в качестве антикризисных мер в сфере сельского хозяйства следует продолжить действие таких мер как
В качестве антикризисных мер в сфере сельского хозяйства следует продолжить действие таких мер как
Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства
1. Государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 467-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для:
а) сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) указанных организаций и индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год;
в) организаций и индивидуальных предпринимателей, соответствующих требованиям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации в целях реализации федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ) по направлениям, определенным правовым актом Президента Российской Федерации;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 15.10.2020 N 330-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;
3) развитие племенного животноводства;
4) развитие элитного семеноводства;
5) обеспечение производства продукции животноводства;
6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;
7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;
8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;
9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;
10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим участникам рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;
(в ред. Федерального закона от 15.10.2020 N 330-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики;
12) поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях. Неблагоприятными для производства сельскохозяйственной продукции территориями в целях настоящего Федерального закона признаются территория субъекта Российской Федерации или территории субъектов Российской Федерации, на которых вследствие природно-климатических условий, состояния почвы, а также социально-экономических факторов уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по сельскому хозяйству, но производство сельскохозяйственной продукции должно осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его доходов, сохранения местных традиций. Порядок и критерии отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям устанавливаются Правительством Российской Федерации;
(п. 12 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 236-ФЗ)
13) развитие органического сельского хозяйства и поддержка производителей органической продукции.
(п. 13 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 280-ФЗ)
С 01.03.2022 ч. 1 ст. 7 дополняется п. 14 (ФЗ от 11.06.2021 N 175-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 ч. 1 ст. 7 дополняется п. 15 (ФЗ от 02.07.2021 N 318-ФЗ). См. будущую редакцию.
2. Финансовое обеспечение мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 15.10.2020 N 330-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В качестве критерия отбора субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям в сфере производства сельскохозяйственной продукции может устанавливаться наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) договоров сельскохозяйственного страхования, отвечающих требованиям федерального закона о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования.
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2011 N 260-ФЗ, от 15.10.2020 N 330-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.
В ВЭБе оценили влияние антикризисных мер на экономику и доходы россиян
Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ ухудшил оценку падения российского ВВП с 3,8 до 4,5% по итогам 2020 года. Без принятия антикризисных мер масштаб сокращения экономики был бы еще сильнее, следует из обновленного, июльского прогноза экономистов госкорпорации, с которым ознакомился РБК. Прекращение действия большинства стабилизационных мер в конце текущего года и ограничительный эффект бюджетного правила будут препятствовать V-образному отскоку экономики в 2021 году и сдержат рост ВВП в 2021–2024 годах на уровне не выше 3%, предупреждают экономисты, отмечая, что такие темпы роста будут уступать прогнозируемой динамике мировой экономики.
Влияние господдержки
Благодаря антикризисным мерам правительства, которые Институт ВЭБ.РФ оценивает суммарно в 3,4–3,5% ВВП, спад экономики в 2020 году будет меньше, чем если бы правительство ничего не делало: минус 4,5% против минус 6,3%. Стимул в 1,8 п.п. будет обеспечен в основном за счет поддержки доходов бизнеса и во вторую очередь — населения. Так как действие большинства этих мер завершится к 2021 году, российская экономика в следующем году не выйдет на докризисный уровень: восстановительный рост ВВП прогнозируется на уровне 2,5%, так что к началу 2022 года экономика будет отставать на 2,1% от уровня 2019-го. В апреле экономисты оценивали, что ВВП России по итогам 2021 года слегка превысит докризисный уровень (плюс 4,8%).
Объем фискальной поддержки в России меньше, чем в других странах, констатирует ВЭБ.РФ, а кредитные и гарантийные меры значительно слабее. Для сравнения: объем антикризисной поддержки в Италии составил 54,6% ВВП, в США — 45,6%, в Германии — 35,4%, в Великобритании — 30,9%, во Франции — 19% ВВП.
Экономисты ВЭБ.РФ считают, что меры поддержки помогли сгладить негативное влияние кризиса на рынок труда: так, спад реальных располагаемых доходов россиян во втором квартале 2020 года оценивается в 8% (рекордное сокращение с 1999 года), а без антикризисных мер во втором и третьем кварталах он бы достиг 15%. В целом по итогам 2020 года в ВЭБе ожидают сокращения реальных располагаемых доходов россиян на 4,1%. Уровень безработицы вырос до 6% во втором квартале 2020 года, но без господдержки он был бы как минимум на уровне 7%, полагают аналитики, прогнозируя, что по итогам года он составит 5,7% от экономически активного населения.
Но доля россиян, живущих за чертой бедности, по итогам 2020 года вырастет до 13,8%, прогнозируют эксперты, что на 1,5 п.п. выше уровня бедности за 2019 год (12,3%).
Падение экономик мира из-за коронавируса
Ожидаемый спад мировой экономики в 2020 году из-за пандемии COVID-19 и снижения цен на нефть, по оценке Института ВЭБ.РФ, cоставит 4,1% при восстановительном росте в 2021 году на 4,8%. В случае второй волны пандемии спад мировой экономики может достичь 7–8%, а восстановление затянется на полтора-два года.
Эпицентр спада мировой экономики — в Евросоюзе и США. В 2020 году беспрецедентное сокращение переживет американская экономика (минус 7%, по оценке аналитиков ВЭБа), еврозона (минус 8,4%), Великобритания (минус 8,7%), Япония (минус 5,6%) и Индия (минус 1,9%). Серьезное торможение произойдет в Китае (плюс 1,3%). Сжатие экономики тем больше, чем масштабнее заболеваемость и продолжительность карантинных мер. Но уже в 2021 году экономики Китая и Индии превысят предкризисные уровни, а рост экономик США, еврозоны, Великобритании и Японии в следующем году не сможет компенсировать спад 2020 года, указывают экономисты.
Перспективы для экономики России
Нижняя точка падения российской экономики в 2020 году придется на второй квартал, когда ВВП сократится на 11% в годовом выражении, считают в Институте ВЭБ.РФ. Шок от пандемии и мер самоизоляции ударил по сфере услуг сильнее, чем по материальному производству, указывают там. Вклад в отрицательную динамику ВВП сокращения сектора услуг (торговля, транспорт, общепит и др.) оценивается в 8,7 п.п., а базовых отраслей производства (добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность и др.) — в 2,2 п.п.
Минэкономразвития оценивает падение ВВП во втором квартале в 9,6% год к году, ЦБ ожидает сокращения экономики на 9,5–10%. Нижнюю точку спада, вызванного ограничениями в связи с пандемией, экономика России прошла в мае 2020 года, считает Банк России.
В июне по мере частичной отмены карантинных мер и открытия производств российская экономика начала расти: в третьем квартале снижение ВВП, по оценке экономистов ВЭБ.РФ, составит минус 4,8%, в четвертом — минус 3,3%.
Разброс оценок сокращения ВВП России в целом за 2020 год крайне высок: от минус 4,5% (ВЭБ) до минус 8,0% (ОЭСР). Международный валютный фонд ожидает падения экономики России на 6,6%, Всемирный банк — на 6%. ЦБ прогнозирует сокращение российского ВВП в диапазоне 4,5–5,5%. Но ни один из прогнозов не предполагает полное восстановление российской экономики в 2021 году, замечают экономисты Института ВЭБа.
Рост расходов бюджета и их сокращение в будущем
Объем дополнительных расходов бюджета в 2020 году на антикризисные меры, по оценке экономистов ВЭБ.РФ, составит 2,3 трлн руб. Общие расходы бюджета возрастут до 22–23 трлн руб., что на 12% выше, чем уровень предельных расходов по бюджетному правилу, даже с учетом сделки по Сбербанку. Дефицит федерального бюджета в текущем году достигнет 4,1 трлн руб., оценили экономисты.
Возврат в 2021 году к бюджетному правилу будет означать существенное ужесточение бюджетной политики: сокращение расходов составит около 11% в реальном выражении по отношению к 2020 году, указывают аналитики госкорпорации. Возможно, расходы бюджета в 2021 году сократятся в меньшей степени, до 21,5 трлн руб., но это также окажет тормозящий эффект на рост экономики, добавляют они.
Минфин уже предложил провести «оптимизацию» на 10% расходов федерального бюджета в 2021–2023 годах в части «незащищенных» статей, а также на 5% уменьшить ассигнования на программу госвооружений. Суммарное сокращение бюджетных расходов в 2021 году составит 1,428 трлн руб., в 2022-м — 1,892 трлн руб., а в 2023 году — 1,364 трлн руб., следует из расчетов Минфина.
Задача подъема экономики противоречит возвращению к бюджетному правилу в 2021–2023 годах, поскольку это потребует значительного ограничения бюджетных расходов (по оценке Минфина, почти на 3 трлн руб.), считают в ВЭБе.
Дополнительные стимулы для экономики
Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ предложил ряд стимулирующих социальных и секторальных мер в 2021–2024 годах в размере 1,8–2% ВВП, которые необходимы для выхода российской экономики на траекторию роста на 3,5–3,9%, не уступающего мировым темпам. Среди них:
Финансирование дополнительных мер оценивается в 2,1 трлн руб. в 2021 году, 1,3 трлн руб. — в 2022-м, 1,8 трлн руб. — в 2023-м и 2,4 трлн руб. — в 2024 году. Дополнительные расходы в 2021–2022 годах, необходимые для ускорения экономического роста, увеличат дефицит федерального бюджета (несмотря на эффект роста доходов бюджета), но могут быть профинансированы умеренным увеличением госдолга, считают в ВЭБе. Реализация дополнительных мер потребует модификации бюджетного правила и докапитализации институтов развития в среднесрочном периоде (минимум на 300–500 млрд руб. в год) в сочетании с увеличением объема госгарантий, констатируют в Институте ВЭБ.РФ.
Антикризисные меры поддержки граждан, установленные в РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
Антикризисные меры поддержки граждан, установленные в Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
Дополнительные меры социальной поддержки в сфере занятости населения
1. Скорректирована минимальная и максимальная величина пособия по безработице на 2020 год:
Основание : Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 №346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год».
2. На срок до 1 января 2021 года вводится временный порядок регистрации безработных и выплаты пособия по безработице:
— в период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности граждане обращаются в центры занятости населения в дистанционной форме;
— регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме центр занятости соответствующее заявление независимо от места их жительства и места пребывания на территории РФ;
— заявление заполняется гражданином в личном кабинете Общероссийской базы вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете на едином портале госуслуг;
— работодатели обязаны представлять в Пенсионный Фонд Российской Федерации информацию о случаях приема на работу и увольнения не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения);
— решение о признании зарегистрированного гражданина безработным принимается центром занятости населения по месту его жительства не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме;
— пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными;
— граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице.
Основание : Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 №460 «Об утверждении временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».
3. Особенности начисления и выплаты пособия по безработице отдельным категориям граждан:
Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы) если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 6 месяцев.
Размер : 12 130 рублей ежемесячно;
Пособие по безработице гражданам предпенсионного возраста начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы) если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 12 месяцев.
Размер : 12 130 рублей ежемесячно.
Пособие по безработице гражданам предпенсионного возраста состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице.
Размер : 1500 рублей ежемесячно.
Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, прекратившим иную не противоречащую законодательству Российской Федерации деятельность, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую, как правило, трудовой доход (вознаграждение), гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, а также гражданам, сведения о среднем заработке (денежном содержании, довольствии) которых отсутствуют, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Период выплаты пособия по безработице указанным категориям граждан не может превышать 3 месяца.
Размер : 1500 рублей ежемесячно.
Пособие по безработице впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице и стипендия во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости устанавливаются и выплачиваются в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных.
Период выплаты пособия по безработице указанным категориям граждан не может превышать 6 месяцев.
Основание : Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 №460 «Об утверждении временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».
4. Вводятся в действие временные правила представления работодателями информации в Общероссийскую базу вакансий «Работа в России»
Работодатели представляют информацию о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров, а также иные сведения о занятости.
В целях получения доступа к системе «Работа в России» работодатели проходят процедуру регистрации. Правила действуют по 31 декабря 2020 года.
Дополнительные меры поддержки в сфере оплаты труда
1. С 30 марта по 3 апреля и с 4 апреля по 30 апреля 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Минтруд России ранее разъяснил порядок оплаты дней с 30 марта по 3 апреля 2020 г., объявленных Президентом РФ нерабочими в связи с коронавирусом, а также другие вопросы:
— в частности, наличие в календарном месяце (март, апрель 2020 г.) нерабочих дней не является основанием для снижения зарплаты;
— работникам, оплачиваемым сдельно, за указанные нерабочие дни выплачивается соответствующее вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом работодателя. Суммы расходов на эти цели относятся к расходам на оплату труда в полном размере;
— если работник находится в отпуске, то нерабочие дни с 30 марта по 30 апреля 2020 г. в число дней отпуска не включаются, и отпуск на эти дни не продлевается;
— нерабочий день не относится к выходным или нерабочим праздничным дням, поэтому оплата производится в обычном, а не повышенном размере. Повышенная оплата работающим может быть установлена работодателем самостоятельно;
Если сотрудники компании работают удаленно, то в таком случае продолжать трудовую деятельность можно.
В организациях, на которые распространяется режим нерабочих дней с 30 марта по 30 апреля 2020 года, и работники не работают, оформление прекращения трудовых отношений в этот период также не осуществляется.
ФНС России усилит контроль за обращениями граждан о невыплате (несвоевременной выплате) зарплаты или увольнениях. Налоговые органы будут осуществлять контрольно-аналитические мероприятия в отношении работодателей. Кроме того, такие обращения будут направляться в ГИТ.
Дополнительные меры поддержки семей
1. Исключение из доходов семьи, в состав которой входят граждане, признанные в установленном порядке безработными, их доходов от трудовой деятельности, полученных за прошлый период.
Действует до 31 декабря 2020 года (включительно).
Основание : проект федерального закона «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и статью 4 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
2. Ежемесячная выплата семьям, имеющим детей
Получатели : В настоящее время предусматривается ежемесячные выплаты семьям в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, если среднедушевой доход семьи не превышает 2-кратную величину ПМ трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ. Выплата назначается на срок до достижения ребенком одного года. По истечении этого срока граждане подают новое заявление о назначении выплата сначала на срок до двух лет, а потом еще раз – до трех лет и представляют документы, подтверждающие доход семьи.
Действие указанной нормы приостанавливается на период с 1 апреля до 1 октября 2020 года. Это означает, что назначенная выплата будет осуществляться всем семьям, без подачи ими заявлений и учета их материального положения.
Основание : Федеральный закон от 1.04.2020 г. № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка».
3. Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (на 1 января 2020 года). Осуществляется с 1 июня 2020, назначается с 1 января 2020.
Получатели : семьи, где среднедушевой доход меньше прожиточного минимума в регионе.
Размер : 50% от регионального прожиточного минимума на ребенка. В среднем по стране это около 5500 рублей (в 2020 году).
Выплата не учитывается в доходах семьи при назначении других социальных выплат и пособий.
Основание : Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Порядок обращения : Общие правила подачи заявления:
Заявление подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой переданы полномочия по осуществлению выплаты:
б) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
в) в электронном виде с использованием информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» или с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг;
г) посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.
Заявление подается в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384.
Заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Ежемесячная выплата семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал и воспитывающих детей в возрасте до 3 лет. Осуществляется в апреле-июне 2020 года.
Получатели : семьи, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала, в том числе те, которые уже израсходовали соответствующие средства к 1 апреля 2020 года.
Размер : по 5000 рублей ежемесячно на каждого ребенка (итого до 15 тысяч рублей за три месяца).
Основание : Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 года «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».
Порядок обращения : заявление может быть оформлено на сайте Пенсионного фонда российской Федерации.
Путь: Сайт pfrf.ru – Личный кабинет гражданина – Материнский (семейный) капитал – О предоставлении дополнительной ежемесячной выплаты.
Для этого нужна учетная запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Обязательным условием является также наличие у ребенка страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
5. Установление на период до 31 декабря 2020 г. включительно минимального размера пособия по временной нетрудоспособности в размере не менее минимального размера оплаты труда.
Получатели : временно нетрудоспособные граждане
Размер : 12 130 рублей ежемесячно.
Основание : Федеральный закон от 1.04.2020 г. № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка».
6. Выплата гражданам, признанным в установленном порядке безработными и имеющим несовершеннолетних детей.
Получатели : родители несовершеннолетних детей, признанные безработными.
Размер : 3 тысячи рублей в месяц на каждого ребёнка.
Основание : в настоящее время правоустанавливающий нормативный правовой акте не принят. Поручение о его разработке содержится в перечне поручений Президента Российской Федерации по вопросам противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в регионах Российской Федерации от 15 апреля 2020 года.