в философском словаре приведено такое определение этого явления тип направление развития общества

27. Задание-задача

В стране Z люди с ограниченными возможностями здоровья могут получить качественное общее и профессиональное образование. В ходе реформы системы образования учащимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и возможностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите любые две другие тенденции развития современного образования и кратко охарактеризуйте одну из них.

1) тенденция (по тексту задания) — гуманизация образования;
2) другие тенденции с соответствующей характеристикой, допустим:
— интернационализация образования (интеграция национальных образовательных систем);
— информатизация образования (развитие дистанционного обучения, широкое использование в обучении информационных технологий и цифровых ресурсов, направленность на развитие у обучающихся навыков поиска и анализа разнообразной информации).

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Образование”.

В государстве Z осуществляется фабричное производство товаров массового потребления, большинство производственных процессов автоматизировано. К какому типу относится общество Z? Назовите другие три черты общества данного типа.

1) тип — индустриальное общество;
2) черты, например:
— основной фактор производства
— капитал;
— высокая социальная мобильность;
— значительный по численности средний класс;
— демократия;
— формирование в общественном сознании стандартов потребления и потребительского поведения;
— распространение массовой культуры.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Типы обществ”.

Тренер спортивной школы считает, что у Ирины хорошие физические данные для занятия художественной гимнастикой. Какое понятие характеризует уровень развития способностей Ирины на данном этапе? Какие ещё уровни развития способностей выделяют учёные? (Назовите два уровня.) Предположите, что нужно сделать Ирине, чтобы достичь высоких спортивных результатов.

1) уровень развития способностей на данном этапе: задатки;
2) другие два уровня, например: талант, гениальность;
3) предположение, допустим: Ирине следует много тренироваться, иначе её способности не разовьются.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Способности”.

В стране Z важнейшим фактором производства является информация, значительная часть экономического продукта производится в сфере науки и коммуникаций, виртуальной культуры. К какому типу относится общество страны Z? Назовите другие три черты обществ данного типа.

1) тип — постиндустриальное (информационное) общество;
2) черты, например:
— использование информационных технологий во всех сферах общественной жизни;
— занятость значительной доли населения в сфере науки, наукоёмких производств и сфере обслуживания;
— индивидуализация массового производства;
— преобладание среднего класса в структуре населения;
— распространённость стратегии образования на протяжении всей жизни.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Типы обществ”.

В философском словаре приведено такое определение этого явления: “тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному”. Какому понятию соответствует это определение? Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три критерия, на основании которых можно сделать вывод о поступательном развитии современного общества.

1) ответ на вопрос: общественный (социальный) прогресс;
2) три критерия, допустим:
— мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия её потенциальных возможностей;
— развитие науки и техники;
— улучшение условий жизни;
— демократизация политической жизни.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Общественное развитие”.

В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.

1) Как решаются основные вопросы экономики?
2) Какие формы собственности являются преобладающими? Равноправны ли они?
3) Какова роль государства в экономической жизни страны?

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Типы обществ”.

В стране Z доминирует стремление к гармонизации отношений общества и природы. В экономике на первый план выдвигается сфера услуг, происходит индивидуализация производства и потребления. Какой тип общества развивается в стране Z? Назовите любые три черты, соответствующие обществу данного типа, не указанные в условии задачи.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) тип — информационное (постиндустриальное общество);
2) три черты, допустим:
— информация (знания) становится ведущим фактором производства;
— развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации;
— растёт удельный вес “среднего класса”;
— созданы необходимые условия для непрерывного образования.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Типы обществ”.

Источник

Человек и общество

В стране Z люди с ограниченными возможностями здоровья могут получить качественное общее и профессиональное образование. В ходе реформы системы образования учащимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и возможностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите любые две другие тенденции развития современного образования и кратко охарактеризуйте одну из них.

1) тенденция (по тексту задания) — гуманизация образования;
2) другие тенденции с соответствующей характеристикой, допустим:
— интернационализация образования (интеграция национальных образовательных систем);
— информатизация образования (развитие дистанционного обучения, широкое использование в обучении информационных технологий и цифровых ресурсов, направленность на развитие у обучающихся навыков поиска и анализа разнообразной информации).

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Образование”.

В государстве Z осуществляется фабричное производство товаров массового потребления, большинство производственных процессов автоматизировано. К какому типу относится общество Z? Назовите другие три черты общества данного типа.

1) тип — индустриальное общество;
2) черты, например:
— основной фактор производства
— капитал;
— высокая социальная мобильность;
— значительный по численности средний класс;
— демократия;
— формирование в общественном сознании стандартов потребления и потребительского поведения;
— распространение массовой культуры.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Типы обществ”.

Тренер спортивной школы считает, что у Ирины хорошие физические данные для занятия художественной гимнастикой. Какое понятие характеризует уровень развития способностей Ирины на данном этапе? Какие ещё уровни развития способностей выделяют учёные? (Назовите два уровня.) Предположите, что нужно сделать Ирине, чтобы достичь высоких спортивных результатов.

1) уровень развития способностей на данном этапе: задатки;
2) другие два уровня, например: талант, гениальность;
3) предположение, допустим: Ирине следует много тренироваться, иначе её способности не разовьются.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Способности”.

В стране Z важнейшим фактором производства является информация, значительная часть экономического продукта производится в сфере науки и коммуникаций, виртуальной культуры. К какому типу относится общество страны Z? Назовите другие три черты обществ данного типа.

1) тип — постиндустриальное (информационное) общество;
2) черты, например:
— использование информационных технологий во всех сферах общественной жизни;
— занятость значительной доли населения в сфере науки, наукоёмких производств и сфере обслуживания;
— индивидуализация массового производства;
— преобладание среднего класса в структуре населения;
— распространённость стратегии образования на протяжении всей жизни.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Типы обществ”.

В философском словаре приведено такое определение этого явления: “тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному”. Какому понятию соответствует это определение? Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три критерия, на основании которых можно сделать вывод о поступательном развитии современного общества.

1) ответ на вопрос: общественный (социальный) прогресс;
2) три критерия, допустим:
— мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия её потенциальных возможностей;
— развитие науки и техники;
— улучшение условий жизни;
— демократизация политической жизни.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Общественное развитие”.

В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.

1) Как решаются основные вопросы экономики?
2) Какие формы собственности являются преобладающими? Равноправны ли они?
3) Какова роль государства в экономической жизни страны?

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Типы обществ”.

В стране Z доминирует стремление к гармонизации отношений общества и природы. В экономике на первый план выдвигается сфера услуг, происходит индивидуализация производства и потребления. Какой тип общества развивается в стране Z? Назовите любые три черты, соответствующие обществу данного типа, не указанные в условии задачи.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) тип — информационное (постиндустриальное общество);
2) три черты, допустим:
— информация (знания) становится ведущим фактором производства;
— развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации;
— растёт удельный вес “среднего класса”;
— созданы необходимые условия для непрерывного образования.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Типы обществ”.

Источник

В философском словаре приведено такое определение этого явления тип направление развития общества

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «общественный прогресс»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об относительности общественного прогресса;

− одно предложение, раскрывающее один из критериев общественного прогресса.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

В правильном ответе могут быть указаны:

Общественный прогресс – изменения, характеризующиеся переходом от менее совершенных форм социальной организации, к более совершенным, от простого к сложного, которые охватывают все сферы общественной жизни.

Могут быть приведены следующие примеры:

— относительность общественного прогресса проявляется в том, что существуют области, для которых понятие прогресс субъективно: искусство, религия и т.д.

— одним из критериев общественного прогресса является возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.

Могут быть приведены иные примеры не искажающие смысла.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «критерий общественного прогресса»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о противоречивости общественного прогресса;

− одно предложение, раскрывающее один из критериев общественного прогресса.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

В правильном ответе могут быть указаны:

смысл понятия, например: «критерий общественного прогресса — признак, по которому определяется наличие прогрессивных изменений в общественной жизни»

Могут быть приведены следующие предложения:

1)Противоречивость общественного прогресса проявляется в том, что совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других.

2)Одним из критериев общественного прогресса является возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.

Могут быть приведены и иные предложения не искажающие смысла.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема общественного прогресса». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие социальный прогресс.

2. Специфика социального прогресса:

в) способствует переходу общества к более совершенным формам социальной организации.

3. Противоречивость прогресса:

а) неодинаковость прогресса в различных сферах;

б) прогресс в одних сферах сопровождается регрессом в других;

г) неоднозначные последствия прогресса науки и техники.

4. Критерии общественного прогресса:

а) развитие науки и техники;

б) рост личностной свободы человека;

в) развитие человеческого разума.

5. Формы социального прогресса:

6. Понятие социальный регресс.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «общественный прогресс»;

2) составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию о критериях общественного прогресса;

— одно предложение, раскрывающее какое-либо из противоречий общественного прогресса.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

1. Поступательное развитие общества, его изменение от низших форм общежития к высшим, от более простых форм к более сложным.

2. Критериями общественного прогресса могут выступать развитие производительных сил, степень свободы общества, развитие духовной культуры.

3. Разнонаправленность развития отдельных сфер общества, возможность одновременного проявления подъёма в одних областях и спада в других отражает одно из противоречий общественного прогресса.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «прогресс»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о критериях прогресса;

− одно предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

В правильном ответе должны быть названы следующие элементы:

1) смысл понятия, например: прогресс – это направление развития, для которого характерен переход от простого к более сложному, от низшего к высшему;

2) одно предложение, содержащее информацию о критериях прогресса, например: критерием прогресса может быть названо совершенствование нравственности людей;

3) одно предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса, например: противоречивость прогресса может проявляться в неоднозначности его последствий для разных сфер общественной жизни.

Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)свойство общественного прогресса: противоречивый характер;

2)примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим:

— египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей;

— прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды;

— рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни — все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрес¬сы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний.

Могут быть приведены другие проявления противоречивости прогресса

Старшеклассники рассматривали проблему общественного прогресса. На уроке возник спор о его критериях и проявлениях. Какие явления и факты служат проявлениями общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совершенствование техники

2) культурная унификация

3) рост влияния транснациональных корпораций

4) повышение уровня образованности населения

5) расширение рынка рекламы

6) рост продолжительности жизни людей

1) совершенствование техники — да, верно.

2) культурная унификация — нет, неверно, приведение к стандарту, это не прогресс.

3) рост влияния транснациональных корпораций — нет, неверно, больше монополизацию напоминает, нет прогресса.

4) повышение уровня образованности населения — да, верно.

5) расширение рынка рекламы — нет, неверно.

6) рост продолжительности жизни людей — да, верно.

Из курса обществознания вам известно понятие противоречивости общественного прогресса. Конкретизируйте его с помощью трех примеров. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Правильный ответ должен содержать примеры, допустим:

1) свидетельством прогресса является развитие производства, его расширение и интенсификация, но рост производства увеличил нагрузки на природную среду (истощаются ресурсы, изменяется экологическая ситуация);

2) транспорт — необходимая часть жизни человека, удобное средство передвижения, доступное в любом месте; но транспортные средства способствуют загрязнению почвы, воздуха, Мирового океана;

Могут быть приведены другие примеры противоречивости прогресса.

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования.

Социальная динамика — это общественное изменение, движение, развитие.

Социальная революция — качественный переворот во всей социальной структуре общества.

Экономическая реформа — переустройство, затрагивающее экономическую сферу.

Общественный прогресс — развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение к более совершенному.

Ответ: социальная динамика.

В философском словаре приведено такое определение этого явления: «направление поступательного развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному». Какому понятию соответствует это определение? Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три критерия, на основании которых можно сделать вывод о поступательном развитии современного общества.

Могут быть приведены такие аргументы:

1) понятие: общественный (социальный) прогресс;

2) три критерия, допустим:

— рост продолжительности жизни;

— расширение образовательных возможностей людей;

— активное развитие науки и техники;

— улучшение уровня и качества жизни людей;

— демократизация политической жизни.

(Могут быть названы другие критерии общественного прогресса.)

Укажите три критерия общественного прогресса и приведите примеры, иллюстрирующие прогресс в соответствующих областях. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В правильном ответе могут быть приведены примеры:

1) Развитие науки и техники. Например, изобретение двигателя внутреннего сгорания позволило внедрить в жизнь автомобили и другие транспортные средства, что облегчило и ускорило передвижение людей;

2) Расширение степени свободы человека в обществе. Например, отмена крепостного права в Российской империи освободила миллионы крестьян от личной зависимости, наделила их правами и свободами;

3) Совершенствование нравственности. Например, в XX веке большая часть государств отказались от практики смертной казни, что свидетельствует о гуманизации общественного сознания.

Могут быть приведены другие примеры.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) постиндустриальное общество2) отношение3) традиционное общество
4) эволюция5) революция6) подъем
7) прогресс8) регресс9) простая форма

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Исходя из контекста, последовательность 798261 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род и число слов.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный прогресс — одна из форм ______(А) общества, связанная с переходом к более высокому уровню развития материальной и духовной культуры.

Прогресс как понятие можно применять как к_____(Б) в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение исследователей к ________(В) социального прогресса неоднозначно. В ряде случаев происходит застойное, попятное развитие общества. Можно также говорить о ________(Г), движении по кругу.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два____(Д): уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Современная наука выдвигает ещё один — уровень__________(Е) в обществе».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) результат2) современное общество3) изменение
4) нравственность5) цикличность6) революция
7) социальная система8) политика9) критерий

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Исходя из контекста, последовательность 371594 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «прогресс».

1) социальная реформа; 2) модернизация; 3) стагнация; 4) рост продолжительности жизни; 5) падение уровня образования; 6) рост уровня благосостояния населения

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

К общественному прогрессу не относится стагнация — застой в производстве, торговле и т. д и падение уровня образования.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей _______(А) целью обеспечить какой-то общественный _______(Б), они просто пытались удовлетворить свои насущные _______(В) как физиологического, так и _______(Г) свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой _______(Д). Таким образом, прогресс был всегда во многом предопределён _______(Е) и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Единственно правильным ответом будет: 2, 5, 3, 7, 1, 8.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три свойства (признака, черты) социального прогресса. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Могут быть названы и проиллюстрированы следующие свойства (признаки, черты) социального прогресса:

1) переход к более высокому уровню развития (например, в период коллективизации в СССР происходит механизация сельского хозяйства, растет производительность труда и урожайность);

2) противоречивость результатов (например, одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание атомной бомбы, которая поставила под угрозу существование всего человечества, с другой стороны был изобретен новый источник энергии — АЭС);

3) относительный характер (например, появление авангардных направлений в искусстве XX века было неоднозначно воспринято обществом, кто-то увидел в этом прогресс в искусстве, а кто-то его деградацию).

Могут быть названы другие свойства (признаки, черты), приведены другие примеры

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию общественный прогресс.

1) деградация; 2) упадок; 3) реформа; 4) развитие; 5) инновация; 6) модернизация.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Пункты 1 и 2 являются лишними, так как они относятся к понятию регресс, а не прогресс.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие_______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что________ (Б) должно принять такую форму

организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях________ (В). Одни рассуждают о совершенствовании человечества в области________ (Г), другие — о развитии науки и_________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к______ (Е) государству».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) общество2) разум3) правовое
4) прогресс5) цивилизация6) мораль
7) искусство8) техника9) регресс

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Исходя из контекста, последовательность 214683 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *