в беларуси посадили самолет зачем
Не фактов. ICAO перенес доклад по посадке самолета Ryanair в Минске
Департамент по авиации Беларуси попросил международную организацию помочь в расследовании инцидента с бортом Ryanair: важно установить причины, по которым командир самолета решил посадить его в Минске.
Материалы передадут рабочей группе ICAO и Следственному комитету Беларуси.Также в Минске не уверены, что окончательный отчет комиссия успеет подготовить до 12 ноября, когда пройдет последнее заседание 224-й сессии Совета ICAO. В таком случае доклад могут перенести на февраль 2022-го.Беларусь услышали в ICAO?Во время заседания Совет международной организации гражданской авиации рассмотрел обращение Беларуси о том, что авиасанкции, которые введены в отношении Беларуси, незаконны.Также Беларусь попросила ICAO разобраться и принять соответствующие решение в отношении стран, принявших эти ограничительные меры. Совет согласился включить этот вопрос в повестку текущей сессии. Его могут обсудить уже 12 ноября.Работа группы ICAO в БеларусиБольшая группа экспертов ICAO посетила в Беларусь в конце августа этого года.
Специалисты ознакомились с материалами уголовного дела, пообщались с сотрудниками СК, Госпогранкомитета и МВД, а от встречи с задержанными после посадки самолета Романом Протасевичем и Софией Сапегой отказались.Также эксперты встретились с представителями пограничного комитета, чтобы выяснить миграционные процедуры в отношении пяти пассажиров, которые остались в Беларуси после посадки борта Ryanair, а также с сотрудниками МВД, которые осматривали лайнер.Авиаблокада Беларуси.
Самолет авиакомпании Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс, экстренно приземлился в Минске после переданного сообщения о минировании (позже оно не подтвердилось) 23 мая 2021 года.Против «Белавиа» могут ввести новые санкции>>>
В тот же день были задержаны находившиеся на борту бывший редактор признанного в Беларуси экстремистским Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич, а также его подруга, гражданка России, София Сапега.В ЕС осудили вынужденную посадку в Минске самолета Ryanair и призвали ввести дополнительные санкции в отношении Беларуси. В начале июня были введены ограничения для полетов европейских авиакомпаний над Беларусью, а белорусским авиаперевозчикам запретили использовать воздушное пространство над Европой и приземляться в европейских аэропортах.
Версия Лукашенко: почему Батька посадил самолёт с оппозиционером и кому ещё пришло сообщение о бомбе из Швейцарии
Как полагают эксперты, незапланированная посадка самолёта авиакомпании Ryanair в Белоруссии, скорее всего, произошла в результате спецоперации, однако, кто её провёл — белорусский КГБ или их недоброжелатели — сказать пока нельзя.
Фото © ТАСС / AP Photo / Mindaugas Kulbis
Президент Белоруссии Александр Лукашенко провёл встречу с парламентариями, членами Конституционной комиссии и представителями органов госуправления. Одной из затронутых тем стал инцидент с посадкой самолёта авиакомпании Ryanair в Минске. По его словам, тот факт, что именно этим рейсом летел Роман Протасевич, — чистая случайность, а сотрудники спецслужб Белоруссии действовали в рамках обычной проверки сообщений о минировании.
Фото © Getty Images / EPA
— На фоне каскада угроз о минировании наших объектов. Каждый день минируют то школы и университеты, то предприятия… Особо отмечу, что сигнал о минировании самолёта был получен из-за рубежа, сообщение поступило в Афины, Вильнюс и Минск одновременно. Информация была оперативно доведена до экипажа самолёта, иначе и быть не могло, — подчеркнул глава республики.
Как полагает переводчик, блогер и публицист Дмитрий Пучков, Лукашенко назвал свою версию произошедшего и она имеет полное право на существование. А если кого-то она не устраивает, то нужно доказать обратное, показать, что было не так.
Фото © Getty Images / Telegram / @zheltyeslivy / Anadolu Agency
— Давайте договоримся, любая версия имеет право на существование, например, есть такая версия, что этого гражданина (Романа Протасевича. — Прим. Лайфа) кураторы специально слили Батьке для каких-то своих целей. Кто они, мы сказать не можем, но выглядит это вполне допустимо, особенно на фоне полученных последствий. Поэтому никакие версии отвергать по умолчанию нельзя, предполагать можно что угодно. Вот и Александр Григорьевич выдвинул свою, если что-то не нравится, кажется притянутым за уши, то нужно просто доказать, что тут не так, — пояснил Дмитрий Пучков.
Политолог Марат Баширов добавил, что, согласно имеющимся правилам, самолёты ведут полную бортовую запись всех разговоров, а значит, всё сказанное фиксируется.
— Когда мы сможем увидеть все переговоры пилотов, полную расшифровку, можно будет говорить о том, рассказывает Александр Лукашенко правду или лукавит. В любом случае, когда будет собрана полная картина произошедшего, Международный авиационный комитет сможет проводить расследование. На данный же момент приходится опираться только на слова сторон, но я не думаю, что есть смысл не верить президенту Белоруссии в этом вопросе, — сказал эксперт.
Фото © ТАСС / «Стрингер»
Одним из обвинений в адрес белорусской стороны является тезис, согласно которому к гражданскому авиалайнеру был послан истребитель, принудивший пассажирский самолёт к незапланированной посадке. Однако согласно поступающим расшифровкам, это не соответствует действительности, считает юрист Илья Ремесло.
— Ситуация там была следующая: действовать нужно было быстро, и самолёт был послан в качестве сопровождающего, но решение принимал сам экипаж. Из той части информации, которую уже расшифровали, мы не видим, что со стороны истребителя были какие-то угрозы, наоборот, пилот авиалайнера принял решение абсолютно самостоятельно, предварительно посоветовавшись с авиакомпанией, — подчеркнул Ремесло.
Америка капитулирует? Украина и Европа без большого брата, а Северный поток обретает свободу
Также он добавил, что подобное приземление — достаточно частая мировая практика, которая применяется во всём мире, в том числе и по ложным случаям.
— Абсолютно аналогичные случаи были везде, наиболее яркий пример — когда американцы заставили сесть самолёт президента Боливии. Или был случай с Украиной, когда та послала истребители, которые угрозами развернули борт, чтобы взять с него антимайдановца. Так что в плане исключительности Лукашенко тоже не выходит за рамки общепринятой международной практики, — сказал юрист.
Однако, как полагает политолог Сергей Михеев, ситуация с самолётом всё равно похожа на спецоперацию, правда, вовсе не обязательно, что её провели сотрудники белорусского КГБ, вполне вероятно, что это многоходовка их недоброжелателей.
Фото © Getty Images / Beata Zawrzel / NurPhoto
— Тут ведь как посмотреть: с одной стороны, Лукашенко поймал такого вот человека, теперь он из него всё что надо вытащит, но с другой стороны — на Белоруссию тут же посыпался град ударов из санкций. Все противники действующего политического строя Белоруссии получили возможность вводить против неё санкции. А я вам напомню, что ещё год назад лидеры протестов, в том числе Светлана Тихановская, буквально требовали вводить против страны ограничения извне, а также устроить всеобщую забастовку, чтобы остановить экономику страны. Они думали, это может сместить Лукашенко. Но тогда не вышло, зато теперь у них есть удобный повод, чтобы попробовать второй раз, — отметил политолог.
Спущенный флаг: мэр Риги заменил государственный флаг Белоруссии на знамя оппозиции, хулиганство или прецедент?
Он добавил, что подобное положение вещей отчасти выгодно и России, так как снижает «многовекторность» Александра Лукашенко. При этом, с другой стороны, удары по экономике Белоруссии отражаются и на России, это проявляется в том числе и в том, что стране приходится оказывать поддержку. По его мнению, точно узнать, кто устроил незапланированную посадку самолёта и кто главный выгодополучатель от этой ситуации, можно будет уже через пару месяцев.
Эксперты оценили действия властей при посадке самолета Ryanair в Минске
Если исходить из известных на данный момент официальных данных, предоставленных Минском, незапланированная посадка пассажирского самолета Ryanair Афины — Вильнюс в аэропорту белорусской столицы осуществлена в полном соответствии с правилами выполнения международных полетов. Об этом РБК заявил директор Института воздушного и космического права AEROHELP, эксперт в области воздушного права Олег Аксаментов.
По его словам, экстренная посадка была выполнена по правилам, «даже если информация о минировании самолета исходила не от экипажа, а от какого-то третьего лица, в том числе анонимного».
Пока в этой ситуации вызывает вопрос участия истребителя МиГ-29, так как для принудительной посадки должны быть серьезные основания, отметил эксперт. «Например, экипаж выполняет полет в сторону АЭС, не выходит на связь или не выполняет команды диспетчера. Для подобных случаев есть доктрина о возможном применении силы в отношении такого воздушного судна, вплоть до его уничтожения. Все зависит от оценки перспектив возможных неблагоприятных последствий», — заявил он.
Аксаментов допустил существование версии, согласно которой маршрут Ryanair не пролегал через воздушное пространство Белоруссии, например, самолет мог облететь ее через Польшу. «В этом случае нахождение самолета в воздушном пространстве Беларуси уже является неправомерным. В этом случае воздушное судно-нарушитель принуждается к посадке или выпроваживается за пределы национального воздушного пространства любыми средствами, которыми государство располагает, в том числе ВВС», — указал он.
«Истории с якобы минированием самолетов можно придумывать, но в случае с самолетом Ryanair мы этого не знаем», — отметил Аксаментов. Он напомнил о случае с вынужденной посадкой летом 2013 года самолета президента Боливии в Австрии с якобы находившимся на борту экс-сотрудником Агентства нацбезопасности США Эдвардом Сноуденом.
Аналитик уверен, что иски со стороны пассажиров или авиакомпании не будут иметь перспектив. «Случившееся — хороший кейс для «муткорта» (moot cort — игровой судебный процесс. — РБК) или студенческого конкурса по воздушному праву. На практике никак не доказать, что ситуация была сконструирована для достижения политических целей. Одного сообщения, даже впоследствии оказавшегося ложным, о заминированном воздушном судне достаточно, чтобы обеспечить безопасную внеплановую посадку самолета в аэропорту», — считает он.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров заявил РБК, что не видит в действиях Белоруссии нарушений международных авиационных правил. «Белоруссия, как член ICAO (Международная организация гражданской авиации), отвечает перед международным сообществом за безопасность полетов гражданских воздушных судов в своем воздушном пространстве. Соответственно, любые действия, которые они предпринимают для обеспечения этой безопасности, они абсолютно правомерные», — считает Гусаров. По его мнению, ответственность наступает в том случае, если бы Минск не отреагировал на поступивший сигнал.
«Мы не будем обсуждать, был ли сигнал, не был ли сигнал, во всяком случае белорусские авиационные власти говорят, что был. Они сообщили об этом командиру воздушного судна, и поскольку он находится на территории Белоруссии, он должен подчиняться указаниям диспетчерских служб — подчиняться правилам воздушного пространства того государства, в котором он находится», — уверен Гусаров.
Сопровождение самолета истребителем МиГ-29 также не противоречит нормам, так как нет данных о том, что он угрожал лайнеру или делал опасные маневры, отметил Гусаров. «Вот тогда бы да, встал вопрос о правомерности такого принуждения. В данном случае принуждения не было, командир выполнил указания диспетчерских служб ICAO — неполитическая организация, которая ставит безопасность пассажиров во главу угла если был сигнал, спецслужбы отработали, ничего не случилось», — сказал Гусаров.
Юрист отметил, что международные стандарты — ни Чикагская, ни Монреальская, ни Гаагская конвенции — не регулируют порядок действий государств, в воздушном пространстве которых пролетает предположительно заминированный самолет. По словам Елтунова, решение в таких ситуациях принимает командир воздушного судна, руководствуясь, в частности, инструкциями авиакомпании, реальными обстоятельствами происходящего, а также национальным правом государства, которому принадлежит авиакомпания.
Алексей Елтунов назвал инцидент с посадкой лайнера серьезным и предположил, что на базе ICAO либо иного международного института будет создана международная комиссия, которая может проанализировать случай и подготовить предписание для подобных ситуаций в будущем. «Я не помню в ближайшие годы такого случая, когда военный самолет сажал гражданское судно, которое не нарушало воздушное пространство, а летело на законных основаниях из одного государства в другое. Это серьезный момент», — сказал авиаюрист.
Елтунов добавил, что на внутренних рейсах России в большинстве случаев командиры принимают решение совершать посадку в аэропорту назначения без экстренной посадки.
Самолет Ryanair экстренно сел в Минске днем 23 мая. Как сообщили РБК в авиакомпании, от белорусских диспетчеров поступила информация об угрозе на борту лайнера, экипажу дали указание совершить посадку в аэропорту белорусской столицы. В Минск самолет сопроводил военный истребитель Белоруссии МиГ-29; как заявили военные, это было сделано, чтобы «в случае необходимости оказать помощь гражданскому судну».
Всего на борту самолета были 132 человека. Проверка не выявила ничего опасного, спустя пять часов лайнеру разрешили продолжить полет. В Следственном комитете республики заявили, что данные о минировании рейса оказались ложными, следователи завели дело из-за ложного сообщения.
Одним из пассажиров самолета был бывший главный редактор признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич, его задержали. В стране на него заведено дело по статье об организации массовых беспорядков, КГБ внесло его вместе с другим основателем канала, Степаном Путило, в список террористов. Лидер оппозиции Белоруссии, экс-кандидат в президенты страны Светлана Тихановская уверена, что самолет вынудили совершить посадку именно для того, чтобы задержать Протасевича.
Белоруссию назвали «воздушным пиратом» и решили закрыть ее небо. Это ударит по авиакомпаниям
Принудительная посадка самолета Ryanair в Минске привела к протесту европейских стран и отказу Литвы от полетов над Белоруссией. В мировой практике подобные «вынужденные посадки» случались и прежде. «360» разбирался, насколько это законно, безопасно и может ли поставить под угрозу авиасообщение с Белоруссией.
Приземление Ryanair
В Белоруссии задержали основателя признанного экстремистским Telegram-канала Nexta Романа Протасевича. Он находился на борту самолета, который направлялся из Афин в Вильнюс. Когда судно пролетало над Белоруссией, пилотам поступило сообщение от белорусской диспетчерской службы о возможном минировании.
Практически у границы с Литвой пришла команда посадить борт в Минске. На белорусской территории самолет сопровождал истребитель ВВС страны. После посадки пассажиры прошли повторный досмотр, а саперы проверили борт и установили, что угроза не подтвердилась. Оппозиционера арестовали.
Сикорский уточнил, что в сообщении были выдвинуты политические требования, связанные с обострением ситуации в секторе Газа. Он подчеркнул, что Белоруссия готова предоставить всю объективную информацию об инциденте с бортом Ryanair.
«Мы обращаемся к Международной ассоциации воздушного транспорта, Европейскому агентству по безопасности, представителям заинтересованных авиационных администраций принять участие в беспристрастном расследовании произошедшего события», — добавил он.
Сикорский обратил внимание, что белорусские власти, в частности, приглашают Литву вместе разобраться в этой ситуации.
«Если есть заинтересованность у авиавластей Литвы и специалистов по авиабезопасности принять наше предложение, мы их приглашаем для этого прибыть в Минск», — сказал он.
Руководство латвийской авиакомпании AirBaltic решило больше не летать над Белоруссией. Литва призвала Евросоюз закрыть воздушное пространство Белоруссии, а МИД ФРГ пригрозил последствиями со стороны ЕС из-за принуждения к посадке гражданского самолета и призвал отпустить Протасевича.
Сажать на ближайший аэродром
Событие вызвало большой резонанс. Обсуждают все: личность самого Протасевича, политику главы Белоруссии, возможные меры и санкции, которые могут применить к стране. Не осталось в стороне и обсуждение действий экипажа, который довольно покорно приземлился на заданном аэродроме.
Пилот «Аэрофлота», командир аэробуса А-320 Андрей Литвинов на своей странице в Twitter рассказал, что бы сделал на месте командира, судно которого «минируют», а потом перехватывает истребитель. Пилот отметил, что в такой ситуации главная задача — спасение самолета и пассажиров. Если есть сигнал о минировании, то командир принимает решение о срочной посадке на ближайшем аэродроме.
По словам Литвинова, в данном случае место для посадки в два раза ближе Минска было в Литве. Далее командир должен сообщить о своем решении диспетчеру. Если его принуждают к иным действиям, пилот включает сигнал бедствия и докладывает на аварийной частоте о нападении на воздушное судно.
«Настаиваю на посадке на том аэродроме, на который было принято решение исходя из воздушной обстановки, метеопрогноза, годности аэродрома, минимума и т. д. Если возникает реальная угроза, то следую за истребителем, но на земле требую консула и СМИ. Отказываюсь от дальнейшего выполнения задания в связи со стрессовой ситуацией и еду в гостиницу», — написал в Twitter Литвинов.
Опасно или не очень
Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов пояснил «360», что по всем международным нормам экипаж не имеет права игнорировать сообщение о чрезвычайной ситуации на борту. Экстренную посадку нельзя назвать безопасным маневром, но профессионалу он под силу.
«Да, перестроиться, перенастроить автоматику — на это нужно время. Но если пилот достаточно подготовленный и опытный, то проблем быть не должно. Особенно если он знает аэродром, на котором нужно совершить посадку. У меня был подобный опыт: на рейсе Токио — Москва пассажиру стало плохо, и я сел в Новом Уренгое», — рассказал Романов.
Иного мнения придерживается заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко. Он выразил уверенность, что ситуацию, когда самолет летит неподготовленным маршрутом, да еще и в сопровождении истребителя, можно назвать опасной и для пассажиров, и для самого воздушного судна.
«Это международный акт пиратства. Трудно игнорировать требования приземлиться, когда рядом истребитель в воздухе. Американцы то же самое делали, когда у нас остался Сноуден. Из России летел борт президента Боливии Эво Моралеса. Его также посадили в Европе — просто выгнали президента и осмотрели самолет», — напомнил Дрозденко.
Мировое пиратство
И это не единичный случай, когда мировые державы позволяли себе сажать тот или иной борт. Кандидат политических наук Сергей Марков в разговоре с «360» напомнил случай, когда украинские власти без объяснения причин подняли в воздух истребители и заставили сесть самолет «Белавиа» под угрозой расстрела.
Так Украина пыталась заполучить некую флешку, которую, по мнению силовиков, вез оппозиционер, несогласный с методами действующей власти. Цифровой носитель с возможной угрозой национальной безопасности государства (так потом поясняли свои действия силовики) не нашли, а вот более ста пассажиров не смогли вовремя прилететь в Минск.
Тогда, в 2016 году, мировая общественность не увидела в действиях Украины ничего особенного. Никто не призывал закрывать небо или вводить санкции. Как, впрочем, и в случае с посадкой в Австрии самолета президента Боливии.
Небо под замком
Сейчас европейские страны готовят или уже вводят ограничения для авиасообщения с Белоруссией.
«Закрытие неба чревато прежде всего тем, что будет нарушено авиасообщение Минска со всеми остальными городами мира, кроме тех, кто откажется присоединиться к этому запрету. Я думаю, что Международная организация гражданской авиации не захочет принимать это решение. Категорически будут против Китай и Россия, скептично отнесутся и другие страны, независимые от США», — предположил Сергей Марков.
По мнению политолога, решение о прекращении полетов могут принять конкретные национальные организации авиаперевозчиков. То есть из Минска нельзя будет летать в Евросоюз, США и в страны, которые являются их союзниками. Но закрытое небо — это неэффективный способ давления, учитывая мощных союзников Белоруссии, которые всегда окажут поддержку стране.
«Что касается авиакомпаний, то они сделают все, чтобы такого запрета не было. Потому что они прекрасно понимают — власти Белоруссии никакой угрозы авиасообщению не несут, и даже если такое повторится, то ничего страшного не произойдет. А вот [при ограничении] потери будут большие, придется проводить другие маршруты, чтобы обогнуть страну», — сказал эксперт.
Он отметил, что по большому счету все понимают — уровень агрессивности того же киевского режима на порядок выше белорусских властей. Так что это чисто политическое преследование, никак не связанное с безопасностью, и авиакомпании сделают все, чтобы спокойно продолжать летать над Белоруссией.
«А вот национальные ассоциации могут запретить своим авиакомпаниям летать над, в и из Белоруссии. Но сейчас между Минском и Москвой пустили „Ласточку“. Значит, будут летать через Москву», — заключил Сергей Марков.
Полиция раскрыла детали о решении пилотов Ryanair сажать самолет в Минске
Решение о посадке летевшего из Афин в Вильнюс самолета Ryanair в Минске 23 мая было принято после переговоров экипажа с авиакомпанией. Об этом со ссылкой на данные полиции Литвы, сообщает «Интерфакс».
Там добавили, что возбуждено уголовное дело об угоне самолета и похищении. Агентство не уточняет, от кого именно была получена эта информация.
«Правоохранители утверждают, что решение о смене направления на Минск капитан самолета, выполнявшего рейс Афины — Вильнюс, принял, посовещавшись с руководством Ryanair», — говорится в материале.
Начальник Бюро криминальной полиции Литвы Роландас Кишкис заявил, что опрос членов экипажа уже прошел.
«Сейчас в аэропорту проводится осмотр самолета, который, вероятно, затянется до вечера. Мы опросили уже несколько десятков человек, летевших самолетом, в том числе и членов экипажа», — сказал журналистам в понедельник начальник Бюро криминальной полиции Литвы Роландас Кишкис.
Авиакомпания Ryanair осудила вынужденную посадку своего самолета в Минске, но отказалась сообщить подробности.
«Ryanair осуждает незаконные действия белорусских властей, которые вчера (23 мая) перенаправили рейс FR4978 Ryanair в Минск, что явилось актом авиационного пиратства. Сейчас этим занимаются службы безопасности ЕС и НАТО. Ryanair полностью сотрудничает с ними, и мы не можем давать дальнейшие комментарии по соображениям безопасности», — ответили на запрос РБК в авиакомпании.
Самолет авиакомпании Ryanair, следовавший рейсом из Афин в Вильнюс, совершил вынужденную посадку в Минске 23 мая. Он пролетал над территорией Белоруссии, когда экипаж получил сообщение о заложенной на борту бомбе. Власти Белоруссии подняли в воздух самолет МиГ-29, который сопровождал авиалайнер при посадке.
В самолете Ryanair находились в том числе бывший главный редактор Telegram-канала Nexta Роман Протасевич и его девушка. Проверка безопасности в аэропорту Минска не выявила в самолете ничего подозрительного, и спустя пять часов ему разрешили продолжить полет. Следственный комитет Белоруссии возбудил уголовное дело из-за ложного сообщения о бомбе по ч. 1 ст. 340 УК.
Однако Протасевича и его девушку задержали, ему грозит тюремный срок в Белоруссии.
Страны ЕС и США резко отреагировали на инцидент в Минске и осудили действия белорусских властей. В Литве и Польше заведены уголовные дела, лидеры многих стран призвали ужесточить санкции против Белоруссии и даже закрыть воздушное пространство страны для полетов пассажирских лайнеров.
Глава Ryanair Майкл О’Лири заявил, что на борту самолета могли находиться сотрудники КГБ Белоруссии. «Похоже, власти намеревались снять с рейса журналиста и его попутчика… Мы полагаем, что в аэропорту также сошли с рейса некоторые агенты КГБ», — сказал О’Лири.
Глава Ryanair также добавил, что считает инцидент с самолетом «поддерживаемым государством угоном». Ситуация была, по его словам, «очень пугающей» для пассажиров и членов экипажа, так как людей держали под вооруженной охраной, а их багаж подвергся обыску.