великий немой так называли
Великий немой
«Великим немым» ныне именуют кинематограф «дозвуковой» эпохи. Резонно предположить, что это наименование появилось, когда эпоха немого кино ушла в прошлое. Однако в 1991 году киновед Юрий Цивьян указал, что наименование «великий немой» возникло в России в 1910-е годы, а предшествовало ему выражение Леонида Андреева «Великий Кинемо».
Но чему противопоставлялся «великий немой», коль скоро «говорящего» кино еще не было?
Начнем с начала – «С письма о театре» Л. Андреева, опубликованного в конце 1912 года в альманахе «Маски». Последний раздел «Письма» повествовал о будущем кинематографе – «будущем Кинемо»:
Это будет зеркало во всю пятисаженную стену, но зеркало, в котором будете отражаться не вы. (…)
Чудесный Кинемо! (…) Не имеющий языка, одинаково понятный дикарям Петербурга и дикарям Калькутты, – он воистину становится гением интернационального общения, сближает концы земли и края душ, включает в единый ток вздрагивающее человечество.
Великий Кинемо. – все он одолеет, все победит, все даст. Только одного он не даст – слова, и тут конец его власти, предел его могуществу. Бедный, великий Кинемо-Шекспир! – ему суждено начать собой новый великий род Танталов!
Очень скоро «Великий Кинемо» стало настоящим крылатым словом, и не только в кинематографической печати. А 24 марта 1914 года в газете «Новое время» появилось объявление:
«Сегодня в Литейном театре под председательством бар. Н. Дризена диспут: “ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ” (кинематограф и театр)».
Судя по всему, эту дату и следует считать датой рождения термина «великий немой».
Кинокритик М. Браиловский так прокомментировал это событие: «На смену андреевскому “великий кинемо” петербуржцы (…) придумали новое выражение – великий немой». «Великий», поясняет Браиловский, – это «любезный реверанс перед сторонниками кинемо», а «немой» – «тонкая уступка болезненному самолюбию изнервничавшихся театралов» (статья «Великий немой» в журн. «Сине-фоно», 1914, № 13).
В тогдашних диспутах «немой театр» (кинематограф) противопоставляли «говорящему театру», т. е. театру драматическому. Критик В. Ермилов иронизировал над актерской оппозицией кинематографу:
– Театр и Кинемо – враги.
– Актер! Не продавай себя врагу – Немому за чечевичную похлебку! (…)
Актер должен служить театру, – только театру, не «Великому Немому», как величают Кинемо, а «Великому Говорящему», великому искусству!
(«Неравный брак», журн. «Сине-фоно», 1914, № 3)
Некоторое время «Великий Немой» (с прописных букв) и «Великий Кинемо» сосуществовали в печати на равных, но в конце концов «Немой» победил.
В мемуарном очерке Анны Ахматовой о Модильяни читаем:
«“Великий немой” (как тогда назвали кино) еще красноречиво безмолвствовал».
Но это либо аберрация памяти, либо Ахматова пожертвовала исторической точностью ради риторического украшения речи. В ее очерке говорится о Париже 1911 года, когда выражения «великий немой» еще не было. К тому же во Франции (да и в других странах, кроме России) кинематограф никогда не называли «великим немым».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
к и н о
великий немой
• важнейшее, по мнению В. И. Ленина, из искусств
• великий немой, заговоривший через 30 лет после рождения
• вид искусства, фильм
• мир изображений, живущих человеческой жизнью
• на белой скатерти — людям радость (загадка)
• название периодического издания
• «Человек с бульвара Капуцинов»
• оно заговорило не сразу
• искусство в темноте
• в начале было немое
• фильм Всеволода Пудовкина «. за XX лет»
• джавахарлал Неру говорил, что в Индии влияние его во много раз сильнее, чем влияние книг и газет, вместе взятых
• произведение искусства, которое видно только в темноте
• в темной комнате на белой простыне два часа удовольствия
• искусство, в котором кадры решают все
• оно сначала было немое, а потом заговорило
• то, что бесплатно показывает волшебник, прилетевший в голубом вертолете
• фотография 24 раза в секунду
• важнейшее из искусств по Ленину
• искусство в потемках
• искусство воспроизведения на экране заснятых на пленку движущихся изображений
• искусство на пленке
• искусство на экране
• рок-группа Виктора Цоя
• искусство на ленте
• где кадры решают все?
