верны ли следующие суждения самопознание невозможно так как
Тест по обществознанию 10 класс по теме «Знание и познание»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методическая разработка по обществознанию:
Тест по обществознанию «Познание и знание»
1. Положение «Мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь» является
1) научной гипотезой 2) критерием истины 3) суждением 4) научной теорией
2. Проявлением сознания человека является 1) ощущение боли 2) стремление к удовлетворению физиологических инстинктов
3) мышление 4) ощущения и восприятие
3. Личностью является 1) любой представитель человеческого рода
2) конкретный человек, биосоциальное существо
3) только творчески одаренный человек
4) индивидуальность, неповторимость, которая возникает в процессе воспитания и воздействия социокультурной среды
4. Верны ли следующие суждения?
А) Человек – это антропологическое понятие
Б) Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
5. Знание неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях, на определенном этапе развития
1) абсолютная истина 2) гипотеза 3) относительная истина 4) умозаключение
6. Истинным является знание
1) которое очевидно и его нельзя представить иначе
2) достаточное для использования его на практике
3) соответствующее содержанию объекта познания и проверенное на практике
4) основанное на авторитете великих ученых
7. Наиболее развитой формой научного знания является
1) гипотеза 2) метод 3) факт 4) теория
8. Какая из перечисленных способностей развилась в человеке благодаря его социальной сущности
1) воспринимать окружающую среду при помощи органов чувств
2) размножаться и продолжать свой род
3) удовлетворять потребности в пище, воде, тепле
4) делать выбор и нести за него ответственность
10. К психическим особенностям человека относится
1) способность ощущать при помощи органов чувств
2) способность к прямохождению
3) способность осознавать свои действия и поступки
4) наличие духовных ценностей и идеалов
11. Найдите в списке характеристики творческой деятельности человека
1) создание нечто нового, ранее не существовавшего
2) строгое следование инструкциям
3) использование нестандартных приемов и методов
4) стремление достичь цели несколькими способами
5) копирование уже существующего предмета
12. Истина всегда конкретна. Это означает
1) призвана служить конкретному человеку
2) обусловлена задачами и потребностями текущей политики
3) воспринимается органами чувств
4) определяется в своем содержании обстоятельствами места и времени
13. Способность человека отдавать себе отчет о поступках, управлять своим поведением называется
1) сознание 2) воображение 3) ощущение 4) представление
14. Отдельный представитель человеческой общности, носитель неповторимых черт
1) человек 2) индивид 3) личность 4) субъект
15. Верны ли следующие суждения?
А) Высшей ступенью познания является рациональное познание
Б) Большую часть информации о мире человек получает при помощи своих органов чувств
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
17. Процесс познания, где человек делает самого себя предметом изучения, называется
1) самообладание 2) самообразование 3) самореализация 4) самопознание
18. Игорь пользуется авторитетом в своем классе и у педагогов школы. Он имеет свою точку зрения по различным проблемам и умеет ее обосновать. Это характеризует Игоря как 1) индивида 2) человека 3) личность 4) гражданина
21. Агностики отрицают возможность
1) воспитания добродетели 2) существования Бога
3) достижения абсолютной истины 4) прогресса
22. Верны ли следующие суждения?
А) Самопознание невозможно, так как для познания необходимо наблюдать предмет со стороны
Б) Предмет самопознания находится в постоянном изменении, значит, процесс самопознания является бессмысленным
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
23. Верны ли следующие суждения?
А) Эмпирический уровень познания заключается в нахождении новых фактов, обобщении и поиске тенденций протекания того или иного процесса
Б) Познанием, как правило, называют только процесс поиска истины, а его результат именуют знанием
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
24. Истинным является знание, полученное в результате
1) математических расчетов 2) практической деятельности
3) наблюдения 4) логического умозаключения
25. И для человека, и для животного общей является способность к
1) реализации социальных потребностей
2) поведенческой активности
3) осознанию необходимости саморазвития
4) ответственности за свои действия и поступки
Тест. Виды знаний 10 Б
Список вопросов теста
Вопрос 1
Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
Вопрос 2
Выберите верные суждения о самопознании и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
Вопрос 3
Выберите верные суждения о характерных чертах чувственного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
Вопрос 4
Выберите верные суждения о знаниях и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
Вопрос 5
Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
Вопрос 6
Выберите верные суждения об особенностях социального познания, отличающих его от иных видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
Вопрос 7
Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни свойственна теоретическая обоснованность выводов.
Варианты ответов
Вопрос 8
Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания(исследования).
Варианты ответов
Вопрос 9
Верны ли следующие суждения о социальном познании.
