в каких произведениях есть такие фрагменты части эпизоды
В каких произведениях есть такие фрагменты части эпизоды
В каких произведениях русской классики звучат песни и в чём соответствующие эпизоды можно сопоставить с приведённым фрагментом «Тихого Дона»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1, C2.
Под навесом сарая у круглых яслей стояли четыре осёдланные лошади. Из амбара вышел подросток с железной мерой, доверху насыпанной овсом. Он мельком взглянул на Григория, пошёл к заржавшим лошадям. За углом куреня разливалась песня. Дрожащий высокий тенорок выводил:
Как по той-то было по дороженьке
Никто пеш не хаживал.
Густой прокуренный бас, повторив последние слова, сомкнулся с тенором, потом вступили новые слаженные голоса, и песня потекла величаво, раздольно и грустно. Григорию не захотелось своим появлением прерывать песенников; он тронул Прохора за рукав, шепнул:
— Погоди, не показывайся, нехай доиграют.
— Это — не проводы. Еланские так играют. Это они так запеснячивают. А здорово, черти, тянут! — одобрительно отозвался Прохор и огорчённо сплюнул: расчёт на то, чтобы выпить, судя по всему, не оправдался.
Ласковый тенорок до конца рассказал в песне про участь оплошавшего на войне казака:
Ни пешего, ни конного следа допрежь не было.
Проходил по дороженьке казачий полк.
За полком-то бежит душа добрый конь.
Он черкесское седельце на боку несёт.
А тесмяная уздечка на правом ухе висит,
Шёлковы поводьица ноги путают.
За ним гонит млад донской казак,
Он кричит-то своему коню верному:
«Ты постой, погоди, душа верный конь,
Не покинь ты меня, одинокого…»
Очарованный пением, Григорий стоял, привалившись спиной к белёному фундаменту куреня, не слыша ни конского ржания, ни скрипа проезжавшей по проулку арбы.
За углом кто-то из песенников, кончив песню, кашлянул, сказал:
— Не так играли, как оторвали! Ну да ладно, как умеем, так и могём. А вы бы, бабушки, служивым на дорогу ишо чего-нибудь дали. Поели мы хорошо, спаси Христос, да вот на дорогу у нас с собой никаких харчишек нету.
Григорий очнулся от раздумья, вышел из-за угла. На нижней ступеньке крыльца сидели четверо молодых казаков; окружив их плотной толпой, стояли набежавшие из соседних дворов бабы, старухи, детишки. Слушательницы, всхлипывая и сморкаясь, вытирали слёзы кончиками платков, одна из старух — высокая и черноглазая, со следами строгой иконописной красоты на увядшем лице — протяжно говорила, когда Григорий подходил к крыльцу:
— Нас самих, бабушка, губят, — хмуро ответил Григорий.
Казаки, смущённые приходом незнакомого офицера, проворно поднялись, отодвигая ногами стоявшие на ступеньках тарелки с остатками пищи, оправляя гимнастёрки, винтовочные погоны, портупеи.
В каких произведениях есть такие фрагменты части эпизоды
Героические образы в музыке, изобразительном искусстве.
Послушай знакомые фрагменты из кантаты «Александр Невский».
Вспомни, ка ким героическим страницам истории России посвящена эта музыка, и спой главные темы этих фрагментов.
Имя Александра Невского хорошо известно на Руси. Прославился он своими ратными подвигами в начале 13 века, когда одержал победу над шведами на Неве – реке и разбил рыцарей – тевтонцев в Ледовом побоище на Чудском озере.
Образ защитника Отечества Александра Невского воплощён в различных произведениях искусства: в музыке и живописи, в архитектуре и кино.
Рассмотри икону «Святой князь Александр Невский».
Святой Александр Невский. Фреска Архангельского собора Московского Кремля. 1666 г.
кад ры из фильма «Александр Невский»,
Александр Невский канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.
Память 6 декабря и 12 сентября по новому стилю (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года).
Вслушайся ещё раз в музыку вступления к хору «Вставайте, люди русские!» и передай (изобрази) движением руки характер звучания набатного колокола.
Посмотри фрагмент фильма «Александр Невский», где звучит хор «Вставайте, люди русские».
Выполни задание: сравни обе части, попробуй определить их форму.
2. П.Корин триптих «Александр Невский»
Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. Владимирский художник из города Палех Павел Дмитриевич Корин (1892-1967) создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх самостоятельных картин-частей, образующих единое целое.
Этой же теме посвящены еще два выдающихся одноименных произведения: кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева для меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра. Оба произведения, появившиеся накануне Великой Отечественной войны (1941-1945), прозвучали как решительное предупреждение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, решившегося напасть на нашу Родину.
Для легендарного фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский», созданного в 1938 г. сочинил музыку С. Прокофьев. Позднее она легла в основу его кантаты — многочастного музыкального произве дения для хора, меццо-сопрано и симфонического оркестра. Зримость образов музыки Прокофьева позволит нам обратиться к восприятию другого произведения искусства — живописно го триптиха художника П. Корина «Александр Невский».
На цент ральной части триптиха — могучая фигура воина, грозный лик и гневный взгляд защитника Отечества, уверенный жест рук, сжимающих рукоять меча. Холодной голубизной отливают его доспехи.
1.Какая идея лежит в основе этих картин художника П.Корина?
2.Почему фигура Александра Невско го занимает центральную часть?
3.Какие сюжеты воплощены на правой и левой частях триптиха?
4. Как они связаны с об разом великого русского полководца?
5. Современно ли «зву чание» картины для нас — людей XXI века?
4. Тема защитников Родины в музыке
Вспомни известные тебе (из уроков музыки) музыкальные произведения, в которых ярко раскрывается тема защиты Родины.
Послушай ЗДЕСЬ ещё раз:
5. Русские народные песни и песни современных композиторов.
5. Родство кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева с живописными образами
Кантата «Александр Невский», в основу которой легла музыка к одноименному кинофильму, стала новым, самостоятельным музыкально-драматическим произведением на стихи поэта В. Луговского и самого композитора С. Прокофьева.
ВИДЕО «ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ»
Рассмотри «Ледовое побоище» Н.Зиновьева. Палех.
Рассмотри картину В. Серова «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища»
Монументальные кадры фильма по своей суровости, величественному народному характеру созвучны картинам П. Корина и В. Серова.
Посмотри ВИДЕО » Въезд Александра Невского во Псков»
Когда же звучит музыка кантаты С. Прокофьева, родство с живописными образами становится еще более ярким.
Спой главные темы этих частей.
1.. Какие особенности мелодики, ритма использовал С. Прокофьев для характеристики величавого облика русского народа?
2.Какие жанры народной музыки напоминает «Песня об Александре Невском» и хор «Вставайте, люди русские»?
3.Какой прием развития лежит в основе композиции этих частей кантаты? В какой форме они написаны?
4.Что, кроме сюжета, роднит эти замечательные творения композитора, художников, кинорежиссера?
5. Контрольное задание
Послушай музыкальную викторину Кантата «Александр Невский» Ссылка ЗДЕСЬ
В каких произведениях есть такие фрагменты, части, эпизоды? «Сеча при Керженце»
кантата «Александр Невский»
опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Ответы
в 1717 году бах с семьей переехал в кетен. в кетене бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. при дворе принца кетенского, куда он был приглашен, не было органа. в обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. без труда справляясь со своими обязанностями, бах все свободное время отдавал творчеству. созданные в это время произведения для клавира представляют собой вторую после органных сочинений — вершину в его творчестве. в кетене были написаны двухголосные и трехголосные инвенции (трехголосные инвенции бах называл «симфониями»). эти пьесы композитор предназначал для занятий со своим старшим сыном вильгельмом фридеманом. педагогические цели руководили бахом и при создании сюит — «французских» и «». в кетене бах закончил также 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «хорошо темперированный клавир». в этот же период была написана и знаменитая «хроматическая фантазия и фуга» ре минор.
в наше время инвенции и сюиты баха стали обязательными пьесами в программах музыкальных школ, а прелюдии и фуги «хорошо темперированного клавира» — в училищах и консерваториях. предназначенные композитором для педагогической цели, эти произведения представляют, кроме того, высокохудожественный интерес для музыканта. поэтому пьесы баха для клавира, начиная со сравнительно нетрудных инвенций и кончая сложнейшей «хроматической фантазией и фугой», можно услышать на концертах и по радио в исполнении лучших пианистов мира.
Тема героизма в музыке
Тема героизма в музыке
РЕБЯТА, давайте сосредоточимся и вспомним героические образы произведений Прокофьева, Глинки, Бетховена.
Выразительные возможности музыки поистине безграничны.
Она может передать самые тонкие душевные движения, самые сильные человеческие чувства. Героическая тема – одна из ведущих в искусстве. Подвиги простых людей и знаменитых полководцев вдохновляли композиторов на создание опер и симфоний, ора-торий и кантат. Героические образы широко и разнообразно воплощены в музыке русских композиторов.
«Богатырская симфония» и опера «Князь Игорь» А. П. Бородина.
«Сеча при керженце» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о Невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Поэма «Прометей» А. Н. Скрябина.
Прокофьева «Александр Невский» посвящена героическим страницам истории Руси. Наши войска под предводительством князя Александра Невского сражались с полчищами тевтонских рыцарей.
И героизм главного героя передан не через яркое экспрессивное звучание, но через внутренне мелодическое благородство его вокальной партии, спокойные, уверенные интонации.
Синоним слова «героизм» в музыке является судьба и творчество композитора Людвига ван Бетховена.
Его третья симфония называется «Героическая» и рисует не только образы борьбы, гибели героя, но и торжества силы духа, не сломленного ничем.
Симфония, кантата, опера, образ, героика, трагизм.
Наши войска под предводительством князя Александра Невского сражались с отрядами тевтонских рыцарей. Художественный фильм на эту тему снял режиссёр Сергей Эйзенштейн в 1938 г.
Это было время, когда над Европой уже сгущались тучи. Приближалась Вторая мировая война, в которой нашей стране предстояли жестокие испытания.
И фильм Сергея Эйзенштейна прозвучал очень точным эмоциональным акцентом.
Он напомнил людям о благородстве подвига во имя счастья и свободы Родины, показал образец героизма и мужества в преддверии грозных сражений.
, сочиняя музыку к этому фильму, воплотил образ русских воинов в хоровых эпизодах.
Другие «русские» номера выдержаны в более спокойном, величавом, распевном характере.
В опере «Иван Сусанин» композитор М. И. Глинка не использовал жёстких созвучий, не изображал лязг железа и грохот битвы.
Вражеский стан представлен в высшей степени благородно. Польские сцены полны изящества: красивые танцы, пленительные мелодии, эффектные костюмы.
Подвиг простого костромского крестьянина, сосредоточенный в кульминации оперы – это «тихий» героизм.
Сурово молчит заснеженный лес.
И степенно звучит монолог в прощальной арии Сусанина. Героизм этой музыки – в спокойных интонациях, полных достоинства и глубокого внутреннего благородства.
Героические образы широко и разнообразно представлены в музыке русских композиторов.
Это «Богатырская» симфония и опера «Князь Игорь» А. П. Бородина.
Победе над французскими войсками посвятил свою увертю-ру «1812 год» П. И. Чайковский.
Героическими интонациями наполнены произведения А. Н. Скрябина: поэма «Прометей», «Революционный» этюд…
Если же речь заходит о музыке зарубежных композиторов, то в памяти сразу возникают образы, созданные Людвигом ван Бетховеном.
Его называют музыкальным титаном, а многие страницы бетховенских симфоний могут считаться практически синонимом слову «героизм».
Судьба композитора – подлинный образец силы человеческого духа.
Борьба не с внешним врагом, но с жестокой судьбой.
В 3-й «Героической» симфонии Бетховена нашли отражение все эти чувства.
Но на смену его трагическим аккордам приходит музыка светлой танцевальной третьей части и затем финал – яркий, жизнеутверждающий!
Вот она – настоящая победа мужества и силы воли над жестокими обстоятельствами!
Сюжетные и внесюжетные элементы композиции
Композиция в литературоведении — взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении.
Композиция в литературоведении — взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Структура, план выражения литературного произведения. Построение художественного произведения.
Сюжетные элементы. К основным относят экспозицию, завязку, развитие действия, перипетии, кульминационный момент, развязку. К факультативным: пролог, эпилог, предысторию, концовку.
1) завязка (завязывание конфликта, событие, с которого начинается конфликт);
2) кульминация (момент наивысшего напряжения дейст-вия, вершина конфликта, апогей);
3) развязка (решение изображаемого конфликта, либо указание на возможные пути его решения, либо констатация неразрешимости конфликта).
В качестве композиционных элементов произведения выступают также пролог, экспозиция и эпилог.
Пролог – вступление к произведению, он эмоционально настраивает читателя на восприятие, сюжетно может быть не связан с произведением;
Экспозиция – введение в действие, он знакомит читателя с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;
Эпилог – заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев; краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.
Внесюжетные элементы. Помимо сюжета, в композиции произведения существуют еще и так называемые внесюжетные элементы, которые зачастую бывают не менее, а то и более важны, чем сам сюжет. Еслисюжет произведения – это динамическая сторона его композиции, то внесюжетные элементы – статическая; внесюжетными называются такие элементы, которые не продвигают действия вперед, во время которых ничего не случается, а герои остаются в прежних положениях.
Различают три основные разновидности внесюжетных элементов: описание, авторские отступления и вставные эпизоды (иначе их называют еще вставными новеллами или вставными сюжетами).
Описание – это литературное изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей и т.п.) или устойчивого жизненного уклада, то есть тех событий и действий, которые совершаются регулярно, изо дня в день и, следовательно, также не имеют отношения к движению сюжета. Описания – наиболее распространенный вид внесюжетных элементов, они присутствуют практически в каждом эпическом произведении.
Авторские отступления – это более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического, автобиографического и т.п. характера; при этом данные высказывания не характеризуют отдельных персонажей или взаимоотношений между ними. Авторские отступления – необязательный элемент в композиции произведения, но когда они там все же появляются («Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, «Мастер и Маргарита» Булгакова и др.), они играют, как правило, важнейшую роль и подлежат обязательному анализу.
Наконец, вставные эпизоды – это относительно законченные фрагменты действия, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в иное время и место и т.п.Иногда вставные эпизоды начинают играть и произведении даже большую роль, чем основной сюжет: например, в «Мертвых душах» Гоголя.\
Внесюжетные композиционные элементы:
• Вставные эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);
В некоторых случаях к внесюжетным элементам можно отнести также психологическое изображение, если душевное состояние или размышления героя не являются следствием или причиной сюжетных событий, выключаются из сюжетной цепи. Однако, как правило, внутренние монологи и другие формы психологического изображения так или иначе включаются в сюжет, поскольку определяют дальнейшие поступки героя и, следовательно, дальнейшее течение сюжета.
Вообще внесюжетные элементы зачастую имеют слабую или чисто формальную связь с сюжетом и представляют собой отдельную композиционную линию.
05.03.2016, 28043 просмотра.