• ему отдал жизнь Гайдай
• важнейшее из искусств
• группа Виктора Цоя
• между вино и домино
• самое любимое Лениным искусство
• бесплатно покажет волшебник
• искусство десятой музы
• оно перед «вино» и «домино»
• «показуха» в темноте
• широкоэкранная рифма к домино
• искусство Чарли Чаплина
• искусство большого экрана
• искусство, открытое братьями Люмьер
• важнейшее из искусств (Ленин)
• от немого до цветного
• лучшее из искусств по мнению Ленина
• «из всех искусств важнейшее»
• искусство, признанное Лениным
• детище Виктора Цоя
• «босяцкое заведение» для Фаины Раневской
• третья рифма к вино и домино
• важнейшее искусство согласно Ленину
• искусство на широком экране
• искусство, пущенное в прокат
• зрелище с экрана телевизора
• зрелище покарившее мир
• искусство Юрия Кара
• искусство Леонида Гайдая
• В темной комнате, на белой простыне 2 часа удовольствия
Великий немой. Беззвуковое кино — что вы знаете о нем?
Великий немой. Откуда такое название? Это «синема» — кинематограф без звука. Почему великий? Да потому, что создавали фильмы выдающиеся деятели режиссуры, играли – без преувеличения! – великие актеры. Достаточно назвать имена. Их довольно много, укажем лишь некоторые.
• Рудольф Валентино
• Клара Боу
• Пауль Венегер
• Чарли Чаплин
• Пола Негри
• Луиза Брукс
Назовем и российских кинодеятелей:
• Александр Довженко
• Сергей Эйзенштейн
• Дзига Вертов
• Леонид Трауберг
• Александр Ханжонков
• Яков Протазанов
• Всеволод Пудовкин
• Евгений Бауэр
Великий немой не мог состояться без таких замечательных русских актеров, как:
• Вера Холодная
• Алла Назимова
• Иван Мозжухин
• Фаина Раневская
Великий немой – тема сегодняшней статьи. Вы узнаете об особенностях немого кинематографа как искусства, познакомитесь с создателями великого немого — братьями Люмьер, а также с методами съемки беззвукового фильма в то время.
Великий немой – немного истории
Впервые кино как искусство зародилось на Западе еще в XIX веке. Сначала появилась фотография; без нее никакое кино не было бы возможно. Давайте проследим, как шло развитие немого кино и отметим важные вехи в его развитии. За полтора десятка лет (1878 – 1895) мир узнал о таких изобретениях:
• 1878 – При установке нескольких фотоаппаратов, впервые была запечатлена на пленке скачущая лошадь; сделал это на хронофотографическом снимке Эдвард Мэйбридж.
• 1884 – Джордж Истмен создал фотоэмульсионную негативную фотобумагу.
• 1888 – На фотобумаге появились короткие киноролики: «Сцена в саду Роундхэй», и «Движение транспорта по мосту Лидс».
• 1889 – Компания Eastman Kodak выпустила рулонную фотопленку.
• 1891 – 20 мая — демонстрация фильма «Приветствие Диксона». Это произошло благодаря изобретению Т. Эдисона «Кинетоскопа».
• 1894 – США. В Нью-Йорке на Бродвее, а несколько позднее и в других городах (Сан-Франциско, Чикаго) – были открыты так называемые «кабинеты» с несколькими «Кинетоскопами». Зрители могли через специальный окуляр просматривать короткие ролики.
• 1895, 13 февраля. Знаменательный для истории день — изобретение «Синематографа». Братья Луи и Огюст Люмьеры получили патент на свой аппарат. Теперь можно было показывать фильмы на экране большому количеству зрителей.
Зрители и экран! Это было поистине историческое событие. С тех пор развитие кинематографа неуклонно шло вверх.
Вот что говорит нам о великом немом Википедия:
Братья Люмьеры
Кто они такие? Братья Луи и Огюст взяли для своего изобретения идею американца Томаса Эдисона. На тот момент в США уже существовал кинопрокат, правда, своеобразный. За плату любой желающий мог войти в кабинку и остаться наедине с окуляром кинетоскопа, изобретенного Т. Эдисоном.
Французы Люмьеры, безусловно, признавали гениальность изобретения Т. Эдисона. Однако, заразившись идеей «живых фотографий», решили усовершенствовать изобретение американца. Они приобрели его аппарат, изучили, разобрав его до винтика, и – создали свой! Позже, в Америке, возникла тяжба с Томасом Эдисоном, но… братья сумели ее уладить.
Итак, кинетоскоп был усовершенствован и теперь движущееся изображение можно было смотреть не одному человеку в кабинке, а большой группе людей в просторном зале. Один из первых фильмов, сделавший семейству Люмьер рекламу их бизнеса, был «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер». Фильм получился коротким и отец сказал сыновьям, что «не хватает размаха». Воодушевленные результатом братья принялись за дело.
Старший Люмьер был горд за сыновей. Он посмотрел первую в мире комедию «Политый поливальщик» и хохотал от души. Пресса разрекламировала изобретение и вскоре парижане толпами шли в синема.
Особое впечатление – шок и восторг одновременно – вызвал фильм «Прибытие поезда на станцию Ла-Сьота». Поначалу зрители с первых рядов в панике убегали – ведь прямо на них двигался локомотив! Даже после рассказов об этом новые зрители кто с любопытством, а кто и с опаской шли на сеанс.
Братья Люмьеры – их дальнейшая деятельность
Они успешно развивали ее в области кинопроката. Луи и Огюсту поступало множество деловых предложений. Их бизнес шел в ногу со временем. Братья производили киноаппараты, сдавали их в аренду, снимали фильмы, придумывая всё новые сюжеты. Работа кипела. Крупные европейские города – Рим, Кельн, Мадрид, Лондон – познакомились с изобретением Люмьеров.
Первооткрыватели чудесного мира кино – Луи и Огюст Люмьеры прожили долгую жизнь (83 и 91), оставив после себя множество разных изобретений как в науке, так и в бизнесе.
Великий немой – особенности и методы съемки
С конца XIX и начале XX столетия они были примитивными. К деревянной раме крепился покрашенный серым или коричневым фоном холст. Чтобы в кадре была видна вся декорация, киноаппарат ставили особым образом. Обычно внизу справа указывалась торговая марка студии. Средних и крупных планов в то время не было; героев снимали в полный рост и передвигаться они могли лишь в определенных границах, которые обозначали прибитые к полу планки. Если ноги оказывались «отрезаны» — дубль считался испорченным.
Искусственного освещения при создании фильмов в те годы еще не было; обходились естественным дневным; проходил он через стеклянную крышу (подобная ситуация была и с фотоателье). Ортохроматическая пленка, используемая для съемки, была нечувствительна к красному цвету, поэтому, для достоверности деталей изображенного лица (губы, глаза) — использовался специальный грим.
Чтобы зрители воспринимали «движущиеся картинки» как непрерывное действие, а не как набор отдельных изображений, нужно было перематывать кинопленку с определенной скоростью. Люмьер установил скорость 16 кадров в секунду. Этот стандарт был выгоден в коммерческом плане: расход 35-мм кинопленки составлял 1 фут в минуту, что облегчало все расчеты. Таких показателей придерживалось большинство кинопрокатчиков при показе фильмов. Но поступали так не все.
Владельцы кинотеатров, видя, что публика буквально осаждает здание, стремясь попасть на сеанс, нарушали правила. Киномеханики крутили ручку с более высокой скоростью, чтобы сократить время показа фильма и увеличить количество сеансов. Скорость иногда доходила до 30 кадров в секунду; были случаи, что и до 50. Сплошное мельтешение кадров на экране… некоторым нравилось – они топали-хлопали, тем самым выражая восторг.
Постепенное вытеснение немого кино звуковым
Конечно, рано или поздно это должно было произойти. Однако даже первые попытки применения звука в фильмах воспринимались режиссерами крайне негативно. Рассуждения кинодеятелей были таковы: они считали, что немое кино есть самая чистая форма кинематографа и появление звука лишит прежних достижений в киноискусстве, звуковые фильмы потеряют интернациональность.
Голливуд всерьез опасался потери своих доходов из-за возможного сокращения экспорта кинокартин. И все же эра звукового кино неумолимо приближалась. Вернулся стандарт скорости, заданный Люмьерами – 16 кадров/сек.
Великий немой…
В статье мы проследили, как создавалось немое кино, познакомились с особенностями и методами съемки немого кино, узнали факты жизни братьев Люмьеров. В Россию зарубежные фильмы стали ввозить почти сразу.
«Великий немой. История синематографа. К 120-летию киноиндустрии»
28 декабря 1895 г., состоялся первый коммерческий киносеанс.Это произошло в подвале «Гран Кафе» на бульваре Капуцинов. В этом материал будет дан краткий экскурс в историю киноискусства. С чего оно начиналось. Как делало первые шаги в разных жанрах. Первые фантастические фильмы, ужастики, мультфильмы и музыкально-эротическое шоу.
» Исторически кинематограф появился в результате решения задачи по закреплению на материальном носителе изображения непрерывного движения объектов и проекции этого движения на экран. Для решения этой задачи необходимо было создание сразу нескольких технических изобретений: гибкой светочувствительной плёнки, аппарата хронофотографической съёмки, проектора быстро сменяющихся изображений. Первая гибкая светочувствительная негорючая плёнка была изобретена русским фотографом И. В. Болдыревым (1878—1881), затем американскими изобретателями Г. Гудвином в 1887 и Дж.Истменом в 1889 была создана горючая, целлулоидная пленка. Первые же аппараты хронофотографической съемки были сконструированы в 80-х годах XIX века. К ним относятся: «фоторужьё» французского физиолога Э. Марея (1882), аппарат французского изобретателя О. ле Пернса (1888), аппарат английских изобретателей У. Фризе-Грина и М. Эванса (1889), аппарат русского фотографа В.А. Дюбюка (1891), «Фоноскоп» французского физиолога Ж. Демени (1892). Пионерами в создании аппаратов для проекции на экран быстро сменяющихся изображений были: немецкий и русский фотографы О. Анщюц и В.А. Дебюк, создавшие соответственно в 1891 и 1892 годах проекционные аппараты различной конструкции, но с одинаковым названием — «Тахископ», французский изобретатель Э. Рейно, создавший в 1892 году проектор под названием «Оптический театр», и русские изобретатели И.А. Тимченко и М.Ф. Фрейденберг (1893).
В своих сеансах Люмьеры демонстрировали несколько коротких (всего 50 сек.) роликов, первым из которых был «Выход рабочих с фабрики». Однако наиболее популярным из этих роликов стал ролик под названием «Прибытие поезда». Поезд на экране как бы надвигался на зал, что выглядело очень реалистично и производило сильное впечатление на зрителей.
«Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота«
Вскоре кинематографом заинтересовался директор одного из парижских театров Жорж Мельес. Он первым оценил возможности кинематографа, увидев в нём, прежде всего, отличное средство сильно расширить возможности сцены. Он первым стал снимать фильмы по сценариям, использовать многие специфические для кино трюки и спецэффекты, и в целом стал одним из главных основоположников кино как самостоятельного вида искусства. Одним из наиболее известных фильмов Мельеса является «Путешествие на Луну» (1902 г.)
Первый фильм с элементами мистики: «Заколдованная гостиница» немой короткометражный фильм Жоржа Мельеса, снятый в 1897 году. Сюжет : Мужчина собирается переночевать в гостинице, но с ним начинают происходить странные вещи: предметы исчезают и появляются, взрываются, самостоятельно двигаются. Он долго сопротивляется нечистым силам, но не выдерживает и выбегает из комнаты.
«Механический мясник» 1895 год. постановочный короткометражный фильм братьев Люмьер, одна из первых кинокомедий.
Сюжет: В фильме показана вымышленная машина, которая представляет собой ящик из двух частей, к задней стенке которого приделано вращаемое вручную колесо, а на передней помещена надпись «Механический колбасный перемалыватель по-марсельски». В левую часть машины загружают живую свинью, а из правой тут же достают готовые сосиски, свиные копытца, окорока, упакованные мясные деликатесы и даже детские игрушки.
К 1910 г. 70% фильмов всё ещё производилось во Франции. Однако другие страны, в первую очередь, такие как США, Великобритания, Германия также начинают оказывать заметное влияние на развитие мирового кино. В начале века типичная продолжительность фильма составляла 15 минут, к 1910 появляется немало фильмов с продолжительностью около часа, а в 1915 г. американец Гриффит снимает фильм «Рождение нации» (на тему гражданской войны в США) продолжительностью уже целых 3 часа. Несмотря на то, что содержание фильма, будучи расистским по сути, вызвало в США массовые беспорядки, этот фильм завоевал также и большой успех у публики (его посмотрело около 100 млн. человек) и принёс создателям огромные кассовые сборы.»
То есть за удивительно короткое время кино превращается в целую индустрию. Синематографы появляются в разных странах и приобретают огромную популярность среди самых разных слоёв населения. В России первые фильмы были показаны в апреле 1896 года в Москве и Санкт-Петербурге, а затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Тогда же были проведены первые отечественные любительские киносъемки (В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров и др.).
И цены даже на первые показы были вполне приемлемы. А в начале 20-го века синематографы были уже открыты во многих городах Российской Империи. Стали появляться и российские фильмы: производства петербургского киноателье Александра Дранкова «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), который вышел на экраны 15 (28) октября 1908 года. Почти одновременно с Дранковым к съёмкам отечественных художественных фильмов приступает в Москве кинопромышленник Александр Ханжонков.
Российское национальное кино удивительно быстро навёрстывает десятилетнее отставание от европейских киношкол и быстро дорастает до новаторских работ. Значительное число таких крупных достижений на счету киноателье Ханжонкова. В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым и Василием Гончаровым. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире сюжетный мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами»
в постановке Владислава Старевича, который также развивает искусство использования спецэффектов в игровом кино и добивается в этом значительных успехов.
С начала 1910-х годов компания Ханжонкова становится бесспорным лидером российского кинопроизводства, у него начинают кинокарьеру первые звёзды русского кино Александра Гончарова, Андрей Громов, Иван Мозжухин, режиссёры Василий Гончаров, Пётр Чардынин и Владислав Старевич. Помимо множества художественных фильмов компания Ханжонкова занималась также созданием и распространением просветительского кино. В 1911 году при торговом доме был открыт «Научный отдел», который занимался производством научных, видовых и этнографических картин на темы географии России, сельского хозяйства, фабрично-заводской промышленности, зоологии и ботаники, физики и химии, медицины и так далее.
По неполным данным, в 1913 году в России работали 1412 кинотеатров, из них 134 — в Петербурге и 67 — в Москве.»
В 1920-х в США начинает уже формироваться киноиндустрия.
О «Великом Чарли» можно говорить очень много. И это уже тема для другого материала. А эту хотелось закрыть роликом компании Moon Film, показывающий 120 лет развития кинематографа за 120 секунд.
Великий немой так называли
И все эти фразы, независимо от степени их легендарности, из истории уже не вычеркнешь.
«Великим немым» ныне именуют кинематограф «дозвуковой» эпохи. Резонно предположить, что это наименование появилось, когда эпоха немого кино ушла в прошлое. Однако в 1991 году киновед Юрий Цивьян указал, что наименование «великий немой» возникло в России в 1910-е годы, а предшествовало ему выражение Леонида Андреева «Великий Кинемо».
