ведет себя как бумер что значит
Почему «Окей, бумер» — главный мейнстрим-мем года
Мем «Окей, бумер» обсуждают в The New York Times и The Washington Post. «Афиша Daily» разобралась, как смешная фраза из тиктока попала во «взрослые» издания, которые обычно не выпускают десятки статей о мемах, и попросила специалиста по отношениям между поколениями Александра Рикеля объяснить, почему бумеры так сильно обиделись на «Окей, бумер».
Что вообще значит «Окей, бумер»
Это саркастический ответ миллениалов, которые родились в 1985–1995 годах, и зедов 1996–2005 годов рождения на нравоучения, критику и нелепые шутки старшего поколения, от которых они просто устали. Критикуют беби-бумеров, послевоенное поколение 1946–1965 годов, но в итоге «Окей, бумер» стал универсальным ответом на критику от любого человека старше тридцати лет. Чаще всего появляется в тиктоке и твиттере.
В России поколение 1946–1965 годов обычно называют послевоенным. Тем не менее, в российском тиктоке тоже встречается «Окей, бумер» — с его помощью рассказывают об отношениях с родителями.
Почему «Окей, бумер» больше, чем мем
Фраза отметила поколенческий разрыв между пожилыми и молодыми людьми. Между ними всегда была существенная разница и взаимные претензии, как и между любыми другими поколениями, но впервые эти претензии емко сформулированы двумя словами. «Окей, бумер» стал современным аналогом лозунга «Не доверяй никому старше тридцати», которым бумеры пользовались во время борьбы за гражданские права.
У миллениалов и зедов внезапно появился свой обидный ответ на не менее обидное слово «снежинка», которым представители старшего поколения долгое время дразнили миллениалов. По мнению бумеров, Y и Z якобы инфантильны, считают себя особенными и не хотят нести никакой ответственности.
Какие претензии он предъявляет
В многочисленных публикациях и тиктоках о меме к бумерам повторяются одни и те же обвинения:
— безответственное отношение к климату;
— подорожавшее образование, из‑за которого многим молодым людям предстоит отдавать долги за обучение;
— растущее неравенство, к которому, как считают молодые поколения, привела политика бумеров в 1990-х и 2000-х;
— расистские и гомофобные взгляды;
— нежелание оставить работу и дать другим построить карьеру (Джек Келли из Forbes считает, что бумеры не могут бросить работу: у многих из них нет накоплений);
— нежелание воспринимать молодые поколения серьезно.
Применим ли мем к российской реальности
Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии в МГУ
Взаимоотношения поколений в разных странах, конечно, обладают своей спецификой. В частности, в российском контексте говорить об эгоистичных беби-бумерах, которые не уходят с работы, наверное, странно — никто не поймет этого сочетания.
Претензии к российским бумерам могу быть такими: их ценности были актуальны в предыдущем обществе — они более коллективистические, более ура-патриотические, более коммунистические. Сохраняет актуальность и американская логика: бумеры брюзжат о том, что мы, поколение Y и зеды, инфантильны. Это трансглобальные проблемы и ценности.
Как «Окей, бумер» стал мейнстримом
Это не новый мем: «Окей, бумер» писали в ответ на твиты пожилых политиков еще в начале 2018 года, но только в сентябре 2019 года фраза стала вирусной. Все началось в тиктоке: пользовательница linzrinzz записала реакцию на ворчание пожилого мужчины, о том, что миллениалы и зеды живут утопическими идеалами.
Мейнстримовые издания с взрослой аудиторией, возможно, не заметили бы «Окей, бумер», но в конце октября в The New York Times вышла заметка о том, что мем «отмечает конец дружеских отношений между поколениями». В ней сделали акцент на молодых людях, которые продают мерч с фразой «OK Boomer» и зарабатывают на нем деньги.
Некоторые увидели в меме язык вражды. Например, 69-летний ресторанный критик New York Post Стив Куоццо посчитал, что миллениалы «ненавидят старшее поколение со свирепостью, которой никогда не было в нашей культуре».
Самый радикальный взгляд: «Окей, бумер» — это дискриминация по возрасту. Например, 72-летняя писательница Франсин Проуз заключила в колонке для The Guardian, что пожилые люди оказались единственной социальной группой, над которой можно жестоко шутить без последствий. По мнению 60-летнего консервативного радиоведущего Боба Лонсберри, слово «бумер» стало таким же оскорбительным, как слово «ниггер» (на самом деле у этих слова нет ничего общего).
Возможно, такая бурная реакция на мем произошла потому, что старшее поколение не очень хорошо разбирается в интернет-культуре, считает Ройшн Лэниган из i-D. Оно не смогло вовремя отключиться и проигнорировать шутки, как обычно делают миллениалы и зеды.
Почему бумеры отреагировали на мем так резко
Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии в МГУ
Не вижу в волне вокруг мема «Окей, бумер» ничего удивительного. Давайте поговорим о таком языке общения, как мемы. Это интернет-единица, которая в отличие от других форм — баек, шуток, анекдотов, — безусловно, является поколенческим триггером. Она предназначена для поколений Y и Z — именно они понимают значение мемов гораздо лучше других.
Старшему поколению свойственно испокон веков — годами, столетиями, тысячелетиями — вступать в ценностный конфликт с представителями младшего поколения. Это естественная логика развития любых межпоколенческих отношений: про нее писал Тургенев, про нее писали античные мыслители, вся мировая философия и психология не раз уже говорила — люди с возрастом становятся критичными по отношению к молодежи, начинают думать, что вода была мокрее, а трава — зеленее. Они думают, что накопленный опыт позволяет им знать правильные ответы на все вопросы.
Насколько велика пропасть между поколениями
Пропасть между бумерами, миллениалами и зедами, наверное, может быть больше, чем пропасть между предыдущими поколениями. Для этого есть логичные причины: постоянное ускорение технологического прогресса, насыщенность экономическими, политическими, социальными событиями. Они ускоряют развитие.
Что означает мем «ОК бумер»?
Фраза высмеивает стереотипы молодежи о старшем поколении: о брюзжащем узколобом «бумере», которой только и делает что ругает молодых и учит их жизни.
Кто такие бумеры? Поколение бэби-бума
Бумерам, как считается, свойственны следующие черты:
Разводятся чаще, чем представители других поколений. С этим связывают и «бумерские» шутки о супругах, которые друг друга ненавидят и стремятся уязвить.
Типичные бумеры. Персонажи мультсериала «Царь горы» https://lh3.googleusercontent.com/AZEeA0mx4xy8LUHhdmjWOorP1BDy7ghTq3Ak8htMIOWrZJIEVGoWKtE0QmYL6ccGTA_SAXb5-CDKX9ZOzDNES6raftS-GJHslqMLFLUXHnVjtW2KWdzOZqNKAij1KI5ps043J6Kk
Бумер не владеет новыми технологиями, зато охотно высмеивает младшее поколение, которое «ничего не умеет и настоящей жизни не видело». «Типичный бумер» неполиткорректен и любит поиздеваться над «слишком обидчивыми и ранимыми детишками».
«Зумеры изобрели конфликт отцов и детей». История мема «ОК бумер»
Но взрывной рост интереса к фразе «ОК бумер» начался уже в 2019 году. Повсюду стали постить мем-картинку с «отсталой собакой» и соответствующей подписью.
29 октября 2019 года влиятельная американская газета The New York Times рассказала об этом меме в статье «’ОК бумер’ означает конец добрых отношений между поколениями».
В ноябре 2019-го депутат из Новой Зелании Хлоя Суорбрик, выступая в парламенте, ответила на замечание коллеги о своем юном возрасте словам: «ОК бумер»
Бумеры, зумеры и миллениалы. Что такое поколения X, Y и Z
«ОК бумер». Мем на основе постера к российскому бандитскому фильму «Бумер» (2003)
В России есть свои адаптации теории поколений. Например, говорят о «последнем советском поколении» (1964-1973 годы рождения). Иногда делят советских и российских граждан на поколение хрущевской оттепели (1939-1946 годы рождения), поколение брежневского застоя (1947-1967 г.р.), горбачевских реформ (1968-1981 г.р.) и российских миллениалов ельцинско-путинской эпохи (1982-2000 г.р.).
Я зумер, но веду себя как бумер: 8 вопросов, которые ставят под сомнение теорию поколений
Существуют ли все эти зумеры и миллениалы, о которых мы слышим всё больше и чаще, и почему поведение бумеров далеко не всегда соответствует их «научному» описанию? Ведущая телеграм-канала «Дети и плети» Маргарита Литовская рассказывает, как появилась теория поколений, и ищет ответы на каверзные вопросы ее противников.
Что такое поколение?
В трактовке популяризаторов интересующей нас теории, авторов книги Generations (1991), историков и писателей Уильяма Штрауса и Нила Хау это вся совокупность людей, рожденных в определенную эпоху. Для таких современников характерен типичный набор убеждений и моделей поведения, и сами они относят себя к своему поколению. То есть объект изучения — все жившие и ныне здравствующие люди.
В контексте вопроса «Почему я зет, но чувствую себя как бумер?» нас интересуют социологический и психологический аспекты проблемы: описывая поколения, мы говорим о присущих им психоэмоциональных особенностях и паттернах поведения в обществе.
Кто придумал поколения?
Теорию поколений выдвинули вовсе не вышеупомянутые Штраус и Хау — они лишь переупаковали и популяризировали работу других исследователей.
Первопроходцем здесь был австрийско-немецко-английский социолог и философ Карл Мангейм. Он изучал поколения в попытке понять, как и куда движется мировая история.
Мангейм полагал, что крупные события (войны, кризисы, научные открытия) формируют мышление современников — в том числе тех, кто занимает высокое положение в обществе и владеет умами: монархов, политиков, религиозных лидеров.
Поколенческий анализ Мангейма позволяет понять, как меняются люди, рожденные в разные периоды, но пережившие одни и те же события, — и почему внутри социума возникают мини-группы, объединенные духом времени.
Яркий современный пример — «поколение 11 сентября» (термин прочно закрепился в американских СМИ).
Для кого полезна теория поколений?
Если Штраус и Хау ставили цель изучить и систематизировать англо-американскую историю, то сегодня в США теорию поколений активно используют как одну из политтехнологий. Но в мире у нее нашлись и другие «способы применения». Так, в современной России эту концепцию взяли на вооружение маркетологи и HR-специалисты, хотя первые исследования проводились еще в СССР в рамках социальной и культурной антропологии.
На основе данных о поколениях часто строятся стратегии привлечения и удержания, и не важно, идет ли речь о покупателях продукции раскрученного бренда, о найме профессионалов в компанию или о работе с электоратом перед выборами.
В основе любой такой стратегии лежат знания о целевой аудитории. Поэтому задача теории поколений — обрисовать крупными мазками группу людей, которую необходимо привлечь, выявить их общие черты и паттерны поведения.
Под этот запрос подстраиваются и агентства, собирающие статистику. Например, глобальные исследовательские центры вроде Pew Research и YouGov, обрабатывая полученные результаты, делают разбивку по поколениям.
Для чего используют теорию поколений?
Конкуренция между торговыми марками с каждым годом обостряется, и, как следствие, развивается главный инструмент привлечения клиентов (а значит, и прибыли) — маркетинг.
Чтобы понять, как продать товар большой группе людей, нужно изучить их. Здесь и приходит на помощь теория поколений, описывающая общие тенденции и закономерности, характерные для аудитории определенного возраста.
Помимо рыночной конъюнктуры, растущая популярность теории поколений обусловлена и другими факторами. Люди, родившиеся во второй половине прошлого века, не хотят признавать свое моральное старение, но чувствуют, как проваливаются в ненавистное «Ну и молодежь нынче пошла, что за песни у них такие странные?». Иксы и миллениалы еще помнят, как презирали старшее поколение, которое ничего не понимало в их новомодных трендах, боялось повсеместной цифровизации и пыталось навязать свои советские традиции и ценности.
В теории между зумерами и всеми остальными действительно может образоваться гигантский разрыв — во взглядах, привычках и т. д. Чтобы понять более молодых, «новым взрослым» приходится обращаться к теории поколений, которая уже описала и разложила по полочкам мышление и поведение людей будущего.
Почему теория поколений неточно меня характеризует?
Наверное, вы замечали, что далеко не все ваши паттерны поведения соответствуют описанию того поколения, к которому вы относитесь «по паспорту». Спокойно: это норма.
Теория поколений призвана систематизировать знания о человеческом обществе, а потому исследователи выявляют «усредненные» черты его представителей.
В отличие от психологов, у них нет задачи изучать частные случаи, объяснять индивидуальные особенности и скрупулезно анализировать исключения.
Исследователь поколения должен построить модель среднестатистического человека. Поэтому нет ничего странного в том, что одни ее признаки вы у себя найдете, а других не обнаружите.
Социолог, ведущий исследователь компании «Ценципер» Константин Филоненко подчеркивает:
«Любое разделение людей на группы по каким-либо признакам должно иметь под собой основания, которые подтверждаются на больших выборках.
Что мы можем сказать, например, о современных подростках? Они больше занимаются спортом, чем все предыдущие поколения в их возрасте. Вправе ли мы утверждать, что 40–50-летние люди, которые смотрят телевизор, отличаются от сверстников, которые не смотрят телевизор? Ответить можно, только проанализировав соответствующие данные. Делать предположения здесь совершенно бессмысленно — это просто спекуляция».
Почему границы поколений такие размытые?
Люди общаются не только со своими ровесниками, но и с представителями всех ныне живущих поколений. Каждая такая коммуникация может оставить след в нашем сознании. А современные технологии делают это информационное поле еще более диффузным, и порой одна и та же новость сглаживает границы между разными возрастными группами.
Не нивелировал ли интернет деление на поколения?
Современные исследователи сходятся в том, что до повсеместного распространения интернета одни и те же поколения в разных странах максимально отличались друг от друга.
Так, в США после кризиса 1987 года молодежи (иксам) ничего не оставалось, кроме низкооплачиваемых рабочих мест, в отличие от поколения их родителей. Тогда же зарождались рейв и MTV-культура.
А советскую молодежь волновали совершенно иные события и проблемы: война в Афганистане, перестройка, трещащее по швам государство, появление гранжа, наркотиков и СПИДа.
В результате сформировались два непохожих друг на друга поколения X разных стран.
Американским юношам и девушкам постоянно приходилось конкурировать в существующей системе за рабочие места (фактически за выживание), в то время как их ровесники в СССР выступали за глобальные изменения на уровне всего государства и общества. Но есть у них и общая черта — неформальность взглядов. И те и другие разочаровались в системе, в которой жили, и стали открыты для новых идей.
В эпоху интернета и доступной информации найти различия между зумерами разных стран гораздо сложнее: все пользуются TikTok, любят красить волосы в яркий цвет и отлично владеют гаджетами.
Но даже если мировое монолитное информационное поле сохранится, а общества будут стремиться к одной и той же модели жизни и коммуникации, границы между поколениями не сотрутся окончательно. Слишком большое влияние на нас оказывают важные исторические события, которые пока продолжают быть уникальными для разных территорий. Свежий пример: молодежь Беларуси, выходившая на протесты, преодолела аполитичность как старших соотечественников, так и сверстников из стран с более спокойной обстановкой.
Теория поколений — это просто еще один стереотип?
Мы живем в эпоху, когда люди тонко чувствуют любое неравенство и классовое разделение: бедные и богатые, мужчины и женщины, черные и белые, гетеросексуальные цисгендерные и ЛГБТ.
Так происходит потому, что каждое новое поколение рождается всё более диверсифицированным этнически, расово, гендерно. Появившись на свет не такими, как их предшественники, они должны вступать в борьбу за свои права, чтобы искоренить мешающее им жить неравенство. Поэтому, возможно, дискриминация по какому-либо признаку будет чужда людям грядущих поколений.
А почему бы и нет? Представьте, как было бы замечательно!
Но в ближайшее время мы совершенно точно не увидим мир без неравенства: на то, чтобы изменить сознание каждого жителя планеты, требуется очень много времени. По данным опросов, за последние 20 лет Global Gender Gap существенно сократился — люди не только признали проблему, но и продвинулись в ее решении. Однако, по оценкам специалистов, чтобы полностью искоренить гендерное неравенство во всех странах, человечеству потребуется еще около 100 лет.
«После технической революции инновации стали важнее опыта, потому четкое деление на поколения в традиционном понимании этого слова уже устарело, — считает Константин Филоненко. — Когда Карл Мангейм описывал их как социальный феномен, он говорил о событиях, которые влияют на большое количество людей любого возраста, — прежде всего о войнах, научных открытиях.
А теория поколений Штрауса и Хау напоминает скорее гороскоп, чем социальную концепцию. Это попытка делать выводы исключительно на основании года рождения (а точнее, даже диапазона лет) без учета прочих факторов, таких как место появления на свет, семья, стартовые возможности, образование и целый ворох других формирующих личностные и социальные качества характеристик».
Валера, верим! Почему поколений не существует
Штраус и Хау утверждают, что представителю поколения надлежит испытывать чувство принадлежности к описанной группе. Здесь напрашивается аналогия с племенами — формой этнической организации, при которой соплеменники объединены общим происхождением, языком и традициями.
Посмотрите на поколение Z: они рождены в эру доступного интернета и широкого распространения смартфонов, имеют свой «язык» — сленг, понятный людям определенного возраста, а традициями можно считать зависание в TikTok и желание стать блогерами. Чем не племя? И всё же есть одно но.
На вопрос: «Считаете ли вы себя поколением Z?» — среднестатистический подросток 15 лет ответит: «Нет». А вот абориген африканского племени скажет, что он масаи и живет среди себе подобных.
«Я не причисляю себя ни к одному из поколений, — заявляет Константин Филоненко. — Теорию Штрауса и Хау нельзя считать научной, поскольку она не опирается на проверенные данные. Это чисто спекулятивная концепция. Более того, их гипотеза касается только американского общества — и не подтверждается даже на местном материале! Теория содержит две концептуальные методологические ошибки:
— возрастные характеристики называют поколенческими (подростки всегда легко отвлекались — это отнюдь не уникальная черта нынешних тинейджеров);
— общие черты приписывают представителям одного поколения (доходы снижаются у всех, не только миллениалы не хотят покупать недвижимость и автомобили — мало кто вообще сейчас может себе это позволить).
Да и все термины для обозначения „новых поколений“ были изобретены довольно давно. Например, первым людям, которых называли digital natives, скоро исполнится 40».
Уязвимость концепции Штрауса и Хау в том, что если какое-то из поколений откажется причислять себя к группе людей, в которую их объединили ученые, то и всю теорию можно считать несостоятельной.
Большинство понятий, которыми мы пользуемся, описывая реальность, на самом деле выдумка. Политика, расизм и национализм, банковские счета и вообще деньги существуют по большей части в нашем сознании, а не в реальности.
Что значит бумер?
Это самое обычное для многих людей слово в последние пару лет получило новый виток популярности. Особенно востребовано оно стало среди молодежи. А способствовали этому, как часто бывает в наше время – социальные сети. В этой статье мы ответим на два вопроса: что значит бумер и что значит окей бумер.
Начнем с того, что слово BOOMER имеет давнюю историю и несколько значений. Это важно учитывать, потому что в зависимости от возраста люди по-разному могут его понимать.
Смотрите, в России 90-х годов была очень популярна жвачка «BOOMER» с изображением резинового супергероя с бесконечно растягивающимися руками. Поэтому, первое, что придет на ум человеку, родившемуся в 1980-1990 годах, вероятнее всего будет именно жевательная резинка.
Спустя десяток лет в 2003 году на отечественных экранах вышла картина о четырех друзьях-бандитах под тем же названием. Ребята весь фильм разъезжали на машине BMW, которая, по сути, получилась главной героиней. Лента стала очень популярной среди молодежи тех лет и в сленг попало множество цитат из фильма. Среди таких словечек было и Бумер – машина марки БМВ. С тех пор началась многолетняя мода называть бэхи бумерами, которая, кстати, вышла за молодежные ряды и активно применялась среди любых возрастов.
А теперь вопрос! Как вы думаете, о чем подумают люди, которые о Бумере знают как о жвачке и авто, когда им скажут или напишут «ОК бумер»?
Скорее всего это выражение будет им совсем не понятно. А мозг будет прокручивать самые разные мысли типа: «… что он сказал? ОК жвачка? Глупость какая-то! А, может ОК тачка? Ничего не пойму… ((»
Как видите знания жвачек и машин вовсе не достаточно, чтобы ответить на вопрос что значит ОК бумер.
Поэтому идем дальше и проясняем картину.
А дело тут вот в чем. Оказывается, есть такая теория поколений, которую придумали американцы У.Штраус и Н.Хоу. Среди прочего в своем труде они записали выражение baby boomers, обозначающее детский бум или пик рождаемости в США 1943-1960 годов. Так за людьми, родившимися в этот период, закрепилось название boomers или бумеры.
Так уж вышло, что в этой цепочке поколений бумеры стали самыми возрастными. Им сейчас по 80-60 лет. Зумеры наоборот самые молодые. Не удивительно, что люди разных возрастов не всегда могут понять друг друга. Именно из-за такого непонимания и родилась наша фраза.
Итак, «ОК бумер» что это значит у молодежи? Это ответ молодого человека на нравоучения или нотации более старшего, которые первый считает неуместными и не достойными обсуждения.
Важно, что эта фраза может применяться к любым людям, чей возраст заметно больше говорящего. Также она имеет определенный пренебрежительный контекст. Выражение как бы говорит, что: «…я не собираюсь спорить с тобой старик, все равно это бесполезно, ведь ты ничего не понимаешь в моей жизни и мне проще просто согласиться».
Так что бумер в молодежном сленге означает человека другого поколения, который при какой-то конкретной ситуации совершенно не понимает мировоззрения подростков.
Часто можно встретить, конкретные черты, которые приписываю бумерам: они консервативны, верят газетам и ТВ, плохо разбираются в гаджетах и т.п. Отчасти это правда, но все же главное здесь – разница психологии и образе жизни поколений. Поэтому иногда так могут назвать даже самого продвинутого человека, который просто взрослее и в какой-то конкретной ситуации не сошелся с молодежью.
Конечно, фраза, характеризующая вечную проблему отношений отцов и детей, не могла не трансформироваться в формат мема. Так и вышло. Соцсети породили огромное множество мемов окей бумер, означающих, что молодежь считает старшее поколение отсталым, несведущим в современных движухах.
Из-за такого отношения фраза ок бумер знающими людьми часто может восприниматься с серьезной обидой или даже оскорблением. Но здесь, как всегда, все зависит от контекста.
Если, например, мама скажет сыну, что обедать в Макдаке плохо, лучше поесть дома и в ответ услышит заветное выражение, то вряд ли это вызовет обиду, так как сказано не со зла, а просто ради красного словца.
Другое дело, если такое скажут политику или руководителю, тем более публично. Как, например, это сделала 25-летний Ново-Зеландский депутат Хлоя Сворбрик в 2019 году в адрес своего коллеги. Такая реакция стала ответом на реплику во время ее выступления. Инцидент даже удостоился показов на CNN.
Подводя итоги дадим два совета:
Думаете говорить такие слова прерогатива молодых? Отнюдь! OKey BOOMER может позволить себе взрослый человек по отношению к своему более почтенному возрастом коллеге, родителю и др. Правда при этом фраза будет сказана скорее ради шутки.
Узнайте, что значат молодежные слова падра и вислвово из наших статей.