В психологии содержание сновидений вошло в сферу научных интересов таких ученых как
Психология сновидений
Донаучный период интереса к сновидениям, их характеристика в эпоху Просвещения, современное отношение ученых. Особенности структуры и физиологии сновидений, их основные функции. Фазы и типология снов. Воззрения Зигмунда Фрейда на природу данного явления.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.01.2011 |
Размер файла | 43,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Общая психология»на тему
Выполнил(а) студент(ка) 1 курса
Чумак Светлана Александровна
Структура и физиология сновидений
Смысл сновидений по Фрейду
Психология относит сны к области бессознательного (области скрытых желаний, влечений, страхов и тревог). Трактовать сны пытались с древних времен. Считалось, что во сне человек имеет возможность контактировать с загробным миром, с душами усопших. И действительно, часто люди во сне разговаривают с умершими близкими. Но как психотерапевтический прием трактовку сновидений развил Фрейд, рассматривая сны, как подавленные влечения. О трактовке сновидений по Фрейду будет сказано ниже.
Сновидения, как психический феномен, являются достаточно слабо изученным объектом. Сложности возникают из-за малодоступности и, порой, невозможности изучения явлений, а также трудностей с постановками опытов, лабораторных исследований, с сильно различающимися мнениями ученых. Последнее возникает из-за многообразия мировоззрений, научных концепций, философий, которых придерживаются разные ученые.
(с) Психологический словарь. 2000. и другие изменённые состояния сознания. А это позволяет предположить существование некого единого механизма возникновения подобных феноменов. Очевидно то, что сновидения связаны с работой и проявлением и сознания, и психики человека в целом.
Современные научные теории совсем не проливают дополнительный свет на проблематику природы сновидений. Единой, всеобщей, стройной, общепризнанной концепции снов до сих пор не существует (как не существует, впрочем, и единой психологической теории личности и сознания)! И поэтому проблема научных подходов к изучению сновидений, а равно создание соответствующей модели сознания остаётся открытой.
Научный интерес к сновидениям (историческая справка).
На пике развития мировых религий сновидения стали толковаться в соответствии с религиозным складом того или иного общества. Сменились лишь формы и названия: во сне душа по-прежнему путешествует, но пришедшие в сновидение духи именуются бесами (в христианстве) или асурами (в буддизме). Значительный акцент делается на откровения Бога (или соблазнение демонами). Согласно религиозному описанию, во сне возможно и явление умершего святого, который передаст некую тайную информацию, откроет спящему будущее, окажет помощь, сообщит о нахождении некого старинного культового предмета (иконы) и пр.
Структура и физиология сновидений
И только в 1953 г. Э. Азеринский и Н. Клейтман (учёные чикагского университета) открыли глазную активность во время сна, которая конкретно соответствует фазе ночных видений. Таким образом, появилась возможность более детального и научного изучения сновидений. Обнаружилась возможность записи следующих биологических параметров во время сна в лаборатории:
1) деятельности головного мозга (электроэнцефалография).
2) глазной подвижности (электроокулография).
3) мускульной деятельности (электромиография).
4) сердечной деятельности (электрокардиография).
5) дыхательного ритма (пневмография).
Изучив и сопоставив эти полиграфические ряды, учёные У. Демент и Н. Клейтман в 1957 г. создают классическую схему циклов сна.
2) Функция соматического (физиологического) и нейрофизиологического проявления. Физиологическая функция сновидений отвечает естественному расслаблению человеческого организма и переходу всех соматических процессов в пассивный режим действия. А это в свою очередь позволяет ослабленным или перенапряжённым органам перейти к самовосстановлению или отдыху.
7) Религиозная функция сновидений. Она отражает религиозное сознание тех людей, которые в самой полной мере погружёны в какую-либо историческую духовную традицию. Соответственным образным и смысловым значением будет обладать и содержание сновидений верующих людей. Религиозная функция передаст и общую картину мира спящего и отдельные духовные смыслы.
11) Субъективная, личностная функция подчёркивает глубоко интимный характер сновидений человека. Данная функция в самой полной мере отражает неповторимость прошлого опыта и специфику восприятия индивидуума.
14) Компьютерная функция является одновременно ориентировочной (разведывательно-поисковой), и её можно рассматривать отдельным аспектом более глобальной адаптивно-эволютивной потребности. Ориентировочная функция представляет собой различные (ночные) оперативные действия по дополнению жизненного опыта сновидца, сличению с уже имеющимся, и активное использование доступа к латентной долговременной памяти с последующими итоговыми сигналами, явными и неявными.
15) Сигнальная функция сновидений, которая заключается в том, что нездоровые, изменённые физиологические органы тела начинают сигнализировать о своём неблагополучии и возможном заболевании ещё задолго до своего конкретного проявления.
16) Проспективная, вероятностная (вариативная и ожидаемая) функция- возможность осуществлять антиципацию (предвосхищение) будущего. Эта функция отвечает за то, что принято называть « вещими снами». Таки сны отнюдь не фантастика. Вопрос лишь в том, что такие сны показывают. По мнению ученых, они отображают результат «моделирования наиболее вероятностного будущего» на основе большого объёма информации. Чем большим объемом информации располагает сознание, тем точнее будет результат. Во сне разум оперирует не только данными из настоящего, но также задействует память.
17) Сканирующая, прогностически-фатальная функция сновидений относится к теме вещих снов напрямую, непосредственно. Прогностически-фатальная функция призвана определить, подготовить и сообщить о событиях, которые непременно настанут. Она (функция) вещает, предсказывает, прогнозирует с самой высокой степенью достоверности. Она считывает (сканирует) информацию о будущем.
19) Целительская функция (на психических и соматических уровнях) также относится к совместной (синергетической) работе компенсаторной, катартической и положительно репродуктивной функций. Сновидения, по мнению Смирнова Т.Л., способны излечивать.
26) Следующая функция (ночных) сновидений получила название «метапсихической» или «мистической», «чудесной». В своих проявлениях она достаточно разнообразна и относится к той самой теме, которую привычно считать экстрасенсорной. В сновидении возможно очень и очень многое! Можно «случайно» попасть в чужой сон (который в это время снится другому человеку!). А это, в свою очередь, сообщает о некой самостоятельности, локальности и частности определённого пространства сновидения. В сновидении возможно оказаться в контакте с эго-сна другого спящего человека и общаться с ним, и узнать от него определённую личную информацию (достоверную информацию, подтверждённую потом наяву!). Неким загадочным образом открывается тайный доступ, и своим ночным сознанием мы проникаем в некое частное прошлое или будущего другого сновидящего, которое также вскоре подтверждается. Природа данной функции не изучена, но, как говорится «невероятно, но факт!»
27) Трансцендентальная, духовная функция показывает духовную перспективу и возможности человека и состоит в соприкосновении с высшей реальностью. Посредством неё осуществляется контакт с собственной высшей глубинной мудростью, с высшими духовными структурами. Она являет собой ответ, отклик, приходящий из глубины сердца, из коллективного (общечеловеческого) и внутреннего жизненного опыта. Она бережно подталкивает к сокровенным знаниям, к духовному росту и самопознанию. Она показывает и общий смысл отдельной человеческой жизни.
29) Оптическая, структурная функция сновидений позволяет детализировать и продемонстрировать в составных частях всю «механику» или «физику» сознательных и психических процессов.
30) И, наконец, последняя функция сновидений относится не только к сновидениям, но и ко всему общему периоду сна в целом. Она именуется генеральной, общей или стратегической. Эта функция отвечает за баланс и совместное, интегративное действие всех перечисленных работ сновидений. Она ответственна за соотношение всех фаз и последовательность циклов сна в течение ночи и реализует гармоничную и эффективную деятельность всего ночного отдыха в целом. Она также непосредственно участвует в перераспределении всех стратегических запасов разнообразных энергий организма отдалённого будущего.
1. По сложности и протяжённости сюжетного исполнения:
• элементарные, лапидарные (простые, фрагментарные);
2. По возрастным периодам жизни человека:
• пренатальные и постнатальные сны (внутриутробные и младенческие);
3. По гендерным (половым) отличиям:
• перверсии (людей иной сексуальной ориентации).
4. По уровню осознания:
• гипноидные (просоночные, дремотные);
• амнестические (беспамятные, бессознательные);
• реминисценции (смутное, низкое осознавание);
• параосознанные (близкие к полному дневному осознанию);
• осознанные сновидения (с высоким, полноценным, дневным осознанием)
5. По световой и цветовой насыщенности (или уровню восприятия):
• контрастные (отчётливые, насыщенные);
• апперцепции (в значении искажённого, неясного, смутного, бледного восприятия);
6. По уровням эмоциональных переживаний:
• фоновые (нейтральные, отстранённые);
• аффективные, пиковые выплески (кошмары, агрессия, гнев);
• экстатические (любовь, восторг, вдохновение, невесомость), позитивно-пиковые.
7. По темам, содержанию, сюжету:
• профессиональные (отражают рабочие ситуации, связанные с профессией);
• бытовые (характеризуют бытовые наиболее типичные условия и ситуации жизни сновидца);
• религиозные (отражают взгляды и мировоззрения верующих);
• универсальные, архетипические, мифологические («путешествия Героя»);
• о смерти (сюжеты с трупами, покойниками, убийствами, казнями и пр.);
• с участием (действующих во сне) умерших (имеют повышенное значение);
• сексуальные и наготы;
• сюжеты-падения, полёты, раскачивания, плавания, ускоренного движения;
• сны преследования (убегания, прятания, скрывания);
• с участием животных и фантастических существ, сны-превращения;
• предметные (главные действующие роли исполняют предметы и вещи);
• катастрофы, аварии, несчастные случаи;
• с преобладанием картин природы и природных, погодных явлений (стихии, земля, водоёмы, море, растения, деревья и т. д.);
• огонь, взрывы, пожары, костёр;
• сюжеты нападения, драк, войн, ограблений, воровства;
• о теле и частях тела сновидца (голова, живот, зубы, волосы и т. д.);
• о деньгах, золоте, драгоценностях, кладах, сокровищах;
• с участием родственников, друзей, любовников, членов семьи;
• тема НЛО, инопланетян;
• мистические, загадочные, непонятные (это знаки, иероглифы, геометрические и другие странные фигуры). Тематика сновидений многообразна и обширна.
8. По преобладанию той или иной модальности (восприятия):
• кинестетические, тактильные (осязательные, моторно-чувственные);
• аудиальные (слуховые, шумовые, например: голоса, музыка, крик, пение, взрывы, стрельба. );
• осмические сны (запахов, обонятельные);
• синестезии (смешанные, взаимно-ассоциативные);
• сензитивные (сверхчувствительные, повышенно раздражимые).
9. Трансперсональные сновидения:
• внутриутробные переживания (во сне), путешествия во времени (прошлое и будущее), встречи с духовными учителями, посещения других вселенных, миров и знакомства с их обитателями, встречи с различными божествами, опыт космического (расширенного) сознания, феномены «тонкого» тела, наследственные (родовые) переживания, выходы за пределы «Я» и т. д.
10. Специальные сновидения:
• сновидения инвалидов (глухих, слепых. );
• психически больных (шизофрения, эпилепсия, психопатии. );
• специфико-профессиональные (моряк, акробат, изобретатель. );
• экстремальных ситуаций (голод, жара, тюрьма, одиночество, болезнь. );
• летаргические (являются одним из самых загадочных и редких типов сновидений; почему человек может проспать целых несколько и более лет остаётся до сих пор тайной природы);
• аутогенные сновидения (заказные, самовнушённые);
• гипнотические (внушённые из вне);
• экстрасенсорные, парапсихические сновидения.
• реалистические сны (представляют собой разновидность вещих снов, показывающие будущее сновидца не в символической форме, а напрямую, благодаря отражению реальной ситуации будущего посредством «объективных», «подлинных» образов, картин, совпадающих с их дневной реализацией);
• «сон-ежедневник». Так же относится к вещим снам, но менее масштабен и не так фатален. Сообщает о текущей ситуации, событиях и переживаниях предстоящего дня;
• мгновенные сновидения. Для них характерна особая сжатость, повышенная временная скрученность, быстрота переживания, высокая лабильность. Их длительность составляет не более секунды, но за это время сон успевает размотать довольно длинную сновидную киноленту;
• серийные сновидения. Состоят из цепочек последовательных, связанных между собой сюжетов, чаще всего, разделённых на короткие паузы, интервалы. За ночь таких сюжетов может прокручиваться от пяти до десяти;
• повторяющиеся сны. Для них характерен периодический повтор одного и того же (с различными вариациями) сюжета или фрагмента сновидения на протяжении длительного периода времени или всей жизни. Такие сновидения пытаются донести до человека некую важную информацию, тайну. А скрытый замысел такого сюжета должен быть понят и осознан сновидцем;
• сны-откровения или мистические сновидения. Они перекликаются с вещими снами и являются напутствующими, или предостерегающими об опасности или значительности предстоящего события, периода в жизни человека. В таких сновидениях выступает, обнажается наше истинное, духовное «Я». Собственно говоря, все сновидения так или иначе с ним связаны;
• совместные сновидения. Когда один и тот же сон, сюжет или место сна видят одновременно двое и более человек, говорят об одном общем, коллективном пространстве сновидения. Этот тип снов трудно подтвердить научно, но он определённо имеет место быть;
• коллективные прогностические (вещие) сны.
• сон во сне. Представляет собой разнообразную сновидную сюжетную линию, связанную с алгоритмом непрерывных ложных пробуждений или засыпаний внутри сна. Это некая матрёшка сновидения. Например, человеку снится, что он проснулся, далее следует новый сюжет сна. Вдруг, на некотором этапе сновидец обнаруживает, что он всё ещё спит и тогда «просыпается» вновь. Развивается другое сновидное повествование. И снова сновидец замечает, что он всё ещё находится во сне. Тогда он непременно «просыпается» опять, но через некоторое время. и т. д. Таких сновидных матрёшёк может быть до 15 штук;
• вхождение в одно и тоже сновидение. Возможно проникнуть в одно и то же (уже снившееся ранее) пространство сновидения по несколько раз после каждого пробуждения. В этом случае будет не повтор сюжета сна, а его последовательное продолжение и развитие с того самого места, с которого он прервался. Эту способность полезно развивать, чтобы по желанию можно было изменить концовку неблагоприятного, плохого сценария сновидения, поскольку любой ночной сюжет непременно отреагирует соответствующим событием или настроением в будущей дневной жизни человека;
• абстрактные сновидения. Отличаются особой бессодержательностью, неконкретностью, беспредметностью. Говорят о хроническом заболевании или высокой внутренней проработке подсознания сновидца;
• сны-размышления. Это сны-констатации факта, обыгрывание в сновидных символах возможных вариантов дальнейшего развития из настоящего или подведение итогов. Это сновидные раздумья в картинках о своём житье-бытье;
• сны о реинкарнации, о прошлых жизнях. Чаще всего, подобные сюжеты сообщают не о «прошлых воплощениях», а о проблемах или притязаниях настоящего; о тех проблемах, прямое обращение к которым слишком болезненно;
• голос во сне, именуемый Голосом сновидения. Особенностью этого типа сна является то, что образы, сценарий, сюжет сновидения создаются в соответствии с неким наведенным «извне» Голосом сна.
10. Дневные сновидения или Сновидения наяву:
• дневная активность подсознания и защитных механизмов;
• свободные ассоциации (практически психоаналитическая ситуация). Они так же представлены богатой гаммой различных переживаний, связанной с проекциями пациента на психоаналитика, как, в основном, на своих родителей. Эти переживания могут отличаться особой силой с полным дезориентированием и потерей чувства реальности;
• измёненные состояния сознания (ИСС) вследствие духовных упражнений. К таким духовным упражнениям относятся: молитва, медитация, концентрация, визуализация и др. Тип этих изменений также соответствует сновидению в более широком понятии. Кроме того, под воздействием духовной практики акцентируются и активно видоизменяются, собственно, и сами ночные сновидения.
Смысл сновидений по Фрейду
Считалось, что если психическая деятельность в сновидении и имеет место, то она глубоко дефектна, регрессивна в сравнении с бодрствующей психикой. Сновидения представлялись лишенными и физиологической функции, и психологического смысла. Тем не менее, в научной литературе XIX в. интерес к проблеме сновидений был значителен.
Каковы же воззрения Зигмунда Фрейда на природу сновидений?
Внешние раздражения или раздражения со стороны внутренних органов скорее «включаются» в смысловую ткань сновидения, чем являются истинной причиной сновидений. Отсюда отрицание «рефлекторной» природы сновидений, которые являются закономерным продуктом психической деятельности спящего.
Эти бессознательные мысли и составляют «скрытый смысл сновидения». Явное содержание и скрытый смысл сновидения не совпадают. Эту мысль З. Фрейд также считает одной из главных в своей теории, но плохо осознанной его современниками. То, что сновидения имеют смысл, предопределяет и наличие определенной психологической функции сновидений (функции сновидений изложены выше).
Переработка информации в сновидении сводится в основном к трем процессам.
1) определенные скрытые элементы вообще опускаются;
2) в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения;
Целую треть жизни (!) человек пребывает во сне, а наука до сих пор не может объяснить, почему он спит и что такое сон. Наука располагает кое-какими физиологическими объяснениями ночных феноменов. Однако психическое никак не сводимо к соматическому.
Сновидения, безусловно, есть самодостаточная, целостная, многоуровневая, многомерная, многоплановая, многофункциональная система духовных, психических и физиологических актов в работе сознания.
3. Херсонский Б.Г. Смысл сновидений по Фрейду, «Автобиография бессознательного», 1991
4. Карл-Густав Юнг «Архетип и символ», 1991
5. Психологический словарь 2000
6. Философский словарь 2010
7. Джеймс Хилман «Хрестоматия по глубинной психологии» (Терапия, сны, воображение),1996
Подобные документы
Теория сновидений Зигмунда Фрейда как приложение идей и методов психоанализа к проблеме сновидения. Психика человека по представлениям Фрейда, выделение трех компонентов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Биологический смысл сна как форма ежесуточной психотерапии.
реферат [20,8 K], добавлен 27.04.2011
Детство и юношество, профессиональное становление Зигмунда Фрейда, его интерес к гипнозу и применению метода свободных ассоциаций и анализа сновидений. Зарождение и развитие психоанализа. Основные труды Фрейда и их значение для современной психологии.
реферат [32,9 K], добавлен 14.04.2012
Сущность и функция сознания. Два состояния сознания, присущие всем людям. Понятие и история исследования сновидений. Идеи З. Фрейда о природе сновидений. Классификация и основные функции сновидений в работах Юнга. Толкование сновидений в теории Адлера.
курсовая работа [64,9 K], добавлен 21.11.2011
Фрейд как основоположник теории бессознательного. Интерпретация и толкование сновидений в теории Фрейда. Модель синтеза активации сновидения предложенная Дж. Хобсоном и Р. Макларли. Интерпретация снов в теории К. Юнга. Экзистенциальный анализ сновидений.
реферат [20,6 K], добавлен 27.10.2014
Основные формы сновидений. Анализ теорий сновидений З. Фрейда и К. Юнга. Физиологическое и психологическое значение сновидений. Механизмы, формирующие содержание сновидения: сгущение, смещение, вторичная обработка и образное изображение мыслей.
курсовая работа [35,5 K], добавлен 29.10.2009
Исторический аспект возникновения научного интереса к сновидениям. Теоретические основы проблемы сна и сновидений в науке как психического феномена. Физиологические основы сна, являющегося непреодолимой потребностью организма животных и человека.
курсовая работа [39,3 K], добавлен 23.04.2015
История развития интереса к анализу содержания сновидений. Сновидения как продукт психической деятельности. Особенности содержания сновидений у разных категорий людей. Особенности содержания сновидений у людей, занимающихся творческой деятельностью.
курсовая работа [180,4 K], добавлен 25.04.2011
Сновидения: причины, виды, научное толкование сновидений
Вы будете перенаправлены на Автор24
Значение и виды сновидений
Сновидение – это субъективное восприятие разнообразных образов (слуховые, зрительные, тактильные и т.д.), которые возникают в сознании спящего человека.
Особенность сновидений заключается в том, что человек в процессе сна не понимает и не осознает, что он спит, ввиду чего он воспринимает сновидения как объективную реальность.
Сон – это периодически наступающее физиологическое состояние человека или животного, характеризующееся либо полной обездвиженностью, либо уменьшением активности тела, а также практически полным отсутствием реакции на внешние раздражители.
Выделяют следующие виды снов:
Физиологический (нормальный) сон.
Патологический сон. Выделяют несколько видов патологического сна:
Сноподобные состояния, среди которых выделяют:
Выделяют несколько точек зрения на значение сновидений для человека.
Так, ряд ученых психологов считают, что сновидения представляют собой своеобразную систему по предупреждению человека о возможности наступления болезни. Другие считают, что сновидения являются своего рода «окошком» чрез которое можно осуществлять наблюдение и познание мира человека. Третьи рассматривают сновидения как своеобразный продукт электробиохимических реакций, а вещества их вызывающие можно использовать в качестве контроля за памятью человека.
Готовые работы на аналогичную тему
Причины возникновения сновидений
В настоящее время выделены следующие причины возникновения сновидений:
Первые три причины являются общепризнанными в психологии. Они указывают на то, что сновидениям не стоит придавать какое-то особенное значение, так как они являются последствиями естественных физических причин.
В соответствии с четвертой причиной сны посылаются Провидением, что описывается в ряде священных книг. В этой связи они представляют собой часть религии и не подлежат никакому научному исследованию.
Пятая причина возникновения сновидений – душевное предчувствие, рассматривает сны как результат душевных волнений, исследованием которых занимались многие мудрецы и философы.
Причины сновидений используются в качестве основы их толкования. Связано это с тем, что причина порой определяет содержание сна, входящие в его состав отдельные предметы и явления.
Толкование сновидений
С давних времен считалось, что сновидения несут в себе определенные зашифрованные сообщения. В основном при толковании сновидений их считали предвестниками грядущих событий, связанных непосредственно с самим человеком или его близкими.
Первыми толкованиями сновидений занимались жрецы, позднее толкователи снов уже были профессиональными, они составляли свои сонники. Постепенно, к советскому времени, интерес к сновидениям и их толкованию сходит практически «на нет», и возрождается лишь в начале ХХ века. В этот период толкованием снов занимаются уже не жрецы и мудрецы, а психологи. Толкования осуществляются на научной основе, в качестве фундаментальных знаний выступают знания из области философии и физиологии.
Однако, в настоящее время остается еще достаточно большое количество ученных, которые в своих исследованиях придерживаются мнения о том, что сновидения по своей природе представляют собой бессмысленный набор различных вымышленных или фантастических образов, явлений и действий. Их возникновение они связывают с ослаблением роли сознания, которое непроизвольно отбирает наиболее «яркие» впечатления и формируют некоторую цельную картину. В этой связи, толкование сновидений представляет собой бессмысленное занятие.
Однако, ряд исследователей вполне серьезно подошли к вопросу толкования сновидений. Одним из наиболее популярных исследователей в данной области является З. Фрейд, который отмечал определенную закономерность в возникновении образов и явлений в сновидениях, а также бессознательность природы появления сновидений.
На основании проведенных З. Фрейдом исследований им было выделена основная функция сновидений, которая заключается в подавлении рассудка, а главным образом, сексуальных желаний человека. При этом Фрейд уточнял, что подавляются те сексуальные стремления и желания, которые человек считает более всего постыдными и непристойными.
Свои мысли, связанные с тем, что в основе сновидений заложено сексуальное желание человека, З. Фрейд подтверждал размышлениями и аргументациями. Так, им была высказана теория о том, что даже если сновидение не содержит в себе конкретного эротического образа или действия, они все равно присутствуют, но завуалировано. Например, если человеку может сниться путешествие по железной дороге. Такое сновидение, по З. Фрейду, толкуется, как стремление испытать новые сексуальные ощущения. Аналогично Фрейд толковал и иные сновидения, не имеющие сексуального содержания.
Еще одной, достаточно интересной теорий толкования сновидений, является юнгианское толкование.
Карл Густав Юнг является учеником и последователем З. Фрейда. В основе его исследования заложены теории и концепции, которые были разработаны Фрейдом.
Карл Густав Юнг предложил более широкую концепцию для анализа снов. Несмотря на признание величия своего учителя и уважение его вклада в исследование сновидений Юнг не разделял концепцию Фрейда. Он писал, что сновидение является «прямой манифестацией бессознательного», и только «незнание его языка мешает понять его послание». Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях.