вчр у ребенка что такое

Высокочувствительный темперамент

вчр у ребенка что такое. Смотреть фото вчр у ребенка что такое. Смотреть картинку вчр у ребенка что такое. Картинка про вчр у ребенка что такое. Фото вчр у ребенка что такое

В продолжение темы о темпераментах мы не можем не упомянуть об определенной группе деток, обладающих чрезвычайной чувствительностью.
По опросу уставших мам, может показаться, что это наиболее встречаемая разновидность темперамента — высокочувствительный ребенок (ВЧР). Но так ли это? Давайте разберёмся вместе.

Отличительные черты высокочувствительных малышей

Дети данного темперамента эмоциональнее реагируют на поступающую информацию из внешнего мира (положительную или отрицательную). Один и тот же ВЧР в разном возрасте может проявлять свои особенности по-разному: младенец вздрагивает от громких звуков, тревожится и плачет, дошкольник легко перевозбуждается и перегружается, а взрослый обладает хорошей интуицией, эмпатией и мудростью.

Детки с выскочувствительным темпераментом:

Чем отличаются высокочувствительные детки в контексте сна?

Высокочувствительные детки легко перевозбуждаются,тк получают от мира очень много информации и очень устают от этого. Поэтому с ними так важно четко следить за правильной организацией дня, особенно подготовкой ко сну (мостик, ритуал). Сон для этих малышей особенно ценен для восстановления. С высокочувствительным ребёнком важно соблюдать всё: температура, свет, тишина, правильная организация ВБ — все составляющие здорового сна должны быть учтены. Любые изменения, незначительные для носителей других типов темперамента, для ВЧР могут быть весомыми и вызвать протест.

Обучение самозасыпанию высокочувствительных деток происходит сложнее и медленнее, нежели обучение малышей с любым другим темпераментом. Для этих малышей подходят только плавные и медленные методики постепенных изменений. И даже в этом случае нет стопроцентной уверенности,что обучение пройдет без протеста.

Так вот, высокочувствительных детей около 15-20% от всех существующих. А остальные (со всеми признаками ВЧР) — это детки с неправильным режимом/ритмом или накопленным недосыпом. И при правильной профессиональной работе над сном они превращаются с легкостью (почти с такой же, как брюки превращаются в элегантные шорты) в покладистых\трудных\медлительных деток.

Если в Вашей семье родился маленький высокочувствительный малыш, то не стоит пугаться сложностей во взаимодействии с долгожданным чадом. Уже само понимание особенностей ребенка и принятие их поможет Вам найти подход к нему, относясь с заботой и чуткостью к его чувствительности.

Вера Борисовец
Ст.супервайзер Центра детского сна «ДокторМама»

Источник

Внутричерепная гипертензия у детей

вчр у ребенка что такое. Смотреть фото вчр у ребенка что такое. Смотреть картинку вчр у ребенка что такое. Картинка про вчр у ребенка что такое. Фото вчр у ребенка что такое

Внутричерепная гипертензия у детей — это повышение интракраниального давления, которое вызвано органическими церебральными поражениями, соматическими и инфекционными заболеваниями. Основные симптомы патологии: интенсивные головные боли, тошнота и рвота, зрительные нарушения. У младенцев внутричерепная гипертензия характеризуется выбуханием родничка, изменениями поведения, срыгиваниями. Для диагностики проводятся нейросонография, томография головного мозга, по показаниям — люмбальная пункция. Лечение повышенного ВЧД (внутричерепного давления) включает охранительный режим и диету, медикаменты (диуретики, ноотропы, витамины), нейрохирургические операции.

МКБ-10

вчр у ребенка что такое. Смотреть фото вчр у ребенка что такое. Смотреть картинку вчр у ребенка что такое. Картинка про вчр у ребенка что такое. Фото вчр у ребенка что такое

Общие сведения

Внутричерепная гипертензия относится к одному из наиболее распространенных синдромов в детской неврологии, но самостоятельным диагнозом является только один ее вид — идиопатическая (первичная) ВЧД. Наиболее часто гипертензивные состояния встречаются у новорожденных и грудничков, что вызвано антенатальными и перинатальными факторами. Особенность заболевания у детей раннего возраста — длительное субклиническое течение, что затрудняет своевременную диагностику и начало лечения.

вчр у ребенка что такое. Смотреть фото вчр у ребенка что такое. Смотреть картинку вчр у ребенка что такое. Картинка про вчр у ребенка что такое. Фото вчр у ребенка что такое

Причины

В первый год жизни ведущую роль в формировании внутричерепной гипертензии играют внутриутробные инфекции (краснуха, сифилис, герпесвирусное заражение), аномалии ЦНС (микроцефалия, артериовенозные мальформации, гидроцефалия), признаки которых определяются сразу после рождения. Частой причиной проблемы выступают интранатальные повреждения — родовая травма, асфиксия. У детей любого возраста встречаются следующие этиологические факторы:

Патогенез

Полость черепа представляет собой замкнутое пространство, которое не способно к расширению, поэтому даже незначительное изменение внутрикраниального давления сопровождается соответствующей неврологической симптоматикой. Исключение составляют маленькие дети, у которых благодаря податливости костей и швов длительное время может быть компенсированное состояние, а патологические признаки появляются при значительном возрастании внутричерепной гипертензии.

Симптомы

Главное клиническое проявление патологии — головная боль, которая беспокоит 92% детей с высоким ВЧД. Пациенты школьного возраста, которые могут детально описать свои ощущения, предъявляют жалобы на интенсивные распирающие боли, которые усиливаются утром после пробуждения, становятся невыносимыми при наклонах головы вниз и резких движениях. Болевой синдром сопровождается тошнотой, иногда рвотой, затуманиванием зрения и мельканием «мушек» перед глазами.

При медленном нарастании интракраниального давления дети жалуются на усталость, нарушения сна, сложности с запоминанием и концентрацией внимания. Характерные признаки идиопатической внутричерепной гипертензии — шум и тяжесть в голове, боль в глазах, яркие вспышки или двоение предметов. У 26% больных на фоне сдавления зрительных нервов прогрессирующе снижается зрение.

В грудном и раннем возрасте клиническая картина патологии отличается. Основным симптомом является изменение поведения малыша: чрезмерное беспокойство и плаксивость, безучастность к раздражителям и постоянная сонливость, отказ от груди или смеси. На повышение ВЧД указывает выбухание большого родничка, монотонный крик, рвота «фонтаном». Постепенно увеличивается объем головы и возникает гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Осложнения

Основная опасность внутричерепной гипертензии — компрессия мозговых структур в полости черепа и поражение жизненно важных центров. При нарастающем интракраниальном давлении есть риск дислокационного синдрома — вклинения мозгового ствола с расстройством базовых жизненных функций (дыхания, сердцебиения). Если ребенку вовремя не оказать медицинскую помощь, возможен летальный исход.

У малышей не диагностированная интракраниальная гипертензия чревата нарушениями психического развития вплоть до формирования олигофрении. Хроническое повышение уровня внутричерепного давления зачастую вызывает психоэмоциональные и минимальные неврологические изменения. Возможно формирование астенического синдрома, ухудшение когнитивных способностей ребенка.

Диагностика

Во время физикального осмотра детский невролог обращает внимание на зрительные и глазодвигательные нарушения, патологические рефлексы, вегетативную дисфункцию. Диагностика внутричерепной гипертензии у детей представляет сложную задачу, что обосновано отсутствием способов точного измерения ВЧД и размытыми границами его нормы (в среднем — более 200 мм вод. ст.). Чтобы выявить объективные признаки повышенного интракраниального давления и установить причины этого состояния применяются:

Лечение внутричерепной гипертензии у детей

Консервативная терапия

Немедикаментозное лечение предусматривает охранительный режим, ограничение учебных нагрузок, сокращение времени пользования гаджетами. В остром периоде необходимы госпитализация и строгий постельный режим. Для нормализации водного баланса ребенку подбирают диету с уменьшением жидкости и соли, при этом у грудничков такая коррекция не проводится, вскармливание выполняется по требованию. Медикаментозное лечение включает несколько групп препаратов:

Хирургическое лечение

Помощь детских нейрохирургов требуется при неэффективности консервативного лечения, стойкости клинической симптоматики или обнаружении объемных новообразований в ЦНС. При остром повышении ВЧД для предупреждения дислокации мозга назначают декомпрессионную трепанацию черепа, наружное вентрикулярное дренирование. Плановые операции направлены на коррекцию врожденных аномалий, удаление опухолей.

Прогноз и профилактика

У детей, страдающих внутричерепной гипертензией, прогноз зависит от своевременности диагностики и начала терапии. Признаки острого и быстро прогрессирующего повышения ВЧД ассоциированы с высоким риском нарушения витальных функций. Однако применение комплексной медикаментозной терапии и оказание хирургической помощи (при наличии показаний) значительно снижает вероятность неблагоприятных исходов.

Профилактика гипертензии начинается в антенатальном периоде путем наблюдения за беременной, соблюдения норм асептики и антисептики, ранней диагностики инфекций, выбора оптимальной тактики родоразрешения. Постнатальные профилактические меры включают предупреждение нейроинфекций и детского травматизма, взвешенное назначение лекарственных средств, особенно кортикостероидов.

Источник

Вчр у ребенка что такое

вчр у ребенка что такое. Смотреть фото вчр у ребенка что такое. Смотреть картинку вчр у ребенка что такое. Картинка про вчр у ребенка что такое. Фото вчр у ребенка что такое

Аннотация: Чувствительные дети более восприимчивы, чем окружающие их люди – это особенность их нервной системы.

Статья:

Что значит быть очень чувствительным? Чувствительные дети более восприимчивы, чем окружающие их люди – это особенность их нервной системы. Как же родители должны реагировать на это? Если у детей определяется высокая чувствительность, важно на раннем этапе укрепить уверенность в себе.

Как подобная характеристика проявляется на практике

Высокочувствительные дети очень сильно реагируют на внешние раздражители и нуждаются в более длительных периодах отдыха, чтобы справиться со своими эмоциями. У всех родителей повседневная жизнь меняется, как только рождается ребенок. Но как быть, когда малыш особенно чувствителен? Есть ли тест для особо чувствительных детей и каковы его характеристики?

Психологи часто сталкиваются с проблемой распознавания гиперчувствительности и объясняют, какие советы родители могут использовать, чтобы укрепить уверенность своего ребенка в себе.

У высокочувствительных детей особое восприятие

У них, можно сказать, существуют образы всех чувств. Благодаря этому высокочувствительные дети лучше осведомлены о своем окружении. Такие восприимчивые малыши несколько иначе оценивают обычную повседневную жизнь. Поэтому шумная, беспокойная среда представляет собой особую проблему для подобных детей. Это становится заметно ещё во младенчестве. Некоторые малыши кричат ​​особенно часто, когда фонового шума и впечатлений немного больше, чем они привыкли.

Однако в защищенной семейной среде высокочувствительные дети едва заметны и трудно распознать масштабы их особенности. В рутинном распорядке они не беспокоятся и меньше демонстрируют свой характер. Первое посещение детского сада создает серьезные проблемы для многих родителей, потому что огромная сила новых впечатлений может взвалить чрезмерно большую нагрузку на высокочувствительных детях.

Это особенно проблематично, когда родители плохо понимают, почему ребенок так реагирует. Во многих случаях ставятся неправильные диагнозы и предположения, поэтому СДВГ или СДВ у таких малышей часто предполагают сами мамы и папы. Что далеко не всегда верно.

Дело в том, что дети, которые чрезвычайно чувствительны к своему окружению, не страдают расстройством внимания. Скорее всего, только чрезмерная стимуляция приводит к тому, что ребенок уже не справляется и пугается, выражая это всеми доступными ему способами.

Если повышенная чувствительность возникает у младенца или малыша, родители должны научиться обращать внимание на его поведение.

Признавать высокую чувствительность у детей

Исследования по теме повышенной чувствительности: на данный момент существует лишь несколько значимых научных трактатов о высокой чувствительности. Для ознакомления можно изучить книгу “Высокочувствительный ребенок. Как помочь нашим детям расцвести в этом тяжелом мире”, автор Элейн Арон. После этого родителям может быть проще признать эту особенность у своих малышей. Помогут и наблюдения.

Очень чувствительные дети, как правило, осторожны в общении с другими людьми и относительно остро реагируют на изменения. В принципе, не все малыши одинаково реагируют на определенные внешние раздражители, поэтому иногда бывает трудно правильно интерпретировать симптомы.

Ниже приводится краткий список характеристик, указывающих на высокую чувствительность у детей:

Обратите внимание, что список ни в коем случае не является исчерпывающим и не может заменить точный тест. Он предназначен только для того, чтобы дать родителям понять, может ли их ребенок быть очень чувствительным.

Высокая чувствительность – достоинство и недостаток одновременно

Дети с высокой чувствительностью ни в коем случае не больны, и лечить их не обязательно. Тем не менее, у них обычно есть некоторые черты характера, которые могут значительно усложнить повседневную жизнь, поэтому психологическая помощь может быть весьма полезной.

Это в первую очередь способствует тому, чтобы у детей была уверенность в себе, чтобы они могли справиться с собой и со своей высокой чувствительностью. Если малыши в детском саду уже получают достаточную помощь, благодаря родителям, воспитателю и психотерапии, переход в школу становится не таким трудным, и дети учатся распознавать ситуации, в которых им нужно уйти, чтобы успокоиться.

Вот некоторые положительные и отрицательные стороны высокой чувствительности у детей:

Важно выдвинуть на первый план положительные стороны высокочувствительных людей и как можно раньше научить их справляться с трудными ситуациями. Поскольку многие высокочувствительные дети очень умны, до сих пор не совсем ясно, в какой степени чрезвычайно чувствительное поведение может быть связано с интеллектом.

Лучший способ справиться с высокочувствительными детьми

Не всегда легко адекватно реагировать на потребности очень чувствительных детей. С одной стороны, важно как можно раньше приучить их к другим людям и незнакомым ситуациям. С другой стороны, это не должно перерасти в резкую перегрузку, так что нужно будет найти тонкую грань.

Вообще важно понимать, что у высокочувствительных детей свой темп. Несмотря на то, что они очень быстро усваивают информацию, некоторым детям требуется немного больше времени, чтобы полностью обработать полученные знания. Однако это также означает, что долговременная память очень сильна на очень ранней стадии.

Со временем родители поймут, в каких ситуациях их ребенок реагирует более или менее сильно. На этом этапе нужно постараться собрать как можно меньше сложных ситуаций подряд. У высокочувствительных детей всегда должно быть достаточно времени для отдыха, чтобы их не перегружали собственные чувства.

В повседневной жизни родители должны понимать, что их ребенок может протестовать против обыденных вещей. Часто это связано с одеждой. Нужно спокойно объяснять необходимость ношения свитера зимой. То же самое и с посещением детского сада, которое является серьезным препятствием для многих детей. Даже если первый раз может быть сложным, и малыши уже рыдают и страдают, детский сад также может стать вторым домом, где дети со временем почувствуют себя очень комфортно. Однако для этого дети должны научиться принимать неприятные ситуации и пытаться преодолеть свою застенчивость.

Совет: не экономить на похвале и признании. Предположительно, повседневные вещи часто связаны с большими усилиями для очень чувствительных детей, что следует соответственно понимать – и спокойно воспринимать.

Источник

Высокочувствительные дети: кто они и как мы можем им помочь

вчр у ребенка что такое. Смотреть фото вчр у ребенка что такое. Смотреть картинку вчр у ребенка что такое. Картинка про вчр у ребенка что такое. Фото вчр у ребенка что такое

Мы обрабатываем множество сигналов из внешнего мира и воспринимаем их по-разному. Наш мозг усваивает всего три-пять процентов этих сигналов, отсеивая остальное, чтобы не случилось перегрузки. И его задача – не пустить лишнее.

У ВЧД – повышенная чувствительность к этим сигналам. Они воспринимают и улавливают больше, чем обычно, но не больше, чем сможет обработать мозг. Но такой большой объем информации все равно перегружает их.

Элейн Эйрон опросила тысячи детей и взрослых. Она пишет, что около 20 процентов детей обладает такой восприимчивой нервной системой (в равной степени мальчики и девочки).

Они замечают многие детали, отмечают то, на что другие даже не обратили бы внимание. Они остро реагируют на свет, шумы, запахи. Они чувствительны к одежде – биркам, швам, ткани. Они избирательны в еде. У ВЧД часто проявляются аллергии. Такие дети всегда замечают перемены во внешности и перепады настроения. Они чувствуют чужие переживания, быстро улавливают интонации и остро реагируют на любые слова – и критику, и даже похвалу. Их легче задеть неосторожным словом или взглядом.

Им тяжело даются встречи с чужими людьми. Им некомфортно находиться в шумных компаниях. В новых ситуациях они обычно очень осторожны и неторопливы. Они долго размышляют прежде, чем что-то сделают.

Они легко перевозбуждаются, у них случаются всплески эмоций. У них часто трудности с засыпанием. Они легко плачут из-за любого раздражителя и достаточно пугливы. ВЧД, в целом, склонны к тревоге. У них часто проблемы с вниманием, они даже могут «слетать с катушек», поэтому некоторым из них ставят СДВГ (что не всегда верно). Они легко впадают в истерику, а вот к слезам тщетности (которые обычно следуют за истерикой) они идут гораздо дольше.

ВЧД стеснительны и не всегда ладят с другими. Им тяжело идти на контакт со сверстниками, они могут обходить площадки стороной и не хотеть участвовать в играх, пока другие дети спокойно играют друг с другом.

Со стороны может казаться, что они капризны и избалованны, но, конечно, это не так. Наш мир слишком большой для них, он на них буквально давит. Даже их чувства, будь то тревога или радость, могут оказаться для них слишком сильными, что они не знают, как это вынести.

Их система регулирования сенсорной информации не работает в полной мере. Она не фильтрует шумы, поэтому для них все будет иметь равное значение (от чего и рассеивается внимание). Им тяжелее установить приоритеты внимания. Такие дети не всегда замечают базовые потребности (голод, жажду, холод). А также им тяжелее защитить свои чувства.

Поскольку они более ранимы и уязвимы, им легче причинить боль.

Если у вас высокочувствительный ребенок, это непросто. И это навсегда.

Этот ребенок станет высокочувствительным взрослым (возможно и вы один из них), но когда мы взрослеем и зреем, некоторые вещи даются нам чуть легче, чем это было в детстве.

Незрелым высокочувствительным детям, с одной стороны, тяжело. Им достаточно капли воды на их футболке, чтобы расплакаться; помидора не того цвета, чтобы распереживаться; шерстяной водолазки, чтобы чувствовать себя очень неуютно. Звук проезжающего мотоцикла слишком громкий; свет из-за двери слишком яркий; компания детей слишком пугающая. Им тяжелее оторваться от своих взрослых, и зреют они чуть дольше.

И все же в воспитании такого ребенка есть и свои прелести. Эти дети чувствуют чужую беду и всегда придут на помощь. Они готовы разделить и чужую радость. Они очень чувствительны к чужим интонациям и легко считывают настроения. Они любопытны, им нравится исследовать мир. Они креативны и оригинальны. У них богатое воображение. Они осторожничают, но очень стараются сделать то, что им хочется.

Как мы, как родители, можем им помочь.

Очень важно давать время для отдыха. Поскольку мозг у таких детей устает быстрее, важно давать время на сон и свободную игру. Игра считается активным видом отдыха.

Мы помогаем справиться с тем, что не получается у системы регулирования сенсорной информации. Мы фильтруем шумы – снижаем стимуляцию. Если можем не идти в очень шумное место – не идем. Можем уменьшить количество гостей – уменьшаем. Помогает соблюдение режима и ритуалов.

Чем больше знакомого будет (мест, людей, вещей, игр, еды), тем легче будет ВЧД.

Мы помогаем установить приоритеты внимания. Следим за базовыми потребностями, фокусируем внимание на главное, поддерживаем привязанность и помогает с тревожащими ситуациями. Защищаем чувства наших детей.

ВЧД тяжелее адаптироваться к новому, поэтому важно им в этом помочь. Дать выплакать это, дать место злости, раздражению, страху, помочь выразить это. Вместе искать ваши способы (что важно для любого ребенка). Конечно, нужно рассказывать заранее, что будет (но не слишком, иначе можно вызвать лишнюю тревогу). Чем меньше непредсказуемости, тем легче в будущем будет пережить изменчивость мира. Конечно, невозможно прожить без нового и непредсказуемого, но важно дать им время принять это и место для выражения их чувств.

Важно не подталкивать таких детей к «норме», а дать побыть собой: не настаивать на участии в игре, не заставлять читать стихи или играть на гитаре при гостях. Таким детям легче в малых группах. Они могут дольше привыкать к детям и взрослым (поэтому может понадобиться более долгая адаптация в саду).

С возрастом и зрелостью им будет легче адаптироваться, легче интегрироваться в общество, но им все также будет важен тыл и безопасное пространство дома. Поэтому важно укреплять отношения, не отталкивать ребенка, а наоборот, дать ему пространство побыть собой и оберегать это в нем. Даже подростку нужны взрослые, к которым можно прийти, когда необходимо.

Их быстрое перевозбуждение может сводить с ума. Непонятно, как справляться с истериками, которые возникают как будто на ровном месте. Их внимание к деталям может иногда раздражать. А стеснительность – выбивать из колеи. Но без помощи своих близких им точно будет тяжелее справиться.

Им просто нужно чуть больше времени. И чуть больше нас.

Ещё почитать по теме

Скандалы, интриги, истерики: почему детям бывает сложно справиться с эмоциями и как им можно помочь

Истерики, упрямство, искусство переговоров: фрагменты из книги «Советы в картинках. Давай договоримся. Как повзрослеть вместе с ребенком»

10 ситуаций, когда нам кажется, что ребенок ведет себя плохо, но на самом деле это не так

Источник

Вчр у ребенка что такое

Мы сели с сыном смотреть мультик. Кажется, это был «В поисках Немо». Матвей тут же, на седьмой минуте, вцепляется в мою руку всеми неподстриженными ногтями, зажимает губы, зубы, распахивает глазенки и сквозь слезы жалуется:

Я выключаю телевизор, хотя и не понимаю, что там страшного, жуткого, пугающего, «не-вы-но-си-мо-го»: в этот момент как раз-таки хорошая рыбка смогла удрать от плохой. Но для сына это слишком сильное напряжение, даже если положительное.

У нас не пошли и все остальные, специально отобранные и до приторности добрые мультики. А еще смешные, веселые, рекомендованные специалистами и подходящие по возрасту. Слишком навороченные сюжеты книг и игры агрессивнее догонялок.

А ведь все сверстники Матвея их давно уже смотрят, читают, играют. Матвею шесть. Даже половина седьмого, я бы сказала.

Хорошо, — думаю я, — это еще раз подтверждает то, о чем я уже давно догадываюсь, но не могу сформулировать словами. Мой сын переживает эмоции как-то по-другому, чем остальные дети, отличается от них едва уловимыми моментами, которые сложно описать. Я уже давно не читаю диагнозы, интуитивно зная, что с ним все в порядке, просто иначе, а вот как именно иначе — попробуй объясни. Может, он инопланетянин? Но нет, я ж лично его рожала, я все помню.

И вот только недавно я узнаю о том, что есть такие термины — высокочувствительный человек, высокочувствительный ребенок. Да здравствует 21 век интернета, заменивший бабушек у подъезда, — вряд ли они были в курсе об американских исследованиях на эту тему. Я ищу информацию дрожащими руками, пункт за пунктом убеждаясь, что это точно про нашу ситуацию, вскакиваю радостно «да, да, оно», торопливо звоню родителям – «я же говорила!»

Как же понять, что вам достался именно ВЧР (высокочувствительный ребенок)?

Американский психолог Элейн Эйрон разработала в этих целях небольшую анкету. Если вы ответите «да» на 13 и более вопросов, возможно, стоит задуматься.

2. Жалуется на колючую одежду, швы и бирки

3. Не в восторге от больших сюрпризов

4. Хорошо запоминает сдержанные замечания и плохо — сказанные криком

5. Читает мои мысли

6. Использует сложные для своего возраста слова

7. Замечает легчайшие незнакомые запахи

8. Обладает хорошим чувством юмора

9. Обладает хорошей интуицией

10. Трудно засыпает после бурного дня

11. Не очень хорошо переносит большие перемены

12. Хочет сменить одежду, если она мокрая или в песке

13. Задает много вопросов

15. Замечает чужие беды

16. Предпочитает тихие игры

17. Задает глубокие вопросы

18. Очень чувствителен к боли

19. Беспокоится в шумных местах

20. Замечает нюансы

21. Размышляет, безопасно ли это, прежде чем залезть высоко

22. Выступает лучше, если рядом нет незнакомцев

23. Глубоко чувствует

Какой же он, мой сын?

Очень ласковый, по десять раз на дню подойдет, обнимет, скажет «я тебя люблю!», напишет это на бумажке, выложит камешками, сложит сердечко ладошками.

Послушный — объяснишь разок и больше не проверяешь, и так знаешь, что выполнит. Конфеты на столе, а тебе сегодня нельзя, аллергия расшалилась. Пролежат конфеты до завтра, ни одной не возьмет.

Внимательный — ты сегодня устала, да? Такая неулыбчивая ходишь.

И безмерно сознательный. Общаясь с ним, я узнаю столько про себя и про него, про отношения, сколько не узнала ни на одной лекции по психологии, ни в одной книге. «Мам, ты сегодня злишься из-за проблем с ремонтом. Я хотел тебя попросить, попробуй не выплескивать свое настроение на меня. А я постараюсь тебе помочь с домашними делами, чтобы ты отдохнула… вот смотри, сейчас ты сказала неласково и выплеснула на меня, а не надо». В пять лет. Мне такое взрослый муж не мог сказать! Меня мой психолог так не чувствовал и не знал, а сын знает.

— Тю, — машут рукой знакомые, — тебе с ним легко: где оставил, там и взял! Ни тебе драк, ни скандалов из-за некупленного чупа-чупса, ни упрямства.

Но они не знают, что и у этой медали есть обратная сторона.

Мой сын быстрее перегружается: большой компанией людей, шумом, частой сменой деятельности, даже фоновой музыкой. Хочешь послушать конкретную песню — включи, закончилась песня — выключи, пожалуйста.

Ему чаще нужно побыть одному или с близкими. И неважно, насколько сейчас это реально. И неважно, что раз в год приехавшая бабушка не готова к «давай сиводня помолчим!».

Матвей не рвется вперед, а останавливается и долго наблюдает. Очень долго. Он не боится, ему и так достаточно. Достаточно стоять на празднике у стенки, пока другие участвуют в конкурсах. Достаточно смотреть на детей, весело катающихся с горки. Это не всегда легко принять в реальности так, как легко в теории. И даже не пытайтесь подтолкнуть его в спину: ну иди, попробуй! Смотри, как другим весело!

Походы в детский сад (самый лучший, частный, с прекрасными педагогами, которым я безмерно благодарна по сей день) превратились для нас в сущий кошмар. Степень кошмара снижалась очень медленно, и только сейчас, перед самой школой, я впервые услышала эти заветные слова: «забери меня попозже!» Вы когда-нибудь видели, как взрослая женщина в пуховике танцует ламбаду прямо на крыльце дошкольного учреждения в восемь утра?

Любой кружок или спортивная секция тоже оборачиваются проблемой. Сын не боится воды, высоты или физических нагрузок, атлетически сложен и прекрасно развит, однако ему очень-очень-ОЧЕНЬ сложно зайти в зал. Вне зависимости от того, групповые это занятия или индивидуальные, строгий тренер или пушистый зайчик.

Я могу рассказывать еще долго-долго о том, что такое высокочувствительный ребенок, какой мой и какими еще они бывают. Могу расписывать плюсы и минусы такого темперамента, сыпать цифрами, процентами, причинами и последствиями. И вы скажете: «слава богу, мой не такой» или «жалко, что у моего нет такого характера».

Но я хочу сказать о другом: никогда, ни за что и ни при каких обстоятельствах я бы не променяла свое и легкое, и сложное материнство ни на какое другое. Я буду каждый день отбиваться от тех, кто советует быть построже, от тех, кто качает головой «что же из него вырастет», от всех и каждого. Я буду отстаивать его границы, пока он не научится это делать сам. Я буду поддерживать, помогать и открывать перед ним новые двери: смотри, как здорово, попробуй, я подожду, сколько тебе нужно! И буду учиться у него: так тонко чувствовать того, кто рядом, так знать себя до последнего миллиметра тончайшей души, следовать за собственными желаниями и преодолевать трудности. Я буду очень хорошо учиться, правда! Я буду учиться на одни пятерки!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *