важное значение игра имеет в усвоении правил взаимоотношений норм поведения в социуме так как
Сюжетная игра, как средство общения со сверстниками в младших группах
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться предметное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения его в психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Практически никого не надо убеждать, что ребенок дошкольного возраста – это существо играющее. Вместе с тем, многие педагоги и психологи отмечают, что современные дети стали меньше и хуже играть. Что ведет к проблемам в их развитии. Это означает, что все изменения в психике и и личности дошкольника связаны с игрой. Она определяет формы взаимодействия дошкольников с окружающими, готовит ребенка к переходу на новый этап, к новой ведущей деятельности.
Игра оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как она составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию, Она нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным, крепким.
Важное значение игра имеет в усвоении правил взаимоотношений, норм поведения в социуме. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение детей, их отношение к жизни, друг к другу. Организуя совместные игры, педагог воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. В игре ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняясь правилам, которые устанавливаются в игре. Ребенок приобретает не только игровой опыт, но и опыт самоутверждения, коммуникативный опыт.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в организации.
Игра – деятельность коммуникативная. Она имеет два плана коммуникации – реальный и игровой. Игра позволяет ребенку усваивать нормы общения и отношений, стимулирует его коммуникативную активность ребенка. В игре дети быстро сходятся, обмениваются опытом. Также она формирует в ребенке непосредственность, общительность, обаяние. В игровой деятельности существуют реальные общественные отношения. Это способствует развитию коллектива детей. Каждый реализует свой личностный, творческий, потенциал и учится согласовывать свою деятельность и поведение с другими участниками игры. Коллективный игровой опыт уходит в опыт трудовых, организаторских, коммуникативных умений.
Известным психологом Д. Б. Элькониным было установлено, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно сензитивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Именно сюжетной игре, где все условно, «как будто», проживая ту или иную ситуацию, ребенок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему. Ведь благодаря игре ребенок учится ориентироваться в социальных отношениях, а это значит, что, став взрослым, он сможет избежать неприятностей, с которыми не справятся даже самые образованные, но современно не социализированные люди.
Таким образом, сюжетная игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками.
Список используемой литературы.
1. Волков Б. С, Волкова Н. В. «Детская психология: от рождения до школы 4–е издание, переработанное»: Питер; СПб. 2009.
3. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду младшая группа Изд. Мозаика-Синтез Москва 2015-144 с.
4. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду. Программа иметодические рекомендации» для детей 3-7 лет. Изд. Мозаика-Синтез Москва 2008-128с.
5. Н. А Короткова, Н. Я Михайленко Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателей – 3-е изд., исп. – М. : Линка-Пресс, 2009-96с.
7.«Играют взрослые и дети» Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России –учебно-методическое пособие. – М. : Линка-Пресс 2006-208 с
9. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы», под ред. Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой. Изд. 3-е исп. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2014-361с.
Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.
Консультация для воспитателей «Психолого-педагогическая технология развития общения младших дошкольников со сверстниками» Продолжая тему по психолого-педагогической технологии развития общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками,подробно остановлюсь.
Консультация «Формирование навыков речевого общения (культура общения) со сверстниками и взрослыми» При обследовании детей используйте следующие способы: наблюдения (на занятиях, во время игры и в повседневной жизни); беседы с воспитателями,.
Мастер-класс для воспитателей «Игра как средство воспитания младших дошкольников» Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного.
Общение ребенка со сверстниками и детьми другого возраста как средство развития речи Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4—5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети.
Отчет о работе педагога по самообразованию «Игра как средство общения ребенка» МКДОУ «Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик» Фатежского района Курской области Отчет о работе по теме самообразования: «Игра как.
План самообразования «Дидактическая игра как средство развития младших дошкольников» Сроки Сожержание работы Практические выводы Сентябрь-май 1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя.
Роль игры в воспитании дружеских взаимоотношений воспитанников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное казённое общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Преображение»
«Роль игры в воспитании дружеских взаимоотношений воспитанников».
воспитатель Карандышева И.В.
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Дети создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ. В играх нет реальной обусловленности обстоятельств, пространства, времени.
Игра – средство воспитания, когда она включена в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, оказывая влияние на её содержание организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, педагог воздействует на все стороны личности ребенка: сознание, чувство, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей, тем самым развивая у них дружеские отношения, привязанность друг к другу.
Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраст, умение общаться – одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей социализации ребенка.а следовательно, нужно учить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям.
Игра в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей предметно-развивающей среды. Известно, что использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания.
Чтобы учить детей дружить и формировать у них дружеские взаимоотношения, педагог должен знать сам, а что же такое дружба?
Человечество всегда высоко ценила дружбу.
Дружба – один из видов личных отношений. В отличие от деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения какой-то своей цели, дружба самоценна, она сама по себе является благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу». В отличии от кровнородственной, семейной близости и от товарищества, члены которого связаны общей принадлежностью и узами групповой солидарности, дружба индивидуально-избирательна, свободна и основана на взаимной симпатии.
Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение
Это складывающиеся в повседневной жизни реальные личные отношения.
Это дружеские чувства и переживания, дружба – важная нравственная ценность, в которой нуждается каждый человек, а особенно ребенок.
Показатели дружбы между детьми в группе.
· Интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с интересами товарищей;
· Проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии хорошей, дружной игры; помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь нужное для отдельных детей, группы, желание выручить товарища;
· Известная объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарища (по справедливости, получая при этом удовлетворение);
· Выражение дружеских отношений по собственному побуждению (а не только по указанию взрослого, совету взрослого);
· Дружеские отношения не только в присутствии воспитателя, но и без него.
Основными условиями воспитания дружеских отношений являются :
— создание эмоционально-положительного климата в группе;
— моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям
проявлять добрые чувства к окружающим.
• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;
• непосредственно образовательная деятельность;
• моделирование и анализ заданных ситуаций;
• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
• рассматривание картин и иллюстраций;
• решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;
• организация выставок детского творчества;
• метод проектов и др.
Важным подспорьем в развитии доброжелательности является репродуктивная деятельность детей – решение проблемных ситуаций.
1) воспитывать отзывчивое отношение к окружающим ;
2) активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации;
3) формировать умение находить разные способы решения.
Почему так важны правила в играх, потому что они организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил формируется способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих, взаимодействовать со сверстниками.
Так же правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным, тем самым формируя у них дружеские взаимоотношения.
Правила игры объясняются до её начала. Дети запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обращается внимание на то, что ребёнок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра
Роль педагога в организации игры заключается в том, что он наблюдает за ходом игры и сам включается в нее. Все чаще роль ведущего поручается детям. При первом проведении игры педагог берет на себя роль контролера, чтобы увидеть, кто ошибается. В следующий раз проверку правильности выполнения задания онпоручает кому-либо из детей. Необходимо, чтобы все поняли, что и как надо делать. Для этого можно задавать вопросы.
Педагог внимательно следит за ее ходом, поведением детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что позволяет планировать индивидуальнуюработу не только в игре, но и в других видах деятельности.
При подведении итогов игры акцентируется внимание детей на их успехах, если даже они были у кого-то незначительными, например, у одного следует отметить быстроту выполнения задания, у другого – старательность, настойчивость, у третьего – желание играть вместе с товарищем, договариваться о том, что будут делать вместе.
Анализ проведенной игры помогает педагогу усложнить ее содержание за счет включения новых материалов (стекла, тканей) и новых правил игры: объединять играющих детей в команды.
С расширением опыта и развитием речи детей средней группы становятся доступными словесные игры, проводимые в форме шутки.
Наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Преимущество подвижных игр перед другими упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Уровень межличностных отношений у детей дошкольного возраста может быть повышен, если использовать подвижные игры как средство воспитания положительных взаимоотношений у детей.
Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами”. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Потому именно в подвижных играх лучше всего формировать дружеские взаимоотношения детей.
Подвижные игры направлены на формирование у детей способов согласования интересов, взаимопонимания, что приводит к успеху, а также представлений об ответственности каждого игрока перед «командой» за правильность своих действий, о необходимости взаимоподдержки, чуткости и отзывчивости по отношению к партнерам.
Особенности руководства играми с правилами.
· Воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех дружащих собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы.
· Для каждого ребенка очень важно, что он может играть свободно (а не в определенных организованных рамках, характерных, например, для занятий или труда).
· Здесь неприемлемы учебные методы. Если воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию, например, по поводу распределения ролей, выбора игры и т. п., он должен выступать не в качестве учителя, дающего указания, задания, а скорее в роли старшего товарища, участника игры, предоставляющего детям свободу выбора решений.
· Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных, дружеских чувствах и отношениях.
· Надо внимательно наблюдать за играми детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью; выяснить, у кого какие есть достижения, недостатки, в чем они испытывают затруднения. Наблюдение должно быть целенаправленным.
Факторы сформированного коллектива
4. Связь с коллективом
5. Участие в общественно полезном труде.
7. Уровень сознательной дисциплины.
Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви и уважения, доброты и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость .
Чем больше сил, терпения и любви будет вложено в ребенка – тем больше он будет радовать своими успехами и достижениями в дальнейшем.
Искусство педагогов состоит в корректной и мягкой помощи детям – сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру, провести ряд бесед и занятий, помочь ребёнку стать немного увереннее. По мере того, как дети приобретают навыки общения, их излишняя агрессивность или пассивность в общении исчезает, острые и конфликтные моменты сглаживаются.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Игра и её значение в воспитании детей
Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Авсюкевич Ольгой Александровной, воспитателем ГБДОУ детский сад № 100 г. Санкт-Петербург. Сегодня Ольга Александровна с удовольствием делится с нами полезным материалом о значении игр в воспитании и обучении детей. Статья будет интересна воспитателям и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Александровны:
«Игры – одна из важнейших сторон воспитания и развития детей. Социальное назначение игры заключается в том, что она служит средством передачи “культурных приобретений из рода в род”, подготавливает детей к труду. Игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых».
Полезного чтения…
Игра. Социальное значение игры.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении
Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.
Социальное назначение игры заключается в том, что она служит средством передачи “культурных приобретений из рода в род”, подготавливает детей к труду. Игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых.
В первые годы жизни у ребенка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. Поэтому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с
чем-то, с каким-то предметом (ребенок готовит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике).
В развернутой форме ролевой игры, которая наблюдается у детей, начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.
Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект.
Характеристика игровой деятельности
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
В игре находят выражение основные потребности ребенка-до-школьника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте.
Ребенку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами ненасыщаемой. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.
Ребенок – существо растущее и развивающееся. Движения – одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как бильбоке, настольным крокетом, мячом и др.
Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении.
В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни.
В недрах игры зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.
Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.
Признаком игры, как отмечал Л. С. Выготский, является наличие мнимой или воображаемой ситуации.
Другое важное свойство воображения – это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия.
Игра как средство воспитания
В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи.
Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?).
В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма.
Таким образом, воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики.
Игра для дошкольников – способ познания окружающего. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:
В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, ссорится с партнерами, выходит из игры до ее завершения).
Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются (или не формируются) качества “общественности”
(А. П. Усова): способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Качества “общественности” позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.
Классификация детских игр
Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени
самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В силу многообразия игр, оказывается, сложно определить исходные основания для их классификации.
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостояте-
льности и творчества детей в игре.
Выделяют три класса игр (С. Л. Новоселова):
Игра-экспериментирование, самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательными и воспитательными целями:
Игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные), досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные).
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.