в процессе убеждения идет воздействие на человека через такую сферу как
Убеждение и внушение как основные виды психологического воздействия на человека
Вы будете перенаправлены на Автор24
Психологическое воздействие — это процесс влияния на психику человека, в результате которого происходит изменение его поведения и типа мышления. Принято различать несколько видов влияния (убеждение, заражение, внушение, подражание), а также противостояния влиянию (игнорирование, критику, отказ).
Сущность и особенности психологического воздействия
Психологическое воздействие — это понятие, часто используемое в психологии и социологии. Оно представляет собой процесс, в ходе которого меняется поведение, установки, намерения, желания и представления постороннего человека. С помощью механизмов психологического влияния более полно реализуется потенциал внутригруппового или массового взаимодействия. Эта категория предполагает использование способов дезинтеграции или групповой дифференциации.
В качестве особенностей психологического влияния необходимо выделить:
Тема психологического влияния особенно интересна для предпринимателей, рекламистов, маркетологов и бизнесменов. Применяя механизмы влияния, они могут более быстро реализовать свою продукцию (продать свою услугу). От умения применять инструменты психологического влияния во многом будут зависеть результаты работы представителей этих профессий.
Категория «психологически конструктивное воздействие» характеризуется тем, что оно не должно негативным образом отразиться на личности. Среди обязательных требований должны присутствовать психологическая грамотность и корректность.
Воздействие на людей часто используется в повседневной жизни. Современные условия показывают, что часто это стало происходить по имя корыстных намерений или для получения определенной выгоды. Если хорошо знать особенности своего собеседника, то достижение желаемого результата не может быть сложным.
Готовые работы на аналогичную тему
Убеждение как способ психологического воздействия
Убеждение концентрируется на снятия определенных страхов. Оно требуется для того, чтобы устранить препятствия на пути информации к сознанию человека. Реализация этого способа воздействия происходит через коммуникацию с нужными объектами.
Главное предназначение убеждения состоит в изменении взглядов человека на определенные вещи. Инициатор должен первым предпринимать попытку начать разговор. В основе убеждения лежит сознательное отношение к определенным сведениям, включая их самоанализ, критику и оценку.
Убеждение выстраивается на основе системы доводов. Его формирование происходит в соответствии с законами логики, для чего необходимо обоснование со стороны того, кто наводит убеждение. Подобный тип воздействия лучше всего внедрять в процессе обсуждений, групповых дискуссий, споров. Основные требования включают логичность, наличие аргументов, последовательность, основа в виде научно-доказательных материалов.
Успех этого вида воздействия напрямую зависит от умений человека, который его проводит. Если произошло удачное внедрение убеждения, то человек примет и в будущем будет руководствоваться при выборе чего-либо новой информацией. В процессе получения новых убеждений происходит трансформация мировоззрения. Более часто его используют при воспитании детей и при осуществлении научной полемики.
Эффективность убеждающего воздействия зависит от нескольких условий:
Сущность и особенности внушения
Внушение считается одним из самых опасных видов влияния. Это основной инструмент воздействия при проведении гипнозов (гипнотерапии). Используя его, можно заставить индивида выполнять необходимые действия, поменять тип его поведения, мышление или мнение об определенном объекте.
Внушение состоит в снижении критичности индивида к полученной информации. Это обусловлено отсутствием желания проверить сведения на достоверность. Внушение считается очень эффективным, если налажены доверительные отношения между общающимися людьми. Именно по этой причине гипнолог до момента внедрения внушений, осуществляет попытку выстроить с пациентом контакт. После этого он вводит человека в транс и навязывает ему определенную модель поведения или мыслей.
Принято различать прямое и косвенное внушение. Первое из них происходит тогда, когда одно лицо сообщает другому в оперативной форме определенные идеи, которые должны безоговорочно приниматься и быть реализованы. Таким примером внушения можно назвать воздействие родителей, учителя на ребенка.
