в модели эффективного психолога такие признаки существования как полное осознание настоящего момента
Модель личности» эффективного консультанта: основные характеристики.
Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоаналитик венгерского происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психотерапия — это не теоретическое знание, а навыки личности. Итак, по существу основная техника психологического консультирования — это «я-как-инструмент», т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта. Прежде всего, следует сказать, что никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая сказанное, подчеркнем, что эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования — изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта.
ЛИЧНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА.
Аутентичность. J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзистенциальной ценностью. Он выделяет три основных признака аутентичного существования:
· полное осознание настоящего момента;
· выбор способа жизни в данный момент;
· принятие ответственности за свой выбор.
Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения.
Развитие самопознания. Ограниченное самопознание не означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.
Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.
Толерантность к неопределенности. поскольку одной из предпосылок становления личности является «прощание» человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на «незнакомую территорию», консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.
Принятие личной ответственности. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние
О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков.
Постановка реалистичных целей. Эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. Консультант должен отказаться от нереального стремления стать совершенным. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.
Об эмпатии, которая является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта, более подробно поговорим при обсуждении вопроса о взаимоотношениях в процессе консультирования.
К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии:
1.Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.
2.Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.
3.Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.
В модели эффективного психолога такие признаки существования как полное осознание настоящего момента
Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоаналитик венгерского происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психотерапия — это не теоретическое знание, а навыки личности. Ему вторит не менее знаменитый представитель гуманистической психологии С. Rogers (1961), подчеркивая, что теория и методы консультанта менее важны, нежели осуществление им своей роли. A. Gombs и сотруд. (1969; цит. по: George, Cristiani, 1990) на основании нескольких исследований установили, что преуспевающего консультанта отличают от неудачника черты личности. S. Freud на вопрос о критериях успешности психотерапевта ответил, что психоаналитику не обязательно медицинское образование, а необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента. Итак, по существу основная техника психологического консультирования — это «я-как-инструмент», т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта (A. Adber: «техника лечения заложена в Вас»).
A. Storr (1980) отмечает, что психотерапию и психологическое консультирование принято считать необычными профессиями, поскольку многих людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях. Поэтому представителей этих профессий считают или ненормальными, или мирскими святыми, преодолевшими человеческую ограниченность. Ни первое, ни второе не является верным. Отсюда вопрос: «Кто такой консультант, а точнее, что представляет собой консультант как человек, какие требования предъявляются к нему как к личности, что делает его профессиональным помощником в запутанных проблемах других людей?«
Прежде всего следует сказать, что никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая сказанное, подчеркнем, что эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования — изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, мы все же склонны отдать предпочтение фактору личности консультанта. В свое время М. Balint и Е. Balint писали: «Знание можно получить из книг или лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности психотерапевта. Психотерапия становится ремеслом, вымощенным добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответствующие качества личности психотерапевта».
В модели эффективного психолога такие признаки существования как полное осознание настоящего момента
Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоаналитик венгерского происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психотерапия — это не теоретическое знание, а навыки личности. Ему вторит не менее знаменитый представитель гуманистической психологии С. Rogers (1961), подчеркивая, что теория и методы консультанта менее важны, нежели осуществление им своей роли. A. Gombs и сотруд. (1969; цит. по: George, Cristiani, 1990) на основании нескольких исследований установили, что преуспевающего консультанта отличают от неудачника черты личности. S. Freud на вопрос о критериях успешности психотерапевта ответил, что психоаналитику не обязательно медицинское образование, а необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента. Итак, по существу основная техника психологического консультирования — это «я-как-инструмент», т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта (A. Adber: «техника лечения заложена в Вас»).
A. Storr (1980) отмечает, что психотерапию и психологическое консультирование принято считать необычными профессиями, поскольку многих людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях. Поэтому представителей этих профессий считают или ненормальными, или мирскими святыми, преодолевшими человеческую ограниченность. Ни первое, ни второе не является верным. Отсюда вопрос: «Кто такой консультант, а точнее, что представляет собой консультант как человек, какие требования предъявляются к нему как к личности, что делает его профессиональным помощником в запутанных проблемах других людей?«
Прежде всего следует сказать, что никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая сказанное, подчеркнем, что эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования — изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, мы все же склонны отдать предпочтение фактору личности консультанта. В свое время М. Balint и Е. Balint писали: «Знание можно получить из книг или лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности психотерапевта. Психотерапия становится ремеслом, вымощенным добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответствующие качества личности психотерапевта».
Личность консультанта и его позиции в процессе консультирования
Самый общий ответ о роли консультанта кроется в понимании сущности процесса консультирования. Основная задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Руководствуясь таким пониманием роли консультанта, обозначим некоторые основные ролевые функции (или позиции) психолога по мере усиления директивности в его поведении:
· специалист по рефлексии (поднимает вопросы для размышления);
· специалист по процессам (наблюдает за процессами решения проблем и затрагивает вопросы, отражающие обратную связь);
· ищущий факты (собирает данные и стимулирует мышление);
· выявляющий альтернативы (находит альтернативы самопонимания, ресурсов и способов деятельности клиента);
· помощник в решении проблем (предлагает альтернативы и участвует в решениях);
· инструктор и преподаватель (обучает клиента, предлагает программы совершенствования);
· пропагандист (настоятельно предлагает пути решения, направляет процесс решения проблем).
