вертолет почему так называется
В русском языке появилось слово «вертолёт»
Первый советский вертолёт КАСКР-1 «Красный инженер»
В 1929 году в русском языке появилось новое слово – «вертолёт». Так авиаконструктор Николай Ильич Камов назвал свое изобретение – первый советский вертолёт КАСКР-1 «Красный инженер». Название аппарата образовалось от фамилий авторов – Камов-Скржинский. А самым ранним документом, в котором было употреблено слово «вертолёт», является Протокол заседания Технической Комиссии Центрального Совета ОСОАВИАХИМа, датированный как раз 8 февраля 1929 года.
Вертолёт в современном понимании этого слова до войны носил название «геликоптер». Это слово было заимствовано из французского языка (фр. hélicoptère) уже в конце 19 века. Однако, изобретение Камова не было вертолётом в современном смысле этого слова. Летательный аппарат КАСКР принадлежал по своим техническим характеристикам к тому типу аппаратов, которые назывались «автожирами».
Как и вертолёт (которому не нужен разбег перед взлётом, поскольку он способен вертикально подняться и полететь с любой площадки), автожир обладал несущим винтом для создания подъёмной силы, однако винт автожира вращался под действием аэродинамических сил в режиме авторотации. В то же время автожир обычно обладал ещё и тянущим/толкающим винтом (пропеллером), как и у обычного самолета времен поршневой авиации. Этот маршевый винт сообщал автожиру горизонтальную скорость.
По всей видимости, слово «вертолёт» было создано по подобию французского «gyroplane» (имеющего то же значение и существующего с 1907 года), так же, как по аналогии с «aéroplane» (тогда ещё бытовавшему во французском языке) был придуман «самолёт». То есть, первый элемент «верт» (от слова «вертеть») соответствует французскому «gyro-», восходящему ко греческому «γῦρος».
Существует и другой вариант происхождения слова «вертолёт» – от названия компании-производителя вертолётов «Vertol» (название, в свою очередь, произошло от сокращения термина «Vertical Take-off and Landing aircraft» – «воздушное судно вертикального взлёта и посадки»).
В 1959 году советская делегация, в состав которой входил и разработчик первых советских серийных вертолетов М.Миль, приобрела в США образцы американских вертолётов Sikorsky S-58 и Vertol V-44. Именно с этого времени, слово «вертолёт» в русском языке окончательно вытеснило термин «геликоптер» для обозначения этих аппаратов.
Как «геликоптер» превратился в «вертолет»
90 лет назад, 8 февраля 1929 года в русском языке появилось новое слово — «вертолёт». Так авиаконструктор Николай Ильич Камов окрестил летательный аппарат Каскр-1 «Красный инженер». Название «каскр» изобретатель получил от слияния фамилий авторов проекта — Камов и Скржинский.
Первое упоминание нового слова в официальных документах зафиксировано в Протоколе заседания Технической Комиссии Центрального Совета ОСОАВИАХИМа, датированном 8 февраля 1929 года. То, что мы сейчас привычно называем «вертолётом», раньше в России называли французским термином «геликоптер» (фр. hélicoptère).
Создание же нового слова «вертолет» было обусловлено тем, что изобретение Камова больше принадлежало по своим техническим характеристикам к другому типу аппаратов, которые назывались «автожирами». Как и вертолёт Камова, автожиры способны вертикально взлетать за счёт несущего винта, который вращается под действием аэродинамических сил в режиме авторотации. При этом отличительной особенностью автожира является наличие пропеллера, который придаёт ему горизонтальную скорость, как, например, это было у самых первых самолётов.
Скорее всего слово «вертолёт» было создано по подобию французского gyroplane, так же как по аналогии с aéroplane было придумано слово «самолёт». То есть первая часть слова «верт» (от слова «вертеть») соответствует французскому gyro-, восходящему ко греческому γῦρος.
Однако слово «вертолет», хоть и впервые было использовано Камовым для собственного изобретения, в обиход в русском языке вошло позже. Как ни странно, произошло это благодаря американскому производителю вертолетов «Vertol». Ведь продукцию именно этой компании приобрела советская делегация в 1959 году — образцы Sikorsky S-58 и Vertol V-44. И уже на основе этих летательных аппаратов Михаил Миль разработал первые советские серийные «вертолеты».
История появления вертолетов
Первые разработки аппаратов вертикального взлета, похожие на вертолет (или — геликоптер), датированы 400 годом н. э. в Китае — это была игрушка, представляющая собой палку с перьями на конце в виде винта. Раскручиваешь палку и игрушка взлетает вверх. Такие игрушки производятся и по сей день.
Аппарат вертикального взлета пытался создать и М. Ломоносов, однако он не предполагал использовать его для пилотируемых полетов, а лишь для метеорологических исследований.
Первый же вариант автожира разработал француз д`Амекур в 1853-1860 годах и назвал его «аэронеф». Аппарат д`Амекура работал при помощи паровой машины.
Первый же вертикальный полет на аппарате с бензиновым двигателем совершили Луи и Жак Бреге в 1907 году, поднявшись на высоту 1525 см. В том же году еще один француз Поль Корню поднялся в воздух на изобретенной им машине, похожей на геликоптер. К чести этого изобретателя следует сказать, что Корню пытался сделать свой аппарат управляемым.
Но первый устойчивый вертолет появился только в 1922 году. Автором его являлся русский изобретатель Георгий Ботезат, эмигрировавший в США. Свое изобретение он создал по заказу армии США и ему удалось подняться на высоту 5-ти метров с грузом и провести в воздухе несколько минут. Именно с этого полета принято отсчитывать начало эпохи вертолетов.
Вертолет почему так называется
Вертолёты!
Почему называется Вертолёт!
Самым ранним документом, в котором употребляется слово «вертолёт», является Протокол заседания Технической Комиссии Центрального Совета ОСОАВИАХИМа под председательством Б. Н. Юрьева, датированный 8 февраля 1929 года.
Заседание Комиссии было посвящено рассмотрению проекта автожира КАСКР-1 инженеров Н. И. Камова и Н. К. Скржинского. Новое слово прижилось, как русский синоним слова «геликоптер», в конце 1940-х годов полностью заменив его.
В 1959 году советская делегация, в состав которой входил и разработчик первых советских серийных вертолётов М. Л. Миль, приобрела в США образцы американских вертолётов Sikorsky S-58 и Vertol V-44. Именно, с этого времени, слово «вертолёт» в русском языке окончательно вытеснило слово «геликоптер» для обозначения этих машин.
Вертолёт! Основы полета вертолёта!
Крутящий момент. Вследствие вращения винта на фюзеляж вертолета действует момент сил, закручивающий его в противоположном направлении. Существует несколько способов компенсации этого крутящего момента, и соответственно различаются схемы вертолетов. Наиболее распространенной является схема с большим несущим винтом, устанавливаемым над фюзеляжем и обеспечивающим создание подъемной силы и горизонтальное перемещение, и небольшим хвостовым винтом, который вращается в вертикальной плоскости, как винт самолета, и используется для управления. Хвостовой винт создает силу тяги, момент которой противоположен крутящему моменту, порождаемому несущим винтом, и препятствует вращению фюзеляжа.
Преимущества и недостатки вертолётов!
Главным достоинством вертолетов является способность совершать взлёт и посадку по вертикали. Вертолёту не нужен аэродром, вертолёт может приземлиться (и взлететь) в любом месте, где есть ровная площадка размером в полтора диаметра винта.
К достоинствам вертолётов относится и их манёвренность: вертолёты способны к зависанию в воздухе, могут лететь в любую сторону и даже «задом наперёд».
Вертолёты могут перевозить груз на внешней подвеске, и это позволяет им перевозить очень громоздкие грузы, а также выполнять сложные монтажные работы.
Недостатки, присущие вертолётам:
— меньшая, по сравнению с самолетами, максимальная скорость полёта и повышенный расход горючего (удельный расход топлива). Как следствие, более высокая стоимость полёта в расчёте на пассажиро-километр или единицу массы перевозимого груза.
— сложность в управлении вертолётом. Как и у самолётов, у вертолётов существуют свои особенные, характерные только для них опасные режимы полёта, аварийные режимы и аэродинамические особенности: например, вихревое кольцо, земной резонанс и т.д. Пилот вертолёта должен иметь твёрдые знания и практические навыки для предотвращения возможных аварийных ситуаций из-за этих особенностей вертолёта.
История вертолётостроения!
Вертолёты! Как всё начиналось!
Первое упоминание о вертикально взлетающем устройстве обнаружено в Китае около 400 года нашей эры. Это летающее устройство представляло собой игрушку в виде палки с прикреплёнными к концу этой палки перьями в виде винта, которую следовало раскручивать в зажатых ладонях для создания подъёмной силы, а затем отпускать.
В 1754 году, М.В. Ломоносов изготовил прибор, для исследования верхних атмосферы. Этот прибор можно считать первым «прототипом» современных вертолетов. Ломоносову с помощью данного прибора удалось провести демонстрацию принципа вертикального полёта.
«Прототип» М. В. Ломоносова. 1754.
Аэронеф д’Амекура, ок. 1860 года.
Вертолёты! Первые реальные успехи!
Появление бензинового двигателя, обладающего по отношению к паровому двигателю большей мощностью при меньшем весе, создало условия для создания летающих вертолётов.
Первый вертикальный полёт.
Первый в истории вертикальный полёт состоялся 24 августа (по другим источникам, 29 сентября) 1907 года и продолжался одну минуту. Полет аппарата был совершен без пилота, он проходил на привязи.
Вертолёт, построенный братьями Луи и Жаком Бреге под руководством профессора Шарля Рише, поднялся в воздух на 50 см.
Данный аппарат имел массу 578 кг и был оснащён двигателем Antoinette мощностью 45 л.с. Вертолёт имел 4 несущих винта диаметром 8,1 м. Каждый винт состоял из восьми лопастей, попарно соединённых в виде четырёх вращающихся бипланных крыльев. Суммарная тяга всех винтов составляла 560-600 кг. Очевидно, что по своим техническим данным аппарат и не смог бы поднять вес человека. Максимальная высота полёта на режиме висения составила 1,525 м.
Первый полет вертолёта с человеком.
Первым человеком, поднявшимся в воздух на вертолёте, был французский механик велосипедов Поль Корню (Paul Cornu). 13 ноября 1907 года он сумел, на сконструированном им вертолёте, подняться вертикально в воздух на высоту 50 см и провисеть в воздухе 20 секунд.
Основное достижение Поля Корню состояло в попытке сделать вертолёт управляемым, для чего изобретатель установил под винтами специальные поверхности, которые, отражая поток воздуха от винтов, давали аппарату определённый запас манёвренности.
Разработка схемы вертолёта с автоматом перекоса.
До изобретения автомата перекоса управлять полетом вертолёта предполагалось с помощью отклоняемых поверхностей (рулей) или с помощью дополнительных боковых винтов. С помощью автомата перекоса стало возможным управлять вертолётом непосредственно несущим винтом.
18 мая 1911 года выдающийся инженер Б. Н. Юрьев опубликовал «схему одновинтового вертолёта с рулевым винтом и автоматом перекоса лопастей». До настоящего времени этот механизм используется на большинстве вертолётов. В 1912 году Юрьев построил первую модель одновинтового вертолёта с рулевым винтом. Однако, из-за отсутствия денег Юрьев не смог запатентовать свои изобретения и продолжить разработки.
Первый управляемый вертолет.
В 1922 году профессор Георгий Ботезат, эмигрировавший после революции из России в США, построил по заказу армии США первый устойчиво управляемый вертолёт, который смог подняться в воздух с грузом на высоту 5 м и находиться в полёте несколько минут.
Основные вехи в раннем вертолётостроении.
— 4 мая 1924 года французский инженер Эмиль Эмишен пролетел на своём вертолёте 1100 м по замкнутому треугольному маршруту. Полёт продолжался 7 мин 40 сек.
— В 1930 году аппарат конструкции д’Асканио пролетел 1078 м, став первым вертолётом, преодолевшим расстояние свыше 1 км.
— 21 декабря 1935 года вертолёт соосной схемы Gyroplane конструкции Луи Бреге и Рене Дорана впервые развил скорость 100 км/ч.
— В 1936 году немецкий инженер Фокке создал вертолёт Focke-Wulf Fw 61.
— 14 сентября 1939 года И. И. Сикорский оторвал вертолёт VS-300 собственной конструкции от земли.
— 4 марта 1940 года Правительство СССР издало Постановление о создании нового вертолёта, к разработке которого приступило ОКБ-3 МАИ под руководством И. П. Братухина. 27 июля 1940 года был утверждён эскизный проект вертолёта, получившего обозначение 2МГ «Омега» (двухмоторный геликоптер поперечной схемы).
— В 1942 году немецкий вертолёт Flettner Fl 282 (с перекрещивающимися осями несущих винтов, или синхроптер) взлетел с крейсера «Кёльн», став первым вертолётом палубной авиации.
— В декабре 1942 года первый экземпляр маленького одноместного вертолёта Bell-30 конструкции Артура Янга оторвался от земли.
После окончания второй мировой войны, вертолётостроение начало бурно развиваться. Вертолеты становились лучше и надежнее, и их начали выпускать в больших количествах.
Теперь вертолёты прочно вошли в нашу жизнь, и стали надежными помощниками в выполнении самой сложной работы!
Вертолёты! Винтокрылы! Геликоптеры! История вертолётостроения!
Значение слова «вертолёт»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ВЕРТОЛЁТ, а, м. (нов. авиац.). То же, что автожир.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
вертолёт
1. авиац. летательный аппарат тяжелее воздуха, способный производить вертикальный взлёт и посадку, подъёмная сила которого создаётся одним или несколькими несущими винтами ◆ Вертолёт Сикорского был одновинтовым с маленьким вспомогательным винтом на хвосте; сегодня по этому принципу устроены 90 % вертолётной техники. Иван Измайлов, «От винта», 1 мая 2004 г. // «Парадокс» (цитата из НКРЯ) ◆ Пригнувшись, мелко задрожали в такт с мотором кустики мелколистной полярной березки-ярника, и наш вертолёт тяжело оторвался и завис над тайгой, задумался на секунду и, качнувшись, пошёл над озерком, взяв курс на маленький аэродром. Т. Здорик, «Малахитовая шкатулка», 1975 г. // «Юный натуралист» (цитата из НКРЯ)
2. мн. ч. жарг. ощущение головокружения и тошноты от чрезмерного употребления алкогольных напитков ◆ Для того чтобы головокружение отступило и «вертолёты» отстали, часто достаточно спустить одну ногу с кровати на пол и уверенно упереться ступнёй. Вестибулярный аппарат обманут, и пьяный мозг засыпает легче. The Question
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: целостный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В АКТИВНОМ ПОИСКЕ
Как в Самаре появилась «вертолётка»?
24 мая 2017, 11:07 5 083
Автор: Ксения Лампова
Мы продолжаем рубрику, где эксперты из разных областей отвечают на вопросы о Самаре, которые пользователи Рунета задают «поисковикам». Все эти вопросы так или иначе относятся к особенностям нашего города или его жителей, а ответы на них помогут узнать что-то новое о Самаре, её истории и месте в стране и мире.
Сегодня мы силимся понять, почему одна из лучших обзорных точек Самары именуется «вертолёткой» и откуда она вообще взялась. Своими предположениями с нами поделились трое местных жителей, один из которых ещё и профессиональный фотограф — рассматриваем «вертолётку» с краеведческой и эстетической точек зрения.
Здесь была стоянка вертолёта, принадлежавшего НПО «Труд»
Дмитрий Ширкин, житель посёлка Управленческий
— Потому что там была вертолётная площадка нашего завода, тогда он назывался НПО «Труд» (потом СНТК им. Кузнецова, а сейчас АО «Кузнецов»). Посёлок и завод были, в общем-то, единым целым. В те времена оборонные предприятия были богаты техникой, наше на фоне гигантов вроде им. Фрунзе или Авиационного выглядело скромно. Но и у нас был свой самолёт Як-42 и несколько вертолётов Ми. Вот с «вертолетки» они и взлетали – круг был слева от дороги, если стоять лицом к Волге.
Году в 1995-м мне даже довелось оттуда полетать. Я работал у известного фотографа Володи Каковкина, мы получили какой-то заказ от завода и совершенно буднично поснимали Управу, горы и остров Зелёненький с воздуха.
Никой охраны на площадке вроде не было. Да и знаковым местом она не была. Культовой была смотровая площадка у здравницы (санаторий Красная Глинка), это чуть ближе к городу. Туда все ходили смотреть на салюты (правда они бывали совсем редко) или просто на Волгу. К затону от здравницы спускалась шикарная деревянная лестница с промежуточными площадками для отдыха. Сегодня то место сперва угробили, а теперь и вовсе застроили коттеджами. Зато «вертолётка» расцвела…
Завод процветал и мог себе такое позволить
Елена Добролюбова, уроженка посёлка Управленческий
«Вертолётка», расположенная на краю Сокольих гор, стала называться так в 1980-х. Завод «Кузнецов» был одним из передовых двигателестроительных предприятий Поволжья, причём процветал он вплоть до Горбачевской перестройки. У него был собственный ЯК-42 и вертолёт МИ-8, так вот под последний и была заасфальтирована эта площадка.
Я часто видела в интернете фразу, что вертолет принадлежал генеральному конструктору Кузнецову. Похоже, разные ресурсы копируют ее друг у друга, не задумываясь. Николай Дмитриевич был, конечно, великим человеком, но даже такие люди вертолетами в советское время не владели. Вертолет принадлежал, конечно же, заводу, и пользовался им не только генеральный конструктор. И самолет свой у завода был, трижды в неделю возил командированных в Москву.
Где-то с середины 1990-х, когда не было уже ни генерала, ни вертолета, я всех гостей водила именно на «вертолётку». И все они — из Москвы и Питера, Новосибирска и Белогорода, откуда угодно — всегда говорили «ух ты!». Там самый лучший вид на Волгу — не только в Самаре, а вообще из всех, что я видела. И Жигулевские ворота, и город, и Зелененький, и Жигули на том берегу. И закаты на вертолётке самые красивые! И даже толпы народа, которые теперь там бывают постоянно, не могут этот прекрасный вид испортить. Такое мое твердое аборигенское мнение.
Место было популярным ещё до возникновения «вертолётки»
Дмитрий Ковалёв, фотограф
Я как житель посёлка Управленческий очень неплохо знаком с историей поселка и «вертолётки» в частности. Популярными эти места и открывающийся вид были всегда — у моего папы, например, куча черно-белых фотографий волжских видов, снятых именно с Сокольих гор.
Ещё до строительства смотровой площадки местные жители приходили сюда смотреть салюты на 9 мая и просто любоваться красотами Волги. Популярность получило место после строительства благоустроенной смотровой площадки — много иногородних людей, много свадеб, что обусловлено не всегда понятной традицией кататься свадебным кортежем по самарским достопримечательностям.
Сам я крайне редко снимаю на вертолетной площадке: кадры уже несколько заезжены, да и снимать там сложно — либо яркое солнце и щурящиеся модели, либо сильный холодный ветер (все-таки порядка 120 метров над уровнем Волги). Из интересного: в мае можно пройти вправо от смотровой площадки по тропе в сторону горнолыжной базы и обнаружить цветущие заросли дикой вишни и немного другой, более нестандартный вид на Волгу. В качестве альтернативы для фотосессий чаще езжу снимать на Царев курган в посёлок Волжский — ехать от города чуть дольше, но вид на устье реки Сок не хуже, есть лес (и, как следствие, тень), есть возможность спуститься к воде, а в итоге больше возможностей получить интересные и нестандартные кадры.