в начале выступления можно использовать такие приемы привлечения внимания как
Приемы захвата и удержания внимания аудитории
1. Обращение к событию, времени, месту. Начните с того места, где вы находитесь. «Мы собрались сегодня в аудитории, в которой. Вот висит портрет Толстого. Сегодня годовщина. Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают, что. Сегодня утром сообщили. » и т.д. и т.п. Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.
2. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации. Например: Вчера в «Ведомостях» была небольшая заметка о. ; Сегодня в программе «Утро» я услышал любопытное сообщение. ; Вчера вечером по радио передали, что. » и т.д. Этот прием весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей, как правило, есть люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать. Это сразу ставит их в положение «заодно с оратором». Такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я тоже видел(а) (читал(а), слушал(а)). » — и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слушать.
3. Риторический вопрос. Если риторический, не требующий ответа вопрос задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев может приковать к себе внимание аудитории. Например: «Нужна ли нам частная собственность?» При этом тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна быть немедленно развита, конкретизирована другими вопросами или аргументами; одиночный риторический вопрос выглядит часто слишком декларативно.
4. Возбуждение любопытства. Затроньте необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают. Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: как же оратор разрешит этот парадокс? Например: «Эйнштейн сказал, что образование— это то, что остается, когда все выученное забыто». Или еще один вариант: «Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так?»
5. Демонстрация какого-либо предмета. Можно начать так: «Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки. Вместе с тем в ней нет ни слова правды. » Или: «Посмотрите, как красиво сделана эта реклама. Какой хороший лозунг ее украшает. Вместе с тем эта листовка рекламирует человека, которого ни в коем случае нельзя пускать во власть».
6. Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами. Можно начать так: «Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора. »; «Недавно я прочитал, что. »; «Однажды со мной произошел такой случай. » и т.д.
7. Цитирование знакомого. Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля: «У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек. Так вот, один раз он сказал. » Это высказывание может быть предварительно обработано вами так, чтобы вызвать интерес у слушателей.
8. Цитирование знаменитости. Например: «Бернард Шоу как-то сказал. »; «Петр I говорил своим сподвижникам. »; «Льву Толстому принадлежит очень любопытная фраза. » и т.д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.
9. Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно. Затроньте вопросы, которые снимают или могут снять личностное напряжение у слушателей, помочь им решить повседневную проблему. Как писал Д. Карнеги: «Нас не интересует беседа на тему «Как составляются завещания в Перу», но мы заинтересуемся беседой «Как составить свое завещание».
10. Будьте осторожны с юмором в начальной стадии вашего выступления. Не думайте, что вы должны быть обязательно остроумны с момента своего появления перед людьми. Юмор лучше приберечь на потом, на следующие стадии вашего выступления.
Работа над речевой формой выступления
Чтобы устная речь произвела необходимое впечатление на аудиторию, надо владеть техникой устной речи, а также предварительно поработать над текстом выступления. Существует ряд требований к устному тексту публичного выступления и приемы, при помощи которых эти требования можно выполнить.
1. Разговорность стиля. В выступлении должны преобладать более употребительные, стилистически нейтральные и разговорные слова. Книжные и официальные слова необходимо постараться в процессе подготовки выступления заменить на нейтральные или разговорные (прием стилистической замены). Нейтральная и разговорная лексика легче воспринимается слушателями и вызывает большее доверие к оратору.
Так, вместо «в условиях конспирации» лучше сказать «в условиях секретности», вместо «прессинг» — «сильное давление» и т.д. Даже если точность выражения в этих случаях несколько пострадает, это окупится безусловным пониманием вашей речи.
2. Простота изложения. М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор — никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух — действительно довольно трудная задача, и ее надо максимально упростить для слушателей. Иногда бывает необходимо употребить в выступлении научные и абстрактные слова. Нужно тщательно продумать, как это правильно сделать. Соответствующее слово необходимо понятно объяснить — дать определение простыми словами, назвать синонимы, привести примеры его употребления, объяснить происхождение, повторить несколько раз в разных сочетаниях.
Необходимо также использовать более простые синтаксические конструкции в тексте выступления. Избегайте длинных сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов — все эти конструкции плохо воспринимаются на слух. Текст стройте с применением более простых и коротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы. Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких.
Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил. Чтобы цифры были восприняты слушателями и выглядели убедительно, надо соблюдать следующие правила.
3. Конкретность лексики. Избегайте в речи обобщенных наименований. Их лучше заменять на более конкретные, известные и понятные всем слова. Вместо того чтобы сказать «Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы», лучше конкретизировать: «Это нужно врачам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и медицинским сестрам». Конкретные наименования гораздо понятнее и ближе слушателям.
Во многих случаях конкретизация может способствовать возникновению наглядных образов в сознании слушателей, что гораздо эффективнее чисто логических построений. Д. Карнеги учил своих слушателей: не собака, а пятнистый бульдог; не Филадельфия — крупный научный и медицинский центр, а «здесь 150 больниц и 4 института»; не «Лютер был упрям», а «его пороли розгами по 15 раз в день».
Эти кажущиеся на первый взгляд излишними конкретные подробности на самом деле являются «упаковочным материалом» ваших идей и придают этим идеям достоверность и правдивость, наглядно представляют слушателям соответствующую ситуацию, а обратив внимание на ситуацию, слушатели обратят внимание на «упакованную» в нее идею и запомнят ее.
4. Разнообразие номинативных средств. Выражаемая идея должна повторяться в ходе выступления, но повтор должен осуществляться в разной словесной форме. Повтор в одной и той же словесной форме настораживает слушателей, они начинают подозревать, что им насильно хотят «вдолбить» некоторую идею. По возможности надо стараться избегать слов, обозначающих привычные оценки (хорошо, плохо, великолепно, необыкновенно и др.) Без них трудно обойтись, но надо стараться разнообразить их.
5. Выразительность речи. Устная речь обязательно должна быть выразительной. Выразительную речь легко слушать и понимать; в невыразительной, монотонной речи оратора слушатели утрачивают способность выделять отдельные слова и смысловые блоки, не могут воспринимать общий смысл слов. Выразительность речи надо тренировать. Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль, делать паузы до и после важных мыслей, а маловажные проговаривать быстрее.
Также необходимо помнить о том, что для русского языка обычно характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово, как правило, ставится в конце фразы, менее информативное — в начале. Середина фразы наименее информативна. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности его следует поместить в конец фразы.
Интригуй, обещай, вовлекай: как завоевать внимание аудитории во время выступления
Несколько важных рекомендаций из книги «Ты же оратор»
Умение выступать публично – навык, необходимый современным предпринимателям. Они должны уметь рассказать о себе и своём продукте потенциальной аудитории, инвесторам, партнёрам или коллегам. Но сделать это информативно и увлекательно удаётся немногим. Эксперт в области публичных выступлений Александр Яныхбаш в своей книге «Ты же оратор» рассказывает об инструментах для успешных выступлений и презентаций. С разрешения издательства «Бомбора», выпустившего эту книгу, мы публикуем ключевые выдержки из неё.
Посещение различных мероприятий, где люди выступают публично, является моей профессиональной необходимостью и одновременно удовольствием. Это и конкурсы стартапов, и диспуты политиков, и отраслевые форумы. Везде я внимательно наблюдаю за «фирменным стилем» спикеров, отмечая интересные приёмы работы с аудиторией и типичные ошибки, которые, увы, встречаются чаще, чем хотелось бы.
Вот список из десяти надёжных способов провести «провальное» выступление (в случайном порядке):
Не поддерживать контакт с залом.
Прятать руки в карманах.
Перегружать слайды текстом или данными.
Не разбираться в материале.
Не уложиться в отведённое время.
Не отвечать на вопросы.
Сумбурно представлять материал, сбиваться с мысли.
Любопытно, что, если развернуть все формулировки на 180 градусов, мы получим набор советов по проведению успешной презентации, своего рода KPI (ключевых показателей эффективности), к достижению которых следует стремиться.
Каждый спикер неоднократно был зрителем. Поэтому ему следует прежде всего посмотреть на презентацию глазами аудитории, вспомнив себя в зале. Выступающий должен осознавать, что ему нужно делать на протяжении презентации, чтобы зрители были вовлечены в процесс. Именно предпочтения и поведение аудитории определяют то, что важно учитывать спикеру в своём выступлении. Безусловно, нужно гнуть и свою линию, двигаясь к поставленным целям, но, игнорируя желания присутствующих в зале, можно остаться в полном одиночестве.
Зачем вообще люди приходят на презентации и конференции? Конечно, не только за нетворкингом и кофе в перерывах. Итак, чего же хочет аудитория? Разумеется, получить информацию, узнать что-то новое, найти ответы на свои вопросы. «Я прихожу послушать спикера, потому что он решал такую же проблему, как у меня». Или «Интересно узнать о новых тенденциях и трендах». Или «Хочу разобраться в конкретной теме». Всё это про получение информации. Это потребность № 1. Что же следует делать спикеру? Делиться знаниями и опытом, доносить суть, а не «лить воду».
Эмоции участвуют в принятии решений (особенно если делать это предстоит непосредственно после выступления). Разумеется, люди вам не скажут: «Я иду на конференцию за эмоциями!», но это не значит, что они им не нужны в принципе! Такова человеческая натура. Дайте зрителям повод и улыбнуться, и задуматься. Разрешите себе в выступлении дать волю чувствам.
Как удовлетворить потребность аудитории в коммуникации? Ваша публичная речь должна содержать обращение к присутствующим в зале, вопросы (в том числе и риторические) и ответы, специально отведённое на дискуссии время и т.д. Все эти элементы придают вашей презентации характер диалога, делают её разносторонней.
Даже маститым спикерам, регулярно выступающим на конференциях, иногда «везёт» с точностью до наоборот. Что делать, если ваша презентация стоит в расписании последней перед обедом и, допустим, шестой по счёту? Как с первых слов заставить зрителей «включиться» и слушать до конца? Обратимся к техникам, касающимся процесса выступления и вовлечения публики.
Речь пойдёт не о том, как привлечь внимание к себе. Спикеру нужно привлечь внимание к теме своего выступления. Для этого необходим взгляд со стороны зрителя, чтобы оттолкнуться от его ожиданий и желаний.
Люди про себя думают что-то вроде: «Кто это такой?», «Будет ли интересно?», а главное, «Будет ли его выступление полезно для меня?». Вспомните себя в самые первые моменты чужой презентации, вы ведь тоже думали об этом? Аудитория начинает пристально «сканировать» вышедшего на сцену человека. Примечательно, что это касается даже хорошо известных спикеров.
Есть, пожалуй, самый занудный способ начать выступление. «Скрипт» его простой и состоит из триады «Приветствие + имя + название темы»:
Сегодня я расскажу о… (название темы).
Итак, во-первых, что же такое… (начало основной части презентации).
90% выступлений на конференциях и форумах начинаются именно так. Но так не годится! Скучное начало не «включает» внимание зала.
Это не отвечает потребностям аудитории. Что нужно сделать вначале:
Предъявить себя (самопрезентация, но без рекламы).
Так вы ответите на их вопросы «Кто этот спикер?» и «Эксперт/не эксперт?». Далее вспомните задачи выступления: подвести к теме и замотивировать, показав собравшимся, что дальнейшее будет актуально и важно для них. Так мы развеем их опасение «будет ли что-то полезное?». И наконец, используя один из следующих приёмов вовлечения аудитории, вы покажете себя не занудой, а интересным спикером.
Вопрос или серия вопросов
Начнём с одного из классических приёмов, применяемых во вступлении. Он одинаково хорош как для больших конференций, так и для презентаций в переговорных комнатах перед несколькими зрителями.
В чём же заключается механизм, благодаря которому приём работает? Люди рефлекторно отзываются на вопросы. Даже если спикер не обращается напрямую к кому-либо в зале, каждый из зрителей мысленно «проговаривает» возможный ответ. Есть два варианта: вопрос ко всему залу и вопрос к кому-либо одному. Их можно комбинировать, но с какого лучше начать?
Мнительный или тревожный человек может начать обороняться и вместо ожидаемого ответа задать встречный вопрос: «Простите, почему именно я?» И аудитория будет ждать реакции уже от вас. Все увидят, что возник пусть маленький, но конфуз, и вам придётся выкручиваться.
Вот то, что нужно для хорошего вступления с использованием вопросов к аудитории:
Чётко понимать, о чём вы будете говорить сразу после своего вопроса, то есть, к чему вы ведёте;
Предусмотреть не только наиболее вероятный и ожидаемый ответ, но и незапланированные (нежелательные) ответы и выходы из форс-мажора;
Обязательно продумать обобщение и «мостик», по которому вы сможете перейти к следующей мысли;
Не утомлять зрителей многочисленными вопросами, а развивать ключевую идею.
Приём с вопросами одновременно простой (многие пользуются им интуитивно) и коварный, так как можно самому попасть впросак. Понаблюдайте, как применяют его опытные спикеры, и потренируйтесь плавно подводить аудиторию к основной мысли.
Миф или стереотип
Обычно такой приём начинается словами: «Бытует мнение, что…», «Существует расхожий стереотип…», «Известно, что …», после которых следует фраза: «Сегодня мы раз и навсегда выясним, правда это или миф» или «Сейчас мы убедимся, что это утверждение не соответствует действительности».
Суть приёма следующая: мы берём какой-то неоднозначный факт или известное событие и ставим под вопрос его правдоподобие. В результате данный факт придётся или опровергнуть и показать, что он не более чем миф, или подтвердить возникшие вокруг него домыслы и слухи. Аудитория чувствует, к чему мы клоним фразой «Бытует расхожее мнение, что… однако», и начинает искать правду вместе со спикером.
Эффект приёма заключается в том, что мы или на 180 градусов «развернём» существующее мнение, или «зацементируем» его своими открытиями, статистикой и данными исследований.
Знаете ли вы, что…
Средний по частоте применяемости приём. Действует безотказно в случае, когда нужно удивить аудиторию. Если выше мы рассматривали как инструмент «захвата» внимания широко известное мнение, то здесь всё наоборот.
Далее, как и в случае с приёмом «Вопросы», необходимо перекинуть «мостик» к дальнейшей мысли. Без таких переходов может быть непонятно, к чему вы это сообщили.
Новость или событие
Какие события для этого годятся? Например, новость, которая у всех на слуху, или прецедент, который мало кому известен.
Далее, разумеется, нужен «мостик» для развития мысли. Переход спикера от новости к основной части, по сути, состоит из обобщения и анонса содержания своей речи.
Интрига или секрет
Ещё один любопытный способ приковать внимание к теме выступления заключается в том, что спикер начинает с приветствия и краткого анонса презентации, а далее говорит о том, что зрители получат или узнают в конце.
Например: «Здравствуйте, меня зовут Александр, я бизнес-тренер, эксперт в области презентаций. Сегодня мы побеседуем о том, как сделать выступления лучше, как убеждать и доносить идеи до аудитории. Я поделюсь своим опытом подготовки презентаций, который уже успешно используют такие компании, как X, Y, Z. Расскажу о том, какие ошибки часто допускают спикеры, какие «фишки» помогают им завоевывать доверие. А в конце моего небольшого мастер-класса вы не только получите алгоритм действий, но и узнаете секрет, благодаря которому презентации выигрывают на конкурсах».
Таким приёмом спикер как будто забрасывает удочку, даёт аудитории клюнуть на наживку и затем притягивает крючок к себе. Интрига «включает» аудиторию. Только не забудьте, что ожидания необходимо оправдывать. «Секрет», обещанный на финал, должен быть действительно интересным и полезным!
Цитата
Яркая, уместная цитата хорошо смотрится в начале мотивирующих выступлений. Люди любят меткое слово. Оно свидетельствует о живости мышления и эрудиции спикера (даже несмотря на то, что все понимают: беспроигрышные высказывания заблаговременно подбираются в интернете). Цитата даёт аудитории возможность задуматься, поискать смыслы, сопоставить со своим собственным опытом. Разумеется, фраза должна быть чётко связана с темой презентации.
Ещё встречаются «ляпы» с цитатами, когда их сильно перевирают или приписывают не тому человеку.
Выберите для своей презентации два-три различных приёма «захвата» внимания, проговорите каждый и определите, какой из них, на ваш взгляд, будет смотреться наиболее уместно.
Помните, что от каждого приёма «захвата» внимания необходимо «перекинуть мостик» к теме презентации. Между вашими вопросами, шуткой или цитатой и основной идеей выступления должна быть связь.
Приёмы поддержания внимания аудитории
Самое важное в выступлении – это, несомненно, внимание аудитории. Никакая деталь выступления не имеет значения, если вас никто не слушает. Поэтому необходимо научиться не только привлекать, но и поддерживать внимание публики. Существуют разнообразные приёмы того, как это можно сделать. О самых простых и действенных из них мы расскажем в этой статье.
Вопросы к аудитории
Выступление – это не всегда монолог. Вы можете добавить ему диалогичности, обратившись к аудитории с каким-либо вопросом. Поскольку вы обращаетесь ко всем присутствующим сразу, лучше задать закрытый вопрос, на который аудитория ответит вам «Да» или «Нет».
По сложности вопрос может быть любым, главное – сформулировать его так, чтобы он стал закрытым. Лучше всего, если вопрос предвосхитит вашу дальнейшую речь и вызовет интерес у публики.
Но что делать, если в ответ на ваш вопрос тишина? Слишком сложный вопрос и/или пассивная аудитория могут привести к такой ситуации. Тогда ответьте на свой вопрос сами, и либо продолжайте свою речь дальше, либо задайте новый вопрос, но уже попроще. И еще: не допускайте большой паузы в ожидании, что кто-нибудь да ответит.
Организация дискуссии
Можно не ограничиваться одним вопросом, а организовать настоящее обсуждение. Это наверняка поспособствует активизации публики. Наиболее эффективно будет высказать какую-либо спорную точку зрения, заявить что-то неординарное или даже шокирующее (но, конечно же, нужно знать меру). Необычное заявление заинтересует аудиторию, и она будет с вниманием выслушивать вашу аргументацию, а потом – активно оспаривать.
Обращение к отдельным слушателям
Не всегда есть возможность организовать дискуссию со всей аудиторией. Но вы можете заговорить с кем-то одним. Например, так:
— Молодой человек, я наблюдаю за вашей реакцией и мне кажется, что вы со мной не соглашаетесь. Почему? Выскажите своё мнение!
Это не кажется очевидным на первый взгляд, но вопрос к одному человеку активизирует внимание всей аудитории. Как только вы начнете беседовать с одним, другие тоже подключатся к обсуждению.
Авансирование
Авансируйте какую-либо интересную информацию, но не выдавайте её сразу же. Заставьте слушателей внимательно следить за вашим выступлением, чтобы не пропустить того, что их заинтересовало.
Можете в самом начале выступления анонсировать все ключевые идеи – аудитория будет ожидать, когда вы расскажете о них, и не посмеет отвлечься от нити повествования. А можете задавать главный вопрос, беспокоящий зрителей, и сказать, что ответ на него вы дадите в конце.
Демонстрация предмета
Возьмите с собой на сцену какой-нибудь предмет, если это уместно. Мы можете взаимодействовать с ним или просто держать в руках. В любом случае (но в первом, естественно, больше) он будет привлекать внимание.
Например, вы вышли рассказывать об эмоциональном выгорании. Вы выходите с воздушным шариком в руках и начинаете рассказывать: «Стресс на работе, проблемы в семье, фрустрация, чувство защищённости – в сумме это приводит к…» и тут вы лопаете шарик заготовленной иголкой! Это не только привлечёт внимание, но и сделает выступление запоминающимся.
Приближение к слушателям
Встаньте поближе к зрителям – так они будут чувствовать ваше присутствие гораздо сильнее. Или, если аудитория позволяет, выйдите прямо к людям. Пройдитесь вдоль первого ряда или даже зайдите вглубь (но недалеко и ненадолго). Подобный непосредственный контакт с оратором обязательно повысит уровень внимания к вашему выступлению.
Также будет полезно вспомнить, что привлекало ваше внимание во время выступления других ораторов. Ведь если это сработало с вами, то может сработать и с другими. А чтобы узнать больше интересных ораторских приемов и техник, можете пройти нашу онлайн-программу «Ораторское искусство».
Желаем вам успехов в выступлениях и благодарной публики!
Интригуй, обещай, вовлекай: как завоевать внимание аудитории во время выступления
Несколько важных рекомендаций из книги «Ты же оратор»
Умение выступать публично – навык, необходимый современным предпринимателям. Они должны уметь рассказать о себе и своём продукте потенциальной аудитории, инвесторам, партнёрам или коллегам. Но сделать это информативно и увлекательно удаётся немногим. Эксперт в области публичных выступлений Александр Яныхбаш в своей книге «Ты же оратор» рассказывает об инструментах для успешных выступлений и презентаций. С разрешения издательства «Бомбора», выпустившего эту книгу, мы публикуем ключевые выдержки из неё.
Посещение различных мероприятий, где люди выступают публично, является моей профессиональной необходимостью и одновременно удовольствием. Это и конкурсы стартапов, и диспуты политиков, и отраслевые форумы. Везде я внимательно наблюдаю за «фирменным стилем» спикеров, отмечая интересные приёмы работы с аудиторией и типичные ошибки, которые, увы, встречаются чаще, чем хотелось бы.
Вот список из десяти надёжных способов провести «провальное» выступление (в случайном порядке):
Не поддерживать контакт с залом.
Прятать руки в карманах.
Перегружать слайды текстом или данными.
Не разбираться в материале.
Не уложиться в отведённое время.
Не отвечать на вопросы.
Сумбурно представлять материал, сбиваться с мысли.
Любопытно, что, если развернуть все формулировки на 180 градусов, мы получим набор советов по проведению успешной презентации, своего рода KPI (ключевых показателей эффективности), к достижению которых следует стремиться.
Каждый спикер неоднократно был зрителем. Поэтому ему следует прежде всего посмотреть на презентацию глазами аудитории, вспомнив себя в зале. Выступающий должен осознавать, что ему нужно делать на протяжении презентации, чтобы зрители были вовлечены в процесс. Именно предпочтения и поведение аудитории определяют то, что важно учитывать спикеру в своём выступлении. Безусловно, нужно гнуть и свою линию, двигаясь к поставленным целям, но, игнорируя желания присутствующих в зале, можно остаться в полном одиночестве.
Зачем вообще люди приходят на презентации и конференции? Конечно, не только за нетворкингом и кофе в перерывах. Итак, чего же хочет аудитория? Разумеется, получить информацию, узнать что-то новое, найти ответы на свои вопросы. «Я прихожу послушать спикера, потому что он решал такую же проблему, как у меня». Или «Интересно узнать о новых тенденциях и трендах». Или «Хочу разобраться в конкретной теме». Всё это про получение информации. Это потребность № 1. Что же следует делать спикеру? Делиться знаниями и опытом, доносить суть, а не «лить воду».
Эмоции участвуют в принятии решений (особенно если делать это предстоит непосредственно после выступления). Разумеется, люди вам не скажут: «Я иду на конференцию за эмоциями!», но это не значит, что они им не нужны в принципе! Такова человеческая натура. Дайте зрителям повод и улыбнуться, и задуматься. Разрешите себе в выступлении дать волю чувствам.
Как удовлетворить потребность аудитории в коммуникации? Ваша публичная речь должна содержать обращение к присутствующим в зале, вопросы (в том числе и риторические) и ответы, специально отведённое на дискуссии время и т.д. Все эти элементы придают вашей презентации характер диалога, делают её разносторонней.
Даже маститым спикерам, регулярно выступающим на конференциях, иногда «везёт» с точностью до наоборот. Что делать, если ваша презентация стоит в расписании последней перед обедом и, допустим, шестой по счёту? Как с первых слов заставить зрителей «включиться» и слушать до конца? Обратимся к техникам, касающимся процесса выступления и вовлечения публики.
Речь пойдёт не о том, как привлечь внимание к себе. Спикеру нужно привлечь внимание к теме своего выступления. Для этого необходим взгляд со стороны зрителя, чтобы оттолкнуться от его ожиданий и желаний.
Люди про себя думают что-то вроде: «Кто это такой?», «Будет ли интересно?», а главное, «Будет ли его выступление полезно для меня?». Вспомните себя в самые первые моменты чужой презентации, вы ведь тоже думали об этом? Аудитория начинает пристально «сканировать» вышедшего на сцену человека. Примечательно, что это касается даже хорошо известных спикеров.
Есть, пожалуй, самый занудный способ начать выступление. «Скрипт» его простой и состоит из триады «Приветствие + имя + название темы»:
Сегодня я расскажу о… (название темы).
Итак, во-первых, что же такое… (начало основной части презентации).
90% выступлений на конференциях и форумах начинаются именно так. Но так не годится! Скучное начало не «включает» внимание зала.
Это не отвечает потребностям аудитории. Что нужно сделать вначале:
Предъявить себя (самопрезентация, но без рекламы).
Так вы ответите на их вопросы «Кто этот спикер?» и «Эксперт/не эксперт?». Далее вспомните задачи выступления: подвести к теме и замотивировать, показав собравшимся, что дальнейшее будет актуально и важно для них. Так мы развеем их опасение «будет ли что-то полезное?». И наконец, используя один из следующих приёмов вовлечения аудитории, вы покажете себя не занудой, а интересным спикером.
Вопрос или серия вопросов
Начнём с одного из классических приёмов, применяемых во вступлении. Он одинаково хорош как для больших конференций, так и для презентаций в переговорных комнатах перед несколькими зрителями.
В чём же заключается механизм, благодаря которому приём работает? Люди рефлекторно отзываются на вопросы. Даже если спикер не обращается напрямую к кому-либо в зале, каждый из зрителей мысленно «проговаривает» возможный ответ. Есть два варианта: вопрос ко всему залу и вопрос к кому-либо одному. Их можно комбинировать, но с какого лучше начать?
Мнительный или тревожный человек может начать обороняться и вместо ожидаемого ответа задать встречный вопрос: «Простите, почему именно я?» И аудитория будет ждать реакции уже от вас. Все увидят, что возник пусть маленький, но конфуз, и вам придётся выкручиваться.
Вот то, что нужно для хорошего вступления с использованием вопросов к аудитории:
Чётко понимать, о чём вы будете говорить сразу после своего вопроса, то есть, к чему вы ведёте;
Предусмотреть не только наиболее вероятный и ожидаемый ответ, но и незапланированные (нежелательные) ответы и выходы из форс-мажора;
Обязательно продумать обобщение и «мостик», по которому вы сможете перейти к следующей мысли;
Не утомлять зрителей многочисленными вопросами, а развивать ключевую идею.
Приём с вопросами одновременно простой (многие пользуются им интуитивно) и коварный, так как можно самому попасть впросак. Понаблюдайте, как применяют его опытные спикеры, и потренируйтесь плавно подводить аудиторию к основной мысли.
Миф или стереотип
Обычно такой приём начинается словами: «Бытует мнение, что…», «Существует расхожий стереотип…», «Известно, что …», после которых следует фраза: «Сегодня мы раз и навсегда выясним, правда это или миф» или «Сейчас мы убедимся, что это утверждение не соответствует действительности».
Суть приёма следующая: мы берём какой-то неоднозначный факт или известное событие и ставим под вопрос его правдоподобие. В результате данный факт придётся или опровергнуть и показать, что он не более чем миф, или подтвердить возникшие вокруг него домыслы и слухи. Аудитория чувствует, к чему мы клоним фразой «Бытует расхожее мнение, что… однако», и начинает искать правду вместе со спикером.
Эффект приёма заключается в том, что мы или на 180 градусов «развернём» существующее мнение, или «зацементируем» его своими открытиями, статистикой и данными исследований.
Знаете ли вы, что…
Средний по частоте применяемости приём. Действует безотказно в случае, когда нужно удивить аудиторию. Если выше мы рассматривали как инструмент «захвата» внимания широко известное мнение, то здесь всё наоборот.
Далее, как и в случае с приёмом «Вопросы», необходимо перекинуть «мостик» к дальнейшей мысли. Без таких переходов может быть непонятно, к чему вы это сообщили.
Новость или событие
Какие события для этого годятся? Например, новость, которая у всех на слуху, или прецедент, который мало кому известен.
Далее, разумеется, нужен «мостик» для развития мысли. Переход спикера от новости к основной части, по сути, состоит из обобщения и анонса содержания своей речи.
Интрига или секрет
Ещё один любопытный способ приковать внимание к теме выступления заключается в том, что спикер начинает с приветствия и краткого анонса презентации, а далее говорит о том, что зрители получат или узнают в конце.
Например: «Здравствуйте, меня зовут Александр, я бизнес-тренер, эксперт в области презентаций. Сегодня мы побеседуем о том, как сделать выступления лучше, как убеждать и доносить идеи до аудитории. Я поделюсь своим опытом подготовки презентаций, который уже успешно используют такие компании, как X, Y, Z. Расскажу о том, какие ошибки часто допускают спикеры, какие «фишки» помогают им завоевывать доверие. А в конце моего небольшого мастер-класса вы не только получите алгоритм действий, но и узнаете секрет, благодаря которому презентации выигрывают на конкурсах».
Таким приёмом спикер как будто забрасывает удочку, даёт аудитории клюнуть на наживку и затем притягивает крючок к себе. Интрига «включает» аудиторию. Только не забудьте, что ожидания необходимо оправдывать. «Секрет», обещанный на финал, должен быть действительно интересным и полезным!
Цитата
Яркая, уместная цитата хорошо смотрится в начале мотивирующих выступлений. Люди любят меткое слово. Оно свидетельствует о живости мышления и эрудиции спикера (даже несмотря на то, что все понимают: беспроигрышные высказывания заблаговременно подбираются в интернете). Цитата даёт аудитории возможность задуматься, поискать смыслы, сопоставить со своим собственным опытом. Разумеется, фраза должна быть чётко связана с темой презентации.
Ещё встречаются «ляпы» с цитатами, когда их сильно перевирают или приписывают не тому человеку.
Выберите для своей презентации два-три различных приёма «захвата» внимания, проговорите каждый и определите, какой из них, на ваш взгляд, будет смотреться наиболее уместно.
Помните, что от каждого приёма «захвата» внимания необходимо «перекинуть мостик» к теме презентации. Между вашими вопросами, шуткой или цитатой и основной идеей выступления должна быть связь.