В чем смысл первого второго и третьего сна раскольникова
Значение снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Описание и значение снов
Скрытый символизм заложен автором в сновидения, с которым следует познакомиться поближе, дабы получше понять личность Родиона. Разбор смысла и значения снов позволит школьнику написать грамотное сочинение по теме произведения. Начальная суть символичных видений заключалась в разрушении гипотезы Раскольникова и раскрытии правильной сути жизни. Одни из них страшные, другие же, наоборот, положительные. В некоторых главах произведения герой видит следующие видения:
С помощью сообщений, посылаемых главному герою в сновидениях, автор пытается бороться с идеологией ненависти созданного персонажа. Расшифровка своеобразных символов — это ключи, отпирающие закрытые двери сложного замысла Достоевского.
О забитой лошади
Центральный персонаж переносится в детские годы. Перед ним открываются родные места, он шагает по улице вместе с отцом, на пути встают кабаки и церкви. Он видит лошадь, избиваемую людьми. Пьяные мужчины с ожесточением бросаются на животное, молотя его кнутами. Запряженная в телегу лошадка не может убежать. В конце ее добивают ломом по голове.
Эти образы противопоставляются друг другу, заставляя героя романа призадуматься над верностью своих суждений и теорий. Соборы располагаются недалеко от питейных заведений, показывая, что человек самостоятельно выбирает дорогу, по которой идет.
Об оазисе в Африке
Родиону приснился прекрасный оазис посреди африканской пустыни. Второй сон он видит до совершения рокового поступка. Песчаная равнина с голубой водой становится источником живительной влаги для «странника». Примечательно, что герой оказывается в Египте. Несмотря на простоту сна, его анализ показывает большую глубину символов. Оазис с прозрачным водным источником — образ чистоты побуждений, проскакивающих сквозь жизненную рутину, наполненную нищетой, развратом, неблагочестивыми мыслями, злобой.
Сам же сон можно истолковать как стремление героя к чему-то чистому, прекрасному. Раскольников все еще сомневается в своих желаниях, у него есть шанс пойти по правильному пути. Важной составляющей видения является местоположение — Египет. Таким способом автор привносит в произведение нотку наполеонизма, ведь для великого исторического деятеля египетский поход был первым. Именно там Наполеон испытал горести поражения из-за чумы, положившей его войско. Разочарование ждет и главного героя романа. Такой сон обязан был присниться затеявшему изначально проигрышную игру герою, чтобы дать шанс на спасение.
Об Илье Петровиче
Убийство старухи состоялось. Персонажа, совершившего преступление, лихорадит. И здесь нельзя не упомянуть кратко о сне Раскольникова, в котором он видит Илью Петровича и хозяйку. Сновидения идут чередой, три последующих приводят героя к осознанию действительности. В дом преступника приходит полицейский и избивает владелицу квартиры. Это слышит персонаж, но не видит. Он не может пойти на помощь, так как переживает за свой арест.
Это говорит о невозможности Родиона переносить издевательства над людьми, насколько бы плохими они ни были. Сцена становится своеобразным отражением произошедших событий с персонажем, который уже не мог остановиться и одуматься. Он чувствует вину, боится быть разоблаченным, наказанным. Но сколько бы веревочке ни виться, все становится на свои места, злодеи оказываются наказанными.
О смеющейся старухе
Это видение имеет глубокую идейно-композиционную роль. Оно говорит о характере и нынешнем внутреннем состоянии Родиона. Событие предшествует приходу Свидригайлова, рассказывающего центральному персонажу романа о том, что ему известно об убийстве. Смех старухи также символичен. Героиня будто ликует от победы над обидчиком, испытывающим угрызения совести. Родионова теория разрушилась.
О конце света
Несостоятельность гипотезы подтверждается последним сном героя. Его он видит на каторге, когда серьезно заболевает. Ему грезится, что весь мир окутала страшная болезнь, которая по своей мощи не может конкурировать с моровой язвой. Кажется, что все живое вот-вот погибнет. Людей в свои оковы заключают злоба и жестокость. Происходят убийства на каждом шагу, ужас плодится на планете, наступает конец света.
Подобное может сниться только людям, которые не могут реализовать замысел о всемирном спасении. Ведь именно его Родион не реализовал. На практике его теория не работает и выглядит ужасно.
В этот момент персонаж пытается достичь гармонии. Этому способствуют место его нахождения и окружение:
Раскольников начинает понимать, насколько неправильными были его софистические умозрительные рассуждения. Мир нуждается в искренности, доброте, способной противостоять злу и порочности человечества.
Краткое содержание сновидений центрального персонажа романа «Преступление и наказание» поможет грамотно составить текст сочинения, заполнить читательский дневник. Для удобства информацию можно сократить, выбрав самые яркие символы и их значение, занеся их в таблицу с указанием, в какой главе произошло действие.
Вовсе не обязательно читать всю книгу, чтобы понять основную мысль этих снов. Достаточно ближе познакомиться с творчеством Достоевского, для которого сновидения значили гораздо больше. Они были прообразами обнаженной совести, которую нельзя заговорить препаратами, славными словами. Это позволяет открыть души и характеры героев.
Сны Раскольникова и их значение
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» множество символичных сцен, которые играют важную роль для смысла произведения. Ярким примером являются сны Раскольникова и их значение. Через образы, являющиеся герою во снах, к нему приходят важные решения, а читатель более точно понимает внутренние переживания героя.
Удобная таблица по снам Раскольникова
Сны Раскольникова в романе занимают важное место. Каждый из них является знаковым для судьбы Раскольникова. Приходят они в особо ярких состояниях и имеют очень символичное значение. Наиболее удобно символику и значение снов героя отобразить таблица «Сны Раскольникова».
Содержание
Значение
Символика
Далекое детство Родиона. Они с отцом направляются в церковь и проходят мимо кабака. Родя видит, как выпившие мужики жестоко избивают маленькую слабую лошадь, которая запряжена в очень большую, несоразмерную ей телегу. Родя хочет заступиться за животное, но на его глазах лошадь убивают, прибив до конца железным ломом.
Сон как бы подготавливает Раскольникова, остерегает его, говорит о том, что задуманное злодеяние противоречит чистой душе и положительным качествам героя.
Церковь и кабак как противопоставление жизненных позиций, но находятся они совсем рядом друг с другом. Кабак является олицетворением зла и жестокости, пьянства, которое приводит к негативным последствиям. Церковь же – олицетворение чистого и светлого начала в человеке, Бога.
Церковь и кабак не случайно находят недалеко друг от друга: это показывает, что каждый человек волен сам выбирать, по каким принципам ему жить, а от добра до зла может быть всего один шаг.
Египет, оазис, голубая вода и теплый песок.
Жажда души, стремление к чистому и прекрасному. Сон снится на кануне убийства, герой все еще может остановиться и выбрать путь чистой жизни.
Оазис, голубая вода, тепло – как чистота побуждений и образа жизни среди океана нищеты и разрата, грязных мыслей и злобных затей.
Сон об Илье Петровиче и хозяйке
Сон происходит как в бреду. во сне приходит полицейский Илья Петрович и Родион якобы слышит, как внизу он бьет хозяйку квартиры.
Страх Родиона быть разоблаченным, пойманным за свое преступление. Раскольников боится, что его арестуют и ничего не предпринимает для спасения хозяйки.
Сцена выступает как композиционный двойник убийства старухи и Лизаветы. Родион мог остановить себя, одуматься, но ничего не сделал.
Сон о смеющейся старухе
По зову какого-то человека, Раскольников приходит в квартиру процентщицы и видит ее сидящей в углу. Герой пытается расправиться со старухой, но у него не получается, он слышит только ее смех.
Раскольников сбегает и оказывается под взглядом множества людей, которые притаились и молча ждут, что он будет делать.
Сон символизирует внутреннее состояние героя. Не зря сон снится именно перед приходом Свидригайлова, который сознается, что все знает.
Сон означает полный провал эксперимента над собой.
Все люди подвержены страшной болезни. Они должны погибнуть, заражены злобой и жестокостью, убивают друг друга и плодят ужас на Земле. Только некоторые избранные могут выжить с помощью того, что несут в мир свет и чистоту.
Сон снится Раскольникову, когда он находится на каторге, после всех перенесенных им мук. Рядом с ним – Соня, которая умеет сострадать и несет в себе всю боль человечества, очищение и страдание.
Каторга и Соня становятся для героя началом новом жизни и искупления своего страшного греха.
Сон как символ обновления души, ее очищения.
Анализ снов Раскольникова
Сон о забитой мужиками лошадёнке.
Накануне преступления Раскольников видит сон: ему семь лет, он гуляет с отцом в праздничный день. Они идут на кладбище мимо кабака, возле которого стоит запряжённая в большую телегу тощая лошадёнка. Из кабака идёт пьяный.
