верно ли что у каждого биологического вида свое восприятие действительности почему вы так считаете
Произвольное внимание есть акт нашей воли, результат активности нашей воли.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
(раздел «Психология познавательных процессов»)
Вариант 4.
Задача № 1.Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Ощущение как психофизиологический процесс начинается с:
а) физического процесса;
б) физиологического процесса;
в) психического процесса;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
2. К экстерорецептивным ощущениям относят:
а) зрительные ощущения;
б) ощущения вибрации;
в) органические ощущения;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
3. Основные свойства ощущений – это:
б) интенсивность;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
4. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется:
а) верхним порогом чувствительности;
б) разностным порогом;
в) нижним порогом;
г) интенсивностью ощущения;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
5. К изменению чувствительности приводит:
а) адаптация;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
Задача № 2. Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.
Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение
Задача № 3. Верны или нет следующие утверждения? Почему?
1. Стимул или объект имеют больше шансов попасть в поле восприятия, если они сложны.
2. Наше восприятие организовано таким образом, что любой объект мы видим как фигуру, выделяющуюся на каком-то фоне.
ВЕРНО. Наш мозг действительно имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным
3. У каждого биологического вида свое восприятие действительности.
ВЕРНО. У каждого биологического вида свое восприятие действительности, создаваемое специфическими ощущениями.
Задача № 4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Наше восприятие мира связано с:
а) культурой, к которой мы принадлежим;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
2. Гештальтпсихологи утверждают, что элементы складываются в фигуру, если она имеет одинаковое направление. В этом проявляется принцип:
а) дополнения;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
3. Одним из важных свойств восприятия является:
а) предметность;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
4. В восприятии отражаются:
а) отдельные свойства вещей и явлений;
б) целостные образы предметов и явлений;
в) обобщенные понятия о предметах и явлениях;
г) отдельные стороны действительности;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
Задача № 5. Выделите в приведенных фрагментах факторы, способствующие становлению произвольного внимания. Почему произвольное внимание присуще только человеку?
1. Произвольное внимание «принципиально отлично от непроизвольного внимания, хотя ведет свое происхождение от него и хотя. оно использует механизм непроизвольного внимания. Это внимание обязано своим возникновением и развитием труду. Произвольное внимание есть акт нашей воли. результат активности нашей личности». (Т. Рибо).
Произвольное внимание есть акт нашей воли, результат активности нашей воли.
2. Как только у человека явилась способность отдаться труду, по существу своему непривлекательному, но необходимому как средство к жизни, явилось на свет и внимание произвольное. Очень слабо развитая у первобытного человека способность к продолжительному, непрерывному вниманию сделалась у нас очень значительной. (Т. Рибо).
Контрольная работа по «Психологии»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:59, контрольная работа
Краткое описание
Задание 1. Выберите правильный вариант ответа:
Термин «психология» в научный оборот ввел… г) Аристотель.
Прикрепленные файлы: 1 файл
Контрольная работа (общая психология).doc
Федеральное агентство по образованию
УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
«Кафедра государственное и муниципальное управление»
по курсу «Общая психология»
Студентка: Беляева Е.П.
Задание 1. Выберите правильный вариант ответа:
Термин «психология» в научный оборот ввел… г) Аристотель.
Задание 2. Согласны ли вы с приведенными тезисами? Найдите в них ошибки и неточности, если они есть.
Сознание человека – это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
Бихевиоризм (от англ. – поведение) – особое направление в психологии человека и животных, буквально – наука о поведении.
С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии. Он приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека, этими терминами старая психология продолжала пользоваться потому, что эта старая психология, начавшаяся с Вундта, выросла из философии, а философия, в свою очередь, из религии.
Другими словами, этими терминами пользовались потому, что вся психология ко времени возникновения бихевиоризма была виталистической. Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить – в замаскированной, правда, форме – старое религиозное понятие «души».
По мере того как из жизни и деятельности человека, из его непосредственных безотчетных переживаний выделяется рефлексия на мир и на самого себя, психическая деятельность начинает выступать в качестве сознания. Возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя.
Сознание – это всегда знание о чем-то, что вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности. Становление сознания связано со становлением новой формы бытия – бытия человеческого – новой формы жизни, субъект которой способен, выходя за пределы своего собственного одиночного существования, отдавать себе отчет в своем отношении к миру, к другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям, нести ответственность за все содеянное и все упущенное, ставить перед собою задачи и, не ограничиваясь приспособлением к наличным условиям жизни, изменять мир – словом, жить так, как живет человек и никто другой.
Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. «Ядром» сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.
Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание – важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также создание внутренней модели внешнего мира, в результате чего оказываются возможными познание и преобразование окружающей действительности.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Следовательно, сюда включены еще мышление и эмоции. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а эмоции – создание субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям.
Под психикой ныне принято понимать совокупность явлений внутреннего мира субъекта, т.е. организма, способного действовать на основе образа окружающей среды. Ее главная функция – ориентация субъекта во внешней среде. К структурным составляющим психики относят: ощущения, восприятия, представления, память, эмоции, чувства, внимание и т.д. Все эти компоненты мы найдем как в психике высших животных, так и у человека. Но в человеческой психике есть и элементы, свойственные только ей. Это, прежде всего, абстрактное мышление, а также воображение, воля и некоторые другие образования.
Понятия же «психика человека» и «сознание» отличаются друг от друга потому, что вовсе не вся собственная психическая активность человеком осознается. Существует целый пласт (и, возможно, немалый) неосознаваемых компонентов психики, так называемое «бессознательное», имеющее существенное значение в организации жизнедеятельности человека. Таким образом, понятие «сознания» оказывается много меньше «психики» по объему.
И психика и сознание идеальны, т.е. представляют собой деятельность, в которой непрерывно воспроизводится идеальное отношение представленности внешнего мира в структурах головного мозга. При этом представляющие структуры оказываются в своем существовании относительно автономными и изолированными от представляемой ими внешней реальности.
Бессознательное – совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом.
Бессознательное – те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.
Задание 3. Прокомментируйте Ваши ответы.
Можно сказать, что, хотя многие животные, кроме человека, способны к мышлению, разум у них проявляется лишь в исключительных случаях, в целом животные обладают рассудком, интеллектом, высокоразвитыми инстинктами и другими адаптивными способностями.
Деятельность животных на самой ранней, первой стадии развития психики животных – стадии элементарной сенсорной психики – характеризуется тем, что она отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существующей связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам, форму элементарного ощущения.
Стадия элементарной сенсорной психики свойственна целому ряду животных. Возможно, элементарной чувствительностью обладают некоторые высшие инфузории, некоторые черви. Однако установлено, что рыбы, как и большинство членистоногих, имеют не элементарную сенсорную, а перцептивную психику. Так, опыты Копеледа и Броуна показали, что кольчатый червь или вовсе не реагирует на прикосновение к нему стеклянной палочкой, или реагирует отрицательно. Если, однако, прикосновение палочкой связать с кормлением, то реакция этого червя меняется: теперь прикосновение вызывает у него положительное движение к пище.
Наши органы чувств ограничены в своей способности реагировать на стимулы, поэтому они могут улавливать лишь ограниченное количество сообщений из окружающей среды.
Стимулы, исходящие из внешней среды, непрерывно интерпретируются в соответствии с установившимися с детства категориями образов. В случае новой или неполной информации наш мозг действует путем выдвижения гипотез.
Наше восприятие организованно таким образом, что любой объект мы видим как фигуру, выделяющуюся на каком-то фоне. Кроме того, наш мозг склонен заполнять пробелы в воспринимаемом материале, так что отдельные фрагменты дополняются до простого и законченного контура. Организация восприятия осуществляется также путем группировки элементов по признакам их близости, сходства, непрерывности и симметрии.
Наше восприятие мира стабильно и константно: мы сохраняем за предметами их размеры, форму и цвет независимо от того, на каком расстоянии они от нас находятся и под каким углом мы на них смотрим.
Произвольное внимание есть акт нашей воли, результат активности нашей воли.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
(раздел «Психология познавательных процессов»)
Вариант 4.
Задача № 1.Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Ощущение как психофизиологический процесс начинается с:
а) физического процесса;
б) физиологического процесса;
в) психического процесса;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
2. К экстерорецептивным ощущениям относят:
а) зрительные ощущения;
б) ощущения вибрации;
в) органические ощущения;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
3. Основные свойства ощущений – это:
б) интенсивность;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
4. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется:
а) верхним порогом чувствительности;
б) разностным порогом;
в) нижним порогом;
г) интенсивностью ощущения;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
5. К изменению чувствительности приводит:
а) адаптация;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
Задача № 2. Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.
Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение
Задача № 3. Верны или нет следующие утверждения? Почему?
1. Стимул или объект имеют больше шансов попасть в поле восприятия, если они сложны.
2. Наше восприятие организовано таким образом, что любой объект мы видим как фигуру, выделяющуюся на каком-то фоне.
ВЕРНО. Наш мозг действительно имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным
3. У каждого биологического вида свое восприятие действительности.
ВЕРНО. У каждого биологического вида свое восприятие действительности, создаваемое специфическими ощущениями.
Задача № 4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
Решение практических психологических задач Ощущение
1. Наше восприятие мира связано с:
а) культурой, к которой мы принадлежим;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
2. Гештальтпсихологи утверждают, что элементы складываются в фигуру, если она имеет одинаковое направление. В этом проявляется принцип:
а) дополнения;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
3. Одним из важных свойств восприятия является:
а) предметность;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
4. В восприятии отражаются:
а) отдельные свойства вещей и явлений;
б) целостные образы предметов и явлений;
в) обобщенные понятия о предметах и явлениях;
г) отдельные стороны действительности;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
Задача № 5. Выделите в приведенных фрагментах факторы, способствующие становлению произвольного внимания. Почему произвольное внимание присуще только человеку?
1. Произвольное внимание «принципиально отлично от непроизвольного внимания, хотя ведет свое происхождение от него и хотя… оно использует механизм непроизвольного внимания. Это внимание обязано своим возникновением и развитием труду… Произвольное внимание есть акт нашей воли… результат активности нашей личности». (Т. Рибо).
Произвольное внимание есть акт нашей воли, результат активности нашей воли.
2. Как только у человека явилась способность отдаться труду, по существу своему непривлекательному, но необходимому как средство к жизни, явилось на свет и внимание произвольное… Очень слабо развитая у первобытного человека способность к продолжительному, непрерывному вниманию сделалась у нас очень значительной. (Т. Рибо).
Как только у человека явилась способность отдаваться труду, явилось на свет и внимание произвольное.
3.Характеризуя внимание человека, наряду с непроизвольным вниманием выделяют высшую, специфически человеческую его форму – произвольное внимание… Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели, что и обусловливает выделение отдельных предметов (воздействий) как объектов его внимания. (А.В. Петровский).
Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой задачи, цели.
Практическая работа №3
«Память. Мышление. Воображение.»
Вариант 4.
Задание 1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Семантическая память – это такая память:
а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования;
б) которая состоит из структур, позволяющих организовать познание мира;
в) в которой хранится информация, касающаяся жизненно важных событий;
г) в которой хранится частная, «проходная» информация;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
2. Мы ориентируемся в днях недели или расположении слов в словаре благодаря:
а) пространственной организации информации;
«Мы этой памяти верны»
б) последовательной организации информации;
в) ассоциативной организации информации;
г) иерархической организации информации;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
3. Когда мы забываем о назначенном свидании, это обусловлено:
б) активным забыванием;
в) мотивированным забыванием;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
а) сохраняет информацию в пределах двух минут;
б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов;
в) позволяет долго помнить телефонный номер;
г) короче оперативной;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
Задание 2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Сенсорная память:
а) действует на уровне рецепторов;
б) сохраняет информацию в интервале меньше 1 с;
в) лежит в основе зрительных образов;
г) является генетически первичным видом памяти;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
2. Кратковременная память:
а) сохраняет информацию в пределах двух минут;
б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов;
в) позволяет долго помнить телефонный номер;
г) короче оперативной;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
3. Эффект Зейгарник состоит в том, что мы лучше помним какую-либо работу, если она:
а) была сознательно прекращена;
б) была доведена до конца;
в) осталась незаконченной;
г) привела к вознаграждению;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
1. Долговременная память:
а) обладает ограниченной емкостью;
б) обладает практически неограниченной длительностью;
в) более развита у пожилых людей;
г) обобщение образов и представлений;
д) не связана с эмоциями;
е) все ответы верны;
ж) все ответы неверны.
Задание 3. Вставьте пропущенныеслова в следующие утверждения.
1.Память – форма психическогоотражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком данных своего опыта.
2.Различают три уровня памяти: сенсорную (или мгновенную,непосредственная), кратковременную и долговременную память.
3.Сенсорнаяпамять функционирует в течение четверти секунды.
4.Емкость и длительность хранящейсяинформации в долговременной памяти в принципе практически неограничены.
Задание 4. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
1. Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-логическая память.
Психика- отражение- познавательный процесс- память- словесно-логическая память
2. Представление, отражение, чувственный образ, психика, познавательный процесс, образная память.
Задание 5. Объясните:
1. В чем заключается сущность основного механизма мышления?
Тестовые задания по «Психологии» вариант 1
Сущность мышления как познавательного процесса-процесс познания человеком окружающей действительности осуществляется в единстве и взаимосвязи его ступеней — чувственной и логической. Мышление— это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
2. В чем отличие понятий от представлений и как они взаимосвязаны?
Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, раскрывающее его существенные объективные связи и отношения. Представление образно-наглядно; выражает по преимуществу единичное. Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно мыслить или знать, т.е. понятие абстрактно.
Взаимосвязь понятия с представлением особенно явственно выступает в моменты затруднений. Встречаясь с трудностями, протекающая в понятиях мысль часто обращается к представлениям, испытывая потребность «сличить мысль и вещи», привлечь наглядный материал, на котором можно было бы непосредственно проследить мысль.
3. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?
Меньший объем информации легче запомнить.
Задание 6. Вставьте пропущенныеслова в следующие утверждения.
1. Чем более знакомаястановится информация в результате многократного повторения, тем выше вероятность того, что она сохранитсяв памяти.
2. Процесс кодированияосуществляется уже на этапе сенсорной памяти, след консолидируется на стадиикратковременнойпамяти и углубляется на стадии долговременной памяти.
3. Семантическаяпамять включает все те структуры, которые позволяют упорядочить познание мира.
4. Память – форма психическогоотражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком данных своего опыта.
Задание 7. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Чувственная ступень познания нуждается в дополнении рациональной потому, что:
а) сущность предметов и явлений не совпадает с их воспринимаемым обликом;
б) сложные явления действительности недоступны восприятию;
в) восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
2. В концепции Л.С. Выготского мышление и речь:
а) абсолютно тождественны;
б) имеют разные генетические корни;
в) являются независимыми друг от друга функциями;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
3. Движущей силой формирования понятийного мышления является:
б) практическая деятельность;
в) функционирование доминанты;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
Задание 8. Обобщите приведенные высказывания. Выделите на их основе сущностные характеристики мышления.
1. Мышление и сознание… суть продукты человеческого мозга… функция мозга, отражение внешнего мира. (В.И. Ленин).
Считая сознание продуктом длительного развития материи, диэлектрический материализм подчёркивает, что сознание является свойством высших материи, функцией головного мозга человека. Сущность сознания как функции мозга заключаются в отражении внешнего мира. Предмет, явление внешнего мира существуют вне и независимо от сознания. Ощущения, представления возникают у человека в результате восприятия им внешних воздействий. Какие бы мысли дай возникали – в голове человека, они являются лишь образами предметов и явлений объективной действительности.
2. Мышление – это такая ступень сознания, которая заключается в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном отражении человеком существенных свойств и отношений вещей, в творческом созидании новых идей, в постановке проблем и их решении. (А.Г. Спиркин).
Если сравнить эти две формулировки, то определение «сознания» от определения «мышление» будет отличать лишь несущественными моментами. А именно: сознание – это еще и «связанное с речью функция мозга», «заключающаяся в оценочном отражении действительности», а также «в разумном регулировании и само контролировании поведения человека». Совершенно очевидно, что все эти свойства сознания в равной мере присущи и мышлению. Что касается «конструктивно – творческого преобразования действительности», то такого свойства у сознания нет, оно лишь участвует в такие преобразования в составе человеческой деятельности. Таким образом, сознание и мышление – это понятия синонимы. Они используются для обозначения идеального содержания или духовной стороны коммуникативной деятельности.
3. Мышление не существует вне общества, вне накопленных им знаний и выработанных логических способов умственной деятельности. Человек не рождается, а становится субъектом мышления, овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт всей всемирной истории. (А.Г. Спиркин).
Мышление есть функция человеческого мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс; однако мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и т.п. действий и операций. Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт развития общественно – исторической практики; даже задачи, которые он ставит перед своим мышлением порождаются общественными условиями, в которых он живёт. Таким образом, мышление человека имеет общественную природу.
4.Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является… измерение природы человеком, а не природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу. (Ф. Энгельс).
Особенности логического исследования мышления человека
Этим мышление человека радикально отличается от интеллекта животных, который, как показывают специальные опыты, осуществляет лишь приспособление к наличным условиям ситуации и не может иначе как случайным образом изменить их, так как их деятельность в целом всегда остается направленной не на эти условия, а на тот или иной предмет их биологической потребности. Другое дело – у человека. У человека «фаза подготовления», из которой и вырастает его мышление, становится содержанием самостоятельных, целенаправленных действий, а в последствии может становиться и самостоятельной деятельностью, способной превращаться в деятельность целиком внутреннею и умственную. Наконец, мышление, как и вообще человеческое познание, принципиально отличается от интеллекта животных тем, что его зарождение и развитие также возможно лишь в единстве с развитием общественного сознания. Общественными по своей природе являются не только цели человеческого интеллектуального действия; общественно выработанными, как мы уже видели, являются также и его способы, и средства. В последствии, когда возникает отвлеченное речевое мышление, оно тоже может совершаться лишь на основе овладения человеком общественно выработанными обобщениями – словесными понятиями и общественно же выраженными логическими операциями.