в каждом доме друг есть окно такое цветаева
Бессонница (Цветаева)/10
Точность | Выборочно проверено |
Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.
Общественное достояние Общественное достояние false false
Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может — пьют вино,
Может — так сидят.
Или просто — рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
Крик разлук и встреч —
Ты, окно в ночи́!
Может — сотни свеч,
Может — три свечи…
Нет и нет уму
Моему — покоя.
И в моём дому
Завелось такое.
Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнём!
В каждом доме друг есть окно такое цветаева
Вот опять небес темнеет высь,
Вот и окна в сумраке зажглись.
Здесь живут мои друзья.
Показать полностью.
И, дыханье затая,
В ночные окна вглядываюсь я.
Я люблю под окнами мечтать,
Я могу как книги их читать.
И заветный свет храня,
И волнуя, и маня,
Они, как люди, смотрят на меня.
Я, как в годы прежние опять,
Под окном твоим готов стоять.
И на свет его лучей
Я всегда спешу быстрей,
Как на свиданье с юностью моей.
Михаил Матусовский
Музыка Тихона Хренникова
Посреди комнаты — огромная изразцовая печка,
На каждом изразце — картинка:
Роза — сердце — корабль. —
А в единственном окне —
Снег, снег, снег.
Вы бы лежали — каким я Вас люблю: ленивый,
Равнодушный, беспечный.
Изредка резкий треск
Спички.
Папироса горит и гаснет,
И долго-долго дрожит на ее краю
Серым коротким столбиком — пепел.
Вам даже лень его стряхивать —
И вся папироса летит в огонь.
Свет в окне напротив
Свет в окне напротив.
Тень за занавеской.
Чей-то нежный профиль.
Показать полностью.
Чей-то голос женский.
Шелестит геранью
ветерок воскресный.
Чья-то жизнь чужая.
Просто интересно.
Но ложатся пазлы
в строгую систему,
и клочок строптивый
никому не в тему.
Не судьба нам видеть
всю картинку сразу.
Мы поём из песни
только нашу фразу.
А хотелось парус,
тихий шум прибоя,
белый конь, геройство,
колдовство.. Да что я.
Свет в окне напротив.
Тень за занавеской
Чей-то нежный профиль.
Чей-то голос женский.
Добрый тихий голос..
Ласковый и нежный.
И как будто счастье
близко-неизбежно.
Жили б очень дружно,
было б нам не тесно.
Чья-то жизнь чужая.
Просто интересно.
От тепла и влаги
стёкла запотели,
свет сквозь занавески
виден еле-еле.
Гасят свет, ложатся.
Им легко, их двое.
Дом.Окно напротив.
Не моё. Чужое.
Сопровождают окна нас повсюду.
Они, как звёзды, незаметны днём,
Но вечером они, подобно чуду,
Показать полностью.
Внезапным озаряются огнём.
Они глядят сквозь путанные ветки,
Их отражает в лужицах вода.
А выдернули вилку из розетки,
И выключена целая звезда.
И грустно мне, что зыбким полукругом
Лежат во тьме пустынные дворы,
Что поздний час, что гаснут друг за другом
Торжественные звёздные миры.
Месяц высокий над городом лег,
Грезили старые зданья.
Голос ваш был безучастно-далек:
Показать полностью.
«Хочется спать. До свиданья».
Были друзья мы иль были враги?
Рук было кратко пожатье,
Сухо звучали по камню шаги
В шорохе длинного платья.
Что-то мелькнуло, – знакомая грусть,
– Старой тоски переливы.
Хочется спать Вам? И спите, и пусть
Сны Ваши будут красивы;
Пусть не мешает анализ больной
Вашей уютной дремоте.
Может быть в жизни Вы тоже покой
Муке пути предпочтете.
Может быть Вас не захватит волна,
Сгубят земные соблазны,–
В этом тумане так смутно видна
Цель, а дороги так разны!
С нами отрадно страдания гнать,
Спящим не ведать стремленья,
Только и светлых надежд им не знать,
Им не видать возрожденья,
Им не сложить за мечту головы,–
Бури – герои достойны!
Буду бороться и плакать, а Вы
Спите спокойно!
🕧 Вот опять окно
1916 год выдался непростым для Цветаевой, что хорошо заметно в стихах поэтессы, где доминирует печаль и грусть. В этом году Марина расстаётся с Софией Парнок и без надежды на лучшее возвращается к Эфрону, своему мужу. Былая страсть к Софье улеглась, но оставила на сердце немало шрамов, а муж занимает в жизни не более места, чем платяной шкаф – надежды на возвращение былых отношений автор строк не питает.
Не забываем, что внутренний излом в душе Цветаевой происходит на фоне безумия гражданской войны, что только сгущает краски душевных страданий и способствует замыканию в себе.
Надежда освящённого окна
Стихотворение «Вот опять окно» входит в цикл стихов «Бессонница» и написано на излёте 1916 года, как бы подводя итог тяжёлых 12 месяцев. На фоне тоски и печали в стихе есть и надежда – это освещённое в ночи окно, где:
Начало произведения показывает, что это не первые душевные страдания поэтессы:
То есть оно уже было, похожие страдания уже оставляли рубцы на душе и снова всё повторяется. И-за этого повтора и сквозит между строк равнодушие к окружающему, как тут не вспомнить библейские строки, выбитые у царя Соломона на кольце:
Всё пройдёт, и это тоже пройдёт.
Когда пройдёт боль
В таком состоянии Цветаевой сложно найти опору и заново поверить в жизнь, но она понимает, что боль будет уходить, а когда уйдёт, то её место долго не будет пустым – такова жизнь.
Тяжёлое душевное состояние поэтессы вызывает бессонницу, на её фоне свет в чужих окнах выглядит маняще, но не настолько, чтобы подойти и постучать в освещённые ставни.
Окно – это жизнь со своими встречами и разлуками, а Марина Андреевна сейчас устала и сторонится первого и второго – ей нужно время, чтобы зарубцевались раны. В строках Цветаева чётком показывает, что она умеет видеть жизнь и принимает её, но сейчас моральное состояние таково, что лишь бессонница и воспоминания имеют над поэтессой власть.
Призыв к неизвестному другу
Примечательна концовка стихотворения, где автор обращается к неизвестному другу (может, к нам с вами?):
Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!
Она призывает молиться за это окно, ведь оно символизирует жизнь, со всеми её взлётами и падениями. Пока в окне будет гореть свет, в мире будет жизнь, а значит остаётся надежда. Вокруг мрак безнадёжности и смерти, но свет в окне является маяком и на него надо лететь подобно мотылькам. Жаль, что от чужого огня часто сгорают крылья…
Давайте внемлем призыву Цветаевой и помолимся за дом, в котором правит бал бессонница, где не спят и зажгли свечи, чтобы мы не заблудились в жизни…
Стихотворение
Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может — пьют вино,
Может — так сидят.
Или просто — рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
Крик разлук и встреч —
Ты, окно в ночи!
Может — сотни свеч,
Может — три свечи…
Нет и нет уму
Моему — покоя.
И в моем дому
Завелось такое.
Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!
Видео
Предлагаем в финале видео, в котором стихотворение читает Алиса Фрейндлих.
Марина Цветаева — Окно: Стих
Атлантским и сладостным
Дыханьем весны —
Огромною бабочкой
Мой занавес — и —
Вдовою индусскою
В жерло златоустое,
Наядою сонною
В моря заоконные…
Анализ стихотворения «Окно» Цветаевой
Миниатюра «Окно» Марины Ивановны Цветаевой относится к ее лирике эмигрантского периода.
Стихотворение датируется маем 1923 года. Поэтессе в эту пору чуть за тридцать, она вместе с семьей уже год живет в Чехии. Условия не самые комфортные: в деревенском домике на краю леса, с печкой и без воды. Нет денег на одежду и обувь. За стихи, прозу и статьи гонорары маленькие, живут на пособие и стипендию мужа. Это время также отмечено вспыхнувшим чувством к К. Родзевичу и перепиской с Б. Пастернаком. Появились у нее и друзья в Праге, выпущена в свет книга «Ремесло». В жанровом отношении – мистерия, фантазия, загадка. Рифмовка неточная, почти ускользающая. Интонация лирической героини манящая, словно тайнопись, понятная лишь посвященным. Итак, всего восемь строк с россыпью интонационных тире (типичных для М. Цветаевой) и единственным многоточием в конце. Начинается стихотворение с эпитетов, прилагательных, один из которых – индивидуально-авторский (атлантским). Вообще лексика возвышенная, с привнесением мифологической и античной тем. Дыхание весны (олицетворение) сравнивается с мощью Атланта (в греческой мифологии – титан, держащий небо на плечах). То есть, сладостность, нежность, трепет сочетаются с напором, неудержимой силой пробуждения природы и – чувств. «Занавес» может быть и метафорой, символом почти театрального действа, высокой трагедии, а может он — просто пестрая оконная занавеска, которую треплет весенний ветер. «И» в последней строчке первого четверостишия – словно знак к началу представления, броска в неизвестность. Вторая строфа открывается образом индусской вдовы (в тексте – это еще и инверсия). Экзотичность его несколько контрастирует с окружающей поэтессу действительностью. Однако она всегда умела абстрагироваться от реалий и будней, а здесь все образы еще и продиктованы дурманящим взаимным чувством. Как известно, овдовевшая женщина в Индии (если она придерживалась индуизма) живой всходила на погребальный костер умершего мужа. Традиция считалась похвальной. Когда М. Цветаева писала свое стихотворение, этот ритуал (сати) около ста лет широко не практиковался. Впрочем, отдельные случаи зафиксированы в 1980-х годах. Вдову считают навлекшей несчастье на своего мужа. Так что смысл строки двояк: и выражение безусловной преданности (то ли С. Эфрону, то ли К. Родзевичу), и предчувствие, что крах тайных отношений, а значит, и разлука, неотвратимо приближаются. «Жерло златоустое»: метафора огня. Наяда – речная нимфа. Тут обыгрывается также значение имени поэтессы («морская»). В финале метафора – погружения в «заоконные моря» жизни, отношений, надежд и творческих замыслов. Глаголы отсутствуют, но динамика в стихе несомненна.
В стихотворении «Окно» лирическая героиня, опьяненная весной, как в омут с головой, бросается в будущее.
«Вот опять окно…» М. Цветаева
Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может – пьют вино,
Может – так сидят.
Или просто – рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!
Крик разлук и встреч –
Ты, окно в ночи!
Может – сотни свеч,
Может – три свечи…
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.
Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!
Дата создания: 23 декабря 1916 г.
Анализ стихотворения Цветаевой «Вот опять окно…»
В 1916 году после бурного романа с Софьей Парнок Марина Цветаева вернулась к мужу Сергею Эфрону, хотя и отдавала себе отчет, что ее супружеская жизнь вряд ли будет счастливой. В этот же период поэтесса создает цикл стихов под названием «Бессонница», в который входит произведение «Вот опять окно…». Посвящено оно внутренним переживаниям автора, которому трудно смириться с несовершенством окружающего мира и найти в себе силы для того, чтобы жить дальше так, как прежде – безмятежно, легко и радостно.
«Вот опять окно, где опять не спят», – эта фраза указывает на попытку Цветаевой обобщить человеческие переживания. Она словно бы пытается поставить себя в один ряд с другими людьми, спрятаться в толпе, чтобы не выпячивать наружу собственную боль. По мнению поэтессы, у каждого в жизни наступают такие моменты, когда приходит бессонница. И тогда в домах по ночам светятся окна, за которыми находятся люди со своими мыслями и чувствами. «Может – пьют вино, может – так сидят», – отмечает Цветаева. Бывают и счастливые исключения, когда бессонные ночи даруют двум людям чувство любви и душевного единения.
Светящееся окно становится для поэтессы символом самых разнообразных переживаний. Ведь бессонница является результатом наших эмоций, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. «Крик разлук и встреч – ты, окно в ночи!», – отмечает автор. При этом совсем не важно, горит за стеклом одна свеча, или же комната изнутри ярко освещена, напоминая рождественскую иллюминацию. За каждым таким огоньком кроются горести и беды, счастье и радость встреч с близкими людьми. И каждый такой огонек несет в себе душевную смуту, является следствием бессонницы, которая с недавних пор стала частой гостьей Марины Цветаевой. «И в моем дому завелось такое», – отмечает она, указывая на то что ее собственное окно с недавних пор тоже светится в темноте, являясь своеобразным маяком для одиноких прохожих. Но им нет дела до чужих переживаний, и в этом нет ничего удивительного. Тем не менее, поэтесса все же обращается к неизвестному прохожему с просьбой: «Помолись, дружок, за бессонный дом, за окно с огнем!». Еще совсем недавно она точно также прошла бы мимо светящегося оконного прямоугольника, однако теперь на собственном опыте знает, как коварна бессонница, и сколько бед она может принести человеку, лишенному душевного равновесия, спокойствия и умиротворения.