В случае с косвенным внушением цель может достигаться обходными способами. Яркий пример косвенного внушения представлен рекламой, в которой чаще всего применяют приемы, склоняющие к одобрению без раздумий. Вместо четких сведений о продукте, реклама связывает его с представлениями о красоте и удовольствии (например, реклама сигарет, пива, косметических средств).
Важная особенность внушения состоит в его направленности не на способность мыслить, а на готовность принимать предложения, новые мысли, противоречивые утверждения, включая их реализацию. Существует две формы такого типа влияния – аутосуггестия (самовнушение) и гетеросуггестия (влияние со стороны).
Отличительной стороной самовнушения является то, что оно представляет собой сознательное саморегулирование. На результаты использования внушения оказывают воздействие следующие показатели, имеющие отношение к спикеру:
Внушение активно используют при подаче информации в средствах массовой информации. Еще один популярный вид применения инструмента влияния – реклама, реализация которой происходит через яркие, короткие и запоминающиеся слоганы.
Убеждение и влияние на людей: методы и структура убеждающего воздействия
Всякая попытка грубо навязать желаемое мнение приведет лишь к отрицательному результату, ибо человек всегда сопротивляется ограничению свободы выбора. Всякое воздействие содержит в себе элементы внушения и убеждения, но в разных пропорциях. Вот структура убеждающего воздействия и методы воздействия убеждением.
Убеждение — это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию.
Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.
Убеждая, необходимо следовать определенным правилам:
Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность. Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений.
Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных ситуациях.
Важная характеристика убежденности — ее глубина. Она прямо связана с предыдущим воспитанием людей, их информированностью, жизненным опытом, способностью анализировать явления окружающей действительности.
Глубокая уверенность характеризуется большой устойчивостью. Как показывает практика, для того чтобы ее поколебать, недостаточно одних только логических выводов. Убеждающее воздействие целесообразно осуществлять в следующих случаях:
Когда объект воздействия в состоянии воспринять полученную информацию.
Если объект психологически способен согласиться с навязываемым ему мнением. Поэтому равно важны правильный выбор объекта психологического воздействия и содержание убеждающего воздействия.
Если объект способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему аргументации. Иными словами, убеждающее воздействие эффективно лишь при том условии, что его объект в состоянии понять и оценить то, что ему преподносится.
Если логика мышления субъекта воздействия, используемая им аргументация близки особенностям мышления объекта. Отсюда важность учета национально-психологических особенностей объекта, всего комплекса социальных, национально-религиозных, культурных факторов, оказывающих влияние на восприятие им содержания сообщения.
Если есть время убеждать. Для того чтобы убедить людей в чем-то, особенно в том, что выгодно противоположной стороне, как правило, требуется время. Изменения в сфере рационального мышления людей происходят лишь после сопоставления и обдумывания фактов, что предполагает значительные временные затраты. Помимо этого, разнообразное содержание убеждающего воздействия требует многократного подтверждения различными аргументами и фактами, что также «растягивает» процесс.
Структура убеждающего воздействия
Убеждающее воздействие обычно включает:
Воздействие источника информации. Эффективность убеждения в определенной мере зависит от того, как воспринимающие его люди относятся к источнику информации.
Воздействие содержания информации. Во-первых, воздействие содержания информации во многом зависит от того, насколько оно доказательно и убедительно.
Доказательность основывается на логичности, правдоподобии и непротиворечивости изложенного материала. Иначе говоря, важно не только то, что сообщается, но и то, каким образом это делается. Доказательность не включает в себя автоматически убедительность.
Специалисты исходят из того, что:
Убеждение не может сводиться к простому изложению той информации, в истинности которой стремятся убедить противника, и к последующему приведению доводов в ее подтверждение, как того требуют правила формальной логики. Существует гораздо больше способов убеждать людей.
Выделяют три основные категории аргументов для убеждения:
Истинные факты. Содержащаяся в тексте сообщения неопровержимая информация настраивает людей на оценку всего текста (в том числе его рекомендаций) как правильного.
Аргументы, дающие психологическое удовлетворение, поскольку они апеллируют к позитивным ожиданиям.
Аргументы, апеллирующие к негативным ожиданиям.
По способу представления аргументов различают так называемые «односторонние» и «двусторонние» сообщения.
«Одностороннее сообщение» — это текст, который содержит аргументы только источника информации. Такие сообщения более эффективны в случае, когда объект психологического воздействия не испытывает враждебных чувств по отношению к источнику информации и вдобавок отличается низким уровнем образования. Объект в этом случае способен относительно легко принять точку зрения источника информации. «Одностороннее сообщение» можно также использовать для убеждающего воздействия на людей, имеющих разный образовательный уровень.
«Двустороннее сообщение» содержит как аргументы источника информации, так и контраргументы противника, которые предстоит разоблачить. Такое построение текста служит побудительным мотивом к активной мыслительной деятельности объекта, в результате чего происходит пересмотр ранее сложившихся у него суждений.
«Двустороннее сообщение» ориентировано преимущественно на людей с высоким уровнем образования, испытывающих потребность в сопоставлении различных взглядов, точек зрения, мнений, оценок. «Двустороннее сообщение» в то же время как бы упреждает аргументацию противника и создает предпосылку для выработки определенного иммунитета против нее.
Порядок расположения аргументов тоже имеет значение. В частности, целесообразно располагать информацию, непосредственно ориентированную на изменение установки («сильные аргументы»), перед любой другой, не связанной с решением этой задачи. В большинстве случаев наиболее действенным считают расположение «сильных аргументов» в середине текста сообщения (так называемая «пирамидальная модель» воздействия).
Эффективность же текстов с «сильными аргументами», расположенными в начале и в конце сообщения, зависит от установок объекта психологического воздействия. Если он проявляет значительный интерес к теме сообщения (т. е. у него имеются по этому вопросу положительные установки), то более эффективен текст, в котором «сильные аргументы» содержатся в конце сообщения (так называемая «кульминационная модель» воздействия).
Если же объект относится к теме сообщения безразлично, то лучше разместить «сильные аргументы» в начале текста («антикульминационная модель»), чтобы сразу привлечь необходимое внимание.
Воздействие убеждающего сообщения на противника во многом зависит от того, какие призывы (лозунги) в нем подобраны и как они подаются. Различают:
Прямые призывы. Они предполагают убеждение, основанное на предъявлении сильных прямых аргументов.
Косвенные призывы. Представляют собой убеждение путем намеков и обещаний.
Неопределенные призывы. Они побуждают объект самостоятельно прийти к выводам, логически вытекающим из предъявленной ему аргументации, хотя в тексте сообщения отсутствуют конкретные предложения.
Осуществление убеждающего воздействия
Для получения максимального эффекта убеждающее воздействие должно соответствовать определенным требованиям:
Основными принципами осуществления убеждающего воздействия должны быть:
1. Принцип повторения. Многократное повторение сообщения дает такой эффект, который невозможно получить при однократном воздействии.
2. Принцип достижения первичности воздействия. Если объект получил какое-то важное сообщение, то в его сознании возникает готовность к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление.
3. Принцип обеспечения доверия к источнику информации.
К числу приемов достижения доверия к источнику информации в настоящее время, кроме того, относят:
4. Принцип активизации психических процессов восприятия объектом содержания информации.
Методы воздействия убеждением
Убеждение подразумевает «мягкое» воздействие на человека, ставящее целью радикально скорректировать его взгляды, чтобы повлиять на последующее поведение. Данный вариант является самым этичным способом влияния, ибо здесь нет грубого насилия или внедрения в подсознание объекта.
Метод убеждения используется для:
По техническому исполнению убеждение представляет собой явную, иной раз и скрытую дискуссию, дополняемую неким стимулирующим воздействием.
