в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как

Освоение основных способов познания свойств и отношений в дошкольном возрасте

Основными способами познания цвета, формы, размера, длины, высоты, количества и других признаков, которые ребенок осваивает уже в дошкольном возрасте, являются сравнение, сериация и классификация.

Познание любого предмета начинается с того, что мы отличаем его от всех других и в то же время находим его сходство с другими объектами. В процессе установления сходства и различий предметов по свойствам дети выделяют их признаки (цвет, форму, размер и др.).

В результате сравнения дети обнаруживают, что среди предметов, которые их окружают, есть разные, непохожие, а есть одинаковые. Непохожесть предметов может быть обусловлена цветом, формой, размером, пространственным расположением частей, вкусовыми, температурными, тактильными и другими свойствами. Чем больше ребенок находит различий меду предметами, тем больше свойств он обнаруживает и тем более дифференцированными становятся его восприятие.

Успешность познания детьми количества и количественных отношений групп предметов зависит о овладения приемами сравнения.

Одним из первых дети осваивают прием наложения. Этот прием позволяет обнаружить сходство и различие по количеству, размеру, форме и другим признакам. Так, чтобы узнать, поровну ли яблок и слив, дети на каждое яблоко накладывают по одной сливе. Для сравнения полосок по размеру (длине, ширине) одну полоску накладывают на другую, совмещая край полосок с одной стороны.

Приложение – более сложный прием сравнения. Сущность этого приема заключается в пространственном приближении сравниваемых предметов (при этом изначально предметы пространственно разделены).

Соединение линиями применяется при сравнении предметов по количеству. Например, чтобы правильно ответить на вопрос, поровну ли карандашей у Зайчика и Белочки, нужно попарно соединить линиями блоки персонажей.

Сравнение с помощью предметов-посредников имеет место в случаях, когда внешне перечисленные приемы применить нельзя (сравниваемые предметы находятся на большом расстоянии и их нельзя перемещать). Например, для того чтобы узнать, одинаковы ли длины двух домиков для логических блоков, дети используют третий предмет-посредник. Посредник должен быть длиннее обоих сравниваемых предметов или равным по длине большему предмету. Ребенок поочередно прикладывает предмет измеритель к домикам и делает на ней карандашом отметки, соответствующие длинам сравниваемых протяжённостей. Затем он сравнивает длины и делает вывод о том, какой из домиков длиннее.

Перспективное планирование по сенсорике во 2 младшей группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРИКЕ. МЛАДШАЯ ГРУППА. СЕНТЯБРЬ 1. «СПРЯЧЬ МЫШКУ» Ознакомление детей с шестью цветами спектра.

Программа кружка «Удивляйка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53». Программа кружка «Удивляйка». Подготовила:.

Источник

Познание свойств и отношений между предметами детьми 4 года жизни путем использования разнообразных дидактических средств

в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Смотреть фото в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Смотреть картинку в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Картинка про в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Фото в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как ольга мурзаева
Познание свойств и отношений между предметами детьми 4 года жизни путем использования разнообразных дидактических средств

В жизни детского сада и в домашних условиях часто возникают ситуации, требующие от дошкольников элементарных математических навыков. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает его деятельность. Ребенка окружает разнообразный предметный мир, каждый предмет отличается своими свойствами, отношениями с другими предметами.

В младшем дошкольном возрасте ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками пространства и т. д. Он учится воспринимать их проявления, осваивать способы обнаружения, названия, осваивает приемы активного познания свойств предмета. Ребенок познает свойства и отношения между предметами, а это все сенсорное развитие.

Так как чувственный опыт ребенка является основой для последующего математического развития, дети 3-4 лет сензитивны к развитию наглядно- образного мышления, основой которого являются представления ребенка об окружающем мире.

Дети моей группы затрудняются в определении формы предметов, некоторые дети и цвета, сомневаются в своих ответах, затрудняются в обобщении предметов по цвету, форме и размеру. Изучая новую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить сенсорные пробелы знаний у детей.

Целью нашей работы станет познание свойств и отношений между предметами детьми 4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств.

В начале работы было проведено обследование овладения умениями и навыками в области «Познание» по методике Верещагиной.

Математическое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей в непосредственно организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность ответов, правильность исполнения и самостоятельность при выполнении математического задания.

Наблюдения за детьми показали, что некоторые дети знают цвет, величину, обобщают предметы по выделенному свойству: все большие, все красные. Но основная масса детей затрудняется в высказываниях и пояснениях, почему ты так сделал. Дети различают 1 и много, считают в пределах от 1 до 5, но некоторые дети нуждаются в помощи взрослого, а проявляют творческую самостоятельность в практической и игровой деятельности Жанна П., Ева Е., Кира Р.

На основании результатов обследования особенностей математического развития детей мы поставили перед собой следующую

цель работы: Способствовать познанию детьми свойств и отношений между предметами.

1) Способствовать развитию умения самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур, выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, цвет и размер;

2) Развивать перцептивные (обследовательские) действия;

3) Развивать умение детей, обобщать группы предметов по одному свойству;

4) Воспитывать культуру общения в процессе дидактических игр.

На основе полученных данных обследований, мы определили следующие этапы работы по математическому развитию в соответствии с логикой формирования деятельности,этапами формирования действий ребенка:

1. Ознакомление детей с математическими играми и занимательным математическим материалом.

2. Закрепление знаний и умений детей при математических играх.

3. Обобщение умений, навыков и перенос в другие виды деятельности

Прежде чем начать работу, мы организовали предметно-развивающую среду, которая является обязательным условием развития ребенка. Благоприятная развивающая среда направлена на стимулирование развития ребенка, обеспечение ему самостоятельности, активности в деятельности.

Под обогащенной развивающей средой мы понимаем естественную, уютную, рационально организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами. Ребят окружают игры, развивающие их мысль и приобщающие к умственной деятельности. Это игры из серии «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Пазлы», разрезные картинки, игры, «Геометрическое лото», «Найди в окружающем» и другие.

Большое значение имеют дидактические пособия, помогающие ребенку вычленить предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношение сходства и различия – это логические блоки Дьенеша. Для усвоения детьми элементарных математических знаний в группе есть геометрические фигуры и тела (плоские и объемные, цифры.

В математическом уголке также имеются дидактический материал по работе с блоками Дьенеша, дидактические игры, цвет, форма, подбери по цвету, по форме, но еще есть материал, связанный с решением других задач математического развития. Результаты наблюдения за детьми показали, детей интересует разнообразный дидактический материал, особенно логические блоки Дьенеша и игры типа пазлы, в которые вложен элемент самоконтроля.

Также замечено, что некоторые дети любят играть в «Чудесный мешочек». Соня А. и Кира Г. берут мешочек, Кира держит, прячет фигурки, Соня на ощупь узнает и вытаскивает геометрические фигурки. Детям это нравится, они повторяют это неоднократно и замечена особенность, проигрывают именно те игры, которые ими были показаны на занятии.

После того, как мы создали предметно – развивающую среду и дети заинтересовались предложенным материалом для игр, мы пришли к первому этапу нашей работы – ознакомлению детей с математическими играми и занимательным математическим материалом.

Была поставлена задача развития у детей интереса к математическому материалу, дидактическим играм и желание действовать с ними.

В дошкольной дидактике имеется большое количество разнообразных дидактических материалов. Наиболее эффективным пособием считаем логические блоки, разработанные психологом и математиком Дьенешем.

Вначале мы познакомили их с игрой «Угадай цвет, форму, величину» (выделение и название отдельных свойств блоков). Каждый ребенок выбирает понравившийся ему блок. По сигналу ведущего («красный», «желтый», «синий») дети поднимают блоки названного цвета. Использовали игровые ситуации, «разложили цветы по клумбам», «печенье по столам», «листья по деревья» и тд. Положили по цвету, потом по форме. Затем перешли к игре «Давай познакомимся» (выделение и название объема свойств). Дети встают в круг (или парами) у каждого свой блок. Блоки «оживают, разговаривают» друг с другом. Чтобы познакомиться, надо назвать «полное имя» блока, т. е. перечислить весь объем его свойств.

Задачей второго этапа стало закрепление знаний детей о свойствах предметов: цвете, форме, величине.

Мы использовали следующие игры:

* «Найди блок». Один ребенок загадывает блок по объему его свойств (называет «полное имя» своего блока, другие находят этот блок по описанию, выигрывает тот, кто первым находит загаданный блок. Когда дети научились классифицировать и обобщать блоки по одному свойству, мы стали их подводить к обобщению по двум свойствам и предложили ряд игр подобных названым играм, в которых предметы группируются по двум свойствам.

* В игре «Разложи по клумбам» в одном обруче лежали все треугольные большие цветы, а в другой все круглые маленькие.

Переход знаний и умений детей в самостоятельную деятельность, ознаменовал появление третьего этапа, задачей которого было создание условий для переноса детьми усвоенных способов действий в собственную деятельность с математическим материалом.

Полученные математические знания закрепляли в повседневной деятельности. Наблюдая за детьми мы отметили, что они часто разыгрывают игры, предложенные педагогом в повседневной жизни в окружающей обстановке игры, определяли свойства и качества.

В результате проведенной работы, мы заметили, что дети стали больше играть, используя свойства предметов. В их речи появилось больше прилагательных. При описании предмета, они не просто называли отдельные его части, но и называли свойства: цвет, форму, величину.

Для того, чтобы работа была эффективной, важно установление сотрудничества, доверительного делового контакта взаимодействия с родителями для успешного решения поставленных задач по математическому развитию.

В работе с родителями мы используем следующие формы:

Родительские собрания, показательные мероприятия, анкетирование, беседы, участие родителей в оснащении группы игровым материалом;

Совместные мероприятия: праздники, развлечения, выставки совместных работ, фотовыставки, обобщение семейного опыта и представление его на педсовете;

Информирование: консультации, памятки, семинары-практикумы, метод. литература.

При помощи таких форм мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла. Также результаты нашей работы показали, что включение родителей в процесс развития ребёнка, их взаимодействие с воспитателем и заинтересованность в качестве, полноценности этого взаимодействия необходимы для развития и воспитания их собственного ребёнка.

Для анализа нашей работы в мае 2012 года была проведена промежуточное обследование развития интегративного качества «Познание». В результате анализа наблюдений за детьми выявлено: 17 детей (65%) имеют нормативный уровень математического развития; 9 детей (35 %) имеют показатели проблем в развитии.

Как видно, произошла яркая положительная динамика в математическом развитии детей, причем изменения произошли у каждого ребенка, либо он перешел с одного уровня на другой, либо произошли качественные изменения внутри одного уровня.

То есть результатами нашей работы стали:

1. повышение уровня математического развития каждого ребенка;

2. развитие умений детей называть свойства предметов и геометрических фигур;

В результате проделанной работы мы увидели, что дети с удовольствием познают свойства предметов, находят отношения между предметами, а это и было целью нашей работы.

Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» 1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка.

Значение формирования измерительной деятельности у дошкольников Значение формирования измерительной деятельности у дошкольников Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного.

Источник

В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как

Ожидайте

Перезвоните мне

в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Смотреть фото в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Смотреть картинку в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Картинка про в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Фото в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Смотреть фото в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Смотреть картинку в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Картинка про в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Фото в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как

Аннотация: Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

Статья:

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное воспитание необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С воспитания предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.

В младшем возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжает развиваться. Приоритет займёт мышление, которое будет перерабатывать информацию, полученную через восприятие. В процессе обучения воспитание будет совершенствоваться с мышлением, воображением и речью.

Если в процессе воспитания ребёнок не получит благоприятных условий, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем дошкольном возрасте. При серьёзных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития.

При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зелёная, лимон кислый и жёлтый. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета.

В среднем дошкольном возрасте/ 4 – 5 лет/ ребёнок осваивает приёмы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу, измерения и другие. В процессе активного познания ребёнок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах, о параметрах величин, о пространстве, о времени, особые свойства предметов и явлений / звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др./.

Включение ребёнка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребёнка о ряде свойств предметов.

Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

В детском саду мы обучаем ребёнка рисованию, лепке, конструированию, знакомим с явлениями природы, ребёнок начинает осваивать основы математики и грамоты. А значение сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни, выдвигает задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культурой. Большое значение в сенсор ном воспитании имеет формирование у детей представлении о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии, свои – во вкусовом, обоятельном восприятии.

Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит, научится правильно называть те или иное свойство, необходимо иметь представление о разновидностях каждого свойства и уметь пользоваться этими представлениями.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Достаточно того. Чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение составляет ознакомление с величиной предмета, она воспринимается только в сравнении с другой величиной.

К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребёнка. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Большая роль в формировании сенсорной культуры отводится окружающей среде, её надо организовывать так, чтобы малыш накапливал звуковые, цветовые, объёмные впечатления. Ведь мы знаем, что в результате взаимодействия сенсорных систем с окружающим происходит их совершенствование, что ведёт к психическому развитию ребёнка. В течение нескольких лет работы, я убедилась в её важности и актуальности. Ведь любая информация поступает к нам через органы чувств: глаза, уши, нос, язык, поверхность тела. Каждый орган чувств получает свой специфический вид информации. А в реальном мире каждый предмет может обладать разными видами информации / разными свойствами/.

Роль восприятия заключается в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у нас представление о целом предмете со всеми его свойствами. При первой встрече с предметом формируется его « образ», который мы можем мысленно воссоздать. Он будет не очень точным, а схематичным или выделится какое – то одно свойство – тогда «образ» предмета будет называться представлением. По мере накопления знаний о предмете, представления будут уточняться, как бы восстанавливаться и приближаться по точности к самому предмету. Когда представления неточные, неполные, человек может путать предметы, не узнавать их, не сможет правильно ими пользоваться. Наша задача заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Работа в этом направлении даёт хорошие результаты, если охватывает все возрастные группы детского сада.

Источник

Особенности развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте

в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Смотреть фото в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Смотреть картинку в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Картинка про в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Фото в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как Марина Николаевна Cеченых
Особенности развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, на кото-ром формируются психологические меха-низмы внимания, ощущений и восприятия, памяти, мышления, речи и воображения, совершенствующиеся в дальнейшей жиз-ни. Психические познавательные процессы обеспечивают человеку получение инфор-мации из окружающей среды, а также её хранение и воспроизведение. Каждый из процессов выполняет свои познавательные функции. Чем лучше у человека развиты эти процессы, тем более способным он яв-ляется. От заложенного в дошкольном воз-расте фундамента зависит высота и проч-ность самого здания познавательных спо-собностей, адаптация в окружающем мире, выбор профессии и успехи в учебной и трудовой деятельности, а следовательно и место человека в обществе, удовлетворен-ность своей жизнью, вклад в общее дело.

Существует шесть основных этапов развития психики:

1) с рождения до 1 года – младенческий возраст;

2) с 1 года до 3 лет – ранний возраст;

3) с 3 до 6 лет – дошкольный возраст;

4) с 6 до 10 лет – младший школьный возраст;

5) с 10 до 15 лет – подростковый возраст;

6) с 15 до 18 лет – юношеский возраст.

На каждом этапе формируются оп-ределенные психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребенку на следующий возрастной этап. Развитие ребенка происходит под влиянием той деятельности, которую ос-ваивает он на данном этапе. Это могут быть игры с предметами в раннем возрасте или ролевые игры – в дошкольном, учеба – в младшем школьном возрасте, общение со сверстниками – в подростковом, профес-сиональное обучение или подготовка к не-му – в юношеском. Игры с предметами,учеба влияют на формирование познава-тельных процессов: внимания, ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи, во-ображения.

Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого воз-раста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьника – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соот-ветствующую для данного периода дея-тельность, то может наступить задержка психических образований данного перио-да, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап [1]. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответст-вии с возрастными особенностями ребенка.

Известный русский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение и воспи-тание идет впереди развития и ведет его за собой, поэтому взрослые (воспитатель, ро-дители) должны уметь управлять ходом психического развития [3]. Для этого ему необходимо понимать психологические механизмы протекания познавательных процессов и создавать оптимальные усло-вия для их проявления и развития, особен-но в дошкольный период, так как это са-мый активный период для развития позна-вательных процессов. Познавательные процессы взаимно влияют друг на друга и в процессе функционирования, и в разви-тии. Ощущение, восприятие и внимание обеспечивают получение первичной ин-формации из внешнего мира, мышление, воображение и память перерабатывают ее, а речь переводит эту информацию на уро-вень второй сигнальной системы, что по-зволяет ребенку осваивать опыт человече-ства и общаться. Согласованная работа по-знавательных процессов влияет на объек-тивное отражение ребенком окружающего мира, на развитие его личности и обеспе-чивает адекватное приспособление к нему.

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребен-ка. На этом этапе ребенок делает качест-венный скачок в своем психическом разви-тии. К началу этого периода у него сфор-мировались такие познавательные процес-сы, как ощущения, непроизвольное внима-ние, активная речь, предметное воспри-ятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает актив-но осваивать окружающий мир, и в про-цессе этого освоения формируется воспри-ятие.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирова-ния, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок и т. п. Все эти виды активной деятельности ребенка пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания.

Игра, по определению А. И. Леон-тьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой дея-тельностью, с развитием которой происхо-дят главнейшие изменения в психике ре-бенка и внутри которой развиваются пси-хические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его раз-вития [4]. Особое значение в жизни до-школьника имеют ролевые игры, в кото-рых он познает законы общения, характе-ры, социальные роли людей. А дидактиче-ские игры, моделирующие свойства явле-ний и предметов, их связи и отношения, направлены прежде всего на развитие вос-приятия и мышления. Специально органи-зованные развивающие занятия с помощью дидактических и ролевых игр оказывают существенное влияние на развитие позна-вательных процессов. Участие взрослого в развитии познавательных способностей ребенка позволяет обучать ребенка позна-вательным приемам, влияет на формирова-ние познавательных интересов, усиливает положительные эмоциональные пережива-ния, что способствует формированию стойких познавательных потребностей к получению новых знаний, умение их при-менить в повседневной действительности. Отношение взрослого к успехам ребенка в познавательной деятельности обеспечит ребенку положительную самооценку, ко-торая влияет на развитие личности: систе-му ее потребностей и мотивов поведения, эмоциональную и волевую сферу, особен-ности проявления темперамента и форми-рование характера.

Таким образом, игры детей – это чрезвычайно важный и эффективный спо-соб познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ре-бенка.

Значение восприятия в жизни до-школьника очень велико, так как создает фундамент для развития мышления, спо-собствует развитию речи, памяти, внима-нию, воображению. В младшем школьном возрасте приоритет займет мышление, ко-торое будет перерабатывать информацию, полученную через восприятие. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его спо-собности подмечать особенности предме-тов и явлений, детали, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, вооб-ражением, речью.

Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особен-ности. Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, т. е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и т. д., не отделяют-ся у ребенка от самого предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их не-раздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а ино-гда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например, трава зеленая, лимон кислый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаружи-вать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его спо-собность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном пред-мете.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенокосваивает приемы активно-го познания свойств предметов: наложе-ния, прикладывания предметов друг к дру-гу, измерения и др. В процессе активного познания ребенокзнакомится с разновид-ностями свойств: цветом, формой, величи-ной, характеристиками времени, простран-ства, вкуса, запаха, звука, качества поверх-ности. Он учится воспринимать их прояв-ления, осваивает способы обнаружения, назначения, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него форми-руются представления об основных гео-метрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о про-странстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, мину-ты и др.); особые свойства предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребенок учится различать разно-видности этих свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах, описы-вать свойства словами, использовать свой-ства предметов в разных видах деятельно-сти. В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребенкав разных сферах окружающей дей-ствительности: искусстве, природе, обще-нии с людьми. Он осваивает приемы вос-приятия более сложных явлений.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует уско-ренному развитию восприятия. Однако ес-ли эта активность не организована целесо-образно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошко-льного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлени-ях ребенка о ряде свойств предметов. Не-завершенность в развитии процесса вос-приятия задержит развитие других позна-вательных процессов.

Рассмотрим подробнее, что собой представляет и как происходит процесс восприятия. Восприятие (перцепция) – это отражение в коре головного мозга предме-тов и явлений окружающего мира путем объединения отдельных свойств [1].

В коре головного мозга, кроме пер-вичных центров, связанных с рецепторами, существует слой нервных клеток, которые получают информацию от клеток первич-ных центров, где происходит обработка первичной информации. Процесс обработ-ки информации в клетках второго слоя на-зывается восприятием. В результате такой переработки получается образ предмета, в котором человек видит множество его свойств так,как они взаимосвязаны в ре-альном предмете: например яблоко, крас-ное, круглое, с пятнышками и веточкой, которое издает запах. Это образ предмета, он сформировался в нашем мозгу идеаль-но. В образе содержатся все особенности реального яблока, которое лежит перед нами. Можно убедиться в этом, взяв его в руки, подробно рассмотреть, ощупать и даже откусить. Образ совпадает с предме-том.

Однако, если мы закроем глаза и постараемся вспомнить яблоко, которое только что видели, то обнаружим, что но-вый образ не совсем такой, как увиденный. Для того чтобы убедиться в этом, вновь откроем глаза и увидим, что мы не так представляли цвет, не видели пятнышка. Вот такой образ, который возникает в уме после того, как видели предмет, называется представлением. Представление – это об-раз предмета менее точный и подробный, чем сам предмет, воспроизведенный в па-мяти в отсутствие самого предмета [2]. Оно может быть даже приблизительным, схематичным, а возможно мы представим себе и не все свойства или ошибемся в форме. При многоразовой встрече с каким-то предметом наше представление уточня-ется, делается более общим, но каждый раз мы сразу узнаем предмет, если с ним встречались, так как вспоминаем представ-ление о нем, «обобщенный образ» предме-та.

Обследовательские действия еще называют перцептивными действиями, или действиями восприятия. Нам кажется, что мы узнаем предмет сразу, но на самом деле наш мозг за это короткое время проделы-вает большую работу по его обследованию и сопоставлению с предыдущим опытом. Эта работа состоит из множества умствен-ных действий. Человек как бы мысленно ощупывает предмет, осматривает его дета-ли, размер, форму, величину, его положе-ние в пространстве, рассматривает его от-дельные части или детали, сравнивает их с другими. В результате такого осмотра формируется образ предмета.Но у каждого человека он различный по составу: кто-то видит одни детали, а другой обращает внимание на иные.

Оказывается, одни и те же предме-ты разные люди видят по-разному. В чем-то образы этих предметов совпадают, в чем-то нет. Почему так происходит?

Формирование образа предмета или явления зависит от того,как мы выполняем умственные действия по обследованию предмета: меняем порядок и количество действий из-за различного опыта общения с предметом и разной чувствительности органов чувств. Восприятие сложный процесс, он может зависеть от особенно-стей самих предметов, условий воспри-ятия, настроений или усталости, все эти факторы могут повлиять на обработку ин-формации и образ восприятия.

Процесс восприятия у человека формируется не сразу. Ребенок не умеет обследовать предметы не только в уме,но и во внешних действиях: он не различает цвета, не знает их названий, не умеет срав-нить предмет, ощупать его руками. Все эти действия он учится выполнять под руково-дством взрослого. И только накопив опыт, когда обследование незнакомых предметов станет для него привычным действием, автоматическим, он сможет выполнять их в уме. Постепенно у ребенка формируется целая система обследовательских дейст-вий, которая превращается в познаватель-ную деятельность.

В процессе развития восприятия накапливаются знания об окружающих предметах и явлениях в виде представле-ний или «обобщенных образов», с которы-ми ребенок сопоставляет каждый предмет, который он видит. Система знаний и прак-тического опыта формируется в виде зри-тельных, слуховых, обонятельных и других образов, а также в виде словесных описа-ний предметов и их особенностей.В тече-ние жизни у каждого человека формирует-ся весь опыт на двух уровнях: первый уро-вень сенсорный, чувственный, образный, а второй вербальный, словесный. Пред-ставление о каждом предмете изменяется, систематизируется, обобщается, объединя-ется с другой информацией при участии мышления, памяти, речи и воображения.

Переработанная информация изме-няет и процесс восприятия, он ускоряется, уточняется, предмет узнается в любом ви-де и положении. Хорошо развитый процесс восприятия осуществляется в уме и мгно-венно. А если объект незнакомый или сложный,человек начинает подробнее его изучать: ощупывать, нюхать в т. д. Здесь уже восприятие превращается в процесс исследования, в познание неизвестного.

У ребенка с развитым восприятием повышается познавательная активность, так как он знает, как получать информа-цию из окружающего мира. Можно ска-зать, что у него «поднимается аппетит на новую информацию», потому что он знает «как ее есть»: он любознателен и активен, его ум постоянно занят умственным обсле-дованием действительности, он видит во-круг больше подробностей. Более подроб-ная и разнообразная информация позволя-ет ему более точно приспосабливаться к миру, окружающим людям, обстановке.

Образы-восприятия, которые фор-мируются в процессе восприятия, облада-ют свойствами предметности, целостности, структурности и константности. А образы-представления, которые хранятся в памяти, обладают такими свойствами, как обоб-щенность, фрагментарность, избиратель-ность, бледность, схематичность. Рассмот-рим подробнее, в чем заключается особен-ность этих свойств.

Свойства образов-восприятия:

— предметность в процессе вос-приятия формируется образ предмета, в котором все его свойства объединены и воспринимаются как составная часть об-щего, а не как отдельные свойства;

— целостность свойства предмета в образе объединены так, что предмет вос-принимается как целостное образование, которое выделяется из общего фона и от-личается от других предметов;

— структурность каждое свойство целостного предмета имеет свое место, по-разному связано с другими свойствами,например: размеры, цвет и форма одних деталей отличаются от других деталей, а также выделяются главные и второстепен-ные детали и свойства предмета или явле-ния;

— константность сохранность об-раза предмета и его узнавание при измене-ниях отдельных его свойств и частей, про-странственного положения (удаление, пе-реворачивание).

— обобщенность сохранение в об-разе предмета наиболее обобщенных свойств, таких, которые характерны для целого класса таких же предметов;

— фрагментарность сохранение в образе только части свойств или наиболее важных частей и деталей, в которых за-ключена особенность предмета;

— избирательность сохранение или воспроизведение только того, что зна-чимо для человека в соответствии с зада-чей его деятельности;

— бледность свойства предметов запоминаются менее яркими и выразитель-ными, чем мы видели в реально восприни-маемых предметах;

— схематичность свойства предме-та и его структура могут запомниться в образной или условной форме, в виде зна-ков-символов, которые замещают, а не от-ражают отдельные свойства и особенности предмета.

Образы восприятия и образы пред-ставления отличаются у детей и взрослых. Образы восприятия у детей более предмет-ны, у взрослых более структурны, кон-стантны. Образы-представления у детей более конкретные, яркие, образные, а у взрослых схематичные, обобщенные, бледные. Узнавание знакомых предметов у детей происходит медленнее, по одному или двум наиболее ярким признакам, у взрослых узнавание мгновенное (симуль-танное).

Отражение в образах свойств пред-метов, их особенностей называется содер-жанием образов. По содержанию образы подразделяются на виды восприятия, такие как восприятие формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств, целостных предметов, их можно назвать простыми видами восприятия. Су-ществуют сложные по содержанию обра-зы, в которых отражаются сложные явле-ния окружающего мира, в формировании таких образов принимают участие другие психические процессы, правильнее, их роль увеличивается, особенно мышления и речи. К сложным видам восприятия отно-сятся восприятие изображений, текстов, отношений людей, сложных движений, музыки, природы.

Кроме свойств образов-восприятия и образов-представления, а также видов восприятия существует такая особенность образов, как их характер. Он обусловлен индивидуальными особенностями лично-сти. У каждого человека существуют вро-жденные особенности органов чувств, темперамента, которые могут по-особомуорганизовать процесс переработки инфор-мации: усиливать или ослаблять, ускорять или замедлять восприятие какой-то ин-формации. Кроме того, жизненный опыт и условия воспитания формируют индивиду-альные особенности потребностей, моти-вов, волевой и эмоциональной сфер, харак-тера, а также особенности и степень разви-тия познавательных процессов и самого восприятия. Все эти особенности личности могут существенно влиять на восприятие: выделять одну информацию и отбрасывать другую, по-разному ее систематизировать, обобщать.

Как мы видим, восприятие слож-ный динамичный процесс, который разви-вается в деятельности под влиянием вос-питания. Он тесно взаимосвязан с другими познавательными процессами и личностью в целом, проходит отдельные стадии раз-вития и обеспечивает условия для интел-лектуального развития.

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук / Т. В. Башаева. – Популярное пособие для родителей и педа-гогов. – Ярославль, 1997.– 240 с.

2. Выготский Л. С. Восприятие и его раз-витие в детском возрасте / Л. С. Выгот-ский. –Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2.– М. : Педагогика, 1982. – С. 363-381

3. Леонтьев А. И. Психологические основы дошкольной игры. / А. Н. Леонтьев. –Из-бранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. – М. : Педагогика, 1983. – С. 303-323.

5. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст [Текст]: / Л. А. Вен-гер. – М. : Просвещение, 2009.-365с.

6. Князева О. Л. Особенности познаватель-ной активности у дошкольников / О. Л. Князева. – М. : Просвещение, 2007. – 267с.

7. Пороцкая Е. Л. Дошкольный возраст: Основные этапы развития познавательных способностей / Е. Л. Пороцкая // Дошколь-ное воспитание. – 1995.-№ 2.-С. 42-46.

Проблемы речевого развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. Пути их решения Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности.

Виды деятельности в дошкольном возрасте и их значение для психического развития ребенка с ОВЗ Виды деятельности в дошкольном возрасте и их значение для психического развития ребенка с ОВЗ Работая с детьми с ограниченными возможностями,.

Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества.

Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте С приходом в детский сад, изменяется образ жизни ребенка. У ребенка возникают новые отношения с взрослыми и новые виды деятельности, приводящие.

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте. Цель, задачи и содержание обучения связной речи дошкольников. Виды рассказов.

Познавательно-исследовательская деятельность и ее особенности в дошкольном возрасте Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Особенности изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте КАК ПОНИМАТЬ ДЕТСКИЙ РИСУНОК Что это такое: детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает, развивается? В чем ее смысл?.

в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Смотреть фото в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Смотреть картинку в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Картинка про в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких как. Фото в этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов таких какТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *