В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны
Сны в русской литературе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сны в русской литературе
Ни для кого не секрет, что сон – это довольно мистическое и неподдающееся логическому объяснению проявление действия психики каждого человека.
Данное явление довольно часто встречается в русской литературе и активно используется авторами.
Что же значит сон в русской литературе?
Для ответа на этот вопрос, обратимся к небезызвестным произведениям русских классиков, таким как: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Обломов» И. А. Гончарова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Во всех этих произведениях сон использован как литературный прием, имеющий достаточно весомое значение. Для чего же нужен сон и какие виды «снов» бывают в произведениях русских классиков? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к вышеуказанным произведениям.
В «Евгении Онегине» сон главной героини Татьяны выполняет функцию предсказания, предчувствия чего-то страшного, непоправимого. Девушке снилась ночь, холодный снег, олицетворяющие непреодолимые препятствия, дикие звери, символизирующие опасную ситуацию, главным виновником которой стал последний герой ее сна – Евгений Онегин. Можно утверждать, что сон Татьяны предсказывал дуэль между Онегиным и Ленским, бессмысленное убийство Ленского и разочарование Татьяны в предмете своей любви. Так, данный сон обозначал в этом произведении предчувствие, оправдавшееся впоследствии.
В произведении И. А. Гончарова, сон главного героя – Ильи Обломова, по сути, являлся отражением главной мысли романа. Если рассматривать все произведение целиком, то Обломов почти половину своей жизни «проспал». Такой сон скорее символизировал сущность Обломова и суть самого произведения. Таким образом, в данной ситуации сон является отражением сути романа как таковой.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, можно выделить следующие типы сновидений в произведениях русских классиков:
Так, все вышеперечисленное является основными типами сновидений, наиболее часто встречающихся в русской литературе. Каждый из них несет свое собственное значение.
В целом, можно сказать, что сновидения главных героев в произведениях русской литературы – это распространенный композиционный прием, помогающий читателю понять смысл произведения, чувства и переживания главных героев.
Значение снов в русской литературе
Как уже говорилось выше, каждый из типов сновидений в русской литературе несет свое предназначение и по-своему влияет на текст. Проанализировав несколько наиболее известных произведений русской литературы, можно прийти к выводу о том, что использование такого приема в произведении имеет множество значений и задач. Прием описания сновидения может служить:
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сновидение – это художественный, композиционный прием в русской литературе, различающийся по своим типам и задачам. Типы сновидений могут различаться от информирующего до описательного, каждый из них имеет свои собственные композиционные и идейные задачи, к которым, в основном, относится представление и осмысление эмоционального состояния главного героя или раскрытие идейного замысла произведения.
Итак, сновидения как литературный прием играют огромную роль в русской литературе. Они помогают читателю более глубоко понять произведение, более полно и ярко представить картину происходящего, а также помогают самому автору в раскрытии идейного замысла произведения. Сновидения, неся в себе как позитивную эмоциональную окраску, так и негативную, помогают сделать ярче эмоциональную картину произведения. Таким образом, данный литературный прием действительно играет большую роль в русской литературе.
В каких произведениях русской литературы используются СНЫ персонажей и каковы в них основные функции сновидений? (ЕГЭ по литературе)
В каких произведениях РУССКОЙ литературы используются СНЫ персонажей и каковы в них основные функции сновидений?
1) А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Сон Татьяны в произведении дает читателю представление о содержании внутреннего мира героини и, кроме того, является как бы маленьким вступлением к последующим событиям в сюжете (ссора Онегина с Ленским и их дуэль).
2) И. А. Гончаров «Обломов». Сон заглавного героя Ильи Ильича – это и воспоминание, и его вечный идеал; это история детства героя и в то же время потерянный образ совершенного, беззаботного мира, которым была для него родная деревня Обломовка.
3) Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Сны Родиона Раскольникова можно охарактеризовать по-разному. Они могут, как врезаться в реальность, открывая при этом внутренний духовный мир героя, так и носить фантасмагорический характер и своим устрашающим впечатлением нарушать стройность теоретических выводов Раскольникова о его праве на возможность убийства.
В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?
Сны – ключевое средство поэтики в русской литературе.
С одной стороны, сон служит своеобразной книгой, через которую мы можем узнать о переживаниях и чувствах персонажей, а с другой – с помощью иносказаний, аллегорий сна можно скрыть, завуалировать истинное положение того, что происходит.
Прием сна мы можем увидеть в таких произведениях как «Война и мир» Льва Толстого (сон Пети Ростова), «Преступление и наказание» Федора Достоевского (сны Раскольникова и Свидригайлова), «Сон Макара» Владимира Короленко.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Капканы ЕГЭ и ГИА
Задания 8-9 (По Слову о полку Игореве.)
Задание 8.
Каков символический смысл выражения «на седьмом веке Трояна»?
Кто такой Троян, упоминаемый в «Слове о полку Игореве», точно неизвестно.
Века Трояна символизируют время возникновения Киевской Руси, время основания Киева. Выражение «седьмой век» использовано в переносном, символическом смысле. Седьмой век — это последний век существования мира. Указание, что Всеслав действует на седьмом, послед¬нем веке существования земли Трояна, является свидетельством того, что полоцкий князь считается автором «Слова о полку Игореве» одним из виновников гибели Киевской Руси, распавшейся на ряд самостоятельных княжеств в результате кровавых междоусобиц.
В интерпретации академика Д.С. Лихачёва «земля Трояна» отождествляется с Русской землёй, а 7-й век Трояна – обозначение последнего века язычества на Руси в связи с символическим значением седьмого как последнего.
Задание 8.
Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы?
Образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы, потому что она является символом верности, преданности и любви.
Она носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Её образ ярко раскрывается в плаче. Ярославна оплакивает попавшего в беду мужа. Она готова в поисках его облететь кукушкою просторы русской и половецкой земли. Она не просто оплакивает мужа, а надеется вернуть его из плена с помощью могучих природных сил: Ветра Ветрила, Днепра Славутича, тресветлого солнца. Эти природные силы персонифицированы. Поэтому плач Ярославны – это и заговор, и заклинание. Она похвалой заговаривает, заклинает их. Это сложное триединое жанровое образование: плач, заговор, молитва. В обращениях Ярославны присутствует градация, наращение, усиление действия, эффекта. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена.
Задание 8.
Можно ли назвать образ князя Игоря идеальным?
Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» совершенно лишен какой-либо идеализации.
С одной стороны, автор создает образ эпического героя, для которого главное — воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь — человек своего времени. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.
Задание 8.
Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?
Задание 9.
Как автор «Слова» относится к своему герою и в каких еще произведениях русской литературы можно увидеть неоднозначное отношение автора к героям?
Автор «Слова о полку Игореве» неоднозначно относится к своему герою. Для автора Игорь храбрый, но недальновидный полководец, который ведет свои войска в поход, обреченный на неудачу. Игорь любит родину, Русь, но основным побуждением его является стремление к личной славе: «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование».
Пример противоречивого отношения автора к герою можно увидеть в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». С одной стороны, Л.Н. Толстой осуждает бесчестные и подлые поступки Долохова по отношению к Пьеру и Николаю Ростову, с другой – показывает его человеком, способным любить, заботливым сыном и братом.
Неоднозначно также отношение И.С. Тургенева к главному герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову. Автор симпатизирует Базарову за его честность, за самостоятельность суждений и независимость, но не принимает нигилистических взглядов, которые отстаивает герой, его отношения к природе и искусству, миру и людям в целом.
Задание 9.
Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события он отражает?
Художественная функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами.
Задание 9.
В каких произведениях РУССКОЙ литературы используются СНЫ персонажей и каковы в них основные функции сновидений?
Сон Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» помогает читателю точнее представить внутренний мир героини и предвещает будущие сюжетные события — ссору Онегина с Ленским и гибель юного поэта. В романе И. А. Гончарова «Обломов» сон Ильи Ильича — это мечта-воспоминание, история детства героя и одновременно тот образ идиллического мира, который он потерял, покинув Обломовку. Сны Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского, с одной стороны, вплетаются в реальность (избиение упавшей лошади на петербургской улице) и раскрывают душевный мир героя, с другой — носят фантасмагорический характер (сон о смеющейся старухе-процентщице, которую Раскольников не может убить) и своей кошмарностью опровергают стройные теоретические построения персонажа о праве на убийство.
Задание 9.
В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?
Задание 9.
В каких произведениях русской литературы XX века используется об¬раз волка и в чём оригинальность поэтической позиции автора «Слове о полку Игореве»?
Образ волка представлен и в повести В. Распутина «Живи и помни». Здесь волк и человек тождественны друг другу. Образ волка предстает в тексте как алчный хищник и лютый враг человека. Ему подобен и человек, предавший Родину и дом.
В «Слове о полку Игореве», в отличие от названных произведений, звучит мотив оборотничества. Следовательно, в основе образа волка здесь лежат языческие и мифологические представления.
Задание 9.
В каких произведениях русской литературы XX века можно, как и в «Слове о полку Игореве», найти черты жанра «воинской повести»? (Свой ответ аргументируйте)
Данному жанру героического эпоса свойственны следующие признаки: воинская героика (прославление воинской доблести), воинская терминология, характерная лексика, используемая при описании битв, а также определенные стилистические формулы: сборы войска, выступление в поход, бой, поражение, пленение, победа, возвращение домой.
«Слове» тоже используется воинская терминология, описывающая вооружение дружины Игоря, воинские подразделения, этапы боя: меч, стелы, шелом, копье, стяг, дружина, полк. Автор прославляет воинскую доблесть русских князей.
Поделись с другом в социальной сети
В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чём их можно сопоставить со сном Софьи?
Сны героев — это одно из средств открытого психологизма, которым авторы пользуются уже несколько поколений. Произведение Грибоедова «Горе от ума» не исключение, а потому на ЕГЭ по литературе часто появляется вопрос: «В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чём их можно сопоставить со сном Софии?»
В произведениях таких русских писателей, как И. А. Гончаров, А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, описаны сны героев.
В романе И. А. Гончарова «Обломов» главный герой видит сон о своём детстве. В нем он вспоминает родителей, свои чувства и переживания, испытываемые им тогда. Эмоции героя помогают передать пейзажи, которые полны спокойствия и довольства. Так и в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Софья видит «цветистый луг» и «небеса», которые символизируют радость и покой героини, а их исчезновение пугают девушку. В обоих произведениях природа во сне передаёт внутреннее состояние персонажей.
В романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина видит сон о своём возлюбленном, который станет вещим. Софья из комедии «Горе от ума» также видит во сне Молчалина и «чудовищ», которые позже окажутся гостями, пришедшими на бал. В обоих произведениях героини видят во сне своих возлюбленных и события, которые сбудутся.
Во всех приведённых произведениях сны герое описаны по — разному: одни писатели с помощью описания природы показывают душевное состояние героев, а другие предсказывают грядущие события.
Выступление «Роль снов в произведениях русских писателей XIX века»
Малая академия наук школьников Республики Башкортостан
Министерство образования Республики Башкортостан.
Отдел образования администрации МР Шаранский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Шаран МР Шаранский район Республики Башкортостан»
XI V районная научно-практическая конференция школьников
Роль снов в произведениях русских писателей XIX века
ВЫПОЛНИЛА: ученица 9а класса
МБОУ «СОШ №1 с.Шаран муниципального района Шаранский
район Республики Башкортостан
Галиуллина Илина Замировна.
УЧИТЕЛЬ русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 с.Шаран муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан»
Сабангулова Зиля Мударисовна.
Глава 1. Волнующий сон Светланы в балладе Жуковского
Глава 2. Пророческий сон в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»…. 6-8
Глава 3. Вещий сон Гринёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»……………………………………………………………………………8-9
Список использованной литературы ………………………………………. 11
Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он – мудрый старец.
В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними чёткую грань, чего же тогда ожидать от простых смертных? Иногда приходится слышать, что мы живём в мире иллюзий или в каком- то придуманном мире. Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг так или иначе возникает у каждого человека. Сон – это всегда что – то загадочное, необъяснимое.
Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. Сон всегда был тайной, загадкой для человека. Как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, колдовство…
Сны героев в литературе занимают особое место: через данный приём раскрывается внутренний мир героев, часто сны носят символический смысл или предсказывают дальнейшее развитие сюжета.
В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средств отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений русской литературы XIX века.
Выбор темы обусловлен возрастающим интересом поэтов и писателей ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порождённого творческой фантазией поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны только те, в которых снам отводится главная роль в тексте повествования. При этом учитывались не только содержательная сторона снов, но и публицистическая, идейная направленность.
Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективное переживание героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.
Цель работы: определение основной роли и предназначения сна в произведениях художественной литературы XIX века.
-определение значимости использования приёма сна в произведениях художественной литературы;
-определение их места в структуре этих произведений.
Волнующий сон Светланы в балладе Жуковского «Светлана».
Обратимся к балладе «Светлана». Светлана погружена в раздумье и женихе, от которого «вести нет», и томится в разлуке с ним.
«Как могу, подружки, петь?
Мне судьбина умереть
Год промчался – вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит…
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
В произведении нам представлена антитеза – противопоставления добрых сил злым, сна – действительности. Причём грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит. Примером тому, является предложение подружек, которые просят Светлану загадать «в чистом зеркале стекла».
Грань между явью и сном стёрта. И этот факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. А появление мёртвого жениха приводит в ужас не только героиню.
После описания весёлых гаданий возникает мифический сюжет сна. Жуковский использует характерный для баллад ход – встреча с миром мёртвых. Светлана очень ждала своего жениха, а во сне она встречает его, но в очень странном виде. Постепенно автор нагоняет атмосферу страха. Мы ещё не понимаем, что происходит, вместе со Светланой нам что-то чудится, мы видим кого-то с «яркими глазами», и этот «кто-то» зовёт девушку в путь.
Яркий свет паникадил
На середине чёрный гроб;
И гласит протяжно поп:
Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
Потом жених Светланы куда-то исчезает, она остаётся одна в страшных местах, видит избушку, открывает дверь и видит гроб. Но, в конце концов, Светлану спасает молитва.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
И, с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Это оптимистическое произведение кончается счастливой развязкой. Сон оказывается лишь отражением страхов Светланы. За ним следует пробуждение, и всё сразу меняется. Мир снова залит светом, девушка встречается со своим женихом, который возвращаются к ней живым и здоровым.
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана… Будь вся жизнь её светла,
Будь веселость, как была,
Пророческий сон в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Александр Сергеевич Пушкин – тонкий психолог, прекрасно понимающий душу человека. Его роман «Евгений Онегин» является достоверной картиной русской жизни XIX века.
Включая в повествование сон героини, автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни, подобные ей. Татьяна читает иностранные романы, русских тогда ещё не создали, но снятся ей русские, даже простонародные сны. Её вещий сон, пронизанный фольклорными образами символами, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью. Татьяне снится:
… будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена.
Сон героини очень логичен и последователен, встречающиеся трудности в виде незамерзающего ручья, длинного пути в сугробах ей помогает преодолеть «лакей косматый». Татьяна замирает от ужаса, когда ее подхватывает медведь:
Упала в снег; медведь проворно
Ее хватает и несет;
Она бесчувственно-покорна,
Не шевельнется, не дохнет.
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.
Используя систему художественных образов, Пушкин создает пародию на гостей, которые будут присутствовать на именинах Татьяны в доме Лариных. Но главное, кроме них Татьяна видит и того, кто «мил и страшен ей», Евгения, и при чем в роли «хозяина» (все ему подчиняются), атамана шайки нечисти.
Сон Татьяны повествует о трагедии. Онегин выступает «злодеем», убивающим Ленского.
Неподдельный ужас пробуждает Татьяну, теперь она старается осознать увиденное, так как верит в предзнаменованье.
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Сон героини, достоверно и подробно рассказанный автором, настраивает читателя на то, что дальше последуют предсказанные события, поэтому «странное» поведение Онегина на бале Лариных, его ухаживания за Ольгой – логическая цепь, за которой последует катастрофа – дуэль недавних приятелей. Но сон имеет и второе толкование, его символы сулят Татьяне свадьбу, правда не с любимым. Медведь – это ее будущий муж, генерал. Переход через ручей по мосткам сулит и свадьбу, и похороны. Недаром Татьяна слышит шум, как «на больших похоронах».
Сон, введенный в романа, многое объясняет читателям, ждущим дальнейшего развития событий. И логичным предстает концовка произведения, когда вновь появляется Татьяна, уже светская замужняя дама, но такая же несчастная, как прежде:
А счастье было так возможно,
Так близко. Но судьба моя
Уж решена
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Это ее судьба, против которой героиня не пойдет, сохраняя твердую покорность, выпавшую на ее долю. Она останется верна долгу, в этом ее суть.
Сон Татьяны пророческий. Героиня, верившая «преданьям старины», пытается найти объяснение этому сну в книге Мартына Задеки, но не находит. Она убеждена, что сну суждено сбыться.
Вещий сон Татьяны – один из самых важных и интересных сюжетных ходов Пушкина, и неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более отдалённое.
Вещий сон Гринёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Совершенно особую роль в романе играет сон Гринёва, который он увидел сразу же после первой встречи с вожатым – Пугачёвым. Введение сна Гринёва объясняется как предваряющая события информация: Пушкин предупреждает читателя, что будет с Гринёвым дальше, как сложатся его отношения с Пугачёвым.
Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «. Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,— говорит она мне,— отец болен при смерти и желает с тобою проститься». — Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж. Вместо отца моего, вижу в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Всё равно, Петрушка,— отвечала мне матушка,— это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит». »
Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, ничего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку». Символическое в ней будет простонать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа — тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил ему счастье с Машей Мироновой. Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.
Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери — подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать. и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах. Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „Не бойся, подойди! под мое благословение. «»
Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву.
В данной работе были рассмотрены три произведения русской художественной литературы XIX века. Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что сны и сновидения могут использоваться поэтами и писателями для решения самых разных целей и задач.
Во-первых, сон может выступать как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя. Во-вторых, сон может стать предсказанием, предопределением будущего героев. И, наконец, сон может отражать физическое и нравственное состояние героя.
Таковы главные выводы, к которым можно прийти в результате выборочного анализа произведений художественной литературы.
Работа над данной темой помогла изменить устоявшееся представление о том, что сон — это просто физиологическое состояние, в котором мы находимся каждую ночь, а сновидения присутствуют в нашем сознании только для того, чтобы мы толковали их с помощью всевозможных книг гаданий и сонников.
После проведенного в данной работе исследования стало очевидно, что писатели очень широко использовали приём сна, ведь именно через сон можно раскрыть характер героя, его сокровенные мысли и желания, чувства и переживания, также удалось определить символическое значение и основную функцию сна для того или иного художественного произведения.
Обращение к лучшим образцам художественной литературы прошлого со всей очевидностью убеждает нас в том, что сны и сновидения — это вечная тайна и загадка, и для того, чтобы постичь их, потребуются ещё века и тысячелетия.
Данная работа является лишь попыткой проникновения в данную проблему, но в тоже время она позволяет определить многие знаковые вещи, как для понимания литературы, так и для мировосприятия в целом.