Каждый человек имеет свой настрой в отношении к чему-либо или кому-либо. Существуют три градации подобного настроя:
Всякая попытка грубо навязать желаемое мнение приведет лишь к отрицательному результату, ибо человек всегда сопротивляется ограничению свободы выбора.
Для изменения отношения индивида к чему-либо нужно переориентировать его настрой. Следует учитывать, что:
В зависимости от условий ситуации и конкретных особенностей объекта, его можно попытаться убедить прямо (в ходе беседы) либо косвенно (через инспирированные акции), действуя при этом:
Всякое воздействие содержит в себе элементы внушения и убеждения, но в разных пропорциях. Проще убеждать тех, кто имеет:
Трудно поддаются убеждению лица с:
Перед проведением активной акции следует добротно подготовить человека рядом подводящих предварительных бесед с тем, чтобы последующее акцентированное воздействие не явилось для него неприятной неожиданностью.
Автор: Aндpeй Aлександрович Кульминский, бизнес-тренер, автор тренингов по мотивации персонала и креативности.
4 способа психологического воздействия на людей: как не стать марионеткой в чужих руках
Живя в социальной среде, человек каждый день подвергается различного рода влияниям. Воздействие происходит с помощью интернета, телевидения, рекламы, кино. Но самым сильным воздействием на человека обладают другие люди. Рассмотрим различные приемы и цели психологического влияния на человека.
Все способы психологического воздействия можно разделить на несколько групп, которые включают в себя различные приемы воздействия.
Эффект заражения
Самый старый способ влияния. Он подразумевает под собой передачу психического и эмоционального состояния от одного человека к другому. Чаще всего явление заражения применяется по отношению к большим группам людей – на стадионах, концертах. Особенно эффективен во время митингов, протестов. Быстрее всего развивается в малосплоченном коллективе, где уровень организованности плохой или полностью отсутствует. Главный признак заражения – стихийность.
Как правило, эффект заражения происходит неосознанно. Отсюда, кстати, всем известное выражение «заразился смехом». Если человеку какое-то время находиться среди людей, подверженных панике, то вскоре он и сам невольно начнет паниковать. То же самое относится к страху, злости и другим сильным чувствам. Передача психо-эмоциональной информации действует непосредственно на подсознание человека, который «заражается».
Внушение
Этот способ воздействия осуществляется посредством слов, визуального контакта. В этом случае психология влияния на человека оказывается на эмоциональном фоне, заставляя действовать так, как хочет оппонент. Несущая информация должна быть максимально сжатой, но очень емкой по своей информативности.
Здесь огромную роль еще играет сам человек, который пытается что-то внушить другим. Он должен иметь достаточно высокий авторитет среди внушаемых и обладать безграничной уверенностью в себе и в то, что говорит. Такой метод воздействия имеет несколько форм: гипноз, внушение в бодрствующем состоянии и внушение в период полной расслабленности, релаксации. Однако, существуют люди, которые очень слабо поддаются какому-либо внушению. В основном, это те, которые пережили в жизни какие-то сильные потрясения.
Убеждение
Такой вид влияния на людей направлен непосредственно на сознание человека с целью «донести» какую-то конкретную информацию до разума человека. Убеждение направлено на снятие определенных страхов и необходимо для устранения препятствий на пути информации к сознанию человека.
Эффективность такого воздействия зависит от уровня интеллекта и образования того, кого убеждают. Убеждение построено на системе доводов. Они сформированы по законам логики и должны быть обоснованы тем, кто наводит убеждение. Такой вид влияния лучше всего внедрять во время обсуждений, групповых дискуссий, споров. Убедить проще человека, обладающего логическим и высокоинтеллектуальным складом ума. Тяжелее всего применить этот метод будет на людях с низким уровнем интеллекта и трудным характером.
Подражание
Подражание, как правило, происходит на подсознательном уровне. Особенно сильно этот вид воздействия проявляется, когда объект подражания умнее, сильнее или имеет какие-то другие качества, который бы хотел иметь внушаемый человек. Он может копировать манеру разговора, привычки, одежду и даже походку. Такие люди порой сами не замечают, что кому-то подражают, так как делается это неосознанно.
Цели психологического воздействия на человека
Психическое воздействие на человека имеет свою цель – желание заставить человека сознательно или бессознательно подчиняться определенным установкам, нормам, законам или требованиям.
Директор в коллективе подчиненных, используя психологические приемы влияния на собеседника, имеет свою цель – сплотить людей или дать им пищу к размышлениям и действиям на благо компании, в которой они трудятся.
Психологическое воздействие родителей на своих детей предполагает цель вырастить из них хороших, воспитанных и законопослушных граждан. Родители знают, как психологически воздействовать на свое чадо, например, рассмешить его.
Психологическое воздействие рекламы преследует цель заставить купить тот или иной рекламируемый товар, проголосовать за нужного кандидата или посмотреть фильм, на который затрачено много средств, и их необходимо вернуть в кратчайшие сроки.
Не всегда приемы влияния на людей подразумевают следование благой идее. Это можно увидеть на примере террористов-смертников. Ведь эти люди подвергались внушению, обработке и гипнозу с тем, чтобы уничтожать себе подобных. Вместе с массой людей, которых они убивают, они умирают сами. А это противоречит человеческой природе.
С помощью психологического воздействия можно кардинально изменить мировосприятие человека, сделать его марионеткой в чужих руках и заставить действовать вопреки здравому смыслу. Любое психологическое воздействие в полной мере оказывает свое влияние на неуверенных в себе людей. Грамотные, образованные и уверенные в своей правоте индивидуумы плохо поддаются внушению, заражению и убеждению.
attachments_10-09-2012_11-22-52 / Тест 7 соц.псих
S: Суть эмпатии составляет:
S: Понимание другого посредством уподобления характеризует механизм:
-: все ответы неверны.
S: Приписывание собственных отрицательных качеств другому характерно для защитного механизма:
-: все ответы неверны.
S: Влияние общего впечатления о человеке на оценку частных качеств его личности называется эффектом:
-: все ответы неверны.
S: Сторона общения, характеризующая процесс взаимодействия индивидов:
S: Учет социального опыта, равноправие в общении, по Берну, соответствует модели поведения:
-: все ответы неверны.
S: Способ целенаправленного воздействия на сознание, связанный с формированием или социальных установок личности это:
S: Человека, по отношению к которому проводится внушение, называют:
-: все ответы неверны.
S: Непосредственная передача партнеру информации в виде эмоционального заряда составляет суть:
-: все ответы неверны.
+: включенность в более широкую общность;
-: обособленность от других групп;
-: наличие совместной деятельности.
S: В каком типе малой группы отсутствует совместная деятельность и групповые нормы:
S: Конформный тип поведения характеризуется:
+: готовностью принять любое мнение группы;
-: осознанным согласием с мнением группы при внутреннем расхождении взглядов;
-: сознательной солидарностью с мнением группы;
S: Человек, принимающий управленческие решения в условиях не заданной официально деятельности группы называется:
S: Аудитория студентов на лекции численность в 100 человек является:
-: все ответы неверны.
S: Для выявления характера межличностных отношений в группе используется методика:
S: Фактором, способствующим возникновению паники, может выступать:
-: утрата доверия к руководству;
S: Социализация личности происходит в период:
-: до начала трудовой деятельности;
+: активной трудовой деятельности;
-: после завершения трудовой деятельности;
S: Концепция само актуализирующейся личности разрабатывалась в рамках:
S: Согласно структурному подходу совместимость партнеров наблюдается если:
-: врожденные свойства сходные, а приобретенные контрастные;
-: врожденные свойства контрастны, а приобретенные сходные;
+: врожденные и приобретенные свойства сходные;
-: врожденные и приобретенные свойства контрастны.
S: Степень развития отношений, при которой все члены группы разделяют групповые цели называется:
-: все ответы неверны.
S: Разновидностью дружеских отношений являются отношения:
S: Социальная психология как наука возникла на границе психологии и:
S: К методам социально-психологического исследования относится;
+: методы эмпирического исследования;
S: К основным функциям общения относится:
V3: 2. Перцепция, коммуникация, информационный обмен.
S: Существенным признаком духовного общения является:
-: обсуждение философских проблем;
+: стремление к полному совпадению взглядов, мыслей, чувств;
-: интерес к внутреннему миру другого человека;
S: Одним из механизмов социальной перцепции является:
S: Вид общения, при котором партнер использует другого в качестве объекта в игре, называется:
+: все ответы неверны.
S: Эффект воздействия средств, обеспечивающих более полное принятие информации называется:
-: все ответы неверны.
S: Средства пространственной организации процесса общения называются:
S: Восприятие людьми друг друга составляет содержание:
S: Сущность идентификации составляет:
-: все ответы неверны.
S: Назначение рефлексии составляет:
+: осознание отношения другого;
S: Наложение на восприятие отдельного человека обобщенного образа группы людей называется эффектом:
-: все ответы неверны.
S: Оценка человека на основе положительного отношения к нему характерно для механизма:
S: Стремление доминирования в общении характерно, по Берну, для позиции:
-: все ответы неверны.
S: Способ воздействия людей друг на друга, состоящий в принятии и воспроизведении индивидом черт демонстрируемого поведения это:
S: Важным условием формирования малой группы является:
+: общий социально-демографический признак;
-: все ответы неверны.
S: Эмоционально-волевой метод воздействия, основанный на некритическом восприятии информации слушателями это:
S: Педагогический коллектив школы всегда является группой:
S: К уровням развития группы относятся:
S: Механизмом групповой динамики является:
-: разрешение внутригрупповых противоречий;
S: Группа демонстрантов является:
-: все ответы неверны.
S: С целью выявления значимого круга общения человека используется методика:
S: Компонентом психологической структуры больших групп является:
+: особенности коммуникативного взаимодействия.
S: К стихийным группам в социальной психологии относят:
S: Процесс социализации личности включает:
-: усвоение социального опыта;
-: применение социального опыта;
-: преобразование социального опыта;
S: Рассогласование социальных установок личности, называют:
-: все ответы неверны.
S: К факторам межличностной аттракции относится:
S: Самый высокий уровень сработанности проявляется в ситуации:
-: высокого уровня совместимости;
+: низкого уровня совместимости;
-: все ответы неверны.
S: Взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия называется:
S: Предметом изучения социальной психологии является:
-: закономерности развития психики
+: взаимодействие людей в группе и психологические характеристики самих групп
-: индивидуально-типологические свойства личности
S: Социальная психология изучает…
S: В разработку одной из первых социально-психологических концепций «психология народов» внес основополагающий вклад…
S: Второй этап дискуссии о предмете социальной психологии в советской науке связан с именами такого ученого, как:
S: К основному социально-психологическому методу исследования относится:
-: анализ продуктов деятельности
S: Противоположностью конформности является:
S: Какой принцип заложен в отечественной социальной психологии относительно выделения стадий социализации:
S: Социальная группа, в которой индивид усваивает социальное влияние и воспроизводит систему социальных связей, называется
+: официальная (формальная) группа
S: Ведущей социально-психологической проблемой когнитивистского направления является
+: проблема принятия решения
-: проблема свободы воли
S: Кому принадлежит классификация групп когда большие группы подразделяются на устойчивые и стихийные:
S: Социальная группа, на нормы, ценности и оценки которой ориентируется индивид в это:
S: В процессе убеждения идет воздействие на человека через такую сферу как:
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.