в личном кабинете налогоплательщика появилась задолженность налог на доходы что это значит
Что делать, если в личном кабинете налогоплательщика появилась задолженность налога на доходы? Инструкция
Как появляется задолженность налога на доходы личном кабинете налогоплательщика?
Допустим, Вы сделали в 2018 году имущественный вычет, после покупки недвижимости, и возврат налога за лечение (лекарства, анализы, медикаменты по рецепту), соответственно, получили нужный вычет за 2018 год, для простоты примера, в размере 50000 рублей за всё. И тут Вам попадет на глаза упомянутое выше видео и Вы судорожно начинаете заполнять новую (корректировка 1) 3 НДФЛ декларацию онлайн в кабинете налогоплательщика и видите шикарный возврат в 20000 рублей (интересно то, что этот возврат может пройти камеральную проверку).
Сделав все манипуляции, через короткий промежуток времени, замечаете появление задолженности налога на доходы, пускай, в размере 30000 рублей.
Как так? А Суть вот в чём, сделав новую 3 НДФЛ декларацию за 2018 год, Вы, очевидно, не учли в ней упомянутые выше 50000 рублей возвратов, ФНС на сие действо смотрит так:
И даже если задолженность налога на доходы будет и дальше висеть в кабинете и по ней будут идти пени, после камеральной проверки, в течение 2-3 месяцев, задолженность аннулируется, как и пенсионный налоговый вычет.
Это работает и для случаев ошибок при заполнении деклараций 3 НДФЛ.
Смотрим второй вариант:
Вы не делали никаких вычетов за 2018, однако, все равно, в личном кабинете налогоплательщика появилась задолженность налога на доходы и обычно она равна сумме того пенсионного налогового вычета, в моем примере это 20000 рублей или несколько меньше. Ситуация очень похожа на первый случай. Допустим, Вы решили сделать возврат за анализы за 2018 год, после за заполнения онлайн новой 3 НДФЛ (корректировка 1). И, конечно же, забыли учесть в декларации 3 НДФЛ 20000 рублей фейкового пенсионного налогового вычета.
В этом случае Вам можно не править декларацию 3 НДФЛ за 2018 год ведь, по сути, Вы своими действиями аннулировали 20000 рублей фейкового пенсионного налогового вычета (не внесли их статью социальных вычетов). Просто подождите итогов камеральной проверки, которая все вернет на круги своя, в том числе аннулирует пени.
Как считать номер корректировки в декларации 3 НДФЛ?
Счет номера корректировки идет с 0. Т.е. 0,1,2,3,4,5 и так далее. Каждая новая корректировка аннулирует предыдущую корректировку.
Как проверить и оплатить налоговую задолженность
1 декабря — срок уплаты налогов за предыдущий год. Если владеете квартирой, машиной, земельным участком — нужно заплатить налоги, а если есть задолженность — пора оплатить и ее.
Как проверить задолженность по налогам
Через личный кабинет ФНС на сайте. На сайте ФНС есть личный кабинет налогоплательщика. Получить к нему доступ можно в отделении налоговой службы, через учетную запись на портале госуслуг или с помощью электронной подписи. В личном кабинете указаны все налоговые начисления с разбивкой по конкретным объектам. Там же можно проверить список вашего имущества, о котором знает налоговая инспекция, и сообщить об ошибке: например, если что-то из имущества уже продали.
При установке проверяйте название приложения — «Налоги ФЛ» — и издателя — «ФНС России». Все остальные приложения — неофициальные. В лучшем случае через них получится заплатить налоги с комиссией и пенями, в худшем — создатели приложения получат доступ к вашим персональным данным.
Онлайн через сторонние сервисы. До крайнего срока налоговые начисления и общую сумму оплаты можно узнать только в личном кабинете налоговой службы. Остальные онлайн-сервисы — например, интернет-банк или «Яндекс-деньги» — будут сообщать об отсутствии задолженности по налогам, пока не наступит последний день оплаты. После этого появятся данные о задолженности, но придется заплатить еще и пени за оплату не вовремя.
Налоговое уведомление почтой. ФНС ежегодно рассылает уведомления о задолженностях — квитанции обычной бумажной почтой. Отправка идет несколько месяцев — письмо можете получить и в августе, и в октябре. В личный кабинет налогоплательщика приходят такие же уведомления, но быстрее и в электронном виде.
После регистрации в личном кабинете можно выбрать: продолжить получать бумажные квитанции о задолженности почтой или отказаться от них. Когда вы впервые зайдете в личный кабинет, налоговая по умолчанию переведет вас на электронные квитанции. Если хотите получать бумажные или уточнить адрес для почтовой отправки — проверьте настройки в профиле.
Налоговые в 2020 году прекратили рассылку бумажных уведомлений тем гражданам, которые получили доступ к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Если у вас оформлен такой доступ и вы не получили налоговое уведомление по почте, проверьте входящие сообщения в ЛКН.
Если хотите по-прежнему получать бумажные уведомления, напишите об этом налоговой. Отправить такое сообщение можно почтой, через сервис «Обратиться в ФНС России» или отнести в налоговую лично.
Лично в налоговой инспекции. Можно обратиться в налоговую инспекцию лично с паспортом — налоговый инспектор проконсультирует по налоговым начислениям.
Как оплатить задолженность по налогам
Через личный кабинет ФНС. На сайте или в мобильном приложении можно сформировать квитанцию для оплаты в банке или оплатить картой онлайн без комиссии.
Там же можно пополнить баланс кошелька — заранее внести единый налоговый платеж. Он позволяет перечислить деньги для уплаты налогов одной суммой: авансом до наступления срока. Когда придет время, налоговая сама спишет деньги. Так не придется оплачивать каждую квитанцию отдельно.
На сайте ФНС. Налоговая предлагает сформировать расчетный документ и уплатить налоги через сервис «Уплата налогов и пошлин». Налоги можно заплатить за себя или за другого человека, а если вам удобнее внести оплату картой иностранного банка, можно сделать это в разделе «Уплата налогов картой иностранного банка».
Онлайн через сторонние сервисы. После истечения срока оплаты информация о задолженности и пени появляются в онлайн-сервисах. Большинство сервисов принимает оплату онлайн, но придется оплатить и налоги, и пени за просрочку, а иногда еще и комиссию.
Через интернет-банк или банковское приложение. Если не хотите передавать персональные данные сторонним сервисам, оплатите налоги через свой банк. Так вы ничем не рискуете: все данные для оплаты у него уже есть.
Что бывает за неуплату налогов
Если не оплатить вовремя, налоговая служба начислит пени на задолженность за каждый день просрочки. Когда накопится крупная сумма, дело могут передать в суд и судебным приставам — придется платить и налоги, и пени, и судебные расходы, и исполнительский сбор при просрочке добровольной оплаты. Если на ваше имя открыт счет в банке, деньги могут списать без вашего подтверждения или заблокировать счет, если денег для оплаты задолженности недостаточно. А еще могут не пустить за границу — если сумма задолженности по исполнительным документам будет 30 тысяч рублей и больше. Или если при задолженности свыше 10 тысяч рублей вы на 2 месяца просрочите добровольное погашение долга.
На сайте службы судебных приставов можно проверить исполнительные производства в отношении себя или любого другого человека. Для поиска введите полное имя и дату рождения.
Также предусмотрена уголовная ответственность за неуплату налогов физическими лицами и ИП, по которой может грозить штраф 100 до 300 тысяч рублей либо в размере дохода, полученного за последние 1—2 года, арест на срок до шести месяцев или лишение свободы до года. За неуплату в особо крупном размере накажут строже — за такое преступление могут оштрафовать на сумму от 200 до 500 тысяч рублей либо в размере дохода, полученного за последние 1,5 — 3 года, назначить принудительные работы на срок до трех лет либо лишить свободы на тот же срок.
Проблема налоговой переплаты: ищем правильное решение
Частнопрактикующий эксперт в области права и управления
специально для ГАРАНТ.РУ
В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно предприниматели заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.
Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина «переплата» является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации таких налоговых процедур «зачет излишне уплаченной суммы налога» и «взаимная сверка расчетов».
В Налоговом кодексе термин «переплата» не используется. В то же время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин «переплата» в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы «сумма излишне уплаченного налога» (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ) (рис. 1).
Рис. 1. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru В действительности суммы, формирующие вкладку «Переплата» в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во «внутреннем» учете налоговиков «положительное» (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов (для справки: налоговые органы ведут «внутренний» учет налоговых обязательств налогоплательщиков в интерактивном информационном ресурсе «Карточка Расчеты с Бюджетом», далее – КРСБ, карточка РСБ). Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов (КРСБ) в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй – третий день после банковской операции налогоплательщика. А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно «обнулит» сальдо) только по окончании «декларационной кампании» – то есть примерно через полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится «положительное» сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как «переплата». Это подтверждает и Минфин России в письме от 2 августа 2019 г. № 03-02-08/58397 (извлечение): «Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата». Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками. Квалифицировать эти суммы как «переплата» – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно. Правовое и функциональное содержание термина «переплата» в налоговом правеОбщеизвестно, что «переплата» – это разговорный аналог словосочетаний типа «переплаченная сумма», «заплатить больше, чем нужно», «сумма платежей, подлежащая возврату плательщику». Таким образом, в нашем случае «переплата» – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно, – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ. Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления. Как возникает переплата?Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это «нештатная» ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления. Начнем со случая «квази-переплаты» (будем исходить из доминирования интересов «кредитора», коим является налогоплательщик). «Квази-переплата» – это когда «переплата» как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет. В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т. п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая «переплата». Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной. Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ. В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 1 января, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки (целесообразно убрать ссылку на приказ, которым утверждена форма Решения об уточнении платежа). Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога. Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т. п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата (справка: после введения в эксплуатацию информационного ресурса «Камеральные налоговые проверки» (подсистема АИС «Налог-3») такие ошибки выявляются в автоматизированном режиме с формированием протокола ошибок; порядок исправления таких «проколов» регламентирован в п. 3 ст. 88 НК РФ). Вина налогового органа: в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием). После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата. Как фиксируется факт «переплаты»?Императивно установленная обязанность налогового органа. В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта». Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ. Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его «согласии» с фактом переплаты). Если же налоговый орган «сомневается» (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: «В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам». Установление факта переплаты в акте сверки расчетовСогласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Следует иметь в виду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов. Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты. Установление факта переплаты по итогам «декларационной кампании»В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной). Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем. 1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий. Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. «Прекращенная» камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки. 2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки. Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки – при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено). Так как переплата не может быть квалифицирована как «нарушение законодательства о налогах и сборах» (хотя и является «нештатной» ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки. Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило – уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 «Сумма налога к уменьшению за налоговый период». Налоговый орган после окончания камеральной налоговой проверки переносит сумму переплаты из проверенной (и подтвержденной) налоговой декларации сначала в информационный ресурс «Камеральная налоговая проверка», а уже из него – в карточку РСБ (если быть более точным, то сумма переплаты в КРСБ формируется автоматически после ввода данных из декларации). После чего у налогового органа возникает обязанность в срок 10 рабочих дней направить налогоплательщику Сообщение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/182@. К слову, в августе в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция «Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)». |