в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким

Нормативные функции

в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть картинку в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Картинка про в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть картинку в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Картинка про в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть картинку в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Картинка про в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть картинку в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Картинка про в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким

в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть картинку в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Картинка про в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким

в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть картинку в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Картинка про в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким

Социальные нормы и ценности. Нормативные функции в обществе.

Каждый человек в своей жизни вступает во взаимодействия с другими людьми. Его поведение может носить как стихийный, так и организованный характер. В любом обществе поступки людей упорядочиваются и регулируются с помощью определенных правил. Такими правилами являются социальные нормы и ценности. Под социальными ценностями понимаются наиболее общие преставления о желательном типе общества, целям, к которым должны стремиться люди и методам их достижения. Социальные ценности конкретизируются в социальных нормах.

В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций:

1)они способствуют социальной интеграции, то есть способствуют сохранению сплоченности в обществе;

2)служат своеобразными эталонами поведения, своего рода инструкциями для
исполняющих свои роли индивидов и групп;

3)способствуют контролю за отклоняющимся поведением;

4)обеспечивают стабильность общества.

По характеру регуляции социального поведения различаются нормы ожидания и нормы правила. Первые из них лишь очерчивают рамки социально одобряемого поведения. Их нарушение вызывает неодобрение со стороны общества или социальной группы, но не влечет за собой каких-либо серьезных социальных санкций. Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей степенью строгости. Они определяют границы допустимого поведения, а также виды деятельности, считающиеся недопустимыми и потому запрещенными. Нарушения подобных норм влечет за собой применение серьезных санкций (административных или уголовных).

По сферам деятельности нормы подразделяются на групповые, то есть действующие в масштабе одной или нескольких групп, и всеобщие, функционирующие в масштабах всего общества. Нормы формируют привычки, обычаи и традиции.

Привычка— устойчивый способ поведения, не встречающий негативной реакции группы. Некоторые привычки связаны со старинными ритуалами и обрядами, некоторые с течением времени получают форму автоматизированных действий.

Обычаи— формы поведения, морально оцениваемые группой. К нарушениям обычаев могут применяться санкции.

Источник

Презентация на тему Виды социальных норм

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть картинку в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Картинка про в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Ичалковская средняя школа»
презентация по обществознанию

Виды социальных норм

(вопросы кодификатора ЕГЭ)
Ганюшин М.Е.,
учитель истории
высшей квалификационной категории
с. Ичалки

Описание слайда:

ЕГЭ 2016
Социальные отношения
Обществознание. Кодификатор вопросов ЕГЭ.

Описание слайда:

3.8. Виды социальных норм

Описание слайда:

Признаки социальных норм

Являются общими правилами для членов общества.
Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
Направлены на регулирование общественных отношений.
Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
Возникают в процессе исторического развития.
Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.
Не зависят от воли и желания людей, т. е. объективны.
Занимают определённое положение в социальной регуляции.
Выступают мерой общественно значимого поведения
Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь

Описание слайда:

Правовые
Установлены или санкционированы государством
Моральные
Регулируют отношения людей с позиций добра и зла
Эстетические
Закрепляют образцы представлений о прекрасном и безобразном
Обычаи
Утвердились в результате многократного повторения на протяжении десятилетий
Религиозные
Содержатся в различных священных книгах либо установлены церковью
Корпоративные
Установлены различными организациями для своих сотрудников

Описание слайда:

Функции социальных норм
Регулируют общий ход социализации.
Интегрируют личность в социальное окружение.
Служат образцами, эталонами соответствующего поведения.
Определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Контролируют отклоняющееся поведение.
Способы регулирования поведения людей социальными нормами
Дозволение. Указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
Предписание. Указание на требуемое действие.
Запрет. Указание на действия, которые не следует совершать.

