в электричке очень жарко что делать
Как спастись от жары в поезде? Маленькие хитрости путешественников
Поездка в долгожданный отпуск может обернуться сущим мучением, если вы окажетесь в поезде, где температура зашкаливает за 30 °С. Как спастись от жары, обезопасив себя от теплового удара и сделав пребывание в вагоне сносным, мы расскажем в нашей статье.
Начинайте готовиться до поездки
Лучший способ избежать духоты и жары во время поездки «на юга» — воспользоваться услугами авиаперевозчика либо отправиться в путь на собственном автомобиле с работающим кондиционером. Увы, такие траты по карману не всем, а потому часть наших соотечественников вынуждена прибегать к услугам железнодорожного транспорта, а там, к сожалению, о комфорте пассажиров заботятся не всегда.
Однако, следуя нашим советам, вы можете минимизировать неудобства, сопряженные с поездкой в поезде и спастись от жары, царящей в большинстве вагонов.
Во-первых, заблаговременно озаботьтесь покупкой билетов. Успев сделать это в первый день продаж, вы получите шанс приобрести место в купе, где обычно установлены кондиционеры. Обязательно поинтересуйтесь у кассира, оборудован ли вагон климат-системой. В случае отрицательного ответа узнайте, в каком из поездов она есть, и попробуйте купить билет на него.
Во-вторых, запаситесь в дорогу достаточным количеством воды — минимум 2 литра на человека. Кто-то возразит: я же буду потеть! Да, будете, но пот охлаждает тело, а потому пейте и потейте на здоровье.
В-третьих, выберите в поездку правильную одежду. Никаких сексуально облегающих штанишек из латекса и подчеркивающих фигуру кофточек из полиэстера. В душном вагоне будет не до красоты. Поэтому надевайте в дорогу только просторные вещи из натуральных тканей — хлопка и льна. Они не препятствуют теплообмену и не добавляют лишних градусов температуре вашего тела.
Не лишним будет продумать и дорожный рацион. Конечно, жарче или прохладнее вам от еды не станет, но, выбрав правильные продукты, вы значительно облегчите работу желудка и кишечника, а значит, избавитесь от возможного дискомфорта, вызванного их сбоями. В жару лучше не есть жирного, острого, соленого и мучного. Молóчку во избежание прокисания тоже лучше исключить. Налегайте на фрукты, овощи и бобы.
Как перенести жару в дороге?
Мы уже писали о «30 способах справиться с жарой» дома и на работе. А что делать, если жарко в поезде? Вот несколько советов путешественников, которым уже пришлось сталкиваться с этой проблемой:
Некоторые путешественники советуют захватить с собой пульверизатор и орошать лицо и руки водой либо обтирать их влажной салфеткой. Но эффект от такого охлаждения весьма кратковременный, поэтому на него рассчитывать не стоит, хотя и можно рассматривать в качестве дополнительного способа спастись от жары;
Больше о том, как охладить тело за минуту, смотрите в видеосюжете Елены Малышевой:
И в заключение добавим: для железной дороги разработаны и утверждены санитарные правила, в которых указан предельный температурный режим в поездах. Вы можете вызвать проводника, замерить в присутствии свидетелей температуру и потребовать перевести вас в другой вагон с более низкой температурой.
Если вам повезет, и в поезде будут свободные места, вам предложат перейти. В противном случае у вас будет возможность зафиксировать факт нарушения температурного режима и потребовать потом у железной дороги возмещения ущерба.
Как в печке: куда пожаловаться на жару в автобусах и электричках
Как избежать теплового удара
По сути любой транспорт – это металлическая коробка, которая стремительно нагревается и превращается в парник. Кстати, рискуют и владельцы личных авто – можно встать в пробку и буквально «запариться», несмотря на кондиционер.
Пассажирам общественного транспорта первым делом нужно позаботиться, чтобы были открыты все окна и люки. Если они закрыты, откройте их или попросите попутчиков, либо обратитесь к водителю или кондуктору.
Во многих городских автобусах и маршрутках имеются кондиционеры. Если они включены, не открывайте окна – это снизит эффективность техники. Если же они не работают – обратитесь к водителю.
Стоит помнить, что самое прохладное место в салоне наземного транспорта – у дверей, а также напротив открытого окна или сразу за ним по ходу движения.
В жару с собой обязательно нужно брать бутылку воды. В дороге регулярно делайте пару глотков. Если почувствуете недомогание – головокружение, сильную слабость, «мушки» в глазах – смочите водой платок и оботрите лицо, шею, руки. Если не помогло, присядьте на корточки или попросите уступить вам место, а на ближайшей остановке выходите на свежий воздух.
Полезно перед выходом из дома проверять пробки через интернет-сервисы, чтобы скорректировать маршрут. Если есть возможность поехать не на автобусе, а на электричке или такси, то в жару лучше воспользоваться этими вариантами.
Нормы температуры в общественном транспорте
На всех городских маршрутах транспортный парк должен постепенно обновляться. Новые автобусы и маршрутки должны быть оборудованы системами климат-контроля: зимой там должно быть тепло, а летом прохладно.
Температурный режим в холодное время года должен быть не менее плюс 12 градусов при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 градусов, а летом – не более 25 градусов при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 20 градусов.
Что касается пригородных электричек, вагоны должны быть оборудованы кондиционерами или хотя бы вентиляцией. В пассажирских вагонах всех типов и классов должно быть плюс 20-24 градуса при уличной температуре ниже плюс 20 градусов и плюс 22-28 градусов при уличной температуре от плюс 20 до плюс 40 градусов.
Куда жаловаться на жару в транспорте
Если в автобусе или электропоезде невыносимо жарко, то нужно обратиться к водителю, кондуктору или машинисту через громкоговоритель с просьбой включить кондиционер. Если просьбы не помогают, стоит жаловаться в вышестоящие инстанции – начать стоит с жалобы перевозчику.
В каждом автобусе, маршрутке, электричке имеется специальный плакат с данными, где указан телефон компании-перевозчика. Чтобы сообщить о жаре, нужно записать регистрационный номер, номер маршрута, примерное время отправления. Лучше всего также сфотографировать транспорт, а также экран в салоне, где показана температура воздуха, если он есть.
Троллейбусный парк Подольска
За троллейбусы округа отвечает муниципальное унитарное предприятие «Подольский троллейбус», глава – Леонид Топчий. Пожаловаться на духоту в салоне жители могут на сайте предприятия. В частности, там в электронной форме можно задать вопрос руководителю – для этого необходимо указать контактные данные, выбрать вид обращения и описать проблему.
Адрес: г. Подольск, ул. Б. Серпуховская, д. 25А
Телефон: 8 (496) 768-13-04
Автоколонна № 1788
В Подольске имеются муниципальные и частные автобусные маршруты. За первые отвечает Автоколонна № 1788. Однако в каждом автобусе и маршрутке должны быть указаны данные о водителе и перевозчике с номером телефона. При любых нарушениях необходимо обращаться непосредственно к перевозчику. Лучше всего оформить жалобу в письменном виде и потребовать ответить тоже письменно.
Адрес: г. Подольск, ул. Лапшенкова, д. 5
Телефон: 8 (496) 757-20-20
«Мострансавто»
За автобусные перевозки жителей Московской области и города Москвы, а также межобластные пассажирские перевозки отвечает компания «Мострансавто». Обратиться в данное акционерное общество и сообщить о нарушениях на междугороднем транспорте жители округа могут через официальный сайт http://mostransavto.ru или по телефону 8 (800) 700-31-13.
РЖД и ЦППК
На жару и духоту в вагоне электрички можно пожаловаться напрямую в РЖД через виртуальную приемную, также горожане могут задать вопрос руководителю компании на официальном сайте. Нужно подробно описать проблему и обязательно указать номер состава, направление движения, примерное время отправления.
Пожаловаться на неудовлетворительные условия проезда в электричке можно и на сайте ЦППК, где тоже работает интернет-приемная.
Сообщить о нарушениях пассажиры железнодорожного транспорта могут и по телефону. В РЖД и ЦППК звонить по единому бесплатному номеру 8 (800) 775-00-00, по антикоррупционным вопросам – 8 (499) 262-66-66.
Администрация Подольска
На сайте администрации горокруга также имеется интернет-приемная, куда жители могут направить свои жалобы, в том числе и на неудовлетворительные условия проезда в городском транспорте.
Помимо этого, в Комитете по благоустройству, дорожному хозяйству и транспорту проводятся приемные дни – каждый первый и третий вторник месяца с 14:00 до 16:00. Замглавы по дорожно-транспортному комплексу и благоустройству Анатолий Гребенюк ждет горожан на прием каждый первый понедельник и третий вторник месяца с 14:00 до 16:00. Запись по телефону ежедневно в рабочие дни с 9:00 до 17:00, перерыв с 13:00 до 14:00.
Комитет по благоустройству, дорожному хозяйству и транспорту
Адрес: г. Подольск, ул. Кирова, д. 4, каб. 342
Телефон: 8 (496) 752-66-70
Замглавы по дорожно-транспортному комплексу Анатолий Гребенюк
Адрес: г. Подольск, ул. Кирова, д. 4, каб. 362
Телефон: 8 (496) 769-95-55
Министерство транспорта
Вышестоящая инстанция – министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области. Сообщить о проблемах в автобусах или электричках можно по телефону «горячей линии»: 8 (495) 228-19-19. Также все желающие могут обратиться к министру транспорта и дорожной инфраструктуры Подмосковья Алексею Гержику через интернет-приемную.
Адрес: г. Красногорск, б-р Строителей, д. 4, корп. 1
Телефон: 8 (498) 602-01-71
Интернет-портал «Добродел»
Наконец, о жаре в автобусах или электричках жители Подольска могут пожаловаться через интернет-портал «Добродел». Для этого необходимо зарегистрироваться и указать все свои данные, а также данные о маршруте и четко описать ситуацию. Заявку передадут непосредственно ответственному за данный маршрут. Ответа ждать от 2 до 8 дней – он придет в сообщении через личный кабинет или по электронной почте.
Жарко в поезде: что делать?
Когда железнодорожное путешествие напоминает парную, пот льется рекой, системы кондиционирования не работают, а окна запрещено открывать, тогда спасут знания своих прав и законов.
Какие требования к температуре в вагонах
В люксах и купе воздух должен нагреваться не выше 26 градусов, в плацкарте температурные показатели не нормированы, однако обязательно воздух должен вентилироваться. Термометр должен быть расположен в вагонах всех типов: в плацкарте – возле места №2, в купе – в центральной части. Если он отсутствует, у Вас есть право обратиться с жалобой.
Правила УЗ гласят, что кондиционирование – услуга обязательная и включена в стоимость поездки. В экспрессах регионального следования лишь первый класс оборудован системами охлаждения воздуха. В плацкарте же строго обязательным является наличие вентиляции.
Вагоны, оборудованные кондиционерами, должны обеспечивать пассажирам в пути и при посадке температуру в пределах 24+/-2°.
Как поступить, если система кондиционирования не работает или вышла из строя
В случае отсутствия кондиционирования, необходимо обратиться к начальнику поезда с требованием проезда в вагоне с исправной системой. Информацию можно зафиксировать в книге жалоб или позвонить на горячую линию.
Для плацкарта температурные нормы не установлены, но наличие вентиляции является обязательным. Такое решение дает результаты лишь в вечерние или ночные часы, когда на улице прохладнее, но, тем не менее, спасает от жары. Проверить работоспособность системы вы можете, найдя на потолке решетку и зафиксировав воздушный поток оттуда. В случае отсутствия вентиляции, обратитесь к проводнику или к начальнику поезда с просьбой направить электромеханика для починки. При отказе пишите в книгу жалоб или звоните на горячую линию.
Бывают ситуации, когда работники железной дороги и рады пойти Вам навстречу, но в силу технических неисправностей не могут решить вопрос. Тогда вы можете обратиться на горячую линию, указав, что претензии не к проводникам, а к работникам депо.
Женщинам стало душно в поезде, и они засудили перевозчика
Две женщины с ребенком купили билеты на поезд Анапа — Москва. Взяли купе с пометкой, что вагон без кондиционера. А вагон оказался с кондиционером, и окна в нем из-за этого были закрыты наглухо. Такие правила у перевозчика.
Дело было летом, на улице жара, а поезд долго стоял на перегонах, во время которых нельзя выйти на улицу. Кондиционер на стоянках не работал, открыть окно невозможно. Открыть окно нельзя. Температура в вагоне поднялась до 33 °C. Это ад для пассажиров: ни прохлады, ни свежего воздуха. Женщинам из-за духоты стало плохо: дело даже дошло до скорой, но пришлось терпеть до следующей станции.
Они это так не оставили и пошли по судам. И выиграли, как царицы просто. Дело разбирали больше года, а точку в нем поставила только коллегия Верховного суда.
Почему женщины потребовали компенсацию?
Они специально купили билеты в купе, чтобы ехать с комфортом. А в итоге мучились от жары и духоты во время остановок. Женщины посчитали, что перевозчик оказал им услугу ненадлежащего качества, и решили защищать свои права как потребители. Попросили вернуть доплату за купейность и возместить моральный вред. Хотели договориться мирно, но не вышло, поэтому включили в иск еще и штраф.
А что перевозчик?
Перевозчик отказался компенсировать ущерб. Сослался на то, что в вагонах изначально не должно быть кондиционера: пассажирки же за это не платили. То, что он там все-таки оказался, — это как бы бонус, а не обязанность.
Технические стоянки без права выхода на улицу — это нормально по правилам железной дороги. И то, что во время этих стоянок отключается кондиционер, — это тоже нормально. Техническая особенность поездов: кондиционер работает только во время движения.
Поезд ехал по расписанию, прибыл вовремя. Пассажирки ехали в купе, как и хотели. А то, что было жарко и душно, — это летняя погода, а компания не виновата. В суде все оказалось не так просто.
Что сказали суды?
Пассажирки правы. Им оказана некачественная услуга и положена компенсация. Можно вернуть часть денег за билеты, получить возмещение морального ущерба и штраф 50%.
У пассажирской компании логичные аргументы. Поезд исправен, расписание соблюдалось, кондиционера в вагоне могло и не быть. Купе обслуживалось в соответствии с оплаченными билетами.
За температурой в вагонах по санпинам нужно следить только при наличии кондиционера. А его как будто не было: не оплачено же.
Если пассажиры не платили за кондиционер, то и требовать прохлады они не могут. А в остальном к перевозчику претензий нет. Но даже если бы кондиционер был оплачен, его отключение на стоянках — это техническая норма. Компенсации не будет.
Во время поездки температура в вагоне доходила до 33 °C. Перевозчик это не оспаривал. Есть акт, который составили пассажиры с начальником поезда, и фотография термометра.
В стоимость билета и правда не входил кондиционер.
Но есть обязательные требования к качеству услуг на железной дороге. Они не зависят от того, что написано в договоре, билете или на сайте, то есть обязательные по умолчанию и для всех.
Вот что там написано по поводу температуры:
То есть температура в вагоне зависит от типа вагона, который вам предоставили, а не от класса перевозки или стоимости билета.
Если на улице от 20 до 40 °C, в вагоне с кондиционером и принудительной вентиляцией должно быть 22—26 °C. Даже если это плацкарт и в билете написано, что за кондиционер вы не платили. Если в вагоне он есть, а на улице жара, должен соблюдаться температурный режим. И во время остановок тоже.
Если кондиционера нет, в вагоне будут открываться окна, поэтому можно если не спастись от жары, то хотя бы проветрить.
Зимой или осенью в любом вагоне с любой ценой билета должно быть не холоднее 20 °C.
Еще для всех поездов независимо от вагонов есть требования к вентиляции: она обязательно должна быть определенной мощности и работать независимо от стоянок и класса обслуживания. Есть даже требования к концентрации углекислого газа и запыленности воздуха. Тоже для всех вагонов и в любое время года. И никаких поправок насчет остановок.
Доказывать, что все это соблюдается, должна пассажирская компания. Пассажиры это доказывать не обязаны.
Перевозчика оправдает только форс-мажор, который он подтвердит документами.
Итог. Решение областного суда отменили как незаконное, дело отправили на пересмотр. Женщины выиграли суд, вернули деньги за билеты и получили компенсацию — 25 тысяч рублей на двоих плюс 50% сверху в качестве штрафа. Деньги им заплатит перевозчик.
Что еще можно требовать в поездах?
Качество услуг в поездах и на железнодорожных вокзалах установлено общими правилами. Это не пассажирская компания или перевозчик решают, а Минздрав. Бывают опции только для комфортных вагонов, например климат-контроль в вагонах класса люкс. Но есть и общие, на которые имеет право каждый пассажир, даже с дешевыми билетами. Их не всегда соблюдают. Хотя любое нарушение правил качества — это нарушение ваших прав как потребителей. За это можно требовать компенсацию или возмещение морального вреда.
Вот несколько примеров из общих правил:
Там еще много интересного про комнату матери и ребенка, вагоны-рестораны, сломанные ручки и освещение. Если часто ездите поездами, почитайте.
Что делать, если я недоволен качеством услуг в поезде?
Если вы чем-то недовольны, времени сверяться с правилами, скорее всего, не будет. Просто фиксируйте всё, что вам не нравится. Потом разберетесь, можно ли получить за это компенсацию или наказать перевозчика.
Сообщите проводнику о проблеме. За комфорт в вагоне отвечает он. Может быть, проблему решат на месте. Будете молчать — само не решится. Если видите, что проводник убирает туалет и разносит чай в одной одежде, имеете полное право сделать замечание. Это влияет на ваше здоровье. Отсутствие воды и туалетной бумаги, духота, неработающее освещение, заблокированные окна в вагоне без кондиционера — все это повод для жалоб.
Пожалуйтесь начальнику поезда. Если и он не сможет решить проблему, составляйте акт. Подробно опишите, что не нравится. Запаситесь доказательствами: снимите на камеру, что нет воды, мыла, грязно, не открывается окно или на термометре температура больше положенного.
Напишите претензию пассажирской компании. Ответчиком не обязательно будет РЖД. Но сначала можно написать туда — потом вас сориентируют. Предложите урегулировать вопрос мирно. Рассчитайте компенсацию и укажите моральный ущерб. Всю переписку храните.
Обратитесь в суд. Кажется, что это долго и дорого. Здесь решать вам. До Верховного суда доходят дела о верхних полках и курении на балконе. Они становятся резонансными: люди получают компенсации и все узнают, как работает закон. Это такие же люди, как мы с вами: не юристы, а обычные потребители. Они не промолчали, а решили защищать свои права и не сдались даже после отказов в нескольких инстанциях.
По закону о защите прав потребителей вам не придется платить госпошлину. Образец иска можно найти в интернете, но лучше сходить к юристу хотя бы на консультацию. Не все, что вам не понравилось, будет поводом для суда. Или обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор — там помогут защитить ваши права. Это их обязанность.
В электричке с комфортом: семь важных лайфхаков
С 29 октября все пригородные электрички Москвы переходят на зимнее расписание. Как не замерзнуть в ожидании поезда и найти самое теплое место в вагоне, как сэкономить на билете и откупорить бутылку с металлической крышкой без помощи открывалки? Об этих и других секретах поездок в электричках читайте в материале «МИР 24».
ПРОЙТИ НА ПЕРРОН БЕСПЛАТНО
Для того чтобы это сделать, не обязательно искать лазейку в заборе – в 2014 году в московских кассах пригородного сообщения появился «билет провожающего». Чтобы получить его, необходимо обратиться к кассиру и оставить залог 100 рублей. Взамен вы получите магнитную карточку для прохода через турникеты. При выходе с перрона вы можете эту карточку вернуть и получить 100 рублей обратно. Но важно помнить: билет действует в течение 1 часа – по истечении этого времени билет аннулируется, и деньги вернуть назад уже будет нельзя.
УЗНАТЬ РАСПИСАНИЕ У БОТА
Расписания, которые активно продаются с рук в поездах, не всегда содержат верные данные – в один день на разных направлениях может быть отменено несколько поездов. Чтобы не мерзнуть в ожидании электрички и узнать обо всех изменениях в расписании, можно воспользоваться специальным ботом в Telegram. Все, что нужно, чтобы получить от бота оперативную информацию, – ввести два пункта вашего маршрута, а также время, в которое вы хотели бы сесть на электричку.
НАЙТИ САМОЕ ТЕПЛОЕ МЕСТО
В современных пригородных поездах действует система климат-контроля, в которую не может вмешиваться машинист, говорит админ паблика «Электричкинг» Антон Наливайко. Например, она действует в новых составах ЭД4М и ЭП2Д, принадлежащих пригородному перевозчику ЦППК (Центральная пригородная пассажирская компания). И если эта система работает нормально, и двери в тамбур закрыты, то тепло будет в любой части вагона.
По-другому дела обстоят со старыми вагонами – чтобы ехать в них было комфортно, следует правильно выбирать места.
«В старых моделях поездов Рижского, Торжокского и Демиховского заводов (например: ЭР2, ЭТ2М, ЭД2Т) лучше всего садиться поближе к печке, которая расположена под сидениями, а также подальше от окна, так как из него дует», – рекомендует Антон.
СЭКОНОМИТЬ НА БИЛЕТАХ
На пригородном московском сообщении железной дороги действует система тарифов, которая многим кажется нелогичной. Так, стоимость поездки внутри Москвы составляет 34 рубля. Но если брать билет от столичного вокзала до станции в области, то за каждую новую зону придется немало доплачивать.
Например, билет от Курского вокзала до станции «Бутово» стоит 34 руб. От Курского вокзала до Подольска – уже 110 руб. Однако билет от «Бутово» до Подольска стоит всего 22 руб. Таким образом, можно взять два билета (один: от Курского вокзала до «Бутово»; второй: от «Бутово» до Подольска) и сэкономить 44 рубля (источник: tutu.ru).
ЕЩЕ ОДИН СПОСОБ ПОГРЕТЬСЯ
Если вам вдруг понадобилась горячая вода, то можно воспользоваться уборной на вокзале. И платить за это 20 рублей и больше – не надо. Согласно Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации, посетить туалет можно бесплатно, предъявив свой билет.
ЕХАТЬ БЕЗ ТРЯСКИ И ШУМА
Если ехать на электричке час и более, то шум и легкая тряска в вагоне могут надоесть. Однако трясет не в каждом вагоне пригородного поезда.
Дело в том, что технологическая система поезда устроена так, что дребезжание, продолжающееся весь маршрут, происходит в вагонах, у которых не подняты токоприемники (в народе «рога»). В вагонах, у которых «рога» подняты, дребезжания и монотонного шума не будет. Обычно такие вагоны в составе чередуются.
ОТКРЫТЬ БУТЫЛКУ
Когда обогреватели работают в вагоне на полную мощность, вполне может захотеться воды или какого-нибудь летнего пенного напитка. Однако что делать, если у бутылки металлическая крышка, а открывалки нет?
Полки для багажа в старых вагонах (с чередующимися перпендикулярными отверстиями) идеально подходят для откупоривания бутылки. Как это сделать? Необходимо вставить в отверстие в полке крышку под углом 45° – так, чтобы с одной стороны крышка упиралась в полку нижней частью, с другой – верхней. Далее – «дернуть рычаг». Главное помнить: содержимое может выплеснуться на соседей.