Но чему противопоставлялся «великий немой», коль скоро «говорящего» кино еще не было?
Начнем с начала – «С письма о театре» Л. Андреева, опубликованного в конце 1912 года в альманахе «Маски». Последний раздел «Письма» повествовал о будущем кинематографе – «будущем Кинемо»:
Это будет зеркало во всю пятисаженную стену, но зеркало, в котором будете отражаться не вы. (…)
Чудесный Кинемо! (…) Не имеющий языка, одинаково понятный дикарям Петербурга и дикарям Калькутты, – он воистину становится гением интернационального общения, сближает концы земли и края душ, включает в единый ток вздрагивающее человечество.
Великий Кинемо. – все он одолеет, все победит, все даст. Только одного он не даст – слова, и тут конец его власти, предел его могуществу. Бедный, великий Кинемо-Шекспир! – ему суждено начать собой новый великий род Танталов!
Очень скоро «Великий Кинемо» стало настоящим крылатым словом, и не только в кинематографической печати. А 24 марта 1914 года в газете «Новое время» появилось объявление:
«Сегодня в Литейном театре под председательством бар. Н. Дризена диспут: “ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ” (кинематограф и театр)».
Судя по всему, эту дату и следует считать датой рождения термина «великий немой».
Кинокритик М. Браиловский так прокомментировал это событие: «На смену андреевскому “великий кинемо” петербуржцы (…) придумали новое выражение – великий немой». «Великий», поясняет Браиловский, – это «любезный реверанс перед сторонниками кинемо», а «немой» – «тонкая уступка болезненному самолюбию изнервничавшихся театралов» (статья «Великий немой» в журн. «Сине-фоно», 1914, № 13).
В тогдашних диспутах «немой театр» (кинематограф) противопоставляли «говорящему театру», т. е. театру драматическому. Критик В. Ермилов иронизировал над актерской оппозицией кинематографу:
– Театр и Кинемо – враги.
– Актер! Не продавай себя врагу – Немому за чечевичную похлебку! (…)
Актер должен служить театру, – только театру, не «Великому Немому», как величают Кинемо, а «Великому Говорящему», великому искусству!
Некоторое время «Великий Немой» (с прописных букв) и «Великий Кинемо» сосуществовали в печати на равных, но в конце концов «Немой» победил.
В мемуарном очерке Анны Ахматовой о Модильяни читаем:
«“Великий немой” (как тогда назвали кино) еще красноречиво безмолвствовал».
Но это либо аберрация памяти, либо Ахматова пожертвовала исторической точностью ради риторического украшения речи. В ее очерке говорится о Париже 1911 года, когда выражения «великий немой» еще не было. К тому же во Франции (да и в других странах, кроме России) кинематограф никогда не называли «великим немым».
Великое молчащее большинство
Во время избирательной кампании 1968 года Ричард Никсон пообещал вывести войска из Вьетнама. Когда он занял президентское кресло, война шла уже пятый год. Число убитых американцев дошло до 31 тысячи, а численность воюющего американского корпуса превысила полмиллиона.
15 октября 1969 года 200 тысяч демонстрантов со всех концов страны собрались в Вашингтоне, протестуя против войны.
Вечером 3 ноября Никсон выступил с программной речью по телевидению. Он изложил план «вьетнамизации» войны и переговоров с позиции силы. Не обошел он и тему антивоенных протестов:
– В течение почти 200 лет политика нашей страны определялась, в соответствии с нашей Конституцией, лидерами в Конгрессе и Белом доме, избранными всем народом. Если громкоголосое меньшинство, сколь бы жгучим ни был вопрос, возобладает над разумом и волей меньшинства, наша страна не имеет будущего как свободное государство.
– Поэтому сегодня вечером я обращаюсь к вам, великое молчащее большинство моих соотечественников-американцев, – я прошу вашей поддержки.
Благодаря Никсону формула «великое молчащее большинство» («The Great Silent Majority») вошла в интернациональный политический язык.