в литературе так описан завершающий этап похода 2 й тихоокеанской эскадры на дальний восток
Переход через океаны 2-й Тихоокеанской эскадры
Формирование 2-й Тихоокеанской эскадры
Как было сказано ранее, Россия обладала значительными подкреплениями, ибо не все ее морские силы к январю 1904 г. были сосредоточены на Дальнем Востоке. Казалось бы, первой заботой главного командования, как только война началась, должно было быть ускорение готовности строящихся и резервных судов и организация новой эскадры, тем более, что Порт-Артурская была сразу значительно ослаблена.
Лишь во второй половине марта 1904 года начались разговоры об усилении наших морских сил; обсуждение же реальных мер было поставлено на очередь только после гибели адмирала Макарова. Катастрофа с Петропавловском заставила встрепенуться. Было решено из оставшихся в Балтике и недостроенных боевых судов создать 2-ю Тихоокеанскую эскадру, формирование которой было поручено вице-адмиралу Рожественскому.
Однако, приготовление эскадры шло медленно. Существовала надежда, что Порт-Артурская эскадра по исправлении Цесаревича и Ретвизана сумеет прорваться во Владивосток. Требовались жестокие удары, чтобы выбить необоснованный оптимизм и заставить видеть вещи в их действительном свете.
Таким ударом был неудачный бой 28 июля в Желтом море. Теперь стало ясно, что возможность повернуть события на морском театре войны всецело зависела от того, удастся ли успеть подать помощь артурской эскадре ранее, нежели она вместе с крепостью, будет взята противником или уничтожена, Надо было торопиться со 2-й эскадрой.
10-го августа 1904 г. под председательством царя в Царском Селе собралось совещание, на котором было обсуждено создавшееся положение. Некоторые министры находили, что нельзя торопить посылку эскадры, пока полностью не будет закончено оборудование и испытание новых судов; надо дать время для практики и обучения, оставив эскадру до весны в Балтике; кроме того, не рассчитывая на Порт-Артурскую эскадру, усилить ее состав 7 крейсерами, которые предположено было купить у Чили и Аргентины.
Против этого протестовал один Рожественский, настаивая, что в противном случае придется распустить с большими трудностями организованный аппарат для снабжения эскадры в пути, для чего были привлечены иностранные (главным образом германские) пароходные кампании. По мнению Рожественского, лучше было выйти немедленно, и ожидать подкреплений на Мадагаскаре. Настояния Рождественского оказали решающее влияние на совещание, и было постановлено осенью 1904 года послать эскадру в том составе, каковой можно успеть собрать к этому времени, присоединив к ней на Мадагаскаре чилийские и аргентинские крейсеры.
Примечание. Вопрос о покупке чилийских и аргентинских крейсеров имел, как видно, большое влияние на решение послать эскадру. Действительно, если бы эта покупка состоялась, была бы возможность хорошо укомплектовать и подготовить их, они значительно усилили бы 2-ю эскадру. Но покупка не удалась. Этому воспрепятствовала Англия, не в интересах которой было содействовать русским. Такой исход можно было предвидеть и раньше. Характерное явление для легковесной стратегии России при старом режиме.
Через несколько дней необходимость ускорения выхода эскадры была подтверждена главнокомандующим на Дальнем Востоке.
Плавание эскадры
2 октября 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра вышла из Либавы в следующем составе:
1-й отряд броненосцев. Линкор Князь Суворов (флаг адм. Рожественского). Бородино, Александр III, Орел.
2-й отряд броненосцев. Линкор Ослябя (флаг адм. Фелькерзама), Сисой Великий, Наварин и крейсер Адмирал Нахимов.
Отряд крейсеров. крейсеры Алмаз (флаг адм. Энквиста), Аврора, Светлана, Жемчуг, Дмитрий Донской.
При эскадре было 8 миноносцев и отряд транспортов. Несколько позже должен был выйти и присоединиться к ней отряд под командой кап. 1 ранга Добротворского в составе крейсеров Олег, Изумруд и вспомогательных крейсеров Днепр и Рион (бывш. пароходы Добровольного Флота).