Миколка (то же имя, что и у красильщика, взявшего на себя вину Раскольникова). Он усаживает в телегу шумную под- гулявшую толпу. Лошадь не может сдвинуть телегу с места. Миколка беспощадно бьёт её кнутом, потом оглоблей, два мужика секут лошадь с боков. Мальчик пытается заступиться, плачет, кричит.
В этом сне отражается внутреннее состояние Родиона накануне совершения преступления.
Символика сна о забитой лошади.
Сон про оазис в Египте.
Накануне преступления Родиону грезится во сне идеальный мир, который будет создан им — гениальным спасителем человечества. Он видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок и мечтает о создании на земле небольшого оазиса счастья среди бескрайней пустыни горя. Смысл: мечта, во имя которой задумано преступление, противопоставлена серой реальной жизни.
Символика сна об Египте.
Египетский поход — начало карьеры Наполеона.
Сон об Илье Петровиче.
Родиону снится, что Илья Петрович избивает его хозяйку. Сон наполнен жуткими звуками: «она выла, визжала и причитала», голос бившего хрипел, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слёз, побоев и ругательств он никогда ещё не слыхивал и не видывал». В сознании героя сон путается с реальностью. Он думает о пролитой им крови, об убитых людях. Всё существо героя противится совершённому убийству. Когда Илья Петрович бьёт хозяйку, в голове Раскольникова возникают вопросы: «Но за что же, за что же … и как это можно!» Родион понимает, что он такой же «гений», как Илья Петрович.
Смысл сна об Илье Петровиче.
Убийство чуждо человеческой природе. Сон введён автором, чтобы показать ужас и несостоятельность теории Раскольникова.
Символика: лестница, являющаяся местом действия сна, символизирует борьбу добра и зла.
Сон о смеющейся старухе.
Смысл сна о смеющейся старухе.
Подсознание героя говорит о бессмысленности убийства, но он пока не готов к раскаянию.
Символика: смех старухи использован как способ развенчания наполеоновского начала в герое.
Сон о трихинах.
Последний сон Раскольникова показывает итог его тяжёлой и долгой внутренней борьбы с самим собой. События сна разворачиваются в фантастическом мире.
Герой видит ужасные картины конца света, который приближается из-за страшной болезни, вызванной новыми микробами — трихинами. Они проникают в мозг и внушают
человеку, что только он один во всём прав. Заражённые люди убивают друг друга.
Нравственные ориентиры теряются. Однако есть несколько человек, которые переболели этой болезнью и смогли уцелеть. Именно они могут спасти человечество, но их никто не видит и не слышит. Смысл: Достоевский показывает выход — нужно преодолеть нравственный нигилизм, и тогда люди смогут понять Бога, открыть истину. Герой отказывается от своей теории, осознаёт, к чему может привести вседозволенность.
Символика: сон — очищение и возрождение героя.
Значение снов. Сны помогают понять психологию героя и показывают, как меняется мировоззрение Раскольникова.
В чём смысл первых трёх снов Раскольникова? Коротко (в 8–10 предложениях) перескажите содержание каждого сна.
Рабочая тетрадь
Ф.М. Достоевский,
Роман «Преступление и наказание»
Задание 1.
Выпишите из текста романа «Преступление и наказание» цитаты, характеризующие интерьеры, в которых живут герои, образы «желтого» Петербурга, сцены уличной жизни.
1) «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походило на шкаф, чем на квартиру» (часть 1, глава I)
2) «Это была крошечная клетушка, шагов шесть в длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, … Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем
исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; … неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая
постелью Раскольникову.» (часть 1, глава III)
3) «Перед софой стоял маленький столик» (часть 1, глава III)
Комната Сони Мармеладовой:
1) «Тут Соня заметила его. Она прошла третий этаж, повернула в галерею и позвонила в девятый нумер, на дверях которого было написано мелом:
«Капернаумов портной».» (часть 3, глава IV)
1) «Маленькая закоптельная дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю её было видно из сеней. Всё было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпьё. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике.» (часть 1, глава II)
2) «…комната его (Мармеладова и его семьи) была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки … была притворена.» (часть 1, глава II)
3) «…из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма…» (часть 1, глава II)
Описание улиц Петербурга:
1) «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу…» (часть 1, глава I)
2) «…его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам…» (часть 1, глава V)
3) «…он был до того худо одет… Впрочем, квартал был таков, что
костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иной фигурой…» (часть 1, глава I)
Задание 2.
Дайте характеристику литературному герою. Старуха-процентщица. Автор рисует портрет не очень приятного человека. Можно ли предположить, что он делает это умышленно? Зачем?
Имя старухи-процентщицы – Алёна Ивановна. Ей около 60 лет: «…старушонка, лет шестидесяти…» (часть 1, глава I). Алёна Ивановна
содержит дома что-то вроде ломбарда. Она даёт в долг деньги под проценты взамен ценных вещей: «…той самой старухи Алёны Ивановны, коллежской
регистраторши и процентщицы…» (часть 1, глава V). О внешности известно: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка.» (часть 1, глава I). Алёна Ивановна является состоятельной женщиной. Выдаёт деньги по залог ценных вещей. Старуха даёт своим клиентам в 4 раза меньше денег, чем стоят их вещи: «Даёт вчетверо меньше, чем стоит вещь…» (часть 1, глава VI). Старуха-процентщица – злая и вредная женщина по мнению её клиентов. «Только стерва ужасная…» (часть 1, глава VI), «И он стал
рассказывать, какая она злая, капризная, что стоит только одним днём
просрочить заклад, и пропала вещь» (часть 1, глава VI). Старуха-процентщица, по словам Раскольникова, является недоверчивой женщиной: «…жилища
оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись её сверкавшие из темноты глазки…» (часть 1, глава I).
Задание 3.
Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова? Что такое «кровь по совести», «простая арифметика» в теории
Раскольникова? Какие последствия преступления Раскольникова, не предвиденные им, убеждают нас в несостоятельности его «теории»?
Социальными истоками его поступка являлись крайняя степень нищеты главного героя и его матери с сестрой. Не было денег, чтобы платить за каморку, в которой он проживает, нечего было есть. Философскими истоками можно назвать возмущения Раскольникова о социальном неравенстве людей. корни преступления уходят в теорию героя о двух разрядах людей, разрешающую людям первого разряда убивать людей второго. Эта бесчеловечная теория заполнила всё сознание героя
Задание 4.
В чём смысл первых трёх снов Раскольникова? Коротко (в 8–10 предложениях) перескажите содержание каждого сна.
Первый сон был о лошади, которую до смерти забивают кнутом. Сон
раскрывает противоречие натуры Раскольникова, который испытывает неприятие к насилию, но при этом сам он задумал жестокое убийство. Второй сон был о далёких сказочных странах. Смысл сна – подчеркнуть контраст между серой и унылой жизнью Раскольникова и его мечтами. В третьем сне Раскольников
боится, что за ним придут, при этом не делает попыток убежать и спрятаться. Сон как бы предсказывает, что Раскольников не сможет долго таить в себе
преступление и всё равно в нём признается.
Первый сон, сон о лошади: Далёкое детство Родиона. Они с отцом
направляются в церковь и проходят мимо кабака. Родион видит, как выпившие мужики жестоко избивают маленькую слабую лошадь, которая запряжена
в большую телегу. Родион пытается заступиться за животное, но на его глазах лошадь убивают.
Второй сон, сон об Африке. Этот сон приснился Раскольникову накануне преступления. При этом Раскольников находился в болезненном состоянии. В этом сне Раскольников видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок. «. Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…” Этот сон – сон контрастный, он является совершенной противоположностью реальной жизни Раскольникова – жалкой, бесцветной, серой.
Третий сон об Илье Петровиче и хозяйке: сон происходит как в бреду. Во сне приходит полицейский Илья Петрович и Родион якобы слышит, как внизу он бьёт хозяйку квартиры.
Задание 5.
Кто является «двойниками» Раскольникова в романе? Как они
раскрывают ошибочность философии главного героя?
Свидригайлов олицетворяет в романе идею вседозволенности, свободы от каких бы то пи было моральных ограничений. Развратный самодур Свидригайлов считает, что ради цели можно переступать через многое. Раскольников в свою очередь изобретает теорию, которая по-своему оправдывает преступления. Свидригайлов не ошибается, заметив в разговоре с Раскольниковым, что между ними существует «какая-то общая точка». Действительно, Раскольников, как и Свидригайлов, причислил себя к разряду «необыкновенных» личностей, имеющих право пренебрегать нравственными «предрассудками». В этом заключается основное сходство теорий Свидригайлова и Раскольникова.
Лебезятников, по замыслу автора, отображает увлечение молодёжи
новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.
Задание 6.
Раскольников идёт на каторгу. Какую роль в его жизни теперь играет Соня? Как к Родиону относятся каторжане? А к Соне? Почему? Можно ли сказать, что именно каторга «подарила» преступнику очищение? И подарила ли?
Соня поселилась возле Раскольникова, и навещает героя, терпя его мрачность и равнодушие. Каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Но и сам Раскольников к каторжанам относится высокомерно, ведёт себя отчужденно. Он и здесь чужой, среди тех людей, «униженных и оскорблённых», ради которых он решился на преступление. Он ненавидит и Соню, отвергает её заботу, её сочувствие и её любовь. К Соне каторжане относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Раскольников видит сон: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимости к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе» (эпилог, глава 2), пока не истребился весь человеческий род, кроме нескольких «чистых и избранных». Наконец, гордость ума ведёт к гибели, а смирение сердца – к единству в любви и полноте жизни. В нём пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берёт в руки Евангелией.
Задание 7.
Опираясь на факты биографии писателя и текста романа «преступление и наказание», раскройте смысл высказывания Достоевского: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу». Используйте предложенные материалы.
Дата добавления: 2021-02-10 ; просмотров: 220 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)
Ф.М. Достоевский уделял большое внимание в своём творчестве деталям, которые часто могли остаться незамеченными невнимательным читателем. Сны Родиона Раскольникова занимают особое место в романе, каждый из них является знаком в судьбе главного героя и имеет символичное значение.
Второй сон – это мечты о Египте. Раскольников мечтал о создании нового справедливого мира, это был бы рай на земле, по его мнению. Чаще всего ему представлялось, что он где-то в Африке, в оазисе, где отдыхают караваны от своего тяжёлого пути. Везде растут пальмы, и странники обедают, прячась от беспощадно палящего солнца. Сам Родион пытается напиться из журчащего ручья, наслаждаясь прохладной чистой водой, но прекрасный сон прервал звон часов, который вернул главного героя к жизненной суете и заботам. Его жизнь была жалкой и унылой, поэтому оазис манил Раскольникова, это был символ его стремления к лучшей жизни. Вот она – рукой подать, но насладиться ей невозможно.
Третий сон был подобен бреду, потому что совершённое преступление тяжело потрясло главного героя, и он находился в состоянии аффекта. Во сне Раскольников стал свидетелем того, как полицейский Илья Петрович бил хозяйку квартиры Раскольникова. В этот момент бывший студент не думал о том, как помочь женщине, он только испытывал страх расплаты, боялся, что его убийство раскроется, и он будет арестован. Но, несмотря на животный ужас, Родион не попытался сбежать или скрыться от полиции всеми возможными способами. Даже во сне он понимал, что ничем не лучше Ильи Петровича, поднявшего руку на пожилую женщину. Этот сон символизирует беспрестанную борьбу добра и зла, весь внутренний мир Раскольникова боролся за сохранение лучших качеств, а больной разум стоял на своём.
Последний сон Раскольникова в романе приснился ему уже на каторге. В эту ночь он находился в больнице в состояние бреда. Сон об эпидемии является следствием отказа от теории о сверхчеловеке. Во сне Родиона все люди были неизлечимо больны. Они убивали друг друга, охваченные беспредельной злобой и жестокостью. Мир погряз во мраке и ужасе, под давящей силой человеческих пороков. Выжить суждено было только избранным, тем, в чьём сердце ещё смогла уцелеть чистота и доброта. В данном сне показаны последствия воплощения теории главного героя в жизнь, именно таким стал бы наш мир, если бы его удалось изменить сверхлюдям. Этот сон является символом искупления грехов Раскольникова, его душе удалось очиститься и стать на путь перерождения. Становится понятно, что Раскольников начал работу над собственным внутренним миром, он осознал то, чего не мог понять всю свою жизнь: мир надо любить, для того чтобы он полюбил тебя.
Ф.М. Достоевский использует сны в романе «Преступление и наказания» как средства художественной выразительности. Границ между действительностью и снами практически нет: реальность плавно перетекает в мир грёз и наоборот. При помощи такого психологического способа автор раскрывает внутреннее состояние своего персонажа в полной мере: даёт читателю возможность прочувствовать все его эмоции, понять мотивы поступков и ощущения после их совершения. Сны описываются в романе с одной целью – изобразить психологическое состояние Родиона Раскольникова на протяжении разных периодов его жизни, потому что именно в состоянии сна человеческое подсознание освобождается от контроля разума и способно рассказать, что у человека на душе.