Отличительной особенностью социального познания являются:
А. Использование научных теорий для изучения окружающего мира.
Б. Совпадение объекта и субъекта познания.
Варианты ответов
Вопрос 10
Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют.
Верны ли следующие суждения самопознание невозможно так как
Максим Тумаков запись закреплена
А1
Способность человеческого мозга отображать объективный материальный мир в субъективных идеальных образах составляет сущность
1) знания
2) сознания
3) познания
4) признания
А2
Художественное (эстетическое) познание основано на
1) выдвижении научных гипотез
2) обобщении данных, полученных экспериментальным путем
3) накоплении и обобщении жизненного опыта
4) отображении мира в художественных образах
А4
Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?
А. Познавательная деятельность человека в качестве своей главной, конечной цели выдвигает постижение абсолютной истины.
Б. Познавательная деятельность обязательно предполагает использование определенных научных приборов, носит орудийный характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А5
Примером какого знания служит следующее утверждение:
«Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом»?
1) теоретического
2) астрологического
3) житейского
4) мифологического
А6
Укажите верное высказывание:
1) Добросовестно заблуждающийся ученый, равно как и лжеученый, сознательно искажающий истину, неспособны придти к истинному знанию.
2) Относительная истина равна заблуждению, и то и другое представляют собой недостоверное знание.
3) Абсолютная истина отличается от относительной тем, что представляет собой полное исчерпывающее знание о мире, о познаваемых объектах.
4) Знания, полученные в результате опытов и экспериментов, истинны по определению.
А8
Верны ли следующие суждения о ступенях познания?
А. Рациональное (логическое) познание предполагает, с одной стороны, отвлечение, отрыв от конкретных предметов и явлений, а с другой стороны, связано с проникновением во внутреннюю, скрытую их сущность.
Б. Формулирование сущности познаваемых явлений в системе понятий характерно для чувственной ступени познания.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А9
Научное познание, в отличие от познания эстетического, характеризуется
1) нацеленностью на поиск истины
2) выделением эмпирического и теоретического уровней
3) наличием познаваемого объекта и познающего субъекта
4) отображением мира в субъективных чувственных образах
А10
Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях составляет сущность метода познания
1) сравнения
2) гипотезы
3) наблюдения
4) эксперимента
А11
Студент социологического факультета университета провел по заданию своего научного руководителя курсовое исследование. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в своей деятельности он опирался не только на теоретические, но и на эмпирические методы познания?
1) Студент изучил круг научных источников и литературы по исследуемой проблеме.
2) Студент провел репрезентативный опрос респондентов, необходимый ему для формулирования выводов.
3) Студент выдвинул и обосновал собственную гипотезу проводимого исследования.
4) Студент сформулировал ряд научных выводов и доложил их на заседании университетского научного клуба.
А12
Какая область научного знания исследует природу прекрасного и безобразного?
1) этика
2) эстетика
3) психология
4) логика
А13
Верны ли следующие суждения о сущности познания?
А. Непосредственные чувственные ощущения, в результате которых люди постигают отдельные внешние стороны и качества предметов и явлений, представляют собой единственный источник достоверной информации об объекте.
Б. Одним из критериев истинности знания выступает его логическая обоснованность и доказательность.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А14
Какой из приведенных результатов познавательной деятельности получен эмпирическим путем?
1) Выдвижение философами концепции глобального общества и новых угроз и вызовов его стабильному развитию.
2) Признание учеными-историками факта расселения протоиранских племен, родственных скифам и сарматам, на территории Тувы и Горного Алтая на основе проведенных археологических раскопок.
3) Составление прогноза развития мировой экономической системы после финансового кризиса.
4) Историками выдвинута новая версия происхождения государства у славянских племен.
А15
Философ Ян Снядецкий писал: «Без материальных предметов нет чувственных восприятий, а без них нет понятий и мышления: это первое и несомненное начало нашего познания». Какова главная мысль его высказывания?
1) Чувственное познание возможно и без материальных познаваемых объектов.
2) Сначала человек формулирует идеальный образ предмета, понятие о нем, а потом уже непосредственно ощущает его.
3) Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой, представляя целостный единый процесс.
4) Мир и человек непознаваемы, человек живет ощущениями и познает только ощущения.
А18
Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А) Социальное познание отличает совпадение познаваемого объекта с познающим субъектом: и познают и познаются человек и общество.
Б) В социальном познании, в отличие от естественнонаучного, ведущим методом является эксперимент.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А19
Относительную истину от истины абсолютной отличает
1) постижение сущности предметов и явлений окружающего мира
2) неполнота знания о познаваемом объекте, возможность корректировки в процессе познания
3) соответствие результатов познания познаваемым объектам
4) наличие познаваемого объекта и познающего субъекта
А20
Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Одним из методов самопознания выступает самонаблюдение.
Б. Осуществляя процесс самопознания, каждый человек изучает отношение к себе других людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Олимпиада по обществознанию 10 класс, школьный уровень
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Задания для 10 класса
1. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в
а) росте культурного многообразия
б) формировании сети международных террористических организаций
в) истощении природных ресурсов
г) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты
2. Человек воздействует на природу:
а) его влияние не имеет последствий
г) и благоприятно, и неблагоприятно
3. Характерной чертой индустриального общества является
а) слабость и неразвитость демократических институтов
б) преобладание коллективного сознания над индивидуальным
в) преобладание частной формы собственности
г) широкое использование внеэкономического принуждения к труду
4. А. Тойнби сформулировал закон:
а) единства и борьбы противоположностей
в) смены общественно-экономических формаций
г) классовой борьбы
5. Верны ли следующие суждения о самопознании?
Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.
а) оба суждения неверны
в) оба суждения верны
6. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:
а) субъектом выступает отдельная личность
б) средства должны соответствовать целям
в) цель состоит в получении достоверного знания
г) результатом является новый продукт
7. Общность языка, верований, обычаев, символов присуща культуре
8. Верны ли следующие суждения о самообразовании? Самообразованием можно заниматься для
А. заочного приобретения образования.
Б. повышения индивидуального уровня культуры.
а) верны оба суждения
б) оба суждения неверны
9. Целью правового государства является
а) создание вертикали власти
б) формирование правовой культуры общества
в) развитие механизмов, сдерживающих инфляцию
г) создание законодательной системы
а) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора
б) монарх является верховным главнокомандующим
в) власть монарха не имеет законодательных ограничений.
г) монарх утверждает главу кабинета
11. Верны ли следующие суждения о международном праве?
Б. Международное право это совокупность юридических норм, регулирующих правовое положение, вопросы внутреннего управления какого- либо государства, его взаимоотношения с иными субъектами.
а) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
12. Гражданским правонарушением является
а) продажа недоброкачественного товара в магазине
б) продажа легких наркотиков на дискотеке
в) продажа квартиры в кредит
г) забастовка шахтеров
а) профессиональному признаку
б) демографическому признаку
в) территориальному признаку
г) этническому признаку
14. Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными благам, называются
а) социальной мобильностью
б) социальным неравенством
в) социальным статусом
г) социальными отношениями
15.На ценнике в магазине гражданин С. прочел, что понравившиеся ему брюки стоят 2500 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?
а) средство платежа,
в) средство накопления,
г) мера стоимости товара.
В 1. Завершите фразу: «Знания являются результатом … деятельности человека, общества в целом».
В 2. Восполните пробел в приведенной ниже схеме
Государственная власть в РФ
Федеральное Собрание РФ
В 3. Найдите в приведенном списке характерные признаки рыночной экономики и укажите цифры, под которыми они указаны.
1) контроль со стороны государства над производством
2) свободное ценообразование
3) экономическая свобода производителей
4) преобладание государственной собственности
5) централизованное планирование экономики
6) разорение убыточных предприятий
Цифры запишите в порядке возрастания.
В4. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.
А. Наука о строении организмов
Б. Наука о воспитании и обучении
В. Наука об обществе и общественных отношениях
Г. Наука о биологической природе человека
Д. Наука о процессах психической деятельности
Е. Наука о функциях и отправлениях организмов
Ж. Наука о входящих в состав организмов химиче ских веществах
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В5. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ
СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ СТАТУСОВ
1) маргинал А) приобретенный
2) белорус Б) предписанный
3) председатель профкома
5) 16-летний человек
Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Прочитайте текст и выполните задания С1 — С4.
Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни… Четкое разграничение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.
Наш язык хорошо выражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях.
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.
А.Н.Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977
Как психолог трактует понятие «индивид»? Приведите пример употребления данного термина.
Существует ли различие между понятием «индивид» и «личность»? В чем оно?
В каких случаях понятие личности не может быть использовано? Приведите три примера.
В чем заключается сущность личности, ее основная характеристика, то есть продуктом чего является личность? Какие еще собственно человеческие качества являются произвольными от указанной вами характеристики?
Задание А1 по обществознанию, 10 кл
Задание А1 по обществознанию, 10 кл
– А1. Общество как динамическую систему отличает признак:
1)отмирание старых форм социальных взаимодействий
2)обособления от природной среды, утрачивание связи с ней
3)наличия определенных социальных институтов и подсистем
4) вхождения природы и общества в единый материальный мир.
А2. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. общество выступает в качестве неотъемлемой части материального мира, находясь в единстве и взаимодействии с природой
Б. общество на определенном этапе своего развития обособилось от природы и, помимо объективных законов, подчинено законам, обусловленных волей и желанием людей
1)верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А3. Общим признаком индустриального и традиционного общества выступает
1)наличие общественного разделения труда и социализации
2) ценность индивидуалистических прав и свобод личности
3) сращивание политической власти и собственности
4) появление и развитие массовой культуры, стандартизация культры
А4. С помощью такого критерия общественного прогресса, как упрочение нравственных основ общества, можно проиллюстрировать
1)Распространение экологических стандартов производства автомобильного топлива
2)Введение нового поколения электронного оборудования в нефтегазовой отрасли
3)Ведение специальных законов, защищающих права животных и вводящих санкции за жестокое обращение с ними
4)Проведение исследований в области генной инженерии, создание органических веществ с заранее заданными свойствами
А5. Интегративные процессы современности нашли свое проявление в (во)
1)Возникновении ряда конфликтов на межконфессиональной почве
2)Формировании наднациональных финансовых и политических центров
3)Введении ограничительных таможенных барьеров и пошлин, защищающих внутренний рынок
4)Сохранении в ряде стран традиционалистистких и авторитарных режимов
А6. Глобальные проблемы современного мира охватывают разные сферы жизни общества. К демографическим проблемам относится
1)Исчезновение многих видов океанической флоры и фауны
2)Сокращение рождаемости и старение ряда европейских наций
3)Загрязнение атмосферы выбросами парниковых газов
4)Распространение угрозы деятельности террористических организаций
А7. Верны ли следующие суждения о глобализации?
А. глобализация имеет как позитивные, так и негативные последствия
Б. Страны «третьего мира» испытывают только отрицательное воздействие процессов глобализации
1)верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А8. Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением одного, относятся к понятию «глобализация».
Мировой рынок, интеграция, взаимозависимость, диалог культур, стагнация, электронные сети, вестернизация
А9. Социальным, формируемым в процессе взаимодействия с обществом, качеством человека является
1)Общение при помощи членораздельной речи
2)Способность укрываться от опасности
3)Потребность в пище и воде
4)Необходимость в поддержании теплового баланса
А10. Биологической (естественной) потребностью человека является потребность в
1)общении 2) семье 3) признании 4) тепле
А11. Верны ли следующие суждения?
А. врожденные качества человека социализируются в процессе взаимодействия с обществом
Б. помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе
1)верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А12. Человека как личность, прежде всего, характеризует
2)Тип нервной системы
3)Умение общаться с другими людьми
А13. Верны ли следующие суждения?
А. человек, обладающий незаурядными природными задатками, непременно становится талантливым и добивается успеха
Б. способности человека развиваются на основе природных задатков
1)верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А14. Верны ли следующие суждения о социализации
А. процесс социализации предполагает усвоение человеком ценностей и норм, поведенческих стандартов, принятых в обществе
Б. социализация осуществляется преимущественно в детские и юношеские годы
1)верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А15. Признаком деятельности человека, отличающей её от поведения животных, является
1)Постановка осознанных целей
2)Приспособление к внешней среде
3)Использование природных веществ
4)Взаимодействие с себе подобными
А16. Жизненная позиция человека, отрицающего все моральные нормы и принципы, характеризуется как
А17. Ученые определяют человека как биопсихосоцильное существо. Что из перечисленного представляет психические свойства человека?
1)Ценности и идеалы
А18. Верны ли следующие суждения о свободе?
А. свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него
Б. чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложится на него
1)верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А19. Какая черта не относится к обществу как системе?
А20. К духовной культуре не относится
А21. Чертой (-ами) общества как системе является (-ются)
А22. К общественным отношениям не относится
1)оформление документов при приеме на работу
2)прогулка по лесу с собакой
3)проведение забастовки работниками предприятия
4)проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации
А23. Что не относится к телесно-анатомических особенностям человека,отличающим его от животных?
1)наличие физических качеств (сила, скорость, выносливость ит. п)
2)особое строение позвоночника, таза (прямохождение)
3)наличие развитой гортани, позволяющей модулировать членораздельные звуки
4)наличие объемного мозга
А24. Чертой (-ами) общества как системы является (-ются)
А25. Понятие “личность” обозначает
1)человека, достигшего совершеннолетия, обладающего всей полнотой прав и свобод, орпеделенным гражданством
2)единичного конкретного человека, рассматриваемого в качкстве биосоциального существа
3)субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупность социально значимых черт и качеств, неповторимое сочетание которых придает человеку характер социальной индивидуальности
4)любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами
А26. Определение: “Результат целенаправленной и разумно организованной деятельности людей, объединенных на основе общих интересов” относится к понятию
А27. Какая черта не относится к обществу как системе?
А28. Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений?
А. Все изменения в обществе идут в русле общетвенного прогресса.
Б. Темп общественных изменений возрастает.
3)верны оба обсуждения
4)оба суждения неверны
А29. Природа, в отличие от общества
1)испытвает влияние человеческой деятельности
2)является средой обитания человека
3)изменяется в направлении от низшего к высшему
4)спосбна развиваться назевисимо от человека
А30. Верны ли следующие суждения об общественному прогрессе?
А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни.
Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А31. И общетво, и природа
1)являются динамическими системами
2)создаются в процессе целенапрваленной деятельности людей
3)развиваются независмо от сознания людей
4)носят характер закрытых систем
А32. Особенность познания человеком общественных явлений в отличие от познания природы является
1)совпадение познащего субъекта с позноваемым объектом
2)отсутствие объекта познания
3)наличие субъектно-объектного контакта
4)стремление приобрести истинные знания
А33. Примером какого знания служит следующее утверждение: “закон, что паутина, шмель пролетит. А мошка застрянет?
А34. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Для получения истинных знаний важно не только выстраивание рациональных доводов, но и обладание интуицией
Б. Реультатом познавательной деятельности людей могут быть заблуждения
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А35. В понятии “истина” заключено знание
1)разделяемое большинством людей
2)стремление постичь законы общественного развития
3)совпадение познавающего субъекта и объекта познания
4) осуществление исследований и экспериментов
А36. Природу добра и зла исследует область научного знания –
1)этика 2) эстетика 3) психологи я 4) логика
А37. Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например “Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс бессмертен”, является примером:
1)представления 2)восприятия 3) понятия 4)умозаключения
1)научном 2)абсолютном 3)относительном 4)очевидном
А39. Какое из проведенных научных исследований было осуществлено с использованием теоретических методов?
1)проверка гипотезы происхождения Вселенной при помощи разгона пучка протонов в Большом адронном коллайдере
2)замер уровня прозрачности вод озера Байкал при помощи специального зонда
3)выдвижение учеными-историками новой версии о происхождении государства у славян
4)сведения о пребывании древнеиранских племен на горном Алтае, полученные благодаря археологическим находкам
А40. Утверждение “По данным археологов, во время нашествия орд Батыя на Русь было разрушено 49 из 74 городских центров является примером
А41. Вырны ли следующие суждения7
А. Для познания самого себя и своих возможностей необхадимо сравнивать себя с другими людьми
Б. Процесс самопознания невозможен без взгляда на себя “со стороны”
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
В1 найдите черты восточной цивилизации:
1)уход во внутреннюю духовную жизнь
2)приоритет экономики в решении общественных проблем
30созерцательное отношение к природе
4)ускоренный темп жизни
5)строгость поведенческих регуляторов
6)разнообразие и быстрая смена художественных стилей
В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием “западная цивилизация” Парламентаризм,рационализм. Прогресс, коллективизм. Инновация.
В3. Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием “глобализация” Взаимовлияние, изоляция,интеграция, взаимозависимость, общность.
В4. Найдите черты западной цивилизации
1)потребительское отношение к природе
2)уважение к традициям и обычаям
3)опора на жизненный опыт, на данные наблюдений и интуицию
4)разнообразие норм социального поведения
5)разработка фундаментальных научных теорий
В5. Найдите глобальные проблемы современности
1)проблема образования народных масс
5)проблема использования космоса
В6. Прочитайте текст и вставьте слова
Наша природа такова, что ___(1) могут быть только чувственными, то есть содержать в себе лишь способ, каким ___(2) воздействуют на нас. Способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть только у ___(3). Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без ___(4) ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы. Поэтому в одинаковой мере необходимо делать чувственным (то есть присоединять к ним в созерцании) предмет, а свои созерцания постигать рассудком (то есть подводить их под понятия). Эти две ___(5) не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из них ___(6) может возникнуть знание. Однако это не дает нам права смешивать долю участия каждого из них; есть основания тщательно обособлять и отличать одну от другой.
Э. К. Шакирова, МБОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче, город Нижнекамск