Описание слайда:

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Социальные нормы
морали

Описание слайда:

2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные нормы
1) внешние эффекты; 2) обычаи; 3) традиции; 4) законы; 5) международные договоры; 6) социальные установки.
16
3. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные нормы разнообразны во времени и пространстве.
2) Социальные нормы всегда запрещают или ограничивают что-либо в человеческих действиях.
3) К социальным нормам относятся традиции и обычаи.
4) Социальные нормы являются элементом социального контроля.
5) Изменение социальных норм приводит к социальным потрясениям.
134

Описание слайда:

4. Найдите позицию, которая является обобщающей для всех остальных позиций представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Традиции; обычаи; социальные нормы; нормы морали; законы.
Социальные нормы
5. Выберите верные суждения о моральных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Моральные нормы, в отличие от правовых социальных норм, всегда предъявляются в письменном виде.
2) Моральные нормы обеспечиваются общественным мнением.
3) Моральные нормы передаются из поколения в поколение.
4) Моральные нормы способствуют социализации подрастающего поколения.
5) Моральные нормы вырабатываются и предъявляются государством.
234

Описание слайда:

6. Установите соответствие между характерной чертой нормы и её видом.
21121

Описание слайда:

7. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.
2) В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках.
3) Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали.
4) Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.
5) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.
124

Описание слайда:

8. «В любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определённых правил. Такими правилами являются _______ (А). Они обеспечивают ________ (Б) общества, а также способствуют контролю за _______ (В). Эти правила усваиваются личностью в процессе ______ (Г), который происходит как стихийно, так и целенаправленно и осуществляется социальным окружением, семьёй, _______ (Д). Этот процесс у разных людей протекает различно и не всегда бывает успешным. Социальный контроль поддерживает общество как целое. Средства и приёмы социального контроля называются ______ (Е)».
1) требование6) школа
2) социальная норма7) природная среда
3) развитие8) социализация
4) стабильность9) отклоняющееся поведение
5) санкция
249865

Описание слайда:

Часть 2.
9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом типе социальных норм, и одно предложение, раскрывающее функции социальных норм.

1) смысл понятия, например: «Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь»;

2) одно предложение, содержащее информацию о любом типе социальных норм: «Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе»;

3) одно предложение, раскрывающее функции социальных норм: «Социальные нормы регулируют общий ход социализации, интегрируют личность в социальное окружение».

Описание слайда:

10. В обществе действуют различные социальные нормы, среди которых традиции, церемонии, корпоративные нормы (деловые обыкновения). Каждый из названных в задании типов социальных норм проиллюстрируйте конкретным примером (сначала укажите тип нормы, а затем пример).

1) Традиции (например, московские выпускники ежегодно отмечают праздник последнего звонка, приезжая на Воробьёвы горы; студенты 25 января отмечают Татьянин день)

2) Церемонии (например, вступление в должность Президента РФ, чайная церемония в Китае и Японии)

3) Корпоративные нормы (например, процедура заключения контракта на фирме; проведение переговоров между предпринимателями)

Описание слайда:

11. Назовите любые три разновидности социальных норм и проиллюстрируйте каждую из них примером.

1) Названы три вида социальных норм, например:
— нормы морали
— нормы права
— традиции и обычаи

2) Каждая из норм проиллюстрирована примером:
— уважение к старшим, забота о младших, честность в отношениях с окружающими как проявления моральных норм
— примеры нормативно-правовых актов: Конституция РФ, федеральное законодательство (закон «Об образовании в РФ», законы субъектов РФ)
— примеры традиций и обычаев: праздник «последнего звонка» в школе, традиция «проводов зимы»

Описание слайда:

12. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальные нормы и их функции». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов раскрытия данной темы:
1. Социальные нормы как регулятор общественных отношений.
2. Признаки социальных норм:
а) возникают в процессе исторического развития
б) представляют собой определённый стандарт (образец) поведения
в) носят объективный характер
г) рассчитаны на многократное повторение
д) выстраиваются в определённой иерархии
3. Виды социальных норм:
а) табу, обычаи, традиции
б) моральные нормы
в) религиозные нормы
г) корпоративные нормы
д) правовые нормы
4. Функции социальных норм:
а) культурно-историческая
б) социального контроля
в) воспитательная
г) регулятивная
д) стабилизирующая

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Проверочная работа

в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть картинку в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Картинка про в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким

Социологи используют термин «социальный контроль» для характеристики специфической формы социального различия позиции индивида или группы в социальной структуре общества любых изменений в социальном положении индивида или социальной группы механизма регуляции отношений индивида и общества
Заполните пропуск в таблице «Формы социального контроля»

Индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.

Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Ниже приведён перечень терминов. Все они за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».
замечание, 2) санкция, 3) социальная норма, 4) политическая идеология, 5) осуждение, 6) материальная культура.
Преподаватель государственного университета получил государственную премию. Это пример применения санкций формальных позитивных неформальных позитивных формальных негативных неформальных негативных
Выберите верные суждения от отклоняющемся поведении и запишите цифры под которыми они указаны.
Негативное отклоняющееся поведение всегда является проявлением недостатков социализации индивида. Отклоняющееся поведение может быть вызвано социальными условиями проживания индивида. Отклоняющееся поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Отклоняющееся поведение может быть только индивидуальным. Отклоняющееся поведение предполагает нарушение общепринятых норм.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Социальный контроль – механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых правил, ___________ (А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В этом качестве выступают мораль и право, ____________ (Б), административные решения и др. Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных ______________ (В) к нарушителям принятых социальных норм. Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за _____________ (Г) социальных норм.

Социальный контроль выступает как элемент любой системы _____________ (Д) социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа.

Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его структура усложняется. Возникают социальные ____________ (Е), занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы)».

Слова в списке данные в именительном падеже. Каждое может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

санкция нарушение обычай соблюдение управлениямобильность ограничение институт статус

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте примерами действие механизма социального контроля в любых трёх социальных институтах.
С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.

Социологи используют термин «социальный контроль» для характеристики специфической формы социального различия позиции индивида или группы в социальной структуре общества любых изменений в социальном положении индивида или социальной группы механизма регуляции отношений индивида и общества
Заполните пропуск в таблице «Формы социального контроля»

Индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.

Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Ниже приведён перечень терминов. Все они за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение».
правонарушение 2) отклонение, 3) социальный статус, 4) проступок, 5) мобильность, 6) преступление.
Преподаватель государственного университета получил государственную премию. Это пример применения санкций формальных позитивных неформальных позитивных формальных негативных неформальных негативных
Выберите верные суждения об социальном контроле и запишите цифры под которыми они указаны.
Неформальный социальный контроль осуществляется путём применения только позитивных санкций. Социальный контроль необходим для поддержания стабильности общественной жизни. В зависимости от характера санкций принято различать прогрессивный и регрессивный социальный контроль. Социальный контроль включает совокупность методов и способов, гарантирующих выполнение ролевых требований к индивиду. Социальный контроль обеспечивает соблюдение определённых условий, нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«В любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определённых правил. Такими правилами являются ___________ (А). Они обеспечивают ____________ (Б) общества, а также способствуют контролю за ______________ (В). Эти правила усваиваются личностью в процессе _____________ (Г), который происходит как стихийно, так и целенаправленно и осуществляется социальным окружением, семьёй, _____________ (Д). Этот процесс у разных людей протекает различно и не всегда бывает успешным. Социальный контроль поддерживает общество как целое. Средства и приёмы социального контроля называются ____________ (Е)».

Слова в списке данные в именительном падеже. Каждое может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

требование социальная норма развитие стабильность санкцияшкола природная среда социализация отклоняющееся поведение

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте примерами действие механизма социального контроля в любых трёх социальных институтах.
С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.

4 внешний 46 1 235 231458 Примеры:

    родители регулярно проверяют оценки в дневниках своих детей и выполнение детьми домашних заданий (институт семьи) прокуратура проверила соблюдение закона при расследовании уголовного дела (при мер социального контроля в государстве) община верующих следит за исполнением религиозных обрядов и норм всеми членами общины (пример социального контроля в рамках института религии)

Модель ситуации негативного отклоняющегося поведения: Константин подвёл своих товарищей по работе: не выполнил взятых на себя обязательств по организации вечера, посвящённого юбилею старейшего сотрудника фирмы;

Три примера санкций:

    некоторые сослуживцы отказались подавать ему при встрече руку; некоторые сослуживцы сделали ему замечание; художник нарисовал карикатуру.

4 внешний 35 1 245 249865 Примеры:

    родители регулярно проверяют оценки в дневниках своих детей и выполнение детьми домашних заданий (институт семьи) прокуратура проверила соблюдение закона при расследовании уголовного дела (при мер социального контроля в государстве) община верующих следит за исполнением религиозных обрядов и норм всеми членами общины (пример социального контроля в рамках института религии)

Модель ситуации негативного отклоняющегося поведения: Константин подвёл своих товарищей по работе: не выполнил взятых на себя обязательств по организации вечера, посвящённого юбилею старейшего сотрудника фирмы;

Источник

Социальные нормы и отклоняющееся поведение (проверочная работа 11 класс)

Проверочная работа составлена на основе комплекса материалов для подготовки учащихся к ЕГЭ-2017 по обществознанию. Работа состоит из восьми заданий в двух вариантах с ответами для проверки.

Просмотр содержимого документа
«Социальные нормы и отклоняющееся поведение (проверочная работа 11 класс)»

Социологи используют термин «социальный контроль» для характеристики

специфической формы социального различия

позиции индивида или группы в социальной структуре общества

любых изменений в социальном положении индивида или социальной группы

механизма регуляции отношений индивида и общества

Заполните пропуск в таблице «Формы социального контроля»

Индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.

Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Ниже приведён перечень терминов. Все они за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

замечание, 2) санкция, 3) социальная норма, 4) политическая идеология, 5) осуждение, 6) материальная культура.

Преподаватель государственного университета получил государственную премию. Это пример применения санкций

Выберите верные суждения от отклоняющемся поведении и запишите цифры под которыми они указаны.

Негативное отклоняющееся поведение всегда является проявлением недостатков социализации индивида.

Отклоняющееся поведение может быть вызвано социальными условиями проживания индивида.

Отклоняющееся поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер.

Отклоняющееся поведение может быть только индивидуальным.

Отклоняющееся поведение предполагает нарушение общепринятых норм.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Социальный контроль – механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых правил, ___________ (А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В этом качестве выступают мораль и право, ____________ (Б), административные решения и др. Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных ______________ (В) к нарушителям принятых социальных норм. Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за _____________ (Г) социальных норм.

Социальный контроль выступает как элемент любой системы _____________ (Д) социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа.

Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его структура усложняется. Возникают социальные ____________ (Е), занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы)».

Слова в списке данные в именительном падеже. Каждое может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Источник

ВАРИАНТ 2

Часть 1

Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и ДРУГИХ дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1. Запишите слова, пропущенные в таблице.

Конкретные права, закрепленные в Конституции РФ

Право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на тайну переписки

Право избирать и быть избранными в органы государственной власти, право проводить собрания, митинги и демонстрации

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) обращение в органы власти; 2) политическое участие; 3) голосование на парламентских выборах; 4) участие в референдуме; 5) членство в партии.

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к формам государства.

1) социальное государство; 2) унитарное государство; 3) федерация; 4) феодальное государство; 5) ограниченная монархия; 6) президентская республика.

Найдите два термина, “выпадающих” из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть картинку в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Картинка про в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким

4. Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Чувственное познание присуще всем живым существам.

2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.

3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.

5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.

5. Установите соответствие между разновидностями духовных ценностей и их конкретными проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) эстетические ценности

2) этические ценности

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Страна Z с населением в 50 млн человек расположена в Юго-Восточной Азии. Какие черты позволяют судить о принадлежности этой страны к индустриальному обществу? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Женщины активно вовлекаются в процесс производства.

2) Рабочие составляют значительную часть населения.

3) В стране сложилось крупное машинное производство.

4) Компьютерные технологии используются во многих областях.

5) Государство имеет федеративное устройство.

6) Большинство семей имеют трех и более детей.

7. Выберите верные суждения об условиях возникновения рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Регулярность обмена.

2) Переход к парламентской демократии.

3) Распространение научного мировоззрения.

4) Углубление общественного разделения труда.

5) Появление норм права.

8. Установите соответствие между видами статей бюджета и конкретным их выражением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КОНКРЕТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТАТЕЙ БЮДЖЕТА

ВИДЫ СТАТЕЙ БЮДЖЕТА

1) расходные статьи

Б) обслуживание государственного долга

В) личный подоходный налог

Д) продажа государственных облигаций

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Сергей решил открыть свое дело и обратился в банк за предоставлением кредита на приобретение материалов. Какие еще функции выполняют коммерческие банки? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) осуществление расчетов и платежей

2) предоставление страховых услуг

4) регулирование денежного обращения

5) денежная эмиссия

6) поддержка курса национальной валюты

10. На графике отражено изменение спроса на цветные металлы на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — количество товара).

в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Смотреть картинку в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Картинка про в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким. Фото в любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил таким

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) экономический подъем в ряде стран

2) развитие машиностроения и химической промышленности

3) монополизация металлургической отрасли

4) усиление протекционизма в международной торговле

5) глобализация финансового рынка

11. Выберите верные суждения о социальных ролях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальная роль является динамической составляющей социального статуса.

2) Неприязненные отношения между соседями служат примером ролевого конфликта.

3) К типичным социальным ролям относится роль потребителя.

4) В ролевом репертуаре личности различают главные и второстепенные роли.

5) Выбор ролевого поведения определяется только внутренними установками личности.

12. В стране Z социологическая служба проводила опросы для выявления качеств, которые родители хотели бы воспитывать в своих детях. Отдельные результаты опроса приведены в таблице (в %; участники опроса могли выбирать несколько ответов).

Умение добиваться своих целей

Готовность прийти на помощь

Внимание и уважение к окружающим

Стремление к успеху

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Воспитательные приоритеты за десятилетия практически не изменились.

2) В обществе возросло значение ценностей, связанных с личными достижениями.

3) Для большинства родителей по-прежнему важно видеть своих детей отзывчивыми к окружающим людям, особенно в трудных ситуациях.

4) Такие воспитательные приоритеты присущи семье традиционного типа.

5) Родители стали уделять больше внимания воспитанию детей.

13. Выберите верные суждения о демократических принципах избирательного права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Открытость голосования.

2) Прямое избирательное право.

3) Наличие образовательного ценза.

4) Добровольность участия в выборах.

5) Равное избирательное право.

14. Установите соответствие между государственными полномочиями и функциями и палатами Федерального Собрания РФ, которые их реализуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ

А) утверждает изменение границ между субъектами РФ

1) Совет Федерации РФ

Б) решает вопрос о доверии Правительству РФ

В) назначает выборы Президента РФ

Г) объявляет амнистию

Д) утверждает указ Президента о введении чрезвычайного положения

2) Государственная Дума РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

15. В государстве Z регулярно проводятся выборы в парламент. Правом голоса наделены все граждане старше 18 лет. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в этой стране используется мажоритарная избирательная система? Выберите из представленного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) существует избирательный барьер для прохождения в парламент

2) используются одномандатные округа

3) голосование проводится в два тура

4) мандаты распределяются в соответствии с количеством поданных голосов

5) партии выдвигают списки своих кандидатов

6) побеждает кандидат, получивший большинство голосов

16. Что из перечисленного ниже относится к социально-экономическим правам человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на охрану здоровья

2) право избирать и быть избранным

3) право на социальное обеспечение по возрасту

4) гарантии судебной защиты

5) право выбирать язык общения

17. Выберите верные суждения о правоспособности и дееспособности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Согласно российскому законодательству человек может добровольно отказаться от дееспособности и правоспособности.

2) 16-летний подросток может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору.

3) В прошлом отдельные категории населения исключались из круга правоспособных.

4) В соответствии с законодательством полная правоспособность физического лица наступает с 18 лет.

5) Недееспособность человека устанавливают органы опеки и попечительства.

18. Установите соответствие между видами проступков и предусмотренными за них санкциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) взыскание неустойки

Б) лишение прав управления транспортным средством

В) объявление выговора

Г) понижение в должности

Д) возмещение убытков

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

19. Что из перечисленного относится к административным наказаниям? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обязательные общественные работы

6) возмещение ущерба

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

“В любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определенных правил. Такими правилами являются ________ (А). Они обеспечивают ________ (Б) общества, а также способствуют контролю за ________ (В). Эти правила усваиваются личностью в процессе ________ (Г), который происходит как стихийно, так и целенаправленно и осуществляется социальным окружением, семьей, ________ (Д). Этот процесс у разных людей протекает различно и не всегда бывает успешным. Социальный контроль поддерживает общество как целое. Средства и приемы социального контроля называются ________ (Е)”.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

2) социальная норма

9) отклоняющееся поведение

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Часто в понятие национального характера вкладывается самый различный смысл. Долгое время ученые вообще спорили о том, существует ли он в действительности. И это неудивительно, ведь национальный характер — самый неуловимый элемент этничности. Но сегодня общепризнано существование национальных особенностей, которые представляют свойственное только одному народу сочетание национальных и общенациональных черт. Они проявляются как определенные формы реакций на окружающий мир, а также как нормы поведения и деятельности.

Исследователи национального характера считают, что вся совокупность детерминирующих факторов и обстоятельств национального характера может быть разделена на две группы: природно-биологические и социально-культурные. Первая группа факторов связана с тем, что люди, принадлежащие к разным расовым группам, будут демонстрировать разные нормы реакции и темперамента. А тип общества, сформировавшийся у того или иного народа, окажет еще большее влияние на его характер. Поэтому понять характер какого-то народа можно, если только понять общество, в котором народ живет и которое он создал в определенных географических, природных условиях. Очень важно также и то, что тип общества определяется той системой ценностей, которая в нем принята.

Формой проявления национального характера служат этнические стереотипы, которые выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных ситуациях и влияя на его симпатии (антипатии) в ситуациях межкультурных контактов. Усваиваются этностереотипы в процессе социализации. Этнический стереотип — это социально обусловленный схематический образ своей этнической общности или представление о других этнических общностях. Стереотипы формируются как в процессе непосредственного межэтнического общения, так и посредством неорганизованных форм передачи информации (слухи, поговорки и т.п.), а также предубеждений, уходящих корнями в исторические традиции.

21. В чем находят свое проявление национальные особенности народа? Почему ученые долгое время спорили о самом факте существования национального характера?

22. Какие две группы факторов влияют на формирование национального характера? Опираясь на текст и обществоведческие знания, покажите влияние любого из этих факторов на особенности хозяйственной деятельности.

23. Какие три способа формирования этнических стереотипов выделяет автор? Опираясь на обществоведческие знания, проиллюстрируйте любые два из них примерами.

24. Какую, на взгляд автора, функцию выполняют этнические стереотипы? По вопросу о значении таких стереотипов существуют разные точки зрения. Одни исследователи утверждают, что этнические стереотипы играют положительную роль в межэтническом общении, другие отмечают их негативное значение. Выскажите и, опираясь на обществоведческие знания, подкрепите двумя аргументами свою позицию по этому вопросу.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “правотворчество”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о субъектах правотворческой деятельности, и одно предложение, содержащее информацию о принципах правотворческой деятельности.

26. Назовите три типа обществ и укажите характерную черту каждого из них.

27. Несколько школьников вошли в трамвай и заняли все свободные места. Следом вошла пожилая женщина с тяжелой сумкой. Никто из ребят не уступил ей место. Один из пассажиров трамвая сделал замечание школьникам. Какой вид социальных норм в данном случае стал основой социального контроля? Определите вид (тип) примененной социальной санкции. Приведите еще один пример санкции этого вида (типа).

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Общественное воспроизводство материальных благ и его основные фазы”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1-29.5).

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

“Именно ценность служит основой и фундаментом каждой культуры” (П. Сорокин).

“Результатом бизнеса является удовлетворенный клиент. Внутри же предприятия существуют лишь затраты” (П. Дракер).

Социология, социальная психология

“Социальное неравенство — это необходимая плата за материальное благополучие в рыночном обществе” (Ф. Хайек).

“Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас: ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части” (Аристотель).

“Право ничто — если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций” (Л.С. Явич).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *