в чем прикол телефонов blackberry
Взять рынок, а потом его упустить. Грустная история самобытного бренда BlackBerry
В наших краях телефоны BlackBerry всегда воспринимались настоящей диковинкой, но на Западе это был невероятно популярный бренд. Компания захватила 50% американского рынка и 20% мирового, продавая в год по пятьдесят миллионов устройств — в середине нулевых казалось, что канадской компании ничто не угрожает. Но планы канадцев нарушили Apple и Google: они ворвались на рынок смартфонов и начали устанавливать свои порядки. BlackBerry долго сопротивлялась и жива даже сейчас, однако вернуть позиции и величие — задача уже невыполнимая.
Поиски пути
Долгое время у компании было самое скучное название, которое только можно вообразить: Research in Motion, или RIM по-простому. Основал ее Михалис Лазаридис — сын эмигрантов, которые перебрались из Турции в Канаду. Детские увлечения техникой привели Михалиса, который на западный манер стал представляться Майком, в Университет Ватерлоо, где студент изучал электронику и информатику.
К 1984 году Майк, еще будучи студентом выпускного курса, выиграл первый серьезный контракт. Причем не от кого-нибудь, а от самой General Motors. Автомобильный гигант заказал сеть для использования на своих заводах, и 23-летний студент получил контракт примерно на полмиллиона долларов. До вручения диплома в университете оставалось каких-то два месяца, но Майк к тому времени явно не видел смысла в корочке — он забросил учебу.
Полученные деньги от General Motors стали капиталом для открытия Research in Motion. К Майку присоединился друг детства Дуглас Фреджин. Дела с заказом GM пошли неважно: контракт в итоге разорвали и основатели компании не особо понимали, что делать дальше. После нескольких неудачных разработок RIM решила попробовать себя в развитии технологии Mobitex, которая в дальнейшем и прославила будущий бренд BlackBerry.
Саму сеть Mobitex создала шведская компания Televerket, ее запустили в 1986 году. Стандарт отличается высокой степенью защиты и идеально подходит для, например, передачи электронных писем. RIM, как и другие компании, увидела в этом возможность. В Канаде начали готовить инфраструктуру для Mobitex, и производители пейджеров уже разрабатывали устройства для работы на этом стандарте.
Мессенджер-гаджет
Лазаридис решил обогнать всех и в 1996 году выпустил Inter@ctive Pager 900. По большому счету сейчас этот девайс описали бы как «мессенджер в виде гаджета»: если пейджеры работали на прием данных, то Inter@ctive Pager 900 позволял вести полноценное текстовое общение между пользователями. Выглядел он так:
Позднее RIM выпустила более удобное и продуманное устройство — модель 950. Оно хоть и оказалось успешнее преемника, но особым спросом не пользовалось: во второй половине девяностых коммуникация обычно шла или через голос, или через объемные письма, в то время как RIM 950 звонить не умел, а писать развернутые сообщения на крошечном дисплее не очень удобно.
Примерно в то же время RIM задумалась о создании запоминающегося бренда и обратилась к Lexicon Branding. Компания, которая занимается разработкой брендов, сочла кнопки клавиатуры похожими на косточки ежевики — так и появилось название BlackBerry.
RIM разработала почтовый сервис, который через собственный сервер BlackBerry Enterprise Server обрабатывал данные и обеспечивал их защиту. Это определило целевую аудиторию BlackBerry — люди, которые хоть мало-мальски беспокоятся о конфиденциальности информации. То есть бизнесмены, сотрудники оперативных служб, знаменитости. За ними подтянулись и обычные пользователи. Дела RIM наконец-то наладились: в 1999 году компания даже стала публичной и за полученные от продажи акций деньги могла развернуть полномасштабный бизнес.
В начале нового тысячелетия под брендом BlackBerry по-прежнему выходили пейджеры, которые использовали сеть Mobitex. Мобильные телефоны постепенно вытесняли обычные пейджеры, но продукты RIM были все же другого толка, хотя с развитием беспроводного интернета их тоже ждал неминуемый конец. Однако компании в каком-то смысле здорово помогли теракты 11 сентября 2001 года. В тот день Нью-Йорк оказался практически без сотовой связи из-за обилия звонков, но относительно свободная Mobitex отлично работала: пострадавшие могли связаться с родственниками, экстренные службы поддерживали связь по пейджерам. Устройства BlackBerry проявили себя в лучшем виде.
$612,5 млн штрафа и переход к мобильникам
Несмотря на успех пейджеров, RIM понимала: телефоны вытеснят такие устройства. В 2002 году компания выпустила свой первый мобильник — модель BlackBerry 5810. Правда, полноценным телефоном назвать его не получалось: микрофона и динамика у девайса не было. Звонки предлагалось совершать через подключение проводной гарнитуры. RIM по-прежнему делала акцент на текстовой передаче информации, но уже по GPRS. Покупатели оказались не в восторге от модели: при цене в полтысячи долларов устройство не было полноценным телефоном — подключать для каждого звонка гарнитуру просто неудобно.
Все устройства RIM ориентировала на корпоративный сегмент: в те времена корпорации закупали для своих сотрудников коммуникаторы и другие средства связи, а защита сервисов BlackBerry внушала клиентам доверие относительно безопасности рабочей переписки. Но постепенно компания решила полноценно выйти на потребительский рынок. Ее мобильники обрастали цветными экранами, камерами, музыкальными плеерами. При этом RIM сохраняла важную особенность — QWERTY-клавиатуру, что стало отличительной чертой бренда. Дела продолжали идти хорошо вплоть до 2007 года, когда на рынке телефонов появился новый игрок — Apple.
Опять iPhone все испортил
Купертиновцев поначалу не воспринимали всерьез: iPhone был дорогущим ($500 за базовую версию!), отсутствие физической клавиатуры вызывало много вопросов, да и Apple предстояло вступить в бой на новом для себя поле — где господствовали Nokia, Samsung, BlackBerry и другие. Пусть первый iPhone и был весьма компромиссным устройством, но направление для развития смартфонов он задал более чем ясно. Однако другие производители, включая RIM, продолжали стоять на своем.
Лазаридис в интервью открыто ругал iPhone: «Я не мог и не могу писать на нем, и множество моих друзей тоже. Сложно писать по куску стекла». Удивительно, но в том же 2008 году вышла модель BlackBerry Storm с виртуальной клавиатурой. Устройство подвела операционная система, которая делалась по старым принципам и ощутимо уступала iOS. Но хуже всего была даже не ОС — по какой-то немыслимой причине в смартфоне отсутствовал Wi-Fi.
Продажи по-прежнему держались: BlackBerry в нулевые годы быстро стал одним из самых популярных мобильных брендов в США, лояльная аудитория продолжала выбирать именно его. Смартфоны компании глобально разделились на две ветки: одни модели выходили с кнопочными клавиатурами, другие выпускали с сенсорными — в угоду трендам.
Окончательное падение
В 2011 году компания представляет новый продукт — планшет BlackBerry PlayBook. RIM купила разработчика QNX Software ради ее операционки QNX, которая легла в основу ОС планшета. Систему доделывали в жуткой спешке, и она получилась сырой: к релизу планшета не успели даже добавить нативный почтовый клиент, поддерживаемые приложения для Android работали медленно. PlayBook ждала судьба BlackBerry Storm: продажи оказались слабыми и RIM даже отменила разработку второго поколения устройства.
2011—2013 годы становятся самыми неприятными для RIM: она упустила практически весь рынок. Начались массовые сокращения, компанию переименовали в BlackBerry Limited, а Лазаридис ушел с поста исполнительного директора: и совет директоров, и он сам понимали, что упущено слишком много возможностей и нужен свежий взгляд на ситуацию. У руля становится Джон Чен, который предложил вернуться к корпоративному сегменту и сервисам. Последняя попытка ворваться на рынок смартфонов, с которого компанию уже целиком вытеснили, была в 2013 году. Компания представила новую операционную систему BlackBerry 10 и устройства Q5, Q10 и Z10. Ничего путного в очередной раз не вышло, и тогда у Чена осталась только одна идея — попробовать Android.
Так появился слайдер BlackBerry Priv: под сдвижным экраном пряталась все та же QWERTY-клавиатура (с сенсорной поверхностью), от которой BlackBerry так и не смогла отказаться.
Телефон выглядел многообещающе: изогнутый по краям дисплей (как в Samsung Galaxy S6 Edge), 5,4-дюймовый экран, 3 ГБ оперативной памяти, чип Snapdragon 808. Но аппарат оказался довольно медленным в плане производительности, а для флагмана это недопустимо. В то же время обозреватели отмечали, что это лучший смартфон BlackBerry за последние годы.
Сейчас компания практически ушла с рынка смартфонов и сконцентрировалась на программном обеспечении для бизнеса. Устройства продолжают изредка выходить, причем остались модели с физической клавиатурой — видимо, есть люди, которым такой формат нравится. Но BlackBerry как компания уже не занимается разработкой телефонов: смартфоны под этим брендом выпускает китайская TCL. Сейчас BlackBerry — компания исключительно по разработке софта.
BlackBerry — все. За что любили эти кнопочные телефоны
31 августа этого года компания TLC прекратит разработку и продажу смартфонов BlackBerry. Кажется, 20-летния история устройств с той самой легендарной клавиатурой подходит к концу. Мы спросили владельцев редких в России телефонов о том, почему они ими пользовалось, что им нравилось и по чему будут скучать.
Директор отдела культуры журнала Grazia
2014 год — BlackBerry Bold Touch 9900, сейчас — Key2
Я пользуюсь блекберри, потому что люблю ретро, в том числе qwerty-клавиатуру. К тому же эстетика для меня важнее удобства, и вещи я обычно выбираю по принципу «ну, во-первых, это красиво».
Даже когда в 2010-х годах начался бум сенсорных смартфонов, я все равно продолжала пользоваться кнопочными. Сначала это была ужасно смешная раскладушка Alcatel, которую незнакомые люди часто путали с пудреницей. Она была классной, но по функциям out of date, и пришлось искать что‑то другое. Новый смартфон я выбирала исходя из одного критерия — наличие клавиатуры. Так, в 2014 году у меня появился BlackBerry 9900, с которым была любовь длиной в три года. Серьезный срок для человека, без конца теряющего вещи.
Мне нравилось все: дизайн, интерфейс, звонок как из сериала «Карточный домик». Мешала только собственная операционная система, для которой было почти нереально скачать приложения. Но в те времена я встречалась с IT-гуру, и проблема решалась сама собой. В какой‑то момент мне подарили айфон — он был новее и быстрее, поэтому старенький блекберри отправился в коробочку воспоминаний.
Но не так давно, чтобы наладить work-life-баланс, я решила обзавестись вторым телефоном — и думаю, понятно, на какую марку пал мой выбор. Чтобы избежать проблем с приложениями в этот раз, я взяла модель на Android. Интерфейс ожидаемо оказался ужасным, типично андроидовским, да и камера оставляет желать лучшего.
К слову, моя затея использовать один телефон для работы, а второй — для жизни вне офиса — провалилась. Теперь я хожу с двумя одновременно, постоянно смотрю в оба экрана и, кажется, начинаю сходить с ума. Видимо, скоро все-таки придется делать выбор: эстетика или комфорт.
Пиар-специалист
2011 год — BlackBerry Bold Touch 9900
Блекберри появился у меня в качестве корпоративного телефона — нам, сотрудникам, его привезли из Германии. На тот момент у меня был Sony Ericsson, и в сравнении с ним блекберри оказался суперкрутым устройством, на котором мейлы набирались двумя руками, легко и быстро. Поначалу эта маленькая клавиатурка выглядела странной — казалось, что по клавишам невозможно попасть пальцами. Так как мейлы я писала в основном на английском и немецком, раскладка оказалась удобной.
BlackBerry ассоциировался с европейским телефоном. Тогда я работала в немецкой компании, и там многие пользовались этими смартфонами. Видимо, это была распространенная практика — у моей подруги он тоже был в качестве корпоративного.
Однажды я поехала в командировку в Баден-Баден, куда нужно было добираться на поезде. Я не распечатала билеты, потому что они были на почте. Когда в поезде ко мне подошла контролер, я ответила, что билеты у меня в телефоне. Она возмутилась и сказала, что так не пойдет, нужно было печатать. Я подумала: «Как же так? У нас век технологий, у меня — блекберри!» После долгих разговоров контролер просканировала мой билет с телефона со словами: «Ладно, это последний раз, когда я такое позволяю». Все остальные в купе смотрели на меня так, будто я совершила какое‑то преступление.
Музыкальный продюсер, блогер
2008 год — BlackBerry Storm, позже — BlackBerry Torch 9800 и Bold Touch 9900
Первый BlackBerry Storm мне привез старший брат из Америки, тогда в России не было даже айфонов, но была модная коллекция Nokia — странные устройства с цветочками и полосками. На этом фоне блекберри выделялся элегантностью, большим сенсорным экраном, невероятным для того времени дизайном и функционалом и почтой, о которой до этого знали только на КПК (карманный персональный компьютер, что‑то вроде смартфона, только без сотовой связи и приложений. — Прим. ред.).
Потом у меня был BlackBerry Torch 9800 с таким же сенсорным экраном, но еще удобной выдвижной клавиатурой. Их все любили, потому что среди клавиатур конкурентов не было, а большие сенсорные экраны айфонов, где можно было нормально печатать, еще не появились. Клавиатура всех приводила в шок — ведь те, у кого не было блекберри, печатали букву О тремя нажатиями на цифру 6.
Когда вышел четвертый айфон, он стал моим основным телефоном. Но я все равно взял себе BlackBerry Bold 9900, потому что тогда любил их больше.
Я любил BlackBerry до выхода Passport и последних моделей Key. Мне показалось, что они творят странные вещи с клавиатурой и формой телефонов. Да и к айфонам уже все привыкли.
2013 год — BlackBerry Z10
Я не хотел смартфон на Android или iOS, стал искать и наткнулся на BlackBerry Z10. Я знал, что блекберри не слишком адаптирован под российский рынок, но хотелось попробовать. Кроме того, ни у кого его не было, поэтому пользоваться было особенно интересно.
Больше всего нравилась клавиатура, просто божественная, со своими фичами. По ней невозможно промахнуться, она запоминает слова, которые используешь, и понимает, куда их нужно вставить по смыслу. Например, начинаешь набирать «привет», и над буквой Р появляется это слово, чтобы оно напечаталось, нужно свайпнуть по нему вверх. Со временем с помощью свайпов можно было писать целые предложения и по минимуму печатать на клавиатуре.
Из минусов — аккумулятор, который через полгода стал разряжаться к обеду, и отсутствие всех приложений, кроме твиттера. Единственное решение — приложения для Android, которые на блекберри поддерживались плохо. BlackBerry OS обновлялась очень редко, дизайн менялся, а проблемы с оптимизацией оставались.
BlackBerry у меня ассоциировался с Западом, ведь изначально им пользовались белые воротнички. Он выглядел строго и красиво — складывалось ощущение, что это устройство для бизнесменов. В руках был просто идеален: габариты, эргономика, качество сборки, сам дизайн — все, кроме стирающейся эмблемы на задней крышке. Когда я отвечал на вопрос, какой у меня телефон, люди говорили: «Вау, покажи!»
Действительно классный телефон. Если бы за него взялись всерьез, он и сегодня мог бы соперничать со смартфонами Apple, Samsung и Google.
Я следил за новостями о BlackBerry, и когда сменился президент компании, я подумал, что скоро будет что‑то классное. Но они начали выпускать смартфоны на андроиде вместо того, чтобы развивать свою операционную систему. Поэтому BlackBerry и канул в Лету.
Так и не купил себе блекберри, но опубликовал в «ВКонтакте» трогательную историю
Когда поступал в университет в 2012 году, мне хотелось быть клевым и необычным, и я подумал, что хорошим способом себя показать будет блекберри: редкая, но известная фирма, легендарная физическая клавиатура.
Но тогда я не умел распоряжаться деньгами. Не могу даже предположить, куда дел те 14 тысяч: заработок на стройке летом перед 11 классом, деньги за год в типографии и пособие, которое стал получать в университете.
А смартфоностроение и разработка приложений шли гигантскими шагами. Смешно представить, что еще iPhone 4 имел от 8 гигабайт памяти, а смартфоны на андроиде — все хрестоматийные недостатки: батарею, разряжающуюся за полдня, тормоза при пролистывании меню и вылеты приложений на ровном месте. Но даже на их фоне блекберри с каждым месяцем становились не старомодными, а скорее отсталыми.
Одним глазком я все же следил за BlackBerry. Они выпустили конских размеров Priv — я смутился. Потом вернулись к более классическому варианту корпуса и выкатили Passport — я обрадовался, подумал даже, что куплю когда‑нибудь. А теперь узнаю с экрана старенького айфона, что BlackBerry — все.
И вспомнился тот 18-летний мальчуган в узких джинсах, рубашке с закатанными рукавами и в галстуке, который хотел быть клевым и необычным. Теперь я ношу не рубашки и галстуки, а большие удобные свитшоты. Зимой обуваю не скейтерские кеды, а ботинки. И тот мальчуган — все, и BlackBerry — все. Немного грустно.
BlackBerry: расцвет и закат эпохи QWERTY-смартфонов
Десять лет назад в штаб-квартире компании Research In Motion (RIM), расположенной в городе Уотерлу (Канада, провинция Онтарио, округ Уотерлу), кипела жизнь. Офисы были наполнены сотрудниками, а свет в окнах не потухал до полуночи, демонстрируя проезжающим мимо водителям силуэты занятых работой людей. Сегодня здесь офис-призрак. И пусть на входе по-прежнему горит свет, никто уже не проходит через турникеты, не толпится в курилках и не ходит по этажам, а на пустой парковке можно проводить дворовые турниры по футболу. Напоминает заброшенный завод General Motors в Детройте. Что же случилось с некогда известной компанией, выпускавшей телефоны BlackBerry, которые покорили весь мир в начале XXI века и которые до сих пор ценят настоящие эстеты и поклонники безопасной связи?
BlackBerry: «ты помнишь, как все начиналось…?»
История BlackBerry началась гораздо раньше, чем наступили 2000-е. А первые устройства, которые компания Research In Motion выпускала в 1984 году, напоминали скорее пейджеры, нежели смартфоны. Непосредственно сам бренд BlackBerry появился только в 1997 году, а первый телефон с QWERTY-клавиатурой под этим названием вышел аккурат в 2000-м. Назывался он BlackBerry 957 Proton. С этого момента на рынке мобильных технологий и началась экспансия «ежевичных» коммуникаторов, телефонов и смартфонов компании.
BlackBerry 957 Proton
Впрочем, не будем сразу забегать далеко вперед. Начнем с того, что индустриальный городок Уотерлу никогда не был и не претендовал на звание технического центра. Его население к началу 80-х годов XX века составляло около 120 000 человек. Но все изменилось в 1984 году, когда Майк Лазаридис и Дуглас Фреган, два студента-инженера из Университета Уотерлу, основали здесь компанию Research In Motion по разработке устройств беспроводной передачи данных. Никто и не думал, что в следующие несколько десятилетий RIM станет одним из столпов, изменивших способ общения людей во всем мире. А с ростом компании начнет расти и население города.
Благодаря BlackBerry, Уотерлу стал местом, где можно было запросто встретить знаменитых персон: например, Research In Motion посещала английская королева, знаменитый физик Стивен Хокинг, велогонщик Лэнс Армстронг и другие. Более того, некоторые из сотрудников BlackBerry также стали знамениты благодаря популярности смартфонов и коммуникаторов. Майк Киркуп, глава отдела по связям с разработчиками, даже получил личную охрану во время поездки в Индонезию, чтобы защитить себя от толп поклонников нашумевшей марки телефонов.
BlackBerry: любимый телефон Барака Обамы
Канадская Research In Motion стала пионером на рынке смартфонов со своими кнопочными телефонами BlackBerry. К 2005 году штат компании насчитывал свыше 20 000 сотрудников. При этом рыночная стоимость самой RIM оценивалась в 80 миллиардов долларов. Выпускаемые телефоны были настоящим феноменом, покупатели сходили по ним с ума, а финансовые учреждения с Уолл-Стрит и даже правительство США приобретали их для своих сотрудников, потому что выпускаемые устройства не просто позволяли удобно и быстро печатать, но и обеспечивали безопасное подключение к Сети, а также предоставляли круглосуточный зашифрованный доступ к электронной почте.
Барак Обама и его BlackBerry
Мадонна и ее BlackBerry
BlackBerry: успех, который остановили Apple и Google
Банкирам и юристам, возможно, и не нравилось то, что печатать на iPhone не получается так же легко, как на BlackBerry, но им нравился новый интерфейс с сенсорным экраном и большой набор функциональных приложений. С приходом на рынок смартфонов Samsung, финансовые потери Research In Motion начали расти. В то время руководство RIM отказывалось принимать реальность и не спешило переходить от аналоговой клавиатуры к сенсорному вводу. Тем не менее, в 2011 году наступление конкурентов заставило компанию выпустить на рынок непродуманную серию планшетов BlackBerry PlayBook. А после этого менять курс было уже слишком поздно.
BlackBerry PlayBook
BlackBerry: ветер перемен и последствия увольнений
Но тут произошла интересная вещь. Часть компаний, которая не захотела перебираться в Силиконовую долину, перебралась в городок Китченер, расположенный в провинции Онтарио (Канада), неподалеку от Уотерлу. Там обосновался один из офисов Google, Electronic Arts, Intel и даже китайский Huawei планировал открывать в регионе новый технологический центр. Местная экономика быстро начала приходить в норму, несмотря на падение BlackBerry, а Уотерлу не «посчастливилось» повторить судьбу Детройта. Но вместе с тем дни королевских визитов в Уотерлу и хип-хоп-песен с упоминанием «ежевички», прошли, как и времена, когда весь регион был наполнен гордостью за смартфоны BlackBerry.
BlackBerry Priv
На 2015 год в Research In Motion работало около 7000 человек, а капитализация компании составляла 5,25 миллиардов долларов, упав более чем на 90%. При этом доля «ежевичных» смартфонов на мировом рынке составляла менее 1%. Даже несмотря на выпуск успешного слайдера BlackBerry Priv годом ранее, в последнем квартале 2016 года из более чем 432 миллионов смартфонов, проданных по всему миру, только 207 900 были устройствами BlackBerry. Тогда-то компания и объявила, что больше не будет заниматься выпуском смартфонов, полностью передав создание и производство новых устройств китайской компании TCL. Сама же Research In Motion полностью сосредоточилась на разработке программного обеспечения для корпоративной безопасности.
BlackBerry: возрождение легенды
Сделка с TCL подразумевала под собой следующее: китайской IT-компании предлагалось разрабатывать и производить оборудование для новых телефонов, в то время как компания BlackBerry обещала предоставлять программное обеспечение. Сотрудники TCL не скрывают, что были очень взволнованы, когда Research In Motion заключила с ними соглашении о лицензировании и технической поддержке бренда BlackBerry. Тем не менее, китайцы не спасовали и решили во что бы то ни стало продолжить выпуск «ежевичных» смартфонов. Вышедший в 2017 году BlackBerry KeyOne был высоко оценен фанатами бренда. Затем появились BlackBerry Motion, BlackBerry Key2 и «облегченный» BlackBerry Key2 LE.
BlackBerry Key2
Сегодняшние телефоны BlackBerry по-прежнему имеют культовую клавиатуру, но работают на Android, предоставляя пользователям популярный магазин приложений и гораздо больше возможностей для настройки, нежели BlackBerry OS. Более того, эти мобильные аппараты по-прежнему продаются конкретному типу пользователей: людям, которым нужны лучшие функции для сохранения конфиденциальности и безопасности в мобильных сетях. Однако 2019 год прошел без анонсов и появлений новых моделей BlackBerry, что насторожило поклонников «ежевички». И настороженность эта оказалась небезосновательна.
Смартфоны BlackBerry окончательно ушли с рынка?
В начале февраля 2020 года китайский производитель TCL заявил, что планирует прекратить продажи «ежевичных» смартфонов после истечения срока действия лицензии в конце августа 2020 года. При этом обслуживание и поддержка клиентов, которые по-прежнему остаются владельцами «ежевичных» телефонов, будет проводиться до 31 августа 2022 года.
Стоит принять во внимание и тот факт, что телефоны BlackBerry с Android в качестве операционной системы в последнее время практически не играли значимой роли на рынке смартфонов. Таким образом, появления нового лицензиата не предвиделось. А значит, смартфоны BlackBerry окончательно должны были исчезнуть с рынка мобильных устройств.
Однако в конце августа 2020 года, как раз к сроку истечения лицензии, стало известно, что новый смартфон BlackBerry все-таки выйдет. в 2021 году. Его разработкой занимается стартап-компания OnwardMobility, выкупившая права на бренд и заключившая соглашение с FIH Mobile Limited (это дочерняя компания Foxconn, которая поможет в реализации амбиций OnwardMobility). По слухам в телефоне появится поддержка беспроводных сетей поколения 5G и сохранится фирменная QWERTY-клавиатура. Но вот найдутся ли покупатели?
Впрочем, даже независимо от того, увидим ли мы новые аппараты BlackBerry или нет, телефоны этого бренда навсегда останутся кирпичиком в фундаменте истории смартфонов.