в криминологии символического интеракционизма интеракция значит

§ 9. Интеракционизм

1. Интеракционизм (учение о взаимодействии) не ограничивается простым перечислением причин преступления и делает шаг вперед, выстраивая причины индивидуального преступного поведения в определенную схему.

Теория символического интеракционизма предложена социальным психологом Джорджем Гербертом Мидом (1863–1931). Эта теория исследует процесс интеракции между людьми, устанавливающими правила поведения, и теми, кто их нарушает, за что получают «клеймо» нарушителя. Герберт Блумер (Blummer, 1972) уточняет, что символический интеракционизм характеризует определенный тип взаимодействия между людьми. Речь идет о том, что люди интерпретируют, «квалифицируют» действия других людей. Интеракция между людьми осуществляется посредством символов, определений, через выявленное значение действий других людей, через придаваемый этим действиям смысл. Категория интеракции объясняет механизм происходящего в индивидуальной психике в промежутке времени между действием окружающей социальной среды и реакцией на это действие. Особое место в теории символического интеракционизма занимает категория «значения» (смысла). Значение вещей для человека определяется тем, как другие люди ведут себя по отношению к той или иной вещи (к физическим предметам, отдельным людям, общественным институтам, идеям и т. д.) с учетом поведения данного человека. «Данное значение используется потом в процессе интеракции. Действующие лица выбирают какие-то смысловые значения, проверяют их, отбрасывают ненужные, переделывают их на новый лад и формируют их в свете той ситуации, в которой они себя видят». Формируясь, человек взаимодействует не только с другими, но и с самим собой.[102]

Процесс клеймения по Ф. Танненбауму можно рассматривать как частный случай интеракции между тем, кто наклеивает ярлык дурного человека, и тем, кто этот ярлык усваивает, делаясь от этого еще хуже.

Применительно к целям криминологии теория интеракционизма применена американскими учеными Эдвином Лемертом, Говардом Беккером, Эдвином Шуром и др. Лемерт вводит разграничение первичной и вторичной девиации (отклонения от норм поведения). Первичная девиация может быть обусловлена различными причинами, включая аномию личности. Термин «вторичная девиантность» для обозначения некоего результата процесса отклонения предложен этим автором в 1951 г.[103] Процесс формирования вторичной девиации складывается из следующих этапов: 1) первичное отклонение, 2) социальная реакция, 3) опять первичное отклонение, 4) более сильная социальная реакция и отчуждение, 5) дальнейшее отклонение с чувством обиды и враждебности по отношению к тем, кто наказывает, 6) кризис терпимости, выражающийся в официальных актах общины, «клеймящих» девианта, 7) усиление девиантного поведения как реакция на стигматизацию и наказание, 8) самоутверждение в девиантности, принятие личностью на себя социального статуса девианта и приспособление к этой роли.[104] Беккеру принадлежит популярное положение о том, что поведение является отклоняющимся потому, что люди признали его таковым. «Отклоняющееся поведение – это поведение, которое так назвали люди». С его точки зрения, общественные группы конституируют отклоняющееся поведение тем, что создают правила, нарушение которых расценивается как отклоняющееся. Людей, на которых распространяются эти правила, клеймят как аутсайдеров.[105]

Э. Шур пишет, что самооценка – это всего лишь конструируемый обществом образ человека, складывающийся в процессе постоянного взаимодействия с другими людьми.[106] Интеракционизм направлен на то, чтобы исследовать максимально широкий круг взаимодействий людей, а также социальных институтов, участвующих в процессе криминализации и декриминализации личности: инстанции формального и неформального контроля, преступников, жертв преступлений. При этом считается, что преступному поведению человека в значительной мере способствует ожидание от него со стороны окружающих соответствующих отрицательных поступков, которое ведет к тому, что он поневоле усваивает отводимую ему роль преступника. Советская криминология развила интеракционистские суждения в рамках криминологической теории причинности (В. Н. Кудрявцев) в части объяснения механизма совершения конкретного преступления, выводя его из взаимодействия человека, обладающего негативными наклонностями, с неблагоприятной жизненной ситуацией, под которой понимается сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент (например, тяжелая обстановка в семье, конфликт на улице и т. п.).[107] А. И. Долгова в связи с интеракционистским подходом в криминологии вычленяет: 1) взаимодействие социальной среды и личности; 2) взаимодействие экономических, политических, социальных и духовных условий жизни людей или взаимодействие между собой характеристик этих лиц (потребностей, интересов, ценностных ориентаций, установок и т. п.). Все это, по ее мнению, генетически производит преступность.[108]

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Интеракционизм в социальной психологии

в криминологии символического интеракционизма интеракция значит. Смотреть фото в криминологии символического интеракционизма интеракция значит. Смотреть картинку в криминологии символического интеракционизма интеракция значит. Картинка про в криминологии символического интеракционизма интеракция значит. Фото в криминологии символического интеракционизма интеракция значит

«Человек есть продукт своей среды» – утверждает народная мудрость. А известный мотивационный спикер Джим Рон формулирует эту идею так: «Вы – это среднее из пяти людей, с которыми вы проводите большую часть времени». С этим вряд ли поспоришь, и сегодня этой теме уделяется много внимания в свете создания поддерживающего и вдохновляющего окружения и более стимулирующего общения и результатов жизни.

Данные идеи вторят основополагающим положениям такого социологического направления как интеракционизм. Эта парадигма зародилась в недрах социологии, но сегодня присутствует как в социальной психологии, так и в ряде других социальных направлений под названием интеракционистской ориентации. Берущий свое начало в конце девятнадцатого столетия, интеракционизм как теоретическое направление и социологический подход активно развивается, расширяется и обогащается его последователями и по сей день.

Давайте рассмотрим данное направление более детально и разберемся, что представляет собой интеракционизм. В настоящей статье мы познакомим вас с основными фигурами данной теоретической парадигмы, а также ее положениями и теоретическими предпосылками. Мы также раскроем важные аспекты, отличающие интеракционизм от других социологических подходов, и определим ключевые понятия этой области.

Суть интеракционизма

Начать, пожалуй, стоит с того, чтобы определить понятие «интеракционизм». Название происходит от слова «интеракция», обозначающее взаимодействие (от англ. interaction), а именно социальное взаимодействие индивидов посредством общения в группе или обществе. В центре внимания оказывается именно процесс взаимодействия и общения, сама социальная интеракция, оказывающая влияние на формирование личности и поведение каждого индивида, участвующего в ней.

Все социальные процессы и явления, такие как конфликты, сотрудничество или формирование личности, проистекают из человеческого взаимодействия и в огромной степени определяются им. Последователи интеракционизма рассматривают человеческое общество как продукт межличностного взаимодействия и тех значений, которые придаются такому взаимодействию.

Интеракционистов интересует вопрос, какими средствами и каким образом осуществляется и регулируется весь процесс социальной интеракции. В этой связи становится ключевой тема символов и значений. В понимании интеракционистской модели взаимодействие и общение становятся возможными лишь при наличии партнера по общению, с которым мы взаимодействуем и на кого ориентируемся. В процессе такого осмысленного общения мы создаем различные символы, передающие определенные значения и смыслы, которые мы в них вкладываем.

Так, большой спектр действий, реакций и личных проявлений способен нести смысловую нагрузку и сообщать нашему партнеру по общению о нашем состоянии, отношении, настроении и прочем. Например, улыбка, выражение лица, определенная интонация и свойства голоса, жесты и движения являются такими символами, в которых закладываются некие значения, которыми мы обменивается с собеседником или противной стороной. Такие элементы общения были названы основателем интеракционизма Мидом «значимыми жестами» или «символами».

Одним из основных направлений внутри интеракционизма является символический интеракционизм, и зачастую, говоря о данном социологическом подходе, имеют в виду именно его символическую разновидность. Другие направления в рамках интеракционизма в социальной психологии – это ролевые теории и теории референтной группы. В настоящей статье мы хотим подробно остановиться на первом варианте интеракционистской системы.

Символический интеракционизм и ключевые фигуры направления

Символический интеракционизм, как уже было сказано, занимается исследованием «символических коммуникаций» – интеракций с использованием символов и значений, которые создаются ее участниками. Давайте разберем его в больших деталях.

Родоначальником символического интеракционизма, определившим ведущие принципы, понятия и теоретическую базу этой концепции, является Джордж Мид (1863-1931). Этот чикагский социолог разработал теорию, в которой показывал, что человек развивается и обретает свою человеческую природу лишь в социуме, в общении и взаимодействии с другими. При этом важна ориентация на собеседника или партнера по интеракции – для успешной коммуникации человек должен принять мнение другого, принять его роль, то есть, суметь воспринимать объект коммуникации из позиции другого.

Человеческое общение и интеракция представляют собой обмен символами, которые каждый из участников взаимодействия должен интерпретировать, а также реагировать на них приемлемым образом. Принятие на себя роли другого способствует более эффективной интерпретации символов, вкладываемых значений и намерений другой стороны, а целью интеракции является достижение практических результатов в совместной деятельности.

Ранее мы рассмотрели примеры символов, которые используются людьми в процессе коммуникации и взаимодействия. Необходимо отметить, что язык является сам по себе важным символическим инструментом, а также первейшим и ведущим фактором человеческой интеракции.

Сам Мид так писал об использовании символов: «Мы обращаемся к смыслу вещи, когда используем символ. Символы выражают значения тех вещей или объектов, которые имеют значения; они есть части опыта, которые подчеркивают, указывают или представляют другие части опыта, не данные непосредственно в это время и в этой ситуации, которые, благодаря символам, таким образом, представлены и переживаемы… Наборы символов возникают в нашем социальном поведении, в обмене жестами, в контексте языка» (Дж. Мид, «Разум, Я и общество» или «Сознание, личность и общество») [G.Mead, Mind, Self and Society, 1934].

Данный труд Мида является основополагающим для интеракционизма, в нем представлены ключевые положения концепции, которые были впоследствии расширены и развиты другими последователями символического интеракционизма. К примеру, Чарлз Хортон Кули (1864-1929) подчеркивал социальную природу человека, образующуюся в процессе взаимодействия с различными группами других людей, которые оказывают на индивида влияние. В результате формируется его социальная природа, включающая спектр социальных чувств, установок, правил и морально-этических норм, что объединяет человечество и имеет духовное измерение.

Сам термин «символический интеракционизм» появился только в 1937 году. Его ввел в обиход ученик Джорджа Мида Герберт Блумер (1900-1987), которого тоже называют родоначальником этого направления. Ему принадлежит заслуга дальнейшего развития концепции и разработка важнейших ее постулатов, впервые обозначенных Мидом.

В частности, Блумер подчеркивал, что значение любого понятия или объекта возникает и посему может быть интерпретировано лишь в социальной интеракции, ведь именно она наделяет данный объект или понятие определенным смыслом, который становится понятным участникам взаимодействия. То есть, «люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них». (Герберт Блумер, «Общество как символическая интеракция», 1969).

Блумер также определил три ведущих теоретических предпосылки символического интеракционизма, три центральные идеи данного подхода:

Такое явление как символическая коммуникация, равно как и язык, отличает человека от животных и в то же время подразумевает, что все наше взаимодействие так или иначе пронизано различными символами и значениями.

Другие влиятельные фигуры и понятия интеракционизма

Если ключевые идеи символического интеракционизма были введены двумя главными его теоретиками – Джорджем Мидом и Гербертом Блумером, то в последующем эти идеи и положения были расширены и развиты большим числом социологов и ученых. Среди важных авторов можно называть Ирвинга Гофмана (Эрвина Гоффмана), Талкотта Парсонса, Эверета Хьюза, Ансельма Штрауса и Ральфа Тернера. Также нередко можно услышать имя Макса Вебера; в его работах была сформулирована суть интерактивного подхода к коммуникации.

Так, в модели Вебера, коммуникативное рождается из интеракции. Именно она позволяет социальному, общественному, и человеческому соединяться и взаимодополнять друг друга во взаимодействии людей. Социальное действие существует в рамках общества и опирается на установленные нормы, роли и ожидаемое поведение участников, и коммуникация возможна лишь при наличии интеракции. Таким образом, человеческое сообщество регулируется и организовано через интеракции, так же, как и социальные связи и социальные институты.

Как мы указали выше, два других направления помимо символического интеракционизма, которые выделяются в интеракционистской ориентации, – это ролевые теории и теории референтной группы. Давайте рассмотрим их суть вкратце.

Ролевые теории

Ролевые теории отталкиваются от понятия «роль», которое использовал Джордж Мид в своих работах, говоря о «принятии роли другого». В понимании Мида это означает уметь поставить себя на место своего собеседника и взглянуть на себя его глазами, «выйдя» из своего собственного восприятия мира (выражаясь языком НЛП, войти во вторую позицию восприятия). Именно это делает возможным успешный акт коммуникации или интеракции. Однако же, Мид не дал четкого определения термина «роль», и он оставался довольно смутным и неопределенным.

В последующие годы многими социологами, психологами и прочими исследователями изучались вопросы роли и ролевого взаимодействия, и ролевые теории обогатились четким определением и детальным рассмотрений аспектов таких понятий как «социальная роль», «социальный статус», виды реализации ролей и прочими теоретическими идеями. Например, в трудах Ирвинга Гофмана (Эрвина Гоффмана) можно найти концепцию «управления впечатлениями» (ее также называют драматургическим подходом) – любое человеческое взаимодействие рассматривается как своеобразное театральное представление или пьеса, в которой каждый участник играет определенную роль, являясь и режиссером, и актером, при этом стараясь сохранять лицо.

Теории референтной группы

Теории референтной группы рассматривают вопрос принадлежности к определенным группам и то, как это определяет поведение и восприятие индивида. Под референтной группой понимается конкретная социальная группа, к которой человек себя причисляет и с правилами, ожиданиями и ценностями которой считается. Эта группа предоставляет человеку критерий оценки себя и других, а также служит цели формирования ценностных ожиданий и социальных установок человека. Тему референтных групп развивали Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шириф, Г. Келли, Р. Мертон и другие исследователи.

В данное время интеракционистская ориентация широко представлена и довольна разнородна. Методология интеракционизма также весьма разнотипна и объединяет множество групп методов и подходов. Существует и критика данной парадигмы, например, того, что интеракционизм рассматривает человеческое взаимодействие на микроуровне, оставляя за бортом общий социокультурный контекст. А также нарекания вызывают некоторая бесструктурность теоретических моделей и расплывчатость, неопределенность отдельных понятий интеракционизма.

Тем не менее, сегодня это важное социологическое направление и подход, который развивается и практикуется многими учеными и исследователями.

Заключение

Итак, подведем итог. Мы разобрали интеракционизм в социальной психологии и его основные понятия и положения, рассмотрели основные течения данного направления вместе с ведущими авторами, а также упомянули возможные поводы для критики интеракционизма.

Напомним, интеракционизм – это теоретическая парадигма в социологии, изучающая социальные процессы и характеристики в разрезе социальной интеракции – взаимодействия, коммуникации между индивидами и/или социальными группами. Особое внимание уделяется значениям, которые создаются и изменяются в процессе такого взаимодействия и которые воспринимаются и интерпретируются участниками интеракции. Разновидность интеракционизма, вплотную занимающаяся вопросами символов, в которых закодированы значения различных объектов и самой «символической коммуникации», получила название символического интеракционизма. Два других направления в рамках интеракционизма – это ролевые теории и теории референтной группы.

Сегодня символический интеракционизм, как и вся интеракционистская ориентация в социальных науках, весьма разнородна и объединяет огромное число теоретических позиций и последователей. Интерес к человеческой интеракции и тому, как она определяет общество и социальные процессы, а также более современные интерпретации факторов, влияющих на человеческое взаимодействие и поведение, остаются в центре внимания социологов и социальных психологов.

А всем, кто желает усовершенствовать свои коммуникативные навыки для более успешного и гармоничного взаимодействия с близким и дальним окружением, мы предлагаем на нашу программу «Лучшие техники коммуникации». Данная онлайн-программа обучает 72 эффективным коммуникативных техникам, которые будут полезны в общении и интеракции с различными людьми.

Желаем вам эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающими!

Источник

Р. Коллинз рассматривает символический интеракционизм как изучение того, как создается социальный мир посредством взаимодействия между людьми и окружающей их средой.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Джордж Герберт Мид

в криминологии символического интеракционизма интеракция значит. Смотреть фото в криминологии символического интеракционизма интеракция значит. Смотреть картинку в криминологии символического интеракционизма интеракция значит. Картинка про в криминологии символического интеракционизма интеракция значит. Фото в криминологии символического интеракционизма интеракция значит

Герберт Блумер

Другие теоретики

Хотя Чарльз Хортон Кули и Уильям Исаак Томас имеют менее влиятельную работу в этой дисциплине, они считаются влиятельными представителями теории. Работа Кули по объединению общества и людей повлияла на дальнейшую работу Мида. Кули чувствовал, что общество и людей можно понять только во взаимоотношениях друг с другом. Концепция Кули о « зеркальном я » повлияла на теорию «я» Мида и символический интеракционизм. В.И. Томас также известен как представитель символического интеракционизма. Его основной работой была теория мотивации человека, касающаяся взаимодействия между людьми и «социальных источников поведения». Он попытался «объяснить правильный методологический подход к социальной жизни; разработать теорию человеческой мотивации; сформулировать рабочую концепцию взрослой социализации; и предоставить правильный взгляд на отклонения и дезорганизацию». Большинство ученых согласны с Томасом.

Допущения, предпосылки и методология исследования

Предположения

Большинство сторонников символического взаимодействия полагают, что физическая реальность действительно существует в соответствии с социальными определениями индивида, и что социальные определения действительно развиваются частично или в связи с чем-то «реальным». Таким образом, люди реагируют не на эту реальность напрямую, а на социальное понимание реальности ; т.е. они косвенно реагируют на эту реальность через своего рода фильтр, состоящий из различных точек зрения людей. Это означает, что люди существуют не в физическом пространстве, состоящем из реальностей, а в «мире», состоящем только из «объектов».

Символический интеракционизм образует три допущения:

Помещение

Определив некоторые из основных предположений символического интеракционизма, необходимо обратиться к предпосылкам, которые поддерживает каждое предположение. Согласно Блюмеру (19f, 0,69), есть три предпосылки, которые могут быть выведены из предположений выше.

1) «Люди действуют по отношению к вещам на основе значений, которые они приписывают этим вещам».

Первая предпосылка включает в себя все, что человек может заметить в своем мире, включая физические объекты, действия и концепции. По сути, люди ведут себя по отношению к объектам и другим людям, основываясь на личных значениях, которые человек уже придал этим предметам. Блумер пытался акцентировать внимание на значении индивидуального поведения, в частности, на психологических и социологических объяснениях этих действий и поведения.

2) «Смысл таких вещей проистекает из социального взаимодействия человека с другими и обществом».

3) «Значения обрабатываются и модифицируются в процессе интерпретации, используемом человеком при взаимодействии с вещами, с которыми он / она сталкивается».

Методология исследования

Пять центральных идей

Согласно Джоэлю М. Харону (2004), существует пять основных идей символического интеракционизма :

Центральные интеракционистские темы

Принципы

Приложения

Символическое взаимодействие можно использовать для объяснения своей идентичности с точки зрения ролей, являющихся «идеями и принципами того, что делать в данной ситуации», как отмечает Хьюитт. Символическая интеракционистская идентичность представлена ​​в 3 категориях: ситуативная, личная и социальная. Установленная идентичность относится к способности рассматривать себя так, как это делают другие. Часто это представление снимка, поскольку оно короткое, но может быть очень эффективным. Благодаря этому опыту человек хочет отличаться от других, и появляется личная идентичность. Эта точка зрения возникает тогда, когда кто-то хочет заявить о себе тем, кем он является на самом деле, а не взглядами других. От личностной идентичности происходит социальная идентичность, в которой устанавливаются связи и сходство с людьми, имеющими схожие идентичности или черты идентичности.

Исходя из точки зрения, что мы узнаем или, по крайней мере, желаем, как ожидать реакции / реакции других людей на вещи, Брюс Линк и его коллеги изучали, как ожидания реакции других могут повлиять на стигму психических заболеваний. Участниками исследования были люди с психозом, которые ответили на вопросы, касающиеся дискриминации, стигмы и отторжения. Цель исследования состояла в том, чтобы определить, влияют ли ожидания других на внутреннюю стигму участников, ожидаемое отвержение, опасения, связанные с тем, чтобы остаться дома, и другие. Результаты показали, что высокий уровень внутренней стигмы присутствовал только у меньшинства, однако было обнаружено, что ожидание отвержения, осознание стигматизации, предполагаемая дискриминация девальвации и опасения по поводу того, чтобы остаться дома, были более распространены среди участников. Эти восприятия коррелировали с последствиями ухода, самооценки и изоляции от родственников. Исследование показало, что ожидание отказа играет самую большую роль в интернализованных стигмах.

Новые средства массовой информации

в криминологии символического интеракционизма интеракция значит. Смотреть фото в криминологии символического интеракционизма интеракция значит. Смотреть картинку в криминологии символического интеракционизма интеракция значит. Картинка про в криминологии символического интеракционизма интеракция значит. Фото в криминологии символического интеракционизма интеракция значит

Критика

Основы и теории

Социальная структура

Критическая точка зрения

Согласно социальному теоретику Патриции Бербанк, концепции синергетических и расходящихся свойств формируют взгляды людей как социальных существ. Эти две концепции в некотором смысле различны из-за их взглядов на человеческую свободу и уровня их направленности. По словам Бербанка, действия основаны на последствиях ситуаций, возникающих в процессе социального взаимодействия. Еще одним важным фактором в значимых ситуациях является среда, в которой происходит социальное взаимодействие. Окружающая среда влияет на взаимодействие, которое приводит к референтной группе и соединяется с перспективой, а затем завершается определением ситуации. Это иллюстрирует правильные шаги для определения ситуации. Утверждение действия происходит после определения ситуации. Затем это действие интерпретируется, что в конечном итоге может повлиять на перспективу, действие и определение.

Другая проблема этой модели двоякая: она 1) не очень сильно учитывает человеческие эмоции, подразумевая, что символическое взаимодействие не является полностью психологическим; и 2) интересуется социальной структурой в ограниченной степени, подразумевая, что символическое взаимодействие не является полностью социологическим. Эти некомпетентности создают смысл как нечто естественное в рамках взаимодействия при определенных условиях, а не принимают во внимание базовый социальный контекст, в котором позиционируется взаимодействие. С этой точки зрения значение не имеет источника и не воспринимает социальную реальность, выходящую за рамки того, что люди создают со своими собственными интерпретациями.

Другая критика символического интеракционизма больше касается самих ученых. Отмечается, что они не интересуются историей этого социологического подхода. Это может привести к поверхностному пониманию и может сделать предмет «трудным для преподавания» из-за отсутствия организации в его учениях для связи с другими теориями или исследованиями.

Общество изучения символического взаимодействия

У SSSI также есть европейское отделение, которое организует ежегодную конференцию с участием европейских символических интеракционистов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *