в античном мировоззрении человек предстает как микрокосм соединяющий в себе такие силы вселенной как
В античном мировоззрении человек предстает как микрокосм соединяющий в себе такие силы вселенной как
Основателем даосизма считается …
○ Конфуций ○ Мэн-цзы ● Лао-цзы ○ Дао-ань
Лао-цзы («Учитель Лао», «Старый ребенок») (кон. VII – нач. VI в. до н.э.) – древнекитайский философ, мифологизированный основоположник даосизма и автор «Дао дэ цзина» («Канон пути и благодати») (Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; ИДВ. М., 2006. Т. 1–5. С. 289).
Вопрос № 321
Родиной религиозно-философской системы зороастризма является …
● Ближний Восток ○ Древняя Индия ○ Древний Китай ○ Япония
Вопрос № 322
К составляющим мировоззрения относятся…
☑ мироощущение ☐ теория ☐ картина мира ☑ миропонимание ☑ мировосприятие
Вопрос № 323
Представление о том, что все в этом мире имеет духовное начало, является характерным для представителей…
☐ атомизм ☑ объективного идеализма ☐ дуализма ☑ гилозоизма ☐ материализма
Идеализм – философское направление, признающее сознание первичным по отношению к материи. Идеализм по-разному воспринимает первичность сознания, поэтому существуют два направления: объективный идеализм и субъективный идеализм. Гилозоизм – философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую (одушевленную).
Вопрос № 324
Функциями философии, о которых идет речь в высказывании Платона «Под воздействием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» являются…
☐ координирующая ☑ гуманистическая ☐ гносеологическая ☐ интегрирующая ☑ воспитательная
Вопрос № 325
Представление материи и духа как неотделимых сторон одной и той же субстанции характерно для представителей …
☑ гилозоизма ☑ панпсихизма ☐ идеализма ☑ пантеизма ☐ материализма ☐ дуализма
Вопрос № 326
Представителями элейской философской школы являются …
☑ Ксенофан ☑ Зенон ☑ Парменид ☐ Анаксагор ☐ Гераклит
Вопрос № 327
Историческими этапами средневековой философии являются…
☑ патристика ☐ софистика ☑ апологетика ☐ майевтика ☑ схоластика
Вопрос № 328
Установите соответствие между гносеологическими направлениями философии Нового времени и принципами, на которые они опираются. 1. Рационализм 2. Материалистический эмпиризм 3. Идеалистический эмпиризм
Задание на соответствие, палим «решение»
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.
Закрыть данную подсказку.
Ответ неверный!
Правильно выбрав принципы, Вы неверно установили соответствие между ними и философскими направлениями.
Закрыть данную подсказку.
Ответ неверный!
Существование двух самостоятельных субстанций – духовной и материальной – признает дуализм (dualis – двойственный), решающий проблему взаимоотношения субстанций в человеке с позиции психофизического параллелизма. Дуализм, как и рационализм, может признавать существование врожденных идей, не зависящих от физических процессов (Р. Декарт), но может и противопоставлять познающий субъект познаваемому объекту, как эмпиризм (Д. Локк, Д. Юм). При этом необходимо различать гносеологический дуализм, решающий проблему познания, и онтологический дуализм, в центре внимания которого находится проблема субстанций. Данный принцип указывает на онтологический дуализм.
Закрыть данную подсказку.
существование двух субстанций
существование врожденных идей
реальность как совокупность ощущений
отражение внешнего мира
//
Вопрос № 329
Установите соответствие между ступенями развертывания Абсолютного Духа и типами культур в философии Г. Гегеля. 1. Преобладание формы над идеей 2. Равновесие формы и содержания 3. Преобладание идеи над формой
Задание на соответствие, палим «решение»
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.
Закрыть данную подсказку.
Ответ неверный!
Правильно выбрав типы культур, Вы неверно установили соответствие между ними и ступенями развития Духа.
Закрыть данную подсказку.
Ответ неверный!
Христианская культура не выделяется Г. Гегелем в качестве отдельного типа, а рассматривается как основа романской культуры.
Закрыть данную подсказку.
античная культура
европейская культура
христианская культура
восточная культура
//
Вопрос № 330
Представителями философии экзистенциализма являются …
● Ответ неверный! ● Работы экзистенциалистов оказали большое влияние на литературу, искусство Запада, а через них и на умонастроения европейской интеллигенции. Эти мыслители считали, что философия по методу познания ближе к искусству, чем к науке. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● Б. Рассел, А. Бергсон ● К. Поппер, Л. Витгенштейн ● М. Хайдеггер, К. Ясперс ● А. Камю, Ж.-П. Сартр
Вопрос № 331
Мировоззренческими основами славянофильства являются…
☑ консерватизм ☐ демократизм ☑ мессианизм ☐ рационализм ☑ соборность
Вопрос № 332
Установите соответствие между онтологическими позициями и подходами к решению вопроса об отношении бытия и сознания. 1. Реализм 2. Субъективный идеализм 3. Экзистенциализм
Задание на соответствие, палим «решение»
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.
Закрыть данную подсказку.
Ответ неверный!
Правильно выбрав концепции бытия, Вы неверно установили соответствие между ними и онтологическими.
Закрыть данную подсказку.
Ответ неверный!
Бытие есть содержание сознания, отличное от самого сознания – позиция феноменологии – учения о феноменах (то есть явлениях – вещах, данных в опыте), сформировавшегося на рубеже XIX–XX вв. Бытие есть то, что воспринимается, но данная часть сознания отлична от психического акта восприятия: она не субъективна, а объективна, – этим феноменология отличается от субъективного идеализма, с одной стороны, и реализма – с другой.
Закрыть данную подсказку.
бытие человека противостоит бытию вещей
единственное бытие – индивидуальное сознание
бытие есть содержание сознания, отличное от самого сознания
бытие не зависит от сознания
//
Вопрос № 333
Установите соответствие между атрибутами материи и их содержанием. 1. Структурность 2. Движение 3. Пространство 4. Время 5. Отражение
Задание на соответствие, палим «решение»
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.
Закрыть данную подсказку.
Ответ неверный!
Правильно выбрав содержание понятий, Вы неверно установили соответствие между ними и атрибутами материи.
Закрыть данную подсказку.
Ответ неверный!
Сознание – высший уровень психической активности, способность к целеполаганию, к созданию идеального образа реального мира и творческому его преобразованию – не является атрибутом материи, хотя и выступает как ее свойство на определенном уровне организации. Современная наука не обнаружила существование сознания в материальном мире вне человека как социального существа. Идеальность сознания противопоставляет его материи. Вопрос об отношении сознания к бытию является одним из основных в философии.
Закрыть данную подсказку.
изменение
сознание
протяженность
информация
длительность
внутреннее строение
//
Вопрос № 334
Установите соответствие между формами движения материи и примерами, раскрывающими их содержание. 1. Физическая 2. Химическая 3. Биологическая 4. Социальная
Задание на соответствие, палим «решение»
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.
Закрыть данную подсказку.
Ответ неверный!
Правильно выбрав примеры, Вы неверно установили соответствие между ними и формами движения.
Закрыть данную подсказку.
Ответ неверный!
Пространственные перемещения тел: атомов, молекул, веществ, предметов, планет, звезд, кроме элементарных частиц, со скоростями, малыми по сравнению со скоростью света, представляют собой механическую форму движения. В отличие от других форм, механическое движение не столько специфично для определенного вида материи, сколько является всеобщим моментом любой формы движения.
Закрыть данную подсказку.
щелочные реакции
образование наций
обмен веществ
перемещение атомов
электромагнитные взаимодействия
//
Вопрос № 335
Идеи диалектики развивали такие представители немецкой классической философии, как …
☑ Г. Гегель ☑ И. Кант ☐ А. Шопенгауэр ☐ Л. Фейербах,
Вопрос № 336
Общими позициями субъективного идеализма и диалектического материализма в трактовке сознания и познания являются следующие:
☑ субъект познания активен ☐ субъект познания имеет общественную природу ☑ ощущения есть исходный материал знания ☐ субъект познания пассивен
Вопрос № 337
Укажите проблемы, имеющие отношение к гносеологии.
☐ природа и иерархия ценностей ☑ способы достижения истинного знания ☐ материальное единство мира ☑ вопрос о границах человеческого знания
Вопрос № 338
Мнение в отличие от знания…
☑ является субъективной оценкой чего-либо ☐ неизменно в определенных исторических пределах ☑ изменяется достаточно быстро ☐ имеет достоверный характер
Вопрос № 339
К логическим критериям истины относятся…
☑ независимость аксиом ☐ когерентность ☐ эмпирическая проверяемость ☑ непротиворечивость аксиом
Вопрос № 340
Общими чертами научного и художественного познания являются…
☑ достижение достоверного знания ☑ творческое отношение к предмету познания ☐ личностно-эмоциональное видение мира ☐ строгая доказательность, обоснованность выводов
Вопрос № 341
Эмпирический уровень научного познания в отличие от теоретического …
☑ предполагает непосредственное взаимодействие с объектом исследования ☑ нацелен на получение научных фактов ☐ не формулирует законов функционирования изучаемого объекта ☐ оперирует идеализированными объектами
Вопрос № 342
Согласно позиции сциентизма (сайентизма) наука …
☑ является высшей ценностью культуры ☑ есть область естествознания ☐ способствует росту этического нигилизма ☐ не вмешивается ни в религию, ни в политику, ни в этику
Вопрос № 343
В Древнем мире развитие техники тесно связано в первую очередь с …
☐ философий ☑ магией ☑ мифом ☐ развитием науки
Вопрос № 344
В античном мировоззрении человек предстает как микрокосм, соединяющий в себе такие силы вселенной, как …
☑ логос ☑ полис ☑ хаос ☐ сансара ☐ сверх-Я
Вопрос № 345
Основными направлениями социальной антропологии в XIX–XX в. являются интерпретативная антропология, структурализм, марксистская антропология, …
● Ответ неверный! ● Представителями этих направлений являются Дюркгейм, Малиновский, Браун, Г. Спенсер, Тейлор, Морган. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● экзистенциализм ● функционализм ● эволюционизм ● идеализм
Вопрос № 346
Культура, по К. Марксу, является …
● Ответ неверный! ● К. Маркс считал культуру посредником между человеком и природным миром. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● совокупностью материальных и духовных ценностей ● второй натурой ● системой знаков, в которой закодированы духовные ценности ● принципом связи человека с миром
Вопрос № 347
Философами ХХ века, отрицавшими проблему смысла жизни, являются …
☐ А. Хомяков, И. Киреевский ☑ А. Камю, З. Фрейд ☐ К. Маркс, Ф. Энгельс ☑ Л. Витгенштейн, У. Джеймс
Вопрос № 348
Элементами духовной сферы жизни общества являются …
☐ общественное движение ☐ политическая партия ☑ наука ☑ религия ☐ производство товаров ☑ искусство
Вопрос № 349
Представителями теории стадиального развития в социальной философии являются…
☑ Д. Белл ☑ Р. Арон ☐ О. Шпенглер ☐ М. Вебер ☑ У. Ростоу
Вопрос № 350
К «мир-системной» типологии общества, предложенной И. Валлерстайном, относятся понятия …
☐ информационное общество ☑ ядро ☐ технотронное общество ☑ полупериферия ☑ перифирия ☐ капиталистическое общество
Вопрос № 351
Проявлениями современного этапа развития общества являются …
☐ появление массовой культуры ☑ развитие компьютерных технологий ☑ технологическая революция ☐ машинное производство ☐ экстенсивные технологии ☑ информатизация общества
Современный этап развития общества – новый постиндустриальный этап развития. Он характеризуется ростом значения информации в жизни общества, появлением новейших технологий.
Вопрос № 352
К особенностям философских проблем могут быть отнесены …
☑ предельность ☐ конкретность ☑ всеобщность ☐ образность ☑ вечность
Всеобщее в системе «мир – человек», составляющее предмет философского познания, является предметным основанием проблем философии. Эти проблемы всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского знания охватывают мир в целом – в этом выражается их всеобщность. Предельная широта философских проблем связана с их фундаментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру. Философские проблемы «вечны» в том смысле, что они всегда сохраняют свое значение: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы.
Вопрос № 353
Основными гносеологическими подходами к вопросу о познаваемости мира являются …
☐ гедонизм ☑ гностицизм ☑ агностицизм ☐ идеализм
Гносеология – раздел философии о познании. В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира в нем выделяют гносеологический оптимизм и агностицизм. Сторонники гносеологического оптимизма утверждают, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. Агностики утверждают, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах (Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. М, 2001. С. 208).
Вопрос № 354
К монистическим моделям мира относятся философские направления …
☑ материализма ☑ идеализма ☐ дуализма ☑ гилозоизма ☐ плюрализма
Идеализм, как и материализм, относится к монистическим моделям мира, признающим существование единого начала – либо материального, либо духовного. Материализм считает, что первична материя, что она порождает сознание в процессе своего изменения и развития. Идеализм исходит из первичности духа по отношению к материи. Пантеизм – учение, в котором отождествляются Бог и мир. Бог представляется как безличный дух, растворённый в природе, слитый с нею.
Вопрос № 355
К мировоззренческим принципам философии Возрождения относятся…
☑ гуманизм ☐ пессимизм ☑ пантеизм ☑ антропоцентризм ☐ аскетизм ☑ прометеизм
К мировоззренческим принципам философии Возрождения XV–XVI вв. относятся идеи, связанные с понятийными достижениями поздней схоластики, с одной стороны, и новой картиной мира – с другой: антропоцентризм, пантеизм, гуманизм, прометеизм (Петрарка, Пико делла Мирандола, Лоренцо Вала, Мишель Монтень и др.). Антропоцентризм – представление о человеке как творце собственной жизни и центре мироздания: человеческая свобода стоит выше всякой природной необходимости и делает его равным Богу. Пантеизм (pan – все, theos – бог) – учение, отождествляющее Бога и мир, растворяющее Бога в природе: природа является божественным, одушевленным, наделенным всеми необходимыми силами первоначалом вещей. Гуманизм – любовь к человеку – видит предназначение человека в самореализации, в «сотворении» самого себя заново как гармонического единства божественного и природного, небесного и земного. Прометеизм – культ творческой деятельности (Прометей – мифический герой, символ зарождения культуры), наделяющий не только созерцательно-духовную, но и чувственно-предметную деятельность человека сакральным (священным) смыслом, что определяет эстетическую, а не нравственно-этическую (в отличие от Средневековья) направленность культуры Ренессанса.
Вопрос № 356
Социальное развитие, по К. Марксу, есть смена исторических типов – общественно-экономических формаций. Установите правильную последовательность формаций.
● Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов ● Ответ неверный! ● Вы неверно установили последовательность формаций. Социальное развитие, по К. Марксу, диалектично, то есть представляет собой переход общества от простого состояния к сложному (в результате развития частнособственнических отношений), а затем – от дифференцированного к всеобщему (в результате «снятия» противоречия между индивидуальным и общественным трудом). ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как сконструирован неполный ответ из предложенной неупорядоченной последовательности элементов. ● Закрыть данную подсказку. ● первобытная ● феодальная ● рабовладельческая ● коммунистическая ● капиталистическая ● //
Социальное учение К. Маркса (соч. «Капитал») основано на историческом и диалектическом материализме, в соответствии с которым основой исторических изменений выступает способ производства материальных благ, а в качестве ведущей тенденции истории выступает поступательное развитие – общественный прогресс как движение к свободе, предполагающее нарастание материального и духовного богатства жизни. Развитие социального бытия диалектично – от первоначально простого, нерасчлененного (доисторического) состояния общество движется к сложному, дифференцированному и антагонистически классовому (историческому), а затем – в результате развития производительных сил и постепенного «снятия» отчуждения человека от труда – к бесклассовому (постисторическому). К. Маркс выделил следующие формации: 1) первобытная – общество, для которого характерен низкий уровень развития производительных сил, зависимость от природы, охота и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности, отсутствие частной собственности и эксплуатации человека человеком; 2) рабовладельческая – первая антагонистическая формация, где с переходом к производящему хозяйству используется труд рабов, а прибавочный продукт полностью присваивается собственником; 3) феодальная – общество, в котором используется труд крепостных крестьян, находящихся в личной зависимости от землевладельцев, но при этом заинтересованных в результатах труда в связи с появлением излишков производства; 4) капиталистическая, основанная на машинном производстве и труде наемных рабочих, которые, не владея средствами производства, находятся в экономической зависимости от собственников средств производства; 5) коммунистическая – общество будущего, для которого характерен высокий уровень развития производительных сил, общественная собственность на средства производства, свободный труд и отсутствие эксплуатации.
Вопрос № 357
Установите соответствие между антропологическими понятиями и направлениями современной западной философии. 1. Проекция и сублимация 2. Заброшенность и абсурд 3. Бинарность и символ 4. Деконструкция и коммуникация
Задание на соответствие, палим «решение»
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.
Закрыть данную подсказку.
Ответ неверный!
Правильно выбрав направления, Вы неверно установили соответствие между ними и антропологическими понятиями.
Закрыть данную подсказку.
Ответ неверный!
В центре внимания «философии жизни» – понятия «жизнь» (иррациональный поток становления) и «воля» (первичное основание мирового процесса и человеческой деятельности). Ф. Ницше противопоставляет «волю к жизни» – инстинкт самосохранения «воле к власти» – стремлению к признанию, вступающему в противоречие с инстинктом самосохранения. Неравномерность распределения воли к власти среди людей предопределяет их разделение на два типа: «господ» и «рабов». Высший тип человека – «сверхчеловек» – способен максимально реализовать волю к власти в новой, свободной и творческой, сущности. Волюнтаризм выделяет «философию жизни» среди других направлений.
Закрыть данную подсказку.
постмодернизм
экзистенциализм
«философия жизни»
психоанализ
структурализм
//
Современные антропологические концепции представляют разнообразие трактовок человека и его сущности. Психоанализ рассматривает человека как противоречивое единство сознательного и бессознательного. Проекция – это восприятие собственных психических процессов как свойств внешнего объекта в результате перенесения на него своих внутренних импульсов и чувств. Проекция играет большую роль в процессе формирования психики в раннем детстве, когда отсутствует четкая дифференциация между «Я» и внешним миром, и лежит в основе архаичных антропоморфных представлений о мире. Сублимация – психический процесс преобразования и переключения энергии бессознательных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Сублимация – один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению, – лежит в основе социализации (процесса формирования личности). Экзистенциализм характеризует человека как экзистенцию (существование, «здесь-бытие»), сущностью которой является «заброшенность» в мир, случайность, непредопределенность, что делает человека существом открытым, одиноким и свободным. Ощущение случайности бытия создает абсурд (отсутствие высшего смысла) – единственно возможный тип взаимодействия между личностью и миром. Попыткой преодоления абсурда является трансцендирование (выход за пределы наличного бытия), построение собственной системы ценностей в поисках смысла; выбор ценностей всегда индивидуален, и только сам человек несет ответственность за свой выбор. Структурализм и структурная антропология (К. Леви-Строс, Ж. Лакан) утверждает бинарность (двойственность) в качестве основного принципа структурной организации человека как культурного существа, поскольку человеческое бытие изначально противоречиво: оно находится между жизнью и смертью, своим и чужим, сознательным и бессознательным и т.д. Первобытные культуры сохранили способ гармоничного сочетания противоречий в дологической структуре мифа. Символ (миф и язык) есть основное выражение сущности человеческого бытия; ему, с одной стороны, противостоит «реальное», к которому у человека нет непосредственного выхода, с другой – «воображаемое» – область неустойчивых субъективных образований. Ключевыми понятиями постмодернизма, сформировавшегося под влиянием информационной культуры (производства знаков, символов, информации), являются деконструкция (отказ от идей целого, универсального, абсолютного) и коммуникация (разговор, общение с целью создания и пересоздания разнообразных систем – «текстов» или «дискурсов»). Постмодерн вообще отрицает какую-либо реальность вне сферы коммуникации и производит реорганизацию, декомпозицию, размывание контуров, деперсонализацию т.н. «жизненного мира». Текущая действительность характеризуется как «перфоманс» – ситуативность, а сфера культуры – как «симулякр» – творческий монтаж имитированной реальности.
Вопрос № 358
Представитель русского космизма В.И. Вернадский… Продолжение »
Нашёл Бога! Концепция МикроКосмоса!
Микрокосм
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Микрокосм или микрокосмос (от греч. ;;;;;;, малый, и от греч. ;;;;;;, порядок, мир, вселенная) — в античной натурфилософии понимание человека как вселенной (макрокосм) в миниатюре. Эта концепция известна во многих развитых мистических учениях и служит основой для множества метафизических теорий, согласно которым процессы, происходящие внутри человека, аналогичны вселенским процессам и подчиняются тем же самым законам. Концепция аналогии микрокосма и макрокосма усматривается также мифологами в космогонических мифах о создании мира из тела Первочеловека. В современном мире микрокосмосом считаются молекулы, атомы и более маленькие частицы как структура вселенной (макрокосм) в миниатюре.
Содержание
1 История
2 Многослойная конституция микрокосма
2.1 Трёхчастная конституция
2.2 Микрокосм в каббале
3 См. также
4 Примечания
Выделяются две линии философских рассуждений в рамках концепции микрокосма: аргументация от макрокосма к микрокосму и аргументация от микрокосма к макрокосму. В первом случае (например, вариант Демокрита) в человеке нет ничего, кроме космических элементов, что приводит к натуралистической антропологии. Во втором случае нередко постулируется существование космической души или ума, как это можно наблюдать, например, у Гераклита, Анаксагора, Платона и в стоицизме. Эта космическая душа часто отождествляется с имманентным панкосмическим богом.
Какое место в мире занимает бог, такое в человеке — дух, какое в мире — материя, такое в нас — тело.
— Сенека, Письма, 65, 24
В этом случае познание мира или божества нередко выступает как самопознание. Так, например, Гераклит, говоря о своих занятиях натурфилософией, утверждал: «Я искал самого себя». В раннем христианстве эта линия продолжается Оригеном: «Знай, что ты — иное мироздание в миниатюре, и что в тебе — солнце, луна и все звёзды», однако ввиду того, что концепция подобия микрокосма и макрокосма, чревата еретическим пантеизмом, это учение остается за пределами основных ортодоксальных средневековых систем.
Видения Хильдегарды из Бингена (XII в.) также приближаются к концепции подобия человека вселенной, поскольку в этих работах устанавливаются детальные соответствия между движениями небесных тел, ветрами, элементами, жидкостями и телесными и душевными состояниями человека. В средневековой еврейской философии (каббала, Ибн Гебироль, «Микрокосм» Иосифа ибн Заддика — ок. 1140 г.) параллелизм макрокосма и микрокосма носят мистический характер.
Но особенный расцвет идея подобия вселенной и человека переживает в Эпоху Возрождения. Она служит обоснованием новой антропологии у Пико делла Мирандолы («О достоинстве человека»), приводит Кардано, Кампанеллу и Бруно к представлениям о всеобщей одушевлённости природы в натурфилософии и присутствует в медико-магико-алхимическом оккультизме Агриппы Неттесгеймского («Оккультная философия») и Парацельса («Макрокосм и человек суть одно» — Paragran C 2).
В эпоху механицизма XVII—XVIII веков учение о макрокосме и микрокосме отвергается научным знанием, но в то же время Лейбниц придал онтологический статус понятию микрокосма в своей монадологии (каждая монада есть отражение универсума). Некоторое возрождение учения можно наблюдать в немецком неогуманизме Гердера и Гёте, а также в романтизме, особенно в учении Шопенгауэра о мировой воле. Далее эта концепция была воспринята теософами конца XIX — начала XX в. и в дальнейшем интерес к учению о макрокосме и микрокосме поддерживался интересом к оккультизму.
Многослойная конституция микрокосма
Что есть человек? Состоит ли он только из кожи, плоти, костей и жил? О нет! Действительный человек состоит из Души, а всё то, что называется кожей, плотью, костями и жилами, — лишь покров, внешняя оболочка, а не сам Человек. Когда человек умирает, он снимает с себя все эти одежды, в которые облачён. Но это лишь внешние одежды, ибо во внутреннем скрывается глубокая тайна Небесного Человека.
— «Зогар»
В представлении оккультных учений герметизма в конституции человека различаются три основных плана: физический (телесный, материальный), душевный и духовный.
Физический план — не только само тело как таковое, но и относят к этому же плану особую, наиболее «плотную» часть души, т. н. жизненное тело[1] (или эфирное тело), которое каббалисты называют словом нефеш[2]. Жизненное тело часто описывают как призрачную точную копию тела физического. Ему приписывают заботу о функциях организма, на которые сознание редко обращает внимание, или которые не может контролировать вовсе. Таковы, например, кровообращение, сердцебиение, дыхание, регенерация, рост и т. п. Когда человек заболевает, его жизненное тело «становится более прозрачным и истощённым в той степени, в какой видимое тело являет свою исхудалость», — говорит М. Гендель.
Душа (руах в каббале) — (иногда это начало подразделяют на тело желаний и ум, желая выделить последний) — место, где расположено изменчивое и беспокойное я, которое человек знает и в котором себя осознаёт, и именно тело желаний побуждает человека искать чувство удовлетворения.
Тело желаний видится духовным зрением как яйцеобразное облако, простирающееся от шестнадцати до двадцати дюймов за физическое тело. Оно выше головы и ниже подошв, так что плотное тело сидит в центре этого яйцевидного облака подобно желтку в центре яйца. Когда мы смотрим духовным зрением, мы видим, что в теле желания существует множество кружащихся вихрей. Мы уже объясняли, что характеристикой вещества желания является постоянное движение; и из главного вихря в области печени к периферии этого яйцевидного тела льётся бьющий поток, который возвращается в центр через множество других вихрей. Тело желаний окрашено всевозможными известными нам цветами и оттенками и большим числом других, не поддающихся описанию нашим земным языком. Эти цвета меняются в каждом человеке в соответствии с его характерными чертами и темпераментом, они также меняются время от времени, как меняется его настроение, пристрастия и эмоции.
— Макс Гендель, «Мистерии розенкрейцерев»
Дух — истинное я человека, наиболее возвышенное, бессмертное начало. В каббале дух подразделяется на Йехида, что значит Единственный, Уникальный, Действительное я (также Хабс или Звезда[3]), Хиа, то есть Воля или Творческий принцип, Нешама, то есть интуиция и способность понимать Волю Хабс.
Трёхчастная конституция человека представляется также в христианском мистицизме.[4]
Микрокосм в каббале
В каббале строение микро- и макрокосма раскрывается в системе пяти миров.
Многослойная конституция человека описывается также в индуизме, тибетском буддизме и теософии. (См. статью Тонкие тела).