в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания

Уроки мудрости от Аристотеля

в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть картинку в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Картинка про в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказыванияАристотель, ученик Платона и учитель Александра Македонского, внёс огромнейший вклад в развитие философии, логики и естественных наук. В своих трудах великий философ оставил множество уроков, которые не теряют своей актуальности и спустя более двух тысяч лет. Чему же стоит поучиться у Аристотеля?

Многие философы предлагали свои определения тому, что же такое счастье. Аристотель высказал такое интересное мнение: счастье – это довольство собой. Но почему?

Во-первых, если человек доволен собой, он не склонен к аутоагрессии. Тот же, кто постоянно занимается самоедством и самобичеванием, вряд ли может назвать себя счастливым. То есть первая грань этого определения счастья – отсутствие ненависти к самому себе и недовольства собой.

Во-вторых, если счастье – это довольство собой, то оно (счастье) лишь в малой степени зависит от внешних обстоятельств. Вы можете быть довольны или недовольны собой в любых условиях. Поэтому если вы лишитесь чего-то, но останетесь довольны собой, вы останетесь столь же счастливым человеком.

«Ясность – главное достоинство речи»

Аристотель занимался в том числе и риторикой. И трудно с ним не согласиться, что ясность – главное достоинство речи. Ведь если речь не является понятной, то её изящность, структура и т.д. – всё это теряет смысл.

Слушатель в первую очередь должен правильно понять оратора. Зачастую можно пожертвовать красотой речи в угоду её понятливости – это будет оправданной жертвой.

«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечных целей и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели»

Целеполагание – это одна из основных тем самообразования. Движение без цели есть движение в никуда, движение хаотичное и безрезультатное. Советуем прочитать статьи о постановке целей:

Но мало поставить цель – нужно её достичь. В этом вам помогут следующие материалы:

«В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро»

Вопрос «В чём смысл жизни?» прочно ассоциируется с философией и считается одним из вечных вопросов. Существуют различные подходы к пониманию смысла жизни, Аристотель же выбрал этику долга, альтруизм.

Конечно, смысл жизни каждый для себя определяет самостоятельно, но делать добро как минимум приятно и полезно в любом случае.

И традиционно для цикла уроков мудрости обращаемся к вам: что считаете смыслом жизни лично вы?

«Хвалу и осуждение получают в зависимости от того, по принуждению или нет совершён поступок»

Очень мудрое и тонкое замечание. Давайте обратимся к примеру:

Есть два мальчика и две бабушки, которым нужно помочь. Первый мальчик сам предлагает помощь, а второго приходится заставлять родителям. В итоге они оба делают хорошее дело, но один добровольно, а второй по принуждению. Заслуживают ли они похвалы в одинаковой мере? Однозначного ответа нет, вопрос дискуссионный, но кто-то скажет, что нет, первый мальчик заслужил похвалу больше (хотя второго тоже необходимо похвалить – чтобы мотивировать помогать бабушкам в дальнейшем).

Или негативный пример: два человека совершают преступление, допустим, ограбление. Но один это делает из-за того, что ему лень зарабатывать, а другой вынужден пойти на такой шаг для того, чтобы собрать деньги на операцию умирающему ребёнку. Они оба совершили преступление, разница только в наличии или отсутствии принуждения. Но заслуживают ли они одинакового осуждения? Вопрос опять-таки спорный, но кто-то ответит, что нет.

А как считаете лично вы? Что вы можете сказать о цитате, такой её интерпретации и приведённых в качестве примеров дилеммах? Поделитесь своими мыслями в комментариях!

Не все знают, но понятие золотой середины ввёл именно Аристотель. Например, он говорит, что скромность – середина между бесстыдством и стеснительностью.

Аристотель утверждал, что добродетель – это баланс между недостатком и избытком. Мало – плохо, много – тоже плохо, а вот умеренно – хорошо. И везде нужно избегать крайностей и стремиться найти эту золотую середину.

Подумайте, а везде ли вы нашли эту золотую середину? Возможно, где-то вы прибегаете к крайностям, и это негативно сказывается?

«Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие»

Все мы знаем, что физические упражнения в умеренном количестве (помните о золотой середине) полезны и просто необходимы человеку. Но, к сожалению, не все мы делаем зарядку или хотя бы отжимаемся пару раз в неделю.

Добавьте в свою жизнь активности и не дайте физическому бездействию разрушить вас! Кстати, здесь вы можете ознакомиться с десятью причинами заниматься спортом, если Аристотель слабо вас убедил.

«Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед»

Развивать свой интеллект, конечно же, необходимо. Но ограничиваться этим нельзя: моральное развитие тоже имеет чрезвычайную важность.

Умный негодяй хуже глупого. Нам кажется, Аристотель говорит именно об этом. Мало развивать в себе интеллектуальные и творческие силы, нужно ещё и направить их в нужное русло. А что вы думаете об этом? Выскажите свою точку зрения в комментариях!

«Наша суть отражается в наших повторяющихся действиях. Отсюда совершенство есть не действие, а привычка»

Любопытное мнение. Нам кажется, что Аристотель прав, и путь к совершенству заключается не в разовых действиях, а в систематических поступках. Мало один раз сделать что-то хорошее – нужно делать это постоянно.

Отсюда выходит, что если воспитать в себе привычку совершать хорошие поступки, то вы достигните совершенства (если это вообще возможно, если же, по вашему мнению, нет – вы к нему максимально приблизитесь). К счастью, на 4brain есть ряд наиполезнейших материалов по привычкам и их формированию:

«Корень учения горек, а плоды его сладки»

Думаем, многие сталкиваются с ленью, прокрастинацией и т.п. Не всегда удаётся поддерживать высокую работоспособность и высокую мотивацию. Порой мы сталкиваемся с различными сложностями в обучении – из-за этого оно может стать «горьким». Но результаты обучения всегда «сладки». Помните об этом и никогда не опускайте руки. Все силы, вложенные в обучение, окупятся сторицей.

«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле»

Как известно, одной теории, одних только «чистых» знаний недостаточно. Нужно уметь применить эти знания на практике, использовать их в своей жизни. Если вы не прилагаете свои знания на деле, а просто копите их, то повышается только уровень вашей эрудированности, но уровень качества жизни – нет.

Поэтому всегда спрашивайте себя: «Возможно ли применить эти знания на деле? Какую практическую пользу я могу извлечь из этой информации? Как это сделать?». Можете, например, для начала проанализировать эту статью. Как вы сможете применить полученную информацию на деле? Сможете ли вообще? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Источник

В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро!»

Мне близко высказывание Аристотеля: «В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро!»

Иногда в моей жизни бывают такие моменты, когда я чувствую, что я именно там, где должна быть, занимаюсь тем, чем должна.

Нельзя смотреть на мир вокруг нас сквозь призму своего настроения иначе оно, как кривое зеркало, исказит реальность.

Важно хорошему воспитателю не стать скучным взрослым, а быть всегда «чуть-чуть» ребёнком. Видеть мир глазами ребёнка, немного наивными, но любопытными.

А ещё я считаю, что всё в жизни человека зависит от его отношения к происходящему.

Как говорят психологи, если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней. Это залог внутренней гармонии и силы.

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть картинку в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Картинка про в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания

в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть картинку в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Картинка про в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания

в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть картинку в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Картинка про в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания

У автора в друзьях: 4

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.» (Аристотель)

Друзья, вспомните свое детство..

У каждого из нас был свой калейдоскоп, и мы, глядя в волшебный «глазок» трубочки, могли лицезреть удивительно гармоничные рисунки, узоры- разного цвета, вида, размера, которые менялись с вращением.

Наш организм- большей частью, водный, в нем содержится от пятидесяти до восьмидесяти пяти процентов водной среды, в зависимости от возраста человека.

от 720 000 до 350 000, (а может быть, и больше), несущих жизнь- всем органам на физическом уровне, в физическом теле.

Будьте осторожны со словами.

в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть картинку в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Картинка про в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания

В китайских, японских и вьетнамских

трактатах- основное внимание уделяется трем каналам:

Сушумна, Пингала и Ида.

Я попробую сегодня рассказать о центрах, или чакрах Сушумны, которые дают нам энергию жизни и прорабатываются ИЛИ не прорабатываются нами.

В связи с этим, давайте рассмотрим три чакры, одни из важнейших:

в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть картинку в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Картинка про в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания

Цвет вибраций чакры- желтый.

управляющая планета- Солнце

Эта чакра опеределяет стержень человека, его творческое начало, волю, индивидуальность.

Чакра определяет состояние зрения, координации движений, печени, селезенки.

Она распределяет энергию по организму..

Работа над пополнением энергии чакры дает нам способность находить потерянные вещи, прошлое, будущее, «рентгеновское» зрение..

Что разрушает чакру и поток энергии в ней?

Хвастовство, желание быть лучшим, главным, первым, стрессы, гнев, подавление других людей, желание навязывать свою волю.

Человек не может навязывать свою волю другим людям. У каждого- свой урок, он живет, как видит свою жизнь.

в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть картинку в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Картинка про в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания

Цвет вибраций- зеленый

число лепестков- 12

Чакра определяет способность любить и такие качества, как сострадание, сопереживание и человечность.

Проекция- центр груди.

При активной чакре, насыщенной энергией,- мы достигаем свои мечты и воплощаем их, а также- помогаем и другим людям, при их согласии,осуществить их мечты.

Одним из свойств чакры является способность общаться с Природой, пользоваться ее подсказками, сбрасывать отработанную энергию и трансформировать себя.

Физическое ощущение- легкости, идущей от середины груди, мы наполненны, нам легко- мы легко дышим, говорим, творим, помогаем..

«Сердечная чакра связана с Сердечным, или Кардиосплетеннем.

Железы: воздействует на щитовидную железу.

Аспект: выражает Любовь-Мудрость, любовь группы.

Духовно-функциональное выражение этих центров соотносится с самоотверженной духовной любовью, групповой любовью, состраданием, служением во имя любви.»

Обычно- человека очень любят, от него идет реальная помощь через Служение, которое не требует «возврата».

Если подсознательно есть потребность » чтоб вернули», «долг платяжем красен», то энергия уходит в никуда.

Кстати, при непроработанной чакре- скорее, есть проблемы сердечно- сосудистого плана и астма.

в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть картинку в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Картинка про в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания

Цвет вибрации – голубой

Число лепестков: 16

Управляющая планета: Юпитер

Центр лекторской, преподавательской, переводческой деятельности, возможно, работы гида или священника.

Коммуникации, накопление и передача информации.

Здесь обязательны выбработка, через медитации, а также- сон, молитву- ощущение помощи Сверху, Божественной защиты, диалога с Небом.

Обычно- такой «неправильный» подход к делу, самоистязание, боязнь потерять что- либо, утратить контроль над чем-то- приводит к снижению слуха, к проблеме с нервной системой, шуму в ушах, а также- проблемам с глотанием и певческим голосом, связками,шейные боли в области воротниковой кости.

Для этой чакры- важна Верность и Преданность, чистота помыслов.

Недавно я задалась вопросом:

«На что Ты готов (а) тратить силы, не ожидая отдачи?»

Решить этот вопрос важно.

От этого- мы теряем энергию.

Как ни странно, ответить на этот вопрос честно, для себя, без пафоса и патетики,- сложно.:)

Вот что пишет Нил Доналд Уолш:

•Что бы ты ни пожелал для себя, отдай это другому.

•Если ты желаешь быть счастливым, сделай счастливым другого.

•Если ты желаешь быть удачливым, помоги добиться успеха другому.

•Если ты желаешь получить больше любви в своей жизни, сделай так, чтобы у другого ее было больше.

•Делай это искренне — не потому, что ищешь личной выгоды, но потому, что ты действительно хочешь, чтобы у другого человека все это было, — и все то, что ты отдал, придет к тебе.

Рунический став для работы с чакрами «Fly always»

в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть картинку в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Картинка про в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания

«Необходима свеча, белая бумага для записей ( автор-на фото не делала, только на бумаге, я,имхо думаю,что фото черно-белая фотокопия- хороша)

), масло лотоса (оно используется вообще для работы с чакрами. У меня никогда не было масла лотоса, я брала масло пихты – для меня оно самое подходящее по моему разумению, или любое другое которое было в хозяйстве подходящее по логике).

Зажигается свеча, я ставлю слева ее.

На бумаге рисуется Манназ – это вы.

Макается палец указательный в масло (чуть чуть совсем), ставится точка маслом на соответствующую чакру, рисуется руна и проговаривается оговор для руны, и так по очереди все руны и чакры. При прикосновении представляйте цвет соответствующей чакры.

Начните муладхары. Нарисуйте Уруз и скажите: пусть энергия и сила возникают в нужное время в моей физической жизни.

Коснитесь свадхистаны, нарисуйте Феху и кажите: дайте мне способность правильно использовать мою энергию и силу воли.

Коснитесь манипуры, нарисуйте Тейваз и скажите: дайте мне способность направлять свои эмоции и видеть истинный для меня путь.

Коснитесь анахаты, нарисуйте Вуньо и скажите: дайте мне способность дарить любовь близким и принимать радость окружающего мира.

Коснитесь вишудхи, нарисуйте Соуло и кажите: пусть мое творческое начало получит свободу выражения и радость общения станет нормой.

Коснитесь Аджны, нарисуйте Ансуз и скажите: пусть мой разум откроется и постигнет дарованную вами мудрость.

Коснитесь сахасрары, нарисуйте Альгиз и кажите: раскройте мои психические способности, чтобы я могла давать и получать благословения. Сделайте так, чтобы моя духовная сущность была готова услышать голос богов, укажите мой путь.

Капните масло на бумагу со ставом.

Потом можно отдохнуть в расслабленной позе (по моему шавасана называется), свечу можно погасить, можно оставить догорать у бумажки со ставом.

Став хранить 9 дней, потом можно сжечь, но осторожно из за масла. Можно не через 9 дней сжигать, а когда увидите, что действие ослабевает.

При отсутствии явных блоков и заморочек став дает состояние покоя, удовлетворения жизнью и легкого везения во всем. Но я думаю, что принцип действия става и так понятен из описания рун»

ОТКРЫТИЕ И ЧИСТКА ЧАКР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯНТР

ТИБЕТСКАЯ ГОРМОНАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Однажды один весьма уважаемый монах навестил младшего коллегу, известного своей исключительной набожностью.

На старого человека произвела сильное впечатление погруженность молодого монаха в молитвы, в изучение древних книг, его заинтересовала причина такого непоколебимого благочестия.

Как объяснил радушный хозяин, он, полностью сосредоточившись на своих занятиях, отгородил себя от внешних факторов, которые могли бы отвлечь его внимание. Действительно гость заметил, что многие соседи молодого монаха заняты делами, весьма далекими от благочестия.

Его комментарий к услышанному и увиденному прозвучал так:

— Когда на улице холодно, можно согреться двумя способами. Первый — надеть меховую шубу, второй разжечь огонь. Но теплая шуба будет греть только одного человека, а огонь согреет любого, кто к нему приблизится.

Источник

«Подлинный смысл жизни — в служении другим»

Нынешняя социальная система государства — это монополия, в которой госорганы сами себе выделяют деньги, сами их тратят и сами себя контролируют. Именно поэтому она по определению не может быть эффективна и не ориентирована на человека, считает председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов).

в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Смотреть картинку в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Картинка про в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания. Фото в чем смысл жизни служить другим и делать добро смысл высказывания

— Как вы сами пришли к социальному служению?

— Давным-давно, когда я был еще неверующим человеком, меня посетила мысль, что смысл жизни можно найти в служении другим. До этого я искал смысл жизни в искусстве: в театре, в литературе, в кино.

Но только когда пошел работать санитаром в больницу, почувствовал, что подлинный смысл жизни — в служении другим.

Позже я крестился и стал священником. Когда мне было 40 лет, у меня умерла жена и меня назначили настоятелем в больничном храме. Там я стал помогать сестрам милосердия, при храме возникло училище сестер милосердия. И вот так постепенно я приобщился к этому делу.

— Сейчас вы возглавляете Синодальный отдел по социальному служению. Каковы основные направления работы отдела?

— Мы стараемся помогать всем, кто в этом нуждается. Например, многодетным семьям. В нынешних условиях многодетные родители совершают очень трудный подвиг. Многие современные семьи не решаются исполнять то, что заповедано Богом, находя разные причины и объяснения для того, чтобы не рожать детей. Поэтому многодетные родители сегодня вынуждены быть своего рода белыми воронами. Помощь этим людям для нас в приоритете. В епархиях появляется все больше инициатив и проектов, которые нацелены на поддержку многодетных семей: центры гуманитарной вещевой помощи, детские сады и ясли, летние лагеря, службы добровольцев, без которых родителям порой бывает очень сложно справиться.

Конечно, в помощи нуждаются дети-инвалиды, дети из неполных семей, дети, которые лишились родителей. Им мы тоже помогаем. Сейчас на территории России действует 90 церковных детских приютов. Часто они возникали стихийно –

священники, настоятели монастырей не могли мириться с тем, что в интернатах без родительской заботы, без воспитания остаются дети. Строился приют, часто совсем небольшой по размеру, священникам передавались на воспитание дети. И сегодня мы видим, что в этих приютах в семейной обстановке вырастают замечательные люди!

Выпускники церковных приютов получают среднее и высшее образование и гораздо лучше устраиваются, чем выпускники государственных детских домов.

Мы помогаем престарелым людям. Они пережили очень тяжелый XX век, страшную войну, попрание человеческих свобод и прочие ужасы советской жизни. Сейчас они получают мизерную пенсию, у них во многих регионах нет денег даже на дрова.

Всего в России действует более 40 богаделен — мест, где одинокие тяжелобольные старики живут в условиях, близких к домашним. Их опекают сестры милосердия и врачи. В Москве тоже есть такие учреждения. В следующем году православная служба помощи «Милосердие» откроет в Москве новую богадельню, рассчитанную на 18 мест.

С технической точки зрения новая богадельня в Москве не будет уступать государственным приютам: помещение оборудуют лифтами, специальными ванными комнатами, широкими дверными проемами, пандусами. Но для пожилого человека не менее важны забота, внимание, человеческое тепло и искреннее участие в его проблемах. Часто всего этого не хватает в государственных учреждениях.

Кроме того, мы, конечно же, помогаем инвалидам, бездомным, людям, у которых есть склонность к алкоголизму и наркомании. Мы стараемся не только накормить бездомного, но и дать ему реальную возможность вернуться в общество. Когда в Москве только появился наш автобус «Милосердие», перед ним стояла одна простая цель – спасти зимой как можно больше людей от смерти из-за переохлаждения. Через несколько лет московские власти создали свой подобный проект, и благодаря этому сейчас, слава Богу, смертность среди бездомных уменьшается. И мы больше думаем над тем, как реабилитировать таких людей.

В епархиях появляются приюты для бездомных (сейчас их более 60. – ред.), которые стараются оказать комплексную помощь – восстановить документы, привить навыки самостоятельной жизни, трудоустроить человека.

Правда, в Москве до сих пор такого центра у Церкви нет, хотя мы давно просим московские власти выделить для его создания участок земли. Мы бы хотели, чтобы в нем бездомные были не просто постояльцами, а смогли начать сами решать свои вопросы, жить как в своем доме, а не как в казенном учреждении. Мы уже приобрели мобильную душевую для бездомных, которую можно поставить рядом с приютом. Но самого приюта по-прежнему нет.

Серьезным злом для нашего общества является наркомания. Церковь не отгораживается от наркозависимых людей, а стремится им помочь. С каждым годом появляется все больше церковных реабилитационных центров для наркоманов. В Москве при нашем отделе действует Координационный центр по противодействию наркомании. По его подсчетам, сейчас в стране 62 церковных реабилитационных центра, которые способны одновременно принять около 1000 человек. Наши специалисты выезжают за рубеж для ознакомления с современными методиками работы, совсем недавно была разработана церковная методика реабилитации наркоманов.

— Как вы решаете, кому именно нужна помощь? Это какие-то директивы сверху?

— Большинство церковных социальных проектов появляется не в результате директив, а в ответ на просьбы о помощи.

К тому же вы немножко неправильно представляете нашу работу. Социальная работа, конечно, поддерживается патриархом, на Высшем церковном совете, Священном синоде, Архиерейском соборе принимаются различные документы. Но это служение естественно для Церкви. Основная наша задача — не выдумывать что-то новое, а поддерживать и более эффективно использовать и развивать то, что у нас уже есть. А главное, что у нас есть, – это любовь. Служение другим — это не работа, а служение любви.

Наш отдел – это не просто какое-то министерство, которое за чем-то следит. Каждая епархия тут самостоятельна в своей работе, каждый архиерей сам решает, чем занимается его епархия, на каждом приходе у настоятеля храма есть определенная степень свободы, и он тоже сам выбирает, чем ему заниматься.

Мы не можем спустить какую-то директиву и сказать, что, например, сегодня мы идем в детдома, а завтра помогаем престарелым.

Вместе с тем, конечно, мы стараемся координировать социальную работу в методическом, организационном плане, рассказывать об успешном опыте, консультировать, помогать епархиям. Во многих приходах сейчас появились социальные работники, мы занимаемся их обучением. Приезжаем в разные федеральные округа, проводим конференции, уже несколько лет ведем на нашем сайте дистанционное обучение – в формате веб-семинаров. В этих веб-семинарах участвуют сотни людей из епархий разных регионов нашей страны и даже из-за рубежа. Тех соцработников, которые прошли этот курс, мы приглашаем в Москву на стажировку.

— Все ваши проекты только для верующих?

— Вовсе нет. Например, один из добровольцев службы «Милосердие», который занимается ремонтом на дому для наших подопечных, является некрещеным. Но он очень светлый, хороший человек. Если у человека есть искреннее желание помогать другим, делать добро — он уже на пути к Богу – источнику добра. В нашу службу добровольцев «Милосердие» иногда приходят представители других религий. Были случаи, когда в добровольцы записывались мусульмане, протестанты, католики.

— Ведение такого количества социальных проектов требует серьезного финансирования. Откуда идут средства на эти проекты Церкви?

— Частично наши расходы покрывают гранты и субсидии, но большая часть средств – это частные пожертвования. Например, в православной службе помощи «Милосердие» более 70 процентов всех поступлений составляют частные пожертвования. Есть люди, которые нам помогают очень давно, например дирижер Владимир Федосеев. Он устраивает благотворительные концерты Большого симфонического оркестра в пользу нашей службы «Милосердие» и вот уже больше 20 лет помогает нам из своих личных средств.

Нас поддерживают «друзья милосердия» — те люди, которые регулярными небольшими перечислениями позволяют выживать нашим проектам. Мы открыты, и можно проверить все, что мы делаем: финансовые отчеты каждый месяц публикуются в общем доступе на сайте «Милосердие.ru». К сожалению, в этом году пожертвования от «друзей милосердия» сократились. Чтобы наши проекты продолжали свою работу, нужна постоянная поддержка гражданского общества.

— У государства также есть структуры социальной помощи. Как вы оцениваете их эффективность?

— Социальная система государства – это монополия, в которой государственные органы сами себе выделяют деньги на свою работу, сами их тратят и сами себя контролируют. Понятно, что эта система несовершенная, она не ориентирована на человека.

Простой пример. Есть такое понятие, как социальная услуга. В развитых странах средства на оплату услуг идут за человеком. Что это значит? Вместо того чтобы сидеть в очереди и слышать хамство от единственного специалиста в единственном государственном учреждении, человек сам может выбрать, какое учреждение ему будет оказывать помощь, и по факту этого выбора государство должно будет перечислить деньги той организации, которую выбрал человек. Появляется конкуренция, улучшается качество услуг. У нас же до сих пор сохраняется система советского образца.

На ребенка-инвалида в государственном интернате в Москве выделяется больше 100 тыс. рублей в месяц. При этом, если этот ребенок живет в семье, на него выделяется средств в несколько раз меньше. Получается, сама система подталкивает людей отдавать детей в интернаты и препятствует усыновлению.

До революции милосердие было частным делом и в нем участвовали многие люди. Когда к власти пришли безбожники, которые хотели построить новый мир и отрицали все традиции, они создали ту систему, которая жива до сих пор, хотя у нас уже нет советских учреждений. В советское время государство монополизировало социальную деятельность и заниматься делами милосердия Церкви было запрещено. Если бы мы в советское время открыли приют, нас бы посадили в тюрьму. Государство хвалилось своей социальной работой и при этом прятало всех нуждающихся в помощи людей в закрытые учреждения, куда не было доступа. Для этих людей было особое гетто. Там была еда и крыша над головой, какой-то уход, но при этом жизнь тех, кто там находился, сильно отличалась от нормальной жизни. Эти люди не были включены в жизнь общества.

А ведь во всем мире инвалиды интегрированы в общество, они ездят на общественном транспорте, ходят в магазины, их стараются поддержать в обществе. А у нас старики, инвалиды, дети-сироты от общества оторваны. Сейчас тысячи, десятки тысяч людей скрыты от наших глаз в закрытых психоневрологических интернатах, детских домах для детей-инвалидов, домах престарелых, где они никому не нужны.

Постепенно государство начинает понимать, что в таких учреждениях нужны добровольцы. Принимаются внутренние документы, инструкции, которые обязывают руководство учреждений отчитываться о том, как они привлекают добровольцев. Но одними документами делу не поможешь. Нужно, чтобы в решении проблемы принимали участие реальные живые люди – добровольцы, гражданские активисты. Если их не будет, слова об открытости, заботе, уходе, общении с людьми в этих госучреждениях так и останутся словами.

В государственной системе не развита система реабилитации людей на всех уровнях – ни наркоманов, ни бездомных, ни детей-инвалидов. В России не учат этому, и в штатном расписании не предусмотрено необходимое количество людей для реабилитации.

— На социальные проекты РПЦ государство выделяет деньги?

— Да, но сейчас это скорее исключение из правил. Возьмем, например, православную службу помощи «Милосердие», которая работает в Москве. Из бюджета города целиком финансируется программа реабилитации московских детей с ДЦП в нашем медцентре, почти на 50% покрывается стоимость обучения детей в школе, детские дома же получают не больше 10% расходов — в основном средства выделяются только на питание и одежду. Также некоторые наши проекты получают разовое финансирование в виде грантов.

Но гранты хороши только для того, чтобы начать проект. Потом должны быть другие механизмы финансирования действующих эффективных социальных служб. У нас ведь не фонд, который собирает средства и просто перенаправляет их нуждающимся. Этим мы тоже занимаемся, но большинство наших проектов в Москве представляют собой законченную инфраструктуру по оказанию помощи самым разным категориям людей. В штате службы «Милосердие» — врачи, учителя, психологи, воспитатели, которые работают в детских домах, приюте для беременных, богадельне, школе. Мы должны платить им зарплату, человек ведь не может работать бесплатно – ему надо одеваться, что-то есть.

— Есть ли среди церковных социальных проектов уникальные?

— Да, конечно. В Петербурге именно Церковь была инициатором создания первого в России детского хосписа, и сейчас директором этого учреждения является священник. Уникальный проект – питерский центр реабилитации несовершеннолетних подростков святителя Василия Великого.

Туда попадают условно осужденные подростки, которых профессиональные специалисты возвращают к нормальной жизни – знакомят с культурой, искусством, ходят вместе с ними в походы, занимаются паркуром, скалолазанием и другими современными видами спорта.

Я уже говорил про автобус «Милосердие», который зимой по ночам спасает от замерзания бездомных в Москве. Этот проект во многом стал образцом для создания подобной государственной мобильной службы. Наша Свято-Спиридоньевская богадельня в Москве сильно отличается от государственных приютов для стариков. У нас это две обычных квартиры, где у каждого есть свои вещи, а не просто больничная палата, где человек должен доживать остаток своих дней безрадостно и в одиночестве.

В московской службе помощи «Милосердие» есть и другие уникальные проекты. У нас действует группа дневного пребывания для детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. Фактически это детский сад, куда мама может привести своего ребенка для реабилитации и общения с другими детьми. Сейчас своей очереди в группу ждут больше 100 семей.

Ни в одном медицинском учреждении не занимаются комплексной помощью больным боковым амиотрофическим склерозом (БАС) — это тяжелое редкое заболевание, при котором постепенно перестают работать все мышцы и люди умирают от удушья. Сейчас таких больных только в Москве около 700 человек. Облегчить страдания этих людей можно с помощью аппаратов искусственного дыхания, но они стоят очень дорого, и далеко не все могут себе их позволить приобрести. Поэтому в службе «Милосердие» мы открыли специальную программу «Дыхание» и собираем средства на покупку аппаратов. Наши врачи, соцработники, психологи оказывают всестороннюю поддержку пациентам и их семьям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *