веб обзор в библиотеке что такое

Методические рекомендации

«Технологии Web 2.0 в библиотеках»

Рекомендации подготовлены по материалам сети Интернет и библиотечной блогосферы и рассчитаны на профессионалов и пользователей библиотек, студентов и преподавателей библиотечных отделений вузов.

В условиях быстрого развития информационных технологий, появления электронного правительства, а также повышающимся уровнем компьютеризации библиотек всё более актуальным становится применение ими в своей практике технологий Web 2.0.

Данные рекомендации призваны помочь библиотекарям в освоении и правильном применении технологий Web 2.0.

Перед началом использования данных технологий в библиотеке необходимо чётко понимать, что для этого потребуется как дополнительное время, так и усилия. Поэтому введение их в практику библиотеки должно сопровождаться либо введением соответствующих обязанностей в должностную инструкцию, либо самостоятельной инициативой сотрудников.

Рекомендации не претендуют на исчерпывающую полноту информации, т. к. описать все способы применения технологий Web 2.0 в библиотеках не представляется возможным. Здесь описаны лишь основные, базовые сервисы и возможности их применения.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В БИБЛИОТЕКАХ

Социальная сеть — это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время.

Связь осуществляется посредством веб сервиса, внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

Также бывают социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т.п. В таких сетях обычно используется фолксономия.

Популярные социальные сети:

Основные возможности применения в практике библиотек:

Практические советы:

Примеры использования:

Полезные материалы:

МИКРОБЛОГИ В БИБЛИОТЕКАХ

Микроблогинг (англ. micro-blogging) — это форма блогинга, которая позволяет пользователям писать короткие заметки и публиковать их; каждое такое сообщение может быть просмотрено и прокомментировано в режиме чата либо кем угодно, либо ограниченной группой лиц, которые могут быть выбраны пользователем. Эти сообщения могут быть переданы различными способами, включая такие, как текстовые сообщения, мгновенные сообщения, электронная почта, или web-интерфейс.

Популярные сервисы:

Основные возможности применения в практике библиотек:

Советы:

Примеры использования:

Полезные материалы:

МГНОВЕННЫЕ СООБЩЕНИЯ В БИБЛИОТЕКАХ

Средство мгновенного обмена сообщениями (англ. Instantmessenger, IM) — способ обмена сообщениями через Интернет в реальном времени через службы мгновенных сообщений (InstantMessagingService, IMS), используя программы-клиенты. Могут передаваться текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео, а также производиться такие действия, как совместное рисование или игры. Многие из таких программ могут применяться для организации групповых текстовых чатов или видеоконференций.

Популярные протоколы:

Популярные клиенты:

Основные возможности применения в практике библиотек:

Советы:

Примеры использования:

Полезные материалы:

RSS В БИБЛИОТЕКАХ

RSS — семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами.

Популярные сервисы:

Основные возможности применения в практике библиотек:

Советы:

Примеры использования:

Полезные материалы:

БЛОГИ В БИБЛИОТЕКАХ

Блог (англ. blog, от weblog — интернет-журнал событий, интернет-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения илимультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).

Людей, ведущих блог, называют бло́герами. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой.

Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев, «комментов») посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами.

Популярные сервисы:

Основные возможности применения в практике библиотек:

Советы:

Примеры использования:

Полезные материалы:

ВИКИ В БИБЛИОТЕКАХ

Вики (англ. wiki) — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов в текст производится с использованием вики-разметки.

Популярные:

Основные возможности применения в практике библиотек:

Советы:

Примеры использования:

Полезные материалы:

ПОТОКОВОЕ МУЛЬТИМЕДИА В БИБЛИОТЕКАХ

Потоковое мультимедиа (от.англ. streammedia) — это мультимедиа, которое непрерывно получается пользователем от провайдера потокового вещания. Это понятие применимо как к информации, распространяемой через телекоммуникации, так и к информации, которая изначально распространялась посредством потокового вещания (например, радио, телевидение) или непотоковой (например, книги, видеокассеты, аудио CD).

Популярные сервисы:

Основные возможности применения в практике библиотек:

Советы:

Примеры использования:

Полезные материалы:

ГЛОССАРИЙ
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ WEB 2.0.

Facebook— веб-сайт популярной социальной сети, который заработал 4 февраля 2004 года. По состоянию на 7 декабря 2009 года на сайте было зарегистрировано свыше 350 миллионов активных участников.

Google – первая по популярности в мире поисковая система.

OpenID — это открытая децентрализованная система единого входа на сайты, порталы, блоги и форумы. Поддержка множеством сайтов технологии OpenID позволяет пользователю использовать единый логин для авторизации на любом из этих сайтов.

RSS-агрегатор — клиентская программа или веб-приложение для автоматического сбора сообщений из источников, экспортирующих в форматы RSS, например заголовков новостей, блогов, подкастов и видеоблогов.

Web 2.0 (определение ТимаО’Рейли) — методика проектирования систем, которые путём учета сетевых взаимодействий, становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются.

Блогосфера– сфера деятельности, в которой отдельные авторы оставляют свои записи.

Виджет (или элемент интерфейса) — примитив графического интерфейса пользователя, имеющий стандартный внешний вид и выполняющий стандартные действия.

Викисфера – сфера деятельности, в которой авторы работают над вики-страничками коллективных гипертекстов.

Одноклассники — социальная сеть, используемая для поиска одноклассников, однокурсников и бывших выпускников.

Подкастинг (англ. podcasting, от iPod и англ. broadcasting — повсеместное, широкоформатное вещание) — процесс создания и распространения звуковых или видеопередач (то есть подкастов) в Интернете. Как правило, подкасты имеют определенную тематику и периодичность издания, однако бывают и исключения.

Синхронные сообщения – технология для обмена сообщениями через Интернет в реальном времени через службы мгновенных сообщений.

Скринкастинг (англ. screen — экран и англ. broadcasting — передача, вещание) — жанр подкастинга, смысл которого состоит в трансляции для широкой аудитории видеопотока с записью происходящего на экране компьютера автора. Дополнительно накладываются аудиокомментарии и текстовые блоки с пояснением происходящего.

Социальная сеть — интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом.

Та́ргетинг (англ. target — цель) — рекламный механизм, позволяющий выделить из всей имеющейся аудитории только ту часть, которая удовлетворяет заданным критериям (целевую аудиторию), и показать рекламу именно ей.

Тег (иногда тэг, англ. tag — «ярлык, этикетка, бирка; метить») — метка как ключевое слово, в более узком применении идентификатор для категоризации, описания, поиска данных и задания внутренней структуры.

Фолксономия (англ. folksonomy, от folk — народный + taxonomy таксономия, от гр. расположение по порядку + закон) — народная классификация, практика совместной категоризации информации (ссылок, фото, видео клипов и т. п.) посредством произвольно выбираемых меток, называемых тегами.

Хостинг (англ. hosting) — услуга по предоставлению дискового пространства для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети (обычно Интернет).

Чат (англ. chat — болтать, болтовня, разговор) — средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение.

БИБЛИОТЕКА 2.0: МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ, ФРАЗЫ

Библиотека 2.0 стремится к устранению сервисов, обслуживающих незначительные или небольшие группы пользователей.

Библиотека 2.0 означает отсутствие стабильной системы «продукт-качество».

Библиотека 2.0 не имеет отношения к замене 1.0 технологий.

Библиотека 2.0 заменит существующие библиотечные сервисы.

Библиотека 2.0 предполагает введение дополнительных видов деятельности, что многих пугает.

Библиотека 2.0 революционна.

Библиотека 2.0 заключается в улучшении существующих услуг, а не в революции.

Библиотека 2.0 должна обсуждаться в вашей библиотеке.

Библиотека 2.0 не обязательно должна быть востребована или реализована во всех библиотеках и сообществах.

Библиотека 2.0 требует постоянных изменений.

Библиотека 2.0 не должна иметь точного и унифицированного определения.

Библиотека 2.0 это рок концерты и компьютерные игры в библиотеках.

Библиотека 2.0 не представляет собой ничего такого, чем бы библиотеки уже не занимались десятилетиями.

Источник

Медиапространство библиотеки: выстраиваем эффективную систему

Что такое медиапространство? Это электронная окружающая среда, сплетение социальных сетей, аудиоресурсов, зрительных образов, средоточие современных цифровых платформ и площадок.

В этом пространстве люди взаимодействуют друг с другом, общаются, создают и воспринимают самые разные виды контента: текстовый, звуковой, визуальный.
Это пространство не только откликается на события и явления реального мира, но и живет уже и по собственным, внутренним законам, борясь за внимание подписчика группы, пользователя площадки, читателя блога. Открыть для себя эти законы необходимо и библиотеке, представив сущность и структуру медиапространства в единой, стройной системе.

ЛаЛаЛань посвящает новый материал созданию такой библиотечной медиаструктуры, которая позволит библиотеке раскрыть свой творческий потенциал, привлечь и удержать аудиторию, использовать эффективные инструменты продвижения — и не использовать неэффективные.

веб обзор в библиотеке что такое. Смотреть фото веб обзор в библиотеке что такое. Смотреть картинку веб обзор в библиотеке что такое. Картинка про веб обзор в библиотеке что такое. Фото веб обзор в библиотеке что такое

Медиапространство, сросшееся с реальностью:
культурный и социальный аспект

Какую роль играет медиапространство в современном мире?
С одной стороны, медиапространство — часть культурной среды : оно выступает как место хранения образов, понятий, ассоциаций, культурных явлений. И речь идет не только о том, что благодаря соцмедиа распространяются, сохраняются или приобретают новое звучание произведения искусства, но и о том, что медиапространство как отражает, так и само порождает явления и жанры.

Например, понятие «мем» — то есть любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и пр., — появилось в 1976 году благодаря эволюционному биологу Ричарду Докинзу. Однако распространение и переосмысление мемы получили в эпоху Интернета, породив новое направление — интернет-мемы.

С другой стороны, медиапространство — неотъемлемый элемент современной социальной среды : медиапространство позволяет взаимодействовать и общаться с другими людьми, воспроизводить существующие социальные структуры или создавать новые — группы, сообщества, — снимать (или увеличивать) нервную и физическую нагрузку.

Выход в медиапространство сейчас не просто важен для библиотеки — он необходим. Именно там, в этой среде соцмедиа, находятся настоящие и будущие читатели библиотеки, с которыми необходимо научиться говорить на их языке и ради которых необходимо выходить на новые интернет-площадки.

веб обзор в библиотеке что такое. Смотреть фото веб обзор в библиотеке что такое. Смотреть картинку веб обзор в библиотеке что такое. Картинка про веб обзор в библиотеке что такое. Фото веб обзор в библиотеке что такое

Медиапространство и его элементы

В структуре элементов медиапространства для библиотеки ключевую роль играют социальные медиа, то есть совокупность всех интернет-площадок, которые на основе онлайн-технологий позволяют пользователям коммуницировать, воспринимать и создавать пользовательский контент. Другими словами — это веб-ресурсы, созданные для общения пользователей в сети.

веб обзор в библиотеке что такое. Смотреть фото веб обзор в библиотеке что такое. Смотреть картинку веб обзор в библиотеке что такое. Картинка про веб обзор в библиотеке что такое. Фото веб обзор в библиотеке что такое

На какие каналы коммуникаций библиотеке стоит обратить внимание

Какие социальные медиа важны именно для библиотеки? Какие каналы коммуникаций ей необходимо использовать, чтобы обрасти верной и заинтересованной аудиторией?

веб обзор в библиотеке что такое. Смотреть фото веб обзор в библиотеке что такое. Смотреть картинку веб обзор в библиотеке что такое. Картинка про веб обзор в библиотеке что такое. Фото веб обзор в библиотеке что такое

Перед началом работы над образом библиотеки в соцмедиа лучше всего сформулировать стратегию, разработать контент-план (что, в каком формате, где, когда и с какой периодичностью выкладываем) и, пожалуй, главное — определить, кто этим всем будет заниматься.

Поскольку создание контента и наполнение библиотечных соцсетей, ведение аккаунта библиотеки — это тоже работа, то важно либо привлечь сторонних специалистов, если библиотеке это по силам, либо вовлечь компетентных в этой области сотрудников библиотеки — или тех, кто готов и жаждет учиться и узнавать новое.

Кроме того, цель этой работы в соцмедиа должна быть ясна всему коллективу: это деятельность, которая ведется для продвижения библиотеки, для закрепления ее позиции эксперта в определенных вопросах, для популяризации и эффективного анонсирования тематических, обучающих и развлекательных мероприятий библиотеки: выставок, конкурсов, поэтических вечеров и пр.

веб обзор в библиотеке что такое. Смотреть фото веб обзор в библиотеке что такое. Смотреть картинку веб обзор в библиотеке что такое. Картинка про веб обзор в библиотеке что такое. Фото веб обзор в библиотеке что такое

Итак, вы нашли человека, который готов заняться созданием библиотечного медиапространства. С чего начать продвижение библиотеки в соцмедиа?

веб обзор в библиотеке что такое. Смотреть фото веб обзор в библиотеке что такое. Смотреть картинку веб обзор в библиотеке что такое. Картинка про веб обзор в библиотеке что такое. Фото веб обзор в библиотеке что такое

Как сделать работу с соцмедиа по-настоящему эффективной

Теперь, когда работа с соцсетями запущена, необходимо периодически объективно оценивать активность пользователей, эффективность выбранной площадки для той или иной аудитории, качество создаваемого контента.

Только так — выдвигая гипотезы и тестируя новые инструменты, оставляя те, что по-настоящему работают, и отказываясь от неэффективных — можно превратить активность библиотечных соцмедиа в стройную систему, деятельность которой приносит результаты.

На что обратить внимание и каких ошибок стоит избегать?

веб обзор в библиотеке что такое. Смотреть фото веб обзор в библиотеке что такое. Смотреть картинку веб обзор в библиотеке что такое. Картинка про веб обзор в библиотеке что такое. Фото веб обзор в библиотеке что такое

Надеемся, что данный материал заставит вас начать работу по продвижению библиотеки в соцмедиа. Поверьте, вашим читателям полезно и интересно узнать и о принципах каталогизации, о RFID-системах, и о распорядке дня библиотекаря, и о трудностях и приятных моментах вашей профессии — об этом только нужно рассказать.

Живо, по-настоящему, увлекательно и глубоко, как когда общаешься с дорогим сердцу другом.

Подробную информацию о выборе каналов коммуникаций, о ведении библиотечных соцсетей, о копирайтинге для библиотек и использовании инструментов для определения эффективности вашей работы в соцмедиа можно получить из онлайн-лекций четвертого учебного модуля «Коммуникации и маркетинг: соцсети, блог и e-mail-рассылки на службе библиотеки».

Источник

ЭТОТ ОТКРЫТЫЙ ЗАКРЫТЫЙ МИР: веб-сервисы для библиотекарей методическая консультация

МБУК «Межпоселенческая библиотека Апшеронского района» > ЭТОТ ОТКРЫТЫЙ ЗАКРЫТЫЙ МИР: веб-сервисы для библиотекарей методическая консультация

веб обзор в библиотеке что такое. Смотреть фото веб обзор в библиотеке что такое. Смотреть картинку веб обзор в библиотеке что такое. Картинка про веб обзор в библиотеке что такое. Фото веб обзор в библиотеке что такое

Предлагаем вам обзор доступных веб-сервисов для использования в повседневной профессиональной деятельности специалистами библиотек.

Веб 2.0 сервисы: что это, для чего и как с этим работать?

Многим библиотекарям кажется, что библиотечные блоги ведут хорошо разбирающиеся в информационных технологиях люди. Да, бывает и так, но большинство блогеров — совершенно обычные библиотечные работники. Новые технологии осваивают в процессе ведения блога, часто — самостоятельно. Итак, сначала немного теории.

Веб 2.0 сервисы (социальные сетевые сервисы) – программы, веб-приложения, которые позволяют пользователям активно общаться и совместно работать в сети Интернет (обмениваться информацией, создавать собственные и совместные информационные продукты, делиться медиасодержимым и т.п.). Обладают они образовательным потенциалом и могут стать эффек­тивным инструментом библиотекаря по продвижению чтения и формированию информационной грамотности. К достоинствам со­циальных сетевых сервисов относится легкость в использовании.

Для чего и для кого нужна библиотека 2.0?

Признаки библиотеки 2.0 — безбарьерный доступ к информации и услугам, глубокая и эффективная обратная связь, контент, создаваемый совместными усилиями библиотекаря и пользователя. Даже традиционные услуги можно отнести к сервисам 2.0, если они отвечают этим критериям.

«Чтобы увеличить привлекательность и ценность библиотеки для читателя, необходимо внедрение персонализированных услуг. Модель библиотеки 2.0 предполагает применение знаний пользователей для поддержки, пополнения и улучшения библиотечных сервисов. Комментарии, теги, рейтинги, обзоры являются пользовательским контентом. В итоге это создаёт более информативный (информационно насыщенный) продукт для последующих пользователей….

Ключевые слова, описывающие то, что сейчас происходит в библиотечном мире: расширение пространства, смена функциональной модели и перезагрузка профессионального самосознания – это и есть библиотека 2.0.

Самое главное, что следует иметь в виду, — Библиотека 2.0 состоится лишь в случае высочайшего качества информационного наполнения веб-пространства, созданного библиотекой и библиотекарем. Пользователь неангажированный, то есть не приведённый насильно с классом, не связанный рамками школьных или институтских заданий, просто так, по своей воле заглянет на сайт или другие сервисы библиотеки только в том случае, если его привлечет качество или эксклюзивность представленного на таком ресурсе материала. И вот здесь начинается зона сплошных вопросов: избавляется ли новая модель от барьеров традиционной библиотеки, не обзаводится ли собственными препонами? Почему большинство библиотечных сайтов похожи на «тоску объявлений»? Вероятно, потому, что они только и делают, что объявляют о себе любимых: провели, прошло, состоялось… А как вы провели, чем ваше «провели» отличается от других, насколько оно интересно тем для кого провели, что думают по этому поводу те, для кого это мероприятие провели? Как они участвовали в ваших мероприятиях? Что они предложили для библиотеки и её читателей? …» (А. В. Пурник, главный специалист центра «Библиотека. Чтение. Интернет» Российской государственной библиотеки для молодежи)

Мнение специалиста четко объясняет, что нужно для библиотеки 2.0, но это не означает замену всех уже применяемых, традиционных для нас технологий. Скорее, такая работа предполагает дополнительный функционал.

Все заинтересованные участники могут оставлять свои комментарии и вести обсуждение. Система ссылок, тэгов позволяет проследить связи между текстами.

Во-вторых, для совместного ведения исследовательских проектов, составления эн­циклопедий, создания виртуальных экскурсий (например, краеведческих, экологических). Предположим, учитель биологии и библиотекарь принимают решение о совместном проекте: под их патронажем учащиеся создают электронное пособие по редким и исчезающим видам животных и растений определённой местности. Книга о животных пишется одними учениками, книга о растениях – другими, книга об охраняемых территориях – третьими.

В-третьих, для создания творческих работ – сказок, стихотворений, эссе. Можно всей школой сочинять, например, школьную сказку. В этом случае в создании творческой работы могут принимать участие школьники с ограниченными возможностями, находящиеся на инди­видуальном обучении.

В-четвёртых, развиваются межпредметные связи. Независимо друг от друга над напи­санием статьи/реферата по какой-либо теме могут работать несколько участников, представляю­щих разные области знаний.

В-пятых, можно работать вместе, «географически» находясь в разных местах.

Почему веб-пространство привлекает детей и взрослых?

Ведение исследований теперь не привязано к определённому времени и месту. При ис­пользовании блогов или вики этот процесс становится более прозрачным, доступным, интерак­тивным. Исследовательский процесс перемещается в онлайн. Ученики могут в любое время обратиться за консультацией и попросить поддержку взрослого.

Библиотекари и ученики предпочитают работать с вики. В этом случае можно трудиться «всем миром» при построении проектов, при разработке новых форм деятельности. Вики легко редактировать и обновлять. Они содержат медиаресурсы во всех форматах, включая видео- и другие изображения. Вики хранят ссылки. Вики позволяют вести разговор между учителями, библиотекарями, коллегами и наставниками, а также вмешиваться, когда назревает конфликт, когда кризис неизбежен или, когда требуются квалифицированные комментарии. При этом библиотекарь может быть проводником для учащихся в поиске, оценке и организации инфор­мации, даже если они фактически не обратились к нему за помощью.

По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными…) или общественными (открытыми). По содержанию – тематическими или общими.

Сегодня библиотеки являются не только местом для получения материала. Это место, где делают, создают, производят материалы. По образному сравнению, найденному в «вебдванольной» среде, библиотека – это не продуктовый магазин, где выбирают из того, что есть в ассортименте. Это скорее библиотечная «кухня», куда приходят для того, чтобы приготовить нечто особенное, изысканное для себя и для других, используя специальный инструментарий.

Почему именно библиотекарь?

Библиотекари всегда вовлечены в обучение, они тесно взаимодействуют и с педагогами, и со школьниками. С широкими знаниями школьной программы, знаниями педагогического стиля учителей и стилей обучения учащихся, библиотекарь имеет особые возможности для оказания помощи и тем, и другим.

Полей для профессиональной реализации много. В то время как школьный учитель фо­кусируется на содержании предмета, библиотекарь может сосредоточиться на обучении:

Социальные сервисы Веб 2.0

Блог (см. http://letopisi.ru/index.php/Блог) веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения и мультимедиа. Являясь современным инструментом для создания обучающей среды, который позволяет держать участников в курсе последних событий, организовывать дискуссии и обсуждения, продвигать идеи и информацию, организовывать совместные проекты, обмениваться информацией, проводить консультации, изучать потребности читателей, получать обратную связь.

Блогер — человек, ведущий блог, автор сообщений (постов).

Блогосфера — единое информационное пространство, формируемое блогами. Термин этот сложился благодаря тому, что блоги в Сети взаимосвязаны друг с другом, переплетены посредством комментариев, ссылок, объединены общим контентом.

Методика использования: технически создать блог очень легко, для этого нужно воспользоваться специальными сервисами, например, Blogger, WordPress, Живой журнал и др. А вот наполнение блога зависит от поставленных целей и задач, а также от выдумки библиотекаря. Сегодня существует огромное количество блогов библиотекарей, хотя далеко не все они адресованы именно читателям. Между тем формы работы по поощрению чтения с использованием блогосервисов могут быть разнообразны – рекомендации литературы, обзоры, буктрейлеры, конкурсы, отзывы сверстников о прочитанной литературе, виртуальные экскурсии, литературные проекты, электронные дискуссии и многое другое.

Это просто, быстро и бесплатно. Наиболее распространённые платформы для создания блога:

Вариантами библиотечных блогов могут быть:

Блог – платформа поощрения чтения открывает широчайшие возможности по дистанционному приобщению юношества к чтению и работе с информацией. Библиотекарь может создавать проекты, организовать литературный дискуссионный клуб; создать литературный форум, где читатели будут делиться впечатлениями о прочитанных книгах; создать совместный ресурс (информационную копилку) куда читатели добавляют аннотированные ссылки на интересные ресурсы. Наконец, это может быть просто регулярная новостная лента, продвигающая интересные книги с играми, загадками, веселыми стихами.

Официальный блог библиотеки – предлагает оперативную информацию, интересные и полезные ресурсы, новости биб­лиотеки. В отличие от обычной ленты новостей на сайте, блог позволяет использовать более неформальную манеру общения, а также привлекать читателей к созданию ком­ментариев, получая, таким образом, обратную связь.

Т ематический блог библиотеки предназначен для опре­деленной аудитории (учащиеся конкретного возраста, учи­теля-предметники, коллеги-библиотекари). Главная цель такого блога – предоставить информацию для конкретного круга читателей или по определенной теме. Например, это может быть пополняющийся обзор новых поступлений по литературе для подготовки к ЕГЭ или ряд интересных ан­нотированных ссылок по внеклассному чтению для уча­щихся.

Блог – образовательная платформа, которая используется библиотекарем как удаленный класс в процессе проведения библиотечных уроков и других мероприятий, проектов.

Эффективность. Оценить эффективность библиотечного блога поможет статистика: количество посещений, количество и качество комментариев, количество участников проекта и т.п., а также сте­пень реализации поставленных задач.

Блог создан для библиотекарей и учителей. Он рассказывает о жизни библиотеки, школы, о других библиотеках страны и мира. Много полезной информации о книгах, чтении, блогах друзей, а также обо всем интересном, что происходит вокруг! Освещены литературные, памятные, исторические даты. Здесь Вы найдете советы, подсказки, рекомендации по различным темам.

Термин «вики» (wiki) происходит от гавайского слова, означающего «быстро». Вики – это сайт с коллекцией взаимосвязанных между собой записей. Структуру и содержимое вики формируют и изменяют сами пользователи. Вики характеризуется следующими признаками:

• возможность многократно и легко править текст;

• особый язык разметки (вики-разметка), которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки, форматировать;

• учёт изменений (версий) страниц: возможность сравнения ранних редакций и при необходимости – их восстановления;

• появление изменений сразу после их внесения;

• множество авторов: вики могут править все посетители сайта.

Взаимодействие между людьми устанавливается через взаимосвязь между статьями, помещёнными в вики. А взаимосвязь между статьями устанавливается автоматически в соответствии с главным правилом вики: название статьи является потенциальной ссылкой на эту статью в тексте других статей внутри вики.

Крупнейший и известнейший вики-сайт – Википедия. Это свободная энциклопедия, создаваемая совместными усилиями добровольцев. Википедия постоянно пополняется информацией и позволяет любому желающему воспользоваться её содержанием. Сегодня это один из самых «спрашиваемых» справочных ресурсов. В таблице дан краткий сравнительный анализ веб-сайта и вики.

ВикиНаполнением занимается один человекНаполнением занимается сообществоДизайн имеет значениеДизайн не имеет значенияТребуется знание тегов HTMLТребуется знание простых wiki-теговОбновление через FTP-протоколОбновление через веб-протоколРасширению сайта предшествует создание новых страницСсылки на новые страницы предшествуют созданию новых страницПри обновлении сайта прежняя информация стираетсяВсе страницы сайта остаются в базе данных

Закладка – это сохранённая тем или иным способом ссылка на информацию, в данном случае в Интернете.

Бродя по Интернету, вы перемещаетесь от ресурса к ресурсу: текст, аудио, видеоресурс. Находите что-то интересное и важное для вас в Сети. И знаете, что захотите вернуться туда вновь. Как запомнить адрес этой странички или файла? Вариантов несколько: можно записать на листе бумаги, можно внести в меню «Избранное» в браузере. А можно воспользоваться сервисами социальных закладок. Что это такое? Самое простое определение:

Такие закладки хранятся в Интернете и доступны для просмотра не только вам, но и другим людям – именно поэтому такие закладки называются социальными.

Для работы с социальными закладками существуют специальные сервисы. В таком случае информация хранится на специальном сайте в Сети, что позволяет вам получить доступ к этой закладке в любое время и с любого компьютера.

Как воспользоваться такими сервисами? Очень просто. Вы регистрируетесь на одном (или нескольких – если хотите) сайтах социальных закладок (список см. ниже). И теперь, найдя в сети то, что вас заинтересовало, фиксируете этот ресурс на сайте социальных закладок. Для этого нажимаете кнопку-ссылку «добавить закладку». Далее заполняете специальную форму: вводите адрес – саму ссылку, имя – название сайта, метки (теги) и описание ресурса.

Метки (теги) – это ключевые слова, наиболее точно отражающие содержание страницы. Ими вы помечаете ту или иную закладку. Теги очень удобны и воспринимаются вполне естественно, поскольку мы привыкли для поиска необходимой информации использовать ключевые слова. Если не хотите, чтобы кто-то увидел вашу закладку, поставьте галочку напротив пункта «скрыть закладку». Система хранения закладок изначально предполагает взаимодействие пользователей.

Вы можете вести поиск интересующих ссылок не только внутри своих личных закладок, но и внутри всего массива закладок, который разместили на сервере все пользователи. Система позволяет обнаруживать интересную информацию в совершенно неожиданных местах, пользоваться опытом людей, которые искали сходные объекты.

Сервисы для хранения закладок появились достаточно давно. Дата рождения первого по-настоящему популярного такого проекта, del.icio.us, – 2003 год. Сегодня в Интернете существуют сотни подобных сайтов, в Рунете их тоже немало. Наиболее известный русскоязычный социальный сервис для хранения социальных закладок – сайт «БобрДобр», http://www.bobrdobr.ru.

А вот далеко не полный список русскоязычных социальных закладок:

Социальные закладки можно использовать на странице вашей библиотеки:

• для продвижения чтения – вы отмечаете закладками сайты писателей, блоги, онлайн- сообщества/онлайн-группы любителей книг;

• при организации рекомендательной библиографии – как ссылки на источники информации;

• как вспомогательный инструмент для совместного/индивидуального поиска информации – при ведении проектов, исследований;

• для организации учебного и профессионального обмена данными.

Кроме вышеназванных стоит сказать о сервисах для создания электронных публикаций, позволяю­щих создать книгу, журнал, газету или комикс. Они могут эффективно использоваться библиотекарями как для поощрения чтения, так и в процессе проведения библиотечных уроков.

С помощью сервисов для создания презентаций можно делать книжные выставки, экскурсии, консультации, советы и многое другое.

Социальные медиасервисы для хранения и обмена фото- и видеосодержимым можно использовать для организации конкур­сов иллюстраций к любимым книгам и буктрейлеров, т. к. они дают возможность зрителям голосовать, а организаторам – подсчиты­вать голоса и оценки.

Отличное средство для обратной связи, для проверки знаний и умений, для привлечения к чтению – опросы, тесты, викторины – также можно создавать с помощью специальных сервисов, которые легко встраиваются в сайт или блог.

Неоценимую помощь в формировании критического мышления окажут сервисы для создания ментальных карт, кластерных диаг­рамм, схем с простыми и сложными связями, позволяющими струк­турировать информацию, которые библиотекарь может использо­вать при проведении библиотечных уроков и при работе по приоб­щению к литературе.

Географические сервисы позволяют работать с картами мира и отдельных стран, регионов, городов и совместно размещать на них информацию, отмечать места, создавать комментарии. Их использо­вание позволит создавать виртуальные экскурсии. Вариантом ис­пользования географических сервисов может стать создание читателями литературной карты региона под руководством библиотекаря.

Список сервисов для использования предлагается в приложении.

Цифровые путешествия и виртуальные экскурсии [Видеозапись] / Библиоклуб: университетская библиотека онлайн [канал пользователя YouTube]: М.: 17.05.2018 г. – 1 час 1 мин. 51 сек. – цв. – Дата обращения: 24.05.2018 г.

Список социальных сетевых сервисов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *