В ушах зазвенело.
Домашнее задание : придумать стихотворение из четырёх строк на весеннюю тему с безличными глаголами. (Слайд 9)
Что же нового вы сегодня узнали?
Какие глаголы называются безличными?
Что обычно обозначают эти глаголы?
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение? Оставьте комментарий
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU». 12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45 Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45 Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su Домен: https://pedsovet.su/ Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Открытый урок по русскому языку по теме «Безличные глаголы» (6 класс)
МАОУ «Корсаковская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка.
Тема: «Безличные глаголы»
Подготовила: Пархаева Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы.
Урок в 6-м классе по теме «Безличные глаголы»
Познакомить учащихся с понятием “безличный глагол”, с лексическими группами безличных глаголов.
Совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения.
Обучать конструированию предложений с безличными глаголами.
Формировать умение отличать безличные глаголы от личных, находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль.
Развивать умение оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.
Развивать культуру речи учащихся, культуру ответа.
Развивать творческое воображение учащихся.
Задачи урока:
знать значения безличных глаголов;
знать формы безличных глаголов;
уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме;
уметь пользоваться безличными глаголами в речи.
Тип урока: урок изучения нового материала, урок- исследование.
Формы работы: индивидуальная, самостоятельная, фронтальная, групповая.
Методы: частично- поисковый, эвристический.
Оборудование: эпиграф к уроку: «Богатство русского языка неизмеримо» К.Г.Паустовский, карточки для самостоятельной работы.
Ход уроков
1. Организационный момент и вступительное слово учителя.
Урок начинается со вступительного слова учителя, который читает эпиграф урока, высказывание К.Г. Паустовского: «Богатство русского языка неизмеримо».
– Вы не раз убеждались в том, что слово русское необыкновенно выразительно, красиво. На удивительную силу русского глагола обращали внимание ученые лингвисты, писатели. Эта часть речи занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
-Давайте же вспомним определение глагола.
Дети дают определение: Глагол- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или лица и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
2. Самоопределение к деятельности.
— Верно. Глаголы всегда обозначают какое-то действие, связанное с кем-то или с чем-то, кто это действие производит.
— Назовите, пожалуйста, субъект действия в следующих предложениях.
I) Мы готовимся к прилёту пернатых друзей.
2) Вдалеке послышался меченый шум.
3) Кто-то постучал в дверь.
4) Мечтаю о том, чтобы все вокруг были счастливы.
5) Хочется найти ответ на этот вопрос.
— В каких предложениях субъект действия не указан? (В четвёртом и пятом.)
— Можно ли дополнить эти предложения так, чтобы появился субъект действия? (Четвёртое можно (Я мечтаю о том, чтобы все были счастливы), а пятое нет.)
— Какой можно сделать вывод? (Глаголы могут обозначать действие, которое происходит само по себе.)
Фразу можно дополнить: Мне (нам, им, ему, ей) хочется найти ответ на этот вопрос. Но и в этом случае нет субъекта.
— Посмотрите пожалуйста, еще на несколько предложений:
1. Весной рано светает.
— Какое лицо действует в наших предложениях?
— Есть здесь действующее лицо?
— Как можно назвать глаголы без лица? (Безличные)
— Да, правильно. Ребята, давайте нарисуем лицо.
Есть лицо нет лица
3. Определение темы урока, постановка цели и задач, выполнение.
Вместе с учениками определяется, что тема урока «Безличные глаголы».
Наши цели:- узнать, что такое безличные глаголы, значение безличных глаголов;
— определить формы безличных глаголов;
— уметь отличать безличные глаголы от личных.
Мы говорим, что весной все чувствуют себя бодро, приподнято, любуются пробуждающейся природой. Как вы знаете, острее всех, тоньше чувствует природу, и передают её остальным людям поэты.
а). Прочитаем отрывок из стихотворения Плещеева «Весна».
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
-Есть ли в этом отрывке безличные глаголы? (Повеяло).
-Почему вы так решили? (действие совершается само по себе, без лица, подлежащего нет)
Молодцы, вот мы с вами и вышли на определение безличных глаголов. Откроем учебник на стр. 131., прочитаем его.
Какой можно сделать вывод? (Безличные глаголы изменяются по временам, в настоящем и будущем времени употребляются только в 3 лице, единственном числе, а в прошедшем времени в форме среднего рода, единственного числа).
— Ребята, запишем наш вывод в виде таблицы:
в) Обратимся к следующему заданию, посмотрим, чем отличаются безличные глаголы от личных. Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет.
Ребёнок не спит. Ему не спится.
Ветер клонит деревья. Его клонило в сон.
Задания: -сравните предложения (найдите главные члены предложения); -установите значение (семантику) представленных глаголов; Мы с вами нашли ещё один признак – поставить подлежащее в предложение с безличным глаголом невозможно. Можно сделать следующий вывод: Безличные глаголы образуются от личных глаголов.
*безличные глаголы могут обозначать явления природы (смеркается, светало, морозит);
*внутреннее состояние человека или животных (нездоровится, не спится, знобило, легко дышится);
* указывать на случайность, внезапность поступка, порой в ущерб себе (осенило, угораздило, приспичило);
*безличные глаголы могут определять меру или необходимость чего-либо (хватит, недостаёт); *безличный глагол может входить в состав фразеологизма: пришло в голову;
4. Творческая работа.
Попробуйте составить предложения с двумя безличными глаголами.
1-вариант: состояние природы,
2-вариант: состояние человека, живых существ.
— Теперь мы с вами немного поиграем. Игра называется : Немой опрос.(Раздаются карточки: на одной стороне лицо – это личные, на другой стороне овал – это безличные. Надо поднять одну из карточек) 1.Приближался рассвет.
3.Весь день идёт дождь.
4.Как быстро рассвело!
5.Мне долго не спалось.
6.Сегодня все хорошо работали!
7. В ушах зазвенело.
Домашнее задание: придумать стихотворение из четырёх строк на весеннюю тему с безличными глаголами. Рефлексия. 1. Что же нового вы сегодня узнали? 2. Какие глаголы называются безличными? 3. Что обычно обозначают эти глаголы?
4. В чем особенность предложений с безличными глаголами?
5. Убедились ли вы в том, что справедливы слова Паустовского о неизмеримости богатства русского языка?
Самоанализ урока русского языка.
Тема урока: Безличные глаголы.
Цели урока: Обучающие:
Познакомить учащихся с понятием “безличный глагол”, с лексическими группами безличных глаголов.
Совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения.
Обучать конструированию предложений с безличными глаголами.
Формировать умение отличать безличные глаголы от личных, находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль.
Развивать умение оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.
Развивать культуру речи учащихся, культуру ответа.
Развивать творческое воображение учащихся.
знать значения безличных глаголов;
знать формы безличных глаголов;
уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме;
уметь пользоваться безличными глаголами в речи.
Тип урока: урок изучения нового материала, урок- исследование.
Этот урок является первым в изучении темы « Безличные глаголы», построен с учётом дидактических принципов УМК М.Т.Баранова, с учётом развития универсальных учебных действий и психологических особенностей детей данного возраста.
Выбранную структуру урока (орг. момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, «добывание» знаний путём практических действий, обобщение и закрепление, рефлексия) считаю логичной и наиболее оптимальной; она соответствует типу и основной дидактической задаче урока. Основным в структуре урока был этап открытия нового знания. Именно на нём созданы условия для формирования универсальных учебных действий:
— познавательных: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования безличных глаголов.
— коммуникативных: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
— личностных: способность к установлению связи между целью учебной деятельности и её мотивом, определению правил работы в группе, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— регулятивных: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекций.
На уроке осуществлён оптимальный подбор материала и видов деятельности для различных этапов урока, раскрыта практическая значимость изучаемого материала; использована система заданий, предусматривающих самостоятельность и творчество учащихся при их выполнении.
Методы обучения (наглядный, практический, исследовательский) и организационные формы обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая) соответствовали типу, задачам урока и физиологическим особенностям шестиклассников.
Показателем эффективности представленного Вашему вниманию урока является следующее:
— темп и смена видов деятельности на уроке были оптимальными;
— созданы условия для формирования навыков делового общения, активизации внимания учащихся;
— решена дидактическая задача урока;
— время на уроке использовалось рационально;
Цель урока в целом достигнута, т.к. достиг цели каждый из его этапов. Я считаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив при этом продуктивную мотивацию к учению.
Ваш ребенок метеозависим: инструкция, что делать маме (2021-04-07 10:23:20)
Ваш ребенок метеозависим: инструкция, что делать маме
Малыша клонит в сон, а затем он начинает капризничать на ровном месте. И только когда через пару часов проходит гроза, вы понимаете, что это было. Да, у вашего ребенка метеозависимость. Впрочем, вы не одиноки.
Многим взрослым хорошо известно, что такое метеозависимость и как меняется самочувствие со сменой погоды. А существует ли метеозависимость у детей? Ответ на этот вопрос могут дать сотрудники детских учреждений — детских садов или школ. Воспитатели и учителя часто замечают, что бывают такие дни, когда не один ребенок, а целая группа или класс ведет себя иначе, чем обычно. И связано это с переменой погоды. Например, малыши накануне ливня начинают капризничать, шуметь, отказываться от еды, хуже засыпать. Согласно некоторым статистическим данным, метеозависимыми являются 63% малышей до 5 лет. Дети постарше вертятся на уроке, не в силах высидеть занятие до конца, быстро утомляются и теряют интерес, легко отвлекаются, жалуются на головную боль. Все это часто бывает проявлением метеозависимости. К сожалению, детям она свойственна так же, как и взрослым.
Какие факторы влияют на самочувствие ребенка:
— перепады температуры воздуха, — колебания атмосферного давления, — резкое понижение или повышение влажности воздуха, — сильный ветер, — магнитные бури.
Как метеозависимость связана с возрастом ребенка
В зависимости от возраста детская метеозависимость может иметь разные причины и проявления.
• Дети на первом году жизни реагируют на изменение атмосферного давления из-за того, что все системы и органы еще незрелы и не работают в полную силу. У малышей еще не заросли роднички, так что им свойственно отзываться на изменения атмосферного давления. Груднички чаще плачут, капризничают, кричат. У них нарушается сон — он может быть тревожным, с частыми пробуждениями, или наоборот, очень глубоким и длинным, ребенка может постоянно клонить в сон. Мамы также отмечают нарушения в пищеварении — сниженный аппетит, частые срыгивания, колики. • Дошкольники и младшие школьники переживают период роста и развития, так что они реагируют на смену погоды вследствие психических и физических перегрузок. Дети этого возраста могут жаловаться на боли в животе и на головную боль, у них часто бывает тошнота и рвота, они быстро утомляются. • Подростки растут еще активнее младших школьников, кроме того, в это время в организме меняется гормональный фон. Так что в подростковом возрасте метеозависимость может выражаться в довольно тяжелой форме: повышение давления и сердцебиение либо снижение давления со слабостью и обмороками, а также головные боли, головокружение, рвота, нарушение терморегуляции.
Суммируем симптомы метеозависимости у детей:
— головокружение — слабость, сонливость, обмороки — головная боль — частые капризы, беспричинные слезы — быстрая утомляемость, усталость — неприятные ощущения в области желудка или живота, рвота — повышение или понижение давления
Что усиливает метеозависимость у детей
Метеозависимость у детей особенно ярко проявляется в критические периоды развития, на фоне психологических травм, стрессов, переутомления, нарушения режима дня и питания, разногласий между родителями, при пониженном иммунитете, при смене обстановки или переезде. Все эти факторы приводят к срыву адаптационных механизмов, и, как следствие, тяжелому проявлению метеопатии.
Кроме того, по наблюдениям врачей, к изменениям погоды более восприимчивы дети, которые появились на свет в результате кесарева сечения или рождены раньше срока. Важен и пол: есть наблюдения, что мальчики более метеозависимы, чем девочки. И, наконец, среди метеозависимых детей много ребят с самыми разными хроническими заболеваниями. Дети с нарушениями психоэмоционального характера накануне проливного дождя или быстрого потепления также могут капризничать, испытывать чувство тревоги.
Диета при метеозависимости у детей
Не заставляйте ребенка есть в эти дни, если он не хочет. Малыш не должен быть перекормлен. Конечно, жирную, жареную, мясную, очень острую и соленую пищу из рациона надо исключить. Вместо этого предлагайте малышу легкие блюда, каши, овощи, молочные продукты, рыбу. Тяжелые, трудноперевариваемые десерты замените свежими фруктами.
Грудных детей надо чаще прикладывать к груди, старшим детям рекомендована легко усваивающаяся пища. Следите за тем, чтобы ребенок пил достаточное количество воды. Уточните у педиатра, какие поливитамины стоит принимать.
Как лечить метеозависимость у детей
— Избегайте в неблагоприятные дни большого скопления людей. Посещения театров, концертов, дней рождения, детских праздников в эти дни лучше ограничить. Так же, как и дальние утомительные поездки. — По возможности перенесите медицинские процедуры на другое время. — Исключите лишние раздражители — яркий свет, громкие звуки. Дома соблюдайте тишину, не включайте громко телевизор или возбуждающую музыку, не кричите. — Если позволяет погода, не сокращайте привычный прогулочный маршрут с ребенком, а наоборот, погуляйте подольше — свежий воздух укрепляет организм. — В то же время следите, чтобы малыш не перенапрягался физически. — Теплая ванна с успокаивающими травами согреет и расслабит ребенка. — Сделайте малышу легкий массаж или просто погладьте его, обнимите, приласкайте, чтобы он почувствовал себя защищенным. Грудничка носите на руках, отвлекайте от капризов играми. — Можно дать малышу немного травяного чая — с мятой, лимоном. Посоветуйтесь с врачом, какие успокаивающие травяные отвары можно применять. — Постарайтесь, чтобы ребенок пораньше заснул.
Подробнее
Медицинский лекторий
Сахарный диабет и ожирение. Новый взгляд на проблему.