По приходе к Танжеру, эскадра разделилась. Часть судов, осадка которых позволяла пройти через Суэцкий канал, пошла под командой адмирала Фелькерзама этим путем. Рожественский с главными силами пошел кругом Африки. Оба отряда соединились на Мадагаскаре 25 декабря 1904 года.
Плавание, как и следовало ожидать, было чрезвычайно тяжелым. Торопливость при снабжении эскадры дала себя знать большим количеством мелких аварий. Вопрос с углем был в равной мере труден: нейтральные государства ставили всевозможные препятствия (в особенности Англия), не давая, сплошь и рядом, грузиться на рейде, и эскадре обычно приходилось эту операцию проделывать в море.
Вскоре после прихода на Мадагаскар Рожественский получил сведения о падении Порт-Артура; выяснилось, что покупка аргентинских и чилийских крейсеров, поддержкой которых был обусловлен самый план посылки 2-й эскадры, не состоялась; наконец, германские угольщики, обеспечившие до сих пор эскадру, отказались поставлять уголь далее Мадагаскара. Целесообразность посылки эскадры столь слабого состава, уже не имеющей никаких надежд на соединение с Порт-Артурским флотом, возбуждала большое сомнение, как у самого Рожественского, так и у многих командиров кораблей.
В ответ Рожественский получил директиву во что бы то ни стало дождаться присоединения к нему отряда Добротворского, который вышел со значительным опозданием. Кроме того, ему было сообщено, что в России спешно готовится новый отряд для усиления эскадры под командой адмирала Небогатова, который должен выйти в начале февраля (в его состав вошли: устарелый линейный корабль Николай I, броненосцы береговой обороны Ушаков, Сенявин, Апраксин и старый крейсер Владимир Мономах).
Однако, считая, что присылаемые подкрепления не прибавят ему сил на много, а задержат очень значительно, Рожественский требовал права выйти. На это последовало приказание непременно ждать Добротворского; что касается Небогатова, то его можно не дожидаться.
Петербург иначе, нежели Рождественский, смотрел на назначение 2-й эскадры. На нее теперь возлагалась задача, много превышавшая ту скромную помощь, которую она могла рассчитывать показать. Двукратно в телеграмме царя на имя Рожественского указывается, что не прорыв во Владивосток ставится целью эскадре, а завладение Японским морем, т.е. бой с главными силами японского флота и поражение их.
Рожественский ясно понимал, что ему ставится невозможная задача. Но он не находил в себе решимости заявить об этом открыто и категорически. Он нервничал, досадовал в частных письмах на безнадежность дальнейшего похода эскадры, но официально молчал.
Положение осложнялось тем, что сам Рожественский, на воле и нервах которого разряжались все тяготы переживаний, начал заметно сдавать. Его здоровье пошатнулось. В частном письме он писал, что не чувствует за собой данных, необходимых для того, чтобы справиться со своей задачей, и просит заблаговременно назначить другого адмирала, чтобы не оставить эскадру в безначалии.
1 февраля присоединился отряд Добротворского и 3 марта эскадра вышла в море, проложив курс к Малакскому проливу.
После очень трудного перехода, сопряженного с несколькими погрузками угля в океане, эскадра, пересекши Индийский океан, 1 апреля прибыла в бухту Камран (на Индо-Китайском олуострове, вблизи Сайгона). Там она задержалась в ожидании отряда Небогатова, который прибыл 24 апреля. Встреча произошла в бухте Ван-Фонг, куда эскадра была принуждена перейти из Камрана по требованию французских властей. Таким образом, соединились все силы. Им предстояло сделать последний переход до театра военных действий.
Теперь Рожественскому предстояло решить: продолжать ли движение эскадры во Владивосток или же отказаться от него, ограничиться демонстративными действиями к югу от Японии, или, наконец, вернуться обратно. Если идти во Владивосток, то каким путем? Решение этих вопросов направило дальнейший ход событий.
Эскадра, изнуренная походом, проходившем в невероятно трудных условиях, подавленная морально и физически, дурно снабженная и мало подготовленная, уступавшая в силах противнику, не могла рассчитывать на победу. Это сознавали почти все, но более других в том отдавал себе отчет сам Рожественский. Он был целиком подавлен этими недостатками эскадры и совершенно не верил в благоприятный исход неизбежного боя.
Есть косвенные указания, что адмирал Рожественский все еще надеялся, что благоразумие возьмет вверх у главного командования, что поход эскадры отменят. Он и его ближайшие подчиненные по-видимому рассчитывали, что Петербург будет удовлетворен фактом прихода эскадры на Восток, дающим выгодное исходное положение для заключения мира с Японией.
Сам адмирал Рожественский не находил в себе моральной силы, чтобы категорически поставить перед правительством вопрос об отказе от наступления, будучи связан обязательствами, данными им ранее (не кто другой, как именно он настаивал на немедленной отправке эскадры из России, торопил ее в пути; наконец лозунг, брошенный Рожественским смыть горький стыд родины, дать реванш японцам за предыдущие неудачи флота, обязывали к молчанию). Что касается правительства, то оно смотрело на события под гипнозом надежды на случай, на чудо, рассчитывая, что, может быть, Рожественскому удастся разбить японцев, совершенно неправильно оценивая ту действительно тяжелую, не дающую никаких шансов на победу, обстановку, какая складывалась вокруг 2-й эскадры. Ряд заверений, данных общественному мнению, павший после первых неудач войны престиж власти, побуждали бросаться на авантюры.
Таким образом, сложилось положение, что отступать было невозможно для тех лиц, в руках которых находилась судьба эскадры.
Таким образом, Рожественский пошел в самое опасное направление, решив рубить узел здесь. Японский флот был сосредоточен в Корейском проливе в полном составе. 2-я эскадра шла прямо на него.
Планы боя Рожественского
Общего плана для боя Рожественским не было составлено. В основе его предположений лежала надежда распорядиться сигналами на месте, после того как выяснится обстановка, расположение и движение противника. Мало того: он ни разу не собирал командиров и флагманов для обсуждения этого вопроса.
По объяснению Рожественского, данного им уже после Цусимы, его план заключался в том, что эскадра должна была маневрировать, чтобы действуя на неприятеля, по мере возможности продвигаться на север. Броненосцы всех трех отрядов должны были действовать соединенно против неприятельских броненосцев. Крейсеры Жемчуг и Изумруд с 4 миноносцами должны были отражать попытки минных атак на линию броненосцев со стороны, противоположной расположению главных сил неприятеля, а остальные крейсера и 5 миноносцев, должны были быть использованы распоряжениями командующего крейсерами для защиты транспортов и в помощь потерпевшим и выпавшим из строя броненосцам, а также против крейсеров и миноносцев неприятеля.
Учитывая, что инициатива нападения будет принадлежать японцам, Рожественский воздержался от дальнейшей разработки этого плана. В результате, ни у него самого, ни тем более у флагманов и командиров не существовало определенного представления, как же вести бой? Русская эскадра имела лишь общее указание о прорыве во Владивосток: Каждый командующий отрядом, имея ввиду, что ближайшая цель эскадры есть достижение Владивостока, должен помнить, что достижение возможно только для соединенных сил эскадры. Не бой с противником, а достижение Владивостока ставилось целью. А между тем, сознательное отношение к опыту Артурской эскадры в бою 28 июля должно было подсказать, что эта цель трудно достижима, коль скоро противник будет стремиться к решительному бою.
Не было общего плана, все управление эскадрой висело на ниточке: такой ниточкой служили сигнальные фалы Князя Суворова. Одним из первых снарядов эта ниточка была перебита и эскадра в бою лишилась руководства. Объединяющей же идеи, кроме общего указания о прорыве во Владивосток, она не имела.
Это, в целом, являлось существенным недостатком флота, дискредитирующим, как сказано, лучшие суда (эскадра шла 10 узловым ходом, тогда как новые линейные корабли могли дать 17 и 18 узлов).
Дурная подготовка и упавший дух личного состава не соответствовали той задаче, которую он должен был выполнить. Отсутствие военных знаний сулило ему большие неожиданности в бою, предопределяя ряд крупных ошибок, имевших роковые последствия.
В конце концов, Рожественский не выдержал и сдал. Его здоровье окончательно расшаталось. 2 мая, перед уходом на север, Рожественский телеграфирует в Петербург: Небогатов присоединился. Фелькерзам пятую неделю не встает с постели. Едва ли встанет, состояние быстро ухудшается. Прошу прислать поспешно во Владивосток здорового и способного командующего флотом. Я с трудом хожу, не могу обойти палубы своего корабля. Поэтому состояние эскадры весьма плохое. Если останусь жив, то под начальством командующего флотом могу продолжать командование эскадрой, пока двигаюсь.
Есть в истории глубоко драматические фигуры. К их числу принадлежит и адмирал Рожественский. Как человек со здравым смыслом, он вполне отчетливо понимал заблуждение главной ставки, посылавшей 2-ю эскадру на неравный бой, он сознавал, что не способен привести ее к успеху. Но сознание собственной неспособности явилось у него не тогда, когда он настаивал на посылке эскадры, а тогда он приближался к месту встречи с японцами. Теперь было поздно. Это признание, несомненно, тяжелое для самолюбивого человека, ни в какой мере, однако, не могло снять с него бремени ответственности за исход операции.
Поход Второй Тихоокеанской эскадры перед Цусимским сражением
Русско-японская война запомнилась горькими поражениями, такими, как цусимская трагедия.
Отплытие русских кораблей
27 января 1904 года японские миноносцы атаковали и заблокировали путь Первой Тихоокеанской эскадры, находившейся в Порт-Артуре. Так начиналась русско-японская война. Так как русским на Дальнем Востоке нужна была помощь, из Кронштадта в качестве подкрепления в конце августа того же года отплыла Вторая Тихоокеанская эскадра во главе с вице-адмиралом Зиновием Рожественским.
Мощь эскадры составляли два броненосных отряда. Броненосцы «Князь Суворов» (флагман), «Император Александр III», «Бородино» и «Орёл» вошли в состав первой. Во втором же отряде числились корабли «Ослябя» (флагман), «Сисой Великий», «Наварин», крейсер «Адмирал Нахимов». Также силы эскадры составляли крейсера, имевшие не менее гордые и патриотические названия. Во время плавания по Балтике эскадре помогал пробираться по замёрзшим водам ледокол «Ермак».
Примерно месяц Вторая Тихоокеанская эскадра стояла в Ревеле, затем ради получения запасов угля перешла в Либаву, покинутую 2 октября. Через несколько дней русские корабли уже были у мыса Скаген, где произошла погрузка угля. При переходе через Северное море эскадра была разделена на шесть отрядов, чтобы создать расстояние, позволяющее не попасть в какие-либо ловушки всей команде сразу. К сожалению, это привело к тому, что спустя пару дней из-за не самого лучшего освещения броненосцы открыли огонь по судам британских рыбаков, принятых русскими моряками за вражеские корабли. Погибли мирные люди. Также выстрелы чуть не подбили отечественные крейсеры «Аврора» и «Дмитрий Донской». Эти события вошли в историю как Гулльский инцидент. Следствием этого события стала недельная задержка первого броненосного отряда в порту Виго. Там русские моряки ждали разрешения инцидента. Другие же части эскадры поплыли по указанному маршруту самостоятельно.
21 октября первый отряд был уже в Танжере. Там его ожидали другие суда, входившие в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Контр-адмирал Дмитрий Фёлькерзам, возглавлявший несколько броненосцев, приказал отплыть через Средиземное море и Суэцкий канал в сторону Мадагаскара. Ранее по этому же маршруту уплыли миноносцы. Оставшаяся часть эскадры, возглавляемая Рожественским, отправилась к Мадагаскару вокруг африканского континента. За время пути эскадра посетила Дакар, бухты Африки и пережила в начале декабря шторм, продолжавшийся несколько дней.
К середине декабря корабли Фёлькерзама были на Мадагаскаре. Спустя сутки, 16 декабря, Рожественский тоже прибыл к острову, однако объединение кораблей и восстановление эскадры в первичном её составе состоялось лишь спустя 11 дней. На Мадагаскаре моряки благодаря почтовым сообщениям узнали о разгроме Первой Тихоокеанской эскадры, формировании Третьей Тихоокеанской. В конце декабря Рожественский получил телеграмму, содержащую приказ ждать «догоняющий отряд». Он дошёл до Второй Тихоокеанской эскадры в начале февраля 1905 года. Также к эскадре Рожественского присоединились крейсеры «Урал», «Кубань» и «Терек». Во время пребывания на Мадагаскаре пять раз проводились тренировочные стрельбы, показавшие плохие результаты.
К маю эскадра пересекла воды Индокитая. По пути к театру военных действий к кораблям, подчинявшимся Рожественскому, присоединился отряд вице-адмирала Николая Небогатова.
Цусимское сражение
В самом начале мая русские корабли отправились от Индокитая к Владивостоку. Для отвлечения внимания японцев несколько крейсеров отделились от общей группы отечественных судов. «Терек», «Кубань», «Ольдгамия», «Днепр», «Рион» — эти корабли должны были оттянуть внимание японских моряков на себя. Они отделились от Второй Тихоокеанской эскадры 8 и 9 мая.
В ночь с 13 на 14 мая корабли Рожественского оказались рядом с японскими разведчиками. Примерно в два часа ночи корабль «Орёл» оказался в поле зрения вражеского дозорного крейсера «Синано-Мару». Госпитальное судно плыло позади эскадры, на нём ярко горели огни. В четыре часа утра разведчики Японии отправились осмотреть его и вышли на остальные корабли. При помощи радио японцы быстро распространили информацию об обнаруженных силах противника. Японские моряки, находившиеся в Мозампо, начали готовиться к бою.
Крупный бой состоялся в Восточном проходе Корейского пролива, расположенном промеж Цусимы и Кюсю. Подготовка японцев и обнаруженная о русских судах информации дала о себе знать — в первый же день азиатские моряки потопили четыре отечественных броненосца, один вспомогательный крейсер и повредили ряд кораблей. Управление русской эскадрой провалилось из-за того, что Рожественского ранили во время битвы. Лишь вечером, когда главой судов стал Небогатов, управление было централизовано. Отбивавшиеся русские суда плыли во Владивосток.
Ночью бой ужесточился. 60 японских миноносцев атаковали русские корабли, использовав мощные торпеды. Так они подбили ещё один броненосец и вынудили отечественных моряков затопить подбитые корабли. Некоторые русские суда пытались вести бой, но у них мало что получалось. Многие офицеры и простые моряки попали в плен. Несколько кораблей также забрали себе японцы. Только крейсеру «Алмаз», миноносцам «Бравый» и «Грозный» удалось прорваться во Владивосток.
Поэт Серебряного века Александр Блок в 1905 году написал стихотворение, в некоторых строчках которого можно найти отражение трагических событий, развернувшихся в ходе Русско-японской войны:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою…
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придёт назад.
Сейчас в самых разных уголках земель, ранее входивших в состав Российской империи, есть памятники, посвящённые павшим в Цусимском сражении воинам.
Поход 2-й Тихоокеанской эскадры (1904—1905)
Поход 2-й Тихоокеанской эскадры (1904—1905)
Ввиду того, что японскому флоту с самого начала войны удалось перехватить стратегическую инициативу и стратегическое превосходство над русской эскадрой на Дальнем Востоке, ещё в апреле 1904 г. в Петербурге было принято решение о посылке на Дальний Восток всех крупных боеспособных кораблей Балтийского флота, а также достраивающихся броненосцев, готовность которых могла быть обеспечена к сентябрю 1904 г. Командующим эскадрой был назначен вице-адмирал З. П. Рожественский, занимавший в это время должность начальника Главного морского штаба. План русского командования состоял в создании на Дальнем Востоке решающего военно-морского превосходства по основным классам кораблей, как следствие — деблокирование Порт-Артура и пресечение японских коммуникаций в Жёлтом море с последующим блокированием с моря японских армий под Порт-Артуром и в Манчжурии. В дальнейшем предполагалось уничтожить японские войска при посредстве русских сухопутных сил, медленно концентрировавшихся в Манчжурии из-за невысокой пропускной способности Транссибирской магистрали.
При подготовке к походу отмечались неоднократно акты саботажа. В результате одного из них недостроенный броненосец «Орел» был затоплен у достроечной стенки. Перед уходом из Балтийского моря эскадра в полном составе ни разу не ходила, и только отдельные отряды кораблей совершили несколько совместных походов. Поэтому практика в совместном плавании и маневрировании была недостаточной. За короткий срок пребывания в Ревеле корабли эскадры смогли произвести очень ограниченное число стрельб, тем более что полученное для этого количество практического (то есть учебного) боезапаса было меньше, чем предполагалось. В конечнем счёте, ко времени прибытия на театр военных действий русской на эскадре был хорошо отработан только один элемент тактитки морского боя — следование в строю кильватерной колонны, а также несколько простых манёвров.
Основные силы русской эскадры вышли из Либавы 2 (15) октября 1904 г. У мыса Скаген эскадра была разделена на шесть отрядов для следования: 1-й отряд под командой капитана 2 ранга А. С. Шамова в составе миноносцев «Блестящий» (брейд-вымпел), «Безупречный», «Бодрый» и транспорта «Корея» по маршруту Шербур — Алжир — бухта Суда (Крит); 2-й отряд под командой капитана 2 ранга Н. В. Баранова в составе миноносцев «Бедовый» (брейд-вымпел), «Буйный», «Быстрый», «Бравый» и транспорта «Китай» по тому же маршруту; 3-й отряд под командой капитана 1 ранга С. П. Шеина в составе крейсеров «Светлана» (брейд-вымпел), «Жемчуг» и «Алмаз» по маршруту Понтеведро — Танжер; 4-й отряд под командой контр-адмирала О. А. Энквиста в составе крейсеров «Дмитрий Донской» (флаг), «Аврора», плавучей мастерской «Камчатка» — в Танжер; 5-й отряд под командой контр-адмирала Д. Г. фон Фелькерзама в составе броненосцев «Ослябя» (флаг), «Сисой Великий», «Наварин» и крейсера «Адмирал Нахимов» с транспортами «Метеор» и «Малайя» по тому же маршруту; 6-й отряд под командой вице-адмирала З. П. Рожественского из новых броненосцев «Князь Суворов» (флаг), «Император Александр III», «Бородино», «Орёл» с транспортом «Анадырь» — в Танжер, с заходом для погрузки угля в Брест. Самостоятельно следовали буксирный пароход «Роланд» (непосредственно перед сражением переименованный в «Русь») и транспорт «Князь Горчаков». Одновременно миноносец «Прозорливый» ввиду повреждения холодильников и течи в носу был отправлен обратно в Либаву. В районе Доггер-банки произошёл так называемый «Гулльский инцидент», в ходе которого из-за мнимого или действительного нападения японских миноносцев (закупленных в Англии) русские броненосцы обстреляли английскую рыболовецкую флотилию и крейсер «Аврора». Это привело к ухудшению и без того натянутых русско-британских отношений, блокированию русской эскадры в испанских портах английским флотом до урегулирования инцидента, который, по этой причине, был решен в пользу Великобритании. Во время стоянки в Танжере (султанат Марокко) 16 — 23 октября эскадра вновь разделилась: оба отряда миноносцев и отряд контр-адмирала Фелькерзама в составе эскадренных броненосцев «Сисой Великий» (флаг), «Наварин» и крейсеров «Светлана», «Жемчуг» и «Алмаз» последовали на Мадагаскар (место рандеву всей эскадры) Средиземным морем через Суэцкий канал, а остальные корабли, осадка которых не позволяла прохода каналом, должны были идти кругом Африки — отряд вице-адмирала Рожественского в составе эскадренных броненосцев «Князь Суворов» (флаг), «Император Александр III», «Бородино», «Орёл», «Ослябя»; крейсеров «Адмирал Нахимов», «Аврора» и «Дмитрий Донской», плавучей мастерской «Камчатка»; транспортов «Анадырь», «Метеор», «Корея», «Малайя», буксирного парохода «Роланд» и госпитального судна «Орёл», которое присоединилось к эскадре в Танжере. [2]
Отряд Рожественского, зайдя по пути в порты Дакар (Франция, 30 октября — 3 ноября), Габун (Франция, 13-18 ноября), Грейт Фиш бей (Португальская Западная Африка, 23—24 ноября), Ангра Пеквена (Германская Юго-Западная Африка, 28 ноября — 4 декабря) прибыл к Мадагаскару (протекторат Франции) 16 (19) декабря 1904 г. Отряд Фелькерзама зашёл в бухту Суда на Крите, где к нему присодинились транспорта «Ярославль», «Воронеж», «Владимир», «Тамбов», «Юпитер», «Киев», «Меркурий», «Китай», «Князь Горчаков», и через Суэцкий канал с заходом в Джибути (Французское Сомали) прибыл 15 декабря в бухту Носси-бе (Мадагаскар). Тем же путём пришли и оба отряда миноносцев.
…На эскадре нет ни одного человека, начиная с самого адмирала и кончая последним сознательным матросом, который верил бы в успех безрассудной авантюры.. [1]
По выходе с Мадагаскара эскадра была разбита на следующие отряды: 1-й броненосный отряд — эскадренные броненосцы «Князь Суворов» (флаг вице-адмирала Рожественского), «Император Александр III», «Бородино», «Орёл»; 2-й броненосный отряд — эскадренные броненосцы «Ослябя» (флаг контр-адмирала Фелькерзама), «Сисой Великий», «Наварин», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»; Разведывательный отряд — крейсер «Светлана» (брейд-вымпел капитана 1-го ранга Шеина), вспомогательные крейсера «Кубань», «Терек», «Урал»; при главных силах состояли крейсера «Жемчуг», «Изумруд», миноносцы «Бедовый», «Буйный», «Быстрый», «Бравый». Крейсерский отряд — крейсера «Алмаз» (флаг контр-адмирала Энквиста), «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской»; вспомогательные крейсера «Днепр», «Рион» и миноносцы «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый», «Громкий», «Грозный»; госпитальное судно «Орёл»; отряд транспортов —»Камчатка», «Воронеж», «Метеор», «Анадырь», «Иртыш», «Меркурий», «Киев» (брейд-вымпел капитана 1-го ранга О. Л. Радлова), «Китай», «Владимир», «Ярославль», «Корея», «Тамбов», «Роланд» («Русь»), «Князь Горчаков», «Юпитер». Эскадра проследовала Малаккским проливом и некоторое время базировалась на бухты Вьетнама, который в то время был французской колонией, — Камранг, Ван Фонг и Куа Бе (все расположены недалеко друг от друга).
Кроме того, между 8 и 12 мая вспомогательные крейсера «Терек», «Кубань», «Рион» и «Днепр» были отправлены для крейсерства на торговых путях Японии в Тихом океане и Жёлтом море, а также для отвлечения сил японского флота. Действия этих кораблей не были особенно успешными: было осмотрено около 10 пароходов, идущих в Японию, три из них с грузом военной контрабанды потоплены. По получении известий о результатах Цусимского сражения, «Терек» интернировался в Батавии (голландская колония на острове Ява), а остальные три, загрузившись углем во французских или голландских портах, ушли в Балтийское море.
К числу явных организаторских заслуг вице-адмирала З. П. Рожественского следует отнести то, что он, несмотря на громадные трудности, сумел провести первый в истории броненосных флотов 220-дневный поход крупной эскадры в военное время из Балтики через Северное море, Атлантический, Индийский и Тихий океаны, пройдя 18 000 миль. То же можно сказать и о мужестве русских моряков, сумевших выдержать этот переход. Не имея по пути следования ни одной базы, Рожественский потерял из-за поломки лишь один корабль — транспорт «Малайя».