Кроме этого, консультант создает вокруг клиента здоровый психологический климат, строя и поддерживая отношения доверия, совершенствуя сам процесс консультирования. Личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Отсюда вопрос: “Что представляет собой консультант как человек, какие требования предъявляются к нему как к личности и профессионалу?”.
Хотя исследований в этой области достаточно много, однако однозначного ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Очень часто при описании преуспевающего консультанта как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: “открытый”, “теплый”, “внимательный”, “искренний”, “гибкий”, “терпимый”. Предпринимались попытки выделить свойства личности, необходимые консультанту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности:
— проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними;
— чувствительность к установкам и поведению других людей;
— эмоциональная стабильность и объективность;
— способность вызывать доверие других людей;
— уважение прав других людей.
Аутентичность. Выделяются три основных признака аутентичного существования:
— полное осознание настоящего момента;
— выбор способа жизни в данный момент;
— принятие ответственности за свой выбор.
Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего, это выражение искренности по отношению к клиенту. Аутентичный человек является самим собой в поведении, он не играет роль. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не лицемерит и не заигрывает, пытаясь выставить себя в более выгодном свете. Соприкоснуться с жизнью клиента мы можем, только оставаясь живыми, естественными людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гибкого поведения.
Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт, мнение окружающих очень часто учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.
Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Способность к принятию личной ответственности основано на постоянной рефлексии своей профессиональной компетентности, ограниченности своих возможностей.
Эмпатия, как способность к сопереживанию другим людям, является одним из наиболее важных качеств личности психолога. От умения и желания “вжиться” в субъективный мир клиента зависит возможность точной идентификации проблемы.
Эффективный консультант – это, прежде всего, зрелый человек. Личная зрелость консультанта подразумевает, что он успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе. Социальная зрелость консультанта подразумевает, что психолог способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам. Имея собственную систему ценностей, он должен, руководствуясь ей в понимании смысла и содержания своей деятельности, одновременно признавать право каждого человека на собственную систему ценностей.
Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.Профессия психолога-консультанта дает немало полезного самому консультанту. Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. Выделяются следующие аспекты этой “платы”:
— угроза утратить идентичность и “раствориться” в клиентах;
— отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);
— угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией (Карл Юнг называет это “подсознательной инфекцией”).
Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта. Консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия консультанта.
Наиболее типичными причинами “синдрома сгорания” являются:
— большая интенсивность контактов с другими людьми;
— монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
— напряженность и конфликты в профессиональной среде;
— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
— работа с “немотивированными” клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
— нехватка условий для самовыражения личности на работе;
— отсутствие служебной, профессиональной перспективы;
— неразрешенные личностные конфликты консультанта.
Существует также немало конкретных способов преградить путь “синдрому сгорания”:
— культивирование других интересов, не связанных с консультированием;
— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания;
— разнообразная культурная жизнь;
— постановка реальных целей, умение проигрывать без ненужного самоуничижения;
— открытость новому опыту;
— умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
— периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
тест психологическое консультирование с ответами. A решение проблемы клиента
1. Направление психологического консультирования, в котором консультантпсихотерапевт относится к клиенту с предельной чуткостью, уважением и вниманием,- это:
a. клиентцентрированное
2. Основной инструмент воздействия на клиента в когнитивной терапии – это:
b. рациональное объяснение
3. Направление, в котором считается, что всякая интеллектуализация является
помехой в терапевтическом процессе (соблюдается принцип «забудь свой разум и обратись
к своим чувствам»), называется:
a. гештальт терапия
4. Психологическое консультирование направлено на:
a. на реконструкцию личности клиента.
5. К основным задачам психологического консультирования относится:
a. решение проблемы клиента.
6. Существующие в психотерапии подходы направлены:
a. на изменение глубин бессознательного;
c. на позитивное изменение отношения клиента к себе и к миру
7. Позиции А. Адлера первично связаны с:
d. гуманистическим подходом
8. По К.Г. Юнгу душа состоит из:
c. эго, личного бессознательного, коллективного бессознательного
9. Психоанализ включает в себя:
a. теорию психологического происхождения неврозов
b. теорию общего психического развития
c. теорию психоаналитической терапии
10. Особенность роли клиента в поведенческой терапии заключается в том, что:
c. занимает позицию пассивного ведомого
11. Важным фактором, влияющим на эффективность работы психолога-консультанта
а) его система верований и убеждений
12. Целью психологической помощи является содействие в осознании клиентом
эффективности своего сегодняшнего существования и установка на:
a. позитивное отношение к себе и окружающему миру
13. Эффективной будет работа всякого консультанта, который:
d. искренне заинтересован в познании клиента как человека
14. В работе психолога-консультанта техники и приемы рефлексивного общения –
a. лишь средство для достижения значимых психологических целей
15. Если человек не способен действовать осознанно и искать пути решения своих
проблем, склонен к «тиражированному поведению», то психологи говорят о:
d. его беспомощности
16. В основе поведения гармоничной личности базируются:
b. знания о психологических особенностях развития человека
17. В модели эффективного психолога такие признаки существования как полное
осознание настоящего момента; выбор способа жизни в данный момент; принятие
ответственности за свой выбор относятся к:
18. Когда консультация заходит в тупик, консультант обвиняет клиента в
«сопротивлении» и «нежелании сотрудничать», это указывает на:
a. возникновение у консультанта «неприемлемых переживаний»
19. Психопрофилактика представляет собой:
d. предупреждение возникновения нервно-психических расстройств
20. Эффективность психопрофилактики зависит от:
a. строгого выполнения клиентом рекомендаций психолога