в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка

Юридическая психология. Шпаргалки

в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Смотреть фото в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Смотреть картинку в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Картинка про в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Фото в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Юридическая психология». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридическая психология. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Методы юридической психологии

Юридическая психология изучает характерные для социальной психологии массовидные явления (общественные, коллективные, групповые цели, интересы, запросы, мотивы, мнения, нормы поведения, обычаи и традиции, настроения и т. п.); межгрупповые, межличностные, личностно-групповые взаимоотношения; личностные социально-психологические явления. Для их адекватного понимания юридическая психология использует стандартные исследовательские методы: структурный анализ, структурно-генетический анализ, естественный эксперимент, беседу, изучение гражданских и уголовных дел, биографический метод, обобщение независимых характеристик, изучение отдельного случая.

Метод структурного анализа является общим методом, направленным на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом феномене; в юридической психологии он применяется для разработки личности преступника.

Метод структурно-генетического анализа предполагает доскональное исследование возникновения и развития изучаемого объекта; таковым объектом может быть как преступник, так и совершенное им преступление.

Метод естественного эксперимента предполагает погружение исследуемого лица в условия эксперимента, которые данное лицо воспринимает как реально происходящее событие; при расследовании уголовных дел для этого используется метод следственного эксперимента.

Метод беседы предполагает доверительное общение с изучаемым лицом путем косвенных вопросов; используется как для допросов участников судебного процесса, так и для опросов свидетелей на месте происшествия.

Метод изучения гражданских и уголовных дел, следственных и судебных ошибок применяется для полного и скрупулезного изучения личности преступника, жертвы, свидетелей.

Биографический метод предполагает изучение личности исследуемого лица по его биографии и принадлежащим ему документам.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает изучение характеристик (служебных, творческих и т. п.) для психологически обоснованных выводов о личности изучаемого лица.

Метод изучения отдельного случая предполагает углубленное изучение какого-то социально-психологического явления на конкретном примере.

Источник

В чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Предметом юридической психологии является:

+ психологические явления в области правоприменения;

— влияние психических заболеваний на поведение лица, совершающего противоправное действие;

— тактика и методика производства следственных и процессуальных действий.

2. Объектом юридической психологии является:

3. Юридическая психология изучает закономерности:

+ взаимодействия человека с окружающим миром, факторы и специфику формирования социально адаптированного и девиантного поведения, а также условия, предопределяющие криминализацию личности;

— формирования и проявления симптомов и синдромов психических заболеваний, которые обусловливают состояние вменяемости/невменяемости в момент совершения общественного опасного деяния;

— возникновения, развития и разрешения конфликтов, происходящих между людьми, социальными группами, обществом и государством.

4. Юридическая психология является наукой:

5. Важной задачей юридической психологии является:

+ раскрытие специфики психического поведения и состояния различных субъектов правовых отношений в конкретной ситуации;

— выработка рекомендаций по стабилизации межличностных отношений в семье;

— назначение курса психотерапии для лиц, имеющих детскую психологическую травму.

6. Какая из функций юридической психологии направлена на овладение юристами необходимых психологических навыков и знаний?

8. В чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка?

+ В получении информации о каком-либо человеке от лиц, которые способны компетентно и максимально объективно его охарактеризовать;

— В изучении личностных характеристик на основе результатов тестов, заданий или ответов на вопросы;

— В собирании фактов по искусственно созданным условиям, которые порождают именно те проявления психики, которые подлежат изучению.

9. Целью методов воздействия в юридической психологии является:

+ изменение психических характеристик или поведения человека:

— установление истины в уголовном или гражданском судопроизводстве;

— склонение лица к даче определенных показаний.

тест 10. Примером применения какого метода изучения личности в юридической психологии является анализ почерка?

+ Метода исследования продуктов и результатов человеческой деятельности;

— Метода экспертных оценок;

11. К структурным элементам современной юридической психологии относятся:

+ общая и особенная части;

— психология гражданского процесса и психология уголовного процесса;

— введение, основная часть и заключение.

12. Предметом какой из отраслей юридической психологии являются закономерности и механизмы проявления психики отдельных категорий осужденных?

13. В чем состоит методологическая особенность юридической психологии и ее отличие от собственно правовых наук?

+ Юридическая психология изучает, в первую очередь, личность человека, а право – его характеристики как субъекта конкретного правоотношения;

— Юридическая психология имеет отношение только к самому субъекту преступления, а право рассматривает и других участников правоотношения;

— Юридическая психология использует только отраслевые методы, а право – еще и общенаучные.

14. Познать личность в юридической психологии означает:

+ уяснить принципы ее поведения, а также какие задачи она ставит перед собой и какими способами их решает;

— установить причины и условия, способствующие совершению преступления определенным лицом;

— установить причинно-следственные связи между прошлыми событиями в жизни человека и его нынешним поведением.

15. Девиантное поведение в юридической психологии означает:

— дефектность психической саморегуляции;

— поведение преступника, спровоцированное жертвой преступления.

16. Термин юридическая психология ввел впервые:

17. Преступной личностью или личностью преступника в юридической психологии принято считать:

+ набор психологических особенностей лица, которые подвигли его на совершение определенного преступления;

— лицо, достигшее к моменту совершения им общественно опасного деяния возраста, с которого оно может привлекаться к уголовной ответственности;

— такие характеристики человека, которые смягчают либо отягчают совершенное им преступление.

18. Методом психологического воздействия на личность в юридической психологии не является:

19. Юридическая психология рассматривает интеллект как:

+ стабильную структуру умственных способностей;

— процесс сохранения и организации опыта;

— эмоцию личности, проявляемую в отношении определенных объектов.

тест_20. Сознание в юридической психологии обусловлено:

+ отражением реальности с помощью категорий и ценностей;

— понимание причин совершения собственных поступков;

— ощущение себя как субъекта общественных отношений.

21. Раздел юридической психологии, который изучает психологические аспекты следственной деятельности:

+ Психология уголовного судопроизводства;

— Психология исправительной деятельности.

22. Раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности совершения преступного деяния:

— Методологические основы юридической психологии.

23. Психологическое воздействие в юридической психологии включает в себя такой метод как:

24. Какой элемент структуры личности в юридической психологии отвечает за проявление личностных особенностей, позволяющих заниматься и изучать определенные виды деятельности?

25. Самой примитивной преступной группой в юридической психологии признается:

+ простая организованная группа;

— организованная преступная группировка;

26. Что в юридической психологии не относится к основным факторам, формирующим преступное поведение?

— Влияние круга знакомы;

27. Типологии преступников в юридической психологии по мотивационному критерию:

+ корыстный, насильственный, сексуальный, престижный;

— асоциальный и антисоциальный;

— особо опасные, десоциализированные опасные, неустойчивые, ситуативные.

28. Психологические явления в юридической психологии выступают ее:

29. Сила, скорость и темп психических реакций человека, а также его эмоциональный тонус проявляются:

тест-30. Какому типу акцентуации свойственна склонность предъявлять своему окружению множество формальных требований?

31. Вытеснением в юридической психологии называется:

+ такая способности психики человека, при которой в его сознании подавляется травмирующие или неприемлемые воздействия;

— копирование поведения авторитетного лица в своих жизненных ситуациях;

— прогноз чьего-либо поведения на основе собственных категорий и ценностных установок.

32. К Какой категории социальных групп относятся учебные учреждения?

+ К социально ориентированным;

33. По личностной значимости социальные группы делятся на:

+ референтные, эталонные, элитарные;

— неофициальные, официальные, реальные, условные;

— контактные и дистанционные.

34. Стрессом называется:

— негативное воздействие на психику извне;

— любая реакция на непредвиденные обстоятельства.

35. Осмысленное принятие лицом своих социальных обязанностей называется:

36. К устойчивым психическим состояния относится:

37. Что понимается под парабулией?

Источник

Методы юридической психологии

в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Смотреть фото в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Смотреть картинку в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Картинка про в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Фото в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Смотреть фото в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Смотреть картинку в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Картинка про в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Фото в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Смотреть фото в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Смотреть картинку в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Картинка про в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Фото в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Смотреть фото в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Смотреть картинку в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Картинка про в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Фото в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка

в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Смотреть фото в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Смотреть картинку в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Картинка про в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Фото в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка

в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Смотреть фото в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Смотреть картинку в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Картинка про в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка. Фото в чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка

Методы юридической психологии в своей основе соответствуют методам общей психологии и могут быть подразделены на методы организации исследования (сравнительный, лонгитюдный, комплексный), методы сбора данных (биографический, обсервационный, психодиагностический, праксиметрический, экспериментальный), методы обработки данных (количественный, качественный) и методы интерпретации и оценки данных (структурный, системный, генетический, казуальный, факторный).

По целям исследования методы юридической психологии делятся на:

1. Методы научного исследования, при помощи которых познаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для юристов.

2. Методы психологического воздействия на личность, при помощи которых возможно предупреждение противоправной деятельности, расследование преступлений и выявления причин и условий, способствовавших их совершению, перевоспитания правонарушителей.

3. Методы судебно-психологической экспертизы, при помощи которых психологом осуществляется объективное экспертное исследование.

В зависимости от способа решения исследовательской задачи выделяют метод наблюдения, метод эксперимента, анкетный метод, метод интервью и др.

Метод наблюдения предполагает, что в процессе проведения исследования не нарушается естественный ход событий. Получение объективных результатов возможно, если точно сформулированы цели исследования, составлена программа наблюдения, определена позиция исследователя относительно объекта наблюдения, грамотно организована процедура фиксации результатов наблюдения.

Метод эксперимента предполагает изучение особенностей психических процессов в зависимости от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Внешняя стимуляция формируется по строго определенной программе эксперимента. Эксперимент может быть естественным или лабораторным. Лабораторный эксперимент более характерен для научных исследований и при проведении судебно-психологической экспертизы. Примером проведения лабораторного эксперимента для решения задач юридической практики является инструментальная детекция лжи.

Анкетный метод предполагает организацию сбора сведений путем получения ответов на определенные вопросы для последующей статистической обработки и анализа собранного материала. В юридической психологии анкетный метод может быть использован для исследования некоторых аспектов причин криминального поведения.

Применение метода интервью способствует решению задачи по изучению личности на той или иной стадии судопроизводства. Определение основных особенностей личности участника судопроизводства позволяет юристу более точно подбирать необходимые тактико-психологические приемы для более эффективного решения профессиональной задачи.

Метод тестирования предполагает использование стандартизированных вопросов и заданий, которые позволяют измерить уровень развития определенных психологических качеств личности. Тесты могут быть подразделены на тесты-задания, тесты-опросники и проективные тесты.

Метод анализа результатов деятельности предполагает изучение материальных результатов психической деятельности человека. В юридической практике данный метод является составной частью процесса психологического портретирования (профилирования) личности преступника.

К специфической разновидности метода анализа результатов деятельности в юридической психологии относится психологический анализ материалов дела (уголовного, гражданского, административного и др.).

Судебно-психологическое экспертное исследование предполагает использование психологом всех необходимых методов юридической психологии. Методологической основой для проведения судебно-психологического экспертного исследования является широкое применение эксперимента. Среди других наиболее распространенных методов судебно-психологической экспертизы необходимо назвать наблюдение, интервьюирование, изучение материалов дела, тестирование, изучение результатов деятельности, ретроспективный анализ внешних признаков поведения подэкспертного лица.

Источник

Раздел I. Предмет, задачи, система, методы и история юридической психологии

Глава 2. Методы юридической психологии

В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих в процессе правоприменительной деятельности.

К ним относят следующие:

Метод наблюдения. Под методом наблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и в других сферах правоприменительной деятельности.

Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и достоверности его качественных особенностей.

Предметом наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении человека, в его речи и деятельности.

Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий:

Явления, подлежащие изучению, наблюдаются в обычных для них условиях, без внесения каких-либо изменений в их естественное течение. Сам факт наблюдения не должен нарушать изучаемого явления.

Наблюдение проводится в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления.

Собирание материала путем наблюдений проводится по предварительно составленному плану (программе) в соответствии с задачами исследования.

Наблюдение проводится не однократно, а систематически в отношении одного и того же человека и в отношении одного и того же явления у многих лиц и в различных ситуациях, наиболее характерных для данного явления.

Для регистрации результатов наблюдения могут использоваться технические средства: запись речи наблюдаемого на магнитофонную пленку, применение фотосъемки и киносъемки. В условиях предварительного следствия и судебного разбирательства технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона.

Наблюдение бывает: непосредственное и опосредствованное, невключенное и включенное.

При непосредственном наблюдении изучение осуществляет само лицо, которое делает выводы по результатам этого наблюдения. Такое наблюдение осуществляют следователь и судья при проведении следственных и судебных действий, воспитатель исправительного учреждения и др.

Включенное наблюдение характеризуется тем, что исследователь входит в социальную ситуацию в качестве его участника, не раскрывая при этом истинные мотивы своего поведения (исследования). Так, например, при исследовании института народных заседателей был использован метод включенного наблюдения. Оно проводилось выпускником юридического факультета Санкт-Петербургского университета, проходившим практику в суде. Исследователь получил разработанный учеными подробный опросник, относящийся к ходу процесса и к совещанию судей, который заполнял после окончания каждого дела. Вопросник был анонимным. Официальное разрешение на проведение наблюдения было получено, но судей не информировали об исследовании.

Научная ценность данных самонаблюдения зависит от того, насколько они объективны, соответствуют реальным фактам. Как показывают жизненные наблюдения и экспериментальные исследования, люди склонны переоценивать свои достоинства и умалять свои недостатки.

Не являясь единственным методом, самонаблюдение в сочетании с объективными методами может давать положительные результаты. Исследователь по себе может судить, например, о влиянии тех или иных факторов на участников следственного или судебного действия, дополняя результаты самонаблюдения объективными данными.

Метод беседы. Целью психологического исследования является как можно более глубокое познание личности, ее внутреннего мира, убеждений, стремлений, интересов, отношения к различным явлениям социальной жизни. В подобных случаях метод простого наблюдения оказывается малопригодным.

В таких случаях с успехом применяется метод беседы. Суть этого метода состоит в непринужденной беседе с людьми по интересующим исследователя вопросам (беседа не должна превращаться в анкетирование).

Материал, который при этом собирается, имеет речевую форму. Исследователь судит об изучаемом явлении по речевым реакциям собеседника.

Эффективность беседы зависит от:

способности исследователя вступать в личный контакт с собеседником;

наличия тщательно продуманного плана беседы;

умения исследователя задавать не прямые, а косвенные вопросы.

Метод беседы в значительной степени напоминает допрос, поэтому к нему предъявляются некоторые сходные требования. В частности, предпосылкой его успешности является создание обстановки непринужденности, дающей возможность естественно сочетать свободный рассказ с ответами на конкретные вопросы, которые уточняют, дополняют и контролируют изложение.

Иногда целесообразно проводить беседу в условиях, наиболее привычных для человека, личность которого изучается. Поэтому, если допрос имеет целью только ознакомление с личностью, можно провести его по месту работы, жительства, отдыха данного лица.

Разновидностью опроса является метод интервью. В ходе интервью человек высказывает свои суждения относительно определенных явлений, обстоятельств, действий. Интервью должно проводиться по четко определенной программе. С его помощью можно получить самые разнообразные сведения об особенностях деятельности правоохранительных органов. Интервьюирование следователей, оперативных сотрудников позволяет узнать об их профессионализме, трудностях, с которыми они сталкиваются, их мнение о причинах преступности и путях ее снижения и т. д.

Интервьюируя судей, можно получить информацию о путях формирования их внутреннего убеждения, критериях оценки доказательств, приемах установления психологического контакта с подсудимыми, недостатках и достоинствах судебной процедуры и т. д.

Обобщение результатов интервью дает достаточно репрезентативный материал для теоретических выводов и рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности.

Для характеристики психологических особенностей личности определенное значение имеет биографический метод. Сущность этого метода заключается в собирании и анализе материалов биографического характера, проливающих свет на особенности человека и их развитие. Сюда относятся: установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание и сопоставление воспоминаний других лиц и пр.

Биографический метод исследования привлекал к себе внимание многих зарубежных юристов, психологов и криминологов, занимавшихся изучением преступности. С целью изучения личности преступников разрабатывались различные биографические вопросники, не утратившие актуальность и в настоящее время.

Известен, например, вопросник, разработанный итальянским профессором Оттоленги. Наибольший интерес представляет для представителя юридической психологии та часть вопросника, «. где предусматривается получение сведений о семье изучаемого, наследственности, условиях жизни и воспитания, привычках (наркотики, алкоголь, курение), излюбленных занятиях и развлечениях (азартные игры и пр.), данные о поведении в семье, на работе, на военной службе, за границей, об отношении к полиции и преступным элементам, родственных связях и знакомствах»‘. Подобные вопросники позволяют изучить личность преступника более полно и методично.

Отдельные аспекты биографического метода в следственно-судебной и пенитенциарной практике являются важным средством получения информации, которая может быть использована в тактических целях.

Важнейшими официальными документами, сведения из которых могут быть использованы для обобщения независимых характеристик, являются:

характеристика с места работы, учебы, жительства;

старые уголовные дела, если изучаемое лицо было ранее судимо. Большую пользу при этом приносит анализ протокола судебного заседания. В судебном заседании наиболее ярко проявляются некоторые психологические особенности личности (способ защиты, отношение к соучастникам и т. д.);

личное дело заключенного (если изучаемое лицо отбывало наказание). Из него можно получить информацию о поведении в колонии, об отношении к близким и др.;

медицинские карты, истории болезни;

акты судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертиз, если исследуемое лицо привлекалось к уголовной ответственности.

Лабораторный эксперимент в основном применяется в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. Недостатком данного метода является трудность использования лабораторной техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Указанные недостатки преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента.

При естественном эксперименте его участники воспринимают все происходящее как подлинное событие, хотя изучаемое явление ставится экспериментатором в нужные ему условия и подвергается объективной фиксации.

Проверка психологических предпосылок эффективности правовых норм может быть проведена в рамках такого специфического метода, как законодательный эксперимент. Имеются в виду предложения по усовершенствованию законодательства, которые, прежде чем быть окончательно принятыми, должны пройти испытание в течение определенного срока на ограниченной территории или даже территории всей страны, что позволяет избежать поспешных и недостаточно зрелых решений. Такого рода эксперименты проводились как за рубежом, так и в нашей стране. Так, в экспериментальном порядке в Англии в 1965 году было приостановлено (до 31 июля 1970 года) применение смертной казни. По истечении этого срока парламент должен был или окончательно отменить смертную казнь (что и было сделано), или вернуться к ранее существовавшему положению, когда смертная казнь предусматривалась как высшая мера по ряду категорий дел об убийствах.

В настоящее время в некоторых областях России проводится экспериментальная апробация института присяжных заседателей, которые рассматривают уголовные дела по наиболее тяжким преступлениям.

В модифицированном виде этот метод может быть использован в деятельности исправительных учреждений. С его помощью осужденным могут прививаться навыки к труду, новые взгляды и отношение к обществу, формироваться социально приемлемое поведение.

Разновидностью экспериментального метода, применяемой в более узком диапазоне, является метод тестов. Психологическая проба, именуемая испытанием (тестом), давно используется для решения различных вопросов: проверки уровня интеллектуального развития, определения степени одаренности детей, профессиональной пригодности, для выявления личностных параметров.

В современной психологии наибольшее распространение получили тесты оценивания, прожективные тесты и личностные опросники.

В юридической психологии могут в ряде случаев применяться прожективные (или аффективные) тесты. Они предназначены для выявления личностных установок, так как провоцируют человека на то, чтобы он их раскрыл. Наиболее распространенными среди них являются тест Роршаха (с использованием чернильных клякс), тест тематической апперцепции (ТАТ) Мэррея, тест Розенцвейга (фрустрационный), тесты с помощью рисунков и др.

Наиболее широко используются тесты при проведении судебно-психологической экспертизы и изучении личности преступника.

Метод анализа продуктов деятельности человека. Продукты человеческой деятельности являются ценным объективным материалом, позволяющим раскрыть многие особенности человеческой психики.

Анализ продуктов деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т. д.

Важную роль в юридической психологии играет изучение процессов и результатов правоприменительной деятельности. Для выяснения роли личностного фактора, профессионального мастерства необходимо обобщение передового опыта, а также ошибок в деятельности правоохранительных органов, возникающих в результате действия различных психологических факторов. С этой целью изучаются материалы по обмену опытом, публикации известных юристов, в которых раскрываются секреты их мастерства и даются советы по преодолению профессиональной деформации и других негативных явлений.

Специфической разновидностью данного метода является изучение результатов преступной деятельности, способов совершения преступления.

Криминалистам хорошо известно, что преступники-рецидивисты, «специализирующиеся» на каком-то определенном виде преступления, обычно совершают их одним и тем же способом. Повторяясь, способ преступления образует так называемый «преступный почерк». Иногда «визитной карточкой» преступника может служить посягательство на одни и те же предметы, например, кража только картин (драгоценных изделий, видеотехники, автомашин).

Опытные сыщики давно взяли его на вооружение при расследовании преступлений, что нашло отражение в художественной литературе. Чешский писатель-юморист Карел Чапек написал об этом рассказ «Похищенный документ № 139/УП отд. С».

Суть его в следующем. Полковник генерального штаба Гампл взял для работы домой некий сверхсекретный документ. На ночь, по совету жены, он положил документ в жестянку из-под макарон, которую запер в кладовке: какой же шпион, если он охотится за документом, будет его там искать? Ночью в кладовке взломали окно и жестянку украли. Вызванный Гамплом подполковник контрразведки Врзал сразу понял, что без шпионов тут не обошлось, и пустил в ход весь аппарат контрразведки.

Когда в передней позвонили, Гампл, ждавший ареста, решил, что за ним пришли. «Но вместо офицеров вошел рыжий человек с котелком в руке и оскалил перед полковником беличьи зубы.

Полковник хотел было закричать на него, но смирился.

Пиштора с интересом оглядел кладовку.

— Пепик или Андрлик. Их работа. Но Пепик сейчас, кажется, сидит. Если бы было выдавлено стекло, это мог быть Дундр, Лойза, Новак, Госичка или Климент. Но здесь, судя по всему, работал Андрлик.

Предположения Пишторы оправдались: жестянку действительно украл Андрлик. Документ вернули полковнику, и когда тот рассыпался в благодарностях, Пиштора заметил:

«- Ах, господи, это же пустяковое дело. Воры, знаете, неинтеллигентный народ. Каждый знает только одну специальность и работает на один лад, пока мы его опять не поймаем'».

Изучение способа, места и времени совершения преступления иногда позволяет установить некоторые личностные особенности преступника (жестокость, расчетливость, легкомыслие и др.). Расчленение трупа или попытки его уничтожения путем сожжения могут свидетельствовать о хладнокровии или эмоциональной тупости преступника (иногда это признак психического отклонения).

По способу совершения преступления могут быть установлены, кроме уже отмечавшихся выше, профессиональные навыки и умения, уровень интеллектуального развития, способности обвиняемого. Изготовление, например, поддельных штампов, печатей, денежных купюр под силу далеко не каждому человеку; вскрытие сложно устроенных сейфов требует обстоятельных знаний и отменных способностей.

Анализ способа совершения преступления может свидетельствовать об эмоциональном состоянии преступника. Нанесение потерпевшему большого количества телесных повреждений может указывать иногда на то, что преступник находился в состоянии сильного эмоционального возбуждения или аффекта.

В процессе изучения правовых норм, регулирующих, скажем, уголовно-процессуальную деятельность, психологический анализ помогает понять требования, предъявляемые к профессии следователя, судьи, обнаружить в этих нормах отражение психических закономерностей, принятых во внимание при производстве ряда следственных действий, например, предъявление для опознания, допрос несовершеннолетнего лица и т. д.

Особенно богат психологическим содержанием анализ судебной практики, поскольку он является прежде всего изучением судебных казусов, т. е. случаев, по которым было вынесено судебное решение.

Если юриста интересует главным образом правильность или неправильность применения нормы (или норм) права при вынесенном судебном решении, то психолог в своем анализе будет стремиться увидеть жизненную ситуацию, сочетание в ней межличностных (социально-психологических) и индивидуальных (психологических) явлений, которые выявило судебное решение.

В судебных решениях психолога интересуют жизненные факты, ибо они позволяют говорить о нравственно-правовом состоянии общества. Вот почему решения, скажем, по бракоразводным делам, обычно весьма бедные в правовом плане, являются по своей фактической стороне ценным материалом для социологического, социально-психологического и психологического изучения семейной жизни. То же самое можно сказать и о решениях по делам об ответственности родителей за совершение их детьми правонарушений, где зримо выступают дефекты правовой социализации.

Объектом психологического анализа может стать и судья, вынесший решение. Психологически интересны мотивация данного решения, факторы, повлиявшие на формирование внутреннего убеждения судьи и др.

Кроме качественного анализа юридического документа, т. е. анализа смысла, содержательной его стороны, о которой мы вели речь, существует количественный, формализованный анализ, выделение и обработка единиц информации. Наиболее распространенным здесь является метод контент-анализа. Суть метода заключается в выделении в содержании текста смысловых единиц (слово и символ), которые можно однозначно фиксировать и переводить в количественные показатели с помощью единиц счета. В качестве единиц счета используют частоту появления признака в тексте, объем текста, содержащего смысловую единицу'(в строках, абзацах).

Существует анализ и неюридических документов, материалов, который представляет определенный интерес для юридической психологии. Здесь можно остановиться на анализе материалов прессы, произведений художественной литературы.

Пресса всегда уделяет достаточное внимание правовой тематике. В ней находят отражение различные сферы общественного мнения, знать которые интересно психологу, поскольку это позволяет составить представление об уровне развития правосознания, правовой культуры населения в целом и отдельных его слоев, о престиже права в обществе, ряде других моментов.

Анализ документов также дает возможность получить информацию об изучаемом человеке. Это могут быть письма, дневники, конспекты, доклады, записки, литературные произведения и т. п.

При оценке личности по документам необходимо учитывать не только их содержание, но и форму выражения мыслей, чувств, состояний.

Любое исследование индивида заканчивается обобщением всех полученных материалов, которое находит свое отражение в психологической характеристике личности.

В последнее время в рамках проводимых в судебной и криминальной психологии исследований определен объем изучения личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного, хотя этот объем или схема изучения личности может относиться к любому объекту психологического исследования.

Объем изучения личности:

1. Социально-демографические данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства, материальное положение семьи, жилищные условия, отношения в семье, отрицательные наклонности членов семьи (злоупотребление алкоголем, наркотиками, совершение противоправных действий, сексуальная распущенность и др.).

3. Медицинские данные: состояние физического и психического здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи (в том числе родителей).

5. Жизненный путь: родители (время и место рождения, национальность, место жительства, социальное положение, образование, профессия, их увлечения и т. д.); детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, братья и сестры, взаимоотношения с ними, самые яркие события детства, посещал ли детский сад, отношения со сверстниками и т. д.); школа (специализация школы, любимые предметы, отношения со сверстниками и учителями, был ли любимый учитель, нарушения школьной дисциплины, успехи, школьные друзья, статус среди сверстников, имел ли клички, ставился ли на учет в комиссию (инспекцию) по делам несовершеннолетних); учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки); трудовая деятельность и служба в армии (характер работы и службы, отношение к труду и службе, положение среди коллег, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность); семейная жизнь (рождение детей, с кем живет в настоящее время).

7. Поведение: нравственно-правовое поведение (соблюдение норм, склонность к нарушению, отношение к женщине, справедливость в спорных отношениях, нетерпимость к нарушителям норм и т. д.); поведение в стрессовой ситуации (хладнокровен, беспокоен, растерян, рациональное поведение нарушается, не нарушается); поведение в состоянии фрустрации (раздражительность, агрессивность, уступчивость, депрессия, толерантность, самообвинение и т. д.); поведение в состоянии опьянения (спокоен, миролюбив, агрессивен, драчлив, теряет контроль и т. д.); волевое поведение (решительность, инициативность, смелость, пассивность, неинициативность, трусливость и т. д.).

8. Направленность личности: доминирующие потребности (физиологические, потребность в безопасности, социальных привязанностях, статусные, потребность в уважении своей личности, в самовыражении); ценностные ориентации (ориентация на удовлетворение только собственных потребностей или членов своей семьи, на оказание помощи другим людям, ориентация на принятые в обществе нормы поведения, уважение правопорядка); материальные ценности (деньги, вещи, собственность); мировоззрение (взгляды, представления, убеждения, идеалы, жизненные принципы и т. д.); интересы (хобби и увлечения, широта, узость интересов, степень их